Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В современной антропологи существуют две точки зрения на роль палеоантропов в филогенезе неоантроповСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая рассматривает их как промежуточное звено между Homo erectus и Homo sapiens. Вторая рассматривает палеоантропов, как боковую «тупиковую» линию гоминид, исчезнувшую в процессе эволюции, а происхождение неоантропов идет непосредственно от Homo erectus. Вопросы: 1. Какие группы палеоантропов: африканская, переднеазиатская или европейская имеют более раннее происхождение? 2. Какие две линии палеоантропов сформировались в Европе? 3. Чем характеризуется группа классических палеоантропов - неандертальцев? Почему их рассматривают как адаптивный тип к условиям сурового климата? 4. Каковы морфо-физиологические признаки и социальные адаптации прогрессивных грацильных палеоантропов? Какие ископаемые находки представителей этой группы палеоантропов вам известны? 5. Почему прогрессивных палеоантропов рассматривают как подвид человека разумного - Homo sapiens neanderthalensis? Задача 8. Головной мозг современного человека характеризуется специфической для него морфо-функциональной организацией со сложной макро- и микроструктурой, высокой эффективностью кровоснабжения и ферментативных систем, огромным количеством ассоциативных связей. Вопросы: 1. Каковы основные черты макроструктуры переднего отдела головного мозга современного человека? 2. Назовите главные признаки СЧМФС головного мозга 3. Какие цитоархитектонические поля коры являются филогенетически новыми? 4. Какие психические функции выполняют СЧМФС мозга? 5. В чем проявляется межполушарная асимметрия переднего мозга и её биологический смысл?
Задача 9. В процессе антропогенеза прослеживается корреляция между зонами роста в определённых участках коры, появлением новых корковых полей, усложнением её макро- и микроструктуры и развитием высшей нервной деятельности, психических особенностей, а также социальной адаптации человека. Вопросы: 1. Каковы мозго-функциональные особенности головного мозга австралопитековых? Какое представление об окружающем мире он обеспечивал? 2. Какие точки роста возникали в коре в связи с началом орудийной деятельности у homo habilis? 3. Какие изменения в макро- и микроструктурах коры произошли в головном мозге на этапе архантропов? 4. Какие изменения характеризуют передний отдел головного мозга палеоантропов в связи с резким возрастанием трудовых и социальных навыков? 5. В каких отделах коры головного мозга неоантропов произошли наибольшие преобразования? Почему торможение сыграло важнейшую роль в социальной адаптации Homo sapiens sapiensis?
Задача 10. Коммуникация составляет сущность любого социального поведения. В процессе эволюции приматов менялись формы коммуникаций, возникла вербальная форма общения – основа развития психической деятельности, мысленного процесса и поведения. Вопросы: 1. Какие формы невербальной коммуникации характерны для приматов? 2. В чем биологический смысл невербальных форм общения, какова их цель? 3. Каково значение невербальных форм коммуникации у современного человека? 4. В чем сущность и какова роль вербальной формы коммуникации у человека? В чем заключается различие понятий членораздельная речь и язык? 5. Какие отделы переднего мозга современного человека получили прогрессивное развитие в связи с вербальной формой коммуникации?
Задача 11. Одним из главных показателей нормального развития головного мозга у человека является его межполушарная асимметрия, которая характеризуется локализацией центров второй сигнальной системы, доминированием одной из рук в осуществлении двигательных функций, особенностями высших психических функций. Вопросы: 1. Каковы главные внешние проявления межполушарной асимметрии у людей с доминированием левого или правого полушарий? 2. Какие особенности высших психических функций характерны для людей с доминирующим правым или левым полушарием переднего мозга? 3. Каковы особенности высшей психологической деятельности у людей с доминированием правого полушария? 4. Как определить индивидуальный профиль межполушарной асимметрии у человека? 5. В чем биологический смысл возникновения латерализации мозга у человека?
Задача 12. Данные палеонтологии, эволюции головного мозга у гоминид, изучение патологии речи у современного человека свидетельствуют о том, что возникновение Homo sapiens sapiensis связано с формированием второй сигнальной системы и её влиянием на все реакции организма. Вопросы: 1. Где располагаются сенсорные (слуховые и зрительные) зоны речи? 2. Какое влияние, по представлению И.П. Павлова и его школы, оказывает вторая сигнальная система на первую? 3. Почему при поражении префронтальных, височных или теменных областей коры нарушаются мыслительные функции мозга и поведение. 4. Какие отделы коры обеспечивают функцию членораздельной речи у человека? 5. В каких зонах коры располагаются центры Брока и Вернике? Каковы их роли в формировании членораздельной речи? Задача 13. В филогенезе позвоночных формируются древняя (палеокортекс), старая (архикортекс) и новая кора (неокортекс). Новая кора становится главным координирующем центром головного мозга, в котором проецируются все органы чувств, анализируются, интегрируются поступившие сигналы, формируются адекватные ответные реакции. Вопросы: 1. У каких позвоночных впервые обнаруживается древняя кора – палеокортекс? Какую функцию она выполняет? 2. Какие структуры переднего отдела головного мозга называют старой корой – архикортексом? У кого она впервые обнаруживается, какую функцию обеспечивает? 3. В какие структуры переднего отдела мозга преобразуется древняя и старая кора у млекопитающих и человека? Центрами какой функции они являются? 4. У какого класса позвоночных появляются зачатки новой коры? Каковы её дальнейшие преобразования у млекопитающих и человека? 5. Каковы особенности макро- и микроструктуры неокортекса у человека? Назовите основные признаки СЧМФС – специфически человеческой морфо- функциональной системы человека.
Задача 14. Филогенез головного мозга приматов характеризуется неравномерным ростом отделов переднего мозга, сменой типов организации мозга, увеличением площади новой коры, усложнением её микро- и макроструктуры, появлением новых центров, связанных со сложными психическими функциями и поведенческими реакциями. Вопросы: 1. Каковы основные признаки генерализованного типа организации головного мозга примитивных приматов? 2. Какие главные изменения произошли в головном мозге полуобезьян и широконосых обезьян? 3. Чем характеризуется головной мозг питекоидной организации? Чем объяснить интенсивный рост затылочной доли коры? Какова роль стереогнозии в адаптации обезьян к среде обитания? 4. Какими прогрессивными изменениями характеризуется головной мозг высших человекообразных обезьян понгидной организации? 5. Как изменился головной мозг гоминидной организации ископаемых гоминид? Какие филогенетически новые поля сформировались в коре их головного мозга?
Дисциплина-антропология Курс- первый Семестр- второй Ответы на тестовые задания по курсу «Антропология» Тема: Эволюционная антропология
Дисциплина-антропология Курс- первый Семестр- второй ОТВЕТЫ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО КУРСУ «АНТРОПОЛОГИЯ» Тема №1: ЭВОЛЮЦИОННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Ответ к задаче 1. 1. Радиометрического, коллагенового, термолюминесцентного. Основаны на разнице в количестве исходных и конечных веществ или интенсивности излучения. 2. Бимолекулярный – «биологические часы». Разные скорости измерения генотипа и фенотипа. 3. Цитогенетического, молекулярно-генетического, биохимического. 4. Получение эндокранов измерение параметров, сравнительный анализ в ряду современных приматов, ископаемых антропоидов и гоминид. 5. Используются, но дополняются современными.
Ответ к задаче 2. 1. Этап проантропов характеризовался появлением бипедии и изменением в зубо-челюстной системе, полифагией. Факторы биогенеза: мутационный процесс, изоляция, естественный отбор. 2. С этапом хабилисов, главная социальная адаптация которых – трудовая деятельность. Орудии труда – средство преобразования окружающей среды в социальную. 3. Факторы социогенеза: членораздельная речь, совместная деятельность, переход к мясной пище, новые социальные отношения: альтруизм, взаимопомощь, забота, воспитание. 4. Переход к систематической трудовой деятельности, создание культуры, социальное наследование, социальная интеграция, развитие языка и мышления, выделение периода детства, торможение полового созревания, формирование личностей, как членов общества. 5. Все биологические факторы опосредованы социальной сущностью человека. Ответ к задаче 3. 1. Тип хордовые, подтип позвоночные, класс млекопитающие, подкласс плацентарные, отряд приматы, подряд человекообразны (антропоиды) Секция узконосые, надсемейство высшие узконосые, семейство люди (гоминиды) род человека (Homo), вид разумный sapiens. 2. В эмбриогенезе – хорда, нервная трубка, жаберные карманы; позвоночник – осевой скелет, череп, сердце; 5 отделов позвоночника, 7 шейных позвонков, головной мозг маммалийного типа, левая дуга аорты, млечные железы, волосяной покров; плацента, живорождение; передний мозг с извилинами, бинокулярное зрение, конечности хватательного пита, ногти, редукция хвостового отдела; пальцевые узоры кожи. Крупный головной мозг, бипедия, S-образная форма позвоночника, рука - орган труда. 3. Рудименты и атавизмы человека. 4. Одинаковые сроки беременности; этапы развития эмбрионов, рекапитуляции. Одинаковые выражения эмоций, группы крови, паразиты, болезни, психические признаки. 5. «Происхождение человека и половой отбор»1871 г., Выражение эмоций у человека и животных» 1872 г.
Ответ к задаче 4. 1. Материальные: культура природопользования – хозяйство, системы расселения, население; культура жизнеобеспечения – пища, одежда, жилище; соционормативные – право, мораль, этика, определяющие поведение человека; гуманитарное искусство, религия, мифология, исторические знания. 2. Олдувайская, на этапе хабилисов, кварцевые или галечные. Число ударов при изготовлении орудий - 3-7. 3. Древне-ашельская, более совершенные орудия труда, число ударов при их изготовлении до 100, тиражирование орудий труда, жилища –«каменные мешки», огонь, лепет-лал, повышение социальной интеграции и одновременно разделение труда. 4. Средне и позднее- ашельская, мустьерская. Многофункциональные орудия, составные и дистантные орудия охоты, совершенствование социальной сферы, членораздельная речь, язык-основа поведения, искусство, религия. 5. Верхний палеолит, мезолит, неолит. Бронзовый век; принципиально новые орудия труда и охоты, переход к скотоводству, земледелию, постройка жилищ типа «яранг», повышение стуктуризации общества. Ответ к задаче 5. 1. Разные виды локомоции, способность сидеть и прямостоять, «круриация», «суставная ходьба»; укрепление крестцово-подвздошных сочленений, увеличение числа крестцовых позвонков. 2. Освобождение передних конечностей, усиление невербальных форм общения, высокое положение головы, развитие головного мозга; все болезни позвоночника, радикулиты, опущение внутренних органов, болезни сердечно – сосудистой системы. 3. Верхние конечности хватательного типа, способность предплечья к ротации, развитие мышц предплечья и кисти, пальцевые узоры кожи, бинокулярное зрение, крупный головной мозг, процессы торможения в головном мозге. 4. Церебролизация, наличие в коре гомологов «полей», связанных с трудовой деятельностью и членораздельной речью, высокий уровень высшей нервной деятельности. 5. Удлинение периода контакта с родителями для наилучшего воспитания, адаптации к среде обитания, социальной зрелости.
Ответ к задаче 6. 1. В 1960 г. супруги Лики обнаружили в Олдувайском ущелье в Танзании гоминида, названного Homo habilis, т.к. в этом слое находились примитивные галечные орудии труда. В 1972 г. в Кении Р. Лики обнаружил остатки хабилиса КМ 1470. 2. Расширенные ногтевые фаланги, строение кисти, свидетельствуют о силовом захвате, укорочение лицевого отдела за счет уменьшения зубо-челюстного аппарата, строение стопы подтверждало полный переход к прямохождению, большой объем эндокрана (в среднем 7000см3) 3. Трудовая деятельность служила началом социогенеза. Орудия труда позволили адаптироваться к окружающей среде. 4. Этап Архантропов; питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, палеоантропов: классические и прогрессивные палеоантропы, палеоантропы, кроманьонский человек. 5. В Восточной Африке обнаружено большое количество видов прямоходящих гоминид. Повышенный радиационный фон в течение длительного времени - усиленный мутагенез. Ответ к задаче 7. 1. Африканская. Переходные группы от архантропов представлены самыми ранними палеоантропами: родезийским человеком (400 тыс. лет назад), солойским человеком (200 тыс. лет назад) 2. В европейской группе два ствола: более ранние прогрессивные грацильные палеоантропы и более поздние «классические» палеоантропы. 3. Неандертальцев характеризует массивное телосложение, мощный скелет, невысокий рост, крупные зубы, надглазничный валик, отсутствие подбородочного выроста, агрессивность, канибализм. 4. Отсутствие надглазничных валиков, подбородочный выступ, речь, стереогнозия, коорпоративность действий, высокая ступень материальной культуры, представители: штейнгейгиский человек(Германия), сванскобский (Англия), фонтишвадский (Франция). 5. Целепологание при изготовлении орудий труда, корпоративные действия, уровень материальной культуры, искусство, религия, структуризация общества.
Ответ к задаче 8. 1. Передний отдел головного мозга человека, покрытый новой корой, образующей борозды и извилины, в глубине борозд расположено 80% серого вещества. 2. СЧМФС включает: филогенетические новые поля коры, мощную систему пучков ассоциативных волокон, специфическое кровообращение переднего отдела, эффективность ферментативных систем и медиаторов, ветвление дендритов, новые межнейронные связи. 3. центры речи, центры вторичного и третичного коркового анализа. 4. членораздельную речь, сознание, понятийное мышление, прогнозирование, целенаправленную деятельность. 5. В особенностях психических фукций и поведения человека.
Ответ к задаче 9. 1. Полушария гоминидного типа, без зон интенсивного роста, обеспечивают координацию движений, предметную детельность, ориентацию в пространстве. 2. В нижнее-теменной, лобной и надглазничной областях. 3. Интенсивные точки роста в лобной, нижнее-теменной и задневисочных областях, связанны с моторикой руки, подавлением эмоций и агрессии, с рече-моторным центром Бхрока, началом формирования СЧМФС. 4. Совершенствование СЧМФС, усложнение микроструктуры неокортекса; расширение филогенетически новых полей точки роста: лобный, теменно-височный. 5. Очаги роста верхне-лобный и теменной вязаны с концентрацией внимания, тонкой координацией работы рук, торможением эмоций, центрами речи Бхрока и Вернике. Совершенствуется СЧМФС, формируются новые цитоархитектонические поля. Торможение необходимо для членораздельной речи, точных движений, многих психических функций (концентрации внимания, волевых поступков, подавления агрессии).
Ответ к задаче 10. 1. Обонятельная, визуальная, жестовая. акустическая, тактильная. 2. Сохранение территориальной целостности, выражение эмоционального состояния, предупреждение об опасности, взаимодействие с половым партнером и другими особями. 3. некоторые редуцированы, но большинство сохранены. 4. С помощью членораздельной речи и письма. Письмо – средство общения поколений. Членораздельная речь - основа мышления и поведения человека. Язык – система знаков для передачи информации. 5. Лобная доля - речемоторный центр Брока, заднее – височная доля центр понимания речи Вернике, наружно-височная – слуховой центр речи, затылосная – зрительный центр речи.
Ответ к задаче 11. 1. Доминирование определенной рук, ноги, глаза, уха. 2. Латерализация мозга определяется ассиметричным расположением нервного аппарата второй сигнальной системы (центров Брока и Вернике) и доминированием правой руки. 3. Левое полушарие играет ведущую роль в членораздельной речи, в мыслительных операциях, в рациональном поведении, большой двигательной активности. 4. Человек с доминирующим правым полушарием – художественный тип, медлителен, эмоционален, интуитивен, с образным мышлением. 5. С помощью психологического тестирования. межполушарная симметрия повышает надежность управления деятельностью органов, систем органов, организма в целом. В популяции необходимо существование мыслительного и художественного типов. Ответ к задаче 12. 1. Лобная, височная, теменная, затылочная. 2. Речемоторный центр Бхрока - лобной доле, у основания нижней лобной извилины, акустический центр речи Вернике – в задней трети верхней височной извилины. 3. Опритеский центр речи расположен в затылочной доле коры в угловой извилине. Первичный слуховой центр в наружной височной доле коры. 4. Вторая сигнальная система доминирует над первой, оказывая отрицательную индукцию на первую. Воздействие оказывает влияние на функции всех органов. 5. Членораздельная речь – основа мыслительной функции и поведения человека. Лобные доли учувствуют в реализации сложных поведенческих актов. В лобных. теменных и височных долях коры расположены главные ассоциативные области мозга.
Ответ к задаче 13. 1. У рыб. В стенках желудочка мозга, центр обоняния. 2. У амфибий в крыше переднего мозга – старая кора, в латеральных областях полушарий – древняя кора. Обе коры – центр обоняния. 3. Старая кора смещается на срединную поверхность полушарий, преобразуясь в гипокамп – древний центр обоняния. Древняя кора перемещается на основание полушарий в виде грушевидной дольки – древний центр обоняния. 4. Зачатки неокортеса появляются у рептилий в виде латеральных островков серого вещества на поверхности полушарии. У млекопитающих и человека новая кора покрывает весь передний мозг. У человека её поверхность увеличилась за счет главных и индивидуальных борозд и извилин. 5. Представлена 50 млрд нейронов, расположенных в 7 слоев. Преобладают ассоциативные, 52 цитоархитетктонических поля, среди которых важнейшие – центры речи, тонких движений, вторичного и третичного корковых анализов.
Ответ к задаче 14. 1. Значительное развитие первичной коры, локализация вторичной коры в дорзальной части полушария, её деления на четыре зоны: лобную. затылочную, височную и теменную. 2. Разрастание неокортекса, его его дифференцировка на поля, отделение теменной доли от височной сильвиевой бороздой, а от затылочной – теменно-затылочной зарубкой. 3. Прогрессивное развитие заднее-теменной, затылочной и височной областей связано с возрастанием роли зрительного и сенсорного анализаторов, с возникновением стереогнозии. 4. Резкое увеличение объема нижнее-теменных долей, появление сложного рисунка борозд и извилин, увеличение ассоциативных полей связано с высоким уровнем манипуляторной деятельности, психических способностей и ориентацией в пространстве.Несколько эпицентров роста в нижнее-теменной, нижнее-лобной, заднее-височных областях, срастающихся между собой. 5. Формируются филогенетически новые поля, связанные с членораздельной речью и трудовой деятельностью.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1081; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.93 (0.012 с.) |