Знакомство с электронной таблицей Excel 7.0 для Windows 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знакомство с электронной таблицей Excel 7.0 для Windows



Содержание

Лабораторная работа №1.................................................................................................................................. 4

Знакомство с электронной таблицей Excel 7.0 для Windows.............................................................. 4

Теоретическая часть.................................................................................................................................................................... 4

1. Ввод чисел и текста................................................................................................................................. 5

Создание стиля............................................................................................................................................................................... 8

4. Форматирование текста......................................................................................................................... 8

5. Выбор рамок........................................................................................................................................... 10

6. Закраска ячеек таблицы и установка цвета символов................................................................ 10

7. Ввод формул........................................................................................................................................... 10

Задание на лабораторную работу......................................................................................................................................... 11

Содержание отчета..................................................................................................................................................................... 11

Контрольные вопросы.............................................................................................................................................................. 12

Лабораторная работа №2............................................................................................................................... 14

Построение графиков и диаграмм в среде Excel................................................................................... 14

Теоретическая часть.................................................................................................................................................................. 14

1. Предварительные сведения о построении диаграмм................................................................... 14

2. Построение и редактирование диаграмм и графиков.................................................................. 14

3. Установка цвета и стиля линий......................................................................................................... 15

4. Перемещение объектов диаграммы.................................................................................................. 16

5. Изменение размера объектов диаграммы....................................................................................... 17

6. Форматирование ряда данных........................................................................................................... 17

7. Форматирование текста, чисел и выбор заполнения.................................................................. 19

8. Встроенные форматы диаграмм........................................................................................................ 19

Линейчатые диаграммы................................................................................................................................. 20

Типы диаграмм с областями......................................................................................................................... 21

Круговые диаграммы....................................................................................................................................... 21

Задания на лабораторную работу........................................................................................................................................ 22

Содержание отчета..................................................................................................................................................................... 23

Контрольные вопросы.............................................................................................................................................................. 23

Лабораторная работа №3............................................................................................................................... 25

Базы данных в Excel......................................................................................................................................... 25

Теоретическая часть.................................................................................................................................................................. 25

1. Ввод и просмотр данных в таблице.................................................................................................. 25

2. Сортировка базы данных.................................................................................................................... 28

3. Фильтрация данных в списке.............................................................................................................. 30

4. Подведении итогов в базе данных..................................................................................................... 31

Задания к лабораторной работе............................................................................................................................................ 33

Содержание отчета..................................................................................................................................................................... 33

Контрольные вопросы.............................................................................................................................................................. 34

Лабораторная работа №4............................................................................................................................... 36

Решение дифференциальных уравнений в Excel................................................................................. 36

Теоретическая часть.................................................................................................................................................................. 36

1. Решение обыкновенного дифференциального уравнения первого порядка......................... 36

2. Алгоритм численного решения.......................................................................................................... 36

3. Проверка на точность........................................................................................................................... 41

Задания к лабораторной работе............................................................................................................................................ 42

Содержание отчета..................................................................................................................................................................... 42

Контрольные вопросы.............................................................................................................................................................. 42

Таблица 1 - Варианты заданий на лабораторную работу..................................................................... 43

Лабораторная работа №5............................................................................................................................... 44

Решение задач математического программирования в Excel........................................................ 44

Библиографический список......................................................................................................................... 54


Лабораторная работа №1.

Знакомство с электронной таблицей Excel 7.0 для Windows

 

Теоретическая часть.

В настоящей лабораторной работе вы получите общие сведения об злектронной таблице Excel 7.0 для Windows. В ней вы найдете необходимые сведения о том, как запустить Excel для Windows, получить в процессе работы справку, познакомитесь с экраном, а также узнаете о том, как найти требуемые файлы.

Термин электронная таблица используется для обозначения простой в использовании компьютерной программы, предназначенной для обработки данных. Обработка включает в себя:

- проведение различных вычислений с использованием мощного аппарата функций и формул;

- исследование влияния различных факторов на данные;

- решение задач оптимизации;

- получение выборки данных, удовлетворяющих определенным критериям;

- построение графиков и диаграмм;

- статистический анализ данных

Основное достоинство и отличие электронных таблиц заключается именно в простоте использования средств обработки данных. И хотя средства обработки данных по своим возможностям могут сравниться с базами данных, работа с ними не требует от пользователя специальной подготовки в области программирования.

При запуске Excel для Windows на экране появляется рабочая книга «Книга1», содержащая 16 рабочих листов. Каждый лист представляет собой таблицу, состоящую из строк и столбцов. В этих таблицах хранятся данные, с которыми вам предстоит работать.

Вы можете вводить в таблицы любую информацию: текст, числа, даты и время, формулы, рисунки, диаграммы, графики. Вся вводимая информация может быть обработана при помощи специальных функций (рисунок 1).

Рисунок 1 - Среда Excel

 

Любая обработка информации начинается с ее ввода в компьютер. В Excel вы можете вводить числа, текст, даты, время, последовательные ряды данных и формулы. После того как данные введены возникает вопрос о том, в каком виде их представлять на экране. Для представления данных в Excel существуют различные категории форматных кодов.

Если данных много и их типы различны, возникает проблема организации их ввода, а после того как они введены, нужно уметь организовать их поиск и замену (например, для исправления ошибок).

Для ввода информации в заданную ячейку нужно установить на нее курсор или нажать мышью на этой ячейке. После этого можно начинать вводить данные. С вводом первого символа вы переходите в режим ввода, при этом в строке состояния отображается слово Ввод.

Ввод чисел и текста

Любую информация, которую мы обрабатываем на компьютерах, можно представить в виде чисел или текста. Представление информации в виде чисел отличается от текстового представления прежде всего ограниченным числом символов, а также гораздо более жесткими правилами составления из этих символов чисел. Текстовое представление информации допускает большую свободу обращения с ней и, в частности, переход к числовому представлению при определенных условиях.

Ввод чисел

При работе с числами важно уметь легко изменять вид вводимых чисел: число знаков после запятой, вид целой части, порядок и знак числа. При вводе чисел можно использовать только следующие символы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 - + /, E e

Не всякий набор этих символов образует число, например, набор символов «123e» не является числом, а символы «123e2» являются числом 12300.

Excel помогает вам определить, является ли введенная информация числом. Если введенные в ячейку символы не образуют числа, то при выходе из ячейки они выравниваются по левому краю ячейки, а если введенные в ячейку символы образуют число – по правому краю ячейки.

Числа в Excel отображаются в категориях Числовой, Экспоненциальный, Финансовый, Денежный, Процентный, Дробный.

Если вы хотите вводить числа, не связывая себя какими-либо форматами, то Excel будет их вводить в коде формата Общий.

Формат Числовой

Выберите в окне диалога «Формат ячеек» строку с форматом Числовой. Установите

Рисунок 2 - Выбор параметров формата Числовой

 

флажок Переключатель групп разрядов и введите число десятичных знаков (рисунок 2.). Вы можете также установить представление отрицательных чисел.

Формат Экспоненциальный

Рассмотрим форматы для нормализованного представления чисел в Excel. Такие форматы называют экспоненциальными или научными. Форматные коды, обеспечивающие нормализованное представление чисел, можно получить в категории форматов Экспоненциальный. Если вы укажете число десятичных знаков равное 4, в категории (все форматы) появится форматный код следующего вида:

0,0000E+00

При таком формате число в ячейке 123456,789 на экране отображается как 1,2346E+05.

Формат Финансовый

Запишем число 123456,789 в финансовом формате. Для этого на вкладке «Число» в окне диалога «Формат ячеек» выберите строку Финансовый. В правой части окна диалога установите число десятичных знаков 4 и Денежная единица (р.) (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 - Выбор параметров формата Финансовый

 

После нажатия кнопки OK вы увидите на экране число в следующем виде:

123 456,79 грн.

Ввод текста

Текст представляет собой последовательность букв или сочетание букв и цифр. Любая последовательность введенных в ячейку символов, которая не может быть интерпретирована Excel как число, формула, дата, время дня, логическое значение или значение ошибки, интерпретируется как текст. Введенный текст выравнивается в ячейке по левому краю.

Чтобы ввести текст, выделите ячейку и наберите текст с клавиатуры. Ячейка может вмещать до 255 символов. Вы можете форматировать отдельные символы или фрагменты текста в ячейке.

В некоторых случаях требуется ввести некоторые числа как текст. Допустим, вы хотите ввести список телефонов. Выделите ячейки, а затем выберите команду Формат | Ячейки. Далее выберите вкладку «Число» и в появившемся списке форматов выберите Текстовый. Другой способ ввода числа как текста — это ввод перед числом символа «' «(апостроф).

Если вы отформатировали ячейку как текстовую, а потом решили использовать ее для ввода и хранения чисел, то перед введением числового формата удалите ячейки с текстовым форматом.

Любая введенная последовательность знаков, содержащая нечисловые символы, интерпретируется Excel как текст. Вы можете вводить текст в формулах, диаграммах, текстовых окнах.

Редактирование данных

Если информация уже введена в ячейку и нужно лишь добавить или скорректировать ранее введенные данные, дважды нажмите мышью на нужной ячейке или нажмите клавишу F2, когда требуемая ячейка выделена. При этом вы переходите в режим ввода и можете внести необходимые изменения в данные, которые находятся в этой ячейке.

Вы можете восстановить содержимое ячейки, не выходя из режима ввода. Для этого нужно нажать Ctrl+Z. Восстановление данных и выход из режима ввода осуществляется нажатием мышью на красном крестике, расположенном в строке ввода. Если вы вышли из режима ввода и хотите вернуть предыдущий вариант данных, нажмите Ctrl+Z или кнопку Отменить на стандартной панели инструментов.

Копирование данных осуществляется стандартным для среды Windows способом:

- Выделите часть ячейки или несколько ячеек. Другими словами, выделите то, что вы собираетесь копировать.

- Нажмите Ctrl+Ins. При этом выделенный блок помещается в буфер обмена. После этого вы можете восстанавливать содержимое выделенного блока в любом приложении Windows.

- Для вставки скопированной информации установите курсор в нужное место и нажмите Shift+Ins. При этом происходит копирование информация из буфера обмена.

При вводе данных вам почти наверняка придется столкнуться с проблемой вставки пустой строки или пустого столбца в таблицу. В Excel эта проблема решается следующим образом:

· Нажмите мышью на заголовке столбца, перед которым вы собираетесь вставить пустой столбец, в результате чего он будет выделен цветом.

- Нажмите правую кнопку мыши. Появится список команд (рисунок 4).

- Выберите команду Добавить. Появится новый столбец.

 

Рисунок 4 - Добавление столбца с помощью списка команд (правая кнопка мыши)

 

Можно вставить столбец и другим способом. Установите маркер в какой-нибудь ячейке столбца, перед которым нужно вставить новый столбец и выполните команду Вставка | Столбец. Аналогично для вставки строки выполните команду Вставка | Строка.

Помимо столбцов и строк в таблицу можно вставлять и ячейки. Для этого выполните команду Вставка | Ячейки.

Стиль представления данных

Пока данных в вашей таблице немного и проблем работы с ними тоже немного, но когда вы войдете во вкус работы с таблицами в Excel, у вас появится естественное желание упорядочить форматы данных, ибо если этого не сделать, то даже простая задача изменения формата может вызвать серьезные проблемы.

Одним из способов упорядочения данных является введение стиля. Вы вводите телефонные номера — один стиль, заполняете таблицу продаж — другой стиль, вводите данные в телефонно-адресную книгу — третий стиль. После этого для изменения представления данных достаточно только изменить нужный стиль и данные, отображаемые этим стилем, изменятся автоматически.

В понятие стиля входят формат представления чисел, тип и размер шрифта, тип выравнивания, вид рамки, наличие узора и защиты. Можно применить определенный стиль как к выделенной области ячеек, так и к любому рабочему листу рабочей книги.

Стили можно создавать по образцу, по определению, копированием из другой рабочей книги. Вы можете определить стиль ячейки, выбрав нужную комбинацию форматов и приписав ей имя. Стиль можно переопределить, изменяя в нем характеристики форматирования ячейки.

Создание стиля

Для создания стиля используется команда Формат | Стиль. Выполнение этой команды открывает окно диалога «Стиль» (рисунок 5).

 

Рисунок 5 - Окно диалога «Стиль»

 

В поле ввода «Имя стиля» выводится имя стиля, который применяется к выделенным ячейкам. В этом окне можно просмотреть существующие стили.

Нажатие кнопки «Изменить» выводит окно диалога «Формат Ячеек», в котором можно выбрать стили для применения к ячейкам. После определения стиля в окне диалога «Формат Ячеек» нажмите кнопку «Добавить» для добавления выбранного стиля.

Для копирования стилей из одной рабочей книги в другую нажмите кнопку «Объединить» и в окне диалога «Объединить стили из» выберите рабочую книгу, стили из которой вы собираетесь копировать.

Кнопка «Удалить» удаляет стиль, выделенный в поле «Имя стиля».

В этой лабораторной работе предстоит создать пользовательский стиль «Телефонный». Выполните для этого следующие действия:

Выберите команду Формат | Стиль. Появится окно диалога «Стиль». Параметры окна соответствуют стилю «Обычный».

В поле ввода «Имя стиля» введите название нового стиля «Телефонный». В качестве образца Excel предложит вам заготовку стиля «Обычный». В качестве формата «Число» стоит «Основной», шрифт Arial Cyr 10, без рамок, без затенения с заблокированной защитой ячеек. Крестики означают, что данные опции участвуют в определении стиля.

Нажмите кнопку «Изменить». Появится окно диалога «Формат ячеек». Далее мы будем выбирать вкладки в этом окне для установления формата ячейки.

Выберите вкладку «Число». В списке категорий форматов выберите строку (все форматы) и введите в поле ввода «Тип» пользовательский формат #-##-##. Этот формат преобразует число «1234567» к виду «123-45-67» (рисунок 6).

Форматирование текста

Введенный текст можно расположить для чтения снизу-вверх, сверху-вниз, выровнять по правому, левому, нижнему или верхнему краю ячейки. Можно переносить слова текста, задавать произвольный шрифт, размер и стиль. Общее правило форматирования выглядит следующим образом: выделяйте нужную область и нажатием Ctrl+1 вызывайте средства форматирования ячейки.

Выберите вкладку «Выравнивание». В области «Ориентация» выберается вариант, в каком направлении будет расположено вводимое слово в ячейке. Кроме того в этом меню можно определить горизонтальное и вертикальное выравнивание текста.

Выберите вкладку «Шрифт» для определения типа и размера шрифта (эти же действия можно выполнить также с помощью команд главного меню).

Если после выхода из окна «Формат ячеек» вы замечаете, что слово слишком длинное и это портит таблицу, то чтобы исправить такое положение нужно опять нажать клавиши Ctrl+1, когда маркер установлен на ячейке со словом и на вкладке «Выравнивание» установите флажок «Переносить по словам». После этого нажмите кнопку OK.

При выборе кнопки Центрировать по столбцам данные центрируются по столбцам, даже если ширина столбцов потом изменяется. После центрирования данные по-прежнему принадлежат самой левой ячейке. Повторное нажатие кнопки устанавливает обычное выравнивание для ячеек.

 

 

Рисунок 6 - Определение пользовательского формата

 

 

Рисунок 7 - Определение формата текста

 

Выбор рамок

Заключим поля таблицы в рамки. При печати таблиц на бумаге это совершенно необходимый атрибут внешнего вида. Если не вводить рамок, то их роль будут выполнять линии сетки таблицы, а это далеко не всегда упрощает восприятие.

Рассмотрим создание рамки для одной ячейки или для выделенной области. В Excel функцию установки рамок для выделенных ячеек выполняет кнопка Линии рамки (рисунок 8). Если вы нажмете левую кнопку мыши на стрелке, расположенной на этой кнопке, то выводится палитра стилей рамок, которые можно использовать для выделения ячеек. После того как вы выбрали стиль рамок, он появляется на левой части кнопки и становится активным. Если нажать мышью на изображении рамки на кнопке, то она становится рамкой для выделенной в данный момент области.

Самая первая рамка в списке стилей убирает рамки в выделенной области. Чтобы убрать рамки нужно выделить те ячейки, в которых это нужно сделать и нажать верхнюю левую клетку в списке стилей кнопки Линии рамки.

При печати часто возникает необходимость убрать сетку линий таблицы. Для этого нажмите кнопку Сетка, расположенную в категории кнопок Элементы управления.

В качестве альтернативного способа удаления линий сетки вы можете воспользоваться командой Параметры | Сервис. В окне диалога «Параметры» выберите вкладку «Вид» и снимите флажок Сетка. После нажатия кнопки OK сетка исчезнет.

 

Рисунок 8 - Выбор рамок

 

Ввод формул

В формулах вы можете использовать операции сложения «+», вычитания «-», умножения «*», деления «/», возведения в степень «^». Вы также можете использовать знак взятия процента «%», скобки «(«, «)». При записи времени используется символ двоеточие «:» Формула должна начинаться с символа «=». Например, вычисление выражения (11-7)2+ 26 будет записано в ячейке таблицы как =(11-7)^2+ 26. При вычислении можно использовать указатель на значение ячеек таблицы: =b1*c1.

Excel содержит более 400 встроенных функций. Поэтому непосредственного вводить с клавиатуры в формулу названия функций и значения входных параметров не всегда удобно. В Excel есть специальное средство для работы с функциями — Мастер функций. При работе с этим средством вам сначала предлагается выбрать нужную функцию из списка категорий, а затем в окне диалога предлагается ввести входные значения.

Мастер функций вызывается командой Вставка | Функции или нажатием на кнопку Мастер функций (fx). Эта кнопка расположена на панели инструментов Стандартная, а также в строке формул.

Наприемр, для вычисления корней квадратного трехчлена вида ax2+bx+c=0, при условии что в ячейках A1, B1 и C1 находятся значения коэффициентов a, b и с, соответственно, для получения результата в ячейку A2 с помощью клавиш следует ввести формулу следующего вида:

 

=(-B1+КОРЕНЬ(B1*B1-4*A1*C1))/2/A1

Рассмотрим процесс ввода функции КОРЕНЬ в формулу для вычисления корня квадратного трехчлена ax2+bx+c=0 при помощи Мастера функций.

В ячейку A2 вводятся первые символы формулы =(-B1+. Курсор находится в строке формул после знака «+». Затем с помощью указателя мыши следует нажать на кнопку Мастер функций, расположенную в строке формул. Появится окно диалога «Мастер функций шаг 1 из 2». Установите курсор на функции КОРЕНЬ.

После выбора функции появится окно диалога «Мастер функций шаг 2 из 2». В поле ввода параметра функции КОРЕНЬ следует ввести символы b1*b1-4*a1*c1.

Имена и параметры наиболее часто используемых математических и статистических функций приведены в таблицах 1 и 2.

Рисунок 9 - Мастер функций. Шаг 1

Задание на лабораторную работу

1. Используя средства ввода, коррекции и установки стиля и формата данных среды Excel выполнить формирование таблицы, как это показано на Рисунок 10. Для ввода номеров телефонов создать и применить стиль «Телефонный».

Рисунок 10. Вид таблицы и исходные данные для лабораторной работы

 

2. Заполнить при помощи соответствующих математических и статистических функций значения в строках Итого, Минимум, Максимум, Среднее. При заполнении использовать операцию копирования формул.

3. Примем цену компьютера Pentium равную 800$, Celeron – 700$, AMDK6-II – 650$, сетевой карты – 30$, Принтера – 200$, Модема – 60$. При помощи справочной системы изучить работу функции СУММПРОИЗВ. Используя эту функцию вычислить сумму выручки, полученной каждой фирмой.

 

Содержание отчета

Постановка задачи, справочник базовых команд Excel, используемых при выполнении лабораторной работы, результаты выполнения, выводы.

 

Контрольные вопросы

1. Перечислите команды, используемые для ввода и коррекции данных. Каким образом можно исправить значение ячейки таблицы?

2. Что такое формат ячейки. Какие составляющие определяют формат?

3. Каким образом возможно изменить ориентацию текста в ячейке?

4. Перечислите способы выполнения команд копирования, удаления и вставки ячеек в таблице. Как добавить (удалить) строки и столбцы таблицы?

5. Что такое стиль данных. Как определить собственный стиль рисунка?

6. Каким образом в Excel формула отличается от данных. Каким образом в ячейку таблицы можно поместить текст ==A==?

7. Как работает мастер функций в Excel?

8. Что происходит с формулой при ее копировании?

 

 

Таблица 1 - Арифметические и тригонометрические функции

ABS Возвращает модуль (абсолютную величину) числа.
ACOS Возвращает арккосинус числа.
ACOSH Возвращает гиперболический арккосинус числа.
ASIN Возвращает арксинус числа.
ASINH Возвращает гиперболический арксинус числа.
ATAN Возвращает арктангенс числа.
ATANH Возвращает гиперболический арктангенс числа.
ОКРВВЕРХ Округляет число до ближайшего целого или до ближайшего кратного указанному значению.
ЧИСЛКОМБ Возвращает количество комбинаций для заданного числа объектов.
COS Возвращает косинус числа.
COSH Возвращает гиперболический косинус числа.
ЧЁТН Округляет число до ближайшего четного целого.
EXP Возвращает экспоненту заданного числа.
ФАКТР Возвращает факториал числа.
ОКРВНИЗ Округляет число до ближайшего меньшего по модулю целого.
НОД Возвращает наибольший общий делитель.
ЦЕЛОЕ Округляет число до ближайшего меньшего целого.
НОК Возвращает наименьшее общее кратное.
LN Возвращает натуральный логарифм числа.
LOG Возвращает логарифм числа по заданному основанию.
LOG10 Возвращает десятичный логарифм числа.
ОСТАТ Возвращает остаток от деления.
НЕЧЁТ Округляет число до ближайшего нечетного целого.
ПИ Возвращает число ПИ.
СТЕПЕНЬ Возвращает результат возведения в степень.
ПРОИЗВЕД Возвращает произведение аргументов.
ЧАСТНОЕ Возвращает целую часть частного при делении.
ОКРУГЛ Округляет число до указанного количества десятичных разрядов.
SIN Возвращает синус данного угла.
SINH Возвращает гиперболический синус числа.
КОРЕНЬ Возвращает положительное значение квадратного корня.
СУММ Суммирует аргументы.
СУММПРОИЗВ Возвращает сумму произведений соответствующих элементов массивов.
СУММКВ Возвращает сумму квадратов аргументов.
СУММКВРАЗН Возвращает сумму квадратов разностей соответствующих значений в двух массивах.
TAN Возвращает тангенс числа.
TANH Возвращает гиперболический тангенс числа.
ОТБР Отбрасывает дробную часть числа, так что остается целое число.

 

Таблица 2 -Статистические функции

СРЗНАЧ Возвращает среднее (арифметическое) своих аргументов.
СЧЁТ Подсчитывает количество чисел в списке аргументов.
СЧЁТЗ Подсчитывает количество значений в списке аргументов.
СРГЕОМ Возвращает среднее геометрическое.
НАИБОЛЬШИЙ Возвращает k-ое наибольшее значение из множества данных.
МАКС Возвращает максимальное значение из списка аргументов.
МИН Возвращает минимальное значение из списка аргументов.
НОРМРАСП Возвращает нормальную функцию распределения.
НОРМСТРАСП Возвращает стандартное нормальное интегральное распределение.
ПУАССОН Возвращает распределение Пуассона.
ВЕРОЯТНОСТЬ Возвращает вероятность того, что значение из интервала находится внутри заданных пределов.
НАИМЕНЬШИЙ Возвращает k-ое наименьшее значение в множестве данных.
НОРМАЛИЗАЦИЯ Возвращает нормализованное значение.
ДИСП Оценивает дисперсию по выборке.
ДИСПА Оценивает дисперсию по выборке, включая числа, текст и логические значения.
ДИСПР Вычисляет дисперсию для генеральной совокупности.

 


 

Лабораторная работа №2

Теоретическая часть

 

Предварительные сведения о построении диаграмм

 

Процедура построения графиков и диаграмм в Excel отличается как широкими возможностями, так и необычайной легкостью. Любые данные в таблице всегда можно представить в графическом виде. Для этого используется Мастер диаграмм, который вызывается нажатием на кнопку с таким же названием, расположенную на стандартной панели управления. Эта кнопка принадлежит категории кнопок Диаграмма.

После нажатия кнопки Мастер диаграмм нужно выделить на рабочем листе место для размещения диаграммы. Установите курсор мыши на любой из углов создаваемой области, нажмите кнопку мыши и, удерживая ее нажатой, выделите прямоугольную область. После того как вы отпустите кнопку мыши, вам будет предложена процедура построения диаграммы, состоящая из пяти шагов. На любом шаге вы можете нажать кнопку Готово, в результате чего построение диаграммы завершится. С помощью кнопок Далее> и <Назад, вы можете управлять процессом построения диаграммы.

Кроме того, для построения диаграммы можно воспользоваться командой Вставка | Диаграмма.

Если выделена область данных, самый быстрый способ построить диаграмму — нажать клавишу F11.

Построив диаграмму, вы можете добавлять и удалять ряды данных. Для удаления данных нужно выделить их на диаграмме и нажать клавишу Del или выполнить команду Правка | Очистить | Ряды.

Команда Вставка | Новые данные позволяет добавить на диаграмму новые данные.

Давайте познакомимся с общими приемы построения и редактирования диаграмм, а также с новыми понятиями, связанными с графическим представлением информации. Все пояснения будут вестись для тестовых графиков и диаграмм, построенных на основе тестовой таблицы (таблица 1).

 

Таблица 1 - Тестовая таблица

 

  столбец1 столбец2 столбец3 столбец4
строка1        
строка2        
строка3        

 

В процессе построения диаграммы вам предстоит определить место, где будет расположена диаграмма и ее тип. Вы должны также определить, где и какие надписи должны присутствовать на диаграмме. В результате вы получаете хорошую заготовку для дальнейшей работы.

Другими словами, после нажатия кнопки Готово, вы получаете набор объектов для форматирования. Для каждого элемента диаграммы можно вызвать свое меню форматирования. Для этого достаточно нажать кнопку мыши на элементе диаграммы, чтобы указать элемент, а потом нажать правую кнопку мыши для вызова меню со списком команд форматирования. В качестве альтернативного способа перехода в режим форматирования объекта диаграммы вы можете дважды нажать кнопку мыши на этом объекте. В результате вы сразу оказываетесь в окне диалога форматирования объекта.

Термин «диаграмма активна» означает, что в углах и на серединах сторон поля диаграммы расположены маркеры, которые имеют вид маленьких черных квадратиков. Диаграмма становится активной, если вы нажмете кнопку мыши в любом месте диаграммы (предполагается, что вы находитесь вне диаграммы, то есть курсор установлен в ячейке активного листа книги). Когда диаграмма активна, вы можете изменять размеры поля и перемещать ее по рабочему листу.

Работа с элементами или объектами диаграммы выполняется в режиме редактирования диаграммы. Признаком режима редактирования диаграммы является наличие окантовки границы поля и маркеров, расположенных по углам и серединам сторон поля диаграммы. Маркеры имеют вид черных квадратиков и находятся внутри области диаграммы. Для перехода в режим редактирования дважды нажмите кнопку мыши на диаграмме.

Для перемещения по элементам диаграммы вы можете использовать клавиши-стрелки. При переходе на элемент вокруг него появляются маркеры. Если в этот момент нажать правую кнопку мыши, то появится меню со списком команд для форматирования активного элемента.

 

Пример 1. Метки столбцов и строк

 

Первая строка и первый столбец тестовой таблицы содержат метки столбцов и строк. Включите 1 строку и 1 столбец тестовой таблицы в область построения диаграммы и укажите на 4 шаге, что под метки отводится одна строка и один столбец. Если вы включите метки столбцов и строк в область диаграммы, но на 4 шаге при задании числа строк и столбцов отводимых под метки укажите нули, диаграмма все равно будет построена корректно.

Информация в 1 строке тестовой таблицы является текстом, поэтому не может быть отражена на графике. Excel использует ее в качестве меток для горизонтальной оси.

Метки столбцов являются текстом легенды. Термин легенда обозначает прямоугольник, в котором указывается, каким цветом или типом линий отображаются на графике или диаграмме данные из той или иной строки. Если 1 столбец не содержит меток, Excel вводит собственные метки: “ряд1”, “ряд2” и т.д. В нашем случае легенда состоит из слов “Строка1”, “Строка2” и “Строка3”, записанных рядом с линиями, отображающими данные в соответствующих строках (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 - Отображение легенды

 

Для построения графика, представленного на рисунке 1, на 2 шаге построения диаграммы выберите из предложенного списка форматов диаграмм формат “График” (рисунок 2) и нажмите кнопку Далее>. После этого мастер диаграмм на 3 шаге предложит выбрать тип графика из предложенных образцов.

На шаге 5 мастера диаграмм введите название диаграммы Тестовый график и нажмите кнопку Готово. При этом вы получите график, который отличается от графика, приведенного на рисунке 5.1, только стилем линий, расположением заголовка и размером графика.

Часто возникает необходимость построения графика в котором область данных отделена от легенды несколькими столбцами. Тогда на 1 Шаге при указании диапазона значений нужно указать два или более участков таблицы, разделив их символом ‘;’. Например, для исключения из области построения столбца 1, в окне следует ввести: “=A1:A4;C1:D4” или выделить необходимые области мышью, удерживая нажатой клавишу «ctrl».

Пример 2. Редактирование линий легенды

В этом примере мы рассмотрим, как редактировать линии легенды. Предварительно войдите в режим редактирования диаграммы и выберите объект редактирования. В нашем случае это линии в легенде. Чтобы войти в режим редактирования линий легенды и внести необходимые изменения выполните следующие действия:

- Нажмите кнопку мыши на изображении легенды. В углах и на серединах сторон легенды появятся маленькие черные квадратики. Вы вошли в режим редактирования легенды.

- Нажмите кнопку мыши на изображении линии. Черные квадратики появятся вокруг линии (см. рисунок 3).

- Нажмите правую кнопку мыши. Появится меню из двух команд Очистить и Формат обозначения легенды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.165 с.)