Типовая технология решения социальных проблем



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типовая технология решения социальных проблем



Данная технология предназначена для решения полного цикла работы с клиентом по выявлению его социальной проблемы (проблем) и обеспечению их полного или частичного разрешения с учетом специфики социального учреждения и опыта специалистов.

Типовая структура такой технологии включает пять этапов.

1. Диагностико-прогностический. Этап диагностики объекта, определения его социальных проблем (основной проблемы) и построения прогноза вероятного развития, воспитания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциала объекта как основы разрешения его социальных проблем. Данный этап – начальный. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности специалиста по социальной работе.

2. Этап выбора (разработки) оптимальной технологии. Имея необходимую информацию об индивидуальности клиента и его социальных, психологических проблемах, специалист определяет цель работы с ним. Профессиональная компетентность специалиста в области технологий решения различных социальных проблем позволяет ему выбрать одну их них как наиболее оптимальную для конкретной ситуации. Эта технология должна обеспечить наиболее полное достижение прогнозируемой цели. Не случайно такие технологии называют целевыми. Они являются основными, функциональными, по которым определяют название всей общей социальной технологии – это технология индивидуального развития, коррекции, социальной реабилитации, адаптации и пр.

Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий социальной работы с клиентом; индивидуализацию имеющейся технологии с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствующей потребностям клиента, возможностям специалиста и ситуации практической реализации.

3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии.Необходим для выявления материальных, технических, организационных и методических аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективности реализации выбранной (разработанной) социальной технологии. Он позволяет предупредить возможные сложности реализации и обеспечить эффективность и качество всей социальной работы с клиентом.

4. Реализационный, деятельностный. Основной этап, ради которого предусматривался и проводился весь комплекс предшествующих мер. Эффективность и качество реализации технологии во многом зависит также от личности специалиста, осуществляющего его, и от ситуации (места) практической работы.

5. Экспертно-оценочный. Этап, который позволяет оценить результат реализации социальной технологии и всей выполняемой работы и проанализировать ее.

 

 

Технология решения социальной проблемы клиента

ССР Клиент Социум
оценивание ситуации   прогнозирование и проектирование   составление индивидуальной программы самоактуализация (самооценивание и постановка собственной цели) а. законодательная база   б.учреждение     в. специалист
реализация программы   коррекция обретение социального опыта (социальное научение) самокоррекция а. законодательная база и подзаконные акты б. учреждение (и его взаимодействие с др.учреждениями) в. специалисты, привлекаемые к решению социального затруднения
1. контроль-анализ собственной проф. деятельности 2. контроль-анализ самостоятельности клиента 3. контроль-анализ социальной ситуации самореализация (относительно самостоятельные действия) а. стабильность нормативно-правового обеспечения б.реально привлеченные др.учреждения   в.команда специалистов, принимавшая участие в решении затруднения

 

Примечание: после таблицы приводятся выводы и рекомендации.

Приложение 2

Краткая характеристика эмпирических методов, используемых в социальной работе

 

При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновиднос­ти (они указаны в скобках):

• опрос (анкетирование и интервьюирование),

• анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]),

• наблюдение (не включенное и включенное),

• эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

ЧТО ТАКОЕ ОПРОС?

Искусство опроса состоит, в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, вра­чи, следователи, учителя.

Чем же тогда отличается от них социологический опрос?

Первая отличительная черта – количество опрошенных. Названные выше специалисты имеют дело, как правило, с одним человеком. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и лишь, затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Почему он так поступает? Когда опрашивают одного человека, то получают личное мнение. Для журналиста, интервьюирующего эстрадную звезду; врача, определяющего диагноз на основании слов пациента; следователя, доискивающегося до причин гибели человека, большего и не надо. Им необходимо именно личное мнение опрашиваемого. Напротив, социолог, опрашивающий множество людей, интересуется общественным мнением. Индивидуальные отклонения, субъективные предубеждения, предрассудки, ошибочные суждения, намеренные искажения, если их обработать статис­тически — взаимопогашаются. В результате социолог получает, усредненную картину реальности. Вот почему в социологической анкете не требуют указывать свою фамилию, имя и отчество, адрес. Она анонимная. Итак, социолог, получая статистическую информацию, выявляет со­циальные типы личности.

Вторая отличительная черта – достоверность и объективность. Она тесно связана с первой: опрашивая сотни и тысячи людей, социолог получает возможность обрабатывать данные математи­чески. Он усредняет разнообразные мнения и в результате полу­чает гораздо более достоверную информацию, нежели журна­лист. Ее можно назвать даже объективной, если строго соблюдены все научно-методические требования. Хотя получена она на основе субъективных мнений.

Третья отличительная черта – цель опроса. Врач, журналист или следователь вовсе не стремятся к обобщенной информации, они выясняют то, что отличает одного человека от другого. Ко­нечно, все они стремятся к правде, добиваясь правды от опра­шиваемого: следователь в большей степени, журналист, которо­му заказали сенсационный материал, в меньшей. Но ни один из них не нацелен на расширение научного знания, обогащение науки, выяснение истины.

Полученные социологами данные о закономерностях связи труда инженеров с отношением к работе и формой досуга осво­бодят его коллег от необходимости еще раз проводить обследова­ние. Если подтвердилось, что разнообразный труд (инженер) влечет разнообразный досуг, а однообразный труд (рабочий на конвейере) связан с однообразным, бессодержательным вре­мяпрепровождением (выпивка, сон, просмотр телепередач), и такая связь теоретически доказана, то мы получим научный факт. Он универсален и всеобщ.

анкетирование. Это самый распространенный в социологии метод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респон­дентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно запол­нить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям ис­следования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точ­но. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Виды вопросов. Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение. Например:

Каков доход на одного человека в вашей семье? _______

В закрытых после текста вопроса социолог предлагает не­сколько альтернатив. Пример:

Каков доход на одного человека в вашей семье?

1. До 100 рублей

2. От 101 до 500 рублей

3.0т 501 до 1 000 рублей

4. Свыше 1 000 рублей

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компьютере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые ис­пользуются там, где эти знания ограничены и исследование про­водится с разведывательной целью.

ВИДЫ ОПРОСА

В социологии различают два типа анкетного опроса – сплошной и выборочный.

Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны.

С начала XIX века переписи населения проводятся в европей­ских странах, а сегодня они используются повсеместно. Они дают бесценную информацию, но стоят безумно дорого. Даже богатые страны могут позволить себе подобную роскошь раз в 10 лет. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны — самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участни­ки афганской войны, все ветераны войны, все жители неболь­шого города. Если опрос проводится на таких объектах, он также называется сплошным. Эта разновидность используется на практи­ке чаще переписей. Именно к ней обычно применяют наимено­вание сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятель­ный вид.

Выборочное обследование. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность. Что она из себя представляет? Она – уменьшенная копия генераль­ной совокупности.

генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить.

выборочной совокупностью называют множество людей, кото­рых социолог опрашивает.

В сплошном опросе они совпадают, в выборочном расходятся. Институт Гэллапа в США регулярно опрашивает 1,5–2 тысячи человек, получает достоверные данные обо всем населении. Ошибка не превышает нескольких процентов. Также ведут себя отечественные социологи. Кого относить к генеральной совокупности, определяют цели исследования, а кого включать в выборочную совокупность, решают математические методы.

Если социолог намеревается выявить отношение пожилых людей к степент собственной социальной защищенности, в генеральную совокупность войдут все пожилые люди, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность. Для того чтобы выборка точ­но отражала генеральную совокупность, социолог придержива­ется правила: любой пожилой человек, независимо от места житель­ства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих их поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выборочную совокупность.

Социолог не имеет права опрашивать специально подобран­ных, первых встречных или наиболее доступных респондентов. Право имеет вероятностный механизм отбора, специальные ма­тематические процедуры, обеспечивающие наибольшую объек­тивность. Считается, что случайный метод — наилучший способ отобрать типичных представителей генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики изучаемой (гене­ральной) совокупности называется репрезентативностью. Расхождение между ними, отклонение одной от другой называется ошибкой РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ.

За редким исключением социолог намеренно запускает ее, чаще она появляется из-за того, что ему плохо известна структу­ра генеральной совокупности распределения людей по возрасту, профессии, доходам и т.д.

ИНТЕРВЬЮ

Оно является вторым по популярности методом в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в ин­тервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называютинтер­вьюером.

Когда формулировки вопросов и их порядок строго фиксированы, и интервьюер не имеет права от них отклоняться, речь идет стандартизированном интервью. Оно мало чем отличается от анкетирования, недорого и позволяет опросить массу людей. Рас­пространенный пример –телефонные интервью. Когда определе­на тема, план и выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу дела придумывает интервьюер, говорят онестандартизированном интервью. В нем почти все вопросы открытые, и напоминает оно журналистский опрос. Его результаты практически не поддаются статистической обработке. Да это и не требуется. Цель нестандартизированного интервью разведывательная: получение информации о незнакомом явлении, углубление проблемы, вы­яснение подробностей, не схваченных в стандартизированном интервью. Естественно, что оно – товар штучный, количество интервьюируемых невелико.

НАБЛЮДЕНИЕ

К нему социологи прибегают еще реже. Считается, что праро­диной и сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, являетсяантропология наука о дописьменных культурах. Ант­ропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочис­ленных народов, племен и общин. Из антропологии в социоло­гию пришла не только методология и методика наблюдений, но и их классификация.

Выделяют две основные разновидности: включенное и невключенное наблюдение.

Если социолог изучает поведение группы людей со сто­роны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Если же он сам стал частью исследуемой группы (участие может быть ано­нимным или неанонимным), то он проводитвключенное наблю­дение. Сфера охвата социологического наблюдения или совпада­ет или уже выходит за сферы действия интервью.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в пси­хологии, физике и химии это главное средство познания. Методо­логия и методика эксперимента пришли в социологию из психо­логии. Когда поставлена цель исследования, например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих, и подготовле­на программа, создают две группы – экспериментальную и конт­рольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в конт­рольной – по-старому. Для чего это нужно?

Новая система оплаты может и не влиять на повышение про­изводительности труда. Даже если последняя выросла, то ученые сомневаются, вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения.

Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество уча­ствующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10 – 15 человек.


Пример составления графика и таблицы

Таблица 1

 

Численность категорий, имеющих право на льготы по ФЗ «О ветеранах»

Категория Количество, чел.
Инвалиды ВОВ
Участники ВОВ
Ветераны боевых действий
Труженики тыла
Жители блокадного Ленинграда
Члены семей погибших участников ВОВ
Ветераны труда
Итого:

 

Приложение Д

Нормативные акты

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

Рис. 2 – Численность категорий, имеющих право на льготы по ФЗ «О ветеранах

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1059; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.008 с.)