Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем



Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.

Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий - четвертому и т.д. Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

Эхо

Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая -Эхо. Первая группа гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р» и т.д. Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых звуков, т.е. показывать, кону из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разных местах комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно в точности воспроизводило их.

Эту же игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и «Зеркало», которое может одновременно отражать не только движения, но и звуки.

Бабушка Молотя

Это очень веселая хороводная игра, в которой один из детей (водящий) должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные - его повторить. В игре достигается не только согласованность движений, но и единство в создании образа и настроения.

Дети вместе со взрослым становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий «Бабушку Маланью» (на него можно надеть платочек или фартучек). Дети в кругу вместе с воспитателем начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

 

 

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать и поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или заплакать. Движения могут сопровождаться возгласами, передающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

 

Волны

Дети садятся в круг, а воспитатель предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, - говорит он, - потому что в море волны, и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые.

После такой тренировки воспитатель предлагает всем детям по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, а волны по одной подбегают к нему и ласково поглаживают его. Когда все волны погладят купальщика, он превращается в волну, а в море ныряет следующий.

Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. В следующей игре такая общность переживаний создается особенно ощутимо, потому что это чувство опасности.

Утка с утятами

В игре участвуют мама-утка (лучше сначала на эту роль выбрать популярного ребенка), маленькие утята (4-5 детей) и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет взрослый). Сначала мама-утка с утятами греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть утят. Мама-утка должна укрыть, спрятать своих детей, защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любую другую чистую ткань, чтобы дети могли спрятаться под ней. Спрятанного утенка коршун украсть не сможет. Когда все утята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама-утка выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

В этой игре важно создать яркую воображаемую ситуацию, чтобы дети смогли вжиться в свои роли и почувствовать угрожающую опасность. В последующих играх роль мамы-утки можно поручать непопулярному ребенку, чтобы он получил возможность заботиться о других.

Следующая задача коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в игровых затруднительных обстоятельствах. Такая поддержка и помощь другим, даже если они стимулируются всего лишь правилами игры, позволяют ребенку получить удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что он может принести радость сверстникам. Взаимная забота и участие в нуждах партнеров объединяют детей и создают чувство причастности друг другу. Эта забота не требует от ребенка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от салочки, помочь беспомощной кукле, старенькой бабушке или уступить дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Приведем несколько примеров таких игр, которые стимулируют взаимопомощь и заботу о других.

Такой игрой могут быть, например, салочки-выручалочки, описанные в предыдущей главе.

Живые куклы

Дети разбиваются на пары несколько необычным способом: им предлагается заглянуть в глаза друг другу и найти себе партнера с тем же цветом глаз, как и у тебя самого. Если это вызовет затруднения, можно им помочь. После того как пары образованы, можно объяснить содержание игры: «Помните: когда вы были маленькие, многие из вас верили, что ваши куклы (зайчики, мишки) живые, что они умеют говорить, просить, бегать. Давайте представим, что один из вас превратился в маленького ребенка, а другой в его куклу - куклу-девочку или куклу-мальчика. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить ее, погулять с ней, но предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующий раз каждая пара может поменяться ролями.

Гномики

Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик должен быть испорчен (не звенеть).

Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу - он может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Дети получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы Коля мог позвенеть им и загадать свое желание?»

Обычно кто-нибудь из детей предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их сочувствие и желание помочь.

На мостике

Перед началом игры создается воображаемая ситуация. Взрослый разделяет всех детей на две группы, разводит их в разные стороны и предлагает представить, что они находятся по разные стороны горного ущелья, но им нужно обязательно перейти на другую сторону. Через ущелье перекинут тонкий мостик (на полу чертится полоска 30-40 см шириной, символизирующая мостик). По мостику могут идти только два человека с разных сторон (иначе мостик перевернется). Задача заключается в том, чтобы пойти одновременно навстречу друг другу и перейти на противоположную сторону, не заступив за черту (иначе упадешь в пропасть). Участники разбиваются на пары и осторожно проходят по мостику навстречу друг другу. Остальные следят за их движением и болеют. Тот, кто наступит за черту, выбывает из игры (падает в пропасть).

Успешное выполнение этой задачи возможно только в том случае, если кто-нибудь из пары уступит дорогу своему партнеру и пропустит его вперед.

Старенькая бабушка

Перед игрой несколько детей (8 или 10) делятся на пары, в которых один берет роль бабушки (дедушки), а другой - внука (внучки). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат (можно завязать им глаза). Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого нужно перевести их через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести их через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу рисуют на полу мелом. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда. Поводырям нужно уберечь старичков от машин, провести через опасную дорогу, показать доктору (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести обратно по той же дороге домой.

На последнем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Нередко формирование межличностных отношений предлагается начинать с совместной деятельности. Однако при враждебном, отчужденном отношении к другому, когда ребенок не видит сверстника, пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность детей не может стать по-настоящему совместной и не может их объединить. Как показывает опыт, общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего продукта. Однако приведенные выше игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят «трудных» детей к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело.

Совместную деятельность лучше сначала организовывать в парах, где непопулярный ребенок имеет возможность работать вместе с популярным. Каждая пара должна создавать свое произведение самостоятельно, по секрету от остальных. Такая организация способствует объединению, побуждает договариваться и согласовывать свои усилия. Причем деятельность должна быть не соревновательного, а продуктивного характера.

Приведем несколько примеров возможных занятий.

Мозаика в парах

Каждая пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Задача заключается в том; чтобы сложить общую картину. Для этого нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнера. По завершении работы каждое произведение показывается всем остальным, и те пытаются догадаться, что изобразили авторы.

Рукавички

Для занятия нужны вырезанные из бумаги рукавички е различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать числу пар участников. Каждому ребенку дается одна вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т.е. рукавичку с точно таким же узором. Когда пара одинаковых рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре дается только три карандаша разного цвета.

Рисуем домики

Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик и рассказать, кто в нем живет.

Здесь приведены лишь несколько сюжетов детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от фантазии воспитателя и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель игр - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Побуждать не призывами и нотациями, а создавая конкретные житейские или игровые ситуации, в которых внимание к другому является необходимым и естественным условием совместной игры. Очень важно также; что приведенные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревновательность. Каждый делает всё по-своему, как считает нужным. Нельзя осуждать детей за эгоизм или невнимательность. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» могут только разъединить их, вызвать отчуждение. Наиболее эффективным способам воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении является не поощрение и порицание взрослого и не приобретение коммуникативных навыков, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобных игр и занятий способствуем достижению этой цели.

Заключение

Мы рассмотрели некоторые игры и занятия, которые способствуют развитию общения детей, могут сделать его более содержательным и выработать коммуникативные навыки. Однако значение данных игр этим не исчерпывается. Пожалуй, главное заключается в том, что подобные занятия способствуют развитию нормальных межличностных отношений между детьми. В отличие от общения; эти отношения не зависят от конкретной ситуации, или содержания разговора, или совместной деятельности. Они являются устойчивой внутренней характеристикой человека и во многом определяют нравственную ценность его личности. По мысли С.Л.Рубинштейна, «сердце человека все соткано из его отношений к другим людям, и то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким отношениям человек стремится и какие отношения он способен устанавливать». Отношения к другим людям не только определяют ценность личности, но и являются главным содержанием ее внутренней жизни, рождают наиболее сильные и значимые переживания. Первый опыт таких отношений, приобретаемый в дошкольном возрасте, становится тем фундаментом, на котором строится личность ребенка, и во многом определяет его дальнейшую судьбу.

Межличностные отношения рассматривались в психологии как избирательные предпочтения, как представления о другом (о его социальных и личностных качествах), как способность к совместной деятельности и пр. Во всех случаях другой человек обычно рассматривается как внешний предмет (оценки, познания или воздействия). Однако такой подход, при котором один человек противостоит другому и выступает как предмет его действия (оценки или познания), не является адекватным для понимания человеческих отношений и достаточным для их описания. Дело в том, что другие люди являются не внешней средой, предметно воспринимаемой человеком, но внутренним содержанием его жизни. Встреча с другим (а значит, и понимание, сопереживание, диалог) возможна лишь в силу того, что этот другой уже живет в сознании человека. Причем этот «внутренний другой» является необходимым основанием сознания и самосознания.

Сложность понимания и воспитания межличностных отношений людей заключается в том, что они основаны на двух противоречивых началах. В первом из них другой является противопоставленным, эмпирическим существом, определяемым через совокупность своих качеств. Эти качества могут стать предметом познания, оценки или использования, поэтому данный аспект отношений можно назвать предметным (или частичным). Второе начало предполагает несводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только субъектом общения и обращения, где выступает как целостная личность. Поэтому данный полюс отношения может быть назван личностным (или целостным).

В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое. Очевидно, что человек не способен жить без познания, оценки и использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведены только к каким-либо конкретным функциям.

Отношение к другому неразрывно связано с отношением человека к себе. Собственное Я также может восприниматься как совокупность конкретных качеств, которые могут быть определены и оценены. Именно в этом контексте, как правило, изучается самосознание ребенка, понимаемое как «образ себя» или «самооценка». Однако данное понимание не исчерпывает всей действительности самосознания. Собственное Я всегда является незавершенным, до конца не определенным и приобщенным к другим людям изнутри. Как и отношение к другому, отношение к себе колеблется между этими двумя пределами, не достигая их до конца. Вместе с тем в сознании человека всегда живет другой, который делает возможным осознание себя и отношение к другому. Таким образом, отношение к себе и к другому можно считать взаимодополнительными сторонами личности человека.

Развитие межличностных отношений ребенка можно представить как сложное переплетение и взаимосменяемость этих двух начал в отношении к себе и к другому. Изменение соотношения предметного и личностного начала в отношении к себе и к другому задают возрастные и индивидуальные варианты личностного развития ребенка.

Исследования возрастного развития отношения к сверстнику на протяжении дошкольного возраста позволили выделить три основных этапа, каждый из которых отражает особенности развивающейся личности дошкольника.

В младшем дошкольном возрасте сверстник еще не является значимым другим для ребенка. В то же время его присутствие повышает общую активность и эмоциональность малыша. С раннего возраста ребенок воспринимает ровесника не как физическое тело, а как похожее на себя существо. Дети радостно обнаруживают общие предметы или черты, охотно воспроизводят движения другого малыша, подражают его звукам, хотя самого сверстника как бы не замечают. «Смотрясь» в сверстника, как в зеркало, ребенок выделяет и объективирует свои отдельные качества.

В середине дошкольного возраста собственное Я ребенка конкретизируется в «предметных» проявлениях: его имущество, преимущества, умения, похвала взрослого начинают оцениваться посредством сверстника и «глазами сверстника». Возникнувшее внутреннее «предметное» отношение к сверстнику в этом возрасте проявляется в противопоставлении себя другому и в конкуренции между детьми. Каждому ребенку необходима уверенность в том, что он самый хороший, самый умелый и красивый. Наиболее простой способ доказать это - сравнение себя с тем, кто рядом и кто так похож на него. Правда, при таком сравнении дети бывают весьма субъективны. Их основная задача - доказать свое превосходство. Для этого подходят и новые тапочки, и похвала воспитателя, и умение бегать или прыгать. Но за всем этим стоит; «Смотри, какой Я хороший». Однако, испытывая острую потребность в признании и восхищении других, дети сами не умеют и не хотят выражать одобрение своим сверстникам. Не стремятся они также и помогать или уступать другим. У многих детей этот этап затягивается, а у некоторых остается на всю жизнь. От этого бесконечные конфликты и проблемы в отношениях с другими людьми.

Причиной детских (и не только детских) конфликтов практически всегда является доминирующая ориентация на оценку и признание других, где эти другие оказываются предметом сравнения и средством самоутверждения. Поэтому вея жизнь превращается в доказательство своего превосходства «ли в обиду, что меня недооценили. У бесконфликтных детей доминирует потребность в сотрудничестве и сопереживании, а оценка себя и другого уходит на второй план.

Преобладание предметного, оценочного отношения к себе является также причиной повышенной тревожности, которая выражается в застенчивости. Главной причиной детской застенчивости является страх оказаться порицаемым, отвергнутым, недооцененным, который существенно отравляет жизнь и самому ребенку и окружающим.

К старшему дошкольному возрасту у многих (но, увы, не у всех) детей появляется новое, личностное начало в отношении к сверстнику, в котором он относит себя другому (т.е. относится к нему) во всей своей и его целостности. При этом взаимодействие детей становится значительно более мирным. Количество и острота детских конфликтов снижается. Зарождается интерес к сверстнику и желание что-то сделать для него. Это проявляется в вопросах («Во что ты играешь?», «Что хочешь делать?», «Тебе понравился мультик?» и пр.), в стремлении обрадовать или рассмешить сверстника, в способности помочь и уступить ему (сделать подарок, играть в его любимую игру, поделиться конфетой). В этом наивном стремлении сделать что-то для другого видны ростки новых отношений между детьми, в центре которых уже не Я, а ТЫ. Эти ростки взрослые должны бережно выращивать и поддерживать, чтобы они не зачахли. Чтобы примитивное и понятное «Смотри, какой Я хороший» не задушило интерес к другому и желание помочь ему.

Дошкольный возраст - еще только начало отношений с другими. Пока еще возможно открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, а как самоценную и значимую личность со своими, но в то же время твоими радостями и трудностями.

Помочь в этом ребенку должны прежде всего близкие взрослые.

Вопросы и задания

1.С помощью каких методик можно выявить положение ребенка в группе сверстников и определить степень его популярности?

2.Используя известные вам социометрические методики, попытайтесь выявить наиболее популярных и отвергаемых детей в группе. Положительные и отрицательные выборы детей зафиксируйте отдельно в протоколе:

Детей, получивших максимальное число отрицательных выборов по всем методикам, можно считать непопулярными (отвергаемыми).

3.Каковы основные этапы коррекционной работы с трудностями общении?

4.Почему такую работу нежелательно начинать с совместной деятельности?

5.Вместе с воспитателем попытайтесь осуществить описанные выше игры в группе старших дошкольников.


Рекомендуемая литература

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для младших дошкольников. - М., 1992.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль, 1996.

Мухина B.C. Психология дошкольника. - М., 1975.

Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред. А.Г. Рузской.- М., 1989.

Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988.

Смирнова Е.О., Калягина Б:А. Особенности отношения к сверстнику у популярных и непопулярных дошкольников // Вопросы психологии. - 1998.-№ 3.

Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М., 1984.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.186 (0.037 с.)