Учёт денежных средств в иностранной валюте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учёт денежных средств в иностранной валюте



Объекты бух.учёта

1) хозяйственные средства предприятий. Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия (организации, учреждения) должны иметь соответствующее их деятельности имущество, приобретенное, созданное или поступившее по другим причинам. Имущество является объектом БУ.

2) источники формирования хозяйственных средств (собственный и заемный капитал). Формирование имущества в хозяйствах происходит за счет различных источников. В коммерческих организациях такими источниками являются главные учредители, кредиты банка, займы, собственная прибыль и другие.

3) хозяйственные процессы (операции), вызывающие изменения хозяйственных средств или источников их формирования. Хоз. деятельность организации включает в себя следующие основные процессы: снабжение (закупка сырья и материалов), производство ГП (работ, услуг) и продажа ГП (работ, услуг).

В зависимости от состава и функциональной роли (характера использования) имущество организации разделяют на 2 группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

К ВНЕОБОРОТНЫМ АКТИВАМ (ВОА) относятся ОС, НА, доходные вложения в материальные ценности и капитальные вложения (вложения во ВОА).

ОС – средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг в течение срока более 1 года. ОС участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом натуральную форму, их стоимость переносится на создаваемую продукцию не сразу, а постепенно, частями по мере износа.

НА – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход: объекты интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ, БД, товарный знак и т.д.), а также деловая репутация и организационные расходы. Как и ОС, НА переносят свою стоимость на создаваемый продукт не сразу, а постепенно по мере амортизации.

Доходные вложения в материальные ценности – вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организации за плату на временное пользование.

Капитальные вложения (вложения во ВОА) – это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, прочие капитальные работы и затраты. Эти активы учитываются как капитальные вложения до момента ввода их в эксплуатацию.

 

К ОБОРОТНЫМ АКТИВАМ относятся материальные оборотные средства, денежные средства, средства в расчетах (дебиторская задолженность) и краткосрочные финансовые вложения.

Оборотные средства (активы) – оборотный капитал – это вложения финансовых ресурсов в объекты, которые используются в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого календарного времени (как правило не более одного года).

Материальные оборотные средства – сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов, ГП, предназначенная для реализации, т.е. находящаяся на складе или отгруженная покупателям.

Денежные средства образуются из остатков наличных денег в кассе организации, на расчетном счете и других счетах банка.

Средства в расчетах включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолженности покупателей за купленную у данной организации продукцию, задолженности подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и прочее.

 

В зависимости от источников образования и целевого назначения имущество организации разделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (заемный капитал).

К собственному капиталу относятся: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль.

К заемному капиталу относятся: кредиты банка, заемные средства, кредиторская задолженность, обязательства по распределению.

Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов (имущества организации) и ее обязательствами.

Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах, уставе предприятия величину собственного капитала, внесенного учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия.

В условиях рыночной экономики у предприятий и организаций может происходить текущее изменение капитала, не определяющее необходимости перерегистрации уставного капитала. В результате появилось понятие добавочного капитала.

Добавочный капитал включает в себя:

1) суммы дооценки внеоборотных активов предприятий, проводимой в установленном порядке;

2) безвозмездно полученные ценности;

3) эмиссионный доход, который возникает при формировании уставного капитала.

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством путем отчислений от чистой прибыли. Он используется на следующие цели:

*выплату доходов учредителям при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этой цели;

* покрытие непредвиденных потерь и убытков предприятия за отчетный период.

Остатки неиспользованных средств этого фонда переходят на следующий год.

Прибыль – это результат хозяйственной деятельности предприятия, которая определяется как разница между доходами и расходами.

Нераспределенная прибыль включает в себя прибыль отчетного года и прошлых лет – капитал, остающийся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов, штрафов, пеней, неустоек. Это внутренний источник финансирования долговременного характера, который состоит в аккумулировании невыплаченной в форме дивидендов прибыли.

 

Заемные источники средств поступают в распоряжение предприятия на определенный срок, по истечении которого должны быть возвращены их собственнику с процентом или без процента. К ним относятся займы, кредиты, кредиторская задолженность и обязательства по распределению ВВП.

Обязательства бывают краткосрочными (сроком погашения не более 12 месяцев) и долгосрочными (сроком погашения более 12 месяцев).

Краткосрочная задолженность (временно привлеченные средства) – это долги предприятия другим предприятиям и отдельным лицам, например, поставщикам за полученные, но не оплаченные товары.

Кредиторами называются юридические и физические лица, перед которыми организации имеют обязательства (долги), подлежащие погашению.

Обязательства по распределению ВВП – это задолженность предприятия своим работникам по начисленной, но не выплаченной з/п, возникающая в результате несовпадения во времени моментов ее начисления и выплаты.

К таким обязательствам также относятся задолженность по начисленным, но не перечисленным в бюджет налогам и сборам.

 

 

Информация о финансово-хозяйственной деятельности организации, отражае­мая в бухгалтерском учете, составляет предмет бухгалтерского учета.

Составными частями предмета являются многочисленные и разнообразные объ­екты, которые можно объединить в две группы:

• объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия:

—имущество организации — хозяйственные средства, функционирующий ка­питал;

—обязательства организации — источники формирования ее имущества;

• объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия:

— хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников
его формирования.

Хозяйственные средства любого предприятия можно рассматривать с двух сто­рон: с одной стороны — состав имущества, из каких видов состоят средства (актив­ный капитал), с другой — за счет каких источников это имущество приобреталось и сформировалось (пассивный капитал) (схема 3.1).

По составу и функциональной роли имущество организации (активный капи­тал) подразделяют на две группы (схема 3.2):

• внеоборотные активы;

• оборотные активы.

Во внеоборотные активы входят:

нематериальные активы — объекты интеллектуальной собственности (патен­ты, свидетельства, а также иные имущественные права на результаты интел­лектуальной и промышленной деятельности), имеющие стоимостную оценку, но не являющиеся вещественными ценностями.

Нематериальные активы, как и основные средства, переносят свою перво­начальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нор­мам;

основные средства — здания, машины, оборудование, транспортные средства,
инструмент и др.

Они действуют и используются в хозяйственной деятельности длительное время, не изменяя своего внешнего вида, изнашиваются постепенно. Это по­зволяет предприятию стоимость основных средств включать в себестоимость продукции, работ, услуг частями в течение нормативного срока их службы путем начисления амортизации (износа) по установленным нормам;

незавершенное строительство — совокупность незаконченных и не введенных
в действие объектов, строек: затраты на строительные работы и реконструкцию, проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, строи­тельно-монтажные работы, а также на инструменты и инвентарь, предусмот­ренные сметами на капитальное строительство; прочие затраты по капиталь­ным вложениям.

Эти затраты на приобретение и строительство основных средств уже изъя­ты из оборотного капитала, но еще не превратились в основные средства, поэтому не могут подвергаться амортизации и учитываются на обособленных счетах бухгалтерского учета «Вложения во внеоборотные активы» и «Обору­дование к установке»;

доходные вложения в материальные ценности — вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие ценности, имею­щие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;

долгосрочные финансовые вложения — финансовые вложения на срок более одного года: долевое участие в уставном капитале других организаций; пре­доставление займов другим организациям под долговые обязательства; при­обретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.) на долговременной основе.

К оборотным активам относятся:

материальные оборотные средства:

—производственные запасы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, покупные полу­фабрикаты и комплектующие изделия, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров), и т. п. — участвуют только в одном производственном цикле, изменяя свою форму, вид и полностью перенося свою стоимость на изготовленную продукцию;

—незавершенное производство: продукция (работы), не прошедшая всех ста­дий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а так­же изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки;

—готовая продукция, товары и прочие запасы;

 

денежные средства — сумма наличных денежных средств в кассе предпри­ятия, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке, а также ценные бумаги (акции, облигации, сберега­тельные сертификаты, векселя) и прочие денежные средства предприятия;

средства в расчетах — дебиторская задолженность за товары и услуги, про­дукцию по выданным авансам, по полученным векселям, суммы за подотчет­ными лицами и др.;

краткосрочные финансовые вложения — краткосрочные (на срок не более од­ного года) финансовые вложения предприятия в доходные активы (акции, облигации и другие ценные бумаги) других предприятий, объединений и ор­ганизаций, денежные средства на срочных депозитных счетах банков, процентные облигации государственных и местных займов и др., являющиеся наиболее легко реализуемыми активами. Зная примерный состав хозяйственных средств предприятия, рассмотрим, за счет каких источников они могут быть образованы.

Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности организация, функционирующая обособленно от других, должна располагать финансовыми ре­сурсами. Источники финансирования предприятия делятся на внутренние (собст­венный капитал) и внешние (заемный, привлеченный капитал)

Собственный капитал показывает составную часть финансовых ресурсов, сум­му экономических обязательств организации перед участниками, учредителями, собственниками в связи с предоставлением ей ценностей как на этапе образования организации, так и в результате реинвестирования заработанной прибыли в тече­ние всего периода ее деятельности с момента учреждения.

Собственный капитал зависит от организационно-правовой формы организации и представляет собой разницу между его имуществом и долгами. Собственный ка­питал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала, а также нераспре­деленной прибыли.

Источники собственных средств:

уставный капитал — совокупность в денежном выражении вкладов учредите­
лей (собственников) в имущество (стоимость основных средств, нематериаль­
ных активов, оборотных и денежных средств) при создании предприятия для
обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными до­
кументами.

Уставный капитал является стартовым капиталом организации, необходи­мым для обеспечения его основной деятельности и получения в дальнейшем прибыли. Это один из основных показателей, характеризующих размеры и финансовое состояние организации;

добавочный капитал — образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов: при переоценке основных фондов в сторону увеличения; при поступ­лении различных активов от юридических и физических лиц (не подлежащих возврату), а также за счет эмиссионного дохода;

резервный капитал — создается за счет ежегодных отчислений от чистой при­были, предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облига­ций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Величина резервного капитала и размер обязательных отчислений в него оп­ределяются уставом или учредительными документами.

Резервный капитал создается у хозяйствующих субъектов, как гарантия повышения ответственности по их обязательствам;

резервы — создаются в организациях в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения. Органи­зация может создавать резервы на: предстоящую оплату отпусков работни­кам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату возна­граждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодатель­ством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минфи­на России;

фонды специального назначения. Перечень и порядок образования фондов специального назначения регулируются учредительными документами и принятой учетной политикой. К специальным фондам относятся: фонд на­копления, фонд потребления, фонд социальной сферы, формируемые орга­низацией из прибыли, остающейся в распоряжении организации после на­логообложения, а также за счет безвозмездных взносов учредителей и дру­гих предприятий;

 

нераспределенная прибыль — чистая прибыль или ее часть, не распределенная в виде дивидендов между акционерами (учредителями), а направленная на накопление имущества организации или пополнение ее оборотных средств в виде свободных денежных сумм, которые в любой момент могут быть исполь­зованы для нового оборота;

целевые финансирование и поступления — средства, поступившие от других предприятий, государственных и муниципальных органов и предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения. Особенностью такого вида финансирования может быть то, что капитальные вложения могут осу­ществляться в рамках совместной деятельности.

Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной основе, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем строек и объектов для государственных нужд при отсутствии других источников или в порядке государст­венной поддержки строительства приоритетных объектов производственного назна­чения при максимальном привлечении собственных, заемных и других средств.

Заемный капитал представляет собой часть привлеченных организацией фи­нансовых ресурсов в связи с вовлечением в хозяйственный оборот организации ценностей, которые принадлежат третьим лицам.

Источники заемных средств:

кредиты банка — суммы кредитов банков;

заемные средства — суммы, займов, полученных от небанковских организаций.

Задолженность организации заемщика заимодавцу по полученным займам и кредитам в бухгалтерском учете подразделяется на краткосрочную и долго­срочную. Краткосрочной задолженностью считается задолженность по полу­ченным займам и кредитам, срок погашения которой согласно условиям до­говора не превышает 12 месяцев. Долгосрочной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора превышает 12 месяцев.

Краткосрочная и долгосрочная задолженность может быть срочной и про­сроченной. Срочной задолженностью считается задолженность по получен­ным займам и кредитам, срок погашения которой по условиям договора не наступил или продлен (пролонгирован) в установленном порядке, а просро­ченной задолженностью считается задолженность по полученным займам и кредитам с истекшим согласно условиям договора сроком погашения;

кредиторская задолженность — суммы задолженности:

—перед поставщиками и подрядчиками за поступившие и неоплаченные ма­териальные ценности (выполненные работы и оказанные услуги);

—перед поставщиками и подрядчиками, которым организация выдала собст­венные (товарные) векселя;

—перед предприятиями, в уставных капиталах которых доля организации со­ставляет более 50% (дочерние общества) или более 20% (зависимые обще­ства);

—перед работниками организации по оплате труда;

—по начисленному единому социальному налогу и взносу на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;

—по всем видам платежей в бюджет;

—по авансам, полученным организацией под предстоящую поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), за вычетом НДС, начисленного с этих авансов, и др.

 

Предмет и метод бух.учёта

Предмет БУ – факты хоз. жизни предприятия, совокупность которых характеризует деятельность предприятия и включает в себя: хозяйственные процессы и операции (хозяйственные операции представляют собой отдельные действия, вызывающие изменения в объеме размещения и использования средств, а также составе и назначении источника этих средств); расчетные отношения с поставщиками, покупателями, работниками предприятия и т.д.; кругооборот средств (4 стадии: процесс заготовления, производства, реализации, обращения); затраты на оплату труда; движимое и недвижимое имущество; источники формирования имущества.

 

МЕТОД БУ – совокупность приемов и способов, с помощью которых отражается хозяйственная деятельность предприятия. Отдельные приемы и способы называются элементами метода БУ.

Элементы метода БУ:

1) ПЕРВИЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ОБЪЕКТОВ УЧЕТА (*ДОКУМЕНТАЦИЯ – совокупность носителей первичной информации, отражающих хоз. деятельность; *ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – способ определения фактического наличия материальных ценностей на предприятии и сверка их с документальными данными бухучета. Объектами инвентаризации выступают все имущество предприятия и все виды финансовых обязательств. Инвентаризация проводится по месту нахождения имущества по каждому материально ответственному лицу - МОЛ);

2) СТОИМОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБЪЕКТОВ УЧЕТА: *ОЦЕНКА – способ отражения объектов в бухучете в обобщающем стоимостном измерителе; *КАЛЬКУЛЯЦИЯ – способ определения себестоимости продукции на основе данных БУ;

3) ТЕКУЩАЯ ГРУППИРОВКА ОБЪЕКТОВ УЧЕТА: *СЧЕТА БУ — это способ экономической группировки информации об имуществе предприятия и его источников с целью текущего контроля и учета за объектами наблюдения. Счета открываются на каждый вид актива капитала и обязательства, дохода и расхода; * ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ – способ бухгалтерской записи, когда учет осуществляется по дебету одного счета и по кредиту другого.

4) ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ: * БАЛАНС – способ экономической группировки, обобщения и отражения имущества предприятия, стоимостной оценки на определенную дату. Баланс составляется ежеквартально (промежуточный) и на конец года (годовой). В соответствии с российским законодательством финансовый год приравнен к календарному году; * БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ – это единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия, отчетность дополняет и расшифровывает бухгалтерский баланс. Существует 5 форм отчетности: ф№1 – ББ, ф№2 – отчет о прибылях и убытках, ф№3 – отчет об изменении капитала, ф№4 – отчет о движении денежных средств, ф№5 – приложение к ББ.

 

Предмет БУ – факт хозяйственной жизни предприятия, совокупность которых характеризует хоз.деятельность предприятия и вкл. в себя:

1-хоз. процессы и операции (представляют собой отдельные действия, вызывающие изменения в объеме, размещения и использования средств)

2-расчетные соотношения с поставщиками, работниками предприятия и т.д.

3-круговорот средств (4 стадии): процесс заготовления, производства, реализация, обращение.

4-затраты на оплату труда

5-движимое и недвижимое имущество

6-источники формирования имущества.

Методы бухгалтерского учета представляют собой систему способов и определенных приемов, осуществляемых посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности организации.

Документация — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения. Документация позволяет вести сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательное условие отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете — оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.).

Инвентаризация — способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества организации. Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых организаций и др.

Бухгалтерский баланс — способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца. Средства организации отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами организация располагает, другая — из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой — по источникам его образования. Таким образом, баланс позволяет наблюдать за состоянием хозяйственных средств и их использованием в организации.

Система счетов и двойная запись — прием, который означает, что имущество, источники его образования, хозяйственные операции в бухгалтерском учете группируются также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи. Счет — это экономическая группировка, в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Двойная запись — это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества организации и его источников. Реальность и правильность оценки имущества организации и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

Калькуляция — способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) — способ определения фактических затрат организации в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

Отчетность организации представляет собой систему показателей, характеризующих ее производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период (месяц, квартал). Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, обоснования и принятия управленческих решений.

Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечиваются: непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях; однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия и имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели.

 

6. Учёт расчётов по кредитам и займам

Предприятия могут получать от других юридических лиц денежные средства на возмездной и безвозмездной основе.

Займы и кредиты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Кредиты и займы, полученные на срок не более 1 года – краткосрочные. они учитываются на счете 66. Если кредиты и займы получены на срок более 1 года, то они являются долгосрочными и учитываются на счете 67. Долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы, а также проценты по ним учитываются одинаково.

При получении денежных средств составляется запись: Дт 51 Кт 66.

Возврат займа отражается: Дт 66 Кт 51.

Если кредит (заем) предоставлен на возмездной основе, то заемщик обязан оплатить проценты. Порядок уплаты процентов должен быть установлен в договоре. Наличие процентов по кредитам и займам отражается как операционные расходы: Дт 91.2 Кт 66,67.

В некоторых случаях правилами БУ установлен иной порядок начисления процентов:

1) если кредит используется на финансирование капиталовложений, то сумма процентов определяется: Кт 66,67 Дт 08 «Вложение во ВОА».

2) если кредит используется на приобретение МПЗ то: Дт 10, 41 Кт 66, 67.

3) если кредит используется на приобретение ценных бумаг, то сумма процентов отражается: Дт 58 Кт 66,67.

Проценты по кредитам и займам начисляются в том отчетном периоде, в котором они подлежат уплате в соответствии с договором.

 

Кредитные взаимоотношения организаций с учреждениями банков строятся на основе кредитных договоров, которые определяют взаимные обязательства и ответственность сторон. В роли кредитора может выступать только учреждение банка или иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию ЦБ РФ на проведение такой деятельности.

Договор кредита заключается обязательно в письменной форме и является возмездным, т.е. предусматривает размер взыскиваемых процентов за пользование кредитными средствами. Договор кредита предусматривает обязательное его обеспечение для гарантированности возврата денежных средств. Предметом договора могут быть только деньги. Необходимо подчеркнуть, что при заключении кредитного договора важна дата выдачи кредита, так как с нее начинается отсчет срока его погашения и соответственно начисления процентов.

Проценты за пользование кредитом могут быть обычными (уплачиваемые в пределах срока выдачи кредита) и повышенными (уплачиваемые при нарушении срока возврата кредита).

Займы могут выдаваться как юридическими, так и физическими лицами. Оформление займов и порядок их погашения регулируются договорами займа. Этот договор вступает в силу с момента передачи денег (или иных активов) заимодавцем заемщику, в результате чего возникают соответствующие обязательства. Договор займа также является возмездным, но может заключаться как в письменной, так и в устной форме. Проценты за пользование заемными средствами могут взыскиваться как в денежной, так и в натуральной форме.

Кредиты и займы в зависимости от сроков погашения подразделяются на краткосрочные (до 12 месяцев) и долгосрочные (свыше 12 месяцев).

Для учета банковских кредитов и займов других организаций предусмотрены два синтетических счета: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». По кредиту этих счетов отражается получение кредитов или займов, а по дебету — их погашение. По действующей методологии бухгалтерского учета задолженность по кредитам и займам отражается с учетом причитающихся процентов.

Полученные кредиты и займы увеличивают безналичные денежные средства или иные активы организации, что отражается на счетах:

Д-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 41 «Товары» и др.

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Кредитами или займами можно погашать задолженность перед поставщиками, расплачиваться по налогам и сборам и пр.:

Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам» и др.

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Основным нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет кредитов, займов и расходов по ним, является положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01). Согласно этому документу суммы процентов по коммерческим кредитам и займам признаются операционными расходами того периода, в котором они произведены. Таким образом, суммы начисленных процентов по ним отражаются:

Д-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы»

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Существует некоторая особенность при начислении процентов по кредитам и займам, полученным для покупки материально-производственных запасов и объектов внеоборотных активов. На основании положений ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01 до получения и ввода этих активов в эксплуатацию начисленные проценты относятся на увеличение их, соответственно, фактической и первоначальной стоимости:

Д-т 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы»

К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

При возврате кредитов и займов и перечислении процентов по ним на счетах бухгалтерского учета делаются следующие записи:

Д~т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»

К-т 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках».

Аналитический учет по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» ведется по каждому кредиту или займу.

 

Общехозяйственные расходы»,

Расходы на продажу»

Дебет 10 «Материалы»,

Учёт нематериальных активов

НА – это имущество предприятия, указанное в первом разделе актива баланса как внеоборотные активы (ВОА).

К НА относят:

1) исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, которые используются в производственной деятельности организации более 1 года (изобретения, компьютерное программное обеспечение, товарные знаки и т.п.);

2) организационные расходы (затраты, связанные с образованием юридического лица, оплата консультационных, юридических и других услуг);

3) деловая репутация организации – разница между покупной ценой организации и стоимостью по ББ всех ее активов и обязательств.

НА в БУ учитываются по первоначальной стоимости, которая включает в себя все затраты на приобретение за минусом НДС и иных возмещаемых налогов. К фактическим расходам на приобретение, кроме самой стоимости относятся услуги информационных и консультационных фирм, регистрационные сборы и таможенные пошлины, патентные пошлины, вознаграждения посредническим организациям.

В ББ НА учитываются по остаточной стоимости. НА поступают по документам, подтверждающим их оплату (банковские платежные поручения, квит. Сбербанка, счета-фактуры на оказание информационных и консультационных услуг). Синтетический учет НА аналогичен учету ОС, т.е. все поступившие НА изначально учитываются на счете 08 «Вложения во ВОА». На этом счете собираются все затраты по приобретению и созданию объекта. Учет НА осуществляется на активном счете 04 «НА».

Пример. Организация приобретает патент (право на изобретение). Стоимость патента 101695 руб., НДС – 18305. Договор зарегестрир. Сумма затрат по регистрации – 500 руб. В БУ осуществляются следующие записи:

1) стоимость исключительного права на патент: Дт 08 Кт 60 – 101695 (без НДС);

2) сумма НДС: Дт 19 Кт 60 – 18305;

3) перечислены средства за патент организацией с расчетного счета: Дт 60 Кт 51 – 120000

4) отражены затраты по регистрации: Дт 08 Кт 76 – 500

5) оплачены затраты по регистрации с расчетного счета: Дт 76 Кт 51 - 500

6) после регистрации объект НА принят к учету: Дт 04 Кт 08 – 101695 + 500 = 102195

7) возмещен НДС из бюджета: Дт 68 Кт 19 – 18305.

При получении НА в качестве вклада в уставный капитал первоначальная стоимость определяется по согласованию между учредителями (участниками). При получении объектов безвозмездно первоначальная стоимость определяется исходя из рыночных цен на такие объекты.

 

 

15. Система бух.счетов, план счетов бух.учёта

Бух счет как элемент метода БУ – это способ группирования текущего контроля и отражения хоз операций по статьям ББ в межбалансовый период. В ББ в отчетный период заносятся только остатки счетов. Каждый счет имеет номер, наименование, сальдо начальное (остаток на начало), текущие обороты за месяц по дебету и кредиту и сальдо конечное.

В зависимости от полученной инфо и хоз средствах или источников их образования счета БУ делят на:

1- активные счета учитывают различные хоз операции и их сальдо отражается в активе ББ. На этих счета учитываются ВА, запасы и затраты, ДС, фин вложения. Правила активного счета: сальдо начальное – дебетовое; операции по увеличению – дебет; операции по уменьшению – кредит; сальдо конечное – дебет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.126 с.)