Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие социологической классики↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие социологической классики Классический период в социологии приходится на 19-20века. Социология приобретает границы и в этот период были разработаны фундаментальные социологич концепции. В этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных. Важнейшими задачами теоретиков данного периода были 1. поиск предмета новой науки; 2. выяснение соотношения личности и общества. Критерии классичности: 1) Социологич редукционизм – принцип социальное объяснять социальным (когда понадобилось отбросить все лишние факторы вроде природы) Н-р, Дюркгейм объяснял самоубийства в зависимости от стабильности общества(войн, революций, кризисов) 2) Содержательно-структурный универсализм – модели описания должны быть едиными, непротиворечивыми, всеохватывающими, т.е применимыми для всего общества. При этом нужно учитывать компоненты пространство(статика) и время(динамика). 3) Парадигмальная и терминологическая автономность – каждая парадигма содержит свои механизмы изучения, а также отличительные термины. Н-р, людей нельзя изучать как животных или как предметы, их нужно понять-так Вебер вводит термин “понимающая социология”. Это позволяет социологии сформироваться как дисциплине.(сложился понятийный аппарат, новый тезаурус) 4) Парадигмальный шлейф – после смерти авторов парадигмы переосмысливаются и хранятся как научное наследие. К этому периоду относятся такие авторы как К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель, Ф.Тённис. Концепция человека К. Маркса: проблема отчуждения Маркс считал, что человек изначально существо доброе, живущее в мире с собой и окружающим миром. Главный фактор, который сформировал человечество – труд. Труд – направленная, осознанная, творческая, созидательная деятельность. В результате труда человек осваивает природу из-за чего отчуждается от самого процесса труда, природы и общества. Для Маркса человек в капиталистическом обществе «отчуждается», в особенности он «отчуждается от труда», то есть трудится в силу принуждения, а не из-за самоценного характера труда. 4 проявления отчуждения: 1) рабочий отчуждается от продуктов своего труда; 2) рабочий отчуждается от процесса производства (работа – продаваемый товар, стоимость которого для рабочего состоит в возможности его продажи); 3) рабочий отчуждается от своей человеческой природы, от своего родового бытия (возможности созидательного творчества через труд); 4) рабочий отчуждается от других людей. Онтолого-методологические основания марксизма. Теория Маркса основана на нескольких учениях: 1) Немецкая классическая философия (Гегель, Рейербах). Материализм и антирелигионизм. 2) Французский утопический социализм (Руссо, Сен-Симон). 3) Английская политическая экономия (Смит, Рикардо). Маркс считал, что человек изначально существо доброе, живущее в мире с собой и окружающим миром. Главный фактор, который сформировал человечество – труд. Труд – направленная, осознанная, творческая, созидательная деятельность. В результате труда человек осваивает природу из-за чего отчуждается от самого процесса труда, природы и общества. Общество для Маркса – не просто совокупность индивидов, а сумма всех связей и отношений в которых индивиды находятся друг с другом. Характеристики общества по Марксу: · Общество – объективная и историческая целостность · Основные действующие единицы общества – действующие в своих интересах люди, но каждый из них принадлежит к группе (классу), а в основе класса лежит трудовая деятельность. · Происхождение, имеющийся статус и дальнейшая перспектива класса предопределены · Всё общество вовлечено в неизбежный процесс достижения общей цели · Вся предшествующая история общества представляла собой постоянный конфликт – цель прогресса в возвращении утраченной родовой сущности Теория Маркса – производственный (экономический) детерминизм, описывается с точек зрения разных теорий: исторического материализма – бытие формирует сознание, конфликтологизма – суть общества составляет конфликт между разными его частями. Социальная статика К. Маркса Общественно-экономическая формация – соц. система, существующая в конкретное время в неустойчивом состоянии. Состоит из базиса – основа соц. системы, которая определяет ее основные содержательные и структурные элементы; и надстройки. Фактор способа производства: - производственные силы; - производственные отношения. Производственные силы - средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Производственные отношения - отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. Надстройка – те соц. институты, которые легитимизмруют и обосновывают имеющийся базис (политику, экономику, религию, общ. институты) Концепция соц. структуры: Класс – такие соц. категории, имеющие разные отношения к средствам производства и в результате, находящиеся не в равноправном отношении и борющиеся между собой. Критерии выделения классов: - место в системе общественного производства - по роли в общественном разделении труда - по отношению к средствам производства - место в системе распределения общественных благ
Два основополагающих класса: - эксплуатируемых (рабочий класс) - эксплуататоров (класс капиталистов)
К. Маркс выделяет «класс в себе» - класс в реальном пространстве, но члены класса не идентифицируют себя с данным классом; и «класс для себя» - люди осознают свои объективные интересы и идентифицируют себя с этим классом Онтологические и методологические основания концепции Тенниса Теннис анализировал общество через 2 парадигмы. Рационализм – идея о том, что человек стремится к лучшей жизни, к выгодам. Н-р идея о гос договоре. Историцизм – идея об уникальности исторических процессов, каждое общество развивается индивидуально. Так, в каждой из этих парадигм в рамках одного общества можно найти различные типы устройства и взаимодействия. Община и общество. Община: это некая разумная сущность, она имеет активное осознанное стремление к чему-либо. Это стремление м быть 2х видов – 1) воля целого: существует в естественных человеческих сообществах (семье, роде, общине) 2)воля индивидуальная: возникает, когда чел осознает свою индивидуальность и ставит собственные цели. Они носят характер идеальных типов и в природе не существуют, но позволяют построить некую систему координат для изучения общества. Общество: пока существует община-наблюдается высокая степень сплоченности, люди чувствуют себя частью целого, у них общие цели. Затем, под влиянием воли индивидуальной, люди начинают ставить собственные цели и начинают складываться общественные отношения. Если община построена на кровнородственных связях, то общество основано на представлениях о выгоде, об отношениях обмена. 1. Номинализм – понятия носят характер идеальных типов, то есть в природе в чистом виде не встречаются. Но позволяют построить некую систему координат, с помощью которой мы можем ориентироваться при изучении общества. 2. Социологический аналитический формализм – построение моделей и механизмов, которые позволяют лучше понять общество. Они могут переходить из одной формы в другую и создавать различные оттенки ситуаций. Это так называемая формальная социология. 3. Понятийный антиномизм – это дихотомические пары, понятия, противоположные друг другу. Например воля целого и воля индивидуального. Их рассмотрение дает возможность проследить изменения и движения в реальности. 4. Рационализм – опора на способность индивидов мыслить разумно, в силу рассудка. Это позволяет объяснять человеческое поведение. Система «AGIL» Т. Парсонса Когда люди начинают направлять свои действия друг на друга, то складывается целая система социальных дейтсвий – это совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях между собой и составляющий некую целостность. Чтобы выжить, социальная система должна выполнять 4 функции(это система AGIL): А – (соответствует уровню поведенческого организма) Функция адаптации: система должна уметь адаптироваться к условиям внешней среды и приспосабливать ее под себя. G – (соответствует уровню системы личности.) Функция целеполагания: способность системы ставить цель и достигать ее. Система без целей теряет свою эффективность, т.к при стремлении к цели это позволяет мобилизировать силы и управлять ими. I – (соответствует уровню социальной системы) Функция интеграции: система должна быть способна координировать в себе выполнение первых двух функции и управлять ими. Если усиливается что-то одно, то другое ослабевает. L – (соответствует уровню системы культуры). Латентная функция: поддержание скрытого образца в системе. Она должна уметь поддерживать и возобновлять социетальные ценности и образцы, которые поддерживают социальный порядок и мотивацию акторов.
Понятие социологической классики Классический период в социологии приходится на 19-20века. Социология приобретает границы и в этот период были разработаны фундаментальные социологич концепции. В этот период было дано истинно научное описание социальной реальности, были предприняты попытки использования эмпирических данных. Важнейшими задачами теоретиков данного периода были 1. поиск предмета новой науки; 2. выяснение соотношения личности и общества. Критерии классичности: 1) Социологич редукционизм – принцип социальное объяснять социальным (когда понадобилось отбросить все лишние факторы вроде природы) Н-р, Дюркгейм объяснял самоубийства в зависимости от стабильности общества(войн, революций, кризисов) 2) Содержательно-структурный универсализм – модели описания должны быть едиными, непротиворечивыми, всеохватывающими, т.е применимыми для всего общества. При этом нужно учитывать компоненты пространство(статика) и время(динамика). 3) Парадигмальная и терминологическая автономность – каждая парадигма содержит свои механизмы изучения, а также отличительные термины. Н-р, людей нельзя изучать как животных или как предметы, их нужно понять-так Вебер вводит термин “понимающая социология”. Это позволяет социологии сформироваться как дисциплине.(сложился понятийный аппарат, новый тезаурус) 4) Парадигмальный шлейф – после смерти авторов парадигмы переосмысливаются и хранятся как научное наследие. К этому периоду относятся такие авторы как К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель, Ф.Тённис.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.220 (0.012 с.) |