Четвертый аят: «Сура аль-Бакара, аят 184». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертый аят: «Сура аль-Бакара, аят 184».



(является отменённым)

Аллах Всевышний сказал:

﴿ وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ ﴾

«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день) ». [Сура аль-Бакара, аят 184].

Этот аят отменен словами Всевышнего:

﴿ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ﴾

«Тот из вас, кого застанет этот месяц [Рамадан], должен поститься (в дневное время) ». [Сура аль-Бакара, аят 185].

Дело в том, что первый аят предоставлял человеку выбор – любой человек мог либо соблюдать пост в месяц Рамадан, либо кормить бедняков за каждый пропущенный день поста. А во втором аяте, [отменяющем первый аят], указание на обязательность поста без предоставления человеку выбора.

Большинство обладателей знания посчитало, что этот аят [аят № 184 из суры «аль-Бакара»] отменен. На это указали аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатх уль-Бари», (4505); аш-Шаукани в «Фатх уль-Кадир», 1/180; Абу Бакр аль-Джассас в «Ахкаму-ль-Куран», 1/219; ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим», 8/21; аль-Багауи в «Ма‘алим ут-Танзиль», 1/215.

Это мнение подкрепляет хадис, передающийся со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах, который сказал: «После того как был ниспослан аят, в котором сказано: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день) ». [Сура аль-Бакара, аят 184], [каждый], кто не хотел соблюдать пост и [намеревался] искупить [это, так и делал, что продолжалось] до тех пор, пока не был ниспослан [следующий] аят, который отменил [это установление]». [аль-Бухари, 4507; Муслим, 1145].

Под «следующим аятом» он имеет в виду слова Всевышнего:

﴿ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ﴾

«Тот из вас, кого застанет этот месяц [Рамадан], должен поститься (в дневное время) ». [Сура аль-Бакара, аят 185].

Также сообщается, что [‘Абдуллах] ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, прочитал аят: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день) ». [ Сура аль-Бакара, аят 184 ], а затем сказал: «Этот аят отменен (мансух) ». [аль-Бухари, 4506].

Ибн Аби Хатим сначала передал это мнение со слабой цепочкой передатчиков от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, а затем сказал: «Также это мнение передаётся от Салямы ибн аль-Акуа‘, от ‘Алькамы, от ‘Абиды ас-Сальмани, от аш-Ша‘би, от ‘Ата аль-Хурасани, от Зейда ибн Асляма и от аз-Зухри».

Также подобное мнение от большинства из них передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана [том 3, стр. 419-424].

Также имам Абу Джа‘фар ибн Джарир [ат-Табари] сказал: «Самое правильное мнение относительно слов Всевышнего [ «а тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день) »] заключается в том, что данный аят отменён словами Всевышнего: «Тот из вас, кого застанет этот месяц [Рамадан], должен поститься (в дневное время) ». [Сура аль-Бакара, аят 185].

Ведь, все мусульмане единогласны в том, что [в наши дни] каждый здоровый мужчина, находящийся в своём городе, а не в пути, обязан соблюдать пост в месяц Рамадан. Ему запрещено не соблюдать пост [без веской причины] в месяц Рамадан, выбрав вместо этого кормление бедняка. Следовательно, становится понятно, что аят является отмененным (мансух)». [См. «Тафсир ибн Джарир», 3/424].

Также мнение об отмене этого аята посчитали правильным Абу Бакр ибн уль-‘Араби в книге «Ахкаму-ль-Куран», 1/79; ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим», 8/20; аль-Хафиз [ибн Хаджар] в «Фатх уль-Бари», 4505.

Второе мнение относительно этого аята заключается в том, что он касался только старика и старухи, которые могли соблюдать пост только с большим трудом. Согласно этому аяту, только они могли не соблюдать пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.

А затем этот аят был отменен словами Всевышнего:

﴿ فَمَن شَهِدَ مِنكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ ﴾

«Тот из вас, кого застанет этот месяц [Рамадан], должен поститься (в дневное время) ». [Сура аль-Бакара, аят 185].

После ниспослания этого аята старики и старухи были обязаны соблюдать пост до тех пор, пока они способны на это, так же, как юноши. Если же они уже никак неспособны соблюдать пост из-за старости, то только в таком случае они имеют право накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.

Ибн Джарир [ат-Табари] передал это мнение от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, и от Катады с достоверными цепочками передатчиков.

Следует заметить, что в этом вопросе от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаются разные мнения, которые противоречат друг другу. Однако самое достоверное из того, что передаётся от него в этом вопросе, следующее:

Передал Са‘ид ибн Аби ‘Аруба от Катады, а тот – от ‘Азары, а тот – от Са‘ида ибн Джубейра, который передал от ибн ‘Аббаса, который сказал: «Старик и старуха, которые были способны соблюдать пост, могли не соблюдать его, если желали этого. Вместо этого они кормили (одного) бедняка за каждый пропущенный день поста. Затем это постановление было отменено словами Всевышнего: ″Тот из вас, кого застанет этот месяц [Рамадан], должен поститься (в дневное время) ″.

А слова Всевышнего [ «а тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день) »] остались действительными, но касались уже только старика и старухи, которые совсем не могли соблюдать пост, а также касались беременных женщин и кормящих грудью матерей, если они боялись [потерять ребенка или молоко]».

Эти слова передал ат-Табари в своём толковании Корана под № 2752 [том 3, стр. 425], а также под № 2753 [том 3, стр. 425]. Также эти слова передал аль-Бейхакы в «аль-Кубра», [том 4, стр. 230].

Это мнение достоверно передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом. А все остальные мнения, которые передают от него в этом вопросе, либо являются недостоверными, либо похожими на это мнение. А Аллах знает лучше!

Третье мнение относительно этого аята заключается в том, что он не является отменённым. Согласно этому мнению, аят следует понимать так: «А тем, которые [были] способны поститься [в молодости, но не могут делать этого в старости], следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день) ».

[Ибн Джарир] ат-Табари, да помилует его Аллах, передал это мнение от ас-Судди. А аль-Багауи отнёс это мнение к Са‘иду ибн Джубейру. [См. «Ма‘алим ат-Танзиль», 1/216].

Правильным мнением в этом вопросе является первое мнение из-за хадиса [хадис был приведён выше], который передается со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах. Этот хадис передаётся в двух достоверных сборниках – у аль-Бухари и Муслима. Следовательно, данный аят [184-ый аят из суры «аль-Бакара»] является отмененным (мансух), как и заявило большинство обладателей знания.

Что же касается старика и старухи, которые неспособны соблюдать пост, то они могут не соблюдать пост по единогласному мнению ученых. Это единогласное мнение передали ибн уль-Мунзир, ибн ‘Абд уль-Барр, аль-Куртуби и ан-Науауи. [См. «Тафсир аль-Куртуби», 2/289; «аль-Маджму‘», 6/258-259; «аль-Истизкар», 10/213].

Но ученые разногласили в том, обязаны ли старик и старуха кормить бедняка за каждый пропущенный день поста.

1-ое мнение: они обязаны кормить бедняка за каждый пропущенный день поста. Это – мнение аш-Шафи‘и, Ахмада [ибн Ханбаля], Исхака [ибн Рахауейха] и Абу Ханифы. Из сподвижников этого мнения придерживались Анас [ибн Малик], [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, Кайс ибн ас-Саиб и Абу Хурейра, да будет доволен Аллах ими всеми.

Что же касается последователей сподвижников, то среди них этого мнения придерживались ‘Икрима, Са‘ид ибн аль-Мусеййиб, ‘Ата [ибн Аби Рабах], Катада, Са‘ид ибн Джубейр, и другие.

В качестве доказательства они привели слова Всевышнего: «А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день) ». [Сура аль-Бакара, аят 184].

Сказал шейх ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах: «Этот аят указывает на то, что Аллах Всевышний [в начале Ислама] сделал кормление бедняка заменой посту даже для тех, кто мог соблюдать пост. Если же человек [в наши дни] неспособен соблюдать пост, то данная замена все еще действительна для такого человека».

В словах шейха, да помилует его Аллах, есть небольшое затруднение. Аллах Всевышний в начале Ислама обязал того, кто способен соблюдать пост, сделать одно из двух: либо накормить бедняка, либо соблюдать пост. Поэтому из аята можно сделать вывод, что тому, кто вообще неспособен соблюдать пост, не нужно ни соблюдать его, ни кормить бедняка.

К тому же Аллах Всевышний сказал:

﴿ لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا ﴾

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». [Сура аль-Бакара, аят 286].

Затем Аллах Всевышний отменил аят [184-ый аят из суры «аль-Бакара»] и обязал соблюдать пост каждого, кто способен на это. Так почему же мы обязываем того, кто неспособен соблюдать пост, кормить за каждый пропущенный день пост одного бедняка, вместе с тем, что этот человек вообще не обязан соблюдать пост?!

Сторонники первого мнения заявили, что аят [184-ый аят из суры «аль-Бакара»] не отменен полностью, а остаётся действительным в отношении старика и старухи.

Но проблема в том, что этому пониманию противоречит хадис, который передается со слов Салямы ибн аль-Акуа‘, да будет доволен им Аллах. Этот хадис был упомянут выше. Ведь, мы сейчас говорим именно о старом человеке, который вообще не способен поститься. [А в аяте говорится о человеке, который способен поститься, но ему тяжело]. Именно поэтому, ибн уль-Мунзир посчитал, что этот аят отменен (мансух).

Ибн уль-Мунзир сказал: «Если бы аят касался пожилого старика, который неспособен поститься, то в аяте не было бы сказано: ″А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали*! ».

*[То есть: как может быть лучше поститься тому, кто вообще не может поститься. Следовательно, данный аят изначально никак не распространяется на тех, кто вообще неспособен поститься в этот месяц].

Также сторонники первого мнения опирались на действия некоторых сподвижников, в частности, Анаса [ибн Малика], [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, Абу Хурейры и Кайса ибн ас-Саиба.

[И это достоверно передаётся от этих сподвижников. Все они, когда не смогли соблюдать пост в старости, вместо этого стали кормить бедняков за каждый пропущенный день поста.

Что касается сообщения со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, то его передал аль-Бухари в подвешенном виде (му‘алляк) перед хадисом под номером 4505. Также его передал аль-Бейхакы, (4/271) с достоверной цепочкой передатчиков.

Что касается слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, то относительно них мы написали немного выше.

Что касается сообщения со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, то его передал аль-Бейхакы, (4/271) с достоверной цепочкой передатчиков.

Что касается сообщения со слов Кайса ибн ас-Саиба, да будет доволен им Аллах, то его также передал аль-Бейхакы, (4/271) с хорошей цепочкой передатчиков].

Сказал ибн Хазм: «И неизвестно, чтобы кто-нибудь из сподвижников им противоречил».

И этого мнения придерживается большинство обладателей знания, как на это указал хафиз ибн Кясир.

Это мнение посчитали правильным ибн Кудама, ан-Науауи, шейх уль-Ислям ибн Теймийа, ибн уль-Каййим, ибн Касир, шейх аль-Альбани, шейх ибн Баз, шейх ибн ‘Усеймин и шейх Мукбиль аль-Уади‘и, да помилует Аллах их всех.

2-ое мнение: они не обязаны кормить бедняка за каждый пропущенный день поста.

Это – мнение Малика, [Суфьяна] ас-Саури, Абу Саура, аль-Касима ибн Мухаммада, Салима ибн ‘Абдуллаха, Макхуля ад-Димашки, Раби‘а ибн ‘Абду-р-Рахмана, Са‘ида ибн ‘Абд уль-‘Азиза, а также это одно из мнений имама аш-Шафи‘и.

Также это мнение посчитали верным ибн уль-Мунзир, ибн ‘Абд уль-Барр и ибн Хазм, да помилует Аллах их всех.

Сказал ибн Хазм: «Старик и старуха, которые неспособны соблюдать пост, не обязаны его соблюдать, так как Аллах Всевышний сказал: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей». [Сура аль-Бакара, аят 286].

Если они не обязаны соблюдать пост, то получается, что и искупление за несоблюдение поста не является для них обязательным. Ни Аллах Всевышний, ни Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не обязали их кормить бедняков в этом случае. Запрещено лишать человека имущества, если нет ясного шари‘атского доказательства или единогласного мнения обладателей знания».

Сказал ибн ‘Абд уль-Барр: «Более правильным – а Аллах знает лучше – является мнение тех, кто сказал: ″Кормление бедняков не является обязательным для тех, кто неспособен соблюдать пост″. Ведь, Аллах Всевышний вообще не обязал соблюдением поста тех, кто неспособен его соблюдать. Что же касается кормления бедняков за каждый пропущенный день поста, то в Коране нет такого указания на это, в котором единогласны все обладатели знания. Также нет указания на это и в сунне, а также нет относительно этого и единогласного мнения ни среди сподвижников, ни среди последующих поколений. И какое-либо дело не может стать обязательным без вышеперечисленного [то есть: без довода из Корана и сунны, и без единогласного мнения] ».

Что же касается действия сподвижников, то сторонники второго мнения заявили, что доводом является только единогласное мнение всех сподвижников, а не действие кого-либо из них.

[Действие сподвижника не указывает на обязательность, ибо сподвижник мог кормить бедняка добровольно, не считая это действие обязательным].

Однако говоря о том, что этот поступок не является обязательным, мы не говорим о том, что делать этого не нужно. Мы говорим лишь о том, что нельзя обязывать людей этим действием, хотя оно и является похвальным].

И это мнение кажется мне более верным и близким к истине, а Аллах знает лучше!

[Следовательно, относительно этого аят существут три мнения:

Первое мнение – аят отменен. В начале ислама человек мог не соблюдать пост, а накормить вместо этого одного бедняка. Затем это постановление было отменено и люди стали обязанными соблюдать пост.

Второе мнение – аят касался только старика и старухи, которые могли соблюдать пост только с большим трудом. Согласно этому аяту, только они могли не соблюдать пост и накормить одного бедняка за каждый пропущенный день. Затем это постановление было отменено и старики и старухи были обязаны соблюдать пост до тех пор, пока они способны на это, так же, как юноши. Если же они уже никак неспособны соблюдать пост из-за старости, то только в таком случае они имеют право накормить одного бедняка за каждый пропущенный день.

Третье мнение – аят не является отменённым. Согласно этому мнению, аят следует понимать так: «А тем, которые [были] способны поститься [в молодости, но не могут делать этого в старости], следует во искупление накормить (одного) бедняка (за каждый пропущенный день)».

Правильным является первое мнение].

Что значит ″человек неспособен соблюдать пост″?

 

Человек считается неспособным соблюдать пост в двух случаях [См. «Маджму‘ аль-Фатауа», 14/103]:

· Если он вообще не способен его соблюдать;

· Если он способен соблюдать пост с трудностью, которая приносит ему серьезный вред.

 

 

Пятый аят: «Сура али ‘Имран, аят 102».

(на самом деле не является отмененным)

Аллах Всевышний сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اتَّقُواْ اللّهَ حَقَّ تُقَاتِهِ ﴾

«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь (наказания) Аллаха должным образом». [Сура али ‘Имран, аят 102].

ас-Суюты сказал: «Некоторые заявили, что этот аят отменен словами Всевышнего:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

″Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете″. [Сура ат-Тагъабун, аят 16].

Другие же сказали, что этот аят не является отмененным». [См. «аль-Иткан», 2/64].

Сказал Мукатиль ибн Хаян: «В суре ″али Имран″ (№ 3) нет больше отмененных аятов, кроме этого аята (аят № 102)».

Эти слова передали аль-Багауи в «Ма‘алим ат-Танзиль», 1/518; аль-Куртуби в «Ахкам аль-Куран», 4/157.

На самом же деле относительно аята № 102 из суры «али ‘Имран» существует два мнения среди обладателей знания.

1-ое мнение: этот аят отменен словами Всевышнего*:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

″Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете″. [Сура ат-Тагъабун, аят 16].

*[Некоторые обладатели знания заявили о том, что этот аят отменен, потому что человек неспособен остерегаться наказания Аллаха должным образом, ибо в любом случае у каждого человека есть грехи и упущения. А затем Аллах Всевышний отменил это постановление и повелел человеку остерегаться наказания настолько сильно, насколько он может. Однако ниже будет сказано о том, что два аята не противоречат друг другу].

 

Это мнение достоверно передаётся от Катады и Зейда ибн Асляма, как об этом говорится в толковании Корана ибн Джарира [ат-Табари].

Также это мнение передаётся от Абу аль-‘Алии, ар-Раби‘а ибн Анаса, Мукатиля ибн Хаяна, ас-Судди, Са‘ида ибн Джубейра. [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 3/722].

2-ое мнение: этот аят не является отмененным.

Это мнение передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, но цепочка передатчиков данного сообщения является слабой.

Ибн уль-Джаузи отнёс это мнение к Тауусу. Также это мнение посчитали верным Абу Джа‘фар ан-Нуххас, аль-Куртуби в своём толковании Корана, имам ан-Науауи в книге «Рияду-с-Салихин». Также к этому мнению склонился аш-Шаукани в «Фатх уль-Кадир».

Нам кажется более верным – а знание об этом лишь у Аллаха – что именно второе мнение является правильным по двум причинам:

Во-первых, не существует достоверного довода, что 16-ый аят из суры «ат-Тагабун» был ниспослан позже 102-го аята из суры «али ‘Имран». Кто же заявляет об этом, тот должен принести ясный довод.

Во-вторых, ученые, придерживающиеся второго мнения, смогли объединить смысл двух аятов так, что между ними нет противоречия. И конечно лучше постараться объединить между смыслами двух аятов, чем заявлять об отмене одного из них.

Сказал Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби: «Некоторые сказали, что аят ″остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете″ [Сура ат-Тагъабун, аят 16], является разъяснением аята, в котором сказано: ″Остерегайтесь (наказания) Аллаха должным образом″. [Сура али ‘Имран, аят 102].

И смысл этих аятов таков: остерегайтесь наказания Аллаха должным образом, насколько можете. Это – более верное разъяснение, ибо об отмене одного аята другим следует говорить только тогда, когда невозможно объединить их смысл между собой. А здесь объединение смыслов возможно, посему лучше так и сделать». [См. «Ахкаму-ль-Куран», 4/157].

Сказал аль-Касими: «Некоторые посчитали, что аят ″остерегайтесь (наказания) Аллаха должным образом″ отменен словами Всевышнего: ″Остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете″.

Они сказали, что слова «должным образом» подразумевают, что раб [Аллаха] должен совершать всё, чем он обязан пред Аллахом. А, ведь, раб [Аллаха] не способен на это, следовательно, претворение этого аята в жизнь – невозможно.

Однако данное утверждение не соответствует истине, ибо у каждого из этих аятов есть собственный особый смысл. Невозможно представить, что в аяте [аят № 102 из суры «али ‘Имран»] Аллах Всевышний требует то, чего невозможно достичь. Наоборот, Аллах Всевышний велит рабам, чтобы они постоянно обращались к Нему с покаянием [после совершения грехов], чтобы они боялись Его, чтобы они знали о Его величии и могуществе всегда и везде. А это может претворить в жизнь каждый, кто стремиться обратиться к Аллаху с покаянием.

Что же касается слов Всевышнего ″остерегайтесь же (наказания) Аллаха, насколько можете″, то в этом аяте Аллах Всевышний велит поклоняться Ему настолько усердно, насколько человек может. Ведь, Аллах Всевышний не возлагает на человека ничего невозможного.

Поэтому, если человек будет поклоняться Аллаху настолько усердно, насколько только может, будет обращаться к Нему с покаянием, будет искренне посвящать свои деяния только Ему, будет трепетно подчиняться Ему, то он будет из тех, кто остерегается наказания Аллаха должным образом». [См. «Махасину-т-Таъуиль», 4/168-169].

Сказал ибн уль-Джаузи: «И это мнение является верным [мнение о том, что аят не является отмененным]. В аяте говорится о том, что человек должен остерегаться наказания Аллаха должным образом, иначе говоря, должен сторониться того, что запретил Аллах. А, ведь, Аллах Всевышний не запрещает ничего, чего человек не мог бы оставить, и не велит ничего, чего человек не может совершить. Аллах Всевышний сказал:

﴿ لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا ﴾

″Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей″. [Сура аль-Бакара, аят 286].

Следовательно, два аята имеют похожий смысл: остерегайтесь наказания Аллаха должным образом, насколько можете». [См. «ан-Насих уа-ль-Мансух», 294].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.056 с.)