Инвентаризация материально - производственных запасов.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инвентаризация материально - производственных запасов.



1. В состав материально-производственных запасов включаются: материалы, готовая продукция, товары, полуфабрикаты.

Сч.10. Материалы– один из важнейших элементов производственного цикла любой организации; они представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг, участвуя в процессе производства, они полностью потребляются в каждом его цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию.

Производственные запасы подразделяют на следующие группы:

· сырье и основные материалы;

· вспомогательные материалы;

· покупные полуфабрикаты;

· возвратные материалы (отходы);

· топливо;

· тара и тарные материалы;

· запасные части;

· прочие материалы;

· инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Сч. 43. Готовая продукция – часть материально- производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса.

Сч. 41. Товары – это та часть материально-производственных запасов организации, которая приобретена или получена от других юридических и физических лиц и предназначена для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

Материальные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости.

1)При приобретении материалов за плату у других организаций их фактическая себестоимость складывается из всех затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость. Фактические затраты могут включать:

· суммы, уплаченные поставщикам в соответствии с договором;

· суммы уплачиваемые другим организациям за информационно- консультативные услуги;

· таможенные пошлины и иные платежи;

· вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;

· затраты по изготовлению и доставке материально-производственных запасов до места их использования;

· иные затраты на приобретение материально-производственных запасов.

В состав расходов по заготовлению и доставке материалов включают:

- оплату тарифов за перевозку грузов;

- сборы и другие виды провозной платы;

- расходы по командировкам, связанные с заготовлением материалов;

- недостачи в пути в пределах норм естественной убыли.

2)При изготовлении различных видов материальных запасов собственными силами организации фактическая себестоимость определяется в сумме фактических затрат на производство соответствующего вида продукции.

3)Фактическая себестоимость запасов, внесенных в счет вклада в уставной капитал организации, определяется на основе их денежной оценки, согласной с учредителями.

4)При безвозмездном получении фактическая себестоимость определяется по их рыночной стоимости на дату принятия на учет организацией-получателем.

5)При приобретении материалов в обмен на другое имущество их фактическая себестоимость определяется исходя из стоимости обмениваемого имущества по балансу организации на момент обмена.

Текущий учет поступивших в организацию производственных запасов осуществляется по учетным ценам.

Учетная цена материальных запасов представляет собой себестоимость приобретения (заготовления), которая определяется самой организацией по сложившемуся уровню покупных цен с добавлением расходов на транспортировку, упаковку, погрузку, разгрузку и т.п. В качестве учетной цены могут выступать и так называемые средние или средневзвешенные покупные цены, определяемые расчетным путем по сложившимся уровням цен на начало и конец отчетного периода по отдельным видам запасов. В том и другом случае разница между фактической себестоимости приобретения и стоимостью запасов по учетным ценам отражается в бухгалтерском учете как отклонения в стоимости материалов (сч.16).

При отпуске материалов в производство и ином выбытии они могут оцениваться по:

- себестоимости каждой единицы;

- средней себестоимости;

- себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

- себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Применение одного из методов в отчетном году определяется организацией самостоятельно и должно найти отражение в учетной политике.

Таким образом, основными задачами учета производственных запасов являются:

· правильное и своевременное документальное отражение операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску материалов;

· контроль за сохранностью материалов в местах хранения и на всех этапах их движения;

· контроль за соблюдением установленных норм запасов;

· контроль за использованием материалов в производстве на базе технически обоснованных норм их расходования;

· своевременное выявление ненужных и излишних материалов (неликвидов).

 

2.Первичные документы на получение и отпуск материалов должны быть правильно оформлены, иметь соответствующие подписи и быть заранее пронумерованы.

Ø Доверенность (ф. № М-2 и № М – 2а) – составляется в одном экземпляре бухгалтерией организации и выдается под расписку получателю. Срок действия доверенностей не может превышать 15 дней; в исключительных случаях она может выдаваться на календарный месяц.

Ø Приходный ордер (ф. № М - 4) – используется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад в заранее пронумерованном виде.

Ø Акт о приемке материалов (ф. № М-7) оформляется в тех случаях, когда имеются количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика, а также при приемке запасов, поступивших без документов (при неотфактурованных поставках). Акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику; он составляется в двух экземплярах. Утверждается акт руководителем организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию для учета, другой – в отдел снабжения.

Ø Лимитно-заборная карта (ф.№ М-8) для учета отпуска со склада сырья, материалов. Лимит отпуска определяется на основе существующих нормативов. Лимитно-заборные карты выписываются в двух экземплярах сроком на один месяц. Один экземпляр – потребителю материалов, другой – складу.

Ø Требование-накладная (ф.№ М -11) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации, их отпуска филиалам, расположенным за его пределами, и при продаже запасов. Составляется в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности. Сверхлимитный отпуск материалов со склада может производиться только с разрешения руководителя или главного инженера и оформляется требованием-накладной (ф.№ М-11).

Ø Карточка учета материалов (ф.№ М - 17) служит для учета движения материалов на складе по каждому сорту. Карточки являются документом строгой отчетности. Материально ответственное лицо производит записи в карточках на основе первичных приходно-расходных документов в день совершения операции в натуральном выражении.

 

3.Материальные ценности поступают в организации от поставщиков на основании заключенных договоров поставки и сопроводительных документов (счета-фактуры, накладные и др.). Д 10 К 60

Материалы могут поступать в организацию и от подотчетных лиц. Д 10 К 71

Учет движения и остатков материалов заведующий складом ведет в карточках складского учета типовой формы (ф. № М- 17). На каждый номенклатурный номер запасов открывают отдельную карточку.

Запись в карточках делается заведующим складом на основании первичных документов в день совершения операции. После каждой записи выводится остаток по каждому номенклатурному номеру. На основании этих данных заведующий складом своевременно информирует руководство организации о состоянии запасов, об остатках запасов.

Складской учет материалов можно вести в книгах сортового учета. Периодически (не реже одного раза в неделю) работники материального отдела бухгалтерии проверяют правильность записей в карточках складского учета. Остатки материалов, выведенные в карточках, подтверждаются подписью проверяющего. Затем заведующий складом составляет реестр сдачи приходных и расходных документов и передает его с приложением сопроводительных документов в бухгалтерию.

По окончании месяца заведующий складом переносит количественные остатки из карточек складского учета в сальдовую книгу (ведомость).

Поступившие со склада в бухгалтерию первичные документы проверяются с точки зрения правильности их оформления. Итоги реестров документов (по приходу и расходу) отражаются по синтетическим счетам.

Правильность ведения складского учета материалов проверяется путем сопоставления стоимостных итогов по каждой группе запасов в сальдовой книге с аналогичными остатками в групповой оборотной ведомости.

Такой метод учета материалов называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым.

 

 

4.Синтетический учет запасов ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических счетах ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Учет материалов ведется на счете 10 «Материалы», к которому могут быть открыты субсчета:

10/1 «Сырье и материалы»

10/2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»

10/3 «Топливо»

10/4 «Тара и тарные материалы»

10/5 «Запасные части»

10/6 «Прочие материалы»

10/7 «материалы, переданные в переработку н6а сторону»

10/8 «Строительные материалы»

10/9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте.

На счете 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»отражается разница в стоимости приобретения запасов, исчисленной в фактических затратах на приобретение и по учетной стоимости.

Продажа материалов на сторону отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету этого счета показывается фактическая себестоимость проданных ценностей, расходы, связанные с продажей ценностей, НДС, полученный в составе выручки от продажи. По кредиту счета отражается выручка, полученная за проданное имущество.

Финансовый результат от продажи материалов определяется на счете 91 «Прочие доходы и расходы» путем сопоставления оборота дебета субсчета 91-2 и оборота кредита субсчета 91-1.

Если оборот дебета будет больше оборота кредита, то это убыток, и он списывается в отчетном периоде на финансовые результаты: Д-т 99, К-т 91/9.

Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль, на сумму которой делается запись: Д-т 91/9, К-т 99.

 

 

5. Цель инвентаризации – выявление фактического наличия товарно - материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражениях.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятие проводить инвентаризацию ТМЦ:

- Не менее 1 раза в год с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;

- При смене материально-ответственного лица и при стихийных бедствиях;

- В случае расхождения между данными бухгалтерского и складского учета.

Организует и руководит проведением инвентаризации руководитель предприятия или его зам. или гл.бухгалтер.

Д 10 К 91/1 – излишки

Д 94 К 10 – недостача

Д 73/2 К 94 – отнесли на МОЛ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.008 с.)