Блок 1. О внутреннем мире человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 1. О внутреннем мире человека



Тексты КИМ

 

Оглавление

Блок 1. О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА.. 4

Изложение «У каждого из нас когда-то были любимые игрушки…». 4

Текст 1.1. В детстве у меня была любимая мягкая игрушка… (По Остромиру). 4

Текст 1.2. Я не любила эту куклу. (По А. Алексину). 6

Текст 1.3. В пригороде одного самого обычного города… (По Л. Волковой). 8

Текст 1.4. Когда мне было лет шесть… (По В.Ю. Драгунскому). 9

Текст 1.5. Это была обыкновенная школьная тетрадка (По В. Шаламову). 11

Блок 2. О ВЫБОРЕ.. 13

Изложение «Универсального рецепта…» (По А. Москвину). 13

Текст 2.1. Мама, когда я ещё не учился в школе… (По Е.В. Гришковцу). 13

Текст 2.2. В первый год моей жизни… (По А.И. Деникину). 15

Текст 2.3. Ещё в детском саду Олег выучил песенку… (По А.Г. Алексину). 16

Текст 2.4. Студент третьего курса… (А. Гридин). 18

Блок 3. О ДОБРОТЕ.. 20

Изложение «Я вспоминал сотни ответов…» (В. Сухомлинский). 20

Текст 3.1. На первой перемене Жека укладывал в портфель учебники. (По Э.Ю. Шиму). 20

Текст 3.2. У Юры Хлопотова была самая большая и интересная… (По В.К. Железникову). 22

Текст 3.3. Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма. (По Н. Гарину-Михайловскому). 24

Текст 3.4. Федя учился в новой школе… (А. Лиханов). 25

Текст 3.5. Утро дышало свежестью… (А. Никольская). 27

Текст 3.6. Сколько маленький Коля помнил… (Ю. Яковлев). 29

Текст 3.7. По пути домой стало думаться о бабушке… (Б. Екимов). 31

Текст 3.8. Сталинград безжалостно бомбили день и ночь. (В. Пикуль). 33

Блок 4. О ДРАГОЦЕННЫХ КНИГАХ.. 34

Изложение «Какой бы интересной ни была…». 34

Текст 4.1. На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги… (По А.А. Лиханову). 35

Текст 4.2. Я хочу поведать вам историю… (По В.М. Пескову). 35

Текст 4.3. Вовка примчался через десять минут. (По А.А. Лиханову). 37

Текст 4.4. Когда спрашивают, почему я… (По В.П. Крапивину). 39

Текст 4.5. В третью военную осень после уроков… (По А.А. Лиханову). 41

Блок 5. О ДРУЖБЕ.. 42

Изложение 1 «Есть ценности…». 42

Изложение 2 «Испытания ждут дружбу всегда…». 43

Текст 5.1. В это утро Динка проснулась с тревогой на душе…(По В. Осеевой). 43

Текст 5.2. Всё началось на перемене перед шестым уроком. (По Н. Татаринцеву). 44

Текст 5.3. Илья и Саня вместе учились с первого класса. (По Л.Е. Улицкой). 46

Текст 5.4. В школе я дружила с Лялей Ивашовой и Машей Завьяловой. (По А.А. Алексину). 47

Текст 5.5. Мы с мамой переехали в этот дом недавно. (По В. Крапивину). 49

Текст 5.6. И вот появился в моей жизни Павлик. (По Ю.М. Нагибину). 50

Текст 5.7. В конце третьего класса, как раз по весне… (По А.А. Лиханову). 51

Текст 5.8. Говорят, что самые непримиримые недруги (По А. Алексину). 53

Текст 5.9. Солнце садилось. (Притча). 55

Текст 5.10. Веньке здорово не повезло с именем… (По С.А. Лубенец). 55

Текст 5.11. Саша и Женя дружат с раннего детства. 56

Текст 5.12. Больше всего на свете я ценю дружбу. 58

Текст 15.13. Андрюша Рудаков был крепким.. 60

Блок 6. О ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЯХ.. 62

Изложение «Мы часто говорим о сложностях…» (9). 62

Текст 6.1. Меня ждали шестнадцать лет... (По А.А. Алексину). 62

Текст 6.2. Софья, Лена и Катя были неразлучны с детского сада. (По И.А. Клеандровой). 64

Текст 6.3. Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне… (По П.С. Романову). 65

Текст 6.4. По дому плавали запахи и крики. (По В. Токаревой). 67

Текст 6.5. В командировки мама и отец ездили очень часто… (По А.А. Алексину). 68

Текст 6.6. В дверь позвонили. (По К.Г. Шахназарову). 69

Текст 6.7. Закрываю глаза и вижу мой переулок. (И. Муравьева). 71

Блок 7. О ЛЮБВИ.. 72

Изложение «Времена меняются…». 72

Изложение «О будильнике природы» (О любви к природе?). 73

Текст 7.1. Прежде чем увидеть Наилю… (По Ю.Я. Яковлеву). 73

Текст 7.2. После уроков девочки возвращались домой все вместе. (По С.А. Лубенец). 74

Текст 7.3. У дверей стояло трое ребятишек… (По В.И. Одноралову). 76

Текст 7.4. Модель атома с серебристым ядром (М. Львовский). 78

Текст 7.5. А было это давно, Оля тогда в школе училась (О. Рой). 79

Текст 7.6. От модели атома с серебристым ядром (М. Львовский). 81

Блок 8. О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ.. 83

Изложение «Слово мама – особое слово…». 83

Текст 8.1. Толя осени не любил. (По А. Алексину). 83

Текст 8.2. Однажды в начале октября… (По М. Агееву). 85

Текст 8.3. Никто, как мать, не умеет так глубоко… (По Ю.Я. Яковлеву). 87

Текст 8.4. Мы задержались в школе… (По Е.А. Пермяку). 88

Текст 8.5. Все мамы разные: молодые, красивые…. (По И. Селивёрстовой). 90

Текст 8.6. Городской человек не ведает… (По Ю.Я. Яковлеву). 91

Текст 8.7. Стадо телят и бычков… (В. Астафьев). 93

Текст 8.8. Однажды ранней весной… (В. Чаплина). 95

Блок 9. О НАСТОЯЩЕМ ИСКУССТВЕ.. 96

Изложение «Можно ли одной исчерпывающей формулой…». 96

Изложение «В современном мире нет человека…». 96

Текст 9.1. Динка огляделась. (По В.А. Осеевой). 97

Текст 9.2. На рассвете мы с Лёнькой напились чаю… (По К.Г. Паустовскому). 98

Текст 9.3. Для меня музыка – это всё. (По М.Л. Москвиной). 100

Текст 9.4. В детстве я очень, очень старалась полюбить театр… (По Т. Толстой). 101

Текст 9.5. Лина уже полмесяца жила в Москве (В. Астафьев). 103

Текст 9.6. Жил в городе Верном… (Ю. Домбровский). 105

Текст 9.7. Дом рассохся от старости… (К. Паустовский). 106

Текст 9.8. Был октябрь… (Ю. Грибов). 108

Блок 10. О НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.. 110

Изложение «Неуверенность в себе…». 110

Изложение «О власти». 110

Текст 10.1. Он растяпа, этот Вовка. (По В.И. Одноралову). 111

Текст 10.2. Как только у нас с Пашкой появлялся… (По Н.И. Дубову). 112

Текст 10.3. Венька пришёл домой из школы… (По С.А. Лубенец). 114

Текст 10.4. Нина уже давно существует в состоянии… (По С.А. Лубенец). 115

Текст 10.5. Когда я учился в школе… (А. Крамер). 117

Блок 11. О НРАВСТВЕННОМ ВЫБОРЕ.. 119

Изложение «Одному человеку сказали…». 119

Изложение «Меня предал…» (М. Литвак). 119

Текст 11.1. Есть люди, которые болезненно переживают… (По А. Алексину). 119

Текст 11.2. Ребята ушли со двора… (По Э. Шиму). 121

Текст 11.3. Утром в хрустальной вазе на столе… (По В. Железникову). 123

Текст 11.4 Я даже не помню, как называлась та книга. (По В. Дроганову). 124

Текст 11.5. В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал краба. (По Ю. Домбровскому). 125

Текст 11.6. Девочку звали Алиса. (По Ю.Я. Яковлеву). 127

Текст 11.7. Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел (В. Железников). 129

Блок 12. О СИЛЕ ДУХА.. 131

Изложение «Война была для детей…». 131

Текст 12.1. На хуторе сон и тишина. (По Г.Я. Бакланову). 131

Текст 12.2. Весной 1942 года по ленинградским улицам… (По Л. Овчинниковой). 132

Текст 12.3. Ученикам о войне он рассказывал скупо. (По Л.Е. Улицкой). 134

Текст 12.4. Отца своего, который погиб на фронте… (По Ч.Т. Айтматову). 136

12.5. Шла Великая Отечественная война (С. Алексеев). 137

12.6. В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (Э. Шим). 139

Блок 13. О ВЗАИМОВЫРУЧКЕ.. 141

Изложение «В обществе, где культивируется…». 141

Текст 13.1. Началась эта мука в далёкие годы, в классе пятом или шестом. (По Ю. Трифонову). 141

Текст 13.2. Маш, Маш… (Т. Михеева). 142

Текст 13.3. Школьники смотрели на избиение… (Н. Айне). 144

Текст 13.4. Гринька и Федя собрались… (Л. Воронкова). 146

Текст 13.5. По улицам мчалась скорая… (Ю. Яковлев). 147

Блок 14. О счастье. 149

Изложение «В детстве человек счастлив…». 149

Текст 14.1.Солнечные лучи…... 150

Текст 14.2. Когда нас оделили мороженым и фруктами. 151

Текст 14.3. Запах кофе был для Андрея не просто запахом.. 153

Текст 14.4. В детстве я ненавидела утренники. 155

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.3. 156

 

Блок 1. О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА

Изложение «У каждого из нас когда-то были любимые игрушки…»

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка все-таки остается неповторимой и незаменимой в своем роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

 

Информация о тексте

 

1 микротема У каждого из нас были любимые игрушки. С ними связано светлое воспоминание, которое бережно хранится в сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
2 микротема В век компьютера реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но, несмотря на это, игрушка остается незаменимой, ведь ничто так не развивает ребенка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
3 микротема   Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить в нем положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесет в его мир систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Тезис. Внешний мир человека – это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.

Текст 1.1. В детстве у меня была любимая мягкая игрушка… (По Остромиру)

(1)В детстве у меня была любимая мягкая игрушка размером примерно с небольшую диванную подушку. (2)Это был медведь. (3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. (4)Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним. (5)В общем, я вырос, стал дядькой с большой бородой и татухами и вместо плюшевых медвежат полюбил мотоциклы.

(6)И вот однажды мне приснился медвежонок из детства. (7)Сон был неприятный: медвежонок стоял в центре пустой комнаты, в мерцающем свете лампочки, а за окном как будто бы собирался ураган. (8)Медведь в упор смотрел на меня и тянул ко мне лапу, как будто показывал на что-то у меня за спиной, как будто предупреждал о чём-то.

(9)Я не придал значения сну. (10)Однако на следующий день я ехал в мотоклуб, и «девятка» подрезала меня так, что я перелетел через руль и приземлился на живую изгородь, посаженную вдоль дороги. (11)Именно она меня и спасла. (12)Я получил ушибы, небольшой вывих плеча, а мотоцикл серьёзно пострадал и требовал дорогого ремонта.

(13)Через неделю всё повторилось. (14)Всё в той же комнате при мерцающем свете и надвигающемся урагане. (15)Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной, а в некоторых местах была порезана, и оттуда торчала вата. (16)Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой.

(17)Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. (18)Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

(19)Сначала я достал голову медвежонка, оторванную «с мясом», затем – тело с наполовину вылезшей через рваные дыры ватой. (20)Ещё час я потратил, чтобы найти в мелком мусоре на дне мешка пропавший шарик глаза, но так и не нашёл.

(21)Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было. (22)Я постирал, набил его новой ватой, аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом, на место потерянного глаза я приделал чёрную повязку, как у пирата. (23)А позже с помощью знакомой из ателье медведь оделся в кожаную косуху с маленькими заклёпками.

(24)Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. (25)Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом. (26)У меня давно была мечта – свой клуб для байкеров, и я его открою. (27)Я даже придумал ему название – «Одноглазый медведь».

(По Остромиру)*

* Остромирсовременный молодой блоггер.

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой-рассказчик забрал с дачи свою детскую игрушку?»

1) Герой-рассказчик вспомнил, как любил эту игрушку в детстве, и ему захотелось вернуть те радостные ощущения.

2) Герой-рассказчик любил самостоятельно чинить старые игрушки, и ему приятно было видеть, как они обретают новую жизнь.

3) Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, возвращаясь к нему во сне, предостерегает его от опасности и отводит беду.

4) Герой-рассказчик, одев медведя в кожаную косуху, решил сделать его талисманом собственного клуба для байкеров.

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла.

2) Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

3) Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.

4) Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было.

 

4. Из предложений 22–25 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «присоединение».

 

5. Из предложений 10–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одна буква Н».

 

6. Замените разговорное слово «таскал» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «диванная подушка» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 13.

 

9. Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Я отвёз медведя домой и самолично его починил,(1) хотя навыка такого у меня,(2) конечно,(3) не было. Я постирал,(4) набил новую вату,(5) аккуратно зашил и даже слегка прошёлся утюгом. На место потерянного глаза я приделал чёрную повязку,(6) как у пирата.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Только сама игрушка выглядела грязной и потрёпанной,(1) а в некоторых местах была порезана,(2) и оттуда торчала вата. Медвежонок по-прежнему настойчиво указывал на меня лапой. Я решил съездить на дачу,(3) которая была практически заброшена,(4) и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди барахла. Перерыв там всё вверх дном,(5) я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

 

13. Среди предложений 7–12 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 21–27 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души». Комментарий к цитате. Благодаря языку человек мо­жет передать, что он думает, о чем он думает, как отно­сится к тому, о чем думает. Путем передачи речи человек характеризует себя с разных сторон.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Отныне медведь сидит у меня в гараже на самом видном месте, а иногда я устанавливаю его на вилку мотоцикла, и мы катаемся по городу или в мотоколоннах. Соратники из клуба сначала смеялись, а потом привыкли, и игрушка даже в некотором роде стала нашим талисманом».

15.3. Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека».

Блок 2. О ВЫБОРЕ

Изложение «Универсального рецепта…» (По А. Москвину)

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть.

Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Нельзя надеяться, что ошибку после можно исправить: успеется, вся жизнь впереди. Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся, ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (По А.Н. Москвину)

Тезис. Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: "Быть или не быть, вот в чем вопрос...". Человек часто оказывается в ситуации выбора: профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Текст 2.1. Мама, когда я ещё не учился в школе… (По Е.В. Гришковцу)

(1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точным наукам не тянет. (6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(10)Когда я учился в старших классах, родители преподавали в университете. (11)Мама вела термодинамику, а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

(12)Но алгебра, геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. (13)Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

(14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет, институт культуры и, конечно же, медицинский.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.

(21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры.

(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное – настоящей, всем существом – жизни.

(По Е.В. Гришковцу)*

* Гришковец Евгений Валерьевич (род. в 1967 г.)современный российский писатель, драматург, режиссёр, актёр, музыкант. Стал известен после того, как в 1999 г. был удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». Является автором книг «Рубашка», «Реки», «Следы на мне», «Асфальт».

 

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик в старших классах школы считал, что не пойдёт по стопам своих родителей?»

1) Он не чувствовал в себе способностей к тому, чем занимались его родители,к точным наукам.

2) Он не был уверен в том, что родители помогут ему поступить в университет, где сами преподавали.

3) Он стремился быть самостоятельным и хотел доказать родителям, что способен на это.

4) Он собирался поступать в медицинский институт, потому что там преподавал его дядя.

 

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

4) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

 

4. Из предложений 1–4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

 

5. Из предложений 1–3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано».

 

6. Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание «студенческого хора» (предложение 22), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 32.

 

9. Среди предложений 20–24 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Мама,(1) когда я ещё не учился в школе,(2) работала инженером и много чертила. Чертежи были такие красивые,(3) а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная,(4) что я не мог пройти мимо. Конечно,(5) меня отлавливали,(6) не пускали,(7) но несколько чертежей я всё же испортил,(8) какие-то циркули сломал.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Когда я учился в старших классах,(1) родители преподавали в университете. Мама вела термодинамику,(2) а отец работал заведующим кафедрой на экономическом факультете.

Но алгебра,(3) геометрия и физика по-прежнему были самыми тёмными для меня предметами. Родители сами понимали,(4) что по их стопам я не пойду,(5) и даже не намекали на это.

 

13. Среди предложений 1–7 найдите сложноподчинённоепредложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 15–20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». Комментарий к цитате. При оформлении аргументированного рассуждения на помощь автору приходят вводные слова. Они указывают на порядок мыслей (во-первых, как указывалось…) и способы их оформления (словом, иначе говоря, так сказать…), служат для противопоставления частей рассуждения (наоборот, с одной стороны…), для выражения следствия (следовательно, значит…) и заключения (итак, таким образом…). Вводные слова помогают построить последовательное, логически связанное и обоснованное рассуждение.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. Главное – настоящей, всем существом – жизни».

15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор».

Текст 2.2. В первый год моей жизни… (По А.И. Деникину)

(1)В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2)К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу. (3)Принесли меня. (4)Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

(5)Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся: (6)«Ну, думаю, дело плохо: будет мой сын рубакой и пьяницей!»

(7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал.

(11)Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад. (12)Мальчишкой я по целым часам пропадал в гимнастическом городке 1-го Стрелкового батальона, стрелял в тире пограничников. (13)Ходил версты за три на стрельбище стрелковых рот, пробирался с солдатами, считавшими пробоины, в укрытие перед мишенями. (14)Пули свистели над головами; было страшно, но очень занятно. (15)На обратном пути вместе со стрелками подтягивал солдатскую песню:

(16)Греми, слава, трубой

За Дунаем за рекой.

(17)Моё увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...

(18)Словом, прижился в военной среде, приобретя приятелей среди офицерства, а ещё более – среди солдат.

(19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

(20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году.

(22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру.

(24)Было ли это следствием гадания? (25)Не знаю...

(По А.И. Деникину)*

* Деникин Антон Иванович (1872–1947) – русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.

 

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему офицерская жизнь представлялась мальчику-подростку в ореоле сплошного веселья?»

1) Военная служба по рассказам отца представлялась мальчику-подростку весёлой и беззаботной.

2) Для мальчика военная служба была не только опасной, но и увлекательной игрой, полной интересного общения.

3) Приходя к отцу на стрельбище в 1-й Стрелковый батальон, мальчик видел только весёлую, лёгкую и беззаботную жизнь офицеров и солдат.

4) Представления о военной службе как о постоянном развлечении мальчик-подросток черпал из стихов и романа «Анна Каренина».

 

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку.

2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игрывсё это настраивало на определённый лад.

4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.

 

Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

 

Из предложений 7–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН».

 

Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

Замените словосочетание «увлечённо читал» (предложение 9), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

Выпишите грамматическую основу предложения 24.

 

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

По мере перехода в высшие классы свободного времени,(1) конечно,(2) становилось меньше,(3) появились другие интересы,(4) и воинские упражнения мои почти прекратились. Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе»,(5) который был введён в программу реального училища в 1889 году.

 

Среди предложений 19–23 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Старинное это гаданье,(1) однако,(2) и сбылось,(3) и не сбылось. Сабля,(4) действительно,(5) предрешила мою жизненную дорогу,(6) но и от книжной премудрости я не отрёкся.

Среди предложений 20–22 найдите сложноподчинённоепредложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

 

Среди предложений 1–7 найдите сложные предложения с бессоюзной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

 

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». Комментарий к цитате. Местоимения могут употребляться в речи вместо существительных, прилагательных, числительных, т.е. являться заместителями имени. Они указывают на предметы и их признаки (свойства, качества, количество) и заменяют в речи непосредственные обозначения понятий, очевидных из контекста высказывания.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я избрал военную карьеру. Было ли это следствием гадания? Не знаю...»

15.3. Как Вы понимаете значение слова ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое выбор».

Текст 2.3. Ещё в детском саду Олег выучил песенку… (По А.Г. Алексину)

(1)Ещё в детском саду Олег выучил песенку «В лесу родилась ёлочка». (2)С неё-то и начались неприятности. (3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

(4)Олега торжественно и шумно повели на экзамен в музыкальную школу. (5)А обратно привели тихо и растерянно: педагоги не обнаружили у мальчика музыкальных способностей.

(6)Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

(7)Бабушка хорошо знала историю музыки. (8)Она даже сама играла на рояле, а в молодости мечтала стать пианисткой. (9)Но мечты эти не сбылись, и теперь Олег должен был преуспеть в искусстве сразу за двоих: за себя и за бабушку.

(10)Когда-то бабушка была бухгалтером, и, когда наступала пора годовых финансовых отчётов, старые сослуживцы приходили к Анне Степановне за помощью. (11)Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

(12)Олег тоже любил бабушку, поэтому согласился учиться музыке. (13)Была куплена виолончель, и Олег начал ходить в музыкальный кружок.

(14)В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

– (15)Ты хочешь, чтобы он повторил твой путь, – говорила бабушка. – (16)Но пойми наконец: у него другое призвание. (17)Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку.

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

– (22)3наю, бабушка, – добродушно соглашался Олег. – (23)Вот я их и развиваю. (24)Так в музыкальном кружке советуют: строгайте, говорят, пилите! (25)Это тоже искусство!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.173 с.)