Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная динамика К. МарксаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
С разделения труда, с точки зрения К. Маркса, начинается процесс исторического развития человечества.
Процесс формирования общества: 1) отделение земледелия от скотоводства (переход от потребляющего до производящего хозяйства) 2) отделение ремесла от земледелия (начало классового деления общества) 3) выделение торговли в отдельную сферу (от простого уровня воспроизводства (товар-товар) до схемы товар-деньги-товар и деньги-товар-деньги)
Формируется тот тип общества, который проходит через 5 ступеней общественного развития: - тип и характер производства - характер обмена и распределения благ - средства производства - механизмы власти и управления - признак соц. поляризации
Общественно – экономические формации (ОЭФ): 1) первобытнообщинная (полная зависимость от природы, так как низкий уровень орудий труда, низкая производительность труда; бесклассовое общество); 2) рабовладельческая (классы рабовладельцев и рабов, отношения строятся на насилии); 3) феодальный тип (классы феодалов и крестьян); 4) капиталистическая (наивысшая форма эксплуататорского строя; люмпенизация рабочих - процесс перехода высших и средних слоев рабочего класса (а иногда и представителей других классов) в нижний слой рабочего класса); 5)коммунистическая (свободный труд, обобществленная собственность на средства производства). 7. Социологическое содержание работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Фридрих Энгельс рассматривает исторически-последовательное развитие различных форм семей (кровнородственную, пуналуальную, групповой брак, парную, моногамную) как следствие изменяющихся общественно-исторических условий. При этом существует и обратная связь, поскольку та или иная форма семьи предполагает определенные статусно-ролевые позиции ее членов, влекущие за собой серьезные взаимные обязательства, совокупность которых составляет существенную часть общественного строя. Итак, каждая форма семьи соответствует определенному этапу развития человеческого общества: парная семья возникает на рубеже между дикостью и варварством, групповой брак характерен для эпохи дикости, а моногамия – для цивилизации. Возникновение моногамной семьи – один из первых признаков наступления эпохи цивилизации. Переход к каждой последующей форме семьи объясняется действием новых общественных движущих сил. Современная семья, согласно Энгельсу, содержит в миниатюре все те противоречия, которые имеют место в обществе и в его государстве. Первая появляющаяся в истории противоположность классов совпадает с развитием антагонизма между мужем и женой при единобрачии, и первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским. Таким образом, единобрачие было, по Энгельсу, великим историческим прогрессом, имеющим свои негативные последствия. Моногамия явилась следствием сосредоточения больших богатств (в том числе средств производства) в руках мужчины и необходимости передать их по наследству собственным детям, то есть, обязана своим происхождением экономическим причинам. И при переходе средств производства в общественную собственность индивидуальная семья перестанет быть хозяйственной единицей общества. Частное домашнее хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми и их воспитание станут общественным делом. Таким образом, по Энгельсу, полная свобода брачно-семейных отношений, становление их как частной сферы жизни, возможно с исчезновением частной собственности. Итак, согласно Ф. Энгельсу, общественные порядки, при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда, с другой – семьи. Чем меньше развит труд, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых отношений. По Энгельсу, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без государства и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая с необходимостью была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Когда в обществе появляются классы с противоречивыми экономическими интересами, начинается противостояние между ними. Для того, чтобы это противостояние не привело к коллапсу общества, необходима стоящая над обществом сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила, произошедшая из общества, но ставящая себя над ним и все более и более отчуждающая себя от него, и есть государство. Государство отличается от родоплеменной организации разделением подданных по территориальным делениям. Поскольку основой существования родовых объединений была связь членов рода с определенной территорией, то с увеличением мобильности населения, вызванной экономическими причинами, родовое общество перестало выполнять свою функцию. Гражданам предоставили возможность осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, безотносительно к роду и племени. Второй отличительной чертой государства является учреждение публичной власти, которая не совпадает непосредственно с населением и призвана держать в повиновении всех граждан. Эта публичная власть существует в каждом государстве и состоит не только из вооруженных людей, но и из принудительных учреждений разного рода, которые не были известны родовому обществу. Публичная власть усиливается по мере того, как обостряются классовые противоречия внутри государства, и по мере того, как соприкасающиеся между собой государства становятся больше и населеннее. Для содержания этой публичной власти необходимы взносы граждан — налоги. С развитием цивилизации становится недостаточно и налогов: государство делает займы, государственные долги. Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы общества, над обществом, что обеспечивается авторитетом законов, дающих им неприкосновенность. Поскольку государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Так, античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство — органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а представительное государство эпохи Нового времени есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом. В виде исключения встречаются также периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть на время получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII и XVIII веков, которая держит в равновесии дворянство и буржуазию друг против друга. Кроме того, в большинстве известных в истории государств предоставляемые гражданам права соразмеряются с их имущественным положением, и этим прямо заявляется, что государство — это организация имущего класса для защиты его от неимущего. В Афинах и Риме это определялось делением граждан на имущественные категории, в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размерами землевладения. В эпоху Нового времени это находило выражение в избирательном цензе при выборах в высшие государственные органы. Высшая форма государства, демократическая республика официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется своей властью косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой стороны, в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом. По мнению сторонников данной теории, в середине—конце XIX века общество стало приближаться к такой ступени развития производства, на которой существование противоборствующих классов перестало быть необходимостью и становится помехой развитию производительных сил (производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями). Результатом этого является неизбежное исчезновение классов посредством социальной революции, а вместе с ним и неизбежное исчезновение государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.199 (0.01 с.) |