Программный материал модуля №1 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программный материал модуля №1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры уголовного

процесса и криминалистики Декан факультета

 

Протокол1 к.ю.н., доцент Лях С.М.

 

«3» Сентября 2012г.

_________________________

Зав. кафедрой

д.ю.н., профессор Ляхов Ю.А.

 

_______________________ «4» Сентября 2012г.

 

 

Учебно-методический комплекс

специального курса «Актуальные проблемы уголовного процесса Российской Федерации»

по специальности 030501 юриспруденция

 

 

Ростов – на – Дону

 

2012г.

 

 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….3

Учебно-тематический план:………………………..…..…...…………...4

Модуль №1……………………………………………………………….5

Модуль №2……………………………………………………………….12

Практикум для студентов дневного

(вечернего, заочного отделения)……………………………..…………18

Методические рекомендации по самостоятельной работе……………28

Пояснительная записка.

 

Судебная реформа в Российской Федерации осуществляется трудно. Причинами этого являются не только непростые экономические условия страны, но и приверженность многих старым правовым институтам, отсутствие современных подготовленных кадров юристов и традиционное для России желание решать все социальные проблемы путем усиления репрессий.

Особенно сложно реформируется уголовное судопроизводство. Несмотря на наличие концепции судебной реформы в Российской Федерации, утвержденной парламентом еще в 1991 году, ряд уголовно-процессуальные новелл, содержащихся в УПК РФ 2001 года, либо расходится с Концепцией, либо представляет собой лишь первые шаги в намеченных направлениях. Конечно, жизнь всегда богаче любых планов и концепций, и она неизбежно вносит свои коррективы в них. Но фактом остается то, что некоторые очень важные демократические положения уголовного процесса пока еще остаются нереализованными.

Отмеченное, однако, не должно использоваться для огульной критики УПК РФ 2001 года, умалять его значение. Новый УПК РФ реализует основные задачи судебной реформы. В нем значительно усилены гарантии прав и свобод личности при производстве по уголовному делу, причем это относится ко всем участникам уголовного процесса: к потерпевшим, свидетелям, обвиняемым и подозреваемым. Введение суда присяжных на всей территории России - несомненно демократизация нашего судопроизводства, позволяющая гражданам реально участвовать в отправлении правосудия. Мировая юстиция приближает суды к населению, делает их доступными для граждан и создает тем самым важную гарантию конституционного права россиян на судебную защиту. Построение судебных стадий на состязательных началах наконец-то позволит распрощаться со “следственным судом”, избавиться от обвинительного уклона при рассмотрении судами уголовных дел.

Все перечисленное должно учитываться при оценке нового УПК РФ, который уже только поэтому заслуживает высокой оценки.

Задача специального курса “ Актуальные проблемы уголовного процесса Российской Федерации” познакомить студентов-юристов выпускников не только с тем, что уже имеется в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, но и с теми уголовно-процессуальными институтами, которым еще предстоит пробивать себе дорогу и осваиваться в уголовном процессе России.

Предлагаемый спецкурс преследует цель углубленного анализа актуальных проблем уголовного процесса России, выявления исторических закономерностей развития его правовых институтов, обновления направлений его дальнейшей демократизации и гуманизации

Спецкурс рассчитан на студентов, специализирующихся по криминалистическому циклу, и может служить для них серьезным подспорьем в подготовке к выпускному экзамену по специальности.

Форма контроля: экзамен.

 

Учебно- тематический план

по спецкурсу “Актуальные проблемы уголовного процесса Российской Федерации” для дневного (очно-заочного), заочного отделений.

Модуль №1  
Краткое наименование темы Всего Лекции Семинары Самостоят  
1. Понятие и задачи российского уголовного процесса. 8/ 4/2/2 - /2/- 2/2/4  
2. Принципы уголовного процесса 8/ 4/2/2 - /2/- 2/2/4  
3. Участники уголовного процесса 6/ 4/2/2 - /2/- 2/2/4  
4. Доказательства и доказывание в уголовном процессе. 8/ 4/4/2 - /2/- 2/2/4  
5. Меры процессуального принуждения и реабилитация 4/ 2/- /- - /- /- 2/2/4 самостоятельное изучение.  
  Модуль № 2        
1. Возбуждение уголовного дела 4/ 2/2/2 - /- /- 2/2/2  
2. Предварительное расследование. 12/ 6/4/2 - /2/2 2/2/6  
3. Назначение судебного заседания 4/ 2/- /- - /- /- 2/4/2  
4. Судебное разбирательство 8/ 4/4/2 - /2/2 2/2/4  
5. Проверка законности, обоснованности и справедливости приговоров, определений и постановлений 4/ 2/2/2 - /- /- 2/2/2  
6. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц 4/ 2/- /- - /- /- 2/2/2 самостоятельное изучение.  
7. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства 2/   - /- /- - /- /- 2/2/2 самостоятельное изучение.    
  ИТОГО 60/60/60 36/22/16 - /12/4 24/26/40  
                   

 

Учебный модуль №1

«Общие положения уголовного процесса»

Комплексная цель модуля – обеспечить усвоение студентами основных понятий уголовного процесса, его сущности и назначения. Поскольку началом и движущей силой уголовного процесса является уголовное преследование (обвинение), то его характеристика, а также восстановление прав и свобод лица, незаконно или необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, позволяет студентам понять специфику уголовно-процессуальной деятельности. Её многообразие и сложность раскрываются в характеристике процессуального положения участников процесса.

Студент должен усвоить специфику процесса познания при производстве по уголовному делу, его чёткую и строгую регламентацию уголовно-процессуальным законом. Доказательства – основа уголовного процесса, обеспечивающая законность, обоснованность и справедливость, принимаемых при производстве по уголовному делу решений.

Целью модуля также является раскрытие принудительного характера уголовно-процессульной деятельности, разнообразия осуществляемых в уголовном процессе мер государственного принуждения их направленности и необходимости. Следует выделить строгие меры контроля за законностью и обоснованностью применения мер пресечения и иных мер процессуального принуждения.

Программный материал модуля №1

Тема 1. Понятие и назначение российского уголовного процесса.

Социальная необходимость уголовного процесса. Уголовно-процессуальная деятельность и борьба с преступностью. Правосудие и уголовный процесс. Раскрытие сущности уголовного процесса как системы действий, процессуальных отношений и установленного законом порядка расследования и разрешения уголовных дел. Критика понятия уголовного процесса как реализации односторонних властных полномочий государственных органов. Сущность российского уголовного процесса в свете охраны прав и свобод граждан, демократизации и гуманизации уголовно-процессуальных мер по борьбе с правонарушителями.

Двуединый характер задач уголовного процесса. Вопрос о задачах, целях и назначении уголовного процесса в законодательстве и уголовно-процессуальной литературе. Расширение задач советского уголовного процесса в 1983 году. Влияние уголовного процесса на состояние преступности.

Уголовно-процессуальные отношения, их специфика и права личности.

Процессуальные гарантии их направленность. Значение уголовно-процессуальной формы.

Понятие уголовно-процессуальных функций и их виды.

Структура уголовного процесса. Понятие стадии уголовного процесса. Уголовно-процессуальное право в системе с другими отраслями права. Соотношение и взаимосвязь уголовно-процессуального и уголовного права, уголовных и уголовно-процессуальных отношений.

Список рекомендуемой литературы модуля №1

1. Конституция РФ.

2. УПК РФ.

3. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.1992г.

4. Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж. 1980г.

5. Головко Л.В. Альтернативу уголовному преследованию в современном праве. СПб. 2002 г.

6. Громов Н.А., Пономаренков В.А., Гущин А.Н., Франциферов Ю.В. Доказательства, доказывание и использование результатов ОРД. М. 2001. (учебное пособие).

7. Доказывание в уголовном процессе. Традиции и современность. М. 2000.

8. Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М.1996.

9. Кипнис Н.М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве. М. 1995г.

10. Ковтун Н.И. Состязательность и поиск истины.// Российская юстиция. 1997 №7.

11.Курс советского уголовного процесса: Общая часть. М.1989г.

12.Либус И.А. Презумпция невиновности в советском уголовном процессе. Ташкент. 1981г.

13. Лупинская П.А. Доказательства и доказывание в новом уголвном процессе// Рос. Юстиция.2002 г. №7.

14.Ляхов Ю.А. Допустимость доказательств в Российском уголовном процессе. М.1999г.

15.Ляхов Ю.А. Новая уголовно-процессуальная политика. Ростов-на-Дону. 1992г.

16.Ляхов Ю.А., Золотых В.В. Не допустить возврата к “ следственному” суду. //Российская юстиция. 1997г. № 10.

17.Петрухин И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. М. Части 1и 2. 2004/2005.

18.Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М. т.1, 1968; т.2 1970.

19.Строгович М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности. М. 1984г.

20.Теория доказательств в советском уголовном процессе. М.1973г.

21.Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М.1991г.

22. Трунова Л.К., Трунов И.А. Закрепление доказательств собранных адвокатом. // Журнал Адвокат. М. №2. 2002.

23.Уголовно-процессуальное законодательство Союза ССР и РСФСР: Теоретическая модель. – М.1989г.

24.Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1 и 2 СПб, 1915г.

25.Чельцов-Бебутов М.А. Курс советского уголовного процессуального права. т.1. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах. М.1957г.

26.Шестакова С.Д. Состязательность уголовного процесса. С-Пб. 2001.

Учебный модуль №2

«Порядок производства по уголовному делу»

Комплексная цель модуля – раскрыть значение закономерности правового регулирования порядка производства по уголовному делу. Студенты должны усвоить специфику уголовно- процессуальной деятельностипо возбуждению уголовных дел, их расследованию и разрешению судом по существу.

Особое внимание следует уделить тому, что задача раскрытия преступления и установления следователем или дознавателем всех обстоятельств дела должна ограничено сочетаться с обеспечением прав личности в уголовном процессе.

Учитывая значение центральной стадии уголовного процесса – судебного разбирательства – необходимо уяснить важность обоснованного его наказания, необходимость строгого соблюдения скрупулёзно разработанной законодателем судебной процедуры. Не только итоговое решение суда должно быть законным, обоснованным и справедливым, но и путь к нему должен быть таким же. Только такой приговор, вступившую в законную силу,должен обращаться судом к исполнению. Необходимость учета конкретных жизненных ситуаций и для обеспечения судопроизводства дополнительными процессуальными гарантиями в российском уголовном процессе предусмотрены особые порядки судебного разбирательства – при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением, производство у мирового судьи, производство в суде с участием присяжных заседателей.

Тема 2. Предварительное расследование.

Стадия предварительного расследования в системе уголовного судопроизводства. Вклад стадии предварительного расследования и решение задач уголовного процесса, и обеспечение прав личности в этой стадии.

Понятие и значение дознания. Органы дознания. Организация дознания в органах милиции.

Деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Производство неотложных следственных действий. Вопрос о понятии и круге неотложных следственных действий в юридической литературе.

Развитие дознания и дискуссия о дифференциации форм уголовного судопроизводства.

История развития следственного аппарата в России. Реформирование следственного аппарата и задача повышения процессуальной самостоятельности следователя.

Судебный контроль за досудебным производством как средство укрепления законности в деятельности органов предварительного расследования.

Полномочия следователя, его процессуальные отношения с руководителем следственного органа и с прокурором. Процессуальные отношения следователя с органами дознания.

Вопрос о системе предварительного следствия в науке уголовного процесса. Общая характеристика этапов предварительного следствия.

Соотношение предварительного следствия и судебного разбирательства.

Вопрос об основаниях привлечения лица в качестве обвиняемого в науке уголовного процесса. Момент совершения данного процессуального акта.

Содержание и форма постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Обвиняемый и подозреваемый в уголовном процессе.

Участие защитника в стадии предварительного расследования. Анализ и характеристика достоинств и недостатков действующего законодательства об участи защитника в стадии предварительного расследования.

Сущность и порядок предъявления обвинения. Порядок допроса обвиняемого. Изменение обвинения на предварительном следствии.

Понятие презумпции невиновности. Презумпция невиновности – конституционный принцип российского уголовного процесса, обеспечивающий объективность, всесторонность и полноту предварительного расследования.

Список рекомендуемой литературы модуля №2

 

1.Конституция РФ.

2.УПК РФ.

3.Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.1992г.

4.Бернэм Уильям. Суд присяжных заседателей. М.1995г.

5.Брусницин Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). М. 2001.

6.Дубинин а. Упростить судебный процесс. // Российская юстиция. 1994г. №10

7.Зайцев О.А. Государственная защита участников уголовного процесса. М. 2002.

8.Кони А.Ф. Суд – наука - искусство. // Соб. соч. т.1, с.192-237; Присяжные заседатели. – Там же, с. 331-391; Новый суд. – Там же, 392-419; Судебная реформа и суд присяжных. Там же, с. 201-222; Новые меха и новое вино (Из истории первых дней судебной реформы), там же, с. 223-261; О суде присяжных и о суде с сословными представителями. Там же, 395-425.

9.Крылов И.Ф., Бастрыкин. Розыск, дознание, следствие. Л. 1984г.

10.Курс советского уголовного процесса: Общая часть. М.1989г.

11.Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. СПб 2001 г.

12.Лукашевич В.З. Установление уголовной ответственности в советском уголовном процессе. Л. 1985г.

13.Ляхов Ю.А. Правовое регулирование стадии возбуждения уголовного дела. М. 2005.

14.Ляхов Ю.А., Филимонов Г.А. Суд присяжных. Российская действительность и традиции. М. 1998г.

15.Пути совершенствования уголовно-процессуального законодательства в условиях судебно-правовой реформы. // Вестник Московского университета. серия 11. Право. 2001. № 6.

16. Рыжаков А.П. Возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела. М. 2001.

17.Рыжаков А.П. Следственные действия. М. 2001.

18.Соловьёв А., Токарева М., Воронцова Н. Проблемы законности и качества расследования в свете требований УПК РФ.// Журнал уголовное право. М №2. 2002.

19.Стецовский Ю.И. Судебная власть. М.1999г.

20.Уголовно-процессуальное законодательство Союза ССР и РСФСР: Теоретическая модель. – М.1989г.

21.Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1 и 2 СПб, 1915г.

22.Цыганенко С.С. Производство по уголовным делам в российском уголовном процессе. Ростов н/Д. 2003 г.

23.Шадрин В.С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М.2000.

24.Шейфер С.А. Роль защиты в формировании доказательственной базы по уголовному делу. Гос. и право. 2006. №7.

25.Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М. 2001.

 

Практикум

для студентов очной, вечерней и заочной форм обучения

Проведение практических занятий для студентов-вечерников предусмотрено по наиболее важным темам курса. В целях успешной подготовки к занятиям требуется изучить Конституцию РФ, действующее уголовно-процессуальное законодательство, учебную литературу и лекционный материал. Для правильного уяснения положений законодательства следует обратиться к изучению комментария к уголовно-процессуальному кодексу РФ и специальной литературы.

Работа на практических занятиях по данному спецкурсу подразумевает также подготовку студентами и выступление на семинарском занятии с кратким докладом (7-10 минут) по наиболее злободневным и актуальным проблемам правоприменительной практики. В докладе должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы, предложения теоретиков и практиков о путях и способах ее решения, а также аргументированная позиция самого автора доклада. Такого рода исследовательская работа студента на семинарских занятиях предполагает возможность применения поощрения при сдаче экзамена по данному спецкурсу.

 

 

Вопросы семинарского занятия.

1. Суд как орган, осуществляющий судебную власть.

2. Процессуальное положение прокурора на разных стадиях процесса.

3. Органы предварительного расследования, характеристика их процессуального положения.

4. Процессуальное положение потерпевшего и пути повышения активности его участия в ходе производства по уголовному делу.

5. Понятие и процессуальное положение подозреваемого и обвиняемого.

6. Защитник, его процессуальное положение.

 

Задание для самостоятельной работы.

1.Изучить нормативные акты, устанавливающие нормы профессиональной этики для судей, прокуроров и адвокатов

Рекомендуемая литература.

1. ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».//РГ от25 августа 2004 года.

2. Кодекс судейской этики//Российская юстиция.2005.№1-2.

3. Кодекс профессиональной этики адвоката//Российская юстиция.2003.№10.

4. Европейская хартия о статусе судей.//Российская юстиция.1999.№7.

5. Рекомендация №R(2000) 19 о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия//Журнал российского права.2001.№8.

6. Рекомендация №R(85) 11 о положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса./ Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. М.1998.

7. Адвокат в уголовном процессе// Под. ред. П.А. Лупинской. М., 1997.

8. Васильев О.Л. Процессуальные функции следователей, органов дознания и дознавателя на стадии предварительного расследования // Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. 2003. № 1.

9. Гриненко А. Потерпевший должен иметь не меньше процессуальных прав, чем обвиняемый // Российская юстиция. 2002. №9.

10. Ершов В.В. Самостоятельность и независимость судебной власти. М.2006.

11. Казанцев С.М. Дореволюционные юристы о прокуратуре.СПб.2001.

12. Ковтун Н.Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России. Н. Новгород.2002.

13. Конах Е.И. Парфенова М.В. Процессуальный статус и обеспечение прав подозреваемого. М.2005.

14. Королев Г.Н. Прокурорское уголовное преследование в российском уголовном процессе.М.2006.

15. Малахова Л.И. Функция уголовного преследования как вид процессуальной деятельности //Российская юстиция. 2003. № 7.

16. Панько Н. Деятельность адвоката-защитника по обеспечению состязательности. Воронеж, 2000.

17. Петрухин И.Л. Судебная власть. М.2003.

18. Рыжаков А.П. Обвиняемый. М.2006.

19. Смоленский М.Б. Адвокатская деятельность в России. Москва -Ростов-на-Дону.2004.

20. Трунов И.Л. Защита прав личности в уголовном процессе. М.2005.

21. Тушев А.А. Прокурор в уголовном процессе РФ.СПб.2005.

22. Шумилин С.Ф Полномочия следователя.М.2006.

 

Вопросы семинарского занятия.

1. Современное понятие доказательств в уголовном процессе.

2. Предмет и пределы доказывания по уголовному делу.

3. Допустимость доказательств. Гарантии использования только допустимых доказательств.

4. Недопустимые доказательства.

5. Особенности использования, проверки и оценки отдельных видов доказательств.

Задание для самостоятельной работы.

1. 1.Уяснить свойства электронных документов и возможность их использования в качестве доказательств по уголовному делу.

2. Изучить вопрос о возможности использования результатов ОРД в доказывании по уголовному делу.

 

Рекомендуемая литература.

1. Алиев Т.Т., Громов Н.А., Царева Н.П. Понятие и свойства доказательств// Российский судья. 2003. №5.

2. Банин В.А. Предмет доказывания в советском уголовном процессе. (Гносеологическая и правовая природа). Саратов, 1981.

3. Белкин А.Р. Теория доказывания: Научно-методическое пособие. М. 2006.

4. Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде.М.2000.

5. Доказывание в уголовном процессе. Традиции и современность. М., 2000.

6. Доля Е. Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору и в суд //Уголовное право. 1999. №4.

7. Золотых В.В. Проверка допустимости доказательств в уголовном процессе. Ростов н/Д., 1999.

8. Исаева Л.М. Специальные познания в уголовном судопроизводстве. М., 2003.

9. Колдин В.А. Соотношение документов и вещественных доказательств. // Следователь. 2002. № 1.

10. Костенко Р.В. Понятие и признаки уголовно-процессуальных доказательств.М.2006.

11. Лупинская П.А. Доказательства и доказывание в новом уголовном процессе// Российская юстиция. 2002. №7.

12. Ляхов Ю.А. Допустимость доказательств в российском уголовном процессе. М., 1999.

13. Михайловская И.Б. Настольная книга судьи по доказыванию в уголовном процессе.М.2006.

14. Некрасов С.В. Юридическая сила доказательств в уголовном процессе. М.2004.

15. Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. М., 2000.

16. Петрухин И.Л. Роль признания обвиняемого в уголовном процессе // Российская юстиция. 2003. №2.

17. Селиванов Н.А. Вещественные доказательства. М., 1971.

18. Селина Е.В. Применение специальных познаний в уголовном процессе. М., 2003.

19. Сильнов М.А. Вопросы обеспечения допустимости доказательств в уголовном процессе (досудебные стадии). М., 2001.

20. Теория доказательств в советском уголовном процессе. М., 1973. С.256-286.

21. Ткачев А.К. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. М.2000.

22. Трунова Л.К., Трунов И.А. Закрепление доказательств собранных адвокатом. // Журнал Адвокат. М. № 2. 2002.

23. Хмыров А.А. Косвенные доказательства в уголовных делах.СПб.2005.

24. Царева Н.П. Документы – доказательства в уголовном судопроизводстве. М.2003.

 

Вопросы семинарского занятия.

1. Сущность и значение возбуждения уголовного дела.

2. Поводы и основания к возбуждению уголовного дела.

3. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении.

4. Порядок возбуждения уголовного дела.

5. Порядок отказа в возбуждении уголовного дела.

 

Задание для самостоятельной работы.

1. Изучить вопрос о процессуальных гарантиях защиты прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела.

Рекомендуемая литература

1. Приказ о едином учете преступлений от 29 декабря 2005 г. №39/1070/1021/253/780/353/399.//РГ от 25 января 2006 года.

2. Инструкция о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях.//РГ от 24 мая 2006 года.

3. Рекомендация №R (87) 18 об упрощении уголовного правосудия.// Российская юстиция. 1997. №8.

4. Багаутдинов Ф. Возбуждение уголовного дела по новому УПК РФ// Законность. 2002. №7.

5. Григорьев В.Н. Прушинский Ю.В. Первоначальные действия при получении сведений о преступлении.М.2002.

6. Даньшина Л.И. Возбуждение уголовного дела и предварительное расследование в уголовном процессе России.М.2003.

7. Ляхов Ю.А. Правовое регулирование стадии возбуждения уголовного дела.М.2005.

8. Манова Н.С., Францифорова Ю.В. Проблемные аспекты стадии возбуждения уголовного дела по новому УПК РФ// Российский судья. 2003. № 5.

9. Петрухин И. Л. Возбуждение уголовного дела по действующему УПК РФ // Государство и право.2005.№1.

10. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела. М., 2002.

11. Тетерин Б.С., Трошкин Е.З. Возбуждение и расследование уголовных дел. М., 1997.

12. Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М.1991г.

 

Тема. Предварительное расследование

Значение стадии предварительного расследования заключается в том, что расследование уголовных дел является необходимой предпосылкой их законного, обоснованного и справедливого разрешения судом. Студентам важно уяснить, что успешное выполнение задач в этой стадии уголовного процесса обеспечивается правильной организацией предварительного расследования, высокопрофессиональной деятельностью органов расследования, эффективным прокурорским надзором и судебным контролем за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Вопросы семинарского занятия

1. Общие условия производства предварительного расследования. Судебный контроль за досудебным производством и другие гарантии соблюдения прав личности на стадии предварительного расследования. Перспективы реформирования следственного аппарата.

2. Система предварительного следствия.

3. Вопрос об основаниях привлечения лица в качестве обвиняемого. Привлечение в качестве обвиняемого и предъявление обвинения. Основание и порядок изменения и дополнения обвинения.

4. Участие защитника в стадии предварительного расследования.

5. Дознание в России. Деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

 

Рекомендуемая литература

1. Александров А.С. Каким не быть предварительному следствию.// Государство и право.2001.№9.

Вопросы семинарского занятия.

1. Сущность и значение стадии назначения судебного заседания.

2. Назначение судебного заседания без проведения предварительного слушания.

3. Основания и порядок проведения предварительного слушания.

4. Сущность и значение института возвращения уголовного дела прокурору.

 

 

Рекомендуемая литература.

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2003 года по делу о проверке конституционности положений статей 125,219,227, …,а также глав 35 и 39 УПК РФ в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан./РГ 23 декабря 2003.

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 года №1 «О применении судами норм УПК РФ»./РГ 25 марта 2004.

3. Лукашевич В.З. Назначение судебного заседания по новому УПК РФ// Правоведение. 2002. №3.

4. Научно-практическое пособие по применению УПК РФ./ Под ред. В.М. Лебедева.М.2004.

 

Тема 7. Предварительное расследование.

Главной проблемной досудебного производства является его качество, которое во многом и определяет характер всего российского уголовного судопроизводства. Законодательные и организационные решения должны быть направлены, в первую очередь, на преодоление этого недостатка предварительного следствия и дознания.

Значение стадии предварительного расследования заключается в том, что правильное расследование уголовных дел является важнейшим условием правильного разрешения этих дел и осуществления задач правосудия. Студенту необходимо сразу же разобраться в видах предварительного расследования, с его общими условиями и правильно использовать терминологию. Особое внимание следует уделить таким условиям предварительного расследования как активность органов расследования и прокуратуры, полнота, всесторонность и объективность расследования. Успешное выполнение задач в этой стадии уголовного процесса обеспечивается широкими полномочиями, эффективным прокурорским надзором и судебным контролем за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Изучение основания и порядка производства отдельных следственных действий должно быть завершено выявлением доказательственного значения результатов этих следственных действий.

Необходимо хорошо усвоить основания и сроки приостановления, а также формы окончания предварительного следствия.

Следует обратить внимание на изменение в действующем УПК РФ внимание традиционного содержания обвинительного заключения.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ».

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры уголовного

процесса и криминалистики Декан факультета

 

Протокол1 к.ю.н., доцент Лях С.М.

 

«3» Сентября 2012г.

_________________________

Зав. кафедрой

д.ю.н., профессор Ляхов Ю.А.

 

_______________________ «4» Сентября 2012г.

 

 

Учебно-методический комплекс

специального курса «Актуальные проблемы уголовного процесса Российской Федерации»

по специальности 030501 юриспруденция

 

 

Ростов – на – Дону

 

2012г.

 

 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………….3

Учебно-тематический план:………………………..…..…...…………...4

Модуль №1……………………………………………………………….5

Модуль №2……………………………………………………………….12

Практикум для студентов дневного

(вечернего, заочного отделения)……………………………..…………18

Методические рекомендации по самостоятельной работе……………28

Пояснительная записка.

 

Судебная реформа в Российской Федерации осуществляется трудно. Причинами этого являются не только непростые экономические условия страны, но и приверженность многих старым правовым институтам, отсутствие современных подготовленных кадров юристов и традиционное для России желание решать все социальные проблемы путем усиления репрессий.

Особенно сложно реформируется уголовное судопроизводство. Несмотря на наличие концепции судебной реформы в Российской Федерации, утвержденной парламентом еще в 1991 году, ряд уголовно-процессуальные новелл, содержащихся в УПК РФ 2001 года, либо расходится с Концепцией, либо представляет собой лишь первые шаги в намеченных направлениях. Конечно, жизнь всегда богаче любых планов и концепций, и она неизбежно вносит свои коррективы в них. Но фактом остается то, что некоторые очень важные демократические положения уголовного процесса пока еще остаются нереализованными.

Отмеченное, однако, не должно использоваться для огульной критики УПК РФ 2001 года, умалять его значение. Новый УПК РФ реализует основные задачи судебной реформы. В нем значительно усилены гарантии прав и свобод личности при производстве по уголовному делу, причем это относится ко всем участникам уголовного процесса: к потерпевшим, свидетелям, обвиняемым и подозреваемым. Введение суда присяжных на всей территории России - несомненно демократизация нашего судопроизводства, позволяющая гражданам реально участвовать в отправлении правосудия. Мировая юстиция приближает суды к населению, делает их доступными для граждан и создает тем самым важную гарантию конституционного права россиян на судебную защиту. Построение судебных стадий на состязательных началах наконец-то позволит распрощаться со “следственным судом”, избавиться от обвинительного уклона при рассмотрении судами уголовных дел.

Все перечисленное должно учитываться при оценке нового УПК РФ, который уже только поэтому заслуживает высокой оценки.

Задача специального курса “ Актуальные проблемы уголовного процесса Российской Федерации” познакомить студентов-юристов выпускников не только с тем, что уже имеется в действующем уголовно-процессуальном законодательстве, но и с теми уголовно-процессуальными институтами, которым еще предстоит пробивать себе дорогу и осваиваться в уголовном процессе России.

Предлагаемый спецкурс преследует цель углубленного анализа актуальных проблем уголовного процесса России, выявления исторических закономерностей развития его правовых институтов, обновления направлений его дальнейшей демократизации и гуманизации

Спецкурс рассчитан на студентов, специализирующихся по криминалистическому циклу, и может служить для них серьезным подспорьем в подготовке к выпускному экзамену по специальности.

Форма контроля: экзамен.

 

Учебно- тематический план

по спецкурсу “Актуальные проблемы уголовного процесса Российской Федерации” для дневного (очно-заочного), заочного отделений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.179 с.)