ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация затрат (управленческий учет)



Признаки классификации Виды затрат
По целесообразности осуществления - производительные - не производительные
По экономическому содержанию - Прямые - Косвенные
По способу включения в расчет финансового результата - Основные - накладные
По степени влияния на взаимосвязь, «финансовый результат – выручка». - Переменные - Постоянные
По роли при принятии управленческого решения - Безвозвратные (потери) - Вмененные (экономические) - Планируемые (релевантные) - Приростные - Маржинальные - Предельные - Регулируемые и др.

 

 

Директ-костинг ……

График безубыточности

 

 

 


График безубыточности наглядно демонстрирует, как можно рассчитать следующие важнейшие финансовые характеристики.

Расчет маржинального дохода (МД) выполняется следующим образом:

,

где:

S- объем продаж товарной продукции;

CV - сумма переменных затрат;

- сумма постоянных затрат;

Р – прибыль;

Точка, при которой выручка покрывает переменные и условно-постоянные затраты, т.е. отсутствует, но прибыли нет, называется порогом рентабельности (ПР) или критической точкой продаж при определенной цене и структуре затрат.

Порог рентабельности может быть определен по формуле:

.

где:

р ед – цена единицы продукции;

N – объем продаж в натуральных единицах.

В натуральных единицах критический объем составит:

Тогда справедливо:

 

Совокупные затраты (СЕБЕСТОИМОСТЬ)

Себестоимость, это либо совокупность затрат либо сумма затрат (регламентированная государством форма):

1. Регламентированная государством форма включения затрат в части расходов для расчета налогооблагаемой прибыли. (Регламентированная себестоимость всегда будет меньше совокупных затрат и не объективно характеризует финансово - хозяйственной деятельности).

2. Себестоимость, включающая совокупные затраты применяется для принятия управленческих решений, реализации ценовой политики и т.п.

 

Объекты калькулирования себестоимости

 

Группировка:

- По видам производства (основное, вспомогательное)

- По месту возникновения (подразделения)

- По видам продукции

 

                 
   
От детали к изделию
 
 
   
Производство запасных частей
 
   
Судостроение
 
   
Машиностроение
 
   
Инструменты
 
 
   
Заказ
 
Ремонт, монтаж
 
   
При последовательной технологии
 
 
   
Химический процесс
 
   
Добыча
 
   
Метталургия
 
 
     
Ремонт, монтаж

 


Современные виды себестоимости:

- Ограниченная;

- Производственная;

- Полная.

Формы себестоимости:

- Плановая (максимально допустимая);

- Нормативная (при наличии нормативного хозяйства);

- Фактическая.

ГРУППИРОВКА МЕТОДов Определения цен на продукцию для планирования

Существуют различные методики определения цен на продукцию, которые можно сгруппировать следующим образом:

1. Определение цен на продукцию с ориентацией на затраты.

2. Определение цен на продукцию на основе ориентации на полезность.

Определение цен на продукцию с ориентацией на потребительный спрос.

Определение цен на продукцию с ориентацией на конкуренцию.

5. Многофакторные Методики определение цен на продукцию.

Каждая из методик содержит ряд методов.

 

Методы определение цен на продукцию с ориентацией на затраты

Сущность методов определение цен на продукцию, работы и услуги с ориентацией на затраты заключается в том, что в качестве основного фактора влияющего на цену продукции рассматриваются затраты производителя, а потребительные свойства продукции не принимаются во внимание.

Цена на продукцию представляет собой сумму затрат и прибыли, поэтому производителю, стремясь получить максимальную прибыль при наличии определенных границ по цене, необходимо в первую очередь оценить затраты. Оценка затрат является ключевым элементом данной методики.

Группа методов определения цен на продукцию с ориентацией на затраты включает:

1. Метод определения цен на продукцию на основе полных затрат;

2. Метод определения цен на продукцию на основе переменных затрат;

3. Метод определения на продукцию на основе структурных аналогий;

4. Метод определения на продукцию на основе графика безубыточности;

5. Метод определения на продукцию с ориентацией на сумму покрытия;

6. Метод определения на продукцию на основе кривой освоения.

1.1. Метод определения цен на продукцию на основе полных затрат

Данный метод предусматривает определение полных затрат на единицу продукции.

 

или

Например, необходимо рассчитать отпускную цену на планируемый период, если С (полные затраты) = 2100 д.е., d (доходность) = 6%, S (объем продаж в натуральных единицах) = 100 изделий.

Тогда: p = (2100 /100) * (1 + 0,06) = 22,26 д.е. (отпускная цена).

В России этот прием является самым распространенным, так как многие экономисты продолжают считать этот прием самым справедливым и прозрачным. На самом деле в условиях рынка это иллюзия, так как прием вынуждает калькулировать полные затраты на единицу продукции включая постоянные затраты, что в условия меняющегося объема продаж приводит к существенному искажению отпускной цены.

Например, предприятие в ходе реализации плана получило дополнительный заказ на 30 изделий.

тогда: полные, казалось бы, затраты составят:

С = (22,26 / (1+0.06)) * 130 = 2730 д.е.,

а прибыль составит:

Р = (22,26 * 130) – 2730 = 163,8 д.е. (d = 6%).

Однако, если учесть, что в составе полных затрат имеется 40% постоянных затрат, на самом деле результат следующий:

С = (22,26 / (1+0.06)) * 100 + (22,26 /(1+0.06)) *0,6 * 30 = 2478 д.е.,

При этом прибыль составит:

Р = (22,26 * 130) – 2478 = 415,8 д.е. (d = 17%).

Таким образом, в рыночных условиях, данный прием неэффективен.

 

1.2. Метод определения цен на продукцию на основе переменных затрат

 

Например, на предприятии принят план, по которому установлены следующие параметры:

 

Статьи затрат Всего На единицу продукции
Количество изделий шт.  
Объем продаж д.е.  
Затраты переменные д.е. 12,6
Затраты постоянные д.е.  
Затраты полные д.е.  
Прибыль (6%) д.е.  
Цена д.е. 22,26  

Допустим в процессе реализации получен дополнительный заказ, тогда для выполнения запланированного объема прибыли можно ограничиться ценой за единицу изделия на уровне переменных затрат, т.е. 12,6 д.е.

Таким образом, для определения цены на продукцию необходимо иметь представление об устойчивой части производственной программы, которая будет покрывать постоянные затраты полностью, включая те которые приходятся на дополнительные заказы.

Недостатки данного приема те же что у предыдущего, но при этом появляется возможность маневрирования ценами для дополнительных заказов.

 

1.3. Метод определения цен на продукцию на основе структурных аналогий

Сущность метода заключается в выборе драйвера в форме коэффициента. Наиболее часто в качестве базы драйвера используются следующие факторы:

- Прямая заработная плата;

- Выработка на одного рабочего или трудоемкость;

- Производительность основного или лимитирующего оборудования;

- Расход основного сырьевого ресурса и др.

где:

p 1 = цена на новую продукцию;

С 1i = значение базы i – го количественного драйвера (например, затраты на производство новой продукции по основному сырью или заработной платы и т.п.);

UC ai = удельный вес базы i – го драйвера в суммарных затратах по аналогичному виду продукции;

.d – планируемая доходность.

В качестве базы драйвера может служить как количественный, так и качественный фактор (например: выработка, фондоотдача и т.п.).

Данный прием может быть использован при производстве сложного и уникального оборудования, а также для определения скользящих цен в договорах.

Например: В договоре предусмотрена скользящая цена в зависимости от изменения переменных затрат и следующие параметры:

- базисная цена единицы продукции, p0 = 60 д.е.;

- удельный вес переменных затрат в цене продукции, UCV 0 = 0,4.

- доходность, d = 6%.

Требуется определить корректировку скользящей цены, если в ходе выполнения заказа изменились цены на энергоносители, что повлияло на рост переменных затрат в целом на 3%.

.p 1 = 60 + (60 * 0,4 * 1,03 * 1,06) - (60 * 0,4) = 62,2 д.е.

(корректировка скользящей цены +2,2 д.е. или 3,67%).

 

1.4. Метод определения цен на продукцию на основе графика безубыточности

График безубыточности позволяет оценивать зависимость цены от уровня затрат, объема товарной продукции и прибыли, что в свою очередь позволяет определить стратегическое направление финансово-хозяйственной деятельности.

Например: принято решение выпускать 500 шт. изделий, переменные затраты на одно изделие составляют 50 д.е., полные постоянные затраты составляют 20000 д.е., доходность запланирована в размере 6%, тогда цена единицы составит:

P ед = (20000 / 500 + 50)*(1+0,06) = 95,4 д.е.

Однако, в результате изучения спроса на изделие, очевидно, что цена не должна быть более 85 д.е., снизить затраты возможности нет, тогда необходимо определить критический объем производства:

N min =20000 / (85 – 50) = 572 шт.

Решение окончательного принимается после анализа производственных мощностей и резервов по интенсификации или экстенсификации производственных ресурсов.

 

1.5. Метод определения цен на продукцию с ориентацией на сумму покрытия

Сущность метода заключается в том, чтобы подобрать сумму покрытия постоянных затрат и плановой прибыли. Сумма покрытия соответствует маржинальному доходу.

Очевидно, условием покрытия является:

Прием сводиться к анализу и последовательному подбору предполагаемых цен, объема производства и переменных затрат на производство единицы продукции.

Например: Постоянные затраты составляют 30000 д.е., переменные затраты на ед. продукции – 50 д.е., задание по прибыли – 2000 д.е. и имеются следующие предложения от покупателей:

 

1.6. Метод определения цен на продукцию на основе кривой освоения

Сущность метода заключается в том, что с увеличением объема в процессе освоения относительно снижаются: во первых - постоянные затраты на ед. продукции, во вторых - переменные в результате отработки технологии и совершенствования мастерства.

Учитывая эту закономерность цену можно применить трендовый метод, используя формулу средней гармонической взвешенной величины.

где:

x гвз = средняя гармоническая взвешенная величина;

x i = значение вариантов;

m = взвешивающая функция (частота).

Например, имеется вариационный ряд:

Средняя гармоническая взвешенная величина СV на ед. продукции равна: (1060 / 20,59 = 51,48 д.е.)





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.021 с.)