Понятие социологической классики



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие социологической классики



Понятие социологической классики

Классический период в социологии приходится на 19-20века. Социология приобретает границы и в этот период были разработаны фундаментальные социологич концепции.

В этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных.

Важнейшими задачами теоретиков данного периода были

1. поиск предмета новой науки;

2. выяснение соотношения личности и общества.

Критерии классичности:

1) Социологич редукционизм – принцип социальное объяснять социальным ( когда понадобилось отбросить все лишние факторы вроде природы) Н-р, Дюркгейм объяснял самоубийства в зависимости от стабильности общества(войн, революций, кризисов)

2) Содержательно-структурный универсализм – модели описания должны быть едиными, непротиворечивыми, всеохватывающими, т.е применимыми для всего общества. При этом нужно учитывать компоненты пространство(статика) и время(динамика).

3) Парадигмальная и терминологическая автономность – каждая парадигма содержит свои механизмы изучения, а также отличительные термины. Н-р, людей нельзя изучать как животных или как предметы, их нужно понять-так Вебер вводит термин “понимающая социология”. Это позволяет социологии сформироваться как дисциплине.(сложился понятийный аппарат, новый тезаурус)

4) Парадигмальный шлейф – после смерти авторов парадигмы переосмысливаются и хранятся как научное наследие.

К этому периоду относятся такие авторы как К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель, Ф.Тённис.

Концепция человека К. Маркса: проблема отчуждения

Маркс считал, что человек изначально существо доброе, живущее в мире с собой и окружающим миром. Главный фактор, который сформировал человечество – труд. Труд – направленная, осознанная, творческая, созидательная деятельность. В результате труда человек осваивает природу из-за чего отчуждается от самого процесса труда, природы и общества.

Для Маркса человек в капиталистическом обществе «отчуждается», в особенности он «отчуждается от труда», то есть трудится в силу принуждения, а не из-за самоценного характера труда.

4 проявления отчуждения:

1) рабочий отчуждается от продуктов своего труда;

2) рабочий отчуждается от процесса производства (работа – продаваемый товар, стоимость которого для рабочего состоит в возможности его продажи);

3) рабочий отчуждается от своей человеческой природы, от своего родового бытия (возможности созидательного творчества через труд);

4) рабочий отчуждается от других людей.

Онтолого-методологические основания марксизма.

Теория Маркса основана на нескольких учениях:

1) Немецкая классическая философия (Гегель, Рейербах). Материализм и антирелигионизм.

2) Французский утопический социализм (Руссо, Сен-Симон).

3) Английская политическая экономия (Смит, Рикардо).

Маркс считал, что человек изначально существо доброе, живущее в мире с собой и окружающим миром. Главный фактор, который сформировал человечество – труд. Труд – направленная, осознанная, творческая, созидательная деятельность. В результате труда человек осваивает природу из-за чего отчуждается от самого процесса труда, природы и общества.

Общество для Маркса – не просто совокупность индивидов, а сумма всех связей и отношений в которых индивиды находятся друг с другом.

Характеристики общества по Марксу:

· Общество – объективная и историческая целостность

· Основные действующие единицы общества – действующие в своих интересах люди, но каждый из них принадлежит к группе (классу), а в основе класса лежит трудовая деятельность.

· Происхождение, имеющийся статус и дальнейшая перспектива класса предопределены

· Всё общество вовлечено в неизбежный процесс достижения общей цели

· Вся предшествующая история общества представляла собой постоянный конфликт – цель прогресса в возвращении утраченной родовой сущности

Теория Маркса – производственный (экономический) детерминизм, описывается с точек зрения разных теорий: исторического материализма – бытие формирует сознание, конфликтологизма – суть общества составляет конфликт между разными его частями.

Социальная статика К. Маркса

Общественно-экономическая формация – соц. система, существующая в конкретное время в неустойчивом состоянии. Состоит из базиса – основа соц. системы, которая определяет ее основные содержательные и структурные элементы; и надстройки.

Фактор способа производства: - производственные силы; - производственные отношения. Производственные силы - средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.

Надстройка – те соц. институты, которые легитимизмруют и обосновывают имеющийся базис (политику, экономику, религию, общ. институты)

Концепция соц. структуры:

Класс – такие соц. категории, имеющие разные отношения к средствам производства и в результате, находящиеся не в равноправном отношении и борющиеся между собой.

Критерии выделения классов:

- место в системе общественного производства

- по роли в общественном разделении труда

- по отношению к средствам производства

- место в системе распределения общественных благ

 

Два основополагающих класса:

- эксплуатируемых (рабочий класс)

- эксплуататоров (класс капиталистов)

 

К. Маркс выделяет «класс в себе» - класс в реальном пространстве, но члены класса не идентифицируют себя с данным классом; и «класс для себя» - люди осознают свои объективные интересы и идентифицируют себя с этим классом

Онтологические и методологические основания концепции Тенниса

Теннис анализировал общество через 2 парадигмы. Рационализм – идея о том, что человек стремится к лучшей жизни, к выгодам. Н-р идея о гос договоре. Историцизм – идея об уникальности исторических процессов, каждое общество развивается индивидуально.

Так, в каждой из этих парадигм в рамках одного общества можно найти различные типы устройства и взаимодействия. Община и общество.

Община: это некая разумная сущность, она имеет активное осознанное стремление к чему-либо. Это стремление м быть 2х видов – 1) воля целого: существует в естественных человеческих сообществах (семье, роде, общине) 2)воля индивидуальная: возникает, когда чел осознает свою индивидуальность и ставит собственные цели. Они носят характер идеальных типов и в природе не существуют, но позволяют построить некую систему координат для изучения общества.

Общество: пока существует община-наблюдается высокая степень сплоченности, люди чувствуют себя частью целого, у них общие цели. Затем, под влиянием воли индивидуальной, люди начинают ставить собственные цели и начинают складываться общественные отношения. Если община построена на кровнородственных связях, то общество основано на представлениях о выгоде, об отношениях обмена.

1. Номинализм – понятия носят характер идеальных типов, то есть в природе в чистом виде не встречаются. Но позволяют построить некую систему координат, с помощью которой мы можем ориентироваться при изучении общества.

2. Социологический аналитический формализм – построение моделей и механизмов, которые позволяют лучше понять общество. Они могут переходить из одной формы в другую и создавать различные оттенки ситуаций. Это так называемая формальная социология.

3. Понятийный антиномизм – это дихотомические пары, понятия, противоположные друг другу. Например воля целого и воля индивидуального. Их рассмотрение дает возможность проследить изменения и движения в реальности.

4. Рационализм – опора на способность индивидов мыслить разумно, в силу рассудка. Это позволяет объяснять человеческое поведение.

Система «AGIL» Т. Парсонса

Когда люди начинают направлять свои действия друг на друга, то складывается целая система социальных дейтсвий – это совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях между собой и составляющий некую целостность. Чтобы выжить, социальная система должна выполнять 4 функции(это система AGIL):

А – (соответствует уровню поведенческого организма) Функция адаптации: система должна уметь адаптироваться к условиям внешней среды и приспосабливать ее под себя.

G – (соответствует уровню системы личности.) Функция целеполагания: способность системы ставить цель и достигать ее. Система без целей теряет свою эффективность, т.к при стремлении к цели это позволяет мобилизировать силы и управлять ими.

I – (соответствует уровню социальной системы) Функция интеграции: система должна быть способна координировать в себе выполнение первых двух функции и управлять ими. Если усиливается что-то одно, то другое ослабевает.

L – (соответствует уровню системы культуры). Латентная функция: поддержание скрытого образца в системе. Она должна уметь поддерживать и возобновлять социетальные ценности и образцы, которые поддерживают социальный порядок и мотивацию акторов.

 

 

Понятие социологической классики

Классический период в социологии приходится на 19-20века. Социология приобретает границы и в этот период были разработаны фундаментальные социологич концепции.

В этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных.

Важнейшими задачами теоретиков данного периода были

1. поиск предмета новой науки;

2. выяснение соотношения личности и общества.

Критерии классичности:

1) Социологич редукционизм – принцип социальное объяснять социальным ( когда понадобилось отбросить все лишние факторы вроде природы) Н-р, Дюркгейм объяснял самоубийства в зависимости от стабильности общества(войн, революций, кризисов)

2) Содержательно-структурный универсализм – модели описания должны быть едиными, непротиворечивыми, всеохватывающими, т.е применимыми для всего общества. При этом нужно учитывать компоненты пространство(статика) и время(динамика).

3) Парадигмальная и терминологическая автономность – каждая парадигма содержит свои механизмы изучения, а также отличительные термины. Н-р, людей нельзя изучать как животных или как предметы, их нужно понять-так Вебер вводит термин “понимающая социология”. Это позволяет социологии сформироваться как дисциплине.(сложился понятийный аппарат, новый тезаурус)

4) Парадигмальный шлейф – после смерти авторов парадигмы переосмысливаются и хранятся как научное наследие.

К этому периоду относятся такие авторы как К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель, Ф.Тённис.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.254 (0.011 с.)