Происхождение ,сущность. Отличительные признаки и атрибуты государства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение ,сущность. Отличительные признаки и атрибуты государства.



Происхождение ,сущность. Отличительные признаки и атрибуты государства.

Признаки, функции, формы государства
Основные теории происхождения государства:
• Теологическая - государство сотворено Богом: правитель подчинен Божественной воле;
• Классовая - государство продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов ;
• Патриархальная - государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
• Договорная (естественно-правовая ) - государство - продукт договора между людьми о защите их естественных прав:
• Теория насилия) государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных .

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения.
• Внутренние
1. Политическая →обеспечение народовластия и гос. суверенитет
2. Экономическая→государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация)
3 . Социальная →осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.
4. Идеологическая → воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей
• Внешние
1. Участие в решении глобальных
проблем
2. Обеспечение национальной безопасности
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества ...
4. Отстаивание государственных ннтересов в международных отношениях
Признаки государства:
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)
2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особой аппарат власти и управления)
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)
5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, выпуск денег.
6. Обязательность в членстве государства.
7. Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
8. Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)

Основные ветви государственной власти и принцип разделения властей.

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой

Формы государственного правления.

Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в государстве. Формы правления делятся на монархии и республики.
В монархии источником власти является одно лицо. Оно получает свой пост по на-следству.
Монархии делятся на абсолютные и конституционные. В Абсолютной монархии – власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. (Саудовская Аравия, Катар, Оман). При конституционной монархии власть главы государства ограничена законом. Конституционная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую. В дуалистической монархии – власть монархии ограничена парламентом в законодательной области. Парламентская монархия-власть монарха ограничена в законодательной сфера парламентом, а в исполнительной правительством “монарх царствует, но не управляет”. В республике- верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Выделяют 3 вида республик:парламентская, президентская и смешанная. В парламентской республике - во главе гос-ва стоит выборное должностное лицо, правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность ему, а не перед главой гос-ва. Президентская республика – во главе гос-ва стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и соединяющий в одном лице полномочия главы гос-ва и главы исполнительной власти.

15. Формы административно-территориального устройства государства.
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности.

Всякие перекосы здесь достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность её действий в данной сфере – путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства, при которой естественное стремление регионов к суверенностине будет создавать угрозу целостности России. Первые шаги на этом пути уже сделаны при подготовке и принятии Федеративного договора и Конституции РФ.

Российское государство – самобытная, уникальная федерация, построенная на договорно-конституционном правовом фундаменте. Это отражено в первой статье нашей Конституции, принятой в 1993 году. Механизмом регулирования и самостройки федеративных отношений выступают двусторонние договоры между органами федеральной власти и субъектами Федерации (например, с Республикой Татарстан) о разграничении предметов ведения и полномочий. Немало особенностей и проблем порождает противоречивость двух изначально заложенных в основу государственного устройства России принципов: национально-территориального (республики, автономная область, автономные округа) и административно-территориального (края, области, города федерального значения). Да и по количеству субъектов Российская Федерация занимает первое место в мире. Большое число таких субъектов может привести к неуправляемому качеству.

Необходимая децентрализация и растущая самостоятельность регионов уравновешивается заложенными в Конституции базовыми принципами, которые гарантируют:

· незыблемость территориальной целостности государства;

· равноправие членов Федерации между собой и по отношении к федеральным органам государственной власти;

· единство основ государственного строя (соблюдение каждым регионом таких основополагающих принципов, как народовластие, разделение властей, многопартийность, равные избирательные права граждан);

· свободу передвижения людей, распространения информации, перемещения товаров и денег по всей территории государства;

· верховенство федерального законодательства;

· недопустимость действий, направленных на одностороннее изменение статусов членов Федерации.

Конституция в ст. 71-73 разграничила предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов на 3 группы:

1) предметы ведения Федерации;

2) предметы ведения субъектов Федерации;

3) предметы совместного ведения Федерации и её субъектов.

Гармонизация федеральных отношений требует гибкой политики межнационального согласия. В этих целях разрабатывается концепция государственной политики России по предотвращению и урегулированию межнациональных конфликтов, в основу которого будет положен принцип приоритетности мирных политических средств разрешения возникающих противоречий.

Политический процесс.

ПРОЦЕСС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — осуществление политики в общественном пространстве и историческом времени. Пространственно-временная локализация политического процесса может охватывать все время существования политики, тогда он понимается как панхроническое социальное явление. Конкретизация этого понятия позволяет выделить политические процессы отдельной эпохи, отдельной страны, какого-либо политического института (см. Институт политический) и т. д. вплоть до политического процесса в рамках решения той или иной политической задачи.

Содержание, структура политического процесса, его динамика, результативность характеризуют общество, его политический облик, уровень и стадию исторического развития. Сами политические процессы также существенно различаются по историческим типам — политические процессы античного общества, феодальной эпохи, республиканского и монархического, древнего и современного демократического устройства и т. д. Политический процесс развертывается в соответствующем типе общества со всеми его историческими, национальными, культурными и иными характеристиками и во взаимодействии с др. общественными процессами — экономическим, юридическим, научно-познавательным, культурным. Такая многофакторная обусловленность политического процесса определяет характер его субъектов и исполнителей, прямые и обратные связи между ними и окружением, выбор целей и средств, места и времени его осуществления.

Политический процесс дискретен. В конкретных формах он начинается с замысла и целеполагания, которое включает идеализацию цели, т. е. представления ее в наиболее полном и совершенном виде, затем такую же идеализацию субъектов, исполнителей, средств, ресурсов, места и сроков осуществления, поведения окружения и др. компонентов конкретного политического процесса. На этой основе формируется политический проект утопического типа, все характеристики которого идеальны, включая и расчет на полный учет всех зависимых и независимых переменных процесса. Исходя из такого максималистского проекта (напр., стремления создать предельно компетентное и эффективное правительство, которое в кратчайшие сроки решит важнейшие общественные задачи), формируется оптимальный или, чаще, субоптимальный конкретный план политического процесса. Осуществление этого плана протекает как цепь повторяющихся циклов принятия решений и их исполнения, как движение через промежуточные цели к основной конечной. В этом движении постоянно проверяется и устанавливается взаимное соответствие элементов политического процесса: средств и целей, средств и исполнителей и т. д.

Вероятностный и предельный характер политического процесса проявляется в степени его управляемости, в степени его исполнимости, в его итоговых результатах и в конечном счете в его реальности, в вероятности того, что он не окажется утопическим, подавленным независимыми переменными, случайными событиями и непознанными факторами.

Политический процесс — это динамический компонент политической системы общества, или политическая система в движении и действии. Его функциональный смысл состоит в решении политических и — шире — общественных задач, но он и сам представляет собой один из важнейших объектов общественного внимания, направленного на его совершенствование.

35. мировая политика и ее субъекты.Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества. В современной мировой политике действует огромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остается взгляд, что основными субъектами мировой политики являются государства и группы (союзы) государств. Однако сегодня обозначилась объективная тенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международных отношениях становятся международные организации. Они обычно разделяются на межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.
Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с согласованием их интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире.Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.
Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами и в надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов.
Ведущая роль политики в международных отношениях обусловлена следующими факторами: Во-первых, субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международнымипроцессами. Во-вторых, международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования. В-третьих, как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху. В-четвертых, все большее значениеприобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами – с другой.
Международная политика имеет двойственный характер: защищая и реализуя собственные интересы, любой субъект международных отношений должен учитывать в той или иной мере интересы других государств, мирового сообщества. Соответственно, мировая политика выступает как производная от борьбы ее субъектов за свои (национальные) интересы, а также назревшие и актуальные общие цели и задачи, стоящие перед всем человечеством. В ее основе – борьба за власть и влияние в мировом сообществе

36. геополитика как политическая концепция. Геополитика (сокр. от географическая политика; греч. γη — земля + πολιτική — государственные или общественные дела) — наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений. Относится к роду общественно-географических наук, являясь частью политической географии.

Различают традиционную геополитику, новую геополитику (геоэкономику) и новейшую геополитику (геофилософию)[1]. Традиционная геополитика делает акцент на военно-политическуюмощь государства и доминирующую роль географических факторов в захвате чужих территорий, являясь (по Хаусхоферу) «географическим разумом» государства.[2] Геоэкономика, в отличие от традиционной геополитики, делает акцент на экономической мощи государства. Новейшая геополитика, в которой доминирует сила духа над военной и экономической мощью, способствует преодолению традиционного географического и экономического детерминизма за счёт расширения базисных факторов, определяющих поведение государств в международных отношениях[

Концепция геополитики возникла в конце XIX — начале XX века, в первых работах употреблялось выражение «политическая география»[источник не указан 812 дней]. Термин «геополитика» ввел в обращение шведский политолог и государствовед Рудольф Челлен (Rudolf Kjellen) (1864—1922) под влиянием немецкого географа Фридриха Ратцеля, который в 1897 годуопубликовал книгу «Politische Geographie» («Политическая география»). Впервые он употребил термин в 1899 году, но широкую известность он приобрёл после выхода книги «Государство как организм» (1916) Наряду с Челленом классиками геополитической науки считаются британский географ и политик Х.Маккиндер (1861—1947), американский историк морской стратегии А.Мэхэн (1840—1914), германский географ, зачинатель политической географии Ф. Ратцель (1844—1901), германский исследователь К.Хаусхофер (1869—1946), американский исследователь международных отношений И.Спайкмэн (1893—1944).

Со второй половины XX века предметом рассмотрения геополитики стали прежде всего такие явления и понятия стратегической географии как холодная война, военно-стратегический паритет, позже также — глобализация, многополярный мир, а также в широкий обиход вошли понятия сверхдержава, великая, региональная, ядерная, космическая, экономическая, спортивная держава применительно к государствам, выделяющимся по комплексу или отдельной характеристике и имеющим влияние на другие страны.

Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством территориальных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над территорией — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей между свойствами территории и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей. Методологическим ядром геополитики при этом является «моделирование» на общепланетарном уровне, хотя в составе этой научной дисциплины существуют и региональные и локальные разделы, например, исследование границ, проблем спорных территорий, межгосударственных конфликтов и т. п. Тем не менее региональные и локальные проблемы могут успешно исследоваться только в контексте указанного методологического ядра, то есть следуя от общего к частному.[3]

В научных кругах геополитика предполагает географический, исторический и социологический анализ вопросов, связанных с политикой и территориальными структурами на различных уровнях (от государственного до международного). При этом рассматриваются политическое, экономическое и стратегическое значение географии, в зависимости от местоположения, размера, функции и взаимоотношения местностей и ресурсов

Происхождение ,сущность. Отличительные признаки и атрибуты государства.

Признаки, функции, формы государства
Основные теории происхождения государства:
• Теологическая - государство сотворено Богом: правитель подчинен Божественной воле;
• Классовая - государство продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов ;
• Патриархальная - государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;
• Договорная (естественно-правовая ) - государство - продукт договора между людьми о защите их естественных прав:
• Теория насилия) государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных .

Государство – особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения.
• Внутренние
1. Политическая →обеспечение народовластия и гос. суверенитет
2. Экономическая→государство регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация)
3 . Социальная →осуществление государством программы развития образования и здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры.
4. Идеологическая → воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей
• Внешние
1. Участие в решении глобальных
проблем
2. Обеспечение национальной безопасности
3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества ...
4. Отстаивание государственных ннтересов в международных отношениях
Признаки государства:
1. Территориальная организация власти (институт гражданства, государственная граница)
2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особой аппарат власти и управления)
3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри страны и его независимость во внешних отношениях)
4. Принудительный характер власти (применение насилия в целях исполнения принимаемых государством решений)
5. Исключительные права на взимание налогов и сборов с населения, выпуск денег.
6. Обязательность в членстве государства.
7. Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.
8. Наличие государственной символики (гимн, герб, флаг)



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.235.216 (0.013 с.)