Ал-фикх (исламская юриспруденция) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ал-фикх (исламская юриспруденция)



Говоря об ал-фикхе, следует отметить, что он возник раньше дру­гих исламских дисциплин. Все основные направления современной юриспруденции (гражданское, семейное, уголовное, административ­ное или конституционное право) могут быть прослежены в различных отраслях ал-фикха, хотя и называются по-иному. Одна часть ал-фикха посвящена правилам совершения молитвы и исполнения других ре­лигиозных обязанностей, а другая включает практические правила, необходимые для каждого мусульманина в его мирской жизни.

Слово ал-фикх означает «точное понимание», «глубокое знание». В Коране оно используется именно в этом значении: «Почему бы не от­править из сообщества каждого по отряду, чтобы укрепиться в Вере и по возвращении увещевать людей [оставшихся]?» (Коран, 9:122). Иными словами, ал-фикх изучает установки и правила, исходящие из религиоз­ных источников и регулирующие действия человека. Целесообразно оз­накомиться с некоторыми исходными концепциями ал-фикха.

Шари'ат (букв. — прямой, правильный путь) классифицирует по­ступки людей по пяти правовым предписаниям (ал-ахкам ал-хамса);

а) ваджиб (обязательное) — действие, совершение которого для мусульман обязательно (ежедневная пятикратная молитва, пост в те­чение месяца рамадана, исполнение взятых обязательств и др.);

б) харам (запретное) — постуцки, которые мусульманин не дол­жен совершать и которых ему следует избегать (в частности, насилие, ложь, воровство, супружеская измена);

в) мандуб, или мустахабб (рекомендуемое, одобряемое) — бого­угодное, но не обязательное поведение (подаяние нищим, доброволь­ные молитвы сверх предписанных, гостеприимство, прощение обид­чиков и др.);

г) макрух (неодобряемое, осуждаемое) — формально не запрещен­ное действие, которое не рекомендуется совершать (курение, жести­куляция во время молитвы, скупость, расточительность и др.);

д) мубах, или джа'из (дозволенное) — действие, совершение кото­рого разрешено и не влечет ни наказания, ни поощрения (еда, сон, женитьба, путешествие и др.). Согласно установкам шари'ата, всякое действие считается разрешенным (дозволенным) до тех пор, пока не будет найдено убедительное доказательство его запретности (харом).

Обязательные предписания ал-фикха в свою очередь делятся на та'аббуди, тавассули, а также айни и кифайи.

К та 'аббуди относятся предписания, которые должны соблюдать­ся неукоснительно, прямо касаются веры в Бога и олицетворяют путь к Нему. Тавассули включают предписания, не имеющие непосредст­венно религиозного назначения и направленные на выполнение обя­зательств перед людьми.

Предписания айни являются обязательными для всех и каждого (например, совершение ежедневной пятикратной молитвы, правди­вость), а предписания кифайи (такие, как врачевание или защита ру­бежей родины) возлагаются лишь на тех, кто способен или должен их исполнить.

Ал-фикх как комплекс правовых, религиозных и бытовых норм сложился в VIII веке (до первой половины VIII века система соци­альных предписаний основывалась на нормах из доисламского про­шлого. — Прим. ред.). Как систематизированная наука он окончатель­но сформировался в X веке. Именно с того времени началось изуче­ние ал-фикха как науки в специальных религиозных школах. Существуют различные школы (мазхабы) ал-фикха, которые отража­ют разнообразие направлений исламского учения.

С учетом совершенства, вечности и неизменности установок шари'ата вопросы и казусы, не находившие четкого и подробного отражения в Коране и сунне, стали сферой изучения ал-фикха, кото­рый, имея развивающуюся в зависимости от ситуации теоретичес­кую основу, был направлен на регулирование общественных отноше­ний через реализацию различных теоретически обоснованных соци­альных норм религиозного, юридического и нравственного характера. В этом плане ал-фикх представляет собой мусульманское право в широком социальном его понимании.

Реализация различных норм ал-фикха в общественных отноше­ниях и во взаимоотношениях отдельных людей имеет определенные особенности. Наиболее полной была реализация норм, связанных с культовой обрядностью, — это во многом определялось религиозным сознанием людей. Нормы и положения ал-фикха в целом способст­вовали сохранению в мусульманской среде обычаев и традиций.

Вместе с тем определенная часть норм ал-фикха устанавливалась с помощью властных структур, путем государственного принуждения, проявлявшегося в первую очередь в форме назначения руководите­лей судебных органов различных инстанций (кадиев), которые в нуж­ный момент могли защищать интересы представителей того или иного мазхаба. Данная практика стала широко применяться при аббасидских халифах. Они стали повсеместно назначать на должности кадиев образованных факихов, которые применяли выводы официального;; мазхаба Халифата. Начиная с этого периода, судьи и муфтии в своей практике стали использовать труды факихов. Кроме того, специаль­ные книги по ал~фикху были написаны по заказу правителей в качестве руководства для работы государственных органов. В числе таких книг — «Китаб ал-харадж» (Книга о поземельном налоге) Абу Йусуфа (ум. в 798 г.) или ал-Фатава ал-хиндиййа (Индийские фетвы), напи­санная группой ханафитских ученых-правоведов в 1669 г.

В целом, исламское право как составная часть ал-фикха- юриспруденции формировалось постепенно, вбирая в себя не противоре­чащие исламским требованиям отдельные элементы римского (ви­зантийского), сасанидского (средне-иранского) и канонического (восточно-христианского) сводов законов, а также обычаи и тради­ции народов завоеванных арабами стран.

Формирование ал-фикха было продиктовано, во-первых, необ­ходимостью приведения в соответствие с религиозными ориентира­ми правовых и социальных норм, существовавших в различных угол­ках обширного исламского мира. Во-вторых, стремлением урегули­ровать социальные отношения на этих территориях согласно учению ислама. Начальный этап эволюции ал-фикха совпал с периодом за­писи хадисоъ Пророка со слов его сподвижников, и, следовательно, первые книги по ал-фикху скорее напоминали сборники тематичес­ки подобранных хадисоъ, чем правовые исследования. Хадисы Про­рока позволили решить вопросы, связанные с толкованием Корана и сунны, а их систематизация постепенно способствовала формирова­нию ал-фикха в качестве самостоятельной дисциплины[[22]].

К первой половине IX в. ал-фикх как систематизированный свод правовых норм и основа исламской юриспруденции имел свой поня­тийный аппарат, специфический язык и свою методологию. Одно­временно ал-фикх закрепил убеждение о прекращении правотворчества после смерти Пророка, а Коран и сунна стали считаться основными источниками правовых норм. Кроме того, единогласное мне­ние мусульманской общины (ал-иджма), которое определяется как согласие религиозных авторитетов — сподвижников Пророка, также считается самостоятельным источником ал-фикха, исходя из убеж­денности, что правильная, целевая и умелая интерпретация этих ис­точников, умение изложить их на языке практических норм и право­вых установок позволяют решить любые связанные с жизнью обще­ства вопросы. На этой основе сложились юридические приемы ал-истинбат («извлечения»), посредством которых из главных источ­ников ал-фикха извлекались решения различных вопросов, о кото­рых в Коране и сунне прямых указаний не было. Постепенно на поч­ве ал-истинбата формировался ал-иджтихад, опирающийся на фор­мулирование решений по вопросам, прямо не упомянутым в Коране и сунне, а также в источниках по ал-иджма'. В ал-фикхе появилось понятие ал-кийас («сравнение») —- формулирование новых правовых и иных норм по аналогии.

Основные категории ал-фикха, относящиеся к юриспруденции, были заложены в трактате Мухаммеда б. Идриса аш-Шафи'и (ум. в 820 г.) «ар-Рисала» (Послание), а к X в. ал-фикх окончательно сло­жился в качестве самостоятельной дисциплины, причисляемой к ре­лигиозным наукам. С самого начала существовала тесная связь меж­ду ал-фикхом и ал-каламом, ибо многие положения последнего слу­жили идейной основой для решения различных правовых вопросов. Ал-калам и ал-фикх в значительной степени дополняли друг друга и стали формировать различные стороны шари'ата — единого ислам­ского учения о религиозной истине и образе жизни.

Постепенно ал-фикх в смысле юриспруденции стали понимать как 'илм ал-фуру\ т.е. науку о регулирующих поведение людей нор­мах шари'ата [ [23] ].

Ал-фикх как продукт исламской общественной жизни имеет раз­личные классификации в зависимости от мазхабов и даже отдельных толков внутри одного мазхаба. Еше на ранней стадии формирования ал-фикх разделился на несколько школ (мазхабов), главными из ко­торых считались пять, получивших названия по именам их основате­лей. Это — ханафитская, или иракская школа, основателем которой был Ну'ман б. Сабит Абу Ханифа (ум. в 767 г.); маликитская, или ме­динская школа, основатель — Малик б. Аяас (ум. в 795 г.); шафи'ит-ская, основатель — аш-Шафи'и (ум. в 820 г.); ханбалитская, основа­тель — Ахмад б. Ханбал (ум. в 855 г.); джа'фаритская, или имамит-ская, основатель — шестой имам шиитов-имамитовД?к&'фьр ас-Садик (ум. в 765 г.). Четыре из вышеуказанных школ являются мазхабами суннитского толка, пятая школа представляет собой мазхаб шиитского толка. Основное различие между суннитскими и шиитскими мазха­бами в ал-фикхе заключается в том, что шииты в своих доводах по юридическим вопросам, помимо Корана и высказываний Пророка, ссылаются еще и на высказывания своих имамов, хотя основы права у суннитов и шиитов общие. В отличие от суннитов, шииты не при­знают ал-кийас в качестве самостоятельного источника права; в по­литических аспектах права они опираются на авторитет по наследст­ву, а сунниты ссылаются на ал-иджма'. Для шиитов мнение любого богослова значимо лишь в том случае, если оно опирается на выска­зывания имама, ибо они признают непогрешимость своих имамов.

Но расхождения по вопросам ал-фикха характерны и внутри са­мих мазхабов. Ал-иджтихад, о котором более подробно будет сказа­но ниже, в начале был надежным способом вынесения решений на­иболее компетентными факихамы, однако начиная с IX в. суннит­ские факихи перестали пользоваться им. В результате развитие суннитских школ ал-фикха продолжалось в рамках соответствую­щих суннитских мазхабов.

Основная масса суннитских сборников по ал-фикху имела общее содержание. Это: омовение, молитва, порядок погребения, аз-закат (налог в пользу нуждающихся), пост, паломничество (ал-хаджж)., различные торговые сделки и обязательства, порядок распоряжения собственностью, вакф (неотчуждаемое имущество, завещанное на определенные цели), наследство, брачно-семейные отношения, пра­вонарушения различных видов, отношения исламских властей к не­мусульманам, судопроизводство, правила ношения одежды и приема пищи и т.д. Изучение ал-фикха и его школ способствует формирова­нию представления о социальных аспектах ислама, который на все случаи индивидуальной и общественной жизни имеет четкие пред­писания, отраженные в ал-фикхе.

Именно поэтому в некоторых мусульманских странах, где пра­вовой основой являются исламские нормы, все законы государства принимаются в соответствии с ал-фикхом. К ним относятся, напри­мер, законы о судах, о банках и др.

Здесь возникает закономерный вопрос: каким образом ислам может иметь законы на все случаи жизни, тем более, что многие из происходящих событий ранее не имели места? Дело в том, что в ал-фикхе предусмотрена методология, на основе которой можно рас­суждать о новых явлениях и процессах с учетом современных реа­лий. Об этой методологии подробно будет сказано в последующих главах этой книги.

Существуют различные схемы подразделения ал-фикха по пред­метам. Согласно наиболее принятой из них, ал-фикх состоит из че­тырех разделов, которые включают в себя предписания для мусуль­ман и общеисламские установки в целом.

1. Поклонение Богу (ал-'ибадат).

2. Заключение договоренностей и обязательств (ал-'укуд).

3. Односторонние обязательства (ал-ика'ат).

4. Предписания, установки (ал-ахкам)

К ал-'ибадат относятся такие действия, как молитва (ас-салат/ намаз), пост (ас-саум) в месяце рамадан, паломничество в Мекку (ал-хаджж) и др., т.е. действия, совершаемые доя приближения к Богу.

Ал- Укуд подразумевает случаи заключения договоренностей меж­ду двумя сторонами (например, купля-продажа (бай1), аренда, заклю­чение брачного союза и др.). Заключению договора предшествует ал-хутба (молитвенный текст) или сиге (формула, произносимая при заключении какого-либо договора).

Ал-ика'ат включает в себя случаи выполнения односторонних обязательств, т.е. имеет одностороннюю направленность (например, дарение). При этом ал-хутба также имеет место.

К ал-ахкам относятся действия, целью которых не является при­ближение к Богу. Это одно- или двусторонние обязательства, совер­шаемые без чтения ал-хутбы (например, наследование — ирс) и без компенсации за нанесенный ушерб (дийа).

Ал-фикху посвящено немало книг с описанием предписаний и установок, каждая из которых определенному разделу ал-фикха[ [24] ].

Будущий факих, прежде чем приступить к изучению исламского права, с учетом того, что в дальнейшем он будет высказывать свое мнение и выносить решения на основе Корана и хадисов, должен ос­воить нижеследующие дисциплины.

1. Арабская литература, ибо язык Корана и сунны — арабский.

2. Комментарии к Священному Корану (тафсир).

3. Логика ('илм ал-мантик).

4. Хадисоведение ('илм ал-хадис) — знание и умение применять их и отличать достоверные хадисы от недостоверных.

5. Наука о передатчиках преданий ('илм ар-риджал).

Считаем необходимым рассмотреть другую важную дисциплину — усул ал-фикх (методология мусульманского права). Это — наука об источниках ал-фикха и способах аргументации, установках и умении делать соответствующие выводы из этих источников.

На заре ислама, когда возникали какие-либо неясности относи­тельно установок и предписаний, мусульмане обращались непосред­ственно к самому Пророку. Кроме того, Пророк посылал своих сподвижников в различные регионы и города, наставляя их действовать соответственно Корану и сунне, а в случае отсутствия конкретных ука­заний — действовать по своему усмотрению, но при этом в каждом от­дельном случае опираться на названные священные источники.

По свидетельству историков ислама, первой книгой об усул ал-фикх было «Послание» (ар-Рисала) упомянутого аш-Шафи'и, в ко­тором были классифицированы источники ал-фикха и определены границы их применения.

У шиитов потребность в выработке методологии права возникла позже, поскольку они (наряду с сунной Пророка) следовали еще и сунн е своих имамов. Следовательно, до начала периода «сокрытия» по­следнего, 12-го из «непогрешимых имамов» (исчез в 873—874 г.) ши­иты получали необходимые предписания непосредственно от своих имамов. Первой книгой шиитов по методологии ал-фикха была «аз-Зари'а ила усул аш-шари'а» (Восхваление основ шариата), написан­ная известным шиитским ученым-богословом аш-шарифъм ал-Муртадой (966-1044/45).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.028 с.)