Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Минимально рукотворная красота

Поиск

 

Как ни крути, самые прекрасные образцы растительного дизайна демонстрирует нам абсолютно нерукотворная природа. Восхищаясь чудесными парками и садами, мы чувствуем, что это — лишь попытка воссоздать природное совершенство. И все художественные приемы, если вглядеться, взяты у природы же. Однако искусство по сути — общение, и мастер использует эти приемы для выражения себя, своего миропонимания и настроения. Поэтому природа переделывается, подправляется, изменяется каждым художником на свой манер. Тут, как и почти во всем, Запад и Восток пошли разными путями.

Европейцы привносят в природу нечто свое, рациональное, символическое. Растение пытаются сделать чем-то' другим: архитектурным элементом, геометрической фигурой, животным, скульптурной формой. То же и в планировке: прямые линии, орнаменты, симметрия, плюс элементы декора: беседки, мостики, дорожки и сооружения — все это часто несет, так сказать, неприродно-де-коративный характер. С помощью природы европеец пытается воссоздать милые сердцу город, дом и атрибуты быта. Сад здесь должен создавать ощущение уюта и радовать формой и красками.

Для японца природа и есть Бог; и сам он, и дом его — частица Бога. Язык природы — божественный язык, и ценность творений искусства для японца тем выше, чем тоньше отражают они дух и форму природы. Японские садовники ни на йоту не отходят от естественных элементов и форм ландшафта. Наоборот, они еще более уточняют, обостряют эту естественность. При этом отдельные элементы сочетаются так, что их индивидуальность воспринимается еще более остро, но, в то же время, и их гармония становится еще более осязаемой. Как отдельные элементы, так и сочетания их несут определенный, усиленный художником смысл и настроение, и вся композиция представляет собой емкий смысловой образ. Японский сад не предназначен для уютного кайфа. Напротив, он настраивает на глубокое самосозерцание и размышления, помогает прочувствовать гармонию сущего, утвердить в ней свое место. Вот корявый, растресканный стволик бонсаи, согбенный под тяжестью искусственных лет, созданных рукой мастера. Корни обнажены и морщинисты, как иссохшие пальцы старика. Несколько листиков, и на тонкой веточке — три неожиданных, юных цветка: на белоснежных лепестках — капельки росы. Я не знаю, можно ли проще и ярче выразить мысль о неумолимости времени, ностальгию по юности и веру в будущее. Признаюсь, этот язык мне ближе и понятнее, чем язык европейского искусства.

Однако и восточные, и западные садовники вкладывают в свои произведения массу мастерства, сил и времени. Поэтому нам не подходит ни то, ни это. Обратимся: к истоку — пойдем в лес, в поле, в горы. Кажется, я обнаружил то, что делает природу для нас красивой. И «это» легко «перетащить» на нашу дачу.

Вот лес — темная стена, куда ни глянь. И вдруг — алое пятно боярышника: ух ты! А вот поляна. Ничего особенного, пока не нарисуется на поляне островок из кустов шиповника: красиво... А вот лесистые склоны, смотреть не на что, а тут скальный кряж белеет: здорово! Одно дело — просто луг, и совсем другое — если на нем копенка или стожок. А какой восторг, находившись по лесу, выйти вдруг к озерку! Или, гребя по широкой реке, наоборот, наткнуться за излучиной на небольшой лесистый остров. В пустыне очень красив оазис. Но его вы не заметили бы в джунглях. Там радует глаз песчаная отмель реки.

Даже бродя по полям из одних драгоценных камней, мы были бы рады встретить скалу из обычного гранита, и именно это место сфотографировали бы.

Я долго не мог понять, почему мои походные слайды не возбуждают в друзьях яркие чувства. Смотрите, этот камень — единственный на всей поляне! А вот момент: шли-шли, и наконец, — река! Стоп. Все дело в этих «наконец» и «вдруг». Они же там не были, им не с чем сравнить! Река после дневного перехода по лесу — одно, а та же река после трех дней стоянки на ее берегу — совсем другое. А фотоаппарату все едино — он не понимает, в каком настроении ты за него хватаешься: река она и есть река. Сколько лет надо бродить, сколько пленки извести, чтобы научиться снимать то, что красиво не от неожиданности и не потому, что именно тебе понравилось, а само по себе! Оказывается, в природе нам красиво все непохожее, отличающееся, неожиданное. Красивый вид содержит различия, контрасты. Разные детали выделяют и подчеркивают друг друга. Совсем хорошо, если они при этом расположены так, что уравновешиваются, воспринимаются одним целым. Но главное — контраст. Если он есть, снимок интересен сам по себе. Если нет, он и для вас скоро перестанет «звучать».

И лесные картинки, и парки Запада, и сады Востока звучат благодаря контрастному фону: ровной, однотонной и плоской дернине газона.

ГАЗОН ИЗ СОРНЯКОВ

Куда с тяпкой-то?

— Огород полоть. Посеял махорочку, а там помидоры, чтоб им, полезли!

Для приверженца чистой почвы газон — просто сорняки. Для него и ландыш — сорняк, если на участок залез. А для меня сорняк — только то, что растет не на своем месте. Вот вплотную к грядке растут кущи пырея — не-а, не сорняк! А вот в грядку один стебелек залез — ну, формально сорняк. А в грядку залезть трудно: она бордюром огорожена. И все, что снаружи, я регулярно кошу ручной косилкой — триммером. Вот и выходит, что этот пырей уже не сорняк, а газон. А грядок совсем немного, да все они мульчированные. Потому и нет у меня проблем с сорняками: они приручены и разжалованы в почвопокровные растения.

Еще раз повторю: сорняки и луговые травы — антиподы. Первые могут жить только на обрабатываемой почве. Вторые — только на подкашиваемом участке. Сорняки же подкоса не переносят. Поэтому в режиме частого подкоса бурьян быстро превращается в луговую дернину. Происходит этот прямо на глазах.

Вот весною вылез ковер сорняков. Подождав, когда они встанут сантиметров на 15—20, втыкаю в розетку триммер и скашиваю это сочное великолепие. Рост сорняков задерживается, а рост однодольных луговых трав, которых тут тоже взошло достаточно, стимулируется: их точки роста находятся ниже уровня почвы, и никакое укорачивание им не страшно. Через пару недель сорняк дал боковые веточки, да и травы поднялись. Опять срезаем все общество. Сорняк снова в нокауте, а многие травы, чем больше стрижешь, тем больше начинают давать боковых побегов — отпрысков. Их ряды густеют, и они даже начинают собираться небольшими группами, уже чувствуя, что наступают новые времена.

В июне сорняки дают еще более мелкие веточки, а травы колосятся, пользуясь случаем дать семена. Рано, милые! Враг еще силен. Делаем еще покос. Сорняки поняли: их время проходит, и начали вжиматься в почву, их веточки буквально стелются по земле. После очередного подкоса трава берет ситуацию под контроль. В августе, дважды потеряв свои привычно высокие метелочки-соцветия, травы выбрасывают совсем низкие колоски-метелки. Эти уже можно оставить: они зреют очень быстро. Обычно в это время я не кошу недели три, а то и месяц: «революция» уже свершилась, и сорняк отброшен назад окончательно. Лужок уже вполне благообразен: трав и низеньких, пушистых, уже почвопокровных многолетников примерно поровну. На следующий год, после 5—6 под косов, сорняки почти исчезнут, а на замену им придут одуванчики, медуница, вероника, клевер, а где часто ходят — подорожник и спорыш (горец птичий — «газон» деревенских улиц). И это уже — нормальный парковый, или разнотравный, газон, радующий глаз и отлично укрывающий почву от засухи. Все, что нужно для его создания,— частый подкос.

 

О ТРИММЕРАХ

Идеальный инструмент для частого подкоса в небольшом саду — триммер, или, по каталогам, турботриммер (дословный перевод: крутящийся ровнятель). Машинки эти изобретены лет 25—30 назад и есть в каждом европейском доме (как у нас — лопата). Сейчас они довольно дороги, но, обзаведясь этой машинкой, я третий год легко и с увлечением обустраиваю свой палисадник, всякий раз поминая добром ее изобретателя. Именно триммер изменил мое отношение к своему участку. Я давно знал о пользе подкосов, но коса или серп — не решение проблемы. А взяв триммер и увидев, как весело разлетается из-под турбинки трава, я сразу понял: теперь и у меня будет маленький парк!

Триммер весит 2,5—4 кг, удобно лежит в руках и совсем не утомляет. Его режущая часть — капроновая леска, и он совершенно безопасен: ребенку можно доверить. Захват — 30 см, углы наклона фрезы и длина рукоятки регулируются. Уникальность триммера в том, что им можно косить между кустами, в канавах, можно выкосить под табуреткой, не сдвигая ее с места. Все скошенное частично измельчает, и траву не нужно убирать. Работать триммером — большое удовольствие. Купить его в любом случае стоит. Если решитесь — вот вам мои советы «впрок».

Первое: можно брать любые триммеры Европы и США, но лучше не брать машинки «желтой сборки» — Китай, Тайвань: они недолговечны.

Второе: лучше доплатить, но взять триммер мощностью 300—400 ватт, чем сэкономить и купить 200-ваттный. Последний годится только для сеянного газона, тогда как первые справляются и с дикими травянистыми зарослями. У меня «Викинг-400», и с его мощностью я могу косить травостой любого состава и высотой до 30—40 см, если стебли еще не огрубели, то есть в мае-июне. С трудом осилив покос такой «целины», триммер потом легко разметает все, что растет здесь дальше.

Третье (на всякий случай — вдруг не показали в магазине): для удлинения лески практически у всех триммеров не нужно открывать барабан. Достаточно нажать на его серединку или что-нибудь в этом роде.

Четвертое: разобрать барабан и намотать новую леску — не проблема. Я не покупаю запасных триммерных катушек, а покупаю только леску, что многократно дешевле.

Пятое: возникает соблазн заменить леску чем-то более долговечным. Ничего не получится — пробовал! Са мый оптимальный материал — капроновая или нейлоновая леска не тоньше 0,8 (быстро изнашивается), не толще 1,5 (вызывает вибрацию и сильный перегрев двигателя).

Конечно, не обязательно покупать специальные удлинители — годится любой двойной провод типа «полевика» (шнур связистов). И последнее: триммеры легко разбираются, и лучше их перебирать и смазывать раз в год.

Любителей посевного газона хочется предостеречь: не любые импортные семена себя оправдывают. До сих пор можно встретить в продаже семена некоторых сортов Райграса, предназначенных для трудоемких партерных газонов, требующих дорогой подготовки почвы и чуть ли не ежедневного ухода. Многие из этих райграсов не переносят засухи и могут вымерзнуть зимой. Покупая семена, детально выясните качества травы. Более неприхотливы смеси из полевицы, мятлика, овсяницы, гребника. Но есть травы просто идеальные для покрытия дач.

ПОБЕГОНОСНЫЕ И ПОЛЗУЧИЕ

Как будто специально для нас, вечно занятых и безденежных, природа создала травы, растущие не ввысь, а вширь. Я знаю две: полевица побегоносная и мятлик ползучий (или отпрысковый). Высота кустиков — 10 см, и все лето они, как земляника, дают «усы», которые тут же укореняются и дают новые отпрыски. Один крошечный кустик или отпрыск, посаженный и политый, за лето укрывает мягким, пушистым ковром четверть квадратного метра. На любом разветвлении травы — крошечный узелок, вздутие. Отсюда могут появиться корни и молодой листик даже тогда, когда трава уже высохла в сено. Можно взять клок травы, мелко порубить, посеять, чуть присыпать — буквально на полсантиметра — и начать поливать. Через месяц получится зеленый коврик. Так разводят и продают газон японцы.

Эти травки почти не требуют подкоса — ну, разве только для красоты подровнять. Ковры образуют многослойные, мягкие, пушистые — ходи, сиди, лежи! Почва под ними рыхлится и оживает совершенно замечательно — лучшей мульчи не найдешь! Все, что им нужно — редкий полив. В засуху могут выгореть, высохнуть и пожелтеть, но стоит пройти дождям, как перед нами снова нежный, светло-зеленый ковер, на который так и тянет присесть. И никакой мороз ему не страшен.

К счастью, побегоносной полевицы уже довольно много на дачах. Если увидите нечто совсем нежное, светло-зеленое, пушистое — подойдите ближе. Если есть длинные ползучие стебельки, покрытые кустиками по всей длине — это она. Рвите клок, режьте на отдельные кустики и сажайте через полметра. Продаются и семена. Но если не написано, что это побегоносная полевица — значит, не она, что бы ни утверждал торговец. Семена побегоносной полевицы трудно спутать с другими газонными: они в несколько раз мельче — по 1—2 мм длиной.

Ну, теперь представьте себе, что лучше в качестве фона: газон или копанная земля? К тому же он почву укрывает. На нем сорняки не растут. В дождь он не пачкает ног, а в сушь — не пылит! Вот так и окупается триммер с лихвой.

Газон однотонен. В противовес ему, другие растения — разные. Поэтому однотонность газона подчеркивает все, что мы видим на его фоне: другие цвета, оттенки, фактуру зарослей и крон. Но еще более контрастно то, что газон образует ровную поверхность. Поэтому цветы начинают особенно «звучать» на фоне подкошенного газона. Так на фоне выровненного щебня «звучат» каменные глыбы, так коряга «звучит» на гладком песчаном плесе.

Однако цветники тоже разные бывают. Те, что встречаются чаще всего, вряд ли украсят газон, а ухода требуют, как грядки. А нам нужно — наоборот!

 

ЗАПЛАТКИ И ПУГОВКИ

Не будь в природе цвета, все ходили бы в одноцветных одеяниях.

К. Прутков

Чаще всего цветники устраивают так: вскапывают целый участок в четверть сотки, а то и больше, и засаживают его цветами сплошь — как картошкой. Конечно, все лето тут борются с сорняками и засухой, и получается разноцветная россыпь цветков на фоне серой земли. Сами цветы друг для друга — плохой фон: в пестроте все они теряют индивидуальность. Земля для них — фон еще хуже. Такой цветник хорош только при взгляде издали, когда он превращается в яркое пятно. И газон его дополняет только издали. Большие клумбы — элемент больших парков и скверов. А у нас — все вплотную.

Берем описанный цветник и вносим коррективы.

1. Цветы, рассеянные по всей площади, сжимаем в две-три отдельные плотные кучки. Яркость кучек повышается, земляной фон исчезает, и остается масса «лишней» земли — две трети, не меньше. Отлично — за ней не придется ухаживать!

2. Освободившуюся землю превращаем, естественно, в газон. Теперь мы имеем фон для упомянутых кучек, и «они начинают понимать», для чего вообще тут цветут. Получаются яркие заплатки не просто «на теле», а на красивой ткани.

3. Еще подарок занятым и ленивым: однолетние цветы по возможности заменяем многолетними. Они сами каждый год вылезают на своем положенном месте и без всяких посевов и прополок радуют нас своим мощным великолепием. Взяв такую генеральную линию, мы с женой стали жить веселее: а) отпадает масса лишней работы по посеву и уходу за цветниками; б) мы с интересом открываем для себя новые растения; в) многолетники прекрасно коллекционируются. Они не изменяют свойств, прекрасно размножаются делением кустов; г) они прекрасны; например, коллекция ирисов или лилий — настоящая отрада для глаз; д) многие из них сильнорослы и служат основой или центром композиции. Наконец, е) они не запрещают сеять и любимые однолетнички, которые гораздо проще подобрать, когда уже знаешь: вот тут — кусты люпина, а здесь — пятно аквилегий. Ясно, сюда можно посеять настурцию, но уж никак не хатьму (лаватера). Ах да, есть еще ж) меньше приходится расстраиваться из-за того, что купил одно, а выросло другое!

Получились «заплатки» не просто цветные, а еще и объемные, выпуклые. Уже есть на что посмотреть! Но вот беда: газон лезет в цветничок, начинается борьба, появляются тяпка, лопата, и газон незаметно отступает, страдает. Нужно избежать этой суеты и еще больше выделить цветники на фоне газона.

4. Ограничиваем цветничок бордюром и заполняем эту «емкость» перегноем или землей. Цветничок поднят над поверхностью совсем чуть-чуть, но даже если его сплошь засадить совершенно плоским, почвопокровным очитком (седум), это уже будет самостоятельный декоративный элемент. В качестве бордюра подойдут кирпичи, камни, черепица, поленья, «плетень» из прутьев. Такие «пуговки» без проблем обкашиваются триммером, держат влагу, создают под собой в почве глубокую структуру и требуют минимум сил — просто потому, что маленькие.

«Пуговки» могут быть округлыми, бесформенными или вытянутыми вдоль стен и заборов. В них могут сидеть деревца, лианы и даже овощи; их могут оттенять большие камни, декоративные кусты или что-то скульптурное; хорошо в них смотрятся кусты роз. Можно подобрать «соседей» по срокам цветения так, чтобы одни цвели вслед за другими. Все это уже легко, интересно и идет своим чередом, если устроена основная схема и поддерживается ее основа — газон.

Теперь единственное, что может омрачать вид, — это старые стены, некрасивые заборы, мусор и стволы погибших деревьев. Эти «элементы» можно, наоборот, замаскировать и скрыть с помощью вьющихся растений.

ЦВЕТНАЯ МАСКИРОВКА

Беседка — встречка с интересным человечком в садике, скверике, ларчике.

Декоративные тыквочки, лагенарии +, люффа (мочалка), разные виды и сорта плети стой фасоли — от декоративной фиолетовой до вигны"1", а также вьюнки — конвульвулюс, ипомея, тунбергия, кобея (все это вы увидите на пакетиках с семенами) — совершенно беспроблемные растения: неприхотливы, сильнорослы, декоративны и достаточно дешевы и доступны. Чтобы превратить их в зеленую стену или пирамиду, нужны две вещи: а) веревочки или проволока для оплетания; б) влага в почве у корней, то есть эпизодический полив или мульча.

Вьюнки и ипомеи, а также и фасоль, достигают полной декоративности в августе; они полностью осваивают опоры и образуют перепутанные космы наверху, развивая многочисленные боковые побеги. Пять кустов, поднявшись по стене, могут к концу лета совершенно заплести фронтон+ дома. Если вы хотите закрыть стену, нужно, кроме вертикальных шпагатов, протянуть 2—3 горизонтальных и прищипывать лианы по достижении этих «этажей». Иначе они, не ветвясь, заберутся наверх и вся «куща» окажется под крышей. Сеять их нужно через каждые 30—40 см.

Декоративные тыквочки — другое дело. Они, при наличии влажного перегноя в корнях, плетутся и плодоносят практически до заморозков, при возможности забираясь на деревья, карабкаясь под крышами и по заборам. Плети их достигают десятка метров, и от дождей рост их усиливается. Можно, конечно, пустить на каркас и обычные тыквы, но их плоды падают, набрав 3—4 кг и не созрев. Поэтому большая часть декоративного эффекта теряется. Совсем иное дело — мелкоплодные тыквы: лагенарии («змеевидные» тыквы длиной до 1,5 м), мускатные и фиголистные, «мячики», «кувшины», шлемовидные (или чалмовидные). Все они в молочной зрелости съедобные и вкуснее кабачков — пока шкурка протыкается ногтем, можно есть. А в полной зрелости плоды окрашиваются и уподобляются экзотическим «елочным игрушкам», создавая ощущение настоящего праздника жизни. А огромные желтые цветки выполняют роль гирлянд. Плети тыкв лучше прищипывать хотя бы раз в месяц, иначе вам придется по осени выпутывать из их «объятий» чуть не полдачи.

Я не буду останавливаться на винограде, кампсисе (длинные оранжевые «колокольчики»), глицинии (нежно-лиловые пахучие «сосульки» в начале лета), каприфоли (вьющаяся жимолость — загнутые вверх «ресницы» лепестков и торчащие далеко вперед изящные тычинки), кле-матисах и прочих многолетних лианах — их достоинства не требуют комментариев. Я сам с удовольствием собираю их. Например, в этом году удалось укоренить черенки клематисов, и уже хочется собрать коллекцию. Все эти лианы прекрасно поддаются прищипке и формировке, годятся для стен, пергол+ и беседок. Все лето они хорошо черенкуются молодыми побегами.

 

***

 

Таков мой способ украшать участок. Частым подкосом создается разнотравный газон. По нему разбрасываются маленькие приподнятые цветнички и каменные клумбочки — рокарии. Деревья, стены и заборы стараюсь закрывать лианами. Все, что я делаю летом, — кошу триммером и иногда поливаю. С каждым годом коллекция растений пополняется, и цветники выглядят все лучше.

Так же постепенно, не сразу, пополняется слой перегноя в грядках, приобретают форму и заплодушиваются деревья, возникают шпалеры. И хоть я совсем не тороплюсь, каждое лето участок очень заметно отличается от прошлогоднего. Это радует, и заставляет строить новые планы, и невольно побуждает учиться тому, чего не умел раньше.

Теперь я знаю: не природа ограничивает наши возможности, а только мы сами. Наверное, именно эту мысль я и пытался выразить с самых первых страниц, и, может быть, это — главное из всех знаний о саде.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

1. Один только наш край — такой кладезь умного садоводства, что хватит на соответствующую энциклопедию как минимум европейского масштаба. Вот только разыскать все это — жизни не хватит. Я продолжаю эти поиски и буду благодарен за любой опыт и информацию о новых продуктивных растениях и умных способах садоводства и огородничества. Адрес для писем: 353245, станица Азовская Северского р-на Краснодарского края. Подчеркиваю: этот адрес — только для писем. Лично прошу без предварительной договоренности не приезжать — дома бываю редко. Конверт с обратным адресом будет означать, что я должен ответить.

2. Чтобы идея умного сада имела практический выход, привожу координаты тех, кто может быть полезен ищущим садоводам.

Юрий Иванович Слащинин — человек, создавший неформальное общество «Народный опыт», издающий журнал для разумных садоводов-огородников «Жизнь земная», автор брошюры «20 мешков картошки с одной сотки» и распространитель индуктора «Биостим»: 344039, Ростов-на-Дону, а/я 6560, Слащинину Юрию Ивановичу. На все перечисленное можно подписаться и сделать заказ.

ПЛОСКОРЕЗЫ ФОКИНА высылает сам изобретатель: 601254, Владимирская область, Судогодский район, пос. Муромцево, Фокину Владимиру Васильевичу.

Информация об ЭМ-препарате: 53-38-87 в рабочее время, 57-20-73 с 12.00 до 17.00.

Все о триммерах и прочем инструменте: 64-04-11, 62-43-86.

По поводу колонновидных яблонь можно позвонить в хозяйство Михаила Монахоса: 8-231-3-24-61.

С виноградарем Петром Пантелеевичем Радчевским можно связаться по рабочему телефону 56-60-57, а живет он в Елизаветинской, проезд Молодежный, 3.

О кишмишах можно узнать, позвонив Юрию Ивановичу Божко: 62-61-31.

Самый широкий и надежный выбор саженцев и любого посадочного материала, я думаю, в Садовом центре, в НИИ садоводства и виноградарства, ул. 40 лет Победы, 39. Позвонить туда можно по телефону 53-70-98.

О СИЛКЕ подробнее расскажут: Борис Николаевич Жук (56-59-46), Владимир Афанасьевич Пуминов, директор фирмы «АгроСилк» (58-73-01).

Напоследок о себе. Книги «Умный огород» и «Умный сад в подробностях» продаются в магазинах «Советской Кубани» (ул. Рашпилевская — Колхозный рынок), в «Садовом центре» (40 лет Победы, 39). По телефону 36-90-19, строго в рабочее время, вы можете оставить сообщение, если хотите исправить или сформировать целый сад. Отдельными деревьями я не занимаюсь и консультации по телефону давать не имею возможности. Следите за объявлениями в газетах. А мой адрес в Интернет — kurdumov@mail.ru. Рассмотрю любые предложения о сотрудничестве.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК

Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя.

К. Прутков

АБЛАКТИРОВКА — две веточки надстругивают прямо, не срезая, прикладывают срез к срезу и приматывают. Скоро веточки срастаются общей корой.

АКТИНИДИЯ — плодовая лиана. Растения женские и мужские (двудомность). У нас известны дальневосточная актинидия Коломикта и актинидия новозеландская — киви.

АНТИПКА — вишня душистая, или магалебская. Похожа на черемуху, особенно ягоды. Подвой для вишен и черешен.

БОРОЗДОВАНИЕ — прорезание коры с целью образования новых тканей.

БУКЕТНЫЕ ВЕТОЧКИ — плодушки, несущие целые кучки цветочных почек, до 12 шт.

ВЕГЕТАЦИЯ — процесс и период роста тела растения.

ВИГНА — коровий горох. Часто называют африканской фасолью. У нас выращивают спаржевую разновидность с длинными, до метра, безволокнистыми стручками.

ВОЛЧКИ — мощные вертикальные побеги, появляющиеся из старых суков, если те отмирают или обрезаны.

ГЕНОТИП — типичный, характерный для вида набор генов.

ГИБРИД — комбинация генов двух родителей. Конкретная, разовая комбинация. Даже у одних родителей все комбинации разные — как, например, у нас: мы все — гибриды. Если долго скрещивать гибрид с самим собой, то, теоретически, потомство все станет одинаковым — это и есть сорт.

ГЛАЗОК — бывшая пазушная почка. Почка в пазухе (под черешком) листа, прошедшая летний цикл развития. Теперь она может дать и побег.

ГУМИ — лох многоцветковый. Окультуривается сахалинскими садоводами. Там и в южной Сибири плоды сладкие, с вишню. У нас плодов еще не встречал, хотя кусты растут у многих любителей.

ДИЗАЙН, садовый дизайн — садово-декоративное искусство. В переводе с английского: замысел, проект, узор.

ДУСЕН — французская разновидность райской яблони, кустовое видоизменение, подвой, придающий яблоням карлико-вость.

ЖЕРДЕЛА — под этим названием, видимо, понимают сеянцы абрикосов, дающие мелкоплодную, колючую разновидность, распространенную на Кубани.

ЗАВИСИМОСТЬ — неосознаваемая эмоциональная тяга или, наоборот, отторжение. Эмоциональная реакция, которой вы не управляете, а которая сама вами управляет. Вы не понимаете, откуда она, и не можете ее прекратить. В основе зависимости — память тела о пережитой боли, давно забытой вами. Тело узнает признаки того, кто (что) причинил боль, или признаки того, кто (что) от нее спас (пожалел, посочувствовал). Отсюда антипатии и влюбленности.

«ЗОЛОТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ» — фекалии, человеческий «навоз». Почему-то мы его сейчас очень стесняемся, а раньше его весьма ценили. Очевидно, мы напуганы страшилкой о вездесущих «яйцеглистах». Непонятно, чего их бояться — ведь и моем овощи, и варим, и жарим. Да и цивилизованный мир фекалии весьма на полях использует — и ничего. Надо просто научиться их компостировать.

ИРРИГАЦИЯ АТМОСФЕРНАЯ — выпадение капель воды на стенках почвенных каналов, когда воздух горячее почвы. В па-хатной почве не происходит ввиду отсутствия каналов.

КАЛОРИЙНАЯ ТЕОРИЯ — человек, как двигатель, извлекает энергию для жизни только из топлива (продуктов), причем энергии в них столько же, сколько тепла выделяется при их сгорании. Теория не может дать ответ на простой вопрос: почему не умирают балерины, потребляющие в сутки около 1000 ккал, а тратящие 8000? В общем, научное обоснование того, что мы любим много и вкусно поесть — источник процветания врачей и пищевиков всего мира.

КАМЕДЬ — древесный клей, выделяемый косточковыми для закрытия ран, при поражении тканей древесины гнилью. Камедетечение вызывает чаще всего трутовик.

КОЛЬЦЕВАНИЕ — удаление кольца коры с целью притормозить рост ветки.

КОЛЬЦО ГОДИЧНОЕ — слой наросшей за лето древесины.

КОМПОСТ — перегнившая смесь'органических отходов. Перевод с англ.: «смешанный».

КОРНЕСОБСТВЕННОЕ — не привитое (на чужой корень), а укорененное, отделенное или отведенное (на своих корнях).

КОРНЕВИЩЕ — подземный стебель с почками.

КОСТОЧКОВЫЕ — все плодовые культуры, имеющие твер-дркорую косточку: абрикос, персик, сливы, алыча, вишни, черешни, терн. Интересно и необъяснимо: почему камедь выделяется у таких разных культур, и практически только у них?

КУРЧАВОСТЬ листьев персика — грибковая болезнь, уничтожающая первую листву персиков.

ЛАГЕНАРИЯ — посудная тыква, или горлянка. Съедобна только в незрелом виде — как кабачки или огурцы. Формы плодов разные. У меня — змеевидная, длиной 1,5 м.

ЛИДЕР — самый вертикальный и мощный ствол (сук) кроны. Может быть не один.

МАЛИНОВОЕ ДЕРЕВО — по всей видимости, разновидность шелковицы, но точных данных я не нашел. Шелковицы же известны десятки разновидностей.

МЕЖДОУЗЛИЕ — промежуток между листьями. УЗЕЛ — место, где отходит лист и кисть, лист и усик, или просто лист.

МИЛДЬЮ — пероноспора винограда, родной брат ложно-мучнистой росы (пероноспоры) огурца, которая и сжигает растения в июле — августе,

МОНОКУЛЬТУРА — когда на большой площади сидят одни и те же растения.

МУЛЬЧА — любое покрытие почвы. Чем угодно. В английском это слово обозначает, в общем, «рыхлый верхний слой» или вид рыхлого картона.

МУШМУЛА — семечковая культура, распространенная в лесах предгорий Кавказа. У нас же на дачах редка. Плоды — плоские желтоватые «яблочки» величиной со сливу, лист длин-' ный, крупный, кожистый. Не путайте с распространенной на сочинском побережье вкусной и душистой мушмулой японской (эриоботрия).

НАГРАДА — здесь: то, ради чего мы что-то делаем, как-тп действуем. Закон: происходит только то, что награждается (то есть выгодно или необходимо). То, что мы перестаем награл;-дать, перестает быть. На самом деле все, что мы делаем, является стремлением к какой-то награде. Близкие1 люди, любовь, долг, идеалы — все это СРЕДСТВА улучшить собственную жизнь. Когда это честно понимаешь, решаются все проблемы в отношениях с людьми.

НА ПОЧКУ СРЕЗ — по верхнему срезу почки, чтобы потом не осталось пенька.

НЕВЕЖИНСКАЯ РЯБИНА — одна из распространенных в России разновидностей рябины с негорькими, вкусным» плодами. В старой литературе — «нежинская».

ОБРЕЗКА — удаление частей, по сути ампутация.

ОБУЧЕНИЕ —- здесь: целенаправленные действия, продуктом которых является УМЕНИЕ что-то делать, решать какие-то проблемы. Доводится до результата. Все остальное — незаконченное обучение, запоминание фактов, усвоение знаний и т. д. — обучением не является. Поэтому и способности человека не увеличивают.

ОКУЛИРОВКА — прививка почкой (глазком. Глаз — «око»),

ОРГАНИКА — любой органический материал, подверженный гниению и компостированию.

ПАЗУШНАЯ ПОЧКА — почка, которая формируется под черешком листа летом.

ПАЛЬМЕТТА — форма, занимающая обычно одну плоскость.

ПЕРГОЛА — деревянная (обычно) конструкция без крыши, оплетаемая растениями.

ПЕРМАКУЛЬТУРА, перманентная культура — движение по возрождению природных способов сожительства с растениями и животными. Перманентный — значит вечно продолжающийся, постоянно длящийся.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ — после обильного урожая плодушки недоразвиваются, и на следующий год дерево дает отдельные плоды, «отдыхает». Периодичность необязательна. Если регулировать количество плодов, удерживать крону от зарастания и давать под осень обильный полив и подкормки, ее можно избежать.

ПОДВОЙ — то, на что прививают.

ПОМОЛОГИЯ — наука о разнообразии сортов. Поскольку разнообразие бесконечно, непонятно, зачем нужна помология? Хороший пример рекламной науки, обеспечивающей статус и сбыт, в данном случае, продукции питомников и селекционных учреждений.

ПОРОСЛЬ — здесь: побеги, вырастающие вокруг среза, на замену удалённому суку.

ПРИВОЙ — то, что прививается.

ПРИДАТОЧНЫЕ ПОЧКИ — маленькие почечки по бокам от основной. Пробуждаются, если срезать основную

почку.

РАЗУМ — здесь: сам человек, который может направлять внимание, оценивать, намереваться и решать, и его аналитический ум, который занимается расчетами наилучшего выживания, то есть улучшением жизни для себя и вокруг себя.

РАЙКА, райская яблоня, парадизка — кустовая разновидность яблони. Карликовый подвой для яблонь.

РАЙОНИРОВАННЫЙ — прошедший программу сортоиспытания и получивший об этом сертификат для данной местности. Думаю, иногда второе было важнее первого.

РЕЗУЛЬТАТ — здесь: то, что и хотели получить. Результат или есть или нет. Это — цель разумных действий и их прямое следствие.

САМОБЕСПОДНОСТЬ — когда от собственной пыльцы плоды не завязываются.

САМООПРЕДЕЛЕННОСТЬ — здесь: свобода и ответственность самому решать за себя. Обычно мы самоопределенны только в отдельных сферах жизни — там, где можем быть причиной. Разумный человек самоопределен во многих аспектах. Совершенно разумный — во всем.

СВОБОДОРОСЛЫЕ — деревья, которым не придается определенная форма.

СЕМЕЧКОВЫЕ — яблони, груши, айва, боярышник, рябина, мушмула.

СЕМЯДОЛИ — половинки семечек, которые раскрываются и становятся первыми, семядольными листочками всхода. В них — запас питания для начала роста.

СИМБИОЗ — взаимовыгодное сожительство двух относительно независимых партнеров.

СОЗДАВАТЬ — здесь: быть причиной существования чего-то. Реально существует только то, что создается. То, что перестали создавать, исчезает.

СОМАТИЧЕСКИЙ — не связанный с половым процессом. Соматический гибрид — ветка, получившая новые признаки от сживления с другой веткой (прививка).

СТРУКТУРА почвы естественная — система каналов корней, ходов червей и насекомых, не нарушаемая столетиями и обеспечивающая дыхание и жизнь почвы.

СУМКА ПЛОДОВАЯ — раздутая часть плодовой ветки, из которой растет и плод, и часто новые побеги.

ТОКСИНЫ — яды органического происхождения от микробов, змей, насекомых и т. д.

ТОЧКА РОСТА — разворачивающийся и растущий кончик побега.

ТРИММЕР — ручная косилка малого захвата.

ТРУТОВИК — гриб, питающийся живой древесиной.

ФОРМОВКА — придание определенной формы.

ФОРМИРОВКА — здесь: регулярное упорядочивание и уменьшение кроны дерева.

ХЕНОМЕЛЕС японская — айва японская. Кустарник с красными цветками и пахучими плодиками. Декоративные формы цветут и желтым, и розовым, и малиновым.

ХИМЕРА — здесь: существо, собравшее черты многих других существ.

ЦЕДОНИЯ — если не ошибаюсь с названием, айва китайская. Похожа на хеномелес, но куст высокий, а плоды крупные и пахнут совершенно парфюмерно.

ЧЕРЕНОК — здесь: и уже готовый кусочек побега, и сам срезанный с дерева побег.

ШЕЙКА КОРНЕВАЯ — место между корнями и началом ствола. Для корнесобственных и бесштамбовых растений — условность.

ШИП — концевая часть побега с удаленными почками, оставленная для подвязки нового побега, чтобы выпрямить его. Осенью удаляется.

ШИФФЕРДИЯ — разновидность лоха с красными вкусными ягодами. Сильноросл и урожаен, но на Кубани периодически вымерзает.

ШРЕДЕР Рихард Иванович — светило русского садоводства, около сорока лет — преподаватель Петровской академии (бывшая Тимирязевка) и директор академического парка и питомника. Парк до сих пор великолепен.

ШПАЛЕРА — конструкция для привязки растений, обычно сделанная в одной плоскости.

ШПАНКА — древовидная вишня, вишне-черешня. Шпанка — значит «испанка», так называли черешню: испанская вишня, или шпанская вишня.

ШТАМБ — часть ствола от земли до начала кроны.

ШТАММ — то же для микробов, что и сорт для растений или порода для животных.

ШТЫК — высота штыка лопаты, примерно 30 см.

ЭКОСИСТЕМА — саморегулирующаяся живая среда, где все кормят друг друга и поддерживают численность друг друга в равновесии.

ЯРУС — этаж расположения веток.

 


 

Николай Иванович Курдюмов

УМНЫЙ САД В ПОДРОБНОСТЯХ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.016 с.)