Девятый аят: «Сура аль-Бакара, аят 284». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девятый аят: «Сура аль-Бакара, аят 284».



(является отмененным)

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَإِن تُبْدُواْ مَا فِي أَنفُسِكُمْ أَوْ تُخْفُوهُ يُحَاسِبْكُم بِهِ اللّهُ ﴾

«Выявите ли вы то, что в ваших душах, или утаите [оставите это в своей душе], Аллах (все равно) предъявит вам счет за это». [Сура аль-Бакара, аят 284].

ас-Суюты сказал, что этот аят отменён словами Всевышнего:

﴿ لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا ﴾

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». [Сура аль-Бакара, аят 286].

Мнения о том, что этот аят отменен, придерживались следующие обладатели знания: [‘Абдуллах] ибн Мас‘уд, Абу Хурейра, [‘Абдуллах] ибн ‘Умар, [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас [Это – одно из мнений, передаваемых от него], аль-Хасан [аль-Басри], аш-Ша‘би, [Мухаммад] ибн Сирин, Са‘ид ибн Джубейр, Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси], ‘Ата [ибн Аби Муслим] аль-Хурасани, ас-Судди, ибн Зейд, Мукатиль [ибн Хаян], Ибрахим ан-Наха‘и, ‘Икрима, Мухаммад ибн Ка‘б, и многие другие из числа сподвижников и их последователей. [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 2/574; «Зад уль-Масир», 1/342-343; «Джами‘ Ахками-ль-Куран», 3/421].

Сказал аль-Кады ‘Ийад: «Большинство толкователей Корана из числа сподвижников и последующих поколений считали, что этот аят отменен». [См. «Шарх Сахих Муслим», (2/150) ан-Науауи].

На правильность этого мнения указывает хадис, передаваемый Муслимом в его достоверном сборнике. Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал:

Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был ниспослан аят, в котором говорится: (Только Одному) Аллаху принадлежит (всё) то, что на небесах, и (всё) то, что на земле. Выявите ли вы то, что в ваших душах, или утаите [оставите это в своей душе], Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь” [Сура аль-Бакара, аят 284]- его сподвижникам стало тяжко от этих слов [Возможно, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побоялись, что с них потребуют отчёта за те тайные мысли, которые могут приходить на ум человеку помимо его воли] и тогда они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опустились на колени и сказали: “О посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, джихад, пост и милостыня, но теперь тебе был ниспослан этот аят, в котором говорится о том, чего мы делать не сможем!” (В ответ им посланник) Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний [Имеются в виду иудеи и христиане]: “Мы слышали, но не повинуемся”?! Нет, говорите: “Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие”» И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится, Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят): «Посланник [пророк Мухаммад] и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие"». [Сура аль-Бакара, аят 285].

И когда они сказали это, Аллах Всевышний отменил тот аят (№ 284), а затем Всемогущий и Великий Аллах ниспослал (другой, в котором сказано): «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты - наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми». Сура аль-Бакара, аят 286. [Этот хадис передал Муслим, 125].

Сказал имам Ахмад (1/232): ― Рассказал нам ‘Абду-р-Разакъ [ас-Сана‘ани], которому сообщил Ма‘мар [ибн Рашид] от Хумейда аль-А‘раджа, от Муджахида, который сказал: «Однажды, я пришел к ибн ‘Аббасу и сказал (ему): ″О, Абу ‘Аббас, я был у ибн ‘Умара, когда он прочитал один из аятов и заплакал″. Ибн ‘Аббас спросил: ″Какой аят (он читал)?″ Я ответил: «Слова Всевышнего: ″Выявите ли вы то, что в ваших душах, или утаите [оставите это в своей душе], Аллах предъявит вам счет за это″ ». Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Когда этот аят был ниспослан, сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильно опечалились и сказали: ″О, посланник Аллаха, мы уже итак погибли, если с нас будет спрос за всё, что мы говорим и делаем. Что же касается наших сердец, то мы ими не владеем тем более. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: ″Говорите: ‘‘Слушаем и повинуемся‘‘″, и они так и сказали. Тогда был ниспослан аят, который отменил этот аят. Аллах Всевышний ниспослал: ″Посланник [пророк Мухаммад] и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие". Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел″ [Сура аль-Бакара, аяты 285-286].

Аллах простил им то, о чем шепчут их души, и они будут спрошены только за свои дела».

Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.

Следовательно, мнение о том, что этот аят [№ 284 из суры «аль-Бакара»] отменен, достоверно передаётся от ибн ‘Аббаса и Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах.

Также это мнение достоверно передаётся от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. Это от него передал аль-Бухари в своём достоверном сборнике под номером 4545 и 4546.

Также ибн Джарир [ат-Табари] передал это мнение от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, однако цепочка передатчиков этого сообщения является слабой.

Но относительно этого аята есть и другие мнения:

1 ― Этот аят не является отмененным, но он касается только сокрытия истины в суде*.

*[То есть: «Выявите ли вы то, что в ваших душах [находясь в суде перед судьей], или утаите [оставите это в своей душе], Аллах предъявит вам счет за это»].

Это мнение передаётся от ибн ‘Аббаса, ‘Икримы и аш-Ша‘би. [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 2/572; «Тафсир аль-Куртуби», 3/421; «Зад уль-Масир», 1/344].

Что касается сообщения от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, то его передали ибн Джарир в своём толковании Корана (6/102-103), Абу ‘Убейд в «ан-Насих уа-ль-Мансух», № 502, по следующей цепочке передатчиков: Йазид ибн Аби Зияд аль-Хашими от Муксима, от Муджахида, от ибн ‘Аббаса. Однако Йазид ибн Аби Зияд – это слабый передатчик, поэтому сообщение не является достоверным.

Сказал имам аш-Шаукани: «Это мнение не является верным, ибо данный аят является общим [То есть: в нем вообще нет речи о суде]». [См. «Фатх уль-Кадир», 1/305].

2 ― Этот аят касается сомнений и убеждений, которые приходят в душу.

Об этом сказал Муджахид, как это передали ибн Джарир (6489), ибн Аби Хатим (2/573), Абу ‘Убейд в «ан-Насих уа-ль-Мансух», 501, с достоверной цепочкой передатчиков.

Сказал имам аш-Шаукани: «И это также конкретизация аята без довода на конкретизацию».

3 ― Этот аят не является отмененным.

Аллах Всевышний спросит со своих творений за то, что они делали, а также за то, что они не сделали, хотя твердо решились на это. Затем Аллах Всевышний простит это верующим, но взыщет с неверующих и лицемеров.

Это мнение передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, ад-Даххака [ибн Музахима] и ар-Раби‘а ибн Анаса.

Также это мнение посчитал верным ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана.

Сказал Хафиз ибн Кясир: «Это мнение выбрал ибн Джарир и указал на то, что за спросом необязательно следует наказание. Аллах Всевышний может спросить [за эти мысли] и простить человека, а может спросить и наказать».

А затем он привел хадис, передаваемый со слов ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. В этом хадисе говорится: «В День воскресения верующий будет приближен к Господу своему, который возьмёт его под свою защиту. И Он заставит его признаться в своих грехах и будет спрашивать: “Сознаёшься ли ты в таком-то грехе, сознаёшься ли ты в таком-то грехе?”, - на что он будет отвечать: “Сознаюсь, Господь мой!”, - и тогда Он скажет: “Поистине, Я покрыл грехи твои в земной жизни и Я прощу их тебе сегодня!”, - после чего ему будет подана книга с записями его добрых дел». [аль-Бухари, 2441; Муслим, 2768].

А затем в хадисе сказано: ― Что же касается неверного и лицемера, то свидетели (их дел) скажут: «“Это те, которые возводили ложь на своего Господа!” Поистине, проклятие Аллаха (лежит) на несправедливых!». [Сура Худ, аят 18].

Также это мнение посчитали верным ибн ‘Атыя, Абу Сулейман ад-Димашки и аль-Кады Абу Йа‘ля.

Что касается сообщения со слов ибн ‘Аббаса [где он будто бы подтверждает это мнение], то оно передаётся по двум цепочкам передатчиков. [См. «Тафсир ибн Джарир», 6/113].

Первая цепочка передатчиков является слабой из-за присутствия в ней сразу нескольких слабых передатчиков.

Что касается второй цепочки передатчиков, то в ней присутствует ‘Абдуллах ибн Салих, который был писарем аль-Лейса [ибн Са‘да]. ‘Абдуллах ибн Салих является слабым передатчиком (да‘иф). К тому же слова ибн ‘Аббаса передаёт ‘Али ибн Аби Тальха, который ничего не слышал от него.

Выше уже приводилось мнение ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, о том, что данный аят отменен, и это передаётся от него с достоверной цепочкой передатчиков.

4 ― Этот аят не является отмененным и у него следующее толкование:

Аллах Всевышний спросит со всех творений и накажет их всех, однако наказание тех, кто утаил что-то в душе и не совершил этого, будет посредством отправления на него несчастий и событий, который влекут за собой печаль и боль. [То есть: речь не идёт о наказании в Последней жизни. Наказание будет проявляться в виде несчастий в этом мире].

Это мнение передаётся от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и как её собственные слова. [См. «Тафсир ибн Джарир», 6/116-117].

Что касается хадиса, в котором говорится об этом, то среди его передатчиков присутствует ‘Али ибн Зейд ибн Джуд‘ан, который является слабым (да‘иф). К тому же этот хадис противоречит тем хадисам, которые пришли в достоверных сборниках.

Что же касается слов ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, то их от неё передаёт ад-Даххак ибн Музахим, хотя от ничего не слышал от неё. [Следовательно, эти слова достоверно не установлены от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах].

 

Заключение*

 

*[Следовательно, относительно этого аята существует сразу пять мнений:

Первое мнение – аят отменен. На это указывают достоверные хадисы и слова некоторых сподвижников.

Второе мнение – аят не является отмененным, но он касается только сокрытия истины в суде. То есть: «Выявите ли вы то, что в ваших душах [находясь в суде перед судьей], или утаите [оставите это в своей душе], Аллах предъявит вам счет за это».

Третье мнение - аят не является отмененным, но он касается сомнений и убеждений, которые приходят в душу.

Четвертое мнение - аят не является отмененным. Аллах Всевышний спросит со своих творений за то, что они делали, а также за то, что они не сделали, хотя твердо решились на это. Затем Аллах Всевышний простит это верующим, но взыщет с неверующих и лицемеров.

Пятое мнение – аят не является отмененным. Аллах Всевышний спросит со всех творений и накажет их всех, однако наказание тех, кто утаил что-то в душе и не совершил этого, будет посредством отправления на него несчастий и событий, который влекут за собой печаль и боль. То есть: речь не идёт о наказании в Последней жизни. Наказание будет проявляться в виде несчастий в этом мире.

Правильным является первое мнение. ].

Более правильным – а Аллах знает лучше – является мнение о том, что этот аят отменён. Это мнение выбрал аль-Хафиз ибн Касир, как это видится из его слов. Также о правильности этого мнения явно заявил имам аш-Шаукани в «Фатх уль-Кадир», 1/306.

Имам аш-Шаукани сказал: «Как бы там ни было, но существуют ясные и достоверные хадисы о том, что этот аят отменен, и поэтому не остается места для разногласия».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.205.3.18 (0.018 с.)