Раздел II. Цивилизации древности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Цивилизации древности.



ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ»

Введение

История как наука, понятийный аппарат, место в гуманитарном знании. Исторические источники. Основные методологические подходы к изучению истории. Социологический и культурно-исторический подходы. Теории линейного и циклического развития. Региональные, культурные и религиозные критерии в определении типа цивилизации.

 

Раздел I. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

 

Понятие "первобытное общество". Варианты периодизации.

Проблема происхождения человека. Человек и его место во Вселенной. Взаимосвязь процессов антропо- и социогенеза. Возникновение мышления и речи. Первые попытки осмысления окружающего мира. Проблема возникновения искусства. Древнейшие формы мифологии и религии.

Материальная культура, характер хозяйственной деятельности первобытного человека. Первоначальные формы семьи и брака. Родоплеменная организация общества. Проблема власти и управления на догосударственном уровне.

Предпосылки трансформации и усложнения первобытного общества. Переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. Возникновение системы патриархата. Большая и малая патриархальная семья, отцовский род, древнейшая соседская община. Коренные изменения в хозяйственной жизни и социальных связях в процессе зарождения института индивидуальной собственности. Переход к социально-стратифицированному обществу. Политогенез и его варианты. Духовная культура позднепервобытного общества. Предпосылки перехода человечества на ступень цивилизации.

 

Раздел II. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНОСТИ.

Раздел IV. ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ.

ЕВРОПА В КОНЦЕ XV - XVI вв.

Изменения в материальной и социальной культуре европейского общества. Демографические сдвиги. Технико-технологические перемены в обществе и новые явления в хозяйственной жизни Европы. Продовольственная революция начала нового времени и ее влияние на развитие материальной культуры. Складывание системы европейских торгово-экономических связей. Новая роль городов. Переворот в военном деле. Изменение роли и положения социальных групп традиционного общества. Причины и последствия процесса рефеодализации.

Начало экспансии европейской цивилизации. Великие географические открытия, их значение и последствия. Изменение направлений торгово-экономических связей Европы и перемещение центров европейской торговли. Формирование новой картины мира. Начало складывания взаимозависимого мира и перехода от локальных цивилизаций к мировой.

Складывание системы абсолютизма в Европе. Дискуссии о причинах возникновения и природе европейского абсолютизма. Особенности абсолютистской системы во Франции, Англии и Испании. Складывание империи Габсбургов. Влияние внутренних и внешних факторов на развитие универсалистских тенденций в Центральной Европе. "Княжеский абсолютизм" в германских землях. "Шляхетская демократия" в Речи Посполитой.

Генезис идей гуманизма и Реформации. Эпоха Возрождения. Культура эпохи Возрождения как отражение нового уровня восприятия античного наследия в меняющейся картине мира и вселенной. Радикальные изменения в религиозном сознании: от Джона Виклифа и Яна Гуса - к Мартину Лютеру и Жану Кальвину. Реформация и контрреформация в Европе, их экономические и политические последствия. Религиозные войны.

 

Раздел VI. МИР В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.

Тема 1. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации ХХ века.

 

Происхождение мировой войны. Национализм, империализм, милитаризм в начале ХХ в. и их роль в возникновении предпосылок войны. Система союзов как механизм перерастания локального конфликта в мировую войну.

Мировой масштаб войны 1914-1918 гг. Начало войны. Расширение театра военных действий. Возрастание числа стран-участниц войны. Превращение войны в "тотальную войну" на истощение. Усиление регулирующей роли государства в социально-экономической сфере. Гражданское население и война. Сдвиги в массовом сознании. "Волна исторического пессимизма". Проблема потерянного поколения. Экспрессионизм.

Социально-политические последствия первой мировой войны. Социальные потрясения первых послевоенных лет. Крушение монархии в России, Австро-Венгрии, Германии. Реакция в мире на Октябрьскую революцию в России.

Левые силы и массовые выступления в европейских странах в 1918-1920 гг. Активизация крайне правых сил. Появление лево- и праворадикальных партий и движений. Приход фашизма к власти в Италии. Подъем национальных и антиколониальных движений в странах Азии и Африки. Социально-политические изменения в Латинской Америке.

Проблемы мирного урегулирования и возникновения новых факторов международной напряженности. Решения Парижской конференции 1919-1920 гг. Диктат стран-победительниц. Обострение проблем национальных меньшинств в Европе. Проблема сохранения и передела колониального мира. Идея коллективной безопасности и создание Лиги наций. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг.: завершение складывания послевоенной системы международных отношений.

 

Тема 2. Новые явления в развитии стран Запада после войны

.

Экономические подъемы и кризисы: возрастание амплитуды их циклов. Прогресс в науке и технологии. Развитие новых отраслей промышленности. Увеличение числа крупных корпораций. Рационализация производственного процесса как основа промышленного подъема 20-х гг. Финансовые проблемы: инфляция, репарации, "жизнь в кредит" в 20-е гг. Демографический фактор. Усиление урбанизации в государствах Запада. Особенности мирового экономического кризиса конца 20-х-начала 30-х гг. Усиление взаимозависимости развития экономики разных стран. Поиск путей преодоления кризиса. Вопрос о степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу в 20-30-е гг. Переход от саморегулирующейся модели к регулируемой. Кейнсианство, "Новый курс" Рузвельта в США и их значение для дальнейшего развития стран Запада.

Изменения в социально-политической сфере. Демократизация конституционного законодательства после первой мировой войны. Расширение избирательного корпуса. Усиление роли женщин в политической жизни. Новые черты партийно-политических систем стран Запада. Ослабление позиций традиционных политических партий. Социал-демократия, коммунистическое движение, их роль в мировом развитии в 20-30-е гг. Народный фронт во Франции. Интеграция партий нового типа в политическую систему. Появление тоталитарных режимов. Нацизм в Германии. Дискуссии по проблемам тоталитаризма.

Идейные и социально-психологические сдвиги 20-30-х гг. Рост влияния субъективизма и иррационализма в философии культуры и массовом сознании. Складывание нового стиля жизни. Развитие массовой культуры. Появление "индустрии досуга". Модернистские направления в искусстве и литературе. Господство официально-государственной культуры при тоталитарных режимах. Эволюция массового сознания и психологии.

 

История древнего мира

Учебники и учебные пособия

*История древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. 462 с.

История древнего мира. Ч.1. / Под ред. Д.Г. Редера, Е.А. Черкасовой. М., 1985 285 с.; Ч.2. / Под ред. Г.А. Бокщанина, Ю.С. Крушкол. М., 1982. 430 с.

*История древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. 382 с.

*История древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 2000. 399 с.

*Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С.12 – 146.

*Першиц А. И., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., 1999. 213 с.

Обязательные источники

1. Всемирная история: Учебник для вузов Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2009. - 888 с.

2.Античное общество: полисная система //Хрестоматия по всеобщей истории / Под ред. Н. И. Басовской и др. М., 1991. С. 20 -51.

Дополнительные источники

Аммиан Марцеллин. Римская история. СПб., 1996.

Арриан. Поход Александра. М., 1993.

Геродот. История. М., 1993.

Ксенофонт. Греческая история. СПб., 1993.

Ливий, Тит. История Рима от основания города. Т. 1-3. М., 1989-1993.

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1-2. М., 1994.

Полибий. Всеобщая история. Т. 1-3. СПб., 1994-1995.

Саллюстий Крисп, Гай. Сочинения. М., 1981.

Светоний Транквилл, Гай. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988.

Тацит, Корнелий. Сочинения. Т. 1-2. М., 1993.

Фукидид. История. М., 1993.

Обязательная литература

История Европы: с древнейших времен до наших дней. Т.1. М., 1988. С. 127-202, 217-372, 389-491, 534-593, 630-666.

Дополнительная литература

Античная Греция / Под ред. Е.С. Голубцовой. Т.1-2. М., 1983.

Арский Ф.Н. Перикл. М., 1971.

Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-3. М., 1992.

Виппер Р.Ю. История Греции в классическую эпоху. М., 1916.

Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. М., 1988.

Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.

Грант М. Крушение Римской империи. М., 1998.

Грималь П. Цицерон. М., 1991.

Древние цивилизации / Под ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Керам К. Боги, гробницы, ученые.: роман археологии. М., 1986.

Кондратов А.М. Погибшие цивилизации. М., 1968.

Кондратов А.М., Шеворошкин В.В. Когда молчат письмена: загадки древней Эгеиды. М., 1970.

Кораблев И.П. Ганнибал. М., 1976.

Косидовский З. Когда солнце было богом. М., 1991.

Косидовский З. Сказания Евангелистов. М., 1979; 2-е изд. М., 1987.

Кравчук А. Троянская война. М., 1991.

Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1956, 1991.

Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.

Культура древнего Египта. М., 1976.

Культура древнего Рима. Т. 1-2. М., 1985.

Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М., 1982.

Мифология древнего мира. М., 1977.

Монтэ П. Египет Рамсесов. М., 1989.

Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977.

Оппенхейм Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1987.

Сергеенко М.Е. Жизнь в древнем Риме. СПб., 2000.

Токарев С.А. Религии в истории народов мира. М., 1964; 2-е изд. М., 1986.

Утченко С.Л. Древний Рим (события, люди, идеи). М., 1969.

Утченко С.Л. Юлий Цезарь. М., 1976.

Шахермайер Ф. Александр Македонский. Л., 1984.

Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987.

Шифман И.Ш. Цезарь Август. М., 1990.

Шифман И.Ш. Александр Македонский. Л., 1988.

Штаерман Е.М. Древний Рим: Проблемы экономического развития. М., 1978.

 

История средних веков

 

Учебники и учебные пособия

1.История средних веков /Под ред. С.П.Карпова. Т.1. М., 1997. 638 с.

2.*История средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. Т.1-2. М., 1977. Т. 1 471 с. Т. 2 335 с.

3.*История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1. 494 с. Т. 2. 399 с.

Обязательные источники

1.Коммин, Ф. де. Мемуары. М., 1986. 495с.

2.Салическая правда / Пер. Н.П.Грацианского. М., 1950. С.13-88.

3.Тацит, К. О происхождении германцев и местоположении Германии. // Тацит, К. Сочинения в 2-х тт. Т. I. М., 1993. С. 353 - 373.

4.Фома Аквинский. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI-XVII вв. Л., 1990. С. 217-245.

Дополнительные источники

1.Бернарт де Вентадорн. Песни. М., 1979.

2.Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984.

3.Григорий Турский. История франков. М., 1986.

5.Жизнеописания трубадуров. М., 1993.

6.Заборов М.А. История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977.

7.Клари Р. Завоевание Константинополя. М., 1984.

10.Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история.М., 1993. С.316-418.

11.Сага о Ньяле. // Исландские саги. Ирландский эпос. М., 1976.

14.Цветочки св. Франциска Ассизского. М., 1990.

15.Эйнгарт. Жизнь Карла Великого // Левандовский А. Карл Великий: Через империю к Европе. М., 1995.

Обязательная литература

1.История Европы с древнейших времен до наших дней. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992. 814 с. Т.3. 1993. 653 с.

2.История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье, Возрождение. М., 1998. 425 с.

3.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. 373 с.

4.Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях. М., 1995. Ч.1-4. 216 с., 378 с., 395 с., 319 с.

Дополнительная литература

1.Басовская Н.И. Столетняя война: Леопард против лилии. М., 2002.

2.Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М.,1991.

3.Блок М. Апология истории. М., 1986.

4.Блок М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхестественном характере королевской власти, распространенный преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.

5.Бродель Ф. Что такое Франция? Кн.1-2. М., 1995.

6.Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. М.,2000.

7.Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2. Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С.8-197, 325-338.

8.Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб., 1999. Т. 2. Средневековый мир. М.-СПб., 1999.

9.Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1976.

10.Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996. С.56-79.

11.Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991.

12.Карсавин Л.П. Культура средних веков. Киев, 1995.

13.Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

15.Лебек С. Происхождение франков, V - IX века. М., 1993.

16.Левандовский А.П. Карл Великий: через империю к Европе. М., 1995. С. 39-152.Люшер А. Французское общество времен Филиппа Августа. М., 1999.

17.Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987.

18.Пти-Дютайи Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии. М., 2001.

19.Тейс Л. Наследие Каролингов, IX - X вв. М, 1993.

20.Тьерри О. Рассказы из времён Меровингов. СПб., 1994.

21.Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V - середина VII вв.) М, 1987.

22.Фавтье Р. Капетинги и Франция: роль династии в создании государства. СПб., 2001.

23.Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XIII - XV вв. М, 1989.

24.Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М., 1987, 1995.

25.Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI - XIII вв. (Эпоха, быт, костюм). М., 1978.

 

История нового времени

 

Учебники и учебные пособия

1.*Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.117-125, 180-207, 231-249, 270-323, 355-428.

2.Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, В.Н. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. 912 с.

3.*Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С. 217- 423.

4.*От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния: Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг.: Учеб. пособие для студентов / Г.А. Дидерикс, И.Т. Линдблад, Д.И. Ноордам и др., Лейденский ун-т (Нидерланды) и Ист. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1998. 428 с.

Обязательные источники

1.Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870 гг.). М., 1990. С.5-45.

2.Хрестоматия по всеобщей истории. М., 1991. С. 7-51.

Дополнительные источники

1.Вольтер. Философские повести и рассказы, мемуары и диалоги. М.-Л., 1931. Т. 1-2.

2.Гоббс Т. Сочинения. М.: Мысль, 1989-1991. Т.1-2.

3.Дидро Д. Собрание сочинений. Л.: Academia, 1935-1947. Т. 1-10.

4.История в "Энциклопедии" Дидро и д'Аламбера / Пер. Н. В. Ревунковой. Л.:Наука,1978. 312 с.

5.Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей / Пер. М. М. Федоровой.

// Полис. 1993. № 2. С. 97-106

6.Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. Англия, США, Франция,

Италия, Германия: Сборник.документов / Под ред. П. Н. Галанзы. М., 1957. 587 с.

7.Локк Д. Сочинения: В 3 т. М.: Мысль,1985. Т. 1-3.

8.Макиавелли Н. Сочинения /Под ред. А.К.Дживелегова. М.:Academia, 1934.

9.Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М.,1955. 800 с.

10.О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М.: Наука, 1995. 465 с.

11.Политические учения эпохи Возрождения и Реформации (Франция) /Сост. и пер. Н. Я. Эльфонд. Саратов,

1990. 72 с.

12.Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.,1969. 703 с

13.Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. М., 1990.

14.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985. 384 с.

15.Становление американского государства. М, 1992.

16.Токвиль А. Демократия в Америке / Пер. с фр. М., 1992.

Обязательная литература

1.Барг М.А. Великая английская революции в портретах ее деятелей. М., 1991. 397 с.

2.Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995. С. 345-401.

3.Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993. 479 с.

4.Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993. 831 с.

5.Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.61-306.

6.Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. М., 1999 (или любое научное издание). 620 с.

Дополнительная литература

1.Авдаков Ю.К. Великие географические открытия и их социально-экономические последствия. М., 1965.

2.Блюш Ф. Людовик XIY. М., 1998

3.Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения 1815-1832. М., 1975.

4.Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв.: В 3 т. / Вступ. Ст. и ред. Ю.Н.Афанасьева. Т.1. М.,1986.

5.Век просвещения: Сб.ст. М.-Париж, 1970.

6Великая Французская революция и Россия / Под ред. А. В. Адо, В. Г.Сироткина. М.,1989.

7.Искюль С.Н. Россия и германские государства (1801-1808 гг.) СПб., 1996.

8.История XIX в. / Под ред. Э.Лависса. Изд. 2-е. М., 1938 - 1939. Т.1 - 8.

9.История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983.

10.История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.

11.Кареев Н.И. Западно-европейская абсолютная монархия XVI, XVII и XVIII веков: Общая характеристика бюрократического государства и сословного общества "старого порядка". СПб., 1908.

12.Кареев Н.И. Западная Европа в новое время: Революция и наполеоновская эпоха. Пг.,1922.

13.Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Изд. 5-е. СПб.,1913-1915. Т. 1-3.

14.Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму: Сравнительный очерк. М., 1994.

15.Костюшко И. И. Аграрная реформа 1848 г. в Австрии. М.,1993.

 

Новейшая история

 

Учебники и учебные пособия

1.*Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.117-125, 180-207, 231-249, 270-323, 355-428.

2.*История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945-1990 / Под ред. Е. Ф. Язькова. М., 2001. 480 с.

3.Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / И.М. Кривогуз, В.Н. Виноградов, В.Н. Гусева и др.; Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. С.834-881.

4.Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 2000. С. 424-628.

5.*От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния: Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг.: Учеб. пособие для студентов / Г.А. Дидерикс, И.Т. Линдблад, Д.И. Ноордам и др., Лейденский ун-т (Нидерланды) и Ист. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 1998. - 428 с.

6.*Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время (1918 – 1945). Курс лекций. М., 2001. 352с.

Обязательные источники

1.Версальская система международных отношений // Хрестоматия по всеобщей истории. М., 1991. С.126-129.

2.Вторая мировая война в воспоминаниях Уинстона Черчилля, Шарля де Голля и др. М., 1990.

Дополнительные источники

1.Голль Ш. де. Военные мемуары. М., 1960.

2.Единый Европейский акт. Договор о Европейском Союзе. М.: Право, 1994.

3.Кейнс Дж. М. общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

4.Ллойд Джордж Д. Военные мемуары. М., 1934-1938.

5.Людендорф Э. Мои воспоминания о войне. В 2 т. М., 1923-1924.

6.ОБСЕ: От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах 1973-1994. В 3 т. М.: Наука, 1996. Т.1. 384 с.

7.Рейган Р. Жизнь по-американски. М., 1992.

8.Устав Совета Европы // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст.1390.

9.Черчилль У. Вторая мировая война: В 6 кн. М., 1998-1999.

Обязательная литература

1.Мир в XX веке / Отв. ред. А.О.Чубарьян. М., 2001. 486 с.

2.Тоталитаризм в Европе XX в. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996. 264 с.

3.Уткин А.И. Векторы глобальных перемен: анализ и оценки основных факторов мирового политического развития // Полис.№ 1. 2000. С. 38 – 54.

Дополнительная литература

1.Белоусов Л.С. Муссолини: диктатура и демагогия. М., 1993.

2.Ван дер Вее Г. История мировой экономики. 1945-1990. М., 1994.

3.Вторая мировая война: Два взгляда. М., 1995.

4.Гренвилл, Джон А.С История XX века: Люди. События. Факты: Пер. с англ М., 1999.

5.Европа между миром и войной. М., 1992.

6.Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард: Секреты “экономического чуда”. М., 1997.

7.Современный консерватизм. М., 1992.

8.Туполев Б.М. Происхождение первой мировой войны// Новая и новейшая история. №4-

5. 2002. С.19-62.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

1. Основные этапы антропогенеза. Периодизация и основные этапы истории первобытного общества. Проблема зарождения государства.  
2. Отличительные черты древневосточных цивилизаций и их региональные особенности.  
3. Характерные черты античности. Формирование полиса. Афины и Спарта – различные типы полисов.  
4. Классическая Греция. Эллинистический период  
5. Особенности общества древнего Рима. Формирование гражданской общины и государства в Риме. Основные тенденции развития римского общества и государства в период ранней республики.  
6. Трансформация полисных структур и политической организации Римского государства во II -I вв. до н. э. Падение республики.  
7. Римская империя: от принципата к доминату.  
8. Основные черты средневековой цивилизации Западной Европы. Проблема перехода от античности к средневековью. Романо-германский мир и его наследие.  
9. Эпоха раннего средневековья. Проблема генезиса феодального общества и государства.  
10. Империя Карла Великого и ее исторические судьбы.  
11. Государство и общество эпохи высокого средневековья в Западной Европе  
12. Система сословного представительства и ее региональные особенности  
13. Государство и общество позднего средневековья  
14. От средневековья к новому времени. Европа в XV – XVI вв.  
15. Преобразование традиционного общества и государства в XVII-XVIII вв. в странах Европы и Северной Америки.  
16. Промышленный переворот и процесс создания "индустриального общества" в Европе и Северной Америке (конец XVIII-70-е гг. XIX в.)  
17. Формирование основ зрелого "индустриального общества" в странах Европы и Северной Америки в конце XIX-начале XX вв.  
18. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации ХХ века.  
19. Новые явления в развитии стран Запада после войны.  
20. Продолжение кризиса современной цивилизации. Вторая мировая война.  
21. Противостояние мировых сверхдержав.  
22. Меняющийся мир: 50-е - начало 70-х гг. ХХ в.  
23. Мир последней трети ХХ – начале XXI вв..  

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Раннее средневековье

Изучая процесс генезиса раннесредневекового общества и государства студентам рекомендуется рассматривать его на примере государства франков (династия Меровингов). При этом следует обратить внимание на особенность заселения франками Галлии (компактное расселение, заселение происходило поэтапно, знать захватывала земли императорского фиска), на роль епископата в варварском государстве (структура и функции местной власти со времени развала Римской империи, высшие церковные должности у галло-римской знати, обращение в христианство Хлодвига). При объяснении факторов нестабильности варварских королевств следует уяснить, что власть королей основывалась прежде всего на их крупной земельной собственности и наличии сильной дружины, что основную массу населения составляли свободные общинники, что короли относились к своему государству как к вотчине и делили его между всеми своими сыновьями. Дробление государства франков на отдельные королевства вызывало усиление местной власти магнатов и ослабление власти королей (вспомните описание последних королей династии Меровингов у Эйнгарда).

Также рекомендуется обратить внимание на бенефициальную реформу, которая означала появление земельных пожалований в условную собственность (за военную службу), укрепление слоя мелких и средних феодалов, составивших основу рыцарского ополчения, формирование слоя зависимого крестьянства, генезис отношений вассалитета. Позднее в державе Каролингов происходит рост иммунитетных пожалований (когда судебные, административные и фискальные права на данной территории передаются крупным земельным собственникам, магнатам), формируются вассально-ленные отношения.

Говоря об усилении центральной власти при Карле Великом (император с 800 г.), студенту следует иметь ввиду, что не только авторитет самого правителя этому способствовал, но и его успешная внешняя политика, созданная система графств и маркграфств, разъезжавшие по территории империи государевы посланцы, съезды знати, активная законодательная деятельность правителя, его церковная политика. При характеристике культуры Каролингского возрождения студентам рекомендуется задуматься о границах ее распространения и степени доступности населению государства (придворная культура).

Рассуждая об эпохе раннего средневековья, студентам не следует забывать о том, что продолжает свое существование Восточная римская империя (Византийская), которая вела активную политику по отношению к варварским государствам. Особенно рекомендуется обратить внимание на правление императора Юстиниана (VI век), проведенную при нем кодификацию права (кодекс Юстиниана), активную внешнюю политику (разгром государства вандалов в Северной Африке и государства остготов), специфику его фискальной и социальной политики. Подумайте, какую роль в истории Византии сыграла славянская экспансия.

Вспомните, как происходило возвышение римского епископа, какие события привели к появлению Папской области. При характеристике христианского символа веры обратите внимание на становление христианской догматики (в частности, на решения Вселенских соборов в отношении ариан, несториан, пелагианцев и др.). Подумайте, на каких территориях и в каких государствах развернулось основное соперничество между Римом и Константинополем в политике христианизации и почему.

 

Обязательная литература

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997. С.95-129

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 1. С. 112-207.

Дополнительная литература

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн.1-2. М., 1995.

Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996. С.56-79.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1. С.85-132, 417- 423.

Лебек С. Происхождение франков, V-IX века. М., 1993. С. 45-312.

Левандовский А.П. Карл Великий: через империю к Европе. М., 1995. С. 39-152.

Тейс Л. Наследие Каролингов, IX - X вв. М, 1993.

Тьерри О. Рассказы из времён Меровингов. СПб., 1994.

 

Контрольные вопросы по теме

1.Почему последние короли династии Меровингов получили прозвище “ленивых королей”?

2.Основные черты культуры раннего средневековья.

3.Что такое отношения вассалитета?

4.Каковы были исторические судьбы империи Карла Великого?

5.Каковы основные результаты внутренней политики Юстиниана?

6.Какую роль в истории Византии сыграло иконоборческое движение?

Классическое средневековье

 

При изучении периода развитого средневековья XI-XIII веков студентам следует обратить внимание на стратификацию общества (сословия “воюющих”, “молящихся” и “работающих”), развитую систему феодальной иерархии (включая и иерархов церкви), расцвет рыцарской культуры (куртуазная культура, трубадуры, рыцарские турниры, культ прекрасной Дамы). Вместе с тем это время расцвета средневековых городов, подъема торговли, активной борьбы городов ряда территорий за коммунальные свободы.

Говоря об эпохе крестовых походов, рекомендуется обратить внимание на изменение их целей (от освобождения Иерусалима до захвата Константинополя и похода в Тунис), на появление духовно-рыцарских орденов, на интересы итальянских государств (особенно Венеции и Генуи) в этих походах. Подумайте, какие стереотипы восприятия Византии и арабо-мусульманского мира появляются на Западе в результате крестовых походов.

Обратите внимание на особенность положения и развития византийского общества и государства в эпоху средневековья, на подчинение патриарха императору, на роль славянской экспансии в византийской истории.

Рассматривая процесс складывания централизованных государств (на примере Англии и Франции), вспомните о системе прямого (Англия) и непрямого (Франция) вассалитета. Говоря о централизации, рассматривайте ее в двух направлениях: собирание королем власти (возвращение некогда делегированных магнатом или захваченных ими судебной, фискальной, административной власти, стремление королей прекратить феодальные междоусобицы внутри государств, получить преимущественное право созывать рыцарское ополчение) и земель королевства (увеличение королевской вотчины-домена, наследование земель бездетных сеньоров, выгодная династическая политика).

Как вариант развития средневекового государства рекомендуется рассмотреть Германскую империю. Данную проблему следует рассматривать в комплексе, поскольку итальянская политика германских правителей (походы на Рим и подчинение папства), их церковная политика (инвеститура, появление имперской церкви), борьба с итальянскими городами самым тесным образом взаимосвязаны с внутренней политикой.

Студенту следует помнить о католической церкви как о постоянном факторе во внешней или внутренней политике европейских государей. Говоря об XI веке, подумайте, почему этот период называют эпохой «папской революции», и какие черты и результаты Клюнийской реформы могут действительно считаться таковыми.

При изучении системы сословного представительства (Генеральные штаты во Франции и Парламент в Англии) студенту рекомендуется обратить внимание на различия в условиях созыва первых этих собраний, на различие в полномочиях органов сословного представительства в Англии и во Франции.

 

Обязательная литература

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992. С. 260-284, 487-524, 560-581.

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997. С. 172-220.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 2. М., 1994. С.7-156.

Дополнительная литература

Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М.,1991.

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Блок М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхестественном характере

королевской власти, распространенный преимущественно во Франции и в Англии. М.,

1998.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2. Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С.8-197, 325-338.

Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1976. Гл.2-3.

Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1.

С.156-164,186-236, 262-280, 294-305, 317-322, 340-347, 377-381, 423-434,443-461.

Пти-Дютайи, Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии. М., 2001.

Фавтье Р. Капетинги и Франция: роль династии в создании государства. СПб., 2001.

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М., 1989. Гл.2.

Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI - XIII вв. (Эпоха, быт, костюм). М., 1978.

 

Контрольные вопросы по теме

1.Каковы основные черты средневекового города?

2.Причины крестовых походов.

3.Каковы основные черты византийского общества и государства в XI-XIII вв.?

4.Значение Великой Хартии вольностей для истории Англии.

5.Какие цели преследовала итальянская политика германских императоров

в X-XIII вв.

6.Основные черты рыцарского идеала в эпоху средневековья.

7.Какие факторы жизни средневековой Европы способствовали появлению нищенствующих орденов?

8.Какую роль в истории католической церкви сыграли эпохи «Авиньонского пленения пап» и Великой схизмы?

 

Позднее средневековье

 

Изучая период XIY-XY вв. - “осени средневековья”, студентам следует обратить внимание на новые явления в жизни средневекового общества: появление гуманистической идеологии, начало процесса формирования национальных государств, генезис мануфактурного производства, а также завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове, упадок и гибель Византийской империи.

Подумайте, почему Столетняя война (1337-1453) считается первым межгосударственным конфликтом.

Характеризуя ситуацию в итальянских государствах, студенту следует уяснить значение “синьории” и ее специфику, когда капитаны народа (командиры цехового ополчения) становились правителями города с наследственной властью. При этом студентам рекомендуется рассмотреть историю возвышения банкирского дома Медичи во Флоренции, чтобы видеть различные варианты синьории.

Говоря о значении эпохи средневековья в истории человечества, студент должен постараться рассуждать не только о культуре средневековья, но показать знание отдельных персоналий и явлений.

Рассуждая об особенностях культуры позднего средневековья, следует отметить готический стиль в архитектуре, превращение Бургундии времени Карла Смелого в один из крупнейших художественных центров Европы, развитие городской литературы как проявление роста самосознания бюргерства, наметившийся упадок куртуазного романа.

 

Обязательная литература

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992 С.524-546, 623-697.

История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998. С.210-319.

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997.С.302-452.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 3. Средневековый

человек и его мир. М., 1994. 395 с.

Дополнительная литература

Басовская Н.И. Столетняя война: Леопард против лилии. М., 2002.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1. С.237-261,

281-293, 306-316, 323-339, 348-351, 382-392. 396-397.

Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987.

Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм

мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М., 1987, 1995.

 

Контрольные вопросы по теме

1.Каковы основные причины Столетней войны?

2.Итоги Столетней войны для Франции

4.Что означало для Европы падение Византии в 1453 г.?

5.Какое событие в средневековой истории показалось Вам наиболее интересным? Почему?

6.Кто из правителей средневековой Европы запомнился Вам больше всего? Почему?

7.Роль эпохи средневековья в истории человечества.

 

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ»

Введение

История как наука, понятийный аппарат, место в гуманитарном знании. Исторические источники. Основные методологические подходы к изучению истории. Социологический и культурно-исторический подходы. Теории линейного и циклического развития. Региональные, культурные и религиозные критерии в определении типа цивилизации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.216 с.)