Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каким образом молочный гриб появился в России?

Поиск

Предисловие

 

В начале 90-х вышла моя книга «Грибы, которые лечат». Примерный тираж ее был с допечатками около 300 тысяч. Много? Да, но тогда спрос на книги был огромный, а новые необычные книги разлетались мгновенно. Тут же книга была переведена на несколько языков: эстонский, латышский, болгарский, испанский…

И я на долгие годы забыла о ней, увлекшись грибной тематикой. Ну что такое зооглеи? Три вида грибов: рисовый гриб (морской индийский рис), чайный гриб да молочный тибетский гриб. А шляпочных, настоящих – целое море, и все целебные. Изучай на здоровье и в радость. Хорошо помню, что параллельно с моей книгой вышла книга «Чайный гриб» Хачатряна. Интересная книга, с массой научного материала – очень познавательно и легко написанная.

И вот спустя почти двадцать лет меня попросили снова обратиться к этой теме.

Я отправилась в Интернет. И поняла, что зооглеи не забыты, они пользуются колоссальной популярностью! Масса сайтов, где их продают, обменивают и рекламируют. Масса книг различных авторов, которые они тоже усиленно рекламируют.

И что удивительно (а для меня уже даже не удивительно) – информацию из моей книги они даже не потрудились изменить. Тексты – одни и те же. Иногда с вкраплениями чего-то своего, явно выдуманного. Я бы, может, и не стала огорчаться – ну подумаешь, взяли информацию, перекопировали текст – это же для общего блага, пусть люди знают. Но нигде, ни на одном сайте, ни в одной книге нет даже ссылки на источник, из которого они славно так все перекачали!

Как-то одна моя читательница написала мне письмо: «Я знаю, что вы, Ирина Александровна, – основательница школы фунготерапии в России. Читаю ваши книги. И прихожу в изумление. Интернет сейчас буквально набит сведениями о целебных грибах, о зооглеях. И везде – одни и те же тексты. Ваши тексты. Но без ссылок и упоминания вашей фамилии. У нас так плохо с авторским правом?»

С авторским правом у нас плохо. Но так как я абсолютно не западный человек и считаю, что то, что я пропагандирую, – это способ выжить и быть здоровым для любого человека, поэтому свои книги я отпускаю «на волю» – пусть их копируют, размножают. Это только на пользу. Мне не нужна плата за использование моей информации. Но вот ссылку – обязательно. Потому что я ОТВЕЧАЮ своей со вестью за каждое слово в своих книгах. И это мой труд.

Не труд составителя-редактора, какого-нибудь фрилансера из Таиланда, который кусками ваяет очередную подделку под оздоровительную литературу, а труд исследовательский. Ведь сначала нужно по крохам собрать информацию, а затем ее проверить. Апробировать в лабораториях и институтах. И только потом выпускать информацию на ознакомление!

Эта книга – это уже не простое копирование моего труда в начале 90-х.

За это время мы (это мой коллектив Центра Фунготерапии) ввели уже много методик с использованием целебных шляпочных грибов, и это симбиоз, взаимодействие лечебных методик: молочного гриба и целебных грибов. Уже отработанных и получивших хорошие результаты.

И даже личный опыт. Ведь чем дольше живешь, тем все очевиднее становится: в этой жизни деньги – второстепенное и даже третьестепенное, а самое главное – это ЗДОРОВЬЕ. Твое и твоих близких.

 

А я в свои степенные пенсионные годы могу уже авторитетно сказать: именно грибы (и зооглеи, и целебные грибы) дали мне жизнь без болезней. Давление – как у космонавта, ни одной хронической болезни, и биологический возраст на уровне 35 лет. Чем не показатель?

 

Так что спасибо грибам!

 

И.А. Филиппова,

фунготерапевт

 

Глава 1

Молочный тибетский гриб, он же кефирный гриб, он же…

 

Молочный гриб имеет много разных названий, например, в Белоруссии он известен под названием «гриб индийских йогов», на телевидении в программе Малышевой его назвали «кефирным грибком». В Бельгии его называют «молочный камбуха», что тоже мало соответствует истине, то есть переводится как «молочный чайный гриб». Часто его именуют «тибетский молочный гриб», что, кстати, ближе всего к истине, потому что символ «таинственной целебности» он получил именно оттуда.

Почему «тибетский молочный гриб» – наиболее реальное название?

Дело в том, что цивилизация Тибета в силу географического положения наиболее закрыта и труднодоступна. И там нет наслаиваний других кулинарных изысков. Оригинальность питания и собственные методики «просветления» и «долгожительства» отличны от общемировых.

 

Тибет всегда был окутан таинственностью. Где-то там, в горных ущельях Гималаев, скрыты все земные секреты вечной молодости, абсолютного блаженства, самопознания, смысла бытия и расположены монастыри, в которых живут удивительные люди – тибетские ламы…

Год за годом ламы проводят в медитациях и физическом труде, обеспечивающем их неприхотливое, блаженное существование. Поговаривают, что они живут много сотен лет подряд, что монахи-старцы, которым уже далеко за сотню лет, выглядят не старше сорокалетних мужчин.

На протяжении долгих лет удивительные практики и ритуалы тибетских лам тщательно скрывались от обычных людей. А удивительный божественный молочный гриб скрывался особенно тщательно.

Показательный пример – тибетский чай. Самый удивительный напиток земного шара. Который, кстати, долгое время был секретом тибетских лам. И только спустя семь веков (!) стал обычаем среди народности Тибета.

 

Часуйма – напиток, популярный среди тибетцев и некоторых других народов Юго-Западного Китая. В его состав входит чай, молоко, масло яка и соль.

 

Этот напиток является важной частью повседневного рациона тибетцев. Каждый житель Тибета выпивает в среднем 5–6 чашек в день. Чайные листья варятся в молоке яка на протяжении нескольких часов, затем напиток наливается в донмо – специальную небольшую маслобойку для чая – вместе с топленым маслом яка и солью, после чего сбивается до однородной густой консистенции.

Чай – чайные листья – вошли в культуру Тибета примерно в VI веке нашей эры. Как подарок тибетскому ламе. И тогда же в монастырях чайные листья ввели в своеобразный рецепт. И убедились в неоспоримых достоинствах.

Но засекречивать все – это любимое занятие тибетцев. Только через семь веков – в XIII веке – этот рецепт стал достоянием обычного люда. Потому что так решили правители: народ тоже должен быть здоров и вынослив. Но вот подобен богам он быть не должен.

И долгожительство лам и тибетских монахов ему не нужно.

 

Поразительно, но факт: в тибетской пищевой культуре нет кефира, нет сметаны. Простокваша не пользуется особой популярностью. Творог из молока яка используется достаточно мало и скудно. Сыр им незнаком. Вероятно, причина в том, что нет излишка молока. И все молоко уходит только на топленое масло. Но то, что у тибетских лам и особо посвященных монахов был свой рацион, – это неоспоримо.

Самые интересные воспоминания о Тибете или Шамбале оставил, конечно, Джордж Богль. В 1744 г. он прибыл в Шигадзе для исследования рынка для британской Ост-Индской компании. И остался там на долгое время – породнился с панчен-ламой в монастыре Ташилунпо, женившись на вдове его брата. Кстати, Богль научил тибетцев сажать картофель, что явно расширило их пищевой рацион.

 

«Семена бога», полученные непосредственно из Шамбалы

 

Богль оставил много записей, которые расшифровывают до сих пор. Именно по ним определяют размеры Шамбалы и вход в иные миры. И именно он оставил свидетельство о долгожительстве просветленных монахов, которые живут до 300 лет. Причем доживают не согбенными старцами, а вполне работоспособными мужчинами.

В монастырях, по утверждению Богля, ученики, чтобы достичь просветления, питаются особой пищей (просветленным же достаточно усваивать солнечный свет) и закаляют тело.

Рацион питания крайне скуден – молоко яка, сквашенное особыми «семенами Бога», которое по кружке дают утром и вечером, и грязно-зеленоватые катышки засушенного творога из этого сквашенного молока с добавкой «гриба бессмертия – кордицепса». О кордицепсе я более подробно расскажу в конце книги.

На таком рационе в холодном тибетском климате монахи попросту никогда не болеют.

Описал Богль и «семена Бога» – белые крупинки, похожие на творог. Он предположил, что это своеобразная закваска для молока. Но смог только увидеть, потому что даже родственнику самого ламы взять себе, а тем более вывезти за пределы страны было невозможно.

Впоследствии многие путешественники отмечают, что выше всего ценятся два продукта, недоступные обычному люду, – «Семена бога» и гриб кордицепс.

Оставил интересные сведения о «семенах Будды» и бежавший из бухарского плена унтер-офицер Федор Ефремов. Его, обессиленного, выходили в тибетском монастыре.

В первой же редакции своей книги, датируемой 1784 г. (ныне хранится в рукописном отделе Пушкинского Дома), раздел о Тевате (Тибете) был весьма кратким и малосодержательным. Из него русский читатель мог узнать только то, что Ладак («Теват») – это высокогорная страна, торгующая с купцами из Яркенда в Восточном (Китайском) Туркестане, край суровый и дикий. Его жители носят «суконное платье» и «поршни» (кожаные сандалии) на ногах, «рубашек и постелей не имеют, лица и рук не умывают». Основной пищей им служит разбавленное в воде пшеничное толокно (речь, вероятно, идет о «цзамбе»), жилища же их находятся в «косогоре из дикого камня». Религией ладакцев является буддизм («китайская вера»), при этом Ефремов вкратце описал совершаемый ладакскими ламами похоронный обряд и поминки.

Во второй редакции он добавил сведения о житье в монастыре. Там ему давали для восстановления сил питье типа нашей простокваши, но «творимое посредством ритуала с великими секретами». Он также утверждает, что иные монахи на этих эликсирах живут две человеческие жизни.

 

Глава 2

Немного истории о йогурте

 

О самом слове «йогурт» существует множество исторических гипотез. Согласно одной из них, именно предки болгар ввели в употребление кислое молоко в огромной Османской империи. Произошло это так: в 1345 г. на болгар напали сельджукские турки, которые захватили и увели с собой в Малую Азию огромные стада овец и множество болгарских пленников. Эти набеги турки продолжали совершать еще полвека. Из молока овец по пути в Малую Азию болгарские пленники готовили «кисело мляко», которое было их единственной пищей. До тех пор этот продукт питания был неизвестен туркам Малой Азии. В их истории нигде не упоминается о таком продукте, и открыли они его для себя благодаря болгарским пленникам. Это кислое молоко турки стали называть «яурт» – словом, не имеющим ничего общего с «молоком» или «пищей», а скорее происходящим от названия, которое было дано рабам-болгарам – «гяур» (иноверец). Впрочем, историки утверждают, что с середины XIX века до Балканских войн (1912–1913) молочные лавки в Константинополе держали только болгары. Именно эти молочники, поначалу приготавливавшие ферментированное молоко для болгарской общины, постепенно ввели его в употребление и среди турецкого населения.

Именно из Османской империи «кисело мляко» впервые появилось в Западной Европе, причем как лекарство. Король Франции Франциск I (1515–1547) страдал неизлечимым заболеванием желудка. И вот однажды тогдашний союзник короля османский султан Сулейман Великолепный отправил к нему знахаря, который прибыл со стадом из 40 овец. Волшебным средством, излечившим короля, было именно овечье кислое молоко. Прошло немного времени, и этот эликсир стал весьма популярен при французском королевском дворе. Но османский знахарь сохранил в тайне рецепт его приготовления, который придворные врачи безуспешно пытались разгадать. Впрочем, они не располагали достаточным временем, ибо стадо не выдержало холодной французской зимы, и все овцы вымерли. Затем, с течением времени, продукт был предан забвению.

До середины XX века во Франции, как и в большинстве западноевропейских стран, ферментированное молоко продавалось только в аптеках в маленьких дозах как лекарство от проблем с желудком.

Любопытно, что именно эмигранты из Балканских стран и Украины научили французов использовать такое молоко в качестве продукта питания. Поначалу продукт не понравился, людям казалось, что такое ферментированное молоко – это скисшее сырое молоко, и они не могли понять, зачем платить деньги за «испорченный» продукт.

Но благодаря превосходным пищеварительным и вкусовым качествам у кислого молока постепенно появилось свое место на рынке.

Более того, в 50-х годах во Франции было введено его обязательное присутствие в меню детских садов и школьных столовых. Так возникло индустриальное производство кислого молока в этом государстве, на сегодняшний день, кстати, одном из крупнейших производителей данного продукта. Но то, что во Франции называют «йогуртом», не имеет ничего общего с болгарским «кисел мляком» и его специфическими молочнокислыми бактериями. Если не верите, то поставьте баночку такого «йогурта» в холодильник на месяц и убедитесь, что, несмотря на столь долгий срок, продукт совершенно не испортится, то есть не скиснет, как это произошло бы, будь он с оригинальной живой болгарской бактериальной закваской, которая и дальше ведет свою жизнедеятельность.

Сегодня под понятием болгарское кислое молоко (БКМ) подразумевается ферментировавший под действием симбиотической болгарской закваски из Lacto ba cillus delbrueckii subsp. bulgaricus и Streptococcus thermophilus молочный продукт.

Во время молочнокислой ферментации микрофлора БКМ вызывает глубокие изменения в составе молока. Полученные метаболиты оказывают влияние и ряд положительных эффектов на организм индивида. Исследования показывают, что потребление йогурта оказывает положительное влияние на баланс микробной популяции в кишечном тракте. Под влиянием полученных в ходе ферментации метаболитов из Lactobacillus delbrueckii subsp. bulgaricus и Streptococcus thermophilus прием йогурта приводит к увеличению количества полезной микрофлоры, специфичной для кишечного тракта. Облегчается усвоение лактозы, стимулируется иммунная система и противоопухолевая активность организма.

Болгарское кислое молоко является уникальным молочнокислым продуктом, получившим мировую известность. С глубокой древности оно считается пищей, которая поддерживает здоровье и долголетие людей.

 

«Болгарская палочка» против туберкулезной

 

Стамена Григорова всегда интересовали проблемы туберкулеза. И он был свидетелем, насколько хорошо шло лечение «кислым мляком», которое в большинстве молочных хозяйств заквашивалось «молочным грибом». Как микробиолог он выделяет из заквашенного молока продукт жезнедеятельности молочного гриба – и называет это «болгарской палочкой». И предоставляет статистические данные о результатах лечения туберкулезных больных.

Мечников – в восторге. Его идея о внедрении в кишечник взрослых людей кисломолочных бактерий как антисептического средства нашла подтверждение. Он повторяет опыты студента, базируясь на закваске, привезенной из Болгарии. И мало того, работает над статистикой – в каких странах наибольшее число «столетников»-долгожителей, переваливших за столетний юбилей.

Статистика полностью на стороне Болгарии.

Из тысячи пенсионеров 40 перевалили за столетний рубеж. На Кавказе – 30 долгожителей из тысячи. Остальные страны – намного меньше.

И.И. Мечников верил в целебную силу своей палочки, предохраняющей людей от преждевременной и болезненной старости. Действие болгарской палочки он решил испытать прежде всего на себе.

В то время ему было уже 53 года. Он понимал, что в таком возрасте новый режим не сможет восстановить здоровье, потерянное в результате уже произошедших атрофических процессов, но был убежден, что дальнейшая атрофия будет значительно задержана.

В день своего семидесятилетия он писал: «То, что я дожил до 70 лет в сравнительно удовлетворительном состоянии, я приписываю своей гигиене: более 18 лет я не ем ничего сырого, по возможности засеваю свои кишки молочнокислыми бактериями».

 

Болгарская палочка, выделенная из сквашенного молочным грибом молока, оказалась крайне целебной – она обладает мощным лечебным эффектом при лечении язвенной болезни и гастритов, устраняет боль и нейтрализует кислоты. Отменно помогает она и при лечении дыхательных путей, в частности – туберкулеза.

В 1935 г. доктор Григоров был приглашен в Италию. В санатории по лечению заболеваний дыхательных путей в Милано начал лечение больных туберкулезом. В выпуске газеты «Утро» от 30 апреля 1938 г. была опубликована статья, посвященная неожиданно хорошим результатам при применении метода лечения, разработанного доктором Стаменом Григоровым в итальянском санатории, названном в его честь «Кура булгара» («болгарское лечение»), а исцеленных им больных называли «булгары».

 

В это время в России Мечников выпускает свой препарат на основе болгарской палочки и называет его «МИЛИЛ», то есть по первым буквам своего имени.

Милил пользовался ажиотажным спросом вплоть до самой войны. Его рекламировали газеты, его раскупали в аптеках. Но затем он был надолго забыт – сначала сложная военная, а затем перестроечная обстановка в России.

Но благодаря Мечникову (его авторитету в поддержке мало кому известного студента) началась эра кисломолочных продуктов. Он доказал, что это – реальная помощь организму. А еще стал первооткрывателем культивирования в организме кисломолочных бактерий, доказав, что организм человека эволюционировал вместе с ними «бок о бок».

Сейчас мы имеем огромное количество кисломолочных заквасок со специфическими молочнокислыми бактериями. И думаю, будет небезынтересно узнать, что же нам предлагает цивилизация.

 

Почему сквашивается молоко?

 

Действительно, зачем какой-то молочный гриб, если молоко и так прекрасно прокисает и сквашивается в простоквашу? Но это не совсем верно. Дело в том, что лактобактерий в природе очень много.

Молочнокислые бактерии – это большая группа микроаэрофильных грамположительных микроорганизмов, сбраживающих углеводы с образованием молочной кислоты как одного из основных продуктов.

В природе молочнокислые бактерии встречаются на поверхности растений (например, на листьях, фруктах, овощах, зернах), в молоке, наружных и внутренних эпителиальных покровах человека, животных, птиц, рыб.

Таким образом, помимо своей роли в производстве пищи и кормов, молочнокислые бактерии играют важную роль в живой природе, сельском хозяйстве и нормальной жизнедеятельности человека.

В процессе производства кисломолочных продуктов человек освоил всего несколько штаммов лактобактерий. Большое количество их мы просто не знаем.

Поэтому в простом сквашивании молока ни один ученый никогда не будет уверен, что за лактобактерия участвовала в процессе.

И вкус такой «самопроизвольной» простокваши всегда будет различаться – то она будет несколько кислее, то чуть пригорклой.

Если же используют проверенные чистые штаммы закваски, то вкус простокваши всегда будет примерно одинаков.

 

Отличие йогурта от кефира

 

Для приготовления йогурта используют более сложную закваску, состоящую из чистых культур термофильного стрептококка и болгарской палочки (половина на половину). При нарушении этого соотношения продукт может иметь разнокислый вкус, зернистую структуру или быстро выделить сыворотку.

Исходным продуктом для йогурта является молоко или смесь молока со сливками 6 %-ной жирности. Смесь пастеризуют при 60–70 °C с выдержкой 30 минут, а затем охлаждают до 45 °C и вносят закваску в количестве 2–3 % (а в простоквашу – 5 %). Заквашенное молоко разливают в посуду (обычно стеклянную), где оно сквашивается. Надо иметь в виду, что при активной закваске и температуре 42–45 °C в течение 2–3 часов идет быстрое нарастание кислотности. Чтобы йогурт не получился слишком кислым, его после активной закваски быстро охлаждают.

Правильно приготовленный йогурт имеет приятный молочнокислый вкус и аромат, однородную структуру и достаточно плотную консистенцию. Йогурт быстро снимает чувство голода и утоляет жажду. Рекомендуется людям всех возрастов, особенно пожилым, перенесшим тяжелые заболевания, а также беременным женщинам и кормящим матерям.

Йогурт получил широкое распространение во многих странах мира.

Для нашей страны это сравнительно новый вид кисломолочной продукции.

Однако этот вид простокваши ничем не отличается от вырабатываемой под разными названиями простокваши из буйволиного и овечьего молока в Закавказье. Здесь его изготовляют с давних времен, хотя происхождение закваски неизвестно до сих пор.

Вполне вероятно, что это был «молочный грибок».

Этот кисломолочный продукт местные жители считали «даром небес».

Сухой йогурт закавказцы хранили в мешках и использовали в качестве закваски. Иногда сухой йогурт разводили водой и сразу пили, как освежающий напиток.

При массовом производстве йогурт вырабатывают и из коровьего молока с добавлением сливок и сухого обезжиренного молока.

На Балканах изготавливают жидкий йогурт и пьют как напиток. В других же странах он имеет консистенцию желе или мороженого.

 

В молочном грибе (этом самом сгустке) обнаружены все компоненты, которые сбраживают молоко, и «болгарская палочка» (лактобактерия и стрептококки и т. д., кроме ацидофильной лактобактерии). А продукты его непосредственной закваски могут быть разной «крепости».

Как известно, простокваша и йогурт имеют совершенно незначительное содержание этилового спирта (это как побочный эффект жизнедеятельности лактобактерий и стрептококков). Но вот кефир – уже по содержанию алкоголя – несколько крепче, а кумыс – вообще слабоалкогольный напиток.

 

Из истории кумыса

 

В.И. Даль в своем словаре дает такое определение кумыса: «Кумыс – квашеное кобылье молоко, любимый напиток кочевых племен: его готовят в мехе (большой мех называется саба, малый – турсук, на Кавказе – бурдюк, у русских – козевка), наливая молоко с водою на закваску и сильно пахтая, чтобы молоко до окончания кислого брожения перешло в винное».

Слово «кумыс» происходит от тюркского слова «кумыз», что означает квашеное кобылье молоко.

Приготовление кумыса было известно уже в глубокой древности кочевникам юго-восточной части России и Средней Азии, а также южных причерноморских степных районов.

Первое упоминание о кумысе встречается у древнегреческого историка и путешественника Геродота, жившего еще в V веке до н. э. Он сообщал, что излюбленным напитком скифов-кочевников было кобылье молоко, приготовленное впрок по особому методу.

Как писал Геродот, скифы сбивают кобылье молоко в деревянных чанах, а затем сливают верхние слои, которые считают лучшей частью, в отдельные кадки. Кочевники тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, сурово наказывали: их ослепляли. Многие историки полагают, что кумыс пошел именно от скифов.

Упоминал о кумысе и Марко Поло, живший в 1254–1324 гг., называя его любимым напитком татар и сравнивая с белым вином.

Но к этому времени о кумысе упоминали уже многие источники. Более того, за несколько десятков лет до сообщения Марко Поло в Европе появилось первое подробное описание приготовления кумыса, его вкуса и влияния на человеческий организм, сделанное французом Вильгельмом Рубрикасом, совершившим в 1253 г. путешествие по Татарии.

В своих записках о кумысе он подчеркивал его опьяняющее и мочегонное действие.

Первое упоминание о кумысе в славянских источниках относится к XII веку. Создается впечатление, что после Геродота почти на 17 столетий о кумысе забыли. Это, конечно, не так. После своего появления в глубокой древности и до наших дней кумыс является одним из любимых напитков многих народов, в том числе и ближайших соседей наших предков. Так, татары и монголы пили кумыс задолго до нашествия на Русь. С древних времен кумыс был известен и таким кочевым народам, как казахи, киргизы, башкиры, он стал их национальным напитком.

Национальным напитком был кумыс и для калмыков. Этот богатырский напиток воспет в калмыцком народном эпосе «Джангор».

Далекие предки калмыков, башкир, татар, казахов, туркмен и других народов в условиях кочевой жизни, чтобы сохранить на более длительный срок питательные свойства молока – основного продукта кухни кочевников, выработали такой способ переработки молока, в котором сочетаются сложные биохимические процессы спиртового и молочнокислого брожения.

Кстати, со временем кочевники начали делать кумыс и из молока других животных, в частности верблюдиц и коров. Раньше всего к этому перешли калмыки. Что же касается, например, башкир, то они признавали кумыс только из кобыльего молока, а казахи и туркмены – из молока верблюдиц.

 

Итак, в славянских источниках кумыс впервые упоминается в Ипатьевской летописи за 1182 г., которая свидетельствует, что князю Игорю Северскому удалось бежать из половецкого плена, воспользовавшись тем, что стражники опьянели от выпитого «млечного вина» – так называли кумыс в те далекие времена.

Активным исследователем и пропагандистом кумыса в России был врач Н.В. Постников. В 1858 г. он учредил первое в России кумысолечебное заведение и поставил лечение кумысом на научную основу. Он опубликовал много статей о лечении кумысом, а затем издал в Самаре книги «Кумысолечебное заведение близ г. Самары» и «О кумысе, его свойствах и действии на человеческий организм».

До 1858 г. кумыс знали только по слухам и имели о нем самые туманные представления. Например, полагали, что только тот кумыс производит чудо исцеления, который приготовит грязный башкир в вонючем кожаном мешке (турсуке) и который пьют из башкирского же изделия, чашек. Что только тогда лечение будет действенно, когда больной заедет в глухую степь, будет жить в грязной башкирской кибитке, промачиваемой дождем и сносимой иногда степным вихрем.

 

С легкой руки Постникова слава о целебных свойствах кумыса быстро распространяется не только в России, но и во всей Европе, где уже делались безуспешные попытки приготовления кумыса.

Вслед за Постниковым в 1863 г. Е.Н. Аннаевым была открыта вторая кумысолечебница.

В настоящее время мы, говоря о том периоде (середина XIX века), часто представляем многие заведения, особенно лечебные, как примитивные, грязные, антисанитарные. Были, конечно, и такие. Но были и другие. Вот как описывали современники кумысолечебницу Аннаева: «Место, на котором расположено заведение Аннаева, лежащее в трех верстах от г. Самары, 20 лет тому назад представляло необитаемый крутой берег, как бы нависший над Волгой, а вследствие этого и носящий название Вислый камень. Это одно из живописнейших мест, где теперь раскинут парк с тенистыми аллеями, массой дорожек, беседок и цветочных клумб. В этом парке построены здания и дачи, приспособленные для отдельных лиц и семейств. Заведение украшено большим количеством причудливых беседок, террас, балконов, с которых открывается такой чудесный вид на Волгу, Жигулевские горы и окрестность, что любоваться им едва ли надоест в течение целого лета. Почва парка суглинистая; дорожки, вымощенные камнем, дозволяют кумысникам после самой дождливой погоды делать прогулки. В парке не бывает совсем пыли; обстоятельство очень важное для грудных больных».

В 1868 г., по желанию императрицы, московский купец В.С. Марецкий устроил первое кумысолечебное заведение под Москвой (в нынешних Сокольниках). Кумыс для этой лечебницы готовили в Останкине.

 

Как производят кумыс

 

Кумыс, как и кефир, может быть слабый, средний и старый (крепкий). Слабым считается тот, который разливают в бутылки ранее суток после заквашивания; средним называют суточный кумыс; старым – со дня приготовления которого прошла неделя или более при хранении на льду.

Готовили раньше кумыс в деревянных липовых или дубовых кадках. В сосудах из другого дерева кумыс быстро прокисал.

 

Способы приготовления кумыса.

Способов приготовления кумыса несколько, но все они сводятся к следующему: сначала приготовляют закваску – бродило, смешивают ее с кобыльим молоком и дают постоять.

Затем смешивают ее в прокуренном мехе (по-киргизски «саб») или выдолбленной из одного куска дерева, слегка конической кадке.

Бродилом для получения первого кумыса обычно было разваренное до консистенции каши пшено с постоявшим кобыльим молоком или пшено с солодом (рецепт Н.В. Постникова).

Ну а когда первый кумыс приготовлен, то следующим бродилом служит крепкий кумыс.

Когда бродило готово, приступают к приготовлению самого кумыса. Башкиры берут 1 часть бродила (старого кумыса) и смешивают его с 5 частями свежего парного молока. Смесь эту в течение нескольких минут взбалтывают и оставляют на 3–4 часа бродить. Уже через 4 часа появляются первые признаки брожения: поверхность смеси покрывается слоем маленьких пузырьков. В это время в смесь добавляют еще 4–5 час тей свежего молока, взбалтывают и оставляют стоять 7–8 часов. Затем к смеси снова добавляют 4–5 частей молока и сильно взбалтывают. Часа через 3–4 после второго добавления молока слабый кумыс готов. Он имеет приятный кисловатый вкус, а через 3–4 часа вкус кумыса делается уже кислым, неприятным, с алкогольным запахом. Это уже крепкий кумыс.

 

Для приготовления же среднего, наиболее употребительного кумыса прибегают к подмолаживанию крепкого кумыса путем разбавления его свежим молоком. Иногда такое подмолаживание делается 2–3 раза в день.

Итак, от начала приготовления до получения крепкого кумыса названным способом проходит меньше суток.

Этот процесс можно ускорить или замедлить, повышая или понижая температуру кумыса. Углекислота во время процесса приготовления кумыса улетучивается.

В бутылки кумыс разливают после начала алкогольного брожения и тут же их закупоривают. Дальнейшее брожение происходит в бутылке. Откупоренный кумыс сильно пенится.

 

Углекислота, содержащаяся в кумысе, благо приятно действует при тошноте и рвоте, увеличивает отделение желудочного сока, улучшает аппетит, усиливает перистальтику кишечника. Углекислота обладает также антисептическим эффектом. Всосавшись в кровь, она быстро выводится легкими, производя при этом на них действие, облегчающее отхаркивание мокроты и уменьшающее кровохарканье (при больных легких). Молочная кислота кумыса улучшает пищеварение, а в кишечнике уменьшает брожение, действуя обеззараживающе, подавляя гнилостные бактерии.

Относительно общего физиологического действия кумыса на организм надо сказать, что питье кумыса усиливает обмен веществ в организме, качество этого обмена улучшается, повышаются усвоение пищи и задержка белков.

После кумысолечения пищеварительные органы приходят в норму. Потерянный аппетит при приеме кумыса возвращается. Увеличивается объем дыхательных движений, дыхание становится реже и глубже. Увеличивается наполнение артерий кровью, повышается кровяное давление. Увеличивается общий объем крови, изменяется ее состав: в ней увеличивается количество красных кровяных телец и гемоглобина. Кумыс оказывает мощное мочегонное и потогонное действие. Усиливается отделение в бронхах, разжижается мокрота и активно выводится из организма. Оказывается положительное влияние на нервную систему.

Чаще всего кумысолечение раньше назначалось при легочном туберкулезе, преимущественно на начальной его стадии. Помогает это лечение и при средних формах туберкулеза, во всяком случае, дает облегчение. Но при тяжелых формах туберкулеза кумысолечение не назначали.

Рекомендуется кумыс при анемии, бледной немочи, рахите, при сахарном мочеизнурении, тучности, при нервных болезнях, при первичном катаре желудка и особенно при хроническом катаре кишок и хронических поносах.

Напитком долголетия и здоровья называют кумыс в народе. Он издавна известен народной медицине как лечебное средство при истощающих хронических болезнях.

Хорошо знакомый с бытом кочевников С.Т. Аксаков так писал об оздоровительном значении кумыса: «Весной, как только черноземная степь покроется свежею, ароматною, сочной растительностью, а кобылки, отощавшие за зиму, нагуляют жир, во всех кошах начинается приготовление кумыса, и все, кто может пить, – от грудного младенца до дряхлого старика, – пьют допьяна целительный, благодатный напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки…»

Царский посланник по иностранным делам А.И. Левшин в книге «Описание киргиз-кайсацких орд и степей» отметил, что кумыс по своему составу и благотворному действию на человеческий организм имеет перед другими целебными средствами большие преимущества. «Грудные и чахоточные болезни у киргиз редки».

 

Воспоминания об исцеляющем действии кумыса можно встретить у многих литераторов XIX–XX веков. В 1870 г. в самарских степях лечился Л.Н. Толстой. Сын его, С.Л. Толстой, вспоминает: «Кумыс всегда приносил ему большую пользу. Отец с восторгом рассказывал про свою робинзоновскую жизнь в башкирской кибитке… Отец с удовольствием жил первобытной жизнью».

В 1901 г., находясь на кумысолечении в Андреевском санатории, А.П. Чехов писал: «Пью кумыс, и в одну неделю, можете себе представить, увеличился на 8 фунтов». Спустя пять дней, в другом письме пишет: «Прибавился на 11 фунтов, кумыса пью по 4 бутылки в день».

Лечебные свойства кумыса высоко ценили наши выдающиеся ученые-медики: С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, Н.В. Склифосовский и др. С.П. Боткин называл кумыс «прекрасным средством». Он считал, что приготовление этого напитка должно стать общим достоянием, как приготовление творога, простокваши и др. Вот бы нам сегодня прислушаться к советам великого русского ученого.

 

Из истории кефира

 

По данным А.М. Скородумовой (1961), родиной кефира считается северный склон Кавказского хребта, где у разных племен он существует под различными названиями: кяфир, кэпы, кхагу, чыппэ и многими другими.

Он считался не только прекрасным питательным средством, но также и целебным напитком при многих серьезных болезнях, например чахотке, золотухе, малокровии.

Долголетие кавказских народностей связывают тоже с применением этого кисломолочного напитка.

Сквашивали кефир специальными кефирными зернами – практически полным аналогом молочного тибетского грибка. И даже именовали его также «подарком богов», «пшеном пророка», «зернами Магомета» и т. д.

По мнению Г.С. Инихова (1962), среди кавказских народов существует много легенд о кефире, его происхождении и распространении.

Кефирные грибки назывались кефирными зернами. Они представляют собой небольшие комочки различной формы, серовато-желтого цвета.

Горцы называли эти зерна «пшеном пророка» и приписывали им божественное происхождение.

В течение нескольких столетий горцы Северного Кавказа готовили кефир примитивным способом. Они заливали молоко в бурдюк, вносили туда закваску (сам молочный грибок обычно не вносили – он служил для закваски), завязывали бурдюк, выносили его к дороге напротив дома, и каждый из проходивших мимо по установившемуся обычаю пинал этот бурдюк.

Солнечное тепло создавало определенный температурный режим в бурдюке, а постоянное встряхивание бурдюка способствовало более активному перемешиванию молока с закваской, и брожение в молоке проходило более интенсивно.

Иногда закваску в налитое в бурдюк молоко даже не добавляли. Дело в том, что в складках бурдюка сохранялось какое-то количество кефирных грибков, и они вызывали брожение в новой порции молока.

Поэтому бурдюки и не мыли.

В настоящее время горцы редко применяют бурдюки, чаще же глиняную посуду, в час



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.109 (0.015 с.)