Тема 1. Понятие и задачи российского уголовного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие и задачи российского уголовного процесса.



Изучение главной темы основывается на разрешении главной актуальной проблемы уголовного судопроизводства – отказ от законодательства и практики карательного уголовного процесса и переход к действительному уголовному судопроизводству, в которых защита прав и законных интересов личности столь же социальна значима, что и эффективное уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания.

Для выяснения сущности уголовного процесса РФ следует определить роль и значение уголовно-процессуальной деятельности государственных органов, ведущих борьбу с преступлениями органов дознания, следствия и прокуратуры; уяснить роль суда в реализации уголовного закона. Для раскрытия содержания уголовного процесса большое значение имеют правовые действия граждан и организаций, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, и определенный порядок, формы уголовно-процессуальной деятельности. Недопустимо характеризовать уголовный процесс РФ как реализацию органами суда, прокуратуры, следствия и дознания своих "односторонних властных полномочий" (проф. М.А. Чельцов).

Авторитарный метод правового регулирования в уголовном процессе, уголовно-процессуальные правоотношения как "властеотношения".

При рассмотрении задач уголовного судопроизводства следует обратить внимание на значение уголовного процесса как средства защиты личности, общества и государства от преступлений, как гарантии правильного применения уголовного закона, гарантии укрепления законности.

В данной теме студенту необходимо хорошо усвоить основные понятия уголовного процесса, такие как стадия уголовного процесса, процессуальные функции, процессуальная форма, процессуальные гарантии и другие. Этими категориями предстоит оперировать на протяжении изучения всего специального курса, и надо сразу же глубоко разобраться в них.

 

Тема 2. Принципы уголовного процесса.

Для решения основной проблемы данной темы – понятие уголовно-процессуальных принципов и их система – необходимо отказаться от упрощённого представления о принципе как положении сформулированном и закреплённом в главе 2 УПК РФ «Принципы уголовного судопроизводства». Отнесение того или иного основного положения к принципам уголовного процесса должно основываться не только на закреплении в законе соответствующей его формулировки, но и воплощении этого положения в уголовно-процессуальном законодательстве и практике.

Для правильного понимания принципов уголовного процесса РФ следует обратиться к таким категориям философии как "содержание" и "сущность". Учение о принципах есть учение, о сущности изучаемых предметов и явлений, что целиком относится и к принципам уголовного процесса. Принципы должны отражать реальные, а не желаемые свойства уголовного процесса.

Необходимо внимательно рассматривать нормативный характер и формы выражения принципов в уголовно-процессуальном праве, что поможет разобраться в имевшей место дискуссии по этому вопросу и уяснить понятие правового принципа. Система принципов уголовного процесса строится на реально существующих связях между отдельными принципами, их значимости.

Тема 3. Участники уголовного процесса.

Проблемный вопрос об участниках уголовного процесса необходимо решать таким образом, чтобы их понятие не исключало из круга участников ни одного из действующих лиц в уголовном судопроизводстве.

Понятие и круг участников процесса необходимо определять на основании действующего уголовно-процессуального законодательства.

Классифицируются участники процесса в зависимости от их роли в уголовном процессе, от выполняемой ими уголовно-процессуальной функции.

Изучение этой темы позволяет усвоить процессуальное положение всех участвующих при расследовании и судебном рассмотрении государственных органов и лиц, что значительно облегчит понимание последующих разделов курса.

Рассмотрение прав и обязанностей участников процесса целесообразно завершить определением роли, того места, которое занимает данный участник процесса в уголовном судопроизводстве.

 

Тема 4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе.

Проблемные вопросы данной темы, как показывает многолетняя вузовская практика, являются наиболее сложными для разрешения и усвоения студентами. Для успешного изучения их необходимо знать и широких использовать материалистическую теорию познания, которая имеет значение методологической основы теории доказательств в уголовном процессе РФ.

Дискуссионный характер понятия доказательств обязывает студента уделить внимание процессу развития законодательства и теории по данному вопросу, четко знать определенный законом порядок, при котором фактические данные приобретают в уголовном процессе свойства доказательств. Необходимо подчеркнуть значение строгого соблюдения требований закона при получении и процессуальном закреплении фактических данных о преступлении.

Изучение всех понятий теории доказательств должно пронизывать выяснение их практической значимости для деятельности органов расследования, прокуратуры и суда. Так, например, использование понятий "предмет доказывания" и "пределы доказывания" при планировании расследования.

Процесс доказывания, его отдельные этапы лучше всего усваиваются, если проследить особенности процесса доказывания на отдельных стадиях уголовного процесса. Большую теоретическую и практическую значимость имеют общие принципы (правила) оценки доказательств.

Правильное понимание решения в теории и законодательстве вопроса об обязанности доказывания возможно только на основе презумпции невиновности - важного конституционного принципа уголовного процесса.

Студент должен знать классификационные критерии при разделении доказательств на обвинительные и оправдательные, первоначальные и производные, прямые и косвенные и иные группы, при этом тщательно проработать особенности использования в процессе доказывания различных групп доказательств.

Характеристику отдельных видов доказательств, студенты, как правило, успешно осваивают самостоятельно, для чего можно используя для этого обширную специальную литературу, учебники и обязательно уголовно-процессуальное законодательство.

 

Тема 5. Меры процессуального принуждения и реабилитация.

Наиболее сложная проблема данной темы – очень частое применение в досудебном производстве такой меры пресечения как заключение под стражу. Её решение возможно только на основе реального отказа от карательного уголовного процесса.

Применение в уголовном процессе принудительных мер вызывается необходимостью обеспечить решение задач уголовного судопроизводства. Следует обратить внимание на четкую регламентацию в законе оснований и порядка применения мер уголовно-процессуального принуждения и особенно наиболее значительной их части - мер пресечения. Необходимо знать непосредственные цели избрания мер пресечения.

Поскольку такая мера пресечения, как заключение под стражу, затрагивает конституционное право граждан РФ на неприкосновенность личности, в законодательстве (Конституция РФ, УПК) установлены дополнительные гарантии законности и обоснованности ее применения.

При изучении проблем реабилитации следует обратить внимание на то, что реабилитируемый – это не только лицо, имеющее в соответствии с действующим законодательством право на возмещение вреда, причинённого ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием (п. 35 ст. 5 УПК РФ). Определяющее значение при реабилитации имеют гарантии возмещения такого вреда и реальное его возмещение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.006 с.)