Амортизация подвижного состава, целесообразность использования различных способов начисления амортизации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Амортизация подвижного состава, целесообразность использования различных способов начисления амортизации



 

Амортизация является одним из источников инвестиций для обновления (приобретения) основных средств. Инвестиционная политика в значительной мере зависит от величины источников финансирования инвестиций, а значит - и от принятого предприятием способа начисления амортизации основных средств.

Амортизируемое имущество - это имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, находящиеся в организации на праве собственности и используемые ею для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Организация при отнесении приобретаемого имущества в состав амортизируемых основных средств для целей бухгалтерского учета должна исходить не только из срока их полезного использования (более 12 мес.), но и принимать во внимание стоимость приобретенного объекта, т.к. на основании изменений в ПБУ 6/01, введенных с 1 января 2006 г., активы стоимостью не более 40 тыс. руб. за единицу можно учитывать в составе материально-производственных запасов, и, следовательно, амортизацию в этом случае не начислять. Если организация принимает решение учитывать активы стоимостью в пределах лимита (до 40 тыс. руб.) в составе материально-производственных запасов, в ее учетной политике должен быть отражен не только факт этого выбора, но и размер данного лимита.

Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит организации доход.

Срок полезного использования объекта основных средств организация определяет при его принятии к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования производится исходя из следующих показателей:

- ожидаемый срок использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, а также от системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений (например, срока аренды).

Срок полезного использования, в соответствии с ПБУ 6/01, определяется организациями самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 (далее - Классификация).

Амортизируемое имущество, в соответствии с Классификацией, объединено в следующие амортизационные группы <1>:

- первая группа - все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;

- вторая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;

- третья группа - имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;

- четвертая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;

- пятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;

- шестая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;

- седьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;

- восьмая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;

- девятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;

- десятая группа - имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

--------------------------------

<1> Подробное распределение типов транспортных средств по группам представлено в Приложении 1.

 

Данная Классификация базируется на Общероссийском классификаторе основных фондов (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, с изм. от 14.04.1998), который устанавливает группировку основных средств по их видам.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, организация устанавливает срок полезного использования в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.

Сроки полезного использования автотранспортных средств в данной Классификации базируются на нормативных сроках службы автотранспортных средств до капитального ремонта. При использовании Классификации бухгалтеры могут установить для автотранспортных средств любой срок полезного использования (в полных месяцах) в пределах, определяемых номером амортизационной группы, в которую они входят. Например, если автотранспортное средство входит в третью группу, можно выбрать любой срок полезного использования, находящийся в интервале от 3 до 5 лет.

При выборе срока полезного использования необходимо учитывать условия эксплуатации, год выпуска, общий пробег, если приобретенное автотранспортное средство не новое, и вид перевозок. В частности, срок полезного использования необходимо сокращать, т.е. приближать к левой границе интервала, для машин скорой помощи, для автотранспортных средств, используемых в качестве учебных при подготовке водителей, для автотранспортных средств, работающих с прицепами не менее 70% пробега, для всех групп автотранспортных средств (грузовых, легковых, специальных, автобусов), прицепов и полуприцепов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (за исключением автотранспортных средств в северном исполнении), в пустынно-песчаных и высокогорных районах, а также в тяжелых дорожных условиях (котлованы, грунтовые и лесовозные дороги, временные подъездные пути), для грузовых автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, постоянно (не менее 70% пробега) используемых на перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию, для грузовых автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, постоянно работающих на вывозке леса из лесосек (за исключением автомобилей-лесовозов), для всех групп автосамосвалов, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынно-песчаных и высокогорных районах, используемых для перевозки грузов, вызывающих коррозию или сильно пылящих (сера, фосфаты, интенсивно пылящий уголь), и постоянно работающих в карьерах глубиной более 200 м.

В настоящее время в бухгалтерском учете действуют четыре способа начисления амортизации:

1) линейный;

2) уменьшаемого остатка;

3) списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При выборе способа начисления амортизации автотранспортного средства необходимо стремиться к выбору наиболее эффективного варианта.

При бухгалтерском учете автотранспортных средств выбор способа начисления амортизации зависит от ряда факторов, набор и степень влияния которых обусловлены существенными особенностями автотранспортных средств, которые проявляются при их эксплуатации и заключаются в том, что с увеличением срока службы и, следовательно, общего пробега:

– уменьшается среднегодовой пробег;

– уменьшается годовая выработка в натуральном выражении;

– увеличивается продолжительность технического обслуживания и ремонта;

– снижается наработка на отказ;

– уменьшается удельный годовой доход от одного транспортного средства.

Величина начисленной годовой амортизации, входящая в себестоимость, должна соответствовать годовым доходам и учитывать перечисленные особенности.

При линейном способе амортизацию начисляют равными долями в течение всего срока работы объекта до полного перенесения его стоимости на стоимость производимой продукции (работ, услуг). Норму амортизации определяют, как отношение 100% к сроку службы объекта:

 

, (2.14)

 

где - срок службы (срок полезного использования) автотранспортного средства до списания, годы.

Сумма амортизации за год:

 

, (2.15)

 

где - первоначальная балансовая или восстановительная стоимость автотранспортного средства.

Амортизацию по способу уменьшаемого остатка начисляют исходя из остаточной , а не первоначальной стоимости объекта основных средств. Другими словами, каждый год величина амортизации от того или иного вида основных средств, которая приходится на себестоимость продукции, будет уменьшаться в соответствии с уменьшением остаточной стоимости:

 

. (2.16)

 

Норму амортизации ( ) в этом случае определяют как отношение 100% к сроку службы объекта, а годовую амортизацию (А) определяют соответственно по годам.

Первый год:

 

, (2.17)

 

где - первоначальная стоимость объекта.

Второй год:

 

; (2.18)

 

Третий год:

 

. (2.19)

 

Формула для расчета амортизации на каждый год способом уменьшаемого остатка может быть представлена в виде выражения:

 

 

при А0 = 0, (2.20)

 

где n - срок службы, годы.

Использование способа уменьшаемого остатка для расчета амортизации позволяет снизить себестоимость и этим повысить конкурентоспособность автотранспортной организации. Данный способ расчета не обеспечивает начисление суммы амортизационных отчислений, равной первоначальной балансовой стоимости за срок полезного использования автотранспортного средства, и, следовательно, является замедленным. Очевидно, что при списании автотранспортного средства после окончания его срока полезного использования, амортизация на которое начислялась этим способом, произойдет уменьшение прибыли на сумму недоначисленной амортизации.

Начисление амортизации способом уменьшаемого остатка соответствует динамике изменения показателей работы автомобильного транспорта, однако этот способ является замедленным способом начисления амортизации.

Изменения, введенные в ПБУ 6/01 с 01.01.2006, предоставляющие возможность использования коэффициента ускорения (до 3), применяемого к норме амортизации, не смогли устранить основной недостаток способа уменьшаемого остатка. Анализ показал, что введение коэффициента ускорения в расчетную формулу нормы амортизации не позволяет списать полностью первоначальную балансовую стоимость в амортизационные отчисления даже за удвоенный срок полезного использования.

Сущность способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования заключается в том, что в первые периоды эксплуатации амортизационные отчисления будут выше, а в последующие - ниже. Целесообразность применения этого ускоренного способа начисления амортизации для автотранспортных средств проявляется в том, что величина амортизационных отчислений, входящая в себестоимость, выше для новых автотранспортных средств, обычно эксплуатируемых более интенсивно и приносящих больше доходов. В то же время с увеличением пробега возрастает время простоя в ремонте и, как следствие, сокращается время работы, при этом снижаются доходы, одновременно уменьшается и сумма амортизационных отчислений. Следовательно, данный способ учитывает особенности эксплуатации автотранспортных средств.

Норму амортизации при использовании данного способа определяют как отношение количества оставшихся лет эксплуатации к сумме числа лет полезного использования:

 

, (2.21),

 

где - количество оставшихся лет эксплуатации;

- порядковый номер года эксплуатации;

n - срок службы.

Сумма амортизации определяется умножением первоначальной балансовой стоимости объекта на норму амортизации:

 

. (2.22)

 

При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации осуществляют исходя из натурального показателя объема продукции (объемов перевезенных грузов, пробега) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции за весь срок полезного использования объекта основных фондов. Данный способ начисления амортизации применим к транспортным средствам, для которых применялась норма амортизационных отчислений в процентах от стоимости автомобиля на 1000 км пробега, что позволяет приблизить начисляемый износ к реальному износу автотранспортного средства, определяемому фактическим пробегом, и быстрее начислять сумму, необходимую для приобретения нового автомобиля. Норму амортизации при использовании данного способа определяют как отношение первоначальной балансовой стоимости к нормативному пробегу до списания (значение этого пробега берут из Интернета):

 

. (2.23)

 

НА - норма амортизации на пробег за расчетный период (месяц, квартал или год):

 

, (2.24)

 

где - пробег годовой, месячный, квартальный, в зависимости от периода расчета.

В данном случае нормативный пробег до списания является объемом работ, выполненным за весь срок полезного использования автотранспортного средства.

Способ начисления амортизации пропорционально пробегу в наибольшей степени соответствует реальному износу автотранспортных средств.

 

Величина амортизации на один километр определяется путем деления амортизации, начисленной любым способом, кроме линейного, на общий пробег:

 

. (2.25)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.011 с.)