Атомные бомбардировки хиросимы и нагасаки и авария на чернобыльской атомной электростанции оказали значительное влияние ионизирующей радиации на выживаемость людей и состояние их здоровья. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атомные бомбардировки хиросимы и нагасаки и авария на чернобыльской атомной электростанции оказали значительное влияние ионизирующей радиации на выживаемость людей и состояние их здоровья.



Вопросы:

1. Какие виды воздействия на организм человека оказывает ионизирующая радиация?

2. В чем опасность отдаленных последствий облучения?

 

3. Почему загрязненные радионуклидами земли исключены из землепользования?

4. Какие виды изучения более опасны при внешнем и внутреннем излучении?

5. Почему радиоактивные элементы могут накапливаться по пищевой цепи и в чем значения биоаккумуляции?

Задача 7.

В результате аварии на АЭС произошло региональное загрязнение воды, воздуха и почвы радиоактивными элементами. У людей, подвергшихся воздействию радиоактивного облучения, развилась лучевая болезнь, заболевания головного мозга. Через несколько лет после аварии у облученного населения увеличивалась заболеваемость лейкемией, раком молочных желез, легких и щитовидных желез, повысилась частота наследственных болезней и пороков развития.

Вопросы:

1. Какова судьба радиоактивных элементов в экосистеме? Что такое биоконцентрирование?

2. В чем опасность радиоактивного загрязнения среды? Почему радионуклиды сохраняются многие годы?

3. Назовите виды антропического загрязнения среды.

4. На какие группы делятся химические загрязнители? Какова их судьба в экосистемах?

5. Каковы пути поступления загрязнителей в организм человека и почему поступление их через дыхательные пути более опасно?

 

Задача 8.

Хозяйственная деятельность человека зачастую приводит к загрязнению окружающей среды. Действие загрязнителей на природную экосистему приводит к снижению ее устойчивости и, как следствие, изменяет структуру и функции данной системы.

Вопросы:

1. Назовите виды антропического загрязнения среды, источники каждого вида.

2. Как поступают загрязнители в организм человека?

3. Что такое ксенобиотики?

4. Какова судьба химических загрязнителей в организме человека?

5. Пути выведения ксенобиотиков из организма человека.

 

Задача 9.

После аварии на Чернобыльской АЭС произошло загрязнение окружающей среды радиоактивными элементами. У некоторых людей, подвергшихся действию радиации, развилась лучевая болезнь, у детей увеличилась заболеваемость раком щитовидной железы. Вскоре после аварии в наиболее загрязненных районах Гомельской и Могилевской областей Белоруссии с 5% до 15-19% увеличилась частота рождения детей с врожденными пороками развития (ВПР). В последующие годы в результате принятых мер удалось снизить частоту рождения детей с ВПР до 7-9%.

Вопросы:

1. Какое действие радиоактивных элементов на организм человека вызывает развитие злокачественных опухолей и врожденных пороков развития?

2. Почему радиоактивное загрязнение среды является одним из наиболее опасных видов загрязнения?

3. Какие факторы, кроме радиации, могут вызвать развитие опухолей, ВПР и наследственных заболеваний у человека?

4. Назовите естественные и искусственные антимутационные механизмы.

5. Какие виды антропогенного загрязнения среды Вы знаете? К какому из них относится радиоактивное загрязнение?

Задача 10.

Широкое применение медицинской практики антибактериальных препаратов, в особенности антибиотиков, привело к появлению таких возбудителей болезней как золотистый стафилококк и сине-гнойная палочка

Вопросы:

1. Почему применение антибиотиков привело к возникновению новых патогенных микроорганизмов, устойчивых к антибиотикам?

2. Что такое биологическое загрязнение среды?

3. Какие виды этого загрязнения выделяют?

4. С чем связано возникновение болезни легионеров?

5. Какие факторы среды способствуют возникновению новых возбудителей болезней человека?

 

Задача 11.

В ряде районов Земли встречаются геохимические аномалии. У людей и животных живущих в этих условиях часто развиваются специфические для этих районов экологические болезни

Вопросы:

1. Чем характеризуются геохимические аномалии?

2. Как называются болезни, обусловленные геохимическими аномалиями?

3. Какие болезни называют средовыми?

4. На какие формы подразделяются средовые болезни?

5. Какие экологические факторы имеют положительное медицинское значение? Чем определяется характер воздействия экофактора а организм человека?

Дисциплина-антропология

Курс- первый

Семестр- второй

Ответы на тестовые задания по курсу

«Антропология»

ТЕМА: Экология человека

№ задания № ответа № задания № ответа № задания № ответа
          1-А,Г;2-Б,В
      1,2,4,5   1-Б,Г,2-А,В,3- Д,Е
      3,4,5   1-А,Б,2-В,Г, 3-Д
      4,5,   1-В,2-А,Б
      1,2,4,5   1-А,Б,В,Д, 2-В,Г,Д,Е,Ж
      1,3,4,5   1-А,Г,2-Б,В
      1,3,4,5   1-А,В, Е, 2- Б,Г,Д
      1,3,5   1-А, 2-Б,Г
          1-А,Б,2- В,Г,3- З 4-Д, 5-Ж
      1,2,3,5   1- А,Д, 2-В,Г
      1,2,4,5   1-А,В,Е, 2-Б,В,Г,Д
      1,5   1-Б,В,Д,2-А,Г,Е
      1,4   1-А,Г,2-Б,Е, 3-В,Д
      1,2,3   Меланин и вит. Д
      1,2,4   Хозяйственного коллектива
      1,2,4   Спринтер, стайер, микст
      1,2,4   дезадаптация
      1,2,3   Эндемических болезней
      1,5   Длительный, полураспада
      1,3,5   a- лучи
      1,4   проникающую
      1,2,3   дозой и длительностью воздействия

 

Дисциплина-антропология

Курс- первый

Семестр- второй

ОТВЕТЫ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО КУРСУ «АНТРОПОЛОГИЯ»

Тема №4: ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Ответ к задаче 1.

1. Получение ресурсов и избавление от отходов происходит в рамках круговорота всех элементов. Любая экосистема существует за счет солнечной энергии. Раскрыть законы Б.Коммонера.

2. Натурценоз, агроценоз, урбаноценоз.

3. Урбаноценозе.

4. Агроценозе промышленного типа и урбаноценозе

5. Естественные экосистемы за счет солнечной энергии; антропогенные за счет солнечной и дополнительной энергии.

 

Ответ к задаче 2.

1. Раскрыть понятия: специфическая и неспецифическая адаптация, индивидуальная и популяционная. Привести примеры.

2. Специфическая адаптация является приспособлением к конкретному экологическому фактору, а неспецифическая определяется общей устойчивостью организма.

3. Примером адаптации на организменном уровне служит повышение гемоглобина и числа эритроцитов в крови людей, работающих в горах, акклиматизация. Адаптации на популяционном уровне привели к возникновению рас и экотипов людей.

4. Охарактеризовать горный, тропический, аридный, арктический и континентальный экотипы людей.

5. Хронобиологические экотипы, обусловлены индивидуальной адаптацией к суточным ритмам. Дать характеристику этим экотипам.

 

Ответ к задаче 3.

1. Арктическому экотипу.

2. Низкой температуре среды, пониженному содержанию кислорода в воздухе и преимущественно животной пище.

3. Абиотических.

4. Тропический, аридный, горный, континентальный.

5. Не зависит, объяснить с чем это связано.

Ответ к задаче 4.

1. Нарушается, разрывается, так как резко нарушено соотношение продуцентов, консументов и редуцентов. В систему, из-за ее пределов ввозится дополнительное вещество.

2. Система существует в основном за счет притока дополнительной энергии из-за пределов урбаноценоза.

3. Естественная экосистема существует и саморегулируется за счет солнечной энергии и функции живого вещества. Антропогенная экосистема - урбаноценоз поддерживаются человеком путем введения вещества и энергии из-за пределов системы и удаления отходов.

4. Квазиприродная – почти природная среда, артеприродная – полностью искусственная среда, созданная человеком. Привести примеры.

5. Агроценозы, натурценозы; привести примеры.

 

Ответ к задаче 5.

1. Астеническое телосложение, длинные тонкие конечности, узкая грудная клетка, повышенное потоотделение, сниженные основной обмен и уровень холестерина.

2. Мускульное телосложение, короткие конечности, широкая грудная клетка, высокая теплопродукция, повышены уровни холестерина в крови, гемоглобина, числа эритроцитов в крови.

3. Астеническое телосложение, низкий и средний рост, широкая грудная клетка, повышено содержание эритроцитов и гемоглобина в крови.

4. Факторы микроэволюции.

5. Хронобиологичекие экотипы, расы, экотипы по скорости приспособительных реакций («стайер», «спринтер» и микст).

 

Ответ к задаче 6.

1. Поражение нервной системы, вызывает лучевую болезнь, мутации, опухоли, гибель клеток.

2. Сокращение сроков жизни, снижение иммунитета, роста, болезни нервной системы, радиационный канцерогенез, бесплодие, наследственные и ненаследственные пороки развития, наследственные болезни

3. Радионуклиды могут сохраняться в почве многие годы, десятки и даже сотни лет и вызывать радиационное поражение живых организмов.

4. При внешнем излучении более опасны гамма-лучи, т.к. имеют наибольшую проникающую способность. При внутреннем излучении

самое опасное воздействие оказывают альфа-лучи, в следствии высокой ионизирующей способности.

5. Радионуклиды могут накапливаться (аккумулироваться) по пищевой цепи, т.к. многие из них надолго остаются в тканях организма и переходят на следующий трофический уровень.

 

Ответ к задаче 7.

1. Радиоактивные элементы могут включаться в круговорот веществ, избирательно накапливаются в телах отдельных видов (биоконцентрирование) и накапливаются на каждом последующем трофическом уровне пищевой цепи.

2. Радионуклиды обладают мутагенным, канцерогенным, эмбриотоксическим действием, снижают жизнеспособность людей и

большинства видов животных. Длительность сохранения в среде

определяется по периоду полураспада и может быть значительным по

времени.

3. Физическое, химическое, психоэмоциональной, информационное.

4. Стойкие и нестойкие. Могут не включаться в круговорот веществ и живые организмы, но могут поступать в живой организм, и накапливаться в тканях. Последние более опасны.

5. С пищей и водой, через органы дыхания, через кожу. Через легкие ксенобиотиков поступает больше т.к. за сутки через легкие проходит больше воздуха, чем количество поступающее с пищей, водой или через кожу.

Ответ к задаче 8.

1. Физическое, химическое, биологическое, психоэмоциональное загрязнение, источники загрязнения: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, бытовые отходы, скученность населения, реклама и тд. Раскрыть источники каждой группы загрязнения.

2. Через органы пищеварительной и дыхательной системы, кожу.

3. Ксенобиотики- это чужеродные для особи или сообщества химическое соединение, способное вызывать морфо-физиологические и биохимические нарушения.

4. Выводятся, расщепляются, превращаются в более опасные соединения, накапливаются.

5. Через органы дыхания, пищеварения, выделения, кожу.

 

Ответ к задаче 9.

1. Канцерогенное и мутагенное.

2. Радионуклиды могут длительно сохранятся в среде, могут накапливаться в организме некоторых видов и могут накапливаться в звеньях пищевой цепи.

3. Химические загрязнители, такие как пестициды, свинец, ртуть и др.; физические факторы:УФ-лучи, электромагнитные поля.

4. Естественные: диплоидность большинства видов, репарация, обезвреживание и выведение мутагенов из организма. Искусственные: снижение поступления мутагенов в среду, замена технологий, экозащитная техника.

5. Физическое, химическое, биологическое, информационное, физико-химическое.

Ответ к задаче 10.

1. Любая популяция гетерогенна и в ней встречаются особи устойчивые к действию антибактериальных препаратов. Неустойчивые формы гибнут, а устойчивые размножаются и их потомство отличается от исходной популяции и может стать патогенным.

2. Это загрязнение среды продуктами жизнедеятельности организмов, мертвыми телами, микроорганизмами.

3. К биологическому относятся биотическое и микробное загрязнение. Привести примеры этих загрязнений.

4. Болезнь вызывает проникновение в легкие человека бактерии легионеллы, которая попадает в воздух помещений через систему увлажняющих кондиционеров.

5. Мутагенные.

 

Ответ к задаче 11.

1. Геохимические аномалии - это повышенное и пониженное содержание тех или иных элементов в почве и воде в отдельных участках Земли.

2. Эндемические болезни.

3. Средовыми называются болезни, которые вызываются экологическими факторами.

4. Паразитарные, отравление ядами живых организмов, алиментарные, вызванные абиотическими факторами (тепловой удар, горная болезнь), эндемические, профессиональные.

5. Многие абиотические и биотические факторы повышающие устойчивость, жизнеспособность и жизнедеятельность; восстанавливающие здоровье и трудоспособность. Характер воздействия экофактора определяется его дозой и длительностью действия.

Дисциплина-антропология

Курс-первый

Семестр- второй

Компетенция: Способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов необходимых для решения типовых новых задач в различных областях профессиональной деятельности (ОК-4).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.245.117 (0.042 с.)