A must for the conference interpreter, student and lecturer.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

A must for the conference interpreter, student and lecturer.



Прямая речь

«Мастерство переводчика уникальный дар», считает президент Союза переводчиков России Л.А.Гуревич.

— Умение переключаться с языка на язык, быстро извлекать мысль из сказанного, — под силу не каждому. Не зря будущие переводчики совершенствуются не только в языке, но и в истории, культуре, психологии.

Находчивость и быстрота реакции у профессионалов потрясающие. В процессе работы у них задействованы и сознание, и подсознание, и особенно интуиция. Приходится и слушать оратора, и говорить вместе с ним.

И все же подчеркну, что перевод не только искусство, но и ремесло. Только способности, помноженные на желание много трудиться, приведут к нужному результату. Это надо бы помнить всем, кто, по образному выражению Пушкина, возмечтал стать «почтовой лошадью прогресса». Так называл наш великий поэт переводчиков, связывающих жизнь человека и общества в единую мировую цивилизацию.

Профессия переводчика ныне становится модной. Даже в технических вузах открываются соответствующие отделения. Но о мастерстве там говорить не приходится. Вся надежда на специализированные вузы.

Мини-словарь основных терминов, которые встретятся в книге[1]

1. АФП (абзацно-фразовый перевод) — вид устного двустороннего перевода без записи, когда информация поступает небольшими порциями (фразами, предложениями).

2. ПИ (прецизионная информация) — базовая информация в высказывании. Сложна для запоминания и представляет особую трудность для устного перевода. Словесная ПИ — имена собственные, различные названия и наименования. Числовая ПИ — числительные, цифры, даты.

3. ПК (прием компенсации) — восполнение неизбежных при переводе семантико-стилистических потерь средствами, присущими языку, на который переводят.

4. ПМ (протокольное мероприятие, protocol function) — вид делового общения в менее формальной обстановке — приемы, банкеты, презентации т.д.

5. УП— устный перевод.

6. PR (public relations — связи с общественностью) — комплекс мер по информации, рекламе и созданию положительного имиджа юридического или физического лица.

7. УПС(универсальная переводческая скоропись) — вариант системы знаков и символов для записи информации в процессе устного последовательного перевода с целью мгновенной «расшифровки» и «озвучивания» переводимой информации. Имеет ряд общих правил, но при этом отражает индивидуальность пользователя1.

Список сокращений:

ант. — антоним;

букв. — буквально;

зд. — здесь;

лат. — латынь;

NB! — nota bene (лат.) — обратите внимание!

нем. — немецкий;

пер. — в переносном смысле;

полн. — полностью;

ср. — сравните;

фр. — французский;

pl. — plural — множественное число;

pr. — pronounced.


 

Глава 1. Follow up, или Ответы на ваши новые вопросы о различных аспектах перевода, а также о памяти, протоколе и этикете, одежде и правилах поведения, etc, etc.

— Где готовят переводчиков?

— Вероятно, в первую очередь следует назвать престижный
Переводческий факультет Московского лингвистического университета(МГЛУ), готовящий специалистов по следующим языкам:
английский, французский, немецкий, итальянский, испанский,
португальский, а также японский, китайский, корейский и тибетский и языки ряда стран СНГ.

Адрес: ул. Остоженка, д. 38. МГЛУ. Метро: «Парк культуры».

Тел. ректората: 245 30 02.

Постдипломное образование:

Факультет повышения квалификации переводчиков (ФПКП)при МГЛУ.

Адрес: ул. Остоженка, д.36.

Тел. деканата: 245 28 15.

— Что такое переводческая скоропись?

В пособии «Мир перевода-1» подробно рассматривается система переводческой скорописи.

Универсальная переводческая скоропись (УПС) предназначена для оптимизации процесса двустороннего перевода и повышения уровня его адекватностидо 95—98% (см. с.5).

УПС индивидуальна для каждого пользователя, однако имеет ряд общих особенностей.

1. Ступенчато-диагональное расположение записи:

а) группа подлежащего;

б) группа сказуемого;

в) прямое/косвенное дополнение;

2. УПС создает опору для памяти благодаря системе знаков/символов, легко запоминаемых, удобных для записи и поддающихся мгновенной «расшифровке» на основе контекста, как широкого (обстановка и место ведения переговоров/беседы), так и узкого (лингвистического).

3. УПС отражает не отдельные слова, а мысли и использует как английский, так и русский языки.

4. УПС желательно применять прежде всего для записи прецизионной лексики (цифры, даты, имена собственные, названия), которая вызывает особую трудность для запоминания при любом виде устного перевода1.

5. УПС применяется в зависимости от ситуации по усмотрению переводящего, но, как правило, именно для ответственных переговоров, где требуется особая точность, компетентность и профессионализм (last butnot least).

6. УПС основывается на сокращениях (аббревиатурах) как
общепринятых: ВВП (GDP), СНГ, NATO, US, МИД, и т.д., так и
собственных (индивидуальных), которые пользователь УПС разрабатывает в процессе ее применения, а также на символах/знаках.

7. Логические связи отражаются в УПС при помощи символов:
: — сказать, заявить, выступить и т.д.;

ОК — одобрить, поддержать, быть за, etc;

отрицание обозначается зачеркиванием отрицаемого:

ОК — отклонить, не принять, быть против, etc;

будущее (подъем, улучшение) — ↑;

прошлое (спад, ухудшение) — ↓;

множественное число — знаком квадрата N2;

«самый» — знаком куба N3;

больше — > ; меньше — < .

8. Модальность выражается буквами: d — долженствование; m — возможность; n — необходимость; сослагательное наклонение — «бы».

9. Числительные: t (тыс.); m (млн.); b (млрд.); tr (трилл.) после
самой цифры; (e.g. 17bU = 17 миллиардов долларов США,
U = USD).

10. Даты: 2003 = '3; 1941 = '41 (e.g. 17 ноября 2003 г.), понедельник = 17.11.3.

Пример использования УПС1

Депутаты парламента Австрии отклонили проект бюджета страны на следующий год во втором чтении.

MP2 Au

ОК

пр В

(2)

— Интересно было бы узнать побольше о феномене «вероятностного прогнозирования» и о «профессиональных секретах» мастеров синхрона.

Отвечает П.Палажченко:

Синхронный перевод (СП),безусловно, один из самых трудных видов перевода. Начинающий переводчик должен знать, что этот перевод требует больших знаний, многочисленных навыков и, особенно поначалу, немалого напряжения.

Как же работают синхронные переводчики? Иногда методом «нашептывания», т.е. для одного человека или небольшой группы людей, без применения технического оборудования. Как правило, высокое качество работы в этом случае обеспечить трудно. Синхронисты-профессионалы стараются избегать этого метода.

Настоящий синхрон — это перевод с использованием специальной технической аппаратуры. Оратор говорит в микрофон, и переводчик, находящийся в изолированной кабине, слышит его речь в наушниках. Одновременно — синхронно — он переводит услышанное, говоря в установленный в кабине микрофон. Речь переводчика поступает по радио- или проводному каналу в наушники слушателей. СП может быть организован на любое количество языков — это зависит только от наличия переводчиков и количества кабин и никак не влияет на продолжительность конференции.

Главное отличие синхронного перевода от последовательного — в меньшей опоре на память и необходимости постоянного раздвоения внимания. Фактически в каждый отдельный момент переводчик уделяет больше внимания либо слушанию («Что он сказал?»), либо переработке полученной информации («Как это понять?»), либо построению и контролю перевода («Как это сказать?»). При этом он не может ждать, когда оратор закончит свою мысль и она станет полностью ясна.

Конечно, переводить в таком режиме нелегко, и все же в работе синхронного переводчика нет ничего сверхъестественного. Помимо обязательного для СП владения двумя языками, существует механизм, подкрепляющий процесс СП и обеспечивающий его надежность.

Научное название этого механизма, как вы уже знаете, — вероятностное прогнозирование.Проше его можно назвать предугадыванием. Дело в том, что получаемая нами из текста (или речи) информация не является полностью новой или неожиданной, многое в ней можно спрогнозировать. Отсюда такое явление, как «понимание с полуслова». Любой из нас может провести такой эксперимент: взять статью в газете и, дочитав ее до половины, предположить, что будет дальше и в конце статьи. Или прочитать начало любого предложения и затем самостоятельно закончить его. Вариантов будет, конечно, множество, но их число не бесконечно и среди них будут более или менее вероятные.

Опираясь на догадку о цели высказывания, порядок следования тем, развитие мысли говорящего, переводчик имеет возможность переключать или варьировать интенсивность своего внимания, направляя «главное усилие» попеременно то на слушание, то на понимание текста, то на подбор оптимального перевода.

При этом необходимы максимально быстрая реакцияи отличное владение материалом, о котором идет речь. Кроме того, «прогноз» необходимо постоянно проверять и уточнять. Неправильное предположение о цели высказывания оратора (например, если переводчик не знает, какую страну он представляет) может привести к предельно упрощенному или «изуродованному» переводу. Неопытный переводчик подчас может просто не воспринять то, что не соответствует его прогнозу. Для опытного синхрониста такой диссонанс — лишь сигнал о необходимости активизировать внимание.

Другой механизм, обеспечивающий надежность синхронного перевода, заключается в высокой степениавтоматизма перевода стандартных формулировок, словосочетаний, терминов.С «усилием» переводится не только неожиданное, но и нестандартное, оригинально выраженное. Остальное — более или менее автоматически. Разумеется, такой автоматизм возможен только в том случае, если в долговременной памяти переводчика зафиксировано множество устойчивых соответствий, причем не только однозначных эквивалентов, но и контекстуальных вариантов. Выбор между ними у опытного переводчика тоже происходит почти «на автопилоте».

— Каковы основные требования к профессиональному
синхронисту?

Отвечает П. Палажченко:

— Как раз эти два механизма — «прогноз» и «автоматизм» — и
определяют главные требования к синхронисту. Он должен обладать широкой общей эрудицией, иметь представление об основных проблемах экономики, политики, науки и техники, культуры. Он должен уметь быстро ознакомиться с сутью обсуждаемых на конференции вопросов, запомнить основные термины, фамилии участников, названия, цифры, относящиеся к этим вопросам. Он
должен хорошо владеть языковой и стилистической нормой, иметь в запасе достаточный набор клише и стандартной лексики и в то же время — уметь высказываться ярко, гибко, уметь выразить одну и ту же мысль по-разному, используя синонимические средства языка.

Наибольший опыт организации синхронного перевода и лучшие условия работы синхронистов — в международных организациях. Хуже обстоит дело на многочисленных конференциях, проводимых различными компаниями, фирмами, общественными организациями. Здесь и импровизированные, недостаточно изолированные кабины, и постоянно выходящая из строя техника, и отсутствие документации, позволяющей переводчику войти в курс дела. По сравнению с этими условиями синхронисты ООН работают поистине в райской обстановке.

— Приведите список наиболее часто употребляемых об
разных русских поговорок и пословиц, особенно сложных и
коварных для устного перевода — The Most "Dangerous" Russian

Proverbs List.

Отвечает Лини Виссон, профессор американских университетов, переводчик ООН, автор ряда книг и пособий на английском и русском языках.

Баба с воза — кобыле легче One less problem
От добра добра не ищут Leave well enough alone
Лучшее — враг хорошего More is less
Овчинка выделки не стоит (игра не стоит свеч)   The game isn't worth the candle  
Пан или пропал All or nothing
Без меня меня женили I wasn't asked about that
Быть бычку на веревочке Bear responsibility for one's deeds
Береженого Бог бережет The Lord helps those who help themselves
В огороде бузина, а в Киеве дядька/ Я про Фому, а ты про Ерему Apples and oranges
В тихом омуте черти водятся Still waters run deep
Волков бояться — в лес не ходить It takes courage to start
Голь на выдумки хитра Necessity is the mother of invention
Где тонко — там и рвется A chain is only as strong as its weakest link
Горбатого могила исправит The leopard cannot change his spots
До свадьбы заживет He'll manage
Долг платежом красен One good turn deserves another
Дружба дружбой, а служба службой Friendship is one thing, work another
Дуракам закон не писан There is no law for fools
За битого двух небитых дают Experience is worth it
За здорово живешь For nothing
И на старуху бывает проруха Everyone makes mistakes
Из грязи в князи From rags to riches
Как аукнется — так и откликнется People react in kind to the way they are treated/get what they deserve
Кашу маслом не испортишь You can't spoil a good thing/ You can't have too much of a good thing
Клин клином вышибают Fight fire with fire/ One nail drives out another
Лиха беда начало The first step is the hardest
На безрыбье и рак — рыба Something is better than nothing
На воре шапка горит A guilty mind betrays itself
Наводить тень на плетень To confuse, mess up an issue
Назвался груздем — полезай в кузов If you undertook something, do it/ see it through
Наступить на грабли Been there, done that
Нашла коса на камень To meet one's match
Не было у бабы хлопот, так купила баба порося To ask for trouble
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться Actions can boomerang
Не пойман — не вор Innocent till proven guilty
Одна ласточка весны не делает One swallow doesn't make a summer
Раз на раз не приходится You can't expect perfection every time
Первый блин комом Things don't work the first time
Поживем — увидим Wait and see
После драки кулаками не машут What's done is done
Рука руку моет Scratch my back and I'll scratch yours / One hand washes the other
Рыбак рыбака видит издалека Birds of a feather flock together
Свет клином не сошелся There are other possibilities - that's not all there is to it
С волками жить — по-волчьи выть Run with the pack
Своя рубашка к телу ближе Everyone is out for himself
Семь раз отмерь, один — отрежь Look before you leap
Со всеми потрохами Lock, stock and barrel
Соловья баснями не кормят Talk is cheap — time to eat
Снявши голову, по волосам не плачут Big things count, not little ones
С паршивой овцы хоть шерсти клок Everything is good for something
Тише едешь — дальше будешь Slow and steady wins the race
Утро вечера мудренее Sleep on it
Хрен редьки не слаще One is just as bad as the other
Цыплят по осени считают Don't count your chickens before they are hatched
Дальше в лес — больше дров The deeper one gets into something, the more involved it becomes
Лес рубят — щепки летят You can't make an omelet without breaking eggs
Чем черт не шутит Seriously
Человек человеку — волк Dog eats dog
Чья бы корова мычала, а твоя молчала The pot shouldn't call the kettle black
Шила в мешке не утаишь You can't hide the obvious
В Тулу со своим самоваром не ездят Don't carry coals to Newcastle

 

Комментарий Обратите внимание, что во многих случаях образность теряется или сильно меняется. Иногда фразеологизмы переводятся описательно, так как английских аналогов нет. В процессе УП главное не теряться, а передать смысл, хотя бы в «первом приближении». Опытные синхронисты советуют в самых сложныхслучаях сказать что-то вроде: "We have a special proverb in our country for that" (L.Visson "From Russian into English"[2], p.147.)

Каковы особенности устного перевода контаминированной
(искаженной, неправильной) речи (КР)?

— Понятно, что «в жизни» приходится переводить не только
британских аристократов, говорящих на Queen's English. Английский используют сотни миллионов — в Африке и Азии, в Латинской Америке и Океании. Произношение и лексика людей, для которых английский является родным, — австралийцев, шотландцев или уроженцев, скажем, южных штатов США, — также могут иногда поставить в тупик даже опытного человека.

Контаминированная речь — и ее устный перевод — вызывают немалые опасения, особенно у начинающих («Ой, пойму ли я?»). Однако, как говорится, «глаза страшат, а руки делают».

Прямая речь

Рассказывает А. Чужакин:

Один довольно образованный молодой индус, лидер молодежного движения, все время повторял нечто, звучавшее, как "art", — говоря и о политике, и о сельском хозяйстве, и о прочих вещах. Наконец, после долгих мук сомнения, контекст — спаситель многих — подсказал: имелось в виду слово "earth"!(Звук [ə:] — проблема для многих индийцев.)

Однажды я разговорился в самолете с соседями-австралийцами, мужем и женой, летевшими в Сочи. Муж, простой полицейский, спросил: "What traysare there in Sochi?" "Trays?" — изумился я. "Не meanstrees,"— пришла на помощь супруга, депутат парламента.

Произношение [eı] как [aı] в Австралии — предмет многих шуток: "Doctor asks the patient: Did you come here to die or not to die?" (today).

 

Рассказывает П. Палажченко:

Во время поездки по ряду стран Африки советского руководителя (Н.Подгорный) президент Замбии К.Каунда поинтересовался у своего гостя во время обеда в правительственной резиденции в Лусаке: "How do you like our belizban?" Переводчик попытался сказать по-русски что-то ни к чему не обязывающее, чтобы «проскочить» опасный момент. Однако африканец был настырен и уточнил: "ourbelizban." «Что же это такое, черт возьми? Растение, национальное блюдо, животное?», — лихорадочно перебирал про себя варианты переводчик. И наконец (все это отняло считанные секунды) его, кадрового сотрудника отдела переводов МИДа, осенило. Готовясь к поездке, он прочитал в характеристике К.Каунды, что его увлечение — местный "police band", чья музыка, кстати, сопровождала прием. Лицо профессии было спасено!

 

Еще одна байка:

В японском языке нет звука "l". Ходит легенда, что японский представитель в ООН, поздравляя престарелого бирманца У Тана с избранием Генеральным секретарем ООН, сказал: "I congratulate you onyour erection...", на что тот не без юмора прореагировал: "Thanks, but I haven't had one for the last twentyyears!"

 

А вот вполне реальный случай:

Гость из Непала, заканчивая трапезу, каждый раз говорил нечто, звучавшее как: "I've a penis [pinis]". Переводчица была в ужасе, слыша это по три раза на дню, пока не догадалась, что имелось в виду: "I'vefinished".

Большой творческий интерес представляет письменный перевод контаминированной английской речи.Действительно, очень непросто средствами русского языка передать, скажем, французский акцент, или малограмотную речь негритянки, или характерный говор лондонского кокни'.

В устном переводе КР,как правило, «облагораживается», и "Broken English" или "Pidgin English" (искаж. от китайского произношения слова business) должен стать нормальным и понятным русским языком, если, конечно, не возникает необходимость как-то передать особенности речи переводимого. Но такое случается редко, да и в процессе УП просто не до того: это все же не конферанс или театральное представление.

Проблема КР в другом — как правильно понять говорящего? Наиболее сложное — это искажение фонетики (нарушение правил орфоэпии). Грамматика КР, как правило, гораздо упрощеннее, даже примитивнее, чем при нормативной речи, модальность часто «смазана», поэтому приходится просто догадываться об ее оттенках.

На помощь вам придут, как и всегда, контекст, широкий или узкий (лингвистический), а также знания, опыт и догадка. А для того чтобы «приспособиться» к особенностям произношения, посмотрите накануне справочники и словари и, главное, постарайтесь заранее пообщаться с теми, кого будете переводить, не боясь переспросить, уточнить особенности лексики. Как правило, люди охотно идут на это, сознавая важность правильного понимания и зная, что сами они далеко не идеально владеют английским.

В такой ситуации опытный переводчик при передаче русского текста на английский упростит его, сделав более понятным получателю, для которого английский не является родным и который может просто не разобраться в сложных лексико-грамматических конструкциях, — судите сами по реакции того, кому переводите.

Сознательная контаминация используется для достижения юмористического эффекта (типа «Вас тут не стояло», «Падежов не знаешь» и т.п.) и редко поддается переводу. Но можно попытаться как-то компенсировать это, передать иронию или сарказм иными способами[3].



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.04 с.)