ТОП 10:

Раздел V. Мир в новое время.



 

В результате освоения данного раздела студенты должны получить знания о ряде ключевых проблем истории XVII - начала XX в.

Изучаются явления, события мировой истории, прежде всего, на примере прошлого

Великобритании, Франции, Германии (германских государств), США.

Студент должен обратить должное внимание и на эволюцию международных

отношений нового времени.

 

Тема 1. Преобразование традиционного общества XVII-XVIII вв. в странах Европы и Северной Америки.

 

Для более эффективного освоения материала следует выделить несколько основных проблем и сосредоточить на них своё внимание.

Первая из них - материальная, экономическая история периода модернизации традиционной экономики.

Вторая проблема - явления культурной жизни, влияние Реформации на массовое сознание и идеологию в XVII веке, постепенное становление и расцвет европейского Просвещения XVIII века, идейная жизнь того времени. Студент должен знать мировоззренческие принципы Века Просвещения, его главных идейных лидеров (Дж. Локк, Ф.-М.-А. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо).

Третья проблема - общественно-политические изменения в Англии XVII - начале XVIII в. Студент должен проследить всю цепь кардинальных преобразований - от революции, через реставрацию династии Стюартов (1660-1688), к Славной революции (1688). История Революции - одна из хорошо раскрытых в учебной литературе тем. Советуем составить мини-словарь основных терминов (просвитериане, левеллеры и т.д.). Изучая главные проблемы реставрации 1660-1688 гг., выясните, как восстановленная монархия сохранила многие социальные достижения революции. Подумайте, почему была восстановлена монархическая форма правления? Укажите основные реформы периода периода правления Карла II и Якова II Стюартов. Особое внимание следует обратить на Славную революцию и реформы конца XVII - XVIII веков как на характерный пример эволюционных изменений политической системы в странах Запада.

Четвертый блок вопросов - политическая история континентальной Европы XVIII в. Следует обратить внимание на реформы просвещенного абсолютизма в странах Европы, которые непосредственно предшествовали Французской революции, начавшейся в 1789 г. Уже в ходе этих преобразований заметны попытки изменения сословной системы. Безусловно, центральное значение для мировой истории нового времени имеет Французская революция конца XVIII века. История революции весьма подробно освещается в учебных пособиях. Важно структурировать полученную информацию и освоить периодизацию революции, понять противоречивость оценок якобинского периода, влияние революции на дальнейшую историю Европы. Студент должен уяснить значение этих лет для процесса модернизации общественной системы. Однако следует задать себе вопрос - как оказалось возможным, что движение, начавшееся как борьба за свободу, равенство и братство, привело к возникновению якобинского террора (Максимилиан Робеспьер, 1793-1794 гг.), а в исторической перспективе - к империи Наполеона Бонапарта.

Пятый блок вопросов - история Северной Америки. Студент должен проследить, как в Новом Свете сосуществовали европейские колонисты, индейцы и афроамериканцы. Важно выяснить идейные, политические и экономические основы американского общества. Ответьте на вопрос - что привело европейцев в Америку? Чем отличалась американское общество XVII- XVIII вв. от европейского социума? Какие политические традиции сформировались в колониальный период? Читая Декларацию Независимости 1776 г., систематизируйте основные причины борьбы США против Великобритании. Проследите хронику создания независимого американского государства. Изучите принципы Конституции США 1787 г. и систему власти закрепленную в этом важнейшем документе.

 

Обязательная литература

Барг М.А. Великая английская революции в портретах ее деятелей. М., 1991. 397 с.

Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993. 479 с.

Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. М., 1993. 831 с.

Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. С.56-137 .

Дополнительная литература

Век просвещения: Сб.ст. М.-Париж, 1970.

Великая Французская революция и Россия / Под ред. А.В.Адо, В.Г.Сироткина. М.,1989.

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.231-249, 270-285.

История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. М., 1983.

Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время. Изд. 5-е. СПб.,1913-1915. Т. 1-3.

Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М., 1995. 238 с.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента.

М., 1999 (2000). С. 286-339 .

Раков В.М "Европейское чудо": Рождение новой Европы в XVI - XVIII вв.: Учеб. пособие. Пермь, 1999.

Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой французской революции. Л., 1989.

Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978.

Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов основателей до конца XX века. М.,1995. С.7-50.

Становление американского государства. М, 1992.

Фюре Ф. Постижение Французской Революции. Спб., 1998. 224 с.

Тарле Е.В. Падение абсолютизма в Западной Европе. 2-е изд. Пг., 1924.

Тарле Е В. Наполеон. М., 1991.

Французское просвещение и революция. М., 1989.

Человек эпохи Просвещения. М., 1999.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ : Сравн. изуч. Цивилизаций

Пер. с англ. А.В. Гордона и Науч. ред. пер. Б.С. Ерасов . М. , 1999.

 

Контрольные вопросы по теме

1.Тридцатилетняя война: укажите основные причины, этапы конфликта и сформулируйте

кратко его итоги.

2.Расскажите про одного из деятелей Английской революции, кратко осветите его взгляды.

3. Каковы политические последствия “Славной революции” в Англии?

4.Назовите 5-6 имен основных идеологов Эпохи Просвещения. Укажите

сформулированные ими ключевые политические принципы.

5.Периодизация Французской революции конца XVIII века. Укажите главные события и

законодательные акты каждого периода.

6.Назовите имена "отцов-основателей" США. Какой вклад они внесли в создание

независимого североамериканского государства?

7. Сформулируйте основные принципы Конституции США 1787 г.

8.Дайте краткую характеристику творчества одного из писателей, художников, скульпторов или музыкантов, произведения которого являются характерными для искусства XVII-XVIII вв.

Тема 2. Промышленный переворот и процесс формирования "индустриального общества" в Европе и Северной Америке (конец XVIII - 70-е гг. XIX в.)

 

Первая проблема данного раздела - история становления индустриального общества - является классической темой в российской исторической науке. “Век техники” (определение Карла Ясперса) в европейской истории начинался именно в XVIII столетии. Студент должен систематизировать свои знания об эволюции промышленной экономики. Следует отметить, что современная российская наука отказывается от классовой интерпретации событий описываемого отрезка истории. Это не означает, что меньшее внимание уделяется, например, истории борьбы рабочих за свои права. Но объективное понимание прошлого невозможно с помощью упрощенной схемы (эксплуататор - эксплуатируемый, классовая борьба).

Второй проблемой данного раздела стала политическая история. Яркие события первой половины XIX в. на Европейском континенте - наполеоновская эпоха, период реставрации, июльской монархии, революции 1848 гг., 1850-1870-е годы - следует рассматривать как последовательные звенья одного исторического процесса, стремясь отказаться от слишком упрощенной трактовки фактов (прогрессивный - реакционный). Студент должен обратить внимание на накопление позитивных социально-политических достижений при каждой смене правления (парламентаризм, права и свободы человека, законодательство о социальной защите трудящихся). При этом важно отметить противоречивость исторического процесса, сложность развития гражданского общества на Западе. Среди важнейших эпизодов XIX века следует отметить политическое объединение Германии и Италии. Динамично развивавшееся, стремительно увеличивавшее свою территорию североамериканское государство пережило в этот период трагедию Гражданской войны.

Изучая духовную жизнь Европы этого периода, главное внимание следует уделять становлению основных идеологических систем. Ими были:

либерализм (индивидуальная свобода человека - превыше всего);

консервативная идеология (принципиальный отказ от революционных способов изменения общества);

социализм (при всем многообразии течений, объединяющим для них было внимание к общественным интересам и ценностям);

национализм (от национального романтизма к убеждению в исключительных правах только одного народа на власть, на место под солнцем).

 

Обязательная литература

Манфред А.З.. Наполеон Бонапарт. М., 1999.

Новая история стран Европы и Америки: Учебник для вузов / Под ред. И.М. Кривогуза. М., 2002. С.138-528.

Дополнительная литература

Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения 1815-1832. М., 1975.

Всеобщая история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М., 2001. С.286-323.

Искюль С.Н. Россия и германские государства (1801-1808 гг.) СПб., 1996.

История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.

Кареев Н.И. Западная Европа в новое время: Революция и наполеоновская эпоха. Пг.,1922.

Костюшко И.И. Аграрная реформа 1848 г. в Австрии. М.,1993.

Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к

капитализму: Сравнительный очерк. М., 1994.

Новиков С.В., Маныкин А.С., Дмитриева О.В. Всеобщая история: Справочник студента. М., 1999 (2000). С.

340-410.

От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния : Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-х гг.: Учеб. пособие для студентов / Г.А. Дидерикс, И.Т. Линдблад, Д.И. Ноордам и др., Лейденский ун-т (Нидерланды) и Ист. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова . М., 1998. 428 с

Тарле Е.В. Европа от Венского конгресса до Версальского мира. Пг., 1924.

 

Контрольные вопросы по теме

1.Экономические изменения в Европе и Северной Америке в конце XVIII - середине XIX

в. - укажите главные промышленные изобретения эпохи.

2.Попробуйте кратко сформулировать общие принципы государственного режима

Наполеона.

3.Перечислите парламентские реформы в Англии XIX в. Дайте их характеристику.

4.Революции 1848 г. во Франции, Германии, Австрии, Италии. Что объединяет их,

каковы их главные отличительные черты?

5.Дайте краткую характеристику основным идейным концепциям индустриального общества.

6.Какие войны привели к созданию единого немецкого государства, официально

провозглашенного в 1871 г.?

7.Гражданская война в США. Укажите периодизацию конфликта, даты переломных

сражений и главных событий войны, имена крупнейших полководцев.

8.Дайте краткую характеристику творчества одного из писателей, художников, скульпторов или музыкантов, произведения которого являются характерными для искусства начала XIX - 1870-х гг.

 

Тема 3. Формирование основ зрелого "индустриального общества" в странах







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.016 с.)