Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальность менеджмента в условиях рыночной экономики.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Актуальность менеджмента в условиях рыночной экономики. Цикл менеджмента. Уровни управления. 1. Планирование. Оцените свои возможности и спланируйте желаемое изменение. 2. Выполнение. Осуществите запланированные мероприятия и оцените полученное изменение. 3. Проверка. Проанализируйте результаты контроля и сделайте выводы. 4. Действия. Действуйте на основе выводов, сделанных на предыдущем этапе. Если изменение оказалось успешным, используйте полученный опыт для проведения более значительных изменений. Если нет, еще раз повторите цикл, но по другому плану. Цикл PDCA известен также под двумя другими названиями: цикл Шухарта и цикл Деминга. У. Шухарт впервые описал концепцию PDCA в 1939 г. в своей книге "Статистические методы с точки зрения управления качеством". Идея цикличности, отметил он, отражает ту мысль, что основой успешного развития предприятия является постоянная оценка практики управления, совмещенная с готовностью менеджеров поддерживать оригинальные идеи и отказываться от неудачного опыта. Э. Деминг первым назвал цикл PDCA циклом Шухарта - в честь своего наставника и учителя. Э. Деминг пропагандировал использование этого цикла в качестве основного способа достижения непрерывного улучшения процессов. В 1950 г. Э. Деминг вдохновил японцев на использование цикла PDCA, и они назвали этот цикл циклом Деминга. Рассмотрим пример использования цикла PDCA. Планирование Идентификация проблемы. Однажды автору статьи по ошибке прислали чужой талон на оплату штрафа за неправильную парковку автомобиля. На нем была указана его фамилия, но номера водительских прав и автомобиля принадлежали другому лицу. Работники почты, предположив, что они являются родственниками, поскольку имеют одинаковую фамилию, направили этот талон на адрес автора статьи. Анализ проблемы. Как была допущена эта ошибка? Работники почты направили талон на оплату штрафа не по тому адресу. К каким результатам это может привести? Если талон не будет оплачен, то виновный может лишиться права в будущем покупать автомобили и ставить их на учет. Выполнение Поиск решения проблемы. Что следовало делать автору статьи? Не обращать внимания на талон и порвать его? Позвонить в местное Бюро контроля за соблюдением правил парковки и объяснить ситуацию? Позвонить другу или члену семьи, который служит в полиции или работает юристом, и попросить его уладить это дело? Выполнение решения. Автор решил позвонить в Бюро, а затем сделал еще несколько телефонных звонков на основе полученной информации. Проверка Оценка результатов. Оказалось, что звонок в местное Бюро не дал желаемого результата. Не решило возникшую проблему и посещение местной администрации и попытка объяснить, что произошла ошибка. Была ли желаемая цель достигнута? В данном случае ошибка, связанная с передачей чужого талона, не была урегулирована. Поэтому автор вернулся к началу и. проанализировав имеющуюся у него информацию, позвонил в Бюро контроля за соблюдением правил парковки штата. Сотрудник Бюро дал, наконец, автору подробные инструкции, которым он должен следовать, чтобы его имя было удалено со штрафного талона. Действия Стандартизация решения. Автор решил: если такая проблема возникнет снова, он будет сразу звонить в соответствующее агентство на уровне штата. Чтобы предотвратить подобные ошибки в будущем, он сообщил работникам почты о доставленном ему чужом письме и попросил впредь таких ошибок не делать. Сущность и особенности современного менеджмента. В зависимости от видов и последовательности деятельности менеджмент делится на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль. Стратегическое управление включает: выработку цели менеджмента; прогнозирование (в качестве предвидения результатов развития); перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных целей Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер. Включает организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов и руководство как распорядительство (мотивацию) в условиях созданной структуры. Контроль включает анализ достигнутых результатов и выступает в качестве исходного пункта нового цикла управления. Характерные для менеджмента черты включают экономический, организационно-технический, правовой и социально-психологический аспекты. Экономический аспект – управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей. Социально-психологический аспект характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Организационно-технический аспект включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей. Основные разновидности менеджмента на современном этапе Принципы менеджмента. Их характеристика Принципы управления – это совокупность руководящих идей, основных правил, требований, положений, кторыми руководствуется органы управления в процессе своей работы. Принципы: 1) разделении труда – в управленческой работе должна присутствовать специализация. 2) полномочия и ответственность – при перераспределении между работниками полномочий, требуется определенная доля ответственности. Полномочность – это право отдавать распоряжение, приказы, поощрать, наказывать и т.д. 3) дисциплина – этот принцип требует, чтобы исполнитель выполнял распоряжения руководителя в обозначенный срок и в названных объемах. 4) принцип единоначалия – каждый исполнитель должен получать команду только от непосредственного руководителя, что обеспечивает четкость распоряжений и повышает ответственность. 5) принцип единства направлений – каждая группа, действующая в рамках одной цели должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. 6) подчиненность личных интересов общим. 7) вознаграждения персонала. 8) принцип централизации – он предполагает сосредоточение наиболее сложных управленческих действий и обеспечивает четкость и оперативность управления. 9) принцип сохранения скалярной цепи, т.е. обеспечение иерархии в производстве. 10) принцип порядка 11) принцип справедливости – сочетание доброты и правосудия. 12) принцип стабильности рабочего места для персонала.13) принцип инициативы 14) принцип корпоративного духа. Планирование деятельности организации как функция менеджмента Планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно: 1) распределения ресурсов; 2) координации деятельности между отдельными подразделениями; 3) координации с внешней средой (рынком); 4) создания эффективной внутренней структуры; 5) контроля за деятельностью; 6) развития организации в будущем. [4] Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию. Весь процесс планирования в организации разделяется на три уровня: стратегический, тактическое планирование и оперативный. Стратегическое планирование - это определение целей и процедур организации в долгосрочной перспективе, тактическое планирование – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач, оперативное планирование - это система управления организацией на текущий период времени. Эти три вида планирования соединяют организацию в целом с каждым конкретным подразделением и являются залогом успешной координации действий. Если брать организацию в целом, то процесс планирование осуществляется в следующем порядке: 1) разрабатывается миссия организации; 2) исходя из миссии, разрабатываются цели; 3) производится оценка и анализ внешней и внутренней среды организации; 4) анализ стратегических альтернатив; 5) выбор конкретной стратегии; 6) реализация стратегии; 7) оценка стратегии; 8) миссия организации. После установления цели и выбора альтернативных путей ее достижения (стратегии) основными компонентами формального планирования являются: 1) тактика, или как добиться того или иного результата (ответ на вопрос "как делать?"). Тактические планы разрабатываются на основе выбранной стратегии, они рассчитаны на более короткий период времени (текущий момент), разрабатываются менеджерами среднего звена, результат такого планирования появляется быстро, и его легко соотнести с конкретными действиями работников; 2) политика, или обще руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей; 3) процедуры, или описание действий, которые следует предпринимать в конкретной ситуации; 4) правила, или что должно быть сделано в каждой конкретной ситуации. В процессе планирования обычно выделяют восемь этапов: Этап 1. Целеполагание (формулировка целей). Чего именно вы (или ваша фирма) хотите достичь? Это - самый трудный этап. Его нельзя формализовать. Личность менеджера проявляется именно в том, какие цели он ставит. Этап 2. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей. Обычно можно действовать разными способами. Какой из них представляется наилучшим? Какие можно сразу отбросить как нецелесообразные? Этап 3. Составление перечня необходимых действий. Что конкретно нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей? Этап 4. Составление программы работ (плана мероприятий). В каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой? Этап 5. Анализ ресурсов. Какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана? Сколько времени уйдет на его выполнение? Этап 6. Анализ разработанного варианта плана. Решает ли разработанный план поставленные на этапе 1 задачи? Являются ли затраты ресурсов приемлемыми? Есть ли соображения по улучшению плана, возникшие в ходе его разработки при движении от этапа 2 к этапу 5? Возможно, целесообразно вернуться к этапу 2 или 3, или даже к этапу 1. Этап 7. Подготовка детального плана действий. Необходимо детализировать разработанный на предыдущих этапах план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы. Кто будет отвечать за отдельные участки работы? Этап 8. Контроль за выполнением плана, внесение необходимых изменений в случае необходимости. 13. Виды планов в современном менеджменте Результатом процесса планирования является план. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.[8] По широте охвата: 1) корпоративное планирование (для всей компании в целом); 2) планирование по видам деятельности (планирование производства ковров); 3) планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха). По функции: 1) производственное; 2) финансовое; 3) кадровое; 4) маркетинговое. По подфункции (например, для маркетинга): 1) планирование ассортимента; 2) планирование рекламы; 3) планирование продаж. По временному периоду: 1) долгосрочное планирование - 5 лет и более; 2) среднесрочное планирование - от 2 до 5 лет; 3) краткосрочное планирование - до года. По степени детализации планов: 1) стратегическое планирование; 2) оперативное или тактическое планирование. По обязательности выполнения: 3) директивные планы для непосредственного обязательного исполнения; 4) индикативные планы, которые являются ориентирными и зависят от индикаторов экономической, политической и т. д. деятельности.[9] План как итог планирования для исполнителей является директивным документом и должен включать как обязательные, так и рекомендательные показатели, причем с увеличением сроков планирования число индикативных (рекомендательных) показателей растет. Это связано с тем, что при долгосрочном планировании результат не может быть определен абсолютно точно, так как он зависит от изменения условий хозяйствования и имеет вероятностный характер. Планироваться могут конкретные мероприятия, товары, услуги и работы, а также структуры, технологии и процедуры. Например, планирование расширения организации, планирование более совершенного техпроцесса или планирование вывода товара на рынок.[10] Различают три основные формы организации планирования: 1) "сверху вниз"; 2) "снизу вверх"; 3) "цели вниз - планы вверх". Планирование "сверху вниз" основывается на том, что руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения. Планирование "снизу вверх" основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей. Планирование "цели вниз - планы вверх" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации. Планирование базируется на данных прошлых периодов деятельности, но целью планирования является деятельность предприятия в перспективе и контроль за этим процессом. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности информации, которую получают менеджеры. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетенции менеджеров и точности прогнозов относительно дальнейшего развития ситуации. Системный подход Организация рассматривается как сложная органическая система взаимосвязанных элементов, не сводимая к простой сумме этих элементов. Организация рассматривается как открытая система, которая общается с внешней средой, адаптируется к изменениям этой среды. Каждый из элементов организации также представляет собой систему более низкого уровня. Предыдущие подходы рассматривали отдельные подсистемы: производственно-техническую, социальную и т.д. В этом проявлялась их ограниченность. Системный подход является одной из предпосылок интеграции различных подходов и концепций, достижений других наук. Системный подход используется как способ упорядочивания управленческих проблем при помощи которого осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи и взаимозависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. Ситуационный подход Предшествующие подходы основное внимание уделяют анализу опыта управления и обоснованию на этой основе принципов рационального управления. Практическое применение этих принципов для решения задач в конкретной ситуации относили исключительно к искусству управления. Главное достижение ситуационного подхода - в обосновании прямого приложения научных разработок для решения задач в конкретных ситуациях. Основное внимание уделяется анализу ситуации - конкретного набора обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Основная проблема подхода - анализ ситуаций, в том числе с использованием различных моделей. На этой основе выделяются и исследуются основные ситуационные переменные организации, определяются ситуационные различия между организациями и внутри организаций. На эффективность применения ситуационного подхода влияют число проанализированных ситуаций, количество учитываемых ситуационных переменных, правильность интерпретации ситуации. Это требует создания своеобразной неоклассической теории. Неоклассической в том смысле, что здесь оперируют не отдельными параметрами, характеристиками, а многомерными конкретными ситуациями. Однако невозможно выявить и проанализировать все множество ситуационных переменных. Необходимо определить среди них наиболее значимые, определяющие успех организации. Поэтому управление не исчерпывается только теорией. Оно включает и искусство управления, на развитие которого влияет и практический опыт.
Актуальность менеджмента в условиях рыночной экономики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.015 с.) |