Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Текст 5. 6. И вот появился в моей жизни Павлик. (по Ю. М. Нагибину)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(1)И вот появился в моей жизни Павлик. (2)У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (3)Это осталось с той поры, когда я «вводил Павлика в свет» – сперва во дворе, потом в школе, где он оказался на положении чужака. (4)На самом деле душевное превосходство было на стороне Павлика. (5)Моё долгое приятельство с Митей не могло пройти бесследно: я привык к известному моральному соглашательству, а прощение предательства немногим отличается от самого предательства. (6)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден. (7)Нам былолет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (8)Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение. – (9)Какое стихотворение? (10)Меня же не было в школе, я болел. (11)Она стала листать классный журнал. – (12)Совершенно верно, ты отсутствовал, а спросить у товарищей, что задано, не догадался? (13)И я нашёл выход. (14)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он, наверное, забыл. (15)Я так и сказал Елене Францевне с лёгкой усмешкой, призывая и её отнестись к случившемуся юмористически. – (16)Встань! – приказала Павлику немка. – (17)Это правда? (18)Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда. (19)Как раз о немецком я его и не спрашивал. (20)Елена Францевна, забыв обо мне, перенесла свой гнев на Павлика, а он слушал её, по обыкновению, молча, не оправдываясь и не огрызаясь. (21)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика не оказалось рядом. (22)Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. – (23)Ты чего это? (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет. 25)Он молчал и глядел мимо меня. (26)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (27)Его предал друг. (28)Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду. (29)Почти год держал он меня в отчуждении. (30)Все мои попытки помириться так, «между прочим», успеха не имели. (31)Ничего не получалось – Павлик не хотел этого. (32)Не только потому, что презирал всякие обходные пути, мелкие уловки и хитрости – прибежище слабых душ, но и потому, что ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого. (По Ю.М. Нагибину)* * Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – писатель-прозаик, журналист и сценарист. Его произведения, посвященные темам войны и труда, воспоминаниям детства, судьбам современников, переведены на многие языки мира.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему «душевное превосходство было на стороне Павлика»?» 1) Павлик был мягким и покладистым. 2) Павлик безропотно воспринял гнев учительницы. 3) Павлик непримиримо относился даже к мелким уловкам и хитростям, считая их малодушием. 4) Павлик почти год «держал… в отчуждении» своего друга.
Укажите количество грамматических основ в предложении 28. Ответ запишите цифрой.
Замените разговорное слово «дуться» из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Из предложений 9–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н».
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Елена Францевна,(1) забыв обо мне,(2) перенесла свой гнев на Павлика,(3) а он слушал её,(4) по обыкновению,(5) молча,(6) не оправдываясь и не огрызаясь.
Замените словосочетание «отнестись юмористически» (предложение 15), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Среди предложений 3–8 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 1–6 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Из предложений 25–29 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 1) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске, будто самого рядового ученика, и велела читать стихотворение. 2) У дворовых и у школьных ребят навсегда засело в памяти, что в нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. 3) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза. 4) Она стала листать классный журнал.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Я неплохо знал немецкий,(1) домашних заданий никогда по этому предмету не готовил,(2) но однажды настал и мой черёд,(3) когда Елена Францевна ни с того ни с сего вызвала меня к доске,(4) будто самого рядового ученика,(5) и велела читать стихотворение.
Среди предложений 21–28 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
Выпишите грамматические основы предложения 10.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». Комментарий к цитате. Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи – для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Его предал друг. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду». 15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба». Текст 5.7. В конце третьего класса, как раз по весне… (По А.А. Лиханову) (1)В конце третьего класса, как раз по весне, когда вскрылась река и с шорохом и гулом уплыли вниз по воде рыхлые серые льдины, наша учительница Анна Николаевна привела в класс нового ученика в кителе с морскими пуговицами. (2)Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями. (3)Витька Борецкий сидел в классе тихо на предпоследней парте, посверкивал завидными пуговицами, был тих и аккуратен, тянул руку, если хотел сказать или спросить, в общем, был образцовым пай-мальчиком, совершенно непохожим на нашу шумливую братию. (4)Вовка Мешков с первого дня невзлюбил Борецкого. (5)У Мешкова отроду не было внутренних тормозов. (6)Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. (7)Вот и придумал он Борецкому неприличную кличку и так затерроризировал бедного Витьку, что тот решил перейти в другую школу. (8)И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий. – (9)Ребята, выбирайте, что вам нравится! – скомандовала Анна Николаевна. (10)Мы, как дрова, таскали на телегу стеклянные пирамиды, циркули, банки со змеями и лягушками. (11)Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий, Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила: – (12)Деньги-то ещё остались. (13)Чего бы ещё купить? (14)Я не успел подумать о самом страшном для меня во всём магазине, как Анна Николаевна воскликнула, смеясь: – (15)Скелет продаётся? (16)В ту же секунду меня озарило: а ведь этот скелет спасёт Витьку! (17)Я был абсолютно уверен, что самое страшное пособие поможет Витьке остаться в нашей школе, помириться с Вовкой и забыть свою позорную кличку. (18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке: – (19)Хочешь сфотографироваться с ним? (20)Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо. (21)Щёлкнул затвор – готово! (22)Вечером я предложил Борецкому прогуляться в поисках желанной встречи с Вовкой. (23)Вовку мы встретили на набережной, где он катался на велосипеде. (24)Неторопливым движением я достал фотографию и протянул Вовке: – (25)Посмотри! (26)Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб. – (27)Ну ты даё-ёшь! – прошептал он и уставился на Витьку. (28)Я ликовал. (29)Пусть попробует теперь Вовка повторить позорную кличку, выдуманную для Витьки! (30)Язык у него больше не повернётся! (31)Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. (32)А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным. (По А.А. Лиханову)*
* Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.
Выпишите грамматическую основу предложения 10.
Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Мы,(1) как дрова,(2) таскали на телегу стеклянные пирамиды,(3) циркули,(4) банки со змеями и лягушками. Когда мы зашли в магазин за новыми охапками пособий,(5) Анна Николаевна вдруг задумчиво проговорила: «Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?»
Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.
Из предложений 8–13 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик считал, что у Вовки Мешкова больше язык не повернётся повторить неприличную кличку, выдуманную для Витьки Борецкого?» 1) Герой-рассказчик считал, что хорошее воспитание не позволит больше Вовке Мешкову повторять неприличное слово. 2) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков больше не станет издеваться над Борецким, после того как Витька изменился внешне – выпрямил спину и приподнял подбородок. 3) Герой-рассказчик считал, что Вовка Мешков понял: Витька Борецкий «образцовый пай-мальчик». 4) Герой-рассказчик считал, что фотография со скелетом станет для Мешкова доказательством смелости Борецкого и изменит отношение Вовки к Витьке.
Из предложений 28–32 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями. 2) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку. 3) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий. 4) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.
Замените словосочетание «глядел с уважением» (предложение 31), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.
Среди предложений 1–7 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 14–18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Был он развязный,(1) невоспитанный,(2) и у него даже,(3) казалось,(4) глазки хищно щурились,(5) когда он смотрел на Витьку.
15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». Комментарий к цитате. Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Мешков глядел на Борецкого с ярко выраженным уважением, и Витька потихоньку выпрямлял спину, приподнимал подбородок. А Вовка всё смотрел на Витьку, и взгляд его постепенно становился восторженным». 15.3. Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.121 (0.011 с.) |