Раздел III. Европейская средневековая цивилизация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Европейская средневековая цивилизация.



Тема 1.Исторические судьбы древних цивилизаций.

При самостоятельном изучении рубежного периода перехода от античности к средним векам студенту рекомендуется вспомнить изученный ранее период поздней Римской империи. Необходимо обратить внимание на процессы аграризации экономики, развитие системы колоната, прикрепление людей к отдельным сословиям (куриалы), появление слоя магнатов с собственными военными клиентелами, ужесточение налогового бремени. Важно вспомнить о процессе варваризации римской армии, о приобретении все большей самостоятельности римскими провинциями.

Студенту рекомендуется обратить внимание на роль христианства и христианской церкви в период кризиса римской империи и эпохи формирования варварских королевств, поскольку христианство являлось мировой религией, не имеющей этнических и социальных барьеров для распространения.

Рассматривая проблемы, связанные с эпохой Великого переселения народов, следует уяснить причины этого движения (изменение климата, демографические колебания, ослабление Римской империи, усиление имущественного и социального неравенства в варварских племенах, давление степных кочевников).

Анализируя основные черты германского мира, студентам следует обратить внимание на институты семьи и рода у древних германцев, на роль дружины и особенность взаимоотношений дружины и вождя.

При изучении предпосылок и условий возникновения варварских королевств студент должен обратить внимание на тот факт, насколько сильным могло быть римское влияние на данной территории (и соответствующие заимствования римских традиций варварами), какой путь прошло то или иное племя от места своего первоначального расселения (насколько ослабли родственные связи и получили преобладание связи покровительства и дружбы), как давно тот или иной народ входил в орбиту влияния Римской империи и на каких условиях (войны с Римом, торговля, статус федератов империи и т.д.).

 

Обязательная литература

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997. С.49-94.

Ле Гофф, Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 2000. С.9-40.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Книга для чтения в пяти частях. Часть 1. / Отв. ред. А.Л.Ястребицкая. М.,1994. С.25-112.

Дополнительная литература

Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. М.,2000.

Гуревич А.Я. Избранные труды. Т. 1. Древние германцы. Викинги. М.-СПб., 1999.

История средних веков / Под ред. С.Д.Сказкина. Т.1-2. М., 1977. Т.1. С.10-25.

Лебек С. Происхождение франков, V-IX века. М., 1993. С.11-37.

Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V

середина VII вв.) М, 1987.

Контрольные вопросы по теме

1.Основные черты позднеримского общества и государства.

2.Основные черты традиционной социальной и политической организации древних германцев.

3.Причины и последствия эпохи Великого переселения народов.

Тема 2. Западноевропейский вариант средневекового общественного устройства

Раннее средневековье

Изучая процесс генезиса раннесредневекового общества и государства студентам рекомендуется рассматривать его на примере государства франков (династия Меровингов). При этом следует обратить внимание на особенность заселения франками Галлии (компактное расселение, заселение происходило поэтапно, знать захватывала земли императорского фиска), на роль епископата в варварском государстве (структура и функции местной власти со времени развала Римской империи, высшие церковные должности у галло-римской знати, обращение в христианство Хлодвига). При объяснении факторов нестабильности варварских королевств следует уяснить, что власть королей основывалась прежде всего на их крупной земельной собственности и наличии сильной дружины, что основную массу населения составляли свободные общинники, что короли относились к своему государству как к вотчине и делили его между всеми своими сыновьями. Дробление государства франков на отдельные королевства вызывало усиление местной власти магнатов и ослабление власти королей (вспомните описание последних королей династии Меровингов у Эйнгарда).

Также рекомендуется обратить внимание на бенефициальную реформу, которая означала появление земельных пожалований в условную собственность (за военную службу), укрепление слоя мелких и средних феодалов, составивших основу рыцарского ополчения, формирование слоя зависимого крестьянства, генезис отношений вассалитета. Позднее в державе Каролингов происходит рост иммунитетных пожалований (когда судебные, административные и фискальные права на данной территории передаются крупным земельным собственникам, магнатам), формируются вассально-ленные отношения.

Говоря об усилении центральной власти при Карле Великом (император с 800 г.), студенту следует иметь ввиду, что не только авторитет самого правителя этому способствовал, но и его успешная внешняя политика, созданная система графств и маркграфств, разъезжавшие по территории империи государевы посланцы, съезды знати, активная законодательная деятельность правителя, его церковная политика. При характеристике культуры Каролингского возрождения студентам рекомендуется задуматься о границах ее распространения и степени доступности населению государства (придворная культура).

Рассуждая об эпохе раннего средневековья, студентам не следует забывать о том, что продолжает свое существование Восточная римская империя (Византийская), которая вела активную политику по отношению к варварским государствам. Особенно рекомендуется обратить внимание на правление императора Юстиниана (VI век), проведенную при нем кодификацию права (кодекс Юстиниана), активную внешнюю политику (разгром государства вандалов в Северной Африке и государства остготов), специфику его фискальной и социальной политики. Подумайте, какую роль в истории Византии сыграла славянская экспансия.

Вспомните, как происходило возвышение римского епископа, какие события привели к появлению Папской области. При характеристике христианского символа веры обратите внимание на становление христианской догматики (в частности, на решения Вселенских соборов в отношении ариан, несториан, пелагианцев и др.). Подумайте, на каких территориях и в каких государствах развернулось основное соперничество между Римом и Константинополем в политике христианизации и почему.

 

Обязательная литература

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997. С.95-129

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 1. С. 112-207.

Дополнительная литература

Бродель Ф. Что такое Франция? Кн.1-2. М., 1995.

Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996. С.56-79.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1. С.85-132, 417- 423.

Лебек С. Происхождение франков, V-IX века. М., 1993. С. 45-312.

Левандовский А.П. Карл Великий: через империю к Европе. М., 1995. С. 39-152.

Тейс Л. Наследие Каролингов, IX - X вв. М, 1993.

Тьерри О. Рассказы из времён Меровингов. СПб., 1994.

 

Контрольные вопросы по теме

1.Почему последние короли династии Меровингов получили прозвище “ленивых королей”?

2.Основные черты культуры раннего средневековья.

3.Что такое отношения вассалитета?

4.Каковы были исторические судьбы империи Карла Великого?

5.Каковы основные результаты внутренней политики Юстиниана?

6.Какую роль в истории Византии сыграло иконоборческое движение?

Классическое средневековье

 

При изучении периода развитого средневековья XI-XIII веков студентам следует обратить внимание на стратификацию общества (сословия “воюющих”, “молящихся” и “работающих”), развитую систему феодальной иерархии (включая и иерархов церкви), расцвет рыцарской культуры (куртуазная культура, трубадуры, рыцарские турниры, культ прекрасной Дамы). Вместе с тем это время расцвета средневековых городов, подъема торговли, активной борьбы городов ряда территорий за коммунальные свободы.

Говоря об эпохе крестовых походов, рекомендуется обратить внимание на изменение их целей (от освобождения Иерусалима до захвата Константинополя и похода в Тунис), на появление духовно-рыцарских орденов, на интересы итальянских государств (особенно Венеции и Генуи) в этих походах. Подумайте, какие стереотипы восприятия Византии и арабо-мусульманского мира появляются на Западе в результате крестовых походов.

Обратите внимание на особенность положения и развития византийского общества и государства в эпоху средневековья, на подчинение патриарха императору, на роль славянской экспансии в византийской истории.

Рассматривая процесс складывания централизованных государств (на примере Англии и Франции), вспомните о системе прямого (Англия) и непрямого (Франция) вассалитета. Говоря о централизации, рассматривайте ее в двух направлениях: собирание королем власти (возвращение некогда делегированных магнатом или захваченных ими судебной, фискальной, административной власти, стремление королей прекратить феодальные междоусобицы внутри государств, получить преимущественное право созывать рыцарское ополчение) и земель королевства (увеличение королевской вотчины-домена, наследование земель бездетных сеньоров, выгодная династическая политика).

Как вариант развития средневекового государства рекомендуется рассмотреть Германскую империю. Данную проблему следует рассматривать в комплексе, поскольку итальянская политика германских правителей (походы на Рим и подчинение папства), их церковная политика (инвеститура, появление имперской церкви), борьба с итальянскими городами самым тесным образом взаимосвязаны с внутренней политикой.

Студенту следует помнить о католической церкви как о постоянном факторе во внешней или внутренней политике европейских государей. Говоря об XI веке, подумайте, почему этот период называют эпохой «папской революции», и какие черты и результаты Клюнийской реформы могут действительно считаться таковыми.

При изучении системы сословного представительства (Генеральные штаты во Франции и Парламент в Англии) студенту рекомендуется обратить внимание на различия в условиях созыва первых этих собраний, на различие в полномочиях органов сословного представительства в Англии и во Франции.

 

Обязательная литература

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Средневековая Европа. М., 1992. С. 260-284, 487-524, 560-581.

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997. С. 172-220.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 2. М., 1994. С.7-156.

Дополнительная литература

Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М.,1991.

Блок М. Апология истории. М., 1986.

Блок М. Короли-чудотворцы: очерк представлений о сверхестественном характере

королевской власти, распространенный преимущественно во Франции и в Англии. М.,

1998.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.2. Жизнь города и деятельность горожан. М., 1999. С.8-197, 325-338.

Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента. М., 1976. Гл.2-3.

Добиаш-Рождественская О.А. Крестом и мечом. Приключения Ричарда I Львиное Сердце. М., 1991.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1.

С.156-164,186-236, 262-280, 294-305, 317-322, 340-347, 377-381, 423-434,443-461.

Пти-Дютайи, Ш. Феодальная монархия во Франции и Англии. М., 2001.

Фавтье Р. Капетинги и Франция: роль династии в создании государства. СПб., 2001.

Хачатурян Н.А. Сословная монархия во Франции XIII-XV вв. М., 1989. Гл.2.

Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI - XIII вв. (Эпоха, быт, костюм). М., 1978.

 

Контрольные вопросы по теме

1.Каковы основные черты средневекового города?

2.Причины крестовых походов.

3.Каковы основные черты византийского общества и государства в XI-XIII вв.?

4.Значение Великой Хартии вольностей для истории Англии.

5.Какие цели преследовала итальянская политика германских императоров

в X-XIII вв.

6.Основные черты рыцарского идеала в эпоху средневековья.

7.Какие факторы жизни средневековой Европы способствовали появлению нищенствующих орденов?

8.Какую роль в истории католической церкви сыграли эпохи «Авиньонского пленения пап» и Великой схизмы?

 

Позднее средневековье

 

Изучая период XIY-XY вв. - “осени средневековья”, студентам следует обратить внимание на новые явления в жизни средневекового общества: появление гуманистической идеологии, начало процесса формирования национальных государств, генезис мануфактурного производства, а также завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове, упадок и гибель Византийской империи.

Подумайте, почему Столетняя война (1337-1453) считается первым межгосударственным конфликтом.

Характеризуя ситуацию в итальянских государствах, студенту следует уяснить значение “синьории” и ее специфику, когда капитаны народа (командиры цехового ополчения) становились правителями города с наследственной властью. При этом студентам рекомендуется рассмотреть историю возвышения банкирского дома Медичи во Флоренции, чтобы видеть различные варианты синьории.

Говоря о значении эпохи средневековья в истории человечества, студент должен постараться рассуждать не только о культуре средневековья, но показать знание отдельных персоналий и явлений.

Рассуждая об особенностях культуры позднего средневековья, следует отметить готический стиль в архитектуре, превращение Бургундии времени Карла Смелого в один из крупнейших художественных центров Европы, развитие городской литературы как проявление роста самосознания бюргерства, наметившийся упадок куртуазного романа.

 

Обязательная литература

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т.2. Средневековая Европа. М., 1992 С.524-546, 623-697.

История мировой культуры: Наследие Запада. М., 1998. С.210-319.

История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. М., 1997.С.302-452.

Средневековая Европа глазами современников и историков. Часть 3. Средневековый

человек и его мир. М., 1994. 395 с.

Дополнительная литература

Басовская Н.И. Столетняя война: Леопард против лилии. М., 2002.

История средних веков /Под ред. З.В. Удальцовой. Т. 1-2. М., 1990-1991. Т. 1. С.237-261,

281-293, 306-316, 323-339, 348-351, 382-392. 396-397.

Рутенбург В. И. Итальянский город от раннего средневековья до Возрождения. Л., 1987.

Хёйзинга Й. Осень средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм

мышления в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М., 1987, 1995.

 

Контрольные вопросы по теме

1.Каковы основные причины Столетней войны?

2.Итоги Столетней войны для Франции

4.Что означало для Европы падение Византии в 1453 г.?

5.Какое событие в средневековой истории показалось Вам наиболее интересным? Почему?

6.Кто из правителей средневековой Европы запомнился Вам больше всего? Почему?

7.Роль эпохи средневековья в истории человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.042 с.)