Социальная динамика К. Маркса



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная динамика К. Маркса



С разделения труда, с точки зрения К. Маркса, начинается процесс исторического развития человечества.

 

Процесс формирования общества:

1) отделение земледелия от скотоводства (переход от потребляющего до производящего хозяйства)

2) отделение ремесла от земледелия (начало классового деления общества)

3) выделение торговли в отдельную сферу (от простого уровня воспроизводства (товар-товар) до схемы товар-деньги-товар и деньги-товар-деньги)

 

Формируется тот тип общества, который проходит через 5 ступеней общественного развития:

- тип и характер производства

- характер обмена и распределения благ

- средства производства

- механизмы власти и управления

- признак соц. поляризации

 

Общественно – экономические формации (ОЭФ):

1) первобытнообщинная (полная зависимость от природы, так как низкий уровень орудий труда, низкая производительность труда; бесклассовое общество);

2) рабовладельческая (классы рабовладельцев и рабов, отношения строятся на насилии);

3) феодальный тип (классы феодалов и крестьян);

4) капиталистическая (наивысшая форма эксплуататорского строя; люмпенизация рабочих - процесс перехода высших и средних слоев рабочего класса (а иногда и представителей других классов) в нижний слой рабочего класса);

5)коммунистическая (свободный труд, обобществленная собственность на средства производства).

7. Социологическое содержание работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Фридрих Энгельс рассматривает исторически-последовательное развитие различных форм семей (кровнородственную, пуналуальную, групповой брак, парную, моногамную) как следствие изменяющихся общественно-исторических условий. При этом существует и обратная связь, поскольку та или иная форма семьи предполагает определенные статусно-ролевые позиции ее членов, влекущие за собой серьезные взаимные обязательства, совокупность которых составляет существенную часть общественного строя.

Итак, каждая форма семьи соответствует определенному этапу развития человеческого общества: парная семья возникает на рубеже между дикостью и варварством, групповой брак характерен для эпохи дикости, а моногамия – для цивилизации. Возникновение моногамной семьи – один из первых признаков наступления эпохи цивилизации. Переход к каждой последующей форме семьи объясняется действием новых общественных движущих сил.

Современная семья, согласно Энгельсу, содержит в миниатюре все те противоречия, которые имеют место в обществе и в его государстве. Первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Таким образом, единобрачие было, по Энгельсу, великим историческим прогрессом, имеющим свои негативные последствия.

Моногамия явилась следствием сосредоточения больших богатств (в том числе средств производства) в руках мужчины и необходимости передать их по наследству собственным детям, то есть, обязана своим происхождением экономическим причинам. И при переходе средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом. Таким образом, по Энгельсу, полная свобода брачно-семейных отношений, становление их как частной сферы жизни, возможно с исчезновением частной собственности.

Итак, согласно Ф. Энгельсу, общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда, с другой – семьи. Чем меньше развит труд, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых отношений.

По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство.

Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени.

Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу.

Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги.

Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность.

Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом.

В виде исключения встречаются также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга.

Кроме того, в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения. В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы.

Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

По мнению сторонников данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться к такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой развитию производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом этого является неизбежное исчезновение классов посредством социальной революции, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.008 с.)