Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование личностного общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По-другому должны строиться занятия, направленные на формирование личностного общения. На них важно создавать условия, заставляющие ребенка оценить и осознать свои и чужие действия и поступки. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных предметных действиях. Здесь подходит любая продуктивная деятельность: рисование, лепка, конструирование, аппликация. Давая нескольким детям конкретное задание (например, нарисовать птичку или вырезать домик), воспитатель может затем попросить каждого оценить свой рисунок, рисунки товарищей, выбрать лучшие, отметить недостатки, усилия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы привлечь внимание детей к оценке их собственных умений и достижений в хорошо знакомой им деятельности. Здесь важно, чтобы они научились более или менее объективно сравнивать собственные умения с умениями других, формулировать иобосновывать свои оценки, сопоставлять свое мнение с мнениями товарищи. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности, но не навязывать его как единственное и не подавлять инициативу дошкольников. В дальнейшем это умение высказывать и обосновывать свое мнение, сравнивать себя с другими нужно наполнять личностным содержанием. Последующие занятия лучше проводить индивидуально. Желательно начинать с чтения и обсуждения книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут служить рассказы для детей Л.Н.Толстого или сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Воспитатель может спросить своего юного собеседника, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. После этого можно предложить дошкольнику другую историю для обсуждения. Важно, чтобы ребенок сам попытался осмыслить и оценить человеческие поступки и отношения. Постепенно можно переводить беседу от книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни данного ребенка и окружающих его детей. Так, можно спросить, кого из его друзей напоминают ему персонажи книги, как бы он поступил в той или иной ситуации. Иными словами, взрослый должен показать ребенку, что в окружающей его жизни, в его отношениях с людьми можно увидеть те же проблемы, что и в прочитанных книжках. При этом взрослый должен не только спрашивать, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих, в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых. Как и в случае формирования познавательного общения, важно, чтобы тема разговора оставалась постоянной на протяжении всего занятия. Это особенно трудно для пяти-шестилетних детей. Если в предыдущем случае эта тема удерживалась наглядным материалом (картинки, иллюстрации), то в беседе на личностные темы такой наглядной опоры нет и быть не может. Поэтому воспитатель должен заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он мог узнать в себе и в окружающих. Это могут быть темы о людских качествах (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма), о различных профессиях и о тех качествах и умениях, которых требуют профессии врача, учителя, артиста. Продолжительность такой беседы должен определять сам ребенок. Если воспитатель почувствует, что ребенок тяготится разговором и не может им заинтересоваться, лучше прекратить такое занятие или перевести его в игру. Формирование личностного общения должно происходить не только на специально организованных занятиях. Оно может включаться в повседневную жизнь, в игру, занятия, общение с друзьями. Но для этого воспитатель должен постоянно обращать внимание ребенка на самого себя, на свою внутреннюю жизнь: что ты делаешь сейчас, какое у тебя настроение, почему ты так сделал (или сказал) и т.д. Задавая подобные вопросы, взрослый дает возможность дошкольнику заглянуть в себя, попытаться осознать и оценить свои действия, отношения, намерения. Значение этих вопросов (и, конечно же, ответов) состоит даже не в том, что они выявляют какие-то уже сложившиеся отношения и намерения, а в том, что эти вопросы заставляют малыша задуматься о себе, сформулировать, а значит, во многом и сформировать свое собственное отношение, намерение, действие. Опыт показывает, что 2-3 месяца такой работы приводят, как правило, к формированию способности к речевому личностному общению. Итак, мы рассказали о возможных и проверенных на практике способах выявления и формирования наиболее сложных для дошкольников видов общения со взрослым. Описанные приемы не являются единственно возможными, поскольку каждый раз приходится учитывать особенности конкретного ребенка. Но хотелось бы еще раз подчеркнуть важность педагогической работы, направленной на развитие общения ребенка со взрослым. Ведь развивая общение, взрослый не просто учит ребенка новым видам взаимодействия с другими людьми, не просто облегчает его контакты с окружающими, но и формирует его духовную жизнь, представления осебе и о других, открывает ему новые грани внешнего и внутреннего мира. Вопросы и задания 1.Что такое «форма общения» и каковы ее структурные компоненты?' 2.Какие формы общения соответствуют различным возрастным этапам развития ребенка от рождения до семи лет? 3.Попробуйте осуществить с детьми трех, пяти и шести лет ситуации, моделирующие различные формы общения. 4.Оцените в условных баллах (от 0 до 3) количественную выраженность всех показателей общения в разных ситуациях. Составьте для каждого ребенка протокол ваших наблюдений по следующей схеме:
5.На основании полученных данных определите уровень развития общения ребенка со взрослым. 6.Попытайтесь провести с отдельными детьми коррекционную работу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.2.111 (0.007 с.) |