Тема: УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ.



1- ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ И РАСЧЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ?

2- УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ?

3- УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЧИМ СЧЕТАМ В БАНКЕ?

4- УЧЕТ СРЕДСТВ НА ВАЛЮТНОМ СЧЕТЕ?

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ- необходимое условие деятельности организаций, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, своевременность отгрузки продукции, выполнения работ и оказание услуг.

Хозяйственные связи закрепляются договорами, согласно которым одна организация выступает в качестве заказчика, и плательщика, а другая в роли поставщика (производителя работ).

В процессе хозяйственной деятельности м/д организации возникают различные расчетно-денежные отношения. В процессе хозяйственной деятельности организации ведут расчеты с поставщиками за приобретенные у них товарно-материальные ценности (ТМЦ) с покупателями и заказчиками за проданные им материальные ценности и выполненные работы с кредитными учреждениями п полученным ссудам, с бюджетом по различного рода платежам.

Таким образом каждая организация является не только плательщиком, но и получателем денежных средств от других организаций и физических лиц.

Денежные расчеты производятся либо в виде безналичных платежей, либо наличными деньгами. Производство платежей в форме безналичных перечислений через банк является основной формой расчета между организациями. Применение безналичных расчетов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств, что обеспечивает их более надежную сохранность.

Наличные денежные средства получаются в банке для выдачи з/п, пособий, под отчет на хозяйственные и командировочные расходы.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход. Из этих целей вытекают следующие основные задачи бухгалтерского учета денежных средств.

1- Проверка правильности документального оформления и законности операций с денежными средствами.

2- Контроль за сохранностью денежных средств находящихся в кассе, за правильным использованием денежных средств по назначению, своевременном отражением кассовых и расчетных операций в учетных регистрах, своевременным проведением сверок, данных БУ с банковскими данными по расчетному счету.

3- Своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств и денежных документов.

4- Изыскание наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций приносящих доход.

5- Своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

БУ должен обеспечить контроль за соблюдением кассовой и расчетно-финансовой дисциплины.

2 вопрос: УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ?

Организации при осуществлении своей деятельности выполняют операции с наличными денежными средствами через кассу.

Касса предназначена для хранения и выдачи наличных денег и денежных документов (лотерейные билеты, почтовые марки, путевки в санатории, акции, облигации…)

Организация должна иметь только одну ГОЛОВНУЮ КАССУ. Приказом руководителя предприятия определяются лица ответственные за сохранность денежных средств в кассе организации (кассир). С данным лицом заключается договор о полной материальной ответственности. Права и обязанности кассира установлены инструкцией Центробанка РФ «порядок ведения кассовых операций в РФ» .

В своих кассах организации имеют право хранить наличные денежные средства в пределах лимита рассчитанного и установленного самой организацией (с 2012 года). Лимит может быть превышен в дни, установленные в организации для выплаты з/п в течении 3 дней. Организация должна сдавать в банк всю наличность сверхустановленного лимита.

Руководитель организации обязан оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а так же при доставке их из банка или в банк.

Касса д/б изолирована. Доступ в помещение кассы лицам не имеющим отношение к ее работе воспрещается. Все наличные денежные средства должны хранится в несгораемых шкафах, которые в конце рабочего дня закрываются и опечатываются кассиром.

Дубликаты ключей должны быть опечатаны кассиром в пакете и храниться у руководителя организации.

Главный бухгалтер ответственен за то, что бы не реже 1 раза в месяц производилась внезапная проверка наличия денежных средств в кассе организации, о чем всегда составляется акт проверки.

Положением о ведении кассовых операций предусмотрены первичные документы, которыми оформляются движение денежных средств в кассе организации.

Поступление денежных средств в кассу оформляется ПРИХОДНЫМ КАССОВЫМ ОРДЕРОМ, а выплаты оформляются РАСХОДНЫМ КАССОВЫМ ОРДЕРОМ.

Все кассовые документы должны оформляться без подчисток и помарок. Они д/б подписаны руководителем и главным бухгалтером.

Выплата денежных средств должна производиться только тем лицам, которые указаны в ордере, либо по доверенности данного лица.

В конце дня кассир составляет кассовый отчет. Он является отрывным листом кассовой книги. Кассовая книга в организации д/б одна. Она д/б пронумерована, прошита и опечатана.

Кассовый отчет составляется в 2 экземплярах: 1 экземпляр остается в кассовой книги, 2 экземпляр является отрывным к нему прикладываются приходные и расходные кассовые ордера и после этого отчет сдается на проверку бухгалтеру. Бухгалтер проверяет отчет арифметически и логически.

Учет наличных денежных средств в кассе ведется на активном счете (50- касса). Поступление денежных средств отражается по дебету счета 50, а выплаты из кассы по кредиту.

 

Основные бухгалтерские проводки:

1- Поступили денежные средства в кассу с РС для выплаты з/п сотрудникам и на командировочные расходы.

Д К

50 51

 

2- Поступили денежные средства в кассу от покупателей.

Д К

50 62

3- Возвращены в кассу не использованные подотчетные суммы.

Д К

50 71

4- Выплачена з/п из кассы.

Д К

70 50

5- Выплачено из кассы под отчет на командировочные или хозяйственные расходы.

Д К

71 50

6- Сданы на РС сверхлимитные денежные средства.

Д К

51 50

7- Выплачены алименты из кассы и прочие выплаты.

Д К

76 50

 

 

3 Вопрос: УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО РАСЧЕТНОМУ СЧЕТУ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОЧИМ СЧЕТАМ В БАНКЕ?

Денежные средства организации, как собственные, так и заемные за исключением переходящих остатков по кассе организации обязаны хранить на счетах в банках.

Каждая организация состоящая на хозяйственном расчете и имеющая самостоятельный баланс открывает в банке РС (расчетный счет). Для открытия РС необходимо предоставить в банк следующие документы:

ü Заявление об открытии РС

ü Документ о государственной регистрации предприятия (нотариально заверенные)

ü Копию устава юридического лица

ü Копия договора учредителей о создании организации

ü Документ, подтверждающий постановку организации на учет в налоговом органе

ü Документ, подтверждающий регистрацию организации в пенсионном фонде

ü Документ, подтверждающий регистрацию в фонде социального страхования

ü Копия приказа о назначении руководителя организации, если в организации в штате есть главный бухгалтер, предоставляется копия приказа о назначении главного бухгалтера.

ü Карточка с образцами подписей и оттиска печати организации. В соответсвии с законодательством, организация имеет право в 1 банке открывать только 1 РС.

 

Списание денежных средств с РС осуществляется только на основании распоряжения клиента. Исключение составляют выставленные документы налоговой инспекции, судебных органов и самого банка, но в соответствии с заключенным договором.

При наличии на счетах клиентов денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых к счету. Списание средств производится в порядке предоставления платежных документов, т.е. в календарной очередности.

При недостаточности средств на счете в банке возникает картотека. Тоесть по мере поступления средств на счет списание средств будет осуществляться в следующей очередности (в соответствии с ГК):

1) По исполнительным документам для удовлетворения требований, о возмещении вреда причиненного здоровью и жизни, а так же взыскание алиментов.

2) По исполнительным документам, предусматривающим перечисление и выдачу выходных пособий, оплату труда, выплату вознаграждений по авторскому договору, по договорам гражданско-правового характера.

3) Списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.

4) По исполнительным документам, предусматривающим выполнение других денежных требований в порядке календарной очередности.

Все банковские документы заполняются только при помощи средств механизации, никаких помарок.. Движение денежных средств на РС оформляется следующими документами:

1- ЧЕК - применяется для получения наличных денег с РС в кассу организации. Чек подписывает руководитель и главный бухгалтер, в нем указывается сумма к получению, фамилия кассира с паспортными данными и цель расхода. Испорченный чек остается в чековой книжке.

2- ОБЪЯВЛЕНИЕ НА ВЗНОС НАЛИЧНЫМИ - применяется при взносе наличных денег из кассы на РС. В нем указывается: номер РС, банк, сумма, вид взноса (выручка, неполученная з/п…). этот документ состоит из 3 разделов:

ü Объявление, отдается для зачисления средств на РС предприятия.

ü Талон, основание для проведения операции в кассе банка.

ü Квитанция, прикладывается к расходному кассовому ордеру, как подтверждение о взносе денег.

3- Для безналичных перечислений ПЛАТЕЖНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ- они представляют собой распоряжения организации, даваемое банку на перечисление соответствующей суммы с ее РС на РС получателя денег. Оплачивают: поставщикам за материалы, налоги в бюджет, задолженность во внебюджетные фонды…

Банк ежедневно в установленные сроки предоставляет владельцу счета выписку банка, к которой прилагает документы- основания для проведения платежей. В выписке банка указывают: остаток средств на РС на начало и конец дня и отражают суммы поступления и списания средств по каждому оправдательному документу. Бухгалтер проверяет и обрабатывает выписку банка.

Учет денежных средств на РС ведется на активном счете 51, который называется РС. поступления средств на счет отражается по дебету, списание средств со счета по кредиту. Основные бухгалтерские проводки:

1) Поступили денежные средства от покупателей.

Д К

51 62

2) Зачислены денежные средства из кассы организации на основание объявления на взнос наличными.

Д К

51 50

3) Получен кредит банка.

Д К

51 66 (67)

4) Перечислена задолженность поставщику.

Д К

60 51

5) Перечислена задолженность бюджету по налогам.

Д К

68 51

6) Перечислена задолженность во внебюджетные фонды.

Д К

69 51

7) Перечислена З/п на карты сотрудникам предприятия.

Д К

70 51

8) Погашена задолженность по полученному кредиту.

Д К

66(67) 51

9) Получены наличные денежные средства по чеку для выплаты з/п или на командировочные расходы.

Д К

50 51

 

 

4 Вопрос: УЧЕТ СРЕДСТВ НА ВАЛЮТНОМ СЧЕТЕ?

Согласно указа президента РФ «о либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РФ» организациям занимающимся ВЭД необходимо иметь в банке валютные счета для различных расчетов. При этом могут возникать различного рода расчеты:

ü Оплата за экспортную или импортную продукцию или услуги по реэкспорту;

ü Оплата за товар товаром по договору мены;

ü Предоставление товарного кредита с гашением его после реализации товара;

Так как ВЭД м/б одновременно с предприятиями расположенными в разных странах, то расчеты могут производиться с применением различных видов иностранной валюты.

ВАЛЮТА- денежный эквивалент товара любой страны.

Различают национальную, резервную и свободно конвертируемую валюту.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА-валюта конкретной страны.

РЕЗЕРВНАЯ ВАЛЮТА- валюта других стран из числа стран наиболее устойчивых в экономике (евро или доллар).

СВОБОДНО КОНВЕРТИРУЕМАЯ ВАЛЮТА- валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие виды иностранных валют.

На территории РФ денежной единицей является Российский рубль. Золотое содержание рубля не устанавливается, его курс к иностранной валюты определяется ЦБ РФ.

Физические и юридические лица, как отечественные так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в РФ делятся на :

1) РЕЗИДЕНТЫ

ü Физические лица постоянно проживающие в России и временно находящиеся за границей;

ü Юридические лица находящиеся на территории России;

ü Дипломатические или официальные представительства России за ее пределами;

2) НЕ РЕЗИДЕНТЫ

ü Физические лица, постоянно проживающие за границей в том числе временно находящиеся в России;

ü Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России;

ü Дипломатические или иные официальные представительства, а так же международные или иные организации

Расчеты между резидентами осуществляются в Российской валюте без ограничений. Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке России. Покупка и продажа иностранной валюты резидентами производится только через уполномоченные банки. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте можно подразделить на:

1- Текущие валютные операции: переводы иностранной валюты в Россию и обратно для осуществления расчетов по внешней торговле;

2- Валютные операции связанные движением капитала: инвестиции, долгосрочные вложения в промышленность, с/х, строительство…

Текущие валютные операции могут осуществляться без ограничений, а валютные операции связанные с движением капитала осуществляются в порядке установленном ЦБ РФ.

Расчеты Российских организаций с иностранными предприятиями могут осуществляться, как в рублях, так и в иностранной валюте.

Порядок открытия и ведения валютных счетов России устанавливает ЦБ РФ. Для открытия валютного счета в банк представляются следующие документы:

1) Заявление по установленной форме;

2) Нотариально заверенная копия устава и учредительного договора;

3) Карточки с образцами подписей в 3 экземплярах;

После издания в банке распоряжения об открытии валютного счета с клиентом заключается договор. Счет м/б открыт сразу в нескольких валютах. Организация открывает 2 счета, которые ведутся параллельно: ТРАНЗИТНЫЙ СЧЕТ И ТЕКУЩИЙ СЧЕТ.

Транзитный счет служит для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте.

Текущий валютный счет служит для учета средств оставшихся в распоряжении организации после продажи части экспортной выручки.

На валютный счет организации зачисляются суммы в иностранной валюте, переведенные из- за границы через уполномоченный банк в оплату экспортных поставок. С валютного счета могут быть списаны банком по распоряжению владельца счета платежи по экспортно-импортным операциям.

Учет денежных средств на валютном счете ведется на активном счете 52 (валютные счета). Перевод операций в рубли производится по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции.

Основные бухгалтерские проводки:

1) Куплена и зачислена валюта на валютный счет:

Д К

52 51 (2000000/30,144=66348 долларов на 23.10.2012 )

2) Перечислено иностранному поставщику предоплата за товары в сумме 60000 долларов 24.10.2012 курс доллара 30, 19

Д К

60 52 (60000 $* 30,19=1811400)

Остаток на 52 счете = 6348$ * 30,19=

В результате совершенных операций в БУ отражаются курсовые разницы (бывают положительные и бывают отрицательные).отражается курсовая разница на 91 счете (прочие расходы и доходы). В зависимости от колебаний курса могут происходить, как положительные так и отрицательные разницы.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.012 с.)