Цель и задачи курса неорганической химии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель и задачи курса неорганической химии



Курс неорганической химии включает в себя материал, необходимый для подготовки специалистов сельскохозяйственного производства. Студент-заочник должен хорошо подготовиться к успешному усвоению специальных дисциплин, основывающихся на курсе химии или в той или иной мере использующих химический материал.

Дисциплина «Неорганическая химия» закладывает основы научного мировоззрения, служит фундаментом общетехнической эрудиции, формирует «технический язык» будущего специалиста.

В результате усвоения материала общетеоретической части студент-заочник должен приобрести тот минимальный запас знаний, который необходим для восприятия важных сведений по специальной части курса на современном научном уровне. В специальной части курса на основе очень кратких сведений по химии отдельных элементов изучаются необходимые данные о веществах и процессах, важных для сельскохозяйственного производства, причем основное внимание обращается на химическую сторону явлений.

Таким образом, основные задачи курса химии следующие:

– изучение основ современной химии;

– выработка умений, приемов экспериментальной работы и качеств, необходимых для специалиста высшей категории;

– освоение общих приемов овладения новыми знаниями (умения работать с литературой; развитие творческого мышления; представление об экспериментальных исследованиях и способах обработки полученных данных).

 

Выполнение контрольной работы

При самостоятельном изучении курса необходимо ознакомиться с требованием программы по химии.

В соответствии с учебным планом каждый студент должен выполнить одну контрольную работу, являющуюся результатом самостоятельной проработки курса. Это служит основанием для его вызова на лабораторно-экзаменационную сессию. Во время сессии после прослушивания лекций и выполнения лабораторных работ студент сдает зачет (экзамен) по всему курсу.

Контрольную работу нужно писать аккуратно, разборчиво. Для замечания рецензента необходимо оставлять поля. Условие задачи необходимо переписать полностью и указывать номера задач в соответствии с контрольным заданием. Ход решения задач и все расчеты должны быть доведены до конца. В конце работы указывается использованная литература, ставится подпись и дата выполнения работы.

Неряшливо или не полностью выполненная контрольная работа будет возвращена студенту.

Получив рецензию, студент должен внимательно ознакомиться со всеми замечаниями и указаниями преподавателя. Доработку неправильно выполненных задач необходимо проделать в конце тетради.

На зачете (экзамене) по химии будет проводиться собеседование по материалу контрольной работы.

Данные методические указания, примеры, упражнения и контрольные задания имеют цель восстановить или закрепить основы, необходимые для усвоения курса химии в целом. Они требуют активной проработки и ими следует пользоваться параллельно с рекомендованными учебниками. Целесообразно завести специальную тетрадь, выполнять в ней предлагаемые упражнения, записывать невыясненные вопросы. После изучения очередной темы или раздела следует сразу приступить к выполнению соответствующего контрольного задания.

Библиографический список

а) основной:

1. БД «Труды ученых СтГАУ»: Неорганическая химия [электронный полный текст]: электронный учебник / сост. Е.С. Романенко, Е.В. Дергунова, Е.В. Волосова, Н.Н. Францева; СтГАУ. – Ставрополь, 2012. – 118 МБ.
2. БД Труды Ученых СТГАУ Аналитическая химия [электронный полный текст]: электронный учебник / сост.: Е. С. Романенко, Е. В. Дергунова, Е. В. Волосова, Н. Н. Францева; СтГАУ. - Ставрополь, 2012. - 118 МБ.
3. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE»: Тупикин, Е. И. Химия: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2009. – 576 с.
4. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE»: Чикин Е. В. Химия. Учебное пособие / Е. В. Чикин. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012. - 170 с.
5. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE»: Васильев В. П. Аналитическая химия. Книга 2: учебник для студентов вузов. - М.: Дрофа, 2009. – 384 с.
6. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE»: Васильев, В. П. Аналитическая химия. Книга 1: учебник для студентов вузов. - М.: Дрофа, 2009. – 368 с.
7. ЭБС «Издательства «Лань»: Кусакина, Н. А. Аналитическая химия и физико-химические методы анализа: учеб. пособие/ Новосиб. гос. аграр. ун-т; Н. А. Кусакина, Т. И. Бокова, Г. П. Юсупова. – Новосибирск, 2010. – 118 с.
8. ЭБС Университетская библиотека ONLINE Гаркавая Н. Н., Артеменко А. И., Дробницкая Н. В., Тикунова И. В. Справочное руководство по аналитической химии и физико-химическим методам анализа. Учебное пособие / Н. Н. Гаркавая, А. И. Артеменко, Н. В. Дробницкая, И. В. Тикунова. - М.: Абрис, 2012. - 413 с.
9. Глинка, Н. Л. Общая химия: учеб. пособие для вузов / Н. Л. Глинка; под ред. А. И. Ермакова. - 30-е изд., испр. - М.: ИНТЕГРАЛ-ПРЕСС, 2010. - 728 с. [и предыдущие издания].
10. Павлов, Н. Н. Общая и неорганическая химия: учебник для техн. и химико-технол. направлений подготовки бакалавров и магистров / Н. Н. Павлов. - 3-е изд., испр, и доп. - СПб.: Лань, 2011. - 496 с.: ил. - (Гр. УМО).

б) дополнительный:

1. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE»: Князев, Д. А., Смарыгин, С. Н. Неорганическая химия: учебник для студентов вузов. - М.: Дрофа, 2005. – 592 с.
2. Шипуля, А. Н. Химия: учеб. пособие для бакалавров по агрон. направлениям / А. Н. Шипуля, Л. Н. Некольченко, Ю. А. Безгина; СтГАУ. - Ставрополь: Параграф, 2011. - 164 с. - (Гр. УМО).
3. Современное естествознание: энциклопедия Т.10.Современные технологии / Гл. ред. В.Н. Сойфер. - М.: Магистр-пресс, 2001. – 272 с.
4. Саргаев, П. М. Неорганическая химия: учеб. пособие для студентов вузов по специальности 310800 "Ветеринария" / П. М. Саргаев. - М.: КолосС, 2005. - 271 с. - (Учебники и учебные пособия для студентов вузов. Гр. МСХ РФ).
5. Ахметов, Н. С. Общая и неорганическая химия: учебник для студентов химико-технол. специальностей вузов / Н. С. Ахметов. - 7-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 2006. - 743 с.: ил. - (Гр.).
6. Цитович, И. К. Курс аналитической химии: учебник / И. К. Цитович. - 8-е изд., стер. - СПб.: Лань, 2004. - 496 с.: ил.
7. Физико-химические методы анализа: спектроскопия и хроматография: Учебное пособие / Е.В. Дергунова, А.Н. Шипуля, Е.С. Романенко, О.А. Оганесова, - Ставрополь: ИПЦ «Параграф», 2009. – 100 с.
8. Аналитическая химия: Рабочая тетрадь / Романенко Е.С., Дергунова Е.В., Францева Н.Н., Волосова Е.В., - Ставрополь: ИПЦ «Параграф», 2012. – 60 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://www2.chef.ac.uk/chemistry/chemistry-www-sites.html (Директория по химии Web).
2. http://hackberry.chem.niu.edu:70/0/webpage.html (Химия в Интернете. Химические ресурсы).
3. http://www2.osc.edu/chemistry.html (Архив по вычислительной химии (ССL)).

Раздел 2. ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Химическая символика

Любой химический символ имеет двойной смысл:

1) обозначает атом или молекулу;

2) обозначает атомную или молекулярную массу. Поэтому из химической формулы и из химического уравнения вытекает два вывода: качественный и количественный.

В химии принято атом (химический элемент) обозначать химическим знаком, молекулу – химической формулой, схему химического превращения одних веществ в другие – уравнениями химических реакций.

Химический знак – обозначают первыми (одной или двумя) буквами латинского названия элемента.

Пример: Н – Hydrogenium – водород, N – Nytrogenium – азот,

Аu – Aurum – золото.

Известно 109 химических элементов. Каждый элемент имеет знак и место в таблице – «клетку». «Клетка» имеет свой номер и, кроме того, соответствует определенному номеру вертикального столбца – группы и номеру горизонтального ряда – периода (начиная с четвертого, каждый период делится на два ряда, каждая группа делится на две подгруппы – главную и побочную. Главная подгруппа более длинная по вертикали, в нее входят элементы всех периодов; а побочная короткая, в ней элементы только 4-7 периодов).

Упражнение. Пользуясь таблицей Д.И.Менделеева, найдите символы кислорода, молибдена, железа, хрома. Приведите русские названия следующих элементов: Сu, Cl, Mg, К, Са. Укажите номера их периода и группы, подгруппу (главная или побочная). В каждой «клетке» приведены порядковый номер элемента и атомная масса элемента,выраженная в а.е.м. Что это такое?

Пример. Какой элемент находится в третьем периоде четвертой группы?

Это углерод: С; атомный номер 6; атомная масса 12 а.е.м.; его «клетка» расположена на пересечении 2 горизонтального ряда и IV вертикального столбца.

Упражнение. Укажите латинское и русское названия, химический знак, порядковый номер и атомную массу элементов третьего периода третьей группы; третьего периода шестой группы; четвертого периода шестой группы побочной подгруппы; четвертого периода пятой группы в главной и по­бочной подгруппах.

Химическая формула – отражает качественный состав вещества – химическими знаками входящих в него элементов, и количественный – с помощью подстрочных индексов.

Подстрочный индекс указывает количество атомов этого элемента в молекуле, а коэффициент перед формулой «сообщает» о количестве молекул данного вещества.

Пример. Выражение 3Ca(NO3)2 означает, что здесь 3 молекулы Ca(NO3)2. В одной молекуле: один атом кальция, два атома азота, 6 атомов кислорода. В трех молекулах количество атомов каждого элемента утроено.

Упражнение. Дано 8Na3PO4. Приведите латинские и русские названия элементов. Сколько атомов каждого элемента в молекуле? Сколько здесь всего молекул? Сколько всего атомов? Какова молекулярная масса этого вещества?

Уравнение химической реакции – краткая схематическая запись химического процесса – дает: а) качественную информацию о том, какие исходные веществаучаствуют в реакции и какие продукты(конечные вещества) получаются в результате этой реакции; б) количественную информацию о том, сколько молекул исходных веществ и продуктов участвуют в реакции. Это следует из значений коэффициентов – индексов перед формулами реагирующих веществ.

Пример: 2СО + О2 = 2СО2.

исходные продукты

вещества

Это значит: из двух молекул СО и одной молекулы О2 получается 2 молекулы СО2.

Упражнение. Дано уравнение химической реакции:

3Cu + 8HNO3 = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O

Приведите латинские и русские названия элементов. Укажите простые и сложные вещества. Сколько молекул каждого вещества участвуют в одной реакции? Какова масса всех продуктов реакции в атомных единицах массы? Соответствует ли она массе исходных веществ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.01 с.)