Результаты экспертного опроса 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты экспертного опроса



Информационная записка № 1

Ниже приведены данные экспертного опроса по актуальным проблемам кадровой политики и управления персоналом предприятий, организаций и учреждений различных направлений деятельности и форм собственности в Российской Федерации. В опросе участвовали 155 экспертов из числа руководителей организаций и служб управления персоналом, представителей органов государственной власти, общественных организаций, научных работников. Октябрь – ноябрь 2009 г. Данные приводятся в процентах от числа ответивших на каждый предложенный вопрос.

Руководитель проекта – д.с.н., профессор Турчинов А.И. Руководитель социологического исследования – д.с.н., профессор Магомедов К.О.

* * * * * * *

1. Что, по Вашему мнению, можно сегодня считать преимущественным основанием для выбора гражданами основного места работы?(можно было выбрать более чем один вариант ответа)
38,3 - желание полнее реализовать свои профессиональные знания, умения
48,1 - возможность обеспечить хорошие жизненные перспективы
21,4 - повысить социальный статус
35,7 - стремление обеспечить перспективы своего карьерного роста
66,2 - стремление повысить свое материальное благополучие, увеличить доход
56,5 - поиск гарантий постоянной работы, уверенности в завтрашнем дне
9,1 - стремление заработать высокую пенсию
3,9 - отсутствие другого выбора

 

2. Как Вы оцениваете общий уровень профессионализма работников различных организаций в современной России?
2,6 - высокий
30,5 - скорее высокий, чем низкий
55,2 - скорее низкий, чем высокий
2,6 - низкий
9,1 - затруднились ответить

 

3. Как бы Вы могли оценить общий уровень профессионализма руководящего состава организаций?

 

  Уровни руководителей Уровень профессионализма
низкий средний высокий
1. Высший руководящий состав 10,7 61,3 28,0
2. Среднее звено управления 10,1 76,4 13,5
3. Нижнее (линейное) звено управления 27,5 62,4 10,1

 

4. Какие из перечисленных кадровых технологий, на Ваш взгляд, целесообразно использовать при проверке степени владения государственным языком РФ?

 

60,8 - тестирование по русскому языку при поступлении на должность
39,9 - квалификационный экзамен
28,1 - аттестация
3,3 - иное  

 

5. Как Вы считаете, что в основном побуждает работников проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации?(можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

47,7 - потребность в приобретении новых знаний, умений, навыков
34,8 - потребность работать более эффективно, рационально, качественно
24,5 - возможность перехода на более интересную работу
56,1 - возможность перехода на более высокооплачиваемую работу
18,1 - решение администрации, которое не обсуждается
52,3 - возможность повышения в должности
17,4 - возможность расширения кругозора, повышения культурного уровня
12,9 - желание получить другую специальность
2,6 - иное

 

6. Ваше отношение к дистанционной форме обучения (посредством видео-, телекоммуникационных и компьютерных технологий, сети Интернет)?

 

3,9 - это одна из наиболее эффективных форм получения знаний
27,1 - дистанционное обучение имеет большую перспективу для развития, но в настоящее время его возможности используются недостаточно полно
49,0 - использование дистанционного обучения эффективно в сочетании с другими формами обучения
16,8 - дистанционное обучение малоэффективно
3,2 - затруднились ответить
7. Какие причины, на Ваш взгляд, чаще приводят сотрудников российских организаций к решению об увольнении по собственному желанию? (можно было выбрать более чем один вариант ответа)
23,2 - не устраивает содержание работы
12,9 - уровень квалификации не соответствует выполняемым служебным обязанностям
34,2 - неудовлетворенность морально-психологическим климатом в коллективе
74,8 - неудовлетворенность уровнем материального вознаграждения
6,5 - образование не соответствует содержанию труда
20,6 - нет ощутимых результатов работы
13,5 - отсутствуют четкие критерии оценки результатов деятельности
41,9 - неудовлетворенность отношениями с руководством
52,3 - отсутствие перспектив должностного роста
14,8 - не созданы условия для работы (нет рабочего места, соответствующего технического оснащения)
1,9 - иное
8. Каковы, на Ваш взгляд, основные причины увольнения работников российских организаций по инициативе администрации?
37,4 - низкий уровень профессиональной подготовки
14,8 - отсутствие у сотрудника желания профессионального развития
14,8 - недостаточно развитые коммуникативные качества, неуживчивость в коллективе
64,5 - безответственность в исполнении служебных обязанностей, халатность в работе
55,5 - нарушение трудовой дисциплины и внутреннего распорядка
21,9 - склонность к конфликтам
36,8 - необходимость назначения на должность «своего» человека
0,6 - иное

 


 

9. Оцените, пожалуйста, степень влияния нижеперечисленных факторов на должностной рост работников в Вашей организации?

 

  Факторы Степень влияния
Слабо влияет Умеренно влияет Сильно влияет
1. Пол 49,0 36,2 14,8
2. Возраст 23,0 55,4 21,6
3. Национальность 64,2 22,3 13,5
4. Профессиональное образование 7,5 28,6 63,9
5. Дополнительное профессиональное образование 29,5 43,8 26,7
6. Стаж работы 7,5 51,4 41,1
7. Политическая ориентация 68,3 24,1 7,6
8. Покровительство руководства 22,6 21,9 55,5

 

10. Какое значение в общем управлении российских организаций имеет кадровая служба (или подразделение по работе с персоналом)?

 

29,0 - большое
38,8 - среднее
20,6 - малое
7,1 - никакого значения не имеет
4,5 - затруднились ответить

 

11. Как Вы можете в общем виде оценить эффективность работы с кадрами в российских организациях?

 

3,2 - высокая
19,4 - скорее высокая, чем низкая
56,1 - скорее низкая, чем высокая
11,0 - низкая
10,3 - затрудняюсь ответить

 


 

12. Какова, на Ваш взгляд, степень влияния на решение кадровых вопросов в российских организациях различных представителей управленческого звена?

 

  Уровень руководства Степень влияния
Слабая Сильная
1. Высшее руководящее звено организации 3,4 4,1 10,3 17,8 64,4
2. Среднее руководящее звено основных структур (руководители подразделений) 3,4 8,9 28,8 45,2 13,7
3. Линейный персонал управления основных структур и подразделений 17,0 22,1 48,9 10,6 1,4
4. Руководитель кадровой службы 8,4 16,1 32,8 26,6 16,1
5. Линейные руководители в структуре кадровой службы 20,1 27,1 31,9 16,0 4,9
               

 

13. Какие из перечисленных кадровых технологий, по Вашему мнению, наиболее важны в практике управления персоналом российских организаций?

 

31,0 - квалификационный экзамен
56,1 - профессиональный отбор
38,1 - конкурс на замещение должностей
35,5 - аттестация
33,5 - ротация кадров
30,3 - испытательный срок
34,2 - стажировка
32,3 - кадровый резерв
1,3 - иное  

 


 

14. Как на практике, с Вашей точки зрения, применяются в российских организациях следующие технологии работы с кадрами?

 

  Кадровые технологии Характер применения
Формально Скорее формально Скорее неформально Неформально Затруд. отв.
1. Квалификационный экзамен 21,9 43,8 15,8 13,0 5,5
2. Профессиональный отбор 15,4 23,5 39,6 18,8 2,7
3. Конкурс на замещение должностей 23,6 39,3 22,3 12,8 2,0
4. Аттестация 22,8 33,7 25,5 15,2 2,8
5. Ротация кадров 23,7 23,0 26,7 12,9 13,7
6. Испытательный срок 16,8 25,9 31,4 23,1 2,8
7. Стажировка 18,6 26,2 29,7 21,4 4,1
8. Кадровый резерв 24,1 25,5 26,9 15,9 7,6

 

15. Кто, по Вашему мнению, наиболее заинтересован в широком использовании современных кадровых технологий?

 

49,0 - высшее руководящее звено организации
54,8 - руководители кадровой службы
36,1 - руководители среднего звена (подразделений организации)
12,9 - руководители низового звена (групп, бригад, участков и т. д.)
26,5 - специалисты кадровых служб
16,8 - рядовой персонал организации
1,9 - другой  

 


 

16. В какой степени, по Вашему мнению, владеют навыками применения кадровых технологий перечисленные категории руководителей и специалистов?

 

Категории руководителей и специалистов Низкой Средней Высокой Затруд. отв.
1. Руководители организаций, учреждений, предприятий 15,3 60,7 19,3 4,7
2. Руководители кадровых подразделений 8,1 47,6 40,3 4,0
3. Специалисты подразделений по работе с кадрами 16,2 52,7 26,4 4,7

 

17. Как Вы считаете, что должно сегодня составлять содержание организационной культуры современной организации? (можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

34,2 - средства, способы, традиции взаимодействия сотрудников в процессе совместной деятельности
49,7 - система устойчивых ценностей и норм поведения в организации
18,1 - знание и соблюдение норм речевой этики и правил речевого этикета
37,4 - набор приемов и правил решения рабочих проблем (выбор способа действия, анализа ситуации, принятия решений и их выполнения и т. п.)
46,5 - нормативно-правовая база организации (законы и другие необходимые правовые акты, уставы и положения организации, должностные инструкции, разграничение полномочий сотрудников и др.)
44,5 - организационная структура, обеспечивающая эффективное функционирование организации
50,3 - высокое качество работы с персоналом организации, обеспечивающее максимальную реализацию его профессионального опыта
1,3 - иное  

 

18. Как бы Вы оценили современное состояние организационной культуры в российских организациях?

 

1,3 - высокое
14,9 - скорее высокое, чем низкое
63,7 - скорее низкое, чем высокое
12,3 - низкое
7,8 - затруднились ответить

 

19. Что, на Ваш взгляд, сдерживает формирование высокой организационной культуры?

 

55,2 - невнимание руководства к вопросам формирования организационной культуры
26,0 - отсутствие у работников знаний по организации их деятельности
35,1 - отсутствие общих целей, объединяющих большинство работников коллектива
24,0 - недостаточная нормативная регламентация решения задач повышения уровня организационной культуры
26,0 - текучесть кадров, которая не способствует воспроизводству ценностей и традиций организации
38,3 - слабая работа по внедрению новых управленческих технологий
27,3 - слабое знание успешного отечественного и зарубежного опыта формирования организационной культуры
9,7 - несоблюдение норм речевой этики и правил речевого этикета
1,3 - иное  

 

20. Какие навыки и умения, по Вашему мнению, в наибольшей степени присущи работникам руководящего состава российских организаций?

 

11,0 - прислушиваться к мнению своих подчиненных
28,6 - результативно проводить совещания, выступать с содержательными и аргументированными сообщениями
46,8 - принимать и реализовывать текущие управленческие решения
16,9 - осваивать управленческий опыт других структур организации и вне нее
25,3 - организовывать свой личный труд, планировать работу
32,5 - работать со служебными документами
45,5 - ставить конкретные цели перед коллективом и добиваться их достижения
50,0 - контролировать ход выполнения решений и заданий
20,1 - работать в команде
22,1 - анализировать информацию
2,6 - иные  

 


 

22. Каким образом в российских организациях осуществляется контроль выполнения управленческих решений?

 

42,5 - посредством санкций за нарушение производственной дисциплины и регламентов
17,6 - путем введения жестких запретов и ограничений на действия, способные препятствовать выполнению решений
18,3 - через стимулирование позитивного поведения работников
8,5 - в организации развит самоконтроль на индивидуальном и групповом уровне
40,5 - необходимые меры определяются конкретной ситуацией
48,4 - никакой системы нет, все определяет руководитель, исходя из собственных представлений
1,3 - иным  

 

23. Чем, по Вашему мнению, преимущественно руководствуются работники российских организаций при выполнении своих должностных обязанностей? (можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

43,9 - должностными инструкциями
67,7 - указаниями непосредственного руководителя и частично должностными инструкциями
16,1 - только указаниями непосредственного руководителя
29,7 - личной ответственностью за порученное дело
21,3 - собственными представлениями о том, что следует выполнять, а что не
13,5 - интересами своей организации
14,2 - сугубо личными интересами
1,3 - иным  

 


 

24. По каким критериям сегодня преимущественно оценивается труд работников в российских организациях?(можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

32,9 - добросовестное отношение к работе
37,4 - высокое качество работы
16,8 - творчество, инициатива
25,8 - строгое соблюдение нормативов, инструкций, правил
44,5 - соблюдение дисциплины, порядка
25,8 - высокий уровень профессионального образования
39,4 - стаж работы в организации
51,0 - хорошие отношения с руководством
34,8 - наличие нужных связей, используемых в интересах организации
27,7 - реальная польза для организации
1,3 - что еще (напишите)  

 

25. Насколько, по Вашему мнению, в условиях современной России эффективны такие методы стимулирования персонала организаций, как:

 

  Методы стимулирования Не эффективны Эффективны
1. Экономическое стимулирование через заработную плату и другие виды материального вознаграждения 2,6 6,0 23,8 67,6
2. Стимулирование морально-психологического характера 12,4 31,7 34,5 21,4
3. Обеспечение социальных гарантий и поддержки всего персонала организации 4,1 16,6 38,6 40,7
4. Создание оптимальных условий труда 4,1 22,6 43,8 29,5
5. Создание благоприятного психологического климата в коллективах 8,2 21,9 40,4 29,5

 


 

26. Как влияет мотивация персонала на эффективность работы российских организаций?(можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

39,6 - повышает уровень управляемости всеми процессами в организации
40,9 - способствует эффективности и конкурентоспособности организации
40,3 - создает условия стабильности кадровых процессов в организации
33,1 - способствует профессиональному развитию работников организации
27,3 - активизирует потенциальные возможности человеческого ресурса (HR) организации
15,6 - позволяет выявлять «слабые звенья» в кадровой структуре организации
20,8 - дает возможность выдвинуться талантливым работникам

 

27. Какие из перечисленных направлений мотивации персонала в организациях, с Вашей точки зрения, наиболее актуальны?(можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

48,0 - мотивация впервые поступающих на работу (молодежи, делающей выбор профессии)
9,2 - мотивация граждан, желающих сменить место работы, профессию
50,7 - мотивация персонала организации в период работы (мотивация труда)
38,2 - мотивация профессионального развития работников организации
37,5 - мотивация успешных работников, желающих сделать карьеру (должностной рост)
37,5 - мотивация эффективного управления в организации
16,4 - мотивация корпоративного поведения работников организации
11,2 - мотивация должностной этики работников организации
12,5 - мотивация предотвращения конфликта интересов у работников организации

 


 

28. Какие факторы способны положительно повлиять на отношение к работе персонала российских организаций?(можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

53,5 - хорошие перспективы должностного роста
30,3 - возможность повышения социального статуса, признания
71,0 - стабильный заработок
38,1 - оплата по реальным результатам труда
41,9 - своевременная и объективная оценка результатов работы со стороны руководства
38,1 - возможность профессионального развития (обучения, переподготовки, повышения квалификации и т. д.)
52,9 - обеспечение социальных гарантий в период работы (медицинское и социальное страхование, отдых, питание и т. п.)
25,2 - гарантии своевременных и высоких пенсионных отчислений
1,3 - иные  

 

29. Как Вы думаете, насколько остро сегодня стоят следующие вопросы, связанные с молодыми специалистами, поступающими на работу в различные организации:

 

    Степень остроты
Не очень остро Крайне остро
1. Профессиональной социализации в производственной среде 7,5 24,7 37,7 20,5 9,6
2. Адаптации в среде работников организации 6,1 30,6 32,7 21,1 9,5
3. Профессионального развития 3,4 13,0 32,2 29,5 21,9
4. Должностного роста 3,5 9,9 30,6 36,9 19,1
5. Социальной защиты 6,3 25,2 19,6 25,8 23,1
6. Формирования гражданственности 19,1 29,8 20,6 12,1 18,4
               

 

30. Как быстро, на Ваш взгляд, происходит адаптация молодых специалистов в российских организациях?

 

53,9 - в течение первого года работы
35,7 - за период 1–2 лет
7,8 - не менее чем за три года
2,6 - затруднились ответить

 

31. Многие ли, по Вашему мнению, из принятых в российские организации молодых специалистов закрепляются в их кадровом составе?

 

15,6 - большинство
28,6 - более половины
33,1 - менее половины
14,9 - малая часть
7,8 - затруднились ответить

 

32. Насколько эффективно, по Вашему мнению, в современных условиях государство занимается формированием кадрового потенциала российского общества?

 

5,2 - очень эффективно
20,8 - в какой-то мере эффективно
61,7 - малоэффективно
7,8 - совсем не эффективно
4,5 - затруднились ответить

 

33. Какие направления формирования кадрового потенциала, по Вашему мнению, наиболее эффективны в условиях современной России?(можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

30,1 - создание правовых основ защиты общества от непрофессионализма
37,9 - регулирование занятости населения
34,6 - система финансирования развития кадрового потенциала
33,3 - устранение несоответствия кадрового потенциала потребностям федерального и регионального рынков труда
53,6 - оптимизация образовательной сферы в соответствии с потребностями общества
27,5 - контроль со стороны государственных органов за соблюдением трудового законодательства
24,8 - контроль со стороны государства за соответствием профессиональной подготовки персонала требованиям законодательства

 

34. Считаете ли Вы достаточно разработанным современное российское законодательство в сфере развития и востребованности кадрового потенциала?

 

7,2 - да
46,4 - отчасти
32,7 - нет
13,7 - затруднились ответить

 

35. Какие, на Ваш взгляд, аспекты государственного регулирования кадрового потенциала требуют более совершенной нормативной базы?(можно было выбрать более чем один вариант ответа)

 

22,7 - недопущение дискриминации по этническому признаку
39,6 - недопущение дискриминации по возрасту
36,4 - судебный контроль за работодателями
37,7 - нормативное обеспечение охраны труда
36,4 - система социально-экономических гарантий гражданам, находящимся в поиске работы
10,4 - контроль СМИ за распространение ими дискриминационных условий найма на работу
35,1 - защита интересов беременных женщин, а также женщин с детьми при найме и увольнении с работы
20,1 - профессиональная адаптация граждан, проходивших воинскую службу
29,9 - мотивация работодателей для найма лиц с ограниченными трудовыми возможностями
1,9 - иные  

 

36. Оцените партнерские взаимоотношения профсоюзов, работодателей и органов государственной и местной власти в области реализации государственной кадровой политики.

 

25,3 - неудовлетворительно
31,8 - скорее неудовлетворительно, чем удовлетворительно
20,8 - скорее удовлетворительно, чем неудовлетворительно
11,7 - удовлетворительно
10,4 - затруднились ответить

 

37. Каковы, по Вашему мнению, перспективы партнерского сотрудничества в сфере развития кадрового потенциала России общероссийского объединения профсоюзов, работодателей и правительства РФ?

 

13,0 - перспективы вполне хорошие
26,0 - некоторые изменения к лучшему могут произойти
36,4 - все останется без особых изменений
14,9 - ничего хорошего ожидать не приходится
9,7 - затруднились ответить

 

38. Существуют ли компромиссы в партнерских отношениях в органах государственной и местной власти в области реализации государственной кадровой политики?

 

39,6 - да
14,3 - нет
46,1 - затруднились ответить

 

40. В каких случаях, как правило, возникает ситуация компромисса у субъектов партнерских отношений?

 

14,0 - ситуация выбора
10,0 - ситуация соперничества
20,7 - ситуация конфликта
20,7 - ситуация партнерства
32,6 - ситуация поиска решения проблемы
2,0 - иное  

 

41. Можно ли считать, что компромисс всегда приводит к разрешению противоречий у субъектов партнерских отношений?

 

30,7 - да
48,4 - нет
20,9 - затруднились ответить

 

42. В какой степени повлиял экономический кризис на деятельность Вашей организации?

 

24,0 - в значительной степени
53,3 - отчасти повлиял
17,5 - не повлиял
5,2 - затруднились ответить

 

43. Изменилось ли отношение к персоналу со стороны руководства Вашей организации в связи с экономическим кризисом?

 

42,9 - не изменилось
17,5 - изменилось существенно
32,5 - изменилось незначительно
3,2 - изменилось коренным образом
3,9 - затруднились ответить

 

44. Оцените, пожалуйста, изменения, произошедшие в перечисленных ниже направлениях кадровой работы Вашей организации в ходе принятия антикризисных мер?

 

  Направления кадровой работы Значительно ухудшилось Значительно улучшилось
1. Стимулирующие выплаты персоналу 29,3 23,8 40,1 3,4 3,4
2. Социальные программы (льготы, компенсации и др.) 24,6 31,7 39,5 3,5 0,7
3. Профессиональное обучение 21,2 26,0 42,5 8,9 1,4
4. Найм персонала 30,6 22,2 39,5 5,6 2,1
5. Деловая оценка персонала 4,1 19,3 52,5 19,3 4,8
6. Обеспечение нормальных условий труда 10,4 14,6 56,2 16,0 2,8
7. Создание благоприятного микроклимата в коллективе 10,6 17,6 52,1 12,0 7,7
               

 

45. Как изменился штатный состав Вашей организации под влиянием экономического кризиса?

 

9,0 -сократили более 50% сотрудников
5,8 -сократили менее 50% сотрудников
27,7 -сократили незначительное количество сотрудников
55,6 -сокращение не проводилось
1,9 -затруднились ответить

 

46. Какие категории персонала Вашей организации в большей степени были затронуты в ходе реализации антикризисных мероприятий?

 

13,1 - руководители
20,3 - специалисты
10,5 - служащие
8,5 - рабочие
7,2 - младший обслуживающий персонал
16,3 - все категории работников
24,1 - затруднились ответить

 

47. Как Вы считаете, необходимы ли сегодня нововведения в управлении российскими организациями?

 

48,3 - да, необходимы
39,4 - отчасти необходимы
7,1 - такой необходимости нет
5,2 - затруднились ответить

 

48. Как, по Вашему мнению, в российских организациях чаще всего относятся к управленческим нововведениям?

 

  Категория работников организации Характер отношения
Плохо Нейтрально Хорошо
1. Высший руководящий состав 26,1 41,9 32,0
2. Среднее звено управления 24,5 52,3 23,2
3. Нижнее (линейное) звено управления 35,6 50,3 14,1
4. Рядовые члены коллектива 40,4 48,3 11,3
5. Вы лично 6,1 40,1 53,8

 

49. Многие ли, руководители российских организаций способны проявить инициативу по нововведениям и воспринимать такую инициативу от других?

 

6,5 - многие
83,8 - немногие
4,5 - таких руководителей практически нет
5,2 - затруднились ответить

 

50. Как много, на Ваш взгляд, среди рядового персонала российских организаций людей, способных проявить инициативу по нововведениям и отстаивать свое мнение перед руководством?

 

8,4 - много
46,4 - не очень много
38,1 - мало
7,1 - затруднились ответить

 


 

51. Как Вы считаете, насколько остро для России стоит сегодня проблема миграции трудовых ресурсов из других стран?

 

45,1 - очень остро
28,4 - не очень остро
11,0 - не остро
15,5 - затруднились ответить

 

52. Каким фактором, по Вашему мнению, является миграция трудовых ресурсов в современных условиях?

 

6,5 - позитивным
22,7 - скорее позитивным, чем негативным
44,2 - скорее негативным, чем позитивным
15,6 - негативным
11,0 - затруднились ответить

 

53. В какой, на Ваш взгляд, степени в различных сферах деятельности мигранты создают проблемы занятости для коренного населения?

 

  Сферы деятельности Степень проблемности
Малая Средняя Большая Затр. отв.
1. Производственная сфера 36,7 38,6 18,7 6,0
2. Сфера услуг 19,1 41,4 33,6 5,9
3. Строительство 6,0 19,2 67,5 7,3
4. Транспорт 26,5 32,7 33,3 7,5
5. Торговля 7,9 23,8 63,0 5,3
6. Культуры, наука, образование 74,7 13,7 4,1 7,5
7. Медицина 73,3 13,7 4,1 8,9
8. Сельское хозяйство 35,5 32,3 23,3 8,9

 


 

54. Чем, по Вашему мнению, больше всего привлекают мигранты российских работодателей?

 

7,1 - высокой квалификацией
3,9 - большим опытом работы
86,5 - низкими материальными запросами
41,3 - возможностью несоблюдения российского трудового законодательства по отношению к мигрантам
58,1 - экономией на уплате налогов и отчислений в пенсионные, страховые фонды
1,9 - иным  

 

55. С к




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.133.198 (0.01 с.)