Возникновение цивилизации в междуречье Тигра и Евфрата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение цивилизации в междуречье Тигра и Евфрата



Управление в Древнем Египте

Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона изначально был джати. Термин «джати» первое время обозначал главного жреца города, управляющего царским двором и хозяйством. Постепенно он становится главным управляющим всеми делами государства. Обычно эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или пост джати занимал кто-либо из наиболее титулованных сановников-вельмож, чьи семьи были приближены к трону. Позже этот термин заменен на арабское «визирь».

В письменных источниках сохранились сведения о должностных обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владения), вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Визирь являлся и председателем шести судебных палат.

Вторым главным сановником государства являлся главный казначей. В его обязанности входило управление всем материальным движимым и недвижимым имуществом, он осуществлял надзор за строгим соблюдением всех экономических указов фараона, контроль за налоговым сбором.

Следующими равносильными по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационной системами. В обязанности управляющего «домом оружия», или главы военного ведомства, входило комплектование и обеспечение армии фараона.

Характерной чертой для практики управления был сбор всевозможных советов и совещаний для управления определенными сферами деятельности в государстве и для разрешения наиболее спорных вопросов в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества.

Для чиновничьего аппарата управления царскими писцами составлялись специальные инструкции, содержащие правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей. Кроме того, эти инструкции содержали в себе установки по наказанию и перечисляли степени ответственности за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб в специальные судебные инстанции.

Вся полнота власти в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха и находящегося под его управлением аппарата чиновников.

Еще в период Древнего царства ном представлял собой объединение небольших сельских общин или сельских поселений, во главе которых стояли общинные старосты и советы (джаджаты).

Первоначально полицейские функции в государстве были возложены на армию, но постепенно к началу Нового царства начинает создаваться специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов. В основном эти отряды выполняли охранно-сторожевые функции в государстве.

Спецификой государственного устройства Египетского государства было то, что во все периоды не существовало четкого разграничения между судебными органами и самим административным аппаратом управления.

  1. Вклад египетской цивилизации в развитие управления

В Древнем Египте впервые были использованы смысловые понятия, которые соответствуют современным понятиям «организация», «административно-территориальное деление», «аппарат управления», «решения», «исполнительность», «ответственность», «управление объектом», «идеология управления». Таким образом, в Египте складывалась некая концепция управления, основные положения которой можно сформулировать следующим образом:

• вертикальная структура власти;

• аппарат управления, построенный по иерархическому принципу, начиная от приближенных к фараону и заканчивая начальниками, занимающими невысокие должности (староста общины, сотник крепостного гарнизона, писец-сборщик налогов);

• использование стимулирования — поощрения и наказания, морали и этики управления;

• обучение управленческих кадров (подготовка писцов);

• осознание необходимости планирования, организации и контроля (при строительстве крупных и сложных объектов, например, пирамид);

• необходимость децентрализации в управлении большими проектами, использование в связи с этим в управлении «письменных документов» и создание своего рода штабов

Полис как основа государственности Древней Греции

По́лис (др.-греч. πόλις, πολιτεία; лат. civitas) — античная городская гражданская община с массой неполноправных — c преобладанием рабов[2]; особая форма организации общества — политической организации (довольно часто государства).

Территория полиса обычно включала собственно городской центр и хору — прилегающую сельскохозяйственную округу. Полис составляли полноправные граждане — члены общины, — каждый из которых имел право на земельную собственность и политические права. Часть населения в полисе не состояла и не имела прав граждан: метэки, периеки, вольноотпущенники,рабы. Государственный строй в полисах был различен: олигархия, демократия, монархия (последняя была типична для полисов в период архаики) и др. И большие, и малые греческие полисы чеканили собственную монету[3].

Иногда полис рассматривают в качестве одного из видов т. н. «города-государства». В своей основе полис представляет собой земледельческую общину, поэтому к важнейшим чертам полиса относится верховная собственность общины над земельными участками граждан. Полис — не только политическая и хозяйственная, но и религиозная организация, в которой духовная и светская власти совпадали, и полисное жречество входило в систему полисных магистратур.

Полисное устройство в Греции складывается в Архаический период[5]. Интенсивный рост полисов, называемый городской революцией, начался в середине VIII века до н. э. Как пишет проф. Арсений Чанышев: «На основе отделения ремесла от земледелия расцветает античный полис — город-государство, в котором входящие в полис сельские местности экономически и политически подчинены городу»[6]. Важным этапом в истории становления многих древнегреческих полисов был синойкизм — объединение нескольких первичных общин — фем (Римский аналог фемы — триба) — в общем городском центре. Синойкизм способствовал формированию полисного правительства.

История ряда древнегреческих государств и история Рима на определенной ступени его развития — это история отдельных полисов[2]. В период римского господства полисы распространились по всей территории империи, используясь как удобная форма местного самоуправления. В ряде регионов (например, в римском Египте) полисы были только формой территориального управления, а их граждане не имели римского гражданства. На собственно римских территориях существовала аналогичная полису система муниципий.

 

Личность А.Файоля

Подобно американцу Ф.Тейлору, А.Файоль был инженером по образованию, предпринимателем по социальному положению и менеджером по интересам и личным качествам. Подобно Г.Эмерсону, Файоль являл собой личность неординарную, творческую, с разнообразными интересами и широкой эрудицией. Его, как и Эмерсона, больше притягивали философские и общенаучные аспекты менеджмента, осмысление его исторической и социальной роли в развитии современного общества, общие принципы организации и управления персоналом.

Файоль является автором книг по борьбе с пожарами на угольных шахтах, исследованию геологических формаций угольных месторождений, а также по искусству администрирования. В течение 30 лет от возглавлял крупную горнодобывающую и металлургическую компанию во Франции. Приняв ее в крайне неблагополучном экономическом состоянии, фактически на грани банкротства, Файоль к 1918г. вывел фирму в число самых могучих и процветающих предприятий.

В своей главной книге «Общая промышленная администрация» (1916) Файоль обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. Своей практикой в качестве эффективного лидера и своими работами, написанными живым и в то же время академически изящным стилем, Файоль доказал, что управлению можно научиться только в том случае, если теория строго сформулирована. Именно поэтому, выйдя в отставку, он посвятил свое время популяризации теории администрирования: выступал на различных конференциях и симпозиумах, создал французский Центр административных исследований и пытался применить свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они освещены в другой его книге — «Административная теория государства» (1923).

Управление в Древнем Египте

Вся древнеегипетская система управления была подчинена строгой иерархии. Главным помощником фараона изначально был джати. Термин «джати» первое время обозначал главного жреца города, управляющего царским двором и хозяйством. Постепенно он становится главным управляющим всеми делами государства. Обычно эта должность возлагалась на одного из самых близких родственников фараона или пост джати занимал кто-либо из наиболее титулованных сановников-вельмож, чьи семьи были приближены к трону. Позже этот термин заменен на арабское «визирь».

В письменных источниках сохранились сведения о должностных обязанностях визиря: издавать законы, повышать в чинах, устанавливать пограничные знаки (размежевывать владения), вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Визирь являлся и председателем шести судебных палат.

Вторым главным сановником государства являлся главный казначей. В его обязанности входило управление всем материальным движимым и недвижимым имуществом, он осуществлял надзор за строгим соблюдением всех экономических указов фараона, контроль за налоговым сбором.

Следующими равносильными по статусу и рангу были «начальник работ» и сановник, управляющий «домом оружия». Должность первого предполагала наблюдение за оросительной и ирригационной системами. В обязанности управляющего «домом оружия», или главы военного ведомства, входило комплектование и обеспечение армии фараона.

Характерной чертой для практики управления был сбор всевозможных советов и совещаний для управления определенными сферами деятельности в государстве и для разрешения наиболее спорных вопросов в политической, экономической и социальной сферах жизнедеятельности общества.

Для чиновничьего аппарата управления царскими писцами составлялись специальные инструкции, содержащие правила обращения с секретными документами, правила приложения печатей. Кроме того, эти инструкции содержали в себе установки по наказанию и перечисляли степени ответственности за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб в специальные судебные инстанции.

Вся полнота власти в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха и находящегося под его управлением аппарата чиновников.

Еще в период Древнего царства ном представлял собой объединение небольших сельских общин или сельских поселений, во главе которых стояли общинные старосты и советы (джаджаты).

Первоначально полицейские функции в государстве были возложены на армию, но постепенно к началу Нового царства начинает создаваться специальный аппарат управления, который был поставлен во главе созданных полицейских отрядов. В основном эти отряды выполняли охранно-сторожевые функции в государстве.

Спецификой государственного устройства Египетского государства было то, что во все периоды не существовало четкого разграничения между судебными органами и самим административным аппаратом управления.

  1. Вклад египетской цивилизации в развитие управления

В Древнем Египте впервые были использованы смысловые понятия, которые соответствуют современным понятиям «организация», «административно-территориальное деление», «аппарат управления», «решения», «исполнительность», «ответственность», «управление объектом», «идеология управления». Таким образом, в Египте складывалась некая концепция управления, основные положения которой можно сформулировать следующим образом:

• вертикальная структура власти;

• аппарат управления, построенный по иерархическому принципу, начиная от приближенных к фараону и заканчивая начальниками, занимающими невысокие должности (староста общины, сотник крепостного гарнизона, писец-сборщик налогов);

• использование стимулирования — поощрения и наказания, морали и этики управления;

• обучение управленческих кадров (подготовка писцов);

• осознание необходимости планирования, организации и контроля (при строительстве крупных и сложных объектов, например, пирамид);

• необходимость децентрализации в управлении большими проектами, использование в связи с этим в управлении «письменных документов» и создание своего рода штабов

Возникновение цивилизации в междуречье Тигра и Евфрата

Возможно, самым знаменательным в истории Месопотамии является то, что ее начало совпадает с началом мировой истории. Первые письменные документы принадлежат шумерам. Из этого следует, что история в собственном смысле началась в Шумере и, возможно, была создана шумерами.

Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.

Греческим по происхождению словом "Месопотамия" именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек – Тигра и Евфрата – следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы, с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни. От болот, огромных луж стоячей воды исходила опасность эпидемий.

В целом в объяснении причин генезиса древнемесопотамской цивилизации будем учитывать воздействие целого ряда факторов. Требовал объяснения процесс, связанный с ускорением темпов культурного развития Южной Месопотамии в течение последних столетий IV тысячелетия до н.э. Характерной чертой этого периода являлось формирование городских центров. Развивавшийся процесс, включавший и такие изменения, как появление письменности, оформление монументального архитектурного стиля, известный американский ученый Гордон Чайлд назвал "городской революцией". Как считал Чайлд, стадия, называемая цивилизацией, начиналась с "городской революции", возникновения первых обществ, располагающих письменностью и живущих в густонаселенных поселениях – городах с наличием сложной бюрократии – признаком государственно-политической организации. Углублялись дифференциация социальных рангов, специализация трудовой деятельности. Политическая и духовная власть превращалась в организующую силу общества.

Согласно одной из гипотез, исключительное значение в развитии сложных обществ принадлежало ирригации. Карл Виттфогель в работе "Восточный деспотизм" (Нью Хэйвен, 1957) заключал: ирригационная система Месопотамии стала решающим фактором развития ее городской цивилизации. Как полагал Виттфогель, появление ирригационной технологии предполагает существование сильной координирующей власти, способной организовать необходимую для строительства и обслуживания каналов рабочую силу. Виттфогелю также принадлежит утверждение, что возникновение совершенной ирригационной системы содействовало утверждению социальной дифференциации общества, поскольку имело своим следствием сосредоточение власти и богатства в руках меньшинства, осуществлявшего контроль прав на воду в земледельческой системе. Возможно, построения К. Виттфогеля не лишены чрезмерной категоричности. Во всяком случае, очевидно, что ирригация может быть отнесена к числу факторов, повлиявших на возникновение месопотамской цивилизации. Массовые археологические исследования следов древнейших поселений Нижней Месопотамии свидетельствуют о том, что в процессе совершенствования местных ирригационных систем происходило перемещение жителей из более чем мелких поселков большесемейных общин к центру номов, где располагались основные храмы. В начале второй четверти III тысячелетия до н.э. городские стены становятся атрибутом плотно заселенных пространств вокруг главных храмов.

В рамках одной из гипотез имевшие место существенные перемены связывались с влиянием вторгшейся культуры. Впрочем, археологические исследования не подтверждают подобную точку зрения.

В соответствии с еще одной точкой зрения подъем цивилизации обусловливался взаимодействием оседлого населения деревень и номадов месопотамского региона. Несмотря на взаимную подозрительность, а то и враждебность, свойственные отношениям между оседлыми общинами и кочевниками, последние ввиду своей мобильности, пастушеского образа жизни занимали важное место в жизни жителей земледельческих поселений, будучи необходимы для общения, торговли, разведения домашнего скота, располагая ценной информацией. Постоянные миграции позволяли номадам быть в курсе политических событий в разных местах, располагать сведениями о наличии тех или иных ресурсов, выступать посредниками в обмене товарами и идеями между оседлыми жителями горных районов и Месопотамской равнины.

Наилучший подход, на наш взгляд, заключается в учете различных факторов, повлиявших на складывание цивилизации в Южной Месопотамии, – вызова среды, ирригации, торговли, роста населения, влияния кочевников, войн.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.017 с.)