Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бухгалтерский и налоговый учет: взаимосвязь и особенности ведения↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной целью ведения бухгалтерского учета является наличие оперативной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации с целью эффективного управления и рационального использования ресурсного потенциала. Для отражения хозяйственных операций в традиционном учете используются бухгалтерские проводки путем двойной записи по дебету и кредиту соответствующих счетов. Налоговый учет ведется параллельно бухгалтерскому и по аналогичным принципам. При этом документы бухгалтерского учета в организации являются базой для осуществления налогового учета. Основная цель налогового учета заключается в правильном и своевременном исчислении и уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных налоговым и бюджетным законодательством. Налоги – это обязательные платежи, которые государство собирает со своих граждан и предприятий. В экономике любого государства есть непроизводственная сфера: образование, медицина, культура, армия, аппарат чиновников, составляющий органы государственного управления. Все эти сферы безусловно важны, но для их содержания нужны средства, поскольку сами они не в состоянии себя содержать. Кроме того, в каждом обществе есть категории граждан, которые не могут содержать себя сами: дети, старики, инвалиды. Заботу об этих людях должно взять на себя государство. Для оплаты затрат на содержание непроизводственной сферы и нетрудоспособных граждан государству нужны средства, которые оно собирает в виде налогов. Налоги и сборы являются основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь» за счет налогов формируется около 85% бюджета. Элементами налоговой системы выступают: - субъект налогообложения (плательщик налога), - объект налогообложения (выручка от реализации продукции, балансовая прибыль, имущество, доходы граждан). - ставка (твердые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные), - источник уплаты (из выручки, из балансовой прибыли, включаемые в себестоимость, из заработной платы), - льготы (предоставление отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы могут устанавливаться в виде уменьшения налоговой базы, применение пониженной ставки налогов, предоставление налогового кредита (отсрочки) и т.д.), - санкции. Виды налогов. По способу взимания налогов: - прямые – платит непосредственно налогоплательщик на доход и имущество (например, налог на прибыль предприятий и подоходный налог граждан), - косвенные – входят в цену товаров и услуг, их оплачивает потребитель (НДС и акцизы), а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Косвенные налоги являются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Недостатки их является то, что их бремя в основном ложится на широкие слои бедного населения, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков. В зависимости от субъекта налогообложения, различают: - налоги с юридических лиц (предприятий) – (например, налог на прибыль), - налоги с физических лиц (граждан) – (например, подоходный налог), - смешанные (с тех и других) – (например, налог на землю, отчисления в фонд социальной защиты). Также различают Республиканские и местные налоги. Республиканскими признаются налоги, установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республике Беларусь. К ним относятся: - налог на добавленную стоимость, - акцизы, - налог на прибыль, - налог на доходы, - подоходный налог с физических лиц. - экологический налог, - налоги с пользователей природных ресурсов, - налог на имущество, - земельный налог, - дорожные налоги и сборы, - таможенная пошлина и таможенные сборы, - гербовый сбор, - оффшорный сбор, - консульский сбор, - государственная пошлина, - регистрационные и лицензионные сборы, - патентные пошлины. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях (налог с розничных продаж, налог на услуги, налог на рекламу, сборы с пользователей, сборы с заготовителей, курортной сбор, транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)). Тема 3.5 Юридическая ответственность в области предпринимательской деятельности и налогообложения 3.5.1 Понятие юридической ответственности. Имущественная ответственность и её виды (пеня, неустойка) Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо, чтобы его участники надлежащим образом исполняли свои обязанности и обязательства. Когда обязанности и обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность, которая рассматривается в двух аспектах. Как правовое установление юридическая ответственность представляет собой реакцию государства на правонарушения в сфере предпринимательских отношений, способ правового регулирования этих отношений посредством возложения на правонарушителя определенных обременений. Во втором аспекте юридическая ответственность представляет собой последствия неисполнения обязанностей в сфере предпринимательской деятельности, обязанность правонарушителя дать отчет о совершенном действии (бездействии) и претерпеть неблагоприятные последствия нарушения нормы хозяйственного законодательства в виде ограничений организационного и имущественного характера. В зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих ответственность субъектов предпринимательской деятельности, различают гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность. Гражданско-правовая ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны кредитора либо государства установленных гражданским законодательством либо договором, имеющая в основном имущественные последствия. Неблагоприятные последствия, предусмотренные имущественными санкциями, выступают в двух основных формах: возмещение убытков и уплата неустойки. Сущность возмещения убытков как формы имущественных санкций заключается в том, что она направлена на восстановление имущественных прав потерпевшего за счет имущества правонарушителя. Законодательство придерживается принципа полного возмещения убытков, т.е. по общему правилу возмещению подлежит как реальный ущерб (фактически понесенные расходы, а также расходы, которые должны были произвести до восстановления своего имущественного положения), так и упущенная выгода (неполученные доходы, которые получил бы субъект предпринимательской деятельности, если бы его права в сфере предпринимательской деятельности не были бы нарушены). Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная договором или законодательством денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. В зависимости от порядка установления различают договорную (устанавливается соглашением сторон правоотношения) и законную (устанавливается в нормативно-правовых актах). Штраф и пеня как разновидности неустойки различаются способом исчисления. Штраф взыскивается однократно в твердой денежной сумме либо в процентах к определенной величине. В хозяйственных отношениях штраф предусматривается за ненадлежащее качество реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг и т.д. Пеня применяется при просрочке исполнения обязательства и исчисляется в процентном отношении к невыполненной части обязательства за каждый день просрочки в отдельности. Пеня взыскивается, например, при просрочке внесения арендных платежей, оплате поставленной продукции, возврате суммы кредита и процентов по нему и т.д. В сфере предпринимательской деятельности в качестве разновидности имущественных санкций применяется безвозмездное изъятие имущества правонарушителя в доход государства. Применение конфискационных санкций возможно только по решению уполномоченных государственных органов. Например, доходы, полученные от деятельности, осуществляемой без государственной регистрации либо на основании недостоверных данных, представленных для государственной регистрации, либо не указанной в учредительных документах; прибыли, незаконно полученная хозяйствующим субъектом в результате злоупотребления доминирующим положением на товарной рынке. Следует обратить внимание на такую форму имущественных санкций, как уплата процентов за неисполнение денежных обязательств. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате подлежат проценты на сумму этих средств (ст.366 ГК). Одни авторы полагают, что указанные проценты представляют собой разновидность убытков, другие относят их не к форме имущественных санкций, а рассматривают как плату за пользование чужими денежными средствами, третьи квалифицируют их как законную неустойку, четвертые же видят в них самостоятельную форму гражданско-правовой ответственности, не имеющую отношения ни к возмещению убытков, ни к уплате неустойки. На наш взгляд, проценты, предусмотренные ст.366 ГК, наиболее близки по своей правовой природе к законной неустойке, хотя законодатель и не поместил правило о них в главе 23 ГК, в которой речь идет о неустойке. Меры оперативного воздействия, применяемые к нарушителям хозяйственного законодательства – это санкции неимущественного характера, которые применяются в целях обеспечения исполнения обязанностей при осуществлении предпринимательской деятельности. В зависимости от субъектов, применяющих указанные меры, их можно подразделить на две группы: - применяемые субъектом предпринимательской деятельности, - применяемые уполномоченными государственными органами. Суть применения данных мер исходит из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей одним участником дает право другому участнику не исполнять встречную обязанность. В качестве таких мер можно назвать: - отказ от принятия и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; - отказ в принятии груза к перевозке; - отказ в выдаче груза получателю до внесения необходимых платежей; - перевод неисправного плательщика на другую форму оплаты; - изменение или расторжение договора в одностороннем порядке. др. меры. Перечисленные меры закреплены в законодательстве, они также могут предусматриваться в договорах. Применение мер оперативного воздействия в любом случае неблагоприятно сказывается на имущественном положении правонарушителя. Следовательно, они выполняют те же функции, что и имущественные санкции, но в первую очередь они направлены на стимулирование надлежащего выполнения обязательств в хозяйственных отношениях. Меры оперативного воздействия иногда предшествуют применению имущественных санкций либо применяются одновременно с ними. Они позволяют предпринимателю правомерно воздействовать на нарушителя, не прибегая к помощи судебных и правоохранительных органов. Нарушитель, в свою очередь, может обжаловать применение таких мер воздействия в суде. Если же они применяются государственными органами, то он может обратиться в компетентный (вышестоящий) государственный орган с требованием об их отмене. 3.5.2 Административная ответственность за нарушения в сфере торговли и предпринимательства Административная ответственность субъектов предпринимательской деятельности устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Она наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативно-правовыми актами. Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществлением им предпринимательской деятельности и прямо предусмотрено статьей особенной части КоАП Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Должностное лицо – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. Административное взыскание является мерой административной ответственности. Оно применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений юридическими и физическими лицами. Взыскание призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания возмещения вреда. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий: 1. предупреждение (только в отношении физического лица), 2. штраф 3. исправительные работы, 4. административный арест, 5. лишение специального права, 6. лишение права заниматься определенной деятельностью (в отношении юридических лиц), 7. конфискация (в отношении юридических лиц), 8. депортация, 9. взыскание стоимости предмета административного правонарушения (в отношении юридических лиц). Исправительные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения налагаются только судом. Штраф, налагаемый на физическое лицо за нарушения законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать 500 б.в. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Исправительные работы устанавливаются на срок от 1 до 2 месяцев и отбываются по месту основной работы физического лица. Из заработка физического лица производится удержание в доход государства в размере 20%. Исправительные работы не назначаются некоторым категориям лиц (беременные женщины, инвалиды 1 и2 гр, женщинам старше 55 и мужчинам – 60 лет и др.) Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции на срок до 16 суток. Лишение специального права применяется за нарушение порядка пользования этим правом на срок от 6 мес до 3 лет (лишение права управлять транспортным средством не может назначаться физическому лицу, пользующемуся таким правом в связи с инвалидностью, за исключением случаев алкогольного опьянения, потреблением наркотических, психотропных, токсических веществ, как и отказ в прохождении освидетельствования). Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на которое требуется специальное разрешение. Устанавливается на срок от 6 мес. До 1 года. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, орудий и средств совершения правонарушения. Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранных граждан и лица без гражданства. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения (денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров, транспортных средств. Применяется при отсутствии предметов, товаров и транспортных средств (в области предпринимательской деятельности, таможенного законодательства, порядка управления ТС) если в санкции статьи предусмотрена их конфискации. При наложении административного взыскания на юридической лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие (ст.7.2 КоАП) или отягчающие (ст.7.3 КоАП) административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. За совершенное правонарушение в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, за неисполнение или ненадлежащее исполнение актов законодательства, регулирующих экономические отношения административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня его совершения и 6 месяцев со дня его обнаружения. Некоторые статьи Кодекса предусматривают сроки не позднее 1 и 2 лет (и 2 мес. со дня обнаружения) для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Лицо (физическое и юридическое) совершившее административное правонарушение, признанное виновным и подлежащее ответственности обязано возместить причиненный вред. Основаниями для применения мер административной ответственности в области предпринимательской деятельности являются: - Ст.12.1 Нарушение порядка ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, - Ст. 12.4 Нарушение установленного порядка формирования и применения цен (тарифов), - Ст. 12.5 Невыполнение поставок продукции для государственных нужд или нарушение сроков заключения государственного контракта на поставку либо договора поставки товаров для государственных нужд - Ст. 12.6 Превышение предельных индексов отпускных цен (тарифов) и нарушение установленного порядка регистрации цен (тарифов), - Ст. 12.7 Незаконная предпринимательская деятельность, - Ст. 12.8 Нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности, - Ст. 12.11 Нарушение порядка осуществления игорного бизнеса, организация и проведение запрещенных азартных игр, - Ст. 12.12 Лжепредпринимательство, - Ст. 12.15. Нарушение законодательства о рекламе, - Ст. 12.16 Обман потребителей, - Ст. 12.17 Нарушение правил торговли и оказания услуг населению, - Ст. 12.18 Нарушение порядка приема денежных средств при реализации товаров, работ, услуг за наличный расчет, - Ст. 12.20 Нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и (или) платежных терминалов, использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на них, - Ст. 12.31 Уклонение от проведения обязательного аудита. 3.5.3 Уголовная ответственность за нарушения в сфере законодательства о предпринимательстве Основанием для уголовной ответственности является совершение деяний, содержащих все признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь (УК РБ). За совершение преступлений в сфере экономической деятельности в соответствии с УК применяются следующие виды наказаний: штраф,лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (от 1 до 5 дет), исправительные работы (на срок от 6 месяцев до 2 лет с отбыванием приговора по месту работы осужденного. Из заработка осужденного производится удержание в размере 10-25%), ограничение свободы (состоит в наложении на осужденного обязанностей, ограничивающих его свободу, и нахождении его в условиях осуществления за ним надзора органами и учреждениями, ведающими исполнением наказания. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 5 лет. Назначается с направлением в исправительное учреждение открытого типа, суд может назначить наказание без направление в учреждение открытого типа), арест (состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от 1 до 6 месяцев), лишение свободы на определенный срок (устанавливается на срок от 6 месяцев до 12 лет, за особо тяжкие преступления – на срок более 12 лет, но не свыше 15 лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека – на срок не свыше 25 лет), в качестве дополнительного наказания может применяться конфискация имущества (не назначается в качестве дополнительного наказания к штрафу или исправительным работам), Уголовным кодексом предусмотрены также другие виды наказания (не относятся к экономическим преступлениям): общественные работы (выполнение осужденным бесплатного труда, вид которого определяется органами, ведающими применение общественных работ, устанавливается на срок от 60 до 240 часов, отбываются в свободное от учебы или работы время не свыше 4 часов в день, не имеющие постоянной работы – не более 8 часов в день), направление в дисциплинарную воинскую часть, пожизненное заключение, смертная казнь (до ее отмены). В качестве дополнительного наказания – лишение воинского или специального звания. Уголовное наказание может быть применено за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК, в частности:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.016 с.) |