Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Труд-й потенциал: сущность, показатели и структура. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Труд-й потенциал — это ресурсная категория. В завис-ти от объёмов, различают: труд-й потенциал отд-го чел-ка, предприятия, города, области, всего общ-ва, поскольку он представляет собой совок-ть всех способностей человека к Т. Труд-й потенциал общ-ва – это возможное кол-во и качество Т, к-е имеет общ-во на данном уровне разв-я науки и техники; - это совок-е ресурсы и резервы живого Т в единстве их кол-х и качественных хар-к, к-е есть в распоряжении общ-ва на опр-м этапе разв-я производит-х сил и в рамках опр-х производс-х отн-й. Труд-й потенциал предприятия - это предельная величина возм-го участия трудящихся в пр-ве с учетом их психофизиологических особ-тей, уровня профес-х знаний и накопленного опыта. Труд-й потенциал предприятия включает несколько половозрастных групп работников, обладающих разными потенц-ми возмож-ми, качественно харак-ся образовательным и профессионально-квалифик-м уровнем и стажем работы по избранной спец-ти. Величина труд-го потенциала может опр-ся в показателях числ-ти, труд-х измерителях (чел-час, чел-день и чел-год). Объем труд-го потенциала общ-ва в кол-м выражении (ТП): ТП = Трес + Трез = Трес.п + Трес.р + Трез. Применительно к предприятию величина труд-го потенциала, к-й харак-ся величиной совок-го потенц-го ФРВ предприятия (Фn), опр-ся: или . След-но, величина труд-го потенциала производс-го коллектива в часах — это * числ-ти работающих (Ч) на закон-но устан-ю продолж-ть рабочего дня в часах (Тсм) с учетом кол-ва дней (Д) работы в периоде. Можно выразить величину тру-го потенциала общ-ва: . С харак-кой труд-го потенциала связано понятие индекс чел-го разв-я. Он содержит парадигмы (продуктивность как рез-т эфф-й деят-ти, направ-й на повышение дохода и эк-й рост; равенство возм-тей в реализации способ-тей пользования благами; расширение возм-тей) и измеряется показателями (ожидаемая продолж-ть жизни; уровень образования; реальный душевой валовой продукт).
21. Рынок Т: сущность, содержание и структура. Рынок Т – это система общ-х отн-й м/у работодателями и наемной раб. силой по согласованию их взаимных интересов. Хаар-ки рынку Т: во-первых, совок-ть эк-х отн-й м/у спросом и предложением раб силы; во-вторых, — место пересечения разл-х эк-х и соц-х интересов и функций; в-третьих, с позиций предприятий, — поле взаимоотн-й отд-ого предприятия и его сотрудников.
Особ-ти функцион-я рынка Т: 1) неотделимость прав собств-ти на товар-Т от его владельца. Т представляет собой процесс расходования раб силы ее носителя; в процессе купли-продажи Т возникают особые отн-я; 2) знач-я продолж-ть контакта продавца и покупателя.; 3) действие неденеж-х факторов сделки (условия Т, перспективы професс-го роста); 4) наличие большого числа институциональных структур особого рода (с-ма труд-го закон-ва; разл-е учреждения и службы регул-я занятости; гос-е программы в области Т и занятости и т.д.); 5) высокая степень индивидуализации сделок. Главными составными частями рынка Т явл-ся совок-е предложение (П), охватывающее всю наемную раб силу, и совок-й спрос (С) как общая потребность эко-ки в наемной раб силе. Наличие и взаимод-е всех элементов рынка Т необходимы для его функционирования. Функции рынка Т: организует встречи работодателей и наемных работников; обеспечивает конкуренцию на рынке Т; устанавливает равновесные ставки з/п; осуществляет соц-ю поддержку безработных. Конъюнктура рынка — это соотн-е спроса и предложения во всех составляющих структуры рынка Т. Состояние конъюнктуры рынка Т опр-ся индивидуальным спросом на раб силу. Она зависит от факторов: состояния эк-ки; отраслевой структуры хоз-а, уровня разв-я техн-й базы; благосостояния; разв-я интеграционных связей. В зависимости от соотн-я м/у спросом и предложением различают типы конъюнктуры рынка Т: 1) трудодефицитная, когда рынок Т испытывает недостаток предложения Т; 2) трудоизбыточная, когда на рынке Т имеется большое число безработных и избыток предложения Т; 3) равновесная, при к-й спрос на труд соотв-ет его предложению. Инфраструктура рынка Т — это гос-е учреждения, негос-е структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм и др, обеспечивающие наиболее эфф-е взаимод-е м/у спросом и предл-ем на рынке Т. Инфраструктура призвана регул-ть отн-я м/у работодателем и работником по поводу цены раб силы, усл-й Т, подготовки и переподготовки работников.
Сегменты рынка Т.
Сегментация рынка Т — это разделение работников и рабочих мест на устойчивые и замкнутые секторы, зоны, очерчивающие мобильность раб силы своими границами. Сегментами рынка Т являются первичный и вторичный рынки Т. Первичный рынок Т — это рынок, для к-го хар-ны стабильный уровень занятости и высокий уровень з/п, возм-ть професс-го продвижения, прогрессивная технология, с-ма управления и т.п. Вторичному рынку Т свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень з/п, отсутствие професс-го продвижения, роста квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов. Причинами разделения рынка Т на сегменты: экономической эфф-ти пр-ва; соц-й эфф-ти Т; соц-й эфф-ти пр-тва. Различают несколько наиболее известных моделей рынка Т. Японская модель. Для нее хар-на с-ма труд-х отн-й, основанная на принципе «пожизненного найма», при к-м гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55—60 лет. Заработки работников и размеры соц-х выплат им прямо зависят от числа проработанных лет. Шведская модель хар-ся активной политикой гос-ва в области занятости, в рез-те чего уровень безработицы в стране миним-й. Главное направление политики на рынке Т — предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Модель США. Для этого рынка Т хара-на децентрализация закон-ва о занятости и помощи безработным, к-е принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отн-е к работникам, к-е могут быть уволены при необх-ти сокращения объема применяемого Т или объема пр-ва, причем продолж-ть раб t одного работника не меняется.
Виды рынков Т. Текущий рынок Т образуется за счет естеств-го и механ-го движения раб силы и рабочих мест (ввод новых и выбытие старых). Текущий рынок Т включает: открытый рынок Т, состоящий из экономически активного населения, к-е ищет работу, нуждается в подготовке и переподготовке. Сюда же входят все вакантные рабочие места во всех секторах эк-ки; скрытый рынок Т — это лица, к-е формально заняты в эк-ке, но в то же t в связи с сокращением пр-ва или изменением его структуры могут быть высвобождены. Предусматривается деление рынка на внутренний и внешний рынки. Внутренний рынок Т — это с-ма соц-труд-х отн-й, ограниченных рамками одного предприятия, внутри к-го назначение цены раб силы и размещение последней опр-ся администрат-ми правилами и процедурами. Данный рынок опр-ся наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью исп-я оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Внешний рынок Т — это с-ма соц-труд-х отн-й м/у работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распр-е работников по сферам приложения Т и их движение м/у предприятиями. Внешний рынок Т в знач-й степени реализуется ч/з текучесть кадров, он обесп-ет движение работников из одних предприятий на другие и порождает безработицу.
Субъекты рынка труда Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники. Работодатель — наниматель, который может быть представлен разными «фигурами» в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Это могут быть: государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.
Наемные работники - это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму — главный источник средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социально приобретенных качеств — ответственности, исполнительности, дисциплинированности, обязательности, предприимчивости и др. Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов: отношения между наемными работниками и работодателями; отношения между субъектами рынка труда и представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости); отношения между субъектами рынка труда и государством.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.015 с.) |