Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Экономика и экономическая наука

Поиск

Тема 1.1.

Экономика — система общественного воспроизводства

 

1. Понятие экономики.

В наше время слово «экономика» имеет несколько значений.

1.Экономика – это все виды деятельности людей, направленной на создание необходимых им для потребления(материальных условий жизни)

2.Экономика – это само хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни. Рынок со всеми отраслями (экономика района, города)

3.Экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

История развития экономики

Считается, что термин «экономика» изобрел еще в VI в. до н. э. греческий поэт Геспод, соединив два слова: «ойкос» (дом, хозяйство) и «номос» (знаю, закон), что дословно означает искусство, знание, свод правил ведения домашнего хозяйства. В научный оборот этот термин был введен представителями древнегреческой экономической мысли Ксенофонтом (ок. 430—355 или 354 гг. до н. э.), написавшим труд под названием «Экономикос», и Аристотелем (384—322 гг. до н. э.). Последний науку о богатстве делил на «экономию» (совокупность потребительных стоимостей) и «хрематистику» (искусство делать деньги).

Экономические школы Период развития Представители

Меркантилизм 16-17 вв. Томас Ман (1571-1641)

Физиократы 18 век. Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая

экономика конец 18 — 1-я пол.19 вв. Адам Смит (1723-1790)

Марксизм 2-я пол. 19 — 20 вв. Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая

теория конец 19 — начало 21 вв. Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство 20 — начало 21 вв. Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм 20 — начало 21 вв. Джон Гелбрейт (1908-2006)

Монетаризм 20 — начало 21 вв. Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.

Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.

Физиократы.

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:Франсуа Кенэ (1694-1774), Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Классическая политическая экономика

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил теорию А.Смита немного доработал её. Он утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Марксизм.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

5. Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикарда и Марженализма.

Представители неоклассической школы:Альфред Маршал,Артур Пигун

Экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

6. Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

Дж.Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма.

Главной проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективности спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости и предельная эффективность капитала.

Экономическая школа Институционализма

Исследолвание всех хозяйственных явлений со стороны политических методологических и правовых вопросов.

Характеризуется отходом от от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам.

Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурсы постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постриндустриальной системы на всесторонне развитие личности, а XXI в. провозглашается столетием человека.

Представители школы институционализма: Т.Веблен, Дж.Коммонс, У.Митчелл

8. Школа Неоконсерватизма (Школа Монетаризма)

Главный принцип: Экономика способна к саморегулированию и основная задача государства это регулирование денежных потоков.

Основателем школы неоконсерватизма является Милтон Фридман.

По его мнению микроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления, а также те экономические выборы, совершаемые малыми экономическими единицами, такими как домашнее хозяйство, фирмы и экономические рынки.

Общественные потребности

Понятие «потребность»- осознанные нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности зависят от уровня развития общества, формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.

Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Экономические потребности − это часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Производство прямо влияет на потребности по нескольким направлениям.

Во-первых, оно создает конкретные блага и тем самым способствует удовлетворению определенных человеческих нужд. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полезная вещь в свою очередь ведут к появлению новых запросов. Вот простая иллюстрация. Допустим, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у владельца возникает масса новых нужд. Машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, приобрести горючее, запасные части и многое другое.

Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни, порождает качественно новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывает желание их приобрести.

В-третьих, производство во многом влияет на способы применения полезных вещей, а тем самым формирует определенную бытовую культуру. Например, первобытный человек вполне довольствовался куском мяса, обугленном на костре. Нашему современнику для приготовления того же куска мяса требуется газовая плита или гриль.

В свою очередь, экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство.

Во-первых, потребности являются предпосылкой, внутренней побудительной причиной и конкретным ориентиром созидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изменяться в количественном и качественном отношениях. Они всегда включают в себя появление новых созидательных целей еще до того, как изготавливаются новые блага, соответствующие таким целям, В силу этого экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих, авангардная роль потребностей ярко проявляется в том, что они вызывают поступательное движение хозяйственной деятельности - от низшей ступени ко все более высоким.

Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей.

Наибольшее распространение получила классификация потребностей (по степени их важности) американского социолога А. Маслоу, который предложил специальную «пирамиду» потребностей или иерархию (порядок подчинения) потребностей. При этом «фундаментом» (основной) даже самых возвышенных потребностей он считает всё же так называемые физиологические или основные материальные потребности:

− физиологические нужды (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);

− потребности в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

− потребности в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

− потребности в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

− потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Рис. 1.Пирамида потребностей современного человека (по А. Маслоу)

Социально-экономический прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры.

Однако возвышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел развития нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка - социальные и интеллектуальные.

Процесс воспроизводства

Воспроизводство в хозяйственной жизни — непрерывно продолжающийся (бесконечно повторяемый) процесс производства благ, удовлетворяющих потребности общества по ходу которого возобновляются (воспроизводятся) и жизненные средства, и их производители (человек как потребитель и как рабочая сила), и производственные отношения между участниками этого общественного процесса.

В количественном аспекте воспроизводство обычно характеризуется категории 'простое воспроизводство' — возобновляющееся в неизменном объёме; расширенное воспроизводство — возобновляющееся в возрастающем объёме

Стадии процесса воспроизводства

Воспроизводство состоит из четырех основных фаз: производства, распределения, обмена и потребления.

Начальной фазой процесса воспроизводства является непосредственно производство - созидательный процесс изготовления полезных продуктов. В процессе производства работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливается мебель). Производство - согласованное действие работников и средств производства для создания общественно необходимых благ.

Производство имеет основополагающее значение для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обменивать и потреблять.

Распределение - установление долей, или пропорций, в соответствии с которыми произведенный продукт поступает в распоряжение субъектов его производства.

Обмен — это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества.

Потребление- удовлетворение потребностей в благах и услугах

Для осуществления процесса производства необходимо наличиеи соединение факторов производства (производственных ресурсов)

Производственные ресурсы

Производственные ресурсы это факторы производства, непосредственно участвующие в производственном процессе и в классическом варианте включающие:

• Земля (природные ресурсы)

• Капитал

-средства труда (основные средства);

-предметы труда (оборотные средства);

-финансовые ресурсы

• Людские ресурсы (предпринимательский талант и рабочая сила)

• Информация.

- Под «землёй» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включают даровые блага природы, которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, на которой выращивают урожай, леса, воды, месторождения полезных ископаемых.

-Капитал (от лат. capitalis – главный) как средство производства понимали Смит и Рикардо. Другие экономисты утверждали, что капитал – это «сумма денег» и «ценные бумаги». Существует взгляд, что капиталом являются знания человека, его навыки и энергия, используемые в производстве товаров и услуг. Сегодня в широком смысле под капиталом понимают всё то, что приносит его владельцу доход. Это могут быть и средства производства, и сданная в аренду земля, и денежные вклады в банке, и используемая в производстве рабочая сила.

Капитал бывает 1) реальный (или физический) и 2) денежный, или финансовый (деньги, используемые для приобретения физического капитала).

К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал – средства труда (здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч.) и предметы труда (сырье, материалы, и т.д.) – то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала. (Вопрос неоднозначно рассматривается разными экономистами)

Инвестиции (от лат. investre – облачать) – 1) долгосрочные вложения материальных и денежных средств в производство.

Непрерывно происходящее круговое движение капитала образует его оборот. На стадии производства различные части производительного капитала оборачиваются по-разному (за разные сроки). Поэтому капитал делят на основной и оборотный.

Основной капитал (станки, оборудование, здания): 1) используется в течение ряда лет, 2) переносит свою стоимость на продукт по частям, 3) затраты возвращаются постепенно.

Оборотный капитал (сырьё, материалы, полуфабрикаты, заработная плата работников): 1) расходуется за один производственный цикл, входит во вновь созданный продукт целиком, 3) затраты возмещаются после реализации продукта.

Людские ресурсы:

-Рабочая сила (Труд) – совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ.

Характеристики труда: 1) интенсивность труда (напряжённость труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени); 2) производительность труда (результативность = продуктивность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени).

- Предпринимательские способности являются важнейшим производственным ресурсом. Ими обладают очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны.

Предпринимательские функции: 1) умение правильно соединить факторы производства – труд, землю, капитал – и организовать производство; 2) умение принимать решения и брать ответственность на себя; 3) умение идти на риск; 4) быть восприимчивым к нововведениям.

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний

5. Факторные доходы.

Все факторы производства имеют владельцев, а,следовательно, являются платными.

Доходы владельцев экономических ресурсов называются факторными доходами.

Факторные доходы: 1) труд - заработная плата; 2) земля- рента (доход того, кто владеет землёй); 3) капитал - процент (плата за использование чужих денег и имущества); 4) предпринимательские способности - прибыль.

1.Рента (от лат. reddita – возвращённая) – доход, регулярно получаемый владельцем от использования земли, имущества, капитала, не требующий от получателя дохода осуществления предпринимательской деятельности, затраты дополнительных усилий.

Ссудный капитал – предоставленные в ссуду временно свободные денежные средства на условиях возвратности и платности.

2.Процент (от лат. pro centrum – за сто) – 1) процент кредитный (ссудный процент – уст.) – плата, которую заёмщик должен вносить за пользование кредитом, деньгами или материальными ценностями; 2) процент депозитный – плата вкладчику банка за предоставление банку денег по вкладу на определённый срок.

3. Заработная плата - цена труда. Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

4. Прибыль — это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Доход предпринимателя за его организаторские способности.

 

Тема 1. 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.153 (0.01 с.)