Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Аналитический ум рассчитывает, основываясь на различиях. Реактивный ум рассчитывает, основываясь на тождествах.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая аксиома представляет интерес для одитора в его работе потому, что с ней он может четко установить, имеет ли он дело с рациональной реакцией или нет. Любые отклонения от оптимальной рациональной нормы полезны для нахождения инграмм, все неразумные страхи и так далее являются тем, что одитор сможет выгодно использовать. Согласно второй аксиоме можно считать, что ум широко и точно распознает различия, приближаясь к полной рациональности, и затем, по мере того, как он отходит от рациональности, распознает всё меньше и меньше отличий, пока, в конце концов, он не приближается к состоянию полной невозможности рассчитать отличия во времени, в пространстве или мыслях, и тогда он может считаться абсолютно сумасшедшим».
Мы подошли к вопросу: с какой «оптимальной разумной нормой» сравнивает одитор «неразумные» ответы преклира для выявления и уничтожения инграмм (отклонений, выявленных при сравнении), есть ли такая норма? — Есть. И эту норму можно назвать «нравственным кодексом поведения» саентологической церкви. Он весьма похож на то, что изучают и осваивают буддисты на первых двух ступенях Восьмеричного пути [537]. Буддисты на этих ступенях учатся религиозной нравственности и проходят проверку на соответствие ей (3-5 ступени). Преклир же у саентологов может даже не знать о «нравственном кодексе поведения»: о нём знает одитор, который в ходе бесед (одитинга) сразу, параллельно психотехникам (нейролингвистическому кодированию психики) целенаправленно готовит психику преклира к принятию этого «нравственного кодекса». Не вдаваясь в подробности саентологического “канонического” якобы гуманизма (о нём можно прочесть на сайтах саентологов), повторим то, что касается этого «кодекса», из уже цитированного выше: «Саентология, разработанная Л. Роном Хаббардом, является религией, которая предлагает точный путь, ведущий к полному и определённому пониманию истинной духовной природы человека и его взаимоотношений с самим собой, семьёй, группами, человечеством, всеми формами жизни, материальной вселенной, духовной вселенной и с Верховным Существом, иначе говоря, с бесконечностью ». Выглядит этот «кодекс», конечно же, весьма гуманно и благообразно, как и у буддистов[538]. Далее про функциональные нагрузки аналитического и реактивного ума у саентологов написано:
«Здоровье разума — это способность находить отличия. Чем лучше кто-то может указать на отличия — неважно, насколько они малы — и знать величину этих отличий, тем он более рационален. Чем меньше человек способен находить отличия и чем ближе он подходит к мышлению тождественностями (А=А), тем менее здоров его разум и дух. Механизм нашей модели разума очень прост. Накатывает разрушительная волна физической боли или всепроникающего яда типа эфира, и летят некоторые или все предохранители, которыми защищен аналитический ум. Как только он отключается, стандартные банки памяти отключаются тоже. Периоды «бессознательности» являются пробелами в стандартных банках памяти. Эти пробелы составляют то, что мы называем в Дианетике банком реактивного ума. Время, когда действует аналитический ум, плюс время, когда в действии находится реактивный ум, создают длинную нить последовательной записи всей жизни. Реактивный банк не сохраняет воспоминаний такими, какими мы их себе представляем. Он записывает инграммы. Это полные, вплоть до мельчайших деталей, записи каждого ощущения, имевшего место в момент полной или частичной «бессознательности». Эти записи также аккуратны, как и любые другие в организме, но они обладают собственной силой. Они похожи на долгоиграющие пластинки или кинофильм, если бы те содержали все ощущения света, звука, запах, вкуса и т.д. Есть однако совершенно отчетливая разница между инграммой и памятью (в дианетике это различные термины: наше пояснение при цитировании). Инграмма может быть постоянно подключена в любую цепь организма (имеется в виду контур циркуляции информации: наше пояснение при цитировании), ведет себя как особое существо. Слово «инграмма» в Дианетике используется в его совершенно точном значении как определенный и постоянный отпечаток, оставленный раздражителем на протоплазме ткани. Инграмма считается отдельной группой раздражителей, которые запечатлеваются исключительно в клетках организма. В Дианетике мы называем памятью всё, что записано в стандартных банках памяти и что потенциально доступно риколу со стороны «Я». Зрелище, представшее перед глазами и воспринятое другими ощущениями, становится записью в стандартных банках памяти и позже может быть вызвано «Я» для справок. Рикол: воскрешение в памяти (скорее вызов в сознание, поскольку в дианетике подчеркивается различие рикола и вспоминания) различных видов ощущений из прошлого. Происходит от английского слова «recall», что означает «вызывать из прошлого». Реактивный инграммный банк может быть материалом, складированным в самих клетках. И в данный момент неважно, достоверна эта теория или нет. Об этом нужно было сказать, чтобы дать основу для понимания того, что происходит с человеком когда он теряет сознание». Основываясь на опыте саентологов, который мы увидели выше, можно с большой степенью уверенности сказать, что в буддизме на ступенях Восьмеричного пути (примерно от шестой и до восьмой) ученики обретают способности избавляться от влияния «реактивного инграммного банка», хранящегося в клетках организма — отдельных группп раздражителей, которые запечатлеваются исключительно в клетках организма, как верно определили саентологи. Не понимая, конечно же, ничего подобного тому, что написано у саентологов, буддисты (вдобавок к своеобразному восточному “одитингу” — первые пять ступеней Восьмеричного пути) практически проделывают ту же самую “чистку” инграммного банка данных — методом его принудительного «отключения» от влияния на физиологию и психологию людей[539]. Поясним более подробно последнюю цитату. Вопрос о локализации инграммных записей и природе реактивного ума действительно неважен, поскольку качества, на основе которых определены эти термины, проявляются в психической деятельности вне зависимости от локализации структур-носителей информации. Также вне зависимости от организации структур-носителей, инграммы не попадают в стандартные банки памяти. Всякий раз, когда человек оказывается в бессознательном восприятии воздействий на его психику под воздействием боли или неприятных эмоций информация попадает в реактивные инграммные банки. Включению в работу, т.е. активизации записанных в реактивный банк инграмм Л.Р.Хаббард посвятил девятую главу второй книги «Дианетика», где описывает механизм возбуждения инграмм окружающей обстановкой на конкретных примерах. Мы не будем повторять это длительное описание, а укажем только на то общее, что есть в этом описании. Если «аналитический ум не работает на высшем уровне», а поток информации извне или из собственных внутренних переживаний и фантазий соответствует информации, записанной в качестве инграмм в реактивном банке, то инграмма активизируется, проявляясь в качестве алгоритма поведения человека и управления физиологией его организма в новых обстоятельствах, возникших спустя (возможно многие годы) после её попадания в психику индивида. При этом с одной стороны, активизированная таким образом инграмма обеспечивает бездумно автоматическое поведение человека в новых обстоятельствах по записанному образцу, некогда реально обеспечившему выживание организма при потере сознания или отключении аналитического ума; а, с другой стороны, она же сызнова более или менее активно воспроизводит все ранее оказавшиеся в ней болезненные ощущения и эмоции, имевшие место в реальной жизни индивида в прошлом в процессе записи инграммы в реактивные банки информации в его организме. Последнее обстоятельство при активизации повседневностью множества инграмм выливается в общий набор более или менее ярко выраженных психосоматических заболеваний организма и нарушений психики (отклонений от «нормы»), свойственных человеку на протяжении длительных периодов его жизни. Для реактивного ума и все моменты времени идентичны в том смысле, что «сейчас» º «вчера» º «всякая дата; всякое время суток» º «всегда». Поскольку в нормальном состоянии сознания человека аналитический ум некоторым образом взаимодействует с реактивным, то хронологически привязанная информация из стандартных банков памяти связывается с хронологически неопределённой информацией из инграммного банка всякий раз, когда та или иная инграмма возбуждается (рестимулируется) внешними обстоятельствами, окружающими индивида[540]. О проявлении этой особенности инграмм Л.Р.Хаббард пишет:
«Существует другой вид мышления тождествами, и это та группа, которая разрушает способность ориентироваться во времени. «Ты не знаешь, когда это случилось» является классической фразой. «Я не знаю, насколько сейчас поздно» и другие имеют странное и специфическое влияние на разум, так как он работает по своему собственному точному хронометру, а инграммы читают циферблат совершенно неправильно. На сознательном уровне человек неплохо справляется с аналитическим временем. Инграммы проскальзывают вперед и назад в зависимости от того, когда они включены или рестимулированы. Инграмма может быть причиной сегодняшнего действия, которое принадлежало ситуации сорок лет назад на траке времени и должно было оставаться там. Это не замечания о различиях во времени, которые так сильно аберрируют; это безвременный характер инграмм. Время — великий шарлатан, оно ничего не излечивает, оно только изменяет свойства окружающей среды и окружение человека [541]. Инграмма десятилетней давности, со всеми болезненными эмоциями, может быть, покрылась оболочкой и «забыта», но если она рестимулирована сегодня — она уже перед вами, готовая вызвать соответствующие действия».
Вызванные ситуационно активизированными инграммами болезненные ощущения и эмоции подавляют в новых обстоятельствах работу аналитического ума, что создает психологические условия для записи новых инграмм; субъективно-психологические условия тем более подходящие, чем сильнее отключен аналитический ум от процесса непрерывного осмысления жизни активизацией уже свойственных психике инграмм. Кроме того, алгоритмы инграмм ветвятся, а случайный характер возникновения инграмм не предполагает взаимной согласованности информации, в них содержащихся. Это в наиболее тяжелых случаях выливается в расщепление личности индивида: т.е. разделение памяти, доступной его сознанию, на взаимно изолированные друг от друга области и расслоение изначально единого его интеллекта на множество мелких интеллектов-бесов, ведущих более или менее личностно развитое и обособленное существование в информационной среде психики индивида наряду с той личностью, которая осознается им как «собственное Я». И так долгоиграющая инграммная пластинка записывается на протяжении всей жизни виток за витком, слой за слоем... О возможной ограниченной полезности инграмм в прошлом и их вреде в настоящем Л.Р.Хаббард об инграммах пишет следующее:
«Может быть, до того, как человек приобрёл обширный словарный запас, инграммы были полезны ему. Они помогали выживанию способами, которые будут описаны ниже [542]. Но когда человек выработал язык, который включает в себя слова, звучащие одинаково, но имеющие совершенно разные значения, и вообще когда начали появляться языки, инграммы стали гораздо более опасными и перестали быть полезными. А теперь, на нынешнем этапе эволюции, инграммы совсем не защищают человека, а, наоборот, сводят его с ума, притупляют все его способности и делают его больным».
Все ощущения (но не слова), записанные в инграммах объективно своеобразны (уникальны), а в информационном отношении они самодостаточны для индивида в том смысле, что большей частью имеет место однозначное соответствие «обстоятельства — ощущения». Вследствие этого при повторном и неоднократном возникновении жизненных обстоятельств, аналогичных имевшим место при первичной записи инграмм, инграммные программы поведения (большей частью), так или иначе обеспечивают более или менее адекватную новым обстоятельствам бессознательно автоматическую реакцию организма. По этой причине некогда записанный в качестве инграммы алгоритм поведения, некогда уже обеспечивший выживание организма, воспроизводится и в повторившихся обстоятельствах реактивным умом автоматически, тем самым обеспечивая минимально возможное для индивида качество управления. Совершенно иначе обстоит дело, если отдельные слова и более сложные языковые конструкции, оказываются в банках данных, на основе которых действует реактивный ум. Слова и более сложные языковые конструкции за счет многозначности их смысла, обусловленного не только объективными обстоятельствами (что характерно для большей части бессловесных ощущений), но и субъективными особенностями словоупотребления уничтожают это более или менее однозначное соответствие информации, записанной в качестве инграммных программ поведения, повторяющимся жизненным обстоятельствам. Это происходит потому, что реактивному уму свойственно мыслить отождествлениями, и как выразился Л.Р.Хаббард, «реактивный ум крадет значение содержащихся в нём слов из аналитического ума». И если инграммы активизируются услышанными словами, то записанные в них алгоритмы управления поведением и физиологией организма далеко не всегда адекватны возникшим обстоятельствам. Саентологические процедуры, избавляя людей от реактивного инграммного банка, и одновременно вводя с помощью одитора «нравственный кодекс поведения», устанавливает таким образом свою м ноговариантную (но всё же конечную) определённость соответствия лексических форм — реакциям на них аналитического ума. В свою очередь аналитический ум оперирует своими стандартными банками данных, “науку” управления которыми в современных условиях предлагают саентологи — помимо клирования. Эта “наука” основана на рациональной работе аналитического ума, который легко адаптируется во всём спектре современного профессионализма — в растущих с каждым годом массивах прикладных знаний — легко находя в этой сфере те самые отличия, о которых говорится как о преимуществах аналитического ума. Учитывая наличие «нравственного кодекса», а также определённой системы понятий (соответствий лексики — образам, возникающим в психике людей), можно утверждать, что саентологическая церковь претендует на социальную систему, в которой особая устойчивость управления обеспечивается её специфической определённостью понятийного аппарата, а ненапряжённость — отсутствием инграммных банков в психике людей, включённых в эту систему [543]. Если первого добивались многие религиозные системы Запада, то второго — добились только на ведическом Востоке (индуизм, буддизм и другие производные религии от индуизма). Кроме ошибок управления поведением и физиологией организма, вызванных наличием инграмм, у аберрированного индивида анилитический ум вынужден заниматься «оправданием» действий индивида — на что тратятся всевозможные ресурсы:
«Инграмма диктует всевозможные процессы, которые происходят в жизни; она в состоянии диктовать веру, мнения, мыслительные процессы или их отсутствие, действия всех видов, а порой создает обстоятельства поразительной сложности и бестолковости. Инграмма в состоянии диктовать организму всё, что содержит сама, а содержать она может любые мыслимые комбинации слов. Аберрированное поведение заставляет аналитический ум оправдывать действия и состояния организма, а также свои собственные странные промахи. Это называется оправдательным мышлением».
Теперь рассмотрим механизм одитинга, который представляет собой суть психотехник клирования. Цель дианетической терапии — полное опустошение реактивного банка инграммных записей, очистка его (отсюда и происходит термин «клир» — «clear», т.е. чистый). Сама терапия сводится к беседе двух людей по определенным Кодексом Одитора и процедурой правилам. Это и называется одитинг. Это слово и однокоренные с ним происходят от английского, имеющего значение «слушать и рассчитывать». В беседе на одитора, ведущего сеанс, возлагается задача, задавая вопросы и высказывая пациенту просьбы, заставить его реактивный ум выдать содержание инграмм на уровень сознания пациента. В ходе проводимого таким образом клирования инграммы последовательно выявляются, но они не уничтожаются в том смысле, что стираются из психики, вследствие чего субъект якобы лишается какой-то части памяти о своей прошлой жизни. Но после выхода с помощью одитора инграммной информации на уровень сознания пациента она перестает быть инграммой, не искажает деятельности его аналитического ума и психики в целом, занимает место в стандартных банках памяти на своем месте на траке времени, после чего поддается осознанному переосмыслению самим пациентом по его воле. Замкнутые на эту инграмму ресурсы психики и, прежде всего, аналитического ума[544] высвобождаются и становятся доступными для осознанного пользования ими по произвольному желанию индивида, что находит своё выражение в росте коэффициента интеллектуальности «IQ», исчезновении неврозов, психосоматических заболеваний и т.п. После выявления «бэйсик-бэйсик» и перегрузки её в стандартные банки памяти реактивный банк оказывается пустым (до нового периода бессознательности, когда открывается возможность к его пополнению), а человек становится клиром — нормальным с точки зрения дианетики по Хаббарду. При этом исчезают и психосоматические заболевания и нервно-психические заболевания, ранее возбуждавшиеся активными инграммами, после чего организм спустя какое-то время восстанавливает свой жизненный потенциал, насколько ему позволяют возраст и степень невосполнимого ущерба, понесенного им в прошлом.
Механизм одитинга (беседа одитора с преклиром) сильно напоминает процедуру обучения учеников-буддистов с помощью учителей-гуру. Суть происходящего в последнем случае та же, что и в случае саентологического клирования — освобождение реактивного банка от инграмм (в терминологии саентологов). Именно поэтому мы, рассматривая буддизм, сильно отклонились в саентологические психотехники. Не стремясь охватить все аспекты буддийского “клирования” людей, приведём несколько примеров из буддийской практики, которые на наш взгляд сродни процедуре саентологического клирования. Ранние школы буддизма уделяли большое внимание методикам созерцания, что впоследствии вошло в Серединный путь Махаяны (седьмая ступень Восьмеричного пути). Созерцание — один из способов не лексической нейтрализации влияния на работу психики того, что саентологи называют инграммами. Начнём с книги Е.А.Торчинова «Религии мира: опыт запредельного» (С-Пб, 2005 г.), гл. 3 «Расцвет психотехники в буддизме»:
«Отметим, что к очень раннему времени относится разделение созерцательных методов на два класса: шаматха (пали: саматха) и випашьяна (пали: випассана). Первый из терминов означает "приостановление", "прекращение" волнения сознания, его максимальное успокоение и сосредоточение [545]. Второй означает аналитическое созерцание, осуществляемое после достижения цели шаматхи и параллельно с нею [546]. Оно предполагает рассмотрение природы сознания для избавления от иллюзии "я" и коренящихся в ней аффектов [547]. Подобно тому, как различные философские учения буддизма считались средствами для "исцеления" конкретных аффектов и привязанностей личности, точно так же и различные психотехнические методы предназначались для конкретных "болезней" – различного рода аффектов, влечений и ложных установок. Поэтому одно лицо никогда не практиковало все виды созерцания: как правило, он сам или, чаще, его учитель подбирали наиболее соответствующие данному психологическому типу методы и упражнения [548]; при этом особое внимание уделялось определению доминирующей в данном человеке клеши [549] из числа трех основных клеш: невежество (моха), гнев (двеша) и страсть (рага)».
Объекты созерцания подбираются тематически по типам стандартных и распространённых клеш [550]. Длительное бессмысленное созерцание того или иного предмета приводит к выводу на уровень сознания жизненной ситуации (либо даже бессознательному избавлению от зачастую неприятного и пугающего в прошлом аффекта вместе с эмоциями, соответствующими последнему), соответствующей тематике предмета, которая в прошлом была причиной образования соответствующей клеши (может быть даже целого инграммного спектра) — после чего (в случае удачи) происходит обнуление, видимо на клеточном уровне, «аффекта» психики. Поскольку в древности жизненные ситуации и соответствующие им клеши были не столь необъятными, как в наше время, их можно было уложить в некий стандартный банк символов, из которых и выбирались объекты созерцания. Перечень объектов созерцания, конечно же, пополнялся по мере развития цивилизации Востока, поскольку добавлялись новые клеши. Но принцип остался прежним. Е.А.Торчинов приводит древнюю классификацию объектов созерцания:
«Обычно тексты перечисляют сорок объектов созерцания, рекомендуемых для развития внимания и сосредоточенности. Их полный перечень приводится в "Висуддхи магге" и воспроизводится в "Буддийской медитации" Э. Конзе, и мы не будем его повторять. Перечислим только те пять групп, по которым классифицируются эти сорок объектов: · символы (образы первоэлементов, цветов, света, пространства); · объекты, вызывающие чувство отвращения (различные типы трупов и скелеты); · памятований (о Трех Драгоценностях – Будде, Дхарме, его Учении, и Сангхе, общине монахов, достигших нирваны; позднее – монашеской общине вообще; обетах терпения, божествах, смерти, телесности, дыхании и покое); · четыре состояния Брахмы (брахмавихара, то есть дружелюбие, сострадание, сорадование и уравновешенность); · уровни мира не-форм (сфера бесконечного пространства, сфера безграничного осознания, сфера отсутствия чего бы то ни было и сфера ни восприятия, ни невосприятия). К сорока объектам созерцания для развития сосредоточенности относится также созерцание отвратительных аспектов пищи и аналитическое созерцание четырех первоэлементов (земли, воды, огня, воздуха). Один из китайских буддийских текстов, цитируемый Э.Конзе, выделяет следующие "пять врат Дхармы" (фа у мэнь) или, другими словами, пять основных тем созерцания: · загрязнение (созерцания трупов, скелетов, телесности и отвратительных аспектов пищи); этот тип объектов созерцания служит для нейтрализации страсти, влечения (рага); · дружелюбие – для нейтрализации гнева (двеша); · причинно обусловленное (взаимозависимое) происхождение (пратитья самутпада) – для нейтрализации невежества (моха); · процесс дыхания (для нейтрализации дискурсивного мышления и достижения контроля над психическими процессами)».
Рассматривая параллели между буддийскими йогическими практиками и саентологическими процедурами нужно помнить, что буддисты старались сориентировать психику учеников под нравственность своей религиозной системы, а саентологи ориентируют — под нравственность и нужды своей. К тому же саентологическая церковь не проповедует даже «серединный» “аскетизм”, придерживаясь западных либеральных взглядов, чего нет в буддизме. Поэтому многие конкретные результаты “клирования” в буддизме и у саентологов не совпадают. Но методики весьма схожи. Проиллюстрируем эту схожесть исследованиями Е.А.Торчинова, которые он приводит в той же главе 3 «Расцвет психотехники в буддизме» в разделе «Махаяна»:
«В виджнянаваде и субъективный аспект опыта (живое существо) и его объективный аспект (внешний мир как содержание сознания) равно сводятся к единому субстратному сознанию-сокровищнице. Для понимания виджнянавады исключительно важно понятие васана. Оно означает некий след, впечатление, оставленное чем-то ныне уже отсутствующим. Например, прошла надушенная женщина. Она уже ушла, а запах ее духов остался. Терминологически васана понимается как некая энергия привычек, следы, оставленные в сознании-сокровищнице предыдущим опытом и определяющие тенденции и направленность последующего развертывания эмпирических форм сознания, их интенциональность [551] и содержание. Именно наличие этих следов [552] обусловливает все новые и новые акты овнешвления сознания, выражающиеся в привязанности живого существа к сансарическому существованию, закладывающему новые единицы информации, "семена" в сознание-сокровищницу, что, в свою очередь, обусловливает получение нового опыта, и так далее [553]. Буддийский йогин (а второе название виджнянавады – йогачара, школа практики йоги, что указывает на особенно четко выраженную психотехническую ориентацию этого учения) как бы поворачивает этот процесс вспять, освобождая сознание-сокровищницу от ее содержания, как бы "высыпая" из нее "семена" (подобно тому, как высыпают семена из мешка). После этого сознание-сокровищница перестает проецироваться вовне, сознание направляется само на себя (ибо оно не может не быть интенциональным), и обретается освобождение, нирвана. Путь же, ведущий к этому освобождению, подробно описывается в йогачаринских трактатах о ступенях психотехнической практики. Да и вся сложнейшая философия "только осознавания", собственно, и создана для объяснения причин сансарического существования, его характера и методов трансформации сознания для выхода из круга рождений-смертей».
Чего уж тут комментировать: налицо прямые параллели с целями саентологии. Следующим эффективным методом «освобождения» психики от всего несоответствующего нравственности буддистов является беседа учителя с учеником с помощью специальных тестов — логических парадоксов — которые называются коаны. Мы достаточно подробно рассмотрели механизм шокирующего действия коанов на психику учеников в главе «Чань-буддизм, дзэн-буддизм». Повторим только, что коаны являются по большей части логическими парадоксами (их известно несколько тысяч)ипредставляют собой вопросы, которые не имеют ответа. Служат они цели радикального изменения стереотипа мышления и помогают (как учит чань-буддизм) достичь «освобождения сознания вплоть до полного его просветления». Эти “философские” вопросы вводят психику ученика в состояние “ступора”, после выхода из которого прежние его убеждения в отношение поставленной темы обсуждения “вычищаются” до состояния «незначимости» в его дальнейшем управлении и самоуправлении. Осталось только догадаться, что с помощью коанов учитель-гуру сначала выявляет отношение ученика к вопросу, поставленному в коане, а затем — показывает абсурдность прежнего убеждения ученика, одновременно снимая всякую эмоциональную “память” об обсуждаемом предмете[554], иначе, инграмму [555] (по саентологически). Мало того, большинство буддистов считают, что с помощью коанов (в первую очередь) они достигают справедливости. Нетрудно догадаться, что справедливость по-восточному заключается в предоставлении всем людям возможности очистить своё сознание[556]:
«Мастера дзэн достаточно ясно высказались о том, что такое коан и с какой целью он применяется. Одно из лучших высказываний на эту тему есть в Чжун фэн хэ шан гуан лу – «Записях» мастера школы линьцзи Чжун-фэн Мин-бэня (Тюхо Мёхон, 1263 – 1323), проживавшего при династии Юань (1260 – 1368). Когда его спросили, почему учения будд и патриархов называются «судебными протоколами», т. е. коанами, он ответил: «Коаны можно сравнить с протоколами публичного суда. Добьется ли правитель наведения порядка в своем царстве, зависит, по сути, от существования закона. Гун (ко), или «публичность», является тем единственным курсом, которым следовали все мудрецы и достойные люди, высшим принципом, который составляет путь всего мира. Ань (ан), или «протоколы», – это правдивые записи, фиксирующие то, что мудрецы и достойные люди рассматривают в качестве принципов. Все правители всегда имели публичные суды, и все публичные суды всегда вели протоколы. Эти протоколы служат предшественниками законов, направленных на уничтожение несправедливости в мире. Если используются эти публичные судебные протоколы (коаны), то приводятся в действие принципы и законы, и в мир приходит справедливость; если мир становится справедливым, то порядок будет и на царском пути» [557].
И на этом «царском пути» есть своя нравственная основа, которую могут дать тренировки с помощью коанов. Как говорит тот же мастер школы линьцзи Чжун-фэн Мин-бэня (Тюхо Мёхон, 1263 – 1323), проживавший при династии Юань (1260 – 1368) — коаны дают возможность морального воспитания учеников «без установления вероучительных догматов и заповедей», так известных в других религиозных системах. Иными словами, есть способы насаждения определённой религиозной (идеологической) нравственности без употребления известных нам догматических процедур:
«Каковы же были «слова древних», используемые теперь как «публичные протоколы», или коаны? Если говорить кратко, они состояли из вопросов, задаваемых старыми мастерами отдельным ученикам, и ответов, данных учениками; вопросов, поставленных учениками мастерам в личных беседах или в ходе проповедей, и ответов мастеров; изречений или формул, в которых мастера указывали на глубочайший Принцип; анекдотов из повседневной жизни мастеров, в которых их воззрения или действия показывали работу Принципа, и изредка – фраз из какой-либо сутры, в которой Принципу, или некоторому его аспекту, была придана словесная форма. Представляя ученику тот или иной коан и наблюдая за его реакцией, можно было судить о глубине его осознания. Коаны становились критерием духовного уровня [558]. Так был разработан уникальный метод, с помощью которого люди могли достичь религиозного пробуждения; так был изобретен метод обучения без использования установленных вероучительных догматов или заповедей, которым надлежало следовать, наставлений, доктрин или дискуссий о них, а также без какого-либо словесного описания ступеней на пути к просветлению [559]. Аналогичным образом мастера экзаменовали своих учеников, не требуя от них выражения их точки зрения и веры с помощью слов [560]. Проверкой служил коан. Если ученик достигал понимания Принципа, воплощенного в коане, то он отвечал таким образом, что это становилось очевидным. Ежели нет, тогда он должен был взять коан и биться над ним или в медитационном зале, или во время повседневных занятий – биться до тех пор, пока этот коан не становился с ним одним целым [561]. Мастер больше ему не помогал и не делал подсказок».
Для сравнения приведём рассказ одного очевидца, который мы взяли из Интернета о том, как начинаются саентологические процедуры. Налицо аналог обучения с употреблением коанов, только в современном исполнении:
«Вводные курсы обычно стоят недорого - до тысячи рублей. Сущность таких саентологических "курсов" такова - Вы платите деньги, приходите в класс, и там Вам дают книжку с комиксами по текстам Хаббарда, вы ее читаете, отчитываетесь перед училкой-"супервайзером", а затем Вам нужно написать "историю успеха", о том, какое просветление на Вас после прочтения этого комикса снизошло. То есть после прочтения комикса Великого Учителя на Вас обязательно должно снизойти озарение, иначе с Вами что-то не в порядке! А в чем заключается функция супервайзера на курсе? А в том, что он ходит и периодически заставляет Вас объяснять слова из текста, и если данное Вами определение его не устраивает, то он заставляет смотреть значение этого слова в словаре. При этом часто возникает такой диалог: Супервайзер (С-р): Что значит вот это слово? Студент (С-т): Оно значит то-то и то-то. С-р: Вы ошибаетесь. Посмотрите в словарь. Что там написано? С-т: Там написано то-то и то-то. Но я же почти то же самое сказал??? С-р: Да, но нужно точно знать значение слова как по словарю. Студент с чувством собственной беспросветной тупости замолкает».
После этого можно перейти к анализу объективной степени справедливости, и нравственности к которым приводят людей психотехники буддизма и саентологии. Психотехники и Язык Жизни Связь нравственности и психологии человека не рассмотрена у Хаббарда и саентологов. Видимо по умолчанию подразумевается, что клирование приводит к «норме» нравственность, обычно искаженную инграммами. В то же время существует “канонический” «кодекс нравственности», который тоже вроде бы не связан с процедурами психотехник (клированием), но подразумевается, что после избавления от аберраций нравственность клира становится соответствующей системной нравственности саентолгогов. Как можно понять из “науки” клирования, перекачка информации реактивного банка в стандартный банк обнуляет эмоциональное сопровождение информации, которая когда-то внедрялась в психику и не была осознана индивидом (инграмма — это момент «бессознательности», который содержит физическую боль или болезненные эмоции и ощущения). Индивида, без эмоций, переживаний, свойственных природе человека[562] в русском языке часто называют бессердечным [563]. И тут сразу вспоминается пушкинский «Пророк»: И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Вспомним материал раздела «Антидиалектичность буддизма»: его следует перечитать, прежде чем продолжать дальше чтение текущего раздела книги. Напомним некоторые выводы, сделанные в нём. По отношению к психике индивида проблема контроля правильности её алгоритмики состоит в том, что бóльшая часть блоков-преобразователей информации в ней упрятана в бессознательные уровни психики, вследствие чего бодрствующему сознанию осуществить их ревизию не удаётся, если индивид не овладел психотехниками произвольного вхождения в трансовые состояния, в которых при определённых навыках сознанию оказывается доступно
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.65 (0.016 с.) |