Управленческий учет - эффективная Системы управления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управленческий учет - эффективная Системы управления



РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Управленческий учет - эффективная Системы управления

Еще в 50-х годах в экономически развитых странах возникла потребность в эффективной системе оперативной информации о доходах и затратах, отвечающей запро­сам аппарата внутрифирменного управления в многоуровне­вых производственно-хозяйственных системах.

Управленческий учет не следует недооценивать, рассматривая его как чисто некий учет. Ключевое слово в прикладной экономической науке Управленческий учет – управление, так как управленческий учет предусматривает использования приемов и методов планирования, организации управления, анализа, логики, диалектики, математики, статистики, психологии.

Главная цель Управленческого учета – эффективное управление, определила структуру управленческого учета:

1. учет доходов и затрат;

2. калькулирование себестоимости и финансового результата;

3. планирование доходов, затрат и экономических результатов;

4. анализ и контроль доходов, затрат и экономических результатов;

5. выработка оптимальных управленческих решений и др.

Чтобы внедрить эффективный Управленческий учет на предприятии, необходимо создать ряд организационных, управленче­ских, информационных, учетно-аналитических систем.

Сущность Управленческого учета

При современном уровне рыноч­ных отношений неизмеримо усложняется управление предпри­ятием, что ведет не просто к возрастанию роли управления, а к каче­ственным изменениям в методах управления.

В результате довольно быстро происходит процесс интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования и контроля в единую систему сбора, обработки информации и принятия на ее основе управленческих решений. Эта система ориентируется на достижение не только текущих целей в виде объема производства, получения прибыли, но и достижение стратегических целей: выживание в условиях конкуренции, стабильное финансовое состояние, сохранение рабочих мест и т.д. Функционирование такой системы в экономически развитых странах определяют термином «управленческий учет» (management accounting — англ.).

Таким образом Управленческий учет—это система учета, экономического анализа, планирования затрат с целью оперативного при­нятия управленческих решений для оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия.

В отече­ственной практике, до настоящего времени, из теории управленческого учета нашли при­менение только:

- учет по объектам калькулирования;

- нормативный учет.

Это связано с ошибочным отождествлением в Российской Федерации управленческого учета и бухгалтерского (финансового учета).

Управленческий учет это, кроме синтеза первичных документов и аналогичной информации, еще и экономический анализ, планирование и управ­ление в режиме мониторинга, а также принципиальная иная организационная структура управления.

Сравнение свойств финансового (бухгалтерского) и управленческого учета

 

  Свойства   Финансовый (бухгалтерский) учет     Управленческий учет
Цель учета Предоставление информации для внешних пользователей, составление финансовой регламентированной отчетности. Формирование и анализ информации для управленческих решений.
Концепция учета Показать «как это было». Показать «как это должно быть».
Пользователи учета Внешние пользователи. Менеджмент, собственники.
Степень риска при использовании для принятия решений Высокая. Удовлетворительная.
Пригодность для экономического анализа. Низкая. Удовлетворительная.
Регламентация учета Государственная регламентация. Инициативная регламентация.
Структура учета Регламентированный план счетов. Инициативная структура.
Периодичность отчетности Регламентированная периодичность (квартал-год). Не регламентированная периодичность, (удовлетворительной считается менее месяца).
Объект учета Юридическое лицо как целое. Подразделения, центры ответственности.
Используемые единицы измерения Денежные единицы. Денежные, натуральные и условные единицы.
Достоверность учета Документально подтвержденные факты. Документально подтвержденные факты и любая другая полученная информация пригодная для принятия управленческого решения.
Защита информации Подлежит раскрытию. Представляет собой коммерческую тайну.
Организация учета Бухгалтерия. Самостоятельная функциональная структура.

 

Проблема внедрения управленческого учета в России

Проблема внедрения управленческого учета в России заключается в отсутствие опыта, школы и как следствие квалифицированных специалистов. В результате возникают следующие проблемы:

1. В организациях (на предприятиях) наивно считают, что главная задача бухгалтера (бухгалтерии) - подготовка отчетов для налоговой инспекции и минимизация налоговых платежей. Однако этого недоста­точно для эффективной финансово-хозяйственной деятельности организации. Для этого, менеджер должен иметь полную и ясную картину финансового состояния организации, что невозможно сделать без отлаженного и эффективного управленческого учета.

2. При внедрении управленческого учета бухгалтерская служба, как правило, хорошо разбираясь в правилах финансового и налогового учета, механически перено­сит его принципы на управленческий учет. В результате, вместо информации особого рода, менеджеры получают информацию мало, чем дополняющую финансовую отчетность.

3. Часто руководитель организации наивно считает, что его практический опыт позволяет принимать оптимальные управленческие решения, а внедрение управленческого учета напрасная затея.

Накопленный мировой опыт управления организацией в рыночных условиях свидетельствует о том, что управленческий учет способен создать условия для по­вышения эффективности управления, но это неизбежно должно сопровождаться изменениями в организации управления.

Главное правило управленческого учета - это выделение из всей массы информации именно той, которая наиболее полно отражает специфи­ку данного предприятия и позволяет выявлять проблемы и резервы финансо­во-хозяйственной ситуации в режиме мониторинга. Поэтому внедрение управленческого учета, начинать следует с реализации следующих мероприятий:

- определения совокупности показателей необходимых для принятия управленческих решений;

- группировка показателей на основные и вспомогательные;

- формирование организационной структуры и центров финансовой ответственности;

- формулирования требований к управленческой отчетности и определение периодичности отчетов;

- определения направлений коммуникационных потоков;

- разработка системы эффективной мотивации.

Одной из наиболее распространенных ошибок внедрения управленческого учета является делегирование функций по организации управленческого учета главному бухгалтеру. Лицо, ответственное за финансовый учет - главный бухгалтер будет главным образом уделять внимание бухгалтерскому (финансовому) учету и оптимизации налоговых платежей. Поэтому для ведения управленческо­го учета необходимо создание специального структурного подразделения. При этом руко­водитель подразделения не должен непосредственно подчиняться главному бухгалтеру, в противном случае система управленческого учета не будет приоритетной, что незамедлительно скажется на эффективности управления.

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

бюджет - это сбалансированный и скоординированный по всем подразделениям (центрам ответственности) план в денежном и натуральном выражении, который подготовлен для оп­ределенного периода.

Бюджет чаще всего составляются на огра­ниченный период, обычно не более чем на год, с подразделением на более короткие периоды: квартал, месяц, неделя.

Бюджет определяет:

- планируемый результат и эффективность, которые должны быть достигнуты;

- затраты, которые долж­ны быть выдержаны в течение этого периода;

- потребность в капитале, который необхо­димо привлечь для достижения цели;

- оптимальную структуру капитала;

- оптимальную цену на выпускаемую продукцию;

- необходимую численность персонала при определенном уровне заработной платы;

- координацию различных видов деятельности, подразделе­ний и отдельных работников;

- контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дис­циплины;

- и многие другие параметры, которыми необходимо руководствоваться при принятии финансово-хозяйственных решений в планируемом периоде.

Конкретную структуру бюджета выбирает разра­ботчик с учетом индивидуальных особенностей предприятия, для которого он составляется. Однако всегда нужно следовать основному правилу: информация, содержащаяся в бюджете, долж­на быть точной, определенной и пригодной для использования, насколько это возможно.

бюджет (ГЛАВНЫЙ БЮДЖЕТ) состоит из двух основных бюджетов - оперативного и финансового.

ОПЕРАТИВНЫЙ БЮДЖЕТ, или иначе текущий бюджет, показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производ­ства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений организации. Оперативный бюджет включает в себя:

- БЮДЖЕТ ПРОДАЖ.

- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

- БЮДЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ.

- БЮДЖЕТ ТРУДОВЫХ ЗАТРАТ.

- БЮДЖЕТ ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАСХОДОВ.

- БЮДЖЕТ коммерческих И АДМИНИСТРАТИВНЫХ РАСХОДОВ.

- БЮДЖЕТ РАСХОДОВ ПО ПРОДАЖЕ (КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ).

Финансовый бюджет — это план, в котором отражаются предполагаемые источники финансовых средств и направления их использо­вания.

Финансовый бюджет включает:

- бюджет капитальных за­трат;

- бюджет денежных средств;

- бюджет финансового результата;

- прогноз баланса.

 

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ

Затраты, это стоимость материальных и трудовых ресурсов необходимых для производства той ли иной продукции, работы или услуги с целью получения прибыли, которая должна быть компенсирована.

Затраты без компенсации становятся потерями.

Категории затрат

В свою очередь затраты подразделяются на:

Экономические затраты – затраты при наилучшем использовании ресурсов, с максимальной выгодой (затраты упущенных возможностей).

Бухгалтерские затраты – фактические документированные затраты по рыночным ценам.

Издержки – Компенсационные затраты и потери включая затраты на социальные нужды.

Расходы - затраты определенного периода (регламентируются законодательством).

Если затраты > расходов возникают «запасоемкие затраты» и завышается прибыль к налогообложению.

Объект затрат – подразделение, договор и др. по которому собираются данные о затратах. (По объекту затрат определяют метод калькулирования себестоимости (позаказный, попроцессорный, попередельный и др.).

Носитель затрат – виды продукции по которым определяется себестоимость продукции.

Место возникновения затрат – структурные единицы, которые служат для распределения затрат на постоянные и переменные.

Сущность методов определение цен на продукцию, работы и услуги с ориентацией на затраты заключается в том, что в качестве основного фактора влияющего на цену продукции рассматриваются затраты производителя, а потребительные свойства продукции не принимаются во внимание.

Цена на продукцию представляет собой сумму затрат и прибыли, поэтому производителю, стремясь получить максимальную прибыль при наличии определенных границ по цене, необходимо в первую очередь оценить затраты. Оценка затрат является ключевым элементом данной методики.

Группа методов определения цен на продукцию с ориентацией на затраты включает:

1. Метод определения цен на продукцию на основе полных затрат;

2. Метод определения цен на продукцию на основе переменных затрат;

3. Метод определения на продукцию на основе структурных аналогий;

4. Метод определения на продукцию на основе графика безубыточности;

5. Метод определения на продукцию с ориентацией на сумму покрытия;

6. Метод определения на продукцию на основе кривой освоения.

1.1. Метод определения цен на продукцию на основе полных затрат

Данный метод предусматривает определение полных затрат на единицу продукции.

 

или

Например, необходимо рассчитать отпускную цену на планируемый период, если С (полные затраты) = 2100 д.е., d (доходность) = 6%, S (объем продаж в натуральных единицах) = 100 изделий.

Тогда: p = (2100 /100) * (1 + 0,06) = 22,26 д.е. (отпускная цена).

В России этот прием является самым распространенным, так как многие экономисты продолжают считать этот прием самым справедливым и прозрачным. На самом деле в условиях рынка это иллюзия, так как прием вынуждает калькулировать полные затраты на единицу продукции включая постоянные затраты, что в условия меняющегося объема продаж приводит к существенному искажению отпускной цены.

Например, предприятие в ходе реализации плана получило дополнительный заказ на 30 изделий.

тогда: полные, казалось бы, затраты составят:

С = (22,26 / (1+0.06)) * 130 = 2730 д.е.,

а прибыль составит:

Р = (22,26 * 130) – 2730 = 163,8 д.е. (d = 6%).

Однако, если учесть, что в составе полных затрат имеется 40% постоянных затрат, на самом деле результат следующий:

С = (22,26 / (1+0.06)) * 100 + (22,26 /(1+0.06)) *0,6 * 30 = 2478 д.е.,

При этом прибыль составит:

Р = (22,26 * 130) – 2478 = 415,8 д.е. (d = 17%).

Таким образом, в рыночных условиях, данный прием неэффективен.

 

1.2. Метод определения цен на продукцию на основе переменных затрат

 

Например, на предприятии принят план, по которому установлены следующие параметры:

 

Статьи затрат Всего На единицу продукции
Количество изделий шт.  
Объем продаж д.е.  
Затраты переменные д.е. 12,6
Затраты постоянные д.е.  
Затраты полные д.е.  
Прибыль (6%) д.е.  
Цена д.е. 22,26  

Допустим в процессе реализации получен дополнительный заказ, тогда для выполнения запланированного объема прибыли можно ограничиться ценой за единицу изделия на уровне переменных затрат, т.е. 12,6 д.е.

Таким образом, для определения цены на продукцию необходимо иметь представление об устойчивой части производственной программы, которая будет покрывать постоянные затраты полностью, включая те которые приходятся на дополнительные заказы.

Недостатки данного приема те же что у предыдущего, но при этом появляется возможность маневрирования ценами для дополнительных заказов.

 

1.3. Метод определения цен на продукцию на основе структурных аналогий

Сущность метода заключается в выборе драйвера в форме коэффициента. Наиболее часто в качестве базы драйвера используются следующие факторы:

- Прямая заработная плата;

- Выработка на одного рабочего или трудоемкость;

- Производительность основного или лимитирующего оборудования;

- Расход основного сырьевого ресурса и др.

где:

p 1 = цена на новую продукцию;

С 1i = значение базы i – го количественного драйвера (например, затраты на производство новой продукции по основному сырью или заработной платы и т.п.);

UC ai = удельный вес базы i – го драйвера в суммарных затратах по аналогичному виду продукции;

.d – планируемая доходность.

В качестве базы драйвера может служить как количественный, так и качественный фактор (например: выработка, фондоотдача и т.п.).

Данный прием может быть использован при производстве сложного и уникального оборудования, а также для определения скользящих цен в договорах.

Например: В договоре предусмотрена скользящая цена в зависимости от изменения переменных затрат и следующие параметры:

- базисная цена единицы продукции, p0 = 60 д.е.;

- удельный вес переменных затрат в цене продукции, UCV 0 = 0,4.

- доходность, d = 6%.

Требуется определить корректировку скользящей цены, если в ходе выполнения заказа изменились цены на энергоносители, что повлияло на рост переменных затрат в целом на 3%.

.p 1 = 60 + (60 * 0,4 * 1,03 * 1,06) - (60 * 0,4) = 62,2 д.е.

(корректировка скользящей цены +2,2 д.е. или 3,67%).

 

1.4. Метод определения цен на продукцию на основе графика безубыточности

График безубыточности позволяет оценивать зависимость цены от уровня затрат, объема товарной продукции и прибыли, что в свою очередь позволяет определить стратегическое направление финансово-хозяйственной деятельности.

Например: принято решение выпускать 500 шт. изделий, переменные затраты на одно изделие составляют 50 д.е., полные постоянные затраты составляют 20000 д.е., доходность запланирована в размере 6%, тогда цена единицы составит:

P ед = (20000 / 500 + 50)*(1+0,06) = 95,4 д.е.

Однако, в результате изучения спроса на изделие, очевидно, что цена не должна быть более 85 д.е., снизить затраты возможности нет, тогда необходимо определить критический объем производства:

N min =20000 / (85 – 50) = 572 шт.

Решение окончательного принимается после анализа производственных мощностей и резервов по интенсификации или экстенсификации производственных ресурсов.

 

1.5. Метод определения цен на продукцию с ориентацией на сумму покрытия

Сущность метода заключается в том, чтобы подобрать сумму покрытия постоянных затрат и плановой прибыли. Сумма покрытия соответствует маржинальному доходу.

Очевидно, условием покрытия является:

Прием сводиться к анализу и последовательному подбору предполагаемых цен, объема производства и переменных затрат на производство единицы продукции.

Например: Постоянные затраты составляют 30000 д.е., переменные затраты на ед. продукции – 50 д.е., задание по прибыли – 2000 д.е. и имеются следующие предложения от покупателей:

 

1.6. Метод определения цен на продукцию на основе кривой освоения

Сущность метода заключается в том, что с увеличением объема в процессе освоения относительно снижаются: во первых - постоянные затраты на ед. продукции, во вторых - переменные в результате отработки технологии и совершенствования мастерства.

Учитывая эту закономерность цену можно применить трендовый метод, используя формулу средней гармонической взвешенной величины.

где:

x гвз = средняя гармоническая взвешенная величина;

x i = значение вариантов;

m = взвешивающая функция (частота).

Например, имеется вариационный ряд:

Средняя гармоническая взвешенная величина СV на ед. продукции равна: (1060 / 20,59 = 51,48 д.е.)

Планирование материальных затрат

Особенностью планирования материальных затрат является то, что момент возникновения затрат и момент списания затрат на производство очень часто не совпадают по времени, а на складе возникают запасы материалов, сырья и т.п.

Изменение цен, происходящее на рынке на сырье, материалы и т.п. создает проблему, - по какой цене списывать на производство материальные затраты.

Существует 3 метода расчета материальных затрат списываемых на производство:

1. Раньше поступили – раньше списываются (FIFO);

2. Позже поступили – раньше списываются (LIFO);

3. Списываются по средневзвешенной цене.

Первый метод негативно влияет на структуру активов, вызывает относительное отставание в темпах оборачиваемости оборотного капитала и завышение финансового результата против тренда.

Второй метод, искусственно вызывая снижение рентабельности, понуждает к ускоренному росту цен на выпускаемую продукцию (т.к. этот метод часто вызывает необъективное уменьшение текущей прибыли, для внешней отчетности он не применяется).

Третий метод позволяет объективно трансформировать динамику цен на материальные фонды на цены выпускаемой продукции, но требует трудоемкого режима учета цен остаткам материальных фондов.

Ранее для планирования материальных затрат широко применялись нормативные цены. Это было связано с тем, что цены устанавливались государством на долговременной основе и планирование заключалось в элементарном калькулировании. В рыночных условиях цены изменчивы и такой прием невозможен.

Поэтому, наиболее рациональным для планирования затрат в рыночных условиях является нормативно-аналитический метод.

Нормативно-аналитический метод предусматривает расчет нормативных цен на планируемый период при помощи комбинации приемов и методов, используемых в экономическом анализе. В частности: определение средневзвешенной цены предыдущего периода; определение трендового коэффициента, дисконтирование результатов и др.

Например:

Как вариант, используется прием, когда калькулирование осуществляется в стабильной валюте или корзине валют.

Примечание:

Транспортные и другие обязательные и регулярные затраты, связанные с материальными фондами, учитываются в цене.

 

Планирование трудовых затрат

Особенностью планирования трудовых затрат является то, что часть затрат прямо зависит от объема производства продукции, другая часть не зависит от объема продукции, но является регулярной и/или обязательной (отпускные и т.п.), а третья часть не зависит от объема производства продукции и не является регулярной и/или обязательной (сверхурочные, компенсации за простои и т.п.).

Изменение трудовых затрат может зависеть от инфляции, решений правительства, конкурентной борьбы и др. случайных и внешних факторов.

Для целей планирования существует 3 метода расчета трудовых затрат списываемых на производство:

1. По расценке за каждую единицу выпущенной продукции или за отработанное время (Сдельная и повременная оплата труда);

2. При помощи коэффициента к сдельной или почасовой оплате или объему выпущенной продукции или выработки (дополнительная оплата);

3. Прямым счетом по факту события (компенсации).

Например:

Бюджет рабочего времени среднего списочного рабочего составляет:

Показатели Бюджет времени (дн.)
часы Дн.
Количество рабочих дней в планируемом периоде  
Освобождение от работы без сохранения заработной платы  
Прогулы  
ИТОГО продуктивное рабочее время
Отпуск
Бюллетень
Освобождение от работы с сохранением заработной платы 4,5
Простои 3,5
Производственное время

 

Расчет планового фонда оплаты труда среднего списочного рабочего:

Примечание: Предполагается, что ведется нормативное хозяйство. Нормы затрат труда бывают научно обоснованные и опытно-статистическими.

Плановый фонд оплаты труда за один час производственного времени составит (87454,98/1648) = 53,07 д.е.

 

Распределение планового фонда оплаты труда на постоянную и переменную часть для среднего списочного рабочего рационально связывать с гарантированной минимальной заработной платой:

- плановый фонд оплаты труда: 86773,23 д.е.

- постоянная часть: 400,00* д.е.

- переменная часть: 86373,23 д.е.

Примечание:

* на предприятии может быть установлены персональные минимальные заработные платы, превышающие предусмотренные национальным законодательством.

Пример:

Получен заказ на производство партии изделий из 100 штук в течение 5 дней.

Для производства партии изделий по нормативам требуется 350 часов.

Тогда в плановой себестоимости заработная плата рабочих должна составить:

(350*52,65) = 18427,5 д.е.

Коэффициент постоянной части составляет:

350/(1648/12)=2,55

Тогда при плановом фонде оплаты труда рабочих: 18427,5 д.е.:

- постоянная часть: 400*2,55 = 1020,00 д.е.

- переменная часть: 17407,5 д.е.

 

База распределения затрат

Применяемый порядок распределения затрат:

1. прямо списываемые по месту возникновения затрат (аренда здания);

2. распределяемые по месту возникновения затрат (электроэнергия если один счетчик);

Например:

  Виды затрат     База распределения
Затраты прямо списываемые по месту возникновения
Материалы Ведомость выдачи
Заработная плата Ведомость выдачи
Амортизация Учет стоимости основных фондов по инвентарным объектам
Затраты распределяемые по месту возникновения
Отопление Куб.м.
Содержание зданий и территорий Кв.м.
Электроэнергия, вода, газ Характеристики оборудования
Налог на имущество Стоимость активов
Страхование Стоимость основных фондов

 

Наибольшую проблему представляет распределение затрат общего назначения и вспомогательных затрат по подразделениям (центрам ответственности).

Пример:

Котельная имеет затраты - 1200 д.е.

На предприятии имеется 2000 куб. м. отапливаемой площади, в том числе:

Заводоуправление - 400 куб.м.

Цех 1 – 600 куб.м.

Цех 2 - 800 куб.м.

Требуется рассчитать распределение затрат по цехам:

З к = 1200 – (1200* 400/2000)- (1200* 600/2000)- (1200* 800/2000).

Распределенные затраты на отопление:

Заводоуправление – 240; Цех 1 – 360; Цех 2 - 480; Котельная – 120.

Гибкие сметы затрат

Деление затрат на постоянные и переменные (а также и полупеременные) позволяют формировать гибкие сметы затрат.

Пример гибкой сметы

 

нормирование оборотных активов

Нормирование оборотных активов представляет собой расчет научно обоснованного норматива оборотных активов и предваряется расчетом нормативов по каждому элементу оборотных активов в процессе планирования.

Общий норматив оборотных активов устанавливается для минимизации запасов материальных и денежных ресурсов, организации системы экономии материальных ресурсов, создания условий платежеспособности и рентабельности совокупного капитала предприятия.

Для расчета общего норматива оборотных активов на предприятии, предварительно, определяется нормативов по каждому элементу оборотных активов (сырью, материалам, топливу, малоценным и быстроизнашивающихся предметам, незавершенному производству, готовым изделиям на складе, расходам будущих периодов, дебиторской задолженности, денежным средствам и т.п.).

На практике используются три метода расчета нормативов оборотных активов:

1. Метод прямого счета;

2. Коэффициентный метод;

3. Опытно-статистический метод.

Метод прямого счета предусматривает научно обоснованный расчет потребности и запасов по каждому элементу оборотных активов в условиях достигнутого организационно-технического уровня с учетом всех изменений, происходящих в развитии техники, технологии, организации производства, транспортировке и форм расчетов.

Коэффициентный метод предусматривает корректировку сводных нормативов предшествующего периода на планируемое изменение выручки или объема производства и ускорение оборачиваемости средств. Применение дифференцированных коэффициентов по отдельным элементам оборотных средств эффективно, если нормативы периодически уточняются методом прямого счета.

Опытно-статистический метод нормирования отражает сложившуюся практику в организации производства, снабжения и сбыта на предприятии. Сущность его состоит в том, что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируются их фактические запасы и исключаются излишние и ненужные ценности.

 

Центры затрат (ЦЗ)

ЦЗ могут быть крупными (Цех, служба) и мелкими (Смена, бригада), детализация зависит от специфики организации.

Принципы формирования ЦО:

1. Каждый центр должен быть отдельной сферой ответственности;

2. Затраты центра должны быть однородные;

3. Затраты центра должны легко и четко определяться.

Полномочия ЦЗ заключаются в самостоятельном управлении затратами не в ущерб качества. Полномочия ЦЗ не должны включать установление цен на продукцию центра и управление объемами производства.

Если ЦЗ способен без проблем, влиять на затраты, они являются управляемыми, в противном они являются неуправляемыми. Например: Производственный цех как ЦЗ допустил перерасход сырья, если это произошло из-за нарушении технологии то затраты являются управляемые, если же это произошло из-за низкого качества сырья – неуправляемые.

Центр доходов (ЦД)

ЦД выделяется как структурное подразделение, которое может существенно влиять на объем продаж (выручку) при отсутствии полномочий по регулированию цен и управлению затратами (только в рамках бюджета).

При этом необходимо соблюдать правило – рост доходов центра не должны влиять на снижение доходов организации в целом или доходы других центров финансовой ответственности.

Центр инвестиций (ЦИ)

ЦИ выделяется как структурное подразделение, которое контролирует доходы, затраты и финансовый результат т.е. эффективность использования ресурсов.

Полномочия ЦИ распространяются на принятие самостоятельных инвестиционных решений в рамках отдельных проектов, новаций на основе технико-экономических обоснований.

 

Примерные условия премирования для центров финансовой ответственности.

Тип центра Примерные условия премирования
Центр затрат Выполнение производственного плана по структуре и в объеме. Снижение затрат на производство относительно плановым затратам.
Центр доходов Выполнения плана реализации продукции в номенклатуре. Снижение коммерческих и операционных затрат относительно плановым затратам.
Центр финансового результата Перевыполнение плана прибыли. Обеспечение выполнение бюджета центра.
Центр инвестиций Перевыполнение плана прибыли. Соблюдение установленных финансовых нормативов (ликвидности, платежеспособности, окупаемости и др.) Обеспечение выполнение инвестиционного бюджета.

 

Учет, в рамках такой структуры, обеспечивает отражение, накопление, анализ и предоставление информации о затратах, результатах, и позво­ляет оценивать и контролировать деятельность структурных единиц и конкретных менеджеров, называется «учетом по центрам от­ветственности".

Примерный Отчет об исполнении сметы центра затрат

Отчеты об исполнении сметы, — это первый уровень управленческой отчетности.

Смета является главным инструментом управленческого учета, по­зволяющим контролировать деятельность центра затрат. Это формали­зованный письменный регистр, содержащий плановые стоимостные (иногда говорят, финансовые) показатели.

Смета для центра затрат должна содержать информацию об ожида­емых затратах, основанную на планах и концепции контроли­руемых затрат.

Определение контролируемых затрат - ключевая задача при внедрении на предприятии системы учета по центрам затрат.

Все контролируемые затраты должны быть закреплены за определенными центрами затрат (подразделениями, конкретными подотчетными лицами).

Если за определенным центром закрепляется ответ­ственность за какие-то статьи затрат, то менеджер такого подразделения должен иметь реальную возможность влиять на величину этих затрат. На практике это по большей части невозможно, вследствие чего исполь­зуют понятие «относительный контроль». Последний означает, что менеджер контролирует большую часть факторов, воздействующих на дан­ную статью сметы. Сметы, разрабатываемые для центров затрат, иногда называют «сметами учета по ответственности».

Широкое распространение получили «гибкие сметы», позволяющие пересчитывать ожидаемые затраты на фактический объем производства. Суть пересчета заключается в четком разделении всех учитываемых ста­тей затрат на переменные и постоянные и корректировке ожидаемых пере­менных затрат на коэффициент фактического изменения объема произ­водства. Это позволяет исключить неконтролируемое изменение затрат, поскольку объем производства не контролируется центрами затрат.

Результат процедуры управленческого учета, в ходе которой фак­тические результаты сравнивают с запланированными величинами, на­зывается «отчетом об исполнении сметы».

Взаимосвязанная отчетность различных уровней управления, рассматриваемых в качестве центров затрат в таблице.

(д.е.) Примерный отчет директора по производству

Обозначения:

б - благоприятное отклонение;

н - неблагоприятное отклоне­ние;

б!, н! - отклонение свыше 4%.

Отчет каждого уровня управления включает графы с указанием: статей контролируемых затрат, затрат по смете, фактических затрат, отклонений от сметы. Отклонение может быть либо положительным и означать перерасход, либо отрица­тельным и означать экономию затрат. Сметные данные пересчитываются по формуле гибкой сметы так, что они отражают реальный (фактический) уровень выпуска продукции.

Не только отчет об исполнении сметы, но и другие формы управленческой отчетности базируются на соблюдении двух принципов:

1. отчетность содержит только те показа­тели, которые подконтрольны менеджеру данного центра затрат и на динамику которых он может оказывать влияние.

2. от­четность должна содержать информацию об отклонениях, наличие которой позволяет реализовать принцип управления по отклонениям. Суть этого принципа состоит в предположении, что менеджеру более высоко­го уровня нет необходимости в текущем порядке регулировать детали деятельности центров затрат на более низком уровне. Он на­чинает действовать только тогда, когда на нижнем уровне возникает проблема, проявляющаяся как отклонение от заданного параметра.

Сметы и отчеты об их исполнении составляют первый (нижний) уровень управленческой отчетности, разрабатываемой в рамках информационной системы



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.177.171 (0.015 с.)