Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропоморфозы приматов - предпосылки гоминизации

Поиск

1) высокий уровень высшей нервной деятельности

2) гетеродонтная зубная система

3) выделенный период детства

4) отсутствие сезонной половой активности и половой детерминанты

5) один детеныш

 

Атавизмы человека

1) копчик

2) волосяной покров

3) плоскостопие

4) хвостатость

5) шейные ребра

 

Рудименты у человека

1) поясничные ребра

2) аппендикс

3) волосяной покров

4) мышцы ушной раковины

5) многососковость

Факторы эволюции человека на этапе биогенеза

1) трудовая деятельность

2) мутационный процесс

3) изоляция

4) корпоративность действий

5) естественный отбор

6) изменение в работе сердечно- сосудистой системы

Положительные последствия бипедии

1) освобождение верхних конечностей для разного вида деятельности

2) усиление жестовой коммуникации

3) лучшая ориентация в пространстве

4) укрепление органов малого таза

5) узнавание особей по лицу - развитие «социальной памяти»

 

Отрицательные последствия бипедии

1) усиление нагрузки на позвоночник

2) освобождение верхней конечности от функции передвижения

3) изменения в положении сердца и в динамике кровообращения

4) расширение возможностей невербальной коммуникации

5) увеличение давления на органы малого таза

В развитии познавательной функции руки

Сформировались ассоциативные связи между корковыми

Центрами

1) слуха

2) осязания

3) движения руки

4) зрения

5) обоняния

Эпоха изготовления человеком сложных орудий труда

Характеризовалась очагами роста в центрах головного

мозга, контролирующиХ:

1) походку и равновесие

2) зрение

3) моторику и координацию движений руки

4) эмоции

5) сенсорную кожную чувствительность

6) слух

 

В связи с переходом австралопитековых к прямохожденню

Развитие получили мышцы

1) спины

2) ягодичные и икроножные

3) живота

4) таза

5) груди

6) плечевого пояса

 

Прогрессивные признаки австралопитековых

1) прямохождение

2) густой шерстный покров

3) уменьшение длины верхних конечностей

4) дугообразная форма зубного ряда

5) редукция клыков

59. Для доказательства животного происхождения человека Ч. Дарвин использовал данные СРАВНИТЕЛЬНОЙ
1) психо - физиологии

2) морфологии

3) палеонтологии

4) эмбриологии

5) биохимии

 

Корковые поля- орименты, гомологичные рече- слуховым и рече- двигательным центрам человека обнаруживаются в

Головном мозге

1) примитивных приматов

2) полуобезьян

3) питекоидного типа

4) понгид

5) ископаемых гоминид

 

Установите соответствие

 

61. Человек относится к 1) подтипу 2) классу 3) подклассу 4) отряду   систематической группе А. Плацентарные Б. Хордовые В. Люди Г. Приматы Д. Млекопитающие Е. Позвоночные  

 

62. Этапы антропогенеза 1) проантропов 2) архантропов 3) палеоантропов 4) неоантронов   прослеживаются на протяжении лет тому назад А. 100 тыс.-настоящее время Б. 8- 6 млн.лет. В. 2,0 млн-500тыс. Г. 250-25 тыс.    
63. В коре доли переднего мозга 1) лобной 2) височной 3) нижнетеменной 4) затылочной расположены центры членораздельной речи. А. Зрительный (восприятие текстов) Б. Вернике (понимание устной речи и письменной) В. Брока (рече-двигательный) Г. Графического письма Д. Слуховой (восприятие устной речи)    
64.СПОСОБЫ ЛОКОМОЦИИ У ПРИМАТОВ 1) брахиация 2) круриация 3) прямохождение 4) суставная хотьба   проявляющейся в способности А. К медленному перемещению по ветвям с обхваткой их пальцами верхних и нижних конечностей Б. Передвигаться по земле с опорой на тыльные стороны кисти передних конечностей В. Перебрасывать тело с помощью верхних конечностей Г. Сохранять устойчивое положение тела на земле без участия верхних конечностей Д. Ходить по ветвям в полувыпрямленном состоянии  
65. Гипотеза 1)Энергетического эффекта 2)Связи с размножением     объясняет переход приматов к бипедии А. Большей теплоотдачей, уменьшением риска перегревания головного мозга Б. Выигрышем в скорости и длительности передвижения В. Возможностью иметь нескольких детёнышей подряд без риска падения их с деревьев  

 

Установите правильную последовательность типов

Головного мозга у приматов в процессе эволюции

1) гоминидный

2) примитивных приматов

3) понгидный

4) полуобезьян

5) современного человека

Дополните

Морфо-физиологические признаки, которые в норме не

Встречаются у человека, но характерны для его предков,

называются ……..

Отдельные признаки предков, закладывающиеся в

Эмбриогенезе человека, не сохраняющиеся после рождения,

называются ……….

Среда обитания человека принципиально отличается от

среды обитания животных присутствием …….. компонента

70. В третичном периоде (25-20 млн. лет назад) тропические леса

Европы населяли древесные обезьяны …….., одна из групп

Которых перешла к наземному образу жизни

Главным социальным фактором В антропогенезЕ Ф. Энгельс

назвал………….

Процессы взаимодействия между особями связанные с

передачей информации называются……..

Система знаков с помощью которой передается точная

информация ……….

74. …………..является основой понятийного мышления и

Поведения.

Окончательный переход к прямохождению произошел на

стадии………….

Ископаемый архантроп, окончательно перешедший к

бипедии получил название Homo………

Производящий культурно-хозяйственный тип

сформировался на этапе………

Передача трудового опыта, тиражирование орудий труда

прослеживается с этапа…………

79. материальная культура хабилисов получила название……….

Материальная культура прогрессивных палеоантропов

получила название……….

Дисциплина-антропология

Курс- первый

Семестр- второй

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО КУРСУ «АНТРОПОЛОГИЯ»

Тема№1: ЭВОЛЮЦИОННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Задача 1.

Современные методы, используемые в антропологии, позволяют установить абсолютный возраст ископаемого материала (артефакта), филогенетическое и генетическое родство, время расхождения филогенетических линий, формирование головного мозга и его отделов в процессе антропогенеза.

Вопросы:

1. С помощью каких методов устанавливается абсолютный возраст

ископаемых остатков человека? В чем сущность каждого метода?

2. Какой метод используется для определения времени расхождения

филогенетических линий понгид и людей? В чем заключается

главный его недостаток?

3. С помощью каких методов устанавливается генетическое родство

человека с современными приматами?

4. В чем сущность метода краниометрии? Каковы его возможности в

изучении эволюции высшей нервной деятельности человека?

5. Утратили ли значимость данные, приводимые Ч. Дарвином для доказательства животного происхождения человека в настоящее время?

Задача 2.

По мнению Ч. Дарвина, в антропогенезе действуют те же биологические факторы, которые осуществляют эволюцию всего животного мира. С точки зрения современных антропологов, в антропогенезе прослеживается действие как биологических, так и социальных факторов, относительные роли которых менялись на протяжении антропогенеза.

Вопросы:

1. Какой этап антропогенеза соответствует биогенезу? Под влиянием

каких биологических факторов он осуществлялся? Какие главные

биологические адаптации возникли у проантропов в результате

биогенеза?

2. Какой этап антропогенеза является началом социогенеза? Какова

главная социальная адаптация человека, позволившая ему создать

социальную среду обитания?

 

 

3. Назовите другие социальные факторы и их роль в становлении

человека.

4. Каковы основные направления в эволюции человека?

5. Какие факторы являются определяющими на современном этапе

антропогенеза?

Задача 3.

Анализ филогенетического древа современного человека показывает, что линия антропоидов – человекообразных обезьян начинается в отряде Приматов, а линия гоминид (семейство Людей) – в надсемействе Гоминоидов (Высших узконосых обезьян).

Вопросы:

1. Назовите систематические группы в составе типа Хордовых, к

которым принадлежит современный человек.

2. Какие основные признаки современного человека определяют его

положение в каждой таксономической группе?

3. Какие факты из области сравнительной морфологии приведены Ч. Дарвином для доказательства «симиальной» теории?

4. Приведите данные Ч. Дарвина из сравнительных эмбриологии и психо-физиологии, доказывающие происхождение человека от древних приматов.

5. Назовите главные труды Ч. Дарвина, в которых освещаются вопросы происхождения человека.

Задача 4.

С появлением трудовой деятельности начался этап формирования культуры, которую следует рассматривать как важнейшую небиологическую групповую адаптацию к условиям окружающей среды, повышающую шансы данной группы на выживание. В течение антропогенеза происходили смены типов материальной, соционормативной и гуманитарной составляющих культуры.

Вопросы:

1. В чем проявляются материальные, соционормативные и гуманитарные составляющие культуры?

2. Какая культура характеризует эпоху нижнего палеолита? На каком этапе антропогенеза она сформировалась?

3. Как изменилась культура нижнего палеолита на этапе архантропов? Какие составляющие культуры изменились в наибольшей степени?

4. Какие прогрессивные изменения произошли в материальных, соционормативных и гуманитарных сферах культуры на этапах палеоантропов?

5. Каковы основные характеристики материальной и нематериальной культуры неоантропов? Каким культурным эпохам и векам они соответствуют?

 

 

Задача5.

Семейство гоминид выделилось из отряда Приматов, обладающих комплексом морфофункциональных и психических признаков, предшествующих гоминизации, главными критериями которой считаются: прямохождение, трудовая деятельность, объем головного мозга.

Вопросы:

1. Какие антропоморфозы приматов предшествовали формированию прямохождения?

2. В чем заключается преимущество бипедии? Каковы ее положительные и отрицательные последствия для человека?

3. Какие морфо-филогенетические признаки приматов предшествовали появлению трудовой деятельности? Каково ее влияние на дальнейшую эволюцию человека?

4. Какие особенности головного мозга и высшей нервной деятельности приматов являлись предшественниками для их прогрессивного развития у человека?

5. Каковы роли удлинения периода беременности, выраженного периода детства и задержки полового созревания в гоминизации приматов?

Задача 6.

Около трех миллионов лет тому назад филогенетическая линия Homo отделилась от общего ствола Африканских двуногих приматов. Древние представители этого рода получили название Homo habilis, с которых и началась эволюция Homo.

Вопросы:

1. Почему древние представители данной группы прогрессивных прямоходящих приматов получили название Человек умелый? Где и кем были обнаружены ископаемые остатки представителей данного вида?

2. Какие морфологические признаки позволили их отнести к виду Homo habilis?

3. Почему с появлением этого вида дальнейшая эволюция рода Homo рассматривается как анторопосоциогенез?

4. Каковы дальнейшие этапы антропогенеза, назовите представителей каждого этапа?

5. Почему прародиной рода Homo считается Восточная Африка?

Какие средовые факторы способствовали выделению филогенетических линий данного вида?

Задача 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.007 с.)