Риск – это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит с течением времени. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риск – это неопределенность, связанная с принятием решений, реализация которых происходит с течением времени.



Ни одно предприятие не застраховано от возникновения и негативного влияния экономических рисков. Единственное, что может помочь Вам в наибольшей мере избежать катастрофических последствий, - это предусмотрительное выявление потенциально возможных для Вашего производства рисков, их оценка и анализ, а также разработка программы по предупреждению, минимизации и ликвидации последствий их пагубного воздействия.

Основные виды риска на предпрмятиях ОП:

конкуренция; политическая и экономическая ситуация

в стране; природоестественные риски (ураганы, землетрясения, наводнения, заморозки);

изменения валютных курсов; правовые риски (изменения в налоговом таможенном законодательстве), риск отсутствия возможности продлить действие лицензии, риск роста цен на продукцию; неисполнения обязательств поставщиками ресторана; риск, связанный с нехавткой квалифицированных кадров; риск воровства со стороны сотрудников; пожары на производстве, инфляционные риски, риск спроса и моды.

Основные проявления рисков у физических лиц:

1) при производственных рисках - потеря трудоспособности;

2) при финансовых рисках - невыполнение обязательств и операции с ценными бумагами;

3) при товарных рисках - безработица.

 

Способы минимизации и страхования от рисков:

1. Самострахование;
2) Страхование;

3) Диверсификация (распределение капитала по разным видам деятельности);

4) Уклонение от риска;

5) Управление рисакми на предприятии

 

Планирование на предприятии. Принципы и методы планирования.

Планирование – метод преодоления неопределенности, важнейшая функция управления. Планирование - процесс принятия решений, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие предприятия в будущем.

Эти решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением (перераспределением) ресурсов, определением стандартов, в соответствии с которыми предприятие должно действовать в предстоящий период.

Процесс планирования всегда включает:

постановку целей; анализ среды; определение альтернативных вариантов достижения целей; принятие планового решения; детальную разработку плана; контроль за реализацией плана.

В более узком понятии, под планированием понимается составление специальных документов-планов, в которых отражаются прогнозы развития предприятия; промежуточные и конечные цели, задачи предприятия и его отдельных подразделений; механизмы распределения ресурсов и координации деятельности предприятия.

Издержки, затрачиваемые на организацию и осуществление планирования называются пределом планирования.

Принципы - это правила, которые необходимо учитывать в процессе разработки плана.

Планирование базируется на следующих основополагающих принципах:

1) непрерывности – постоянный процесс планирования на предприятии. Принцип непрерывности заключается в том, чтобы планы разрабатывались с учетом перспектив развития предприятия и являлись основой для составления планов в будущем, но кроме того, необходимо учитывать и предшествующие планы, результаты их выполнения.

2) единства - системный характер планирования во всех элементах предприятия (цехах, отделах, депортаментах и т.д.);

3 ) гибкости - придание планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением новых непредвиденных обстоятельств, подразумевает возможность постоянного внесения корректив в принятые ранее решения или их пересмотра;

4) точности – конкретизация и детализация в той степени, в которой позволяют условия внешней и внутренней среды;

Отличия при разработке различных видов планов связаны, главным образом, с двумя факторами: уровнем неопределенности и степенью детализации.

Виды планов на предприятии: план развития предприятия, план диверсификации, ликвидационный план, план исследований, план по производству и реализации продукции, финансовый план, план закупок, бизнес- план.

С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, по направленности и детализации можно выделить следующие виды планов:

а) стратегический план - долговременный план, как правило, охватывающий период 10 - 15 лет, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей. Стратегический план определяет основные этапы реализации стратегических целей предприятия. В рамках стратегических планов могут разрабатываться долгосрочные планы предприятия по решению отдельных частных проблем - условий реализации стратегии в целом. Для стратегического планирования уровень неопределенности является самым высоким. В этих условиях невозможно или нецелесообразно разрабатывать планы детально.

Это долговременные планы - планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;

б) текущие планы - планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов. Совокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса компании.Тактическое планирование (текущие планы) осуществляется в условиях гораздо меньшей неопределенности. Состояние внешней среды может быть достаточно точно определено, если регулярно ведется аналитическая работа. Состояние внутренней среды известно из отчетной и аналитической информации за отчетный год. В текущих планах должны быть увязаны задачи, исполнители, ресурсы, сроки выполнения задач для всех подразделений предприятия. Задания в текущих планах чаще всего формулируются на один год с разбивкой по месяцам. По времени это среднесрочные планы.

г) оперативные планы - детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов. Оперативно-календарное планирование должно осуществляться на любом предприятии, если производственный процесс предполагает кооперацию. Одновременно этот вид планирования является наиболее детальным. Здесь могут устанавливаться задания конкретным исполнителям на неделю вперед и даже на каждую смену.

Бизнес-план - план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.

Стратегическое, тактическое и оперативно-календарное планирование составляют остов системы планирования на предприятии. Задачи этих планов и формы их реализации достаточно резко отличаются, но в технологии их разработки есть общие этапы.

МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Обоснование и расчет показателей плана хозяйственно-финансовой деятельности торгового предприятия осуществляется путем использования различных методов планирования.

Метод планирования представляет собой способ обоснования уровня показателя на будущий период. Выбор метода планирования, которое применяется, определяется рядом факторов: степенью сложности показателя, который рассчитывается, и его взаимосвязи с другими разделами плана; продолжительности планового периода; обеспеченностью исходной информации, организационно-техническими возможностями ее получения, обработки и использования в плановых расчетах.

Основными методами планирования деятельности предприятия в современных условиях являются: балансовый метод, экономико-статистический метод, факторно-аналитический метод, метод технико-экономических расчетов, экономико-математические и эвристические методы.

1) балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.); трудовые (баланс рабочей силы); финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

Балансовый метод планирования используется для расчета взаимосвязанных показателей плана, а также для согласования потребностей и ресурсов предприятия, исходя из выбранных приоритетов.

Каждый баланс состоит из определенных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов (возможности закупки товаров, получение основных фондов, образования финансовых ресурсов и др.), а также определяется потребность предприятия в их образовании по отдельным направлениям использования

Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость). Балансовый метод заключается в том, что при изменении одного показателя неизбежно изменяется ивзаимосвязанный с ним показатель. По принципу балансовой увязки построена формула продуктового баланса в общественном питании, которую применяют для взаимных связей элементов товароооборота.

Зн + П = Р + Зк + Е, где Зн – запасы сырья итоваров на начало периода, П – поступление сырья и товаров, Р – расход сырья и товаров, Зк – запасы на конец периода, Е – естественная убыль в пределах норм.

2) нормативный метод или метод технико-экономических расчетов (прямого счета), сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства). К нормативам относятся ставки отчисления налогов, процентные ставки банка, транспортные тарифы

Этот метод может успешно применяться только, если используется прогрессивная нормативная база, т.е. когда нормы и нормативы пересмотрены с учетом планируемых мероприятий по внедрению новой техники и технологии, а также совершенствованию организации производства и труда. Он дает точные, но и наиболее трудоемкие результаты

3) Широкое распространение в практике работы предприятия получили различные экономико-статистические методы: среднегодовых и скользящих темпов роста, темповых соотношений, коэффициента эластичности, уровневых показателей и другое. В основе всех перечисленных методов лежит изучение динамики исследуемого показателя в ретроспективном периоде и экстраполяция существующих тенденций на будущее. Эти методы достаточно просты в использовании, не требуют дополнительной информации. Вместе с этим, их использование в современных условиях требует обеспечения сопоставления показателей, прежде всего по ценам и условиями осуществления хозяйственно-финансовой деятельности, формами и инструментами государственного регулирования торговой деятельности (в частности - механизма налогообложения) и прочее. Без выполнения условий сопоставления данные методы не могут дать объективного результата.

4) Более реальное значение плановых показателей позволяет определить факторно-аналитический метод планирования (метод планирования по технико-экономическим факторам). Данный метод корректирует результат, полученный в ходе применения экономико-статистических методов, с учетом экспертной или количественной оценки прогнозируемого изменения отдельных факторов, влияющих на условия деятельности торгового предприятия и значения планируемых показателей. Метод планирования по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции.

Понятие прогнозирования. Виды прогнозов. Система планов предприятия.

Прогнозирование- часть и начальная стадия процесса планирования.

Прогноз - предположительная оценка будущего состояния предприятия. Предприятия используют прогнозы с целью предусмотрения возможных вариантов развития своего бизнеса, они прогнозируют будущие события или условия их возникновения.

Различают три основных вида прогноза: технологический, экономический и прогноз объема продаж (спроса).

Технологические прогнозы охватывают уровень развития НТП или технологическое развитие в сферах, непосредственно влияющих на производство, в котором осуществляется прогноз. Например, предприятие, выпускающее компьютеры, интересует перспективы расширения объема памяти на дискетах, т.к. они являются дополнительной продукцией для использования компьютеров, а предприятие, использующее вредные, токсичные вещества в своем производстве, интересует разработка технологий по очистке и утилизации отходов.

Развитие НТП приводит к появлению новых товаров и услуг, а те, в свою очередь, составляют серьезную конкуренцию существующим предприятиям. Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.

Экономический прогноз позволяет предусмотреть будущее состояние экономики, процентные ставки и другие факторы, влияющие на развитие любого предприятия. От результатов экономического прогноза зависят такие решения как: расширение или сокращение производственных мощностей; заключение новых договоров; увольнение или наем рабочих и т.д.

Представление о реальном уровне спроса на продукцию предприятия на конкретный период в будущем дает прогноз объема продаж. Такой прогноз является основой для планирования и проведения экономических расчетов. На спрос влияют множество факторов, учет которых можно выявить с помощью составления прогноза объема продаж (спроса). В качестве базы для будущего прогноза используются такие показатели, как уровень спроса в предшествующем периоде, демографические изменения, изменения рыночных долей отраслевых организаций, динамику политической ситуации, интенсивность рекламы, конкурентов и др.

Составление прогнозов осуществляется с помощью следующих методов прогнозирования.

Эвристический метод основан на умении строить догоадки на основе логических рассуждений, интуиции и прошлого опыта, когда приходится принимать решения в условиях неполной информации.

Исследовательские методы включают:

Методы экстраполяции трендов основаны на предположении, что будущие события определяются прошлым. Например, анализ изменения объема продаж во времени предлагает выделение составляющих: тренда; сезонных колебаний; случайных изменений. Тренд описывает общую тенденцию развития; сезонные колебания показывают колебание спроса от времени года; случайные изменения - изменения трудно определяемых случайных факторов. В условиях нестабильности и неопределенности внешних факторов методы экстрополяции редко применяются.

Метод скользящей средней исходит из предположения, что значение следующего во времени показателя равно среднему, расчитанному за последние 3 месяца.

например, если объем продаж составил в январе 340 тыс. руб., в феврале 320тыс. руб., в марте 360 тыс. руб., то объем продаж в апреле по прогнозу составит (340+320+360)/3=340 тыс.руб.

Метод экспоненциального сглаживания представляет рогноз показателя на будующий период в виде суммы фактического показателя на данный период и прогноза на данный период, который определяется с использованием специальных коэффициентов.

так при составлении прогноза продаж на следующий месяц используется формула:

F(t + 1)= aX(t)+ (1- а) F(t).

где X(t) - продажи в месяце t (фактические данные), F(t) – прогноз продаж на месяц t +1,, а – специальный коэффициентот0 до 1, определяемый статистическим путем.

Данные полученные этим методом можно отобразить на графике.

Методы экспертных оценок основаны на статической обработке оценок, полученных путем опроса высококвалифицированных специалистов в соответствующих узких областях. Методы экспертных оценок наиболее часто применяется присоставлении экономических прогнозов. К нему относятся анкетирование - письменный опрос экспертов с помощью анкет; интервьюирование - устный опрос экспнртов с помощью беседы – интрвью; метод Дельфи - форма опроса экспертов, когда в течении нескольких туров собираются их анонимные прогнозы и в результате формируется групповой прогноз. Все эти методы базируются на разнообразных спроектированных алгоритмах оценки субъективных мнений экспертов (специалистов).

Метод коллективной генерации идей (“мозговая атака”) предполагает проведение дискуссии, в которой допускаются высказывания любых, самых парадоксальных мнений, оригинальных идей и предложений. После проведения опроса производится оценка его качества и обработка суждений экспертов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.44.242 (0.02 с.)