Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ал-иджтихад в системе исламской юриспруденцииСодержание книги Поиск на нашем сайте
Ал-иджтихад (букв. — усердствование, большое старание) представляет собой средство интерпретации и толкования исламских законов (шари'ата). Некоторые крупнейшие факихи в течение первых веков распространения ислама развивали свою научную и практическую деятельность в рамках системы ал-иджтихада в шары 'ате[ [27] ]. Муджтахиды (ученые-богословы, имеющие право выносить самостоятельные решения по важным вопросам ал-фикха, специалисты по ал-иджтихаду) среди шиитов пользуются большим авторитетом, а книги с их решениями под названиями «Рисала-йе 'амалий» (перс.: практический трактат) или Таудих ал-маса'ил (араб.: разъяснение вопросов) для последователей шиизма служат путеводителями. Сегодня признание необходимости ал-иджтихада для факихов является важным принципом.
Понятие ал-иджтихад
Слово иджтихад образовано от корня арабского глагола джаха-да, означающего «предпринимать усилия, старания» или «обладать способностью осуществлять определенную деятельность». Производное отглагольное имя иджтихад означает «усердствование». В ша-ри 'атском праве это слово первоначально употреблялось как приведение доказательств каким-либо человеком, лицом; впоследствии оно приобрело значение —- способ доказательства с помощью ал-кийаса. Таким образом, ал-иджтихад по своему терминологическому значению используется как инструмент доказательства чего-либо с целью достижения логического вывода по той или иной проблеме шариатского права. Подобные доказательства и выводы осуществляются мусульманскими правоведами, которые и определяют соответствие того или иного суждения шариату. Ал-иджтихад — это доказательство установок и выводов шариата на основании правовых источников ислама посредством индивидуальной способности к дедукции. По словам имама аш-Шафи'и, сам Создатель косвенным образом поощряет нас использовать силу разума, данную людям как дар Божий, чтобы на основании аргументов добиваться логического результата в рассуждениях по той или иной проблеме. Следовательно, ал-иджтихад является важнейшей после Корана и сунны основой шариатского правосудия. Главное отличие ал-иджтихада от этих источников заключается в том, что ал-иджтихад — это непрерывно развивающийся процесс. Что касается Корана и изречений Мухаммада, то со смертью последнего они больше не пополнялись. В этом смысле ал-иджтихад и по сей день является главным инструментом толкования Корана и сунны, а также их связи с меняющимися условиями жизни, с которыми сегодня сталкивается мусульманское общество. На важность ал-иджтихада указывает Коран, но более определенно — сунна. Насколько известно, впервые к этому шариатскому принципу прибегли еще при жизни Пророка, о чем рассказывается в известном хадисе о Му'азе ибн-Джабале. Последнего Пророк назначил судьей в ал-Йаман. Перед тем как тот отправился для исполнения своих обязанностей, Пророк спросил его: «На основании чего ты будешь вершить суд?». «На основании Книги Аллаха», — ответил тот. «А если ты в ней не найдешь ответа?» — «Тогда буду действовать по сунне Посланника Аллаха». —- «А если и в ней не найдешь ответа?» — «Тогда я постараюсь составить собственное суждение, чтобы вынести свое решение (фатву)». Пророк сразу же после этого сказал: «Слава Богу, мой посланник порадовал своего Пророка тем, что сам избрал правильный путь». По мнению ал-Газали, хадис о Му'азе ибн Джабале четко указывает на необходимость ал-иджтихада. Согласно другому хадису, «если судья (кадий) выносит правильное решение по своему суждению (т. е. по ал-иджтихаду), то он заслуживает двойного вознаграждения, а если в своем решении он допускает ошибку, то он заслуживает лишь одного воздаяния». Смысл этого хадиса в том, что, независимо от результата, ал-идштихад никогда не был связан с грехом и преступлением: если существуют необходимые условия для ал-иджтихада, то результат всегда похвальный и не может заслуживать нареканий. В других хадисах говорится: «Будьте усердны, ибо Всемогущий Бог создал каждого человека для того дела, которое ему предназначено». Когда Всевышний оказывает милость одному из своих рабов, он дарует ему способность познания ал-фикха, обрести силу толкования законов исламского права. Мусульманские законоведы в связи с этим указывают также на два хадиса, по одному из которых признается необходимым изучение исламского права мусульманками и мусульманами, а по другому — ученые-правоведы признаются преемниками пророков. Что касается Корана, то все айаты, которые теологи упоминают в отношении ал-кийаса, могут быть использованы также и касательно ал-иджтихада. Кроме того, в суре «Прощение» сказано: «Не следует верующим выступать [в поход или поездку] всем вместе. Почему бы не отправить из сообщества каждого по отряду, чтобы укрепиться в Вере и по возвращении увещевать людей [оставшихся]? Быть может, станут избегать они [зла]. (Коран, 9:122). Если постоянным пополнением своих знаний должен заниматься каждый мусульманин, то быть компетентными в области ал-фикха обязаны те, кто стоит во главе общины. Аналогичную мысль можно найти в Коране, в суре «Паук»: «Атех, кто радел за [дело] Наше, наставим Мы на пути Наши. И, воистину, с теми Бог, кто добро творит» (Коран, 29:69). Примечательно то, что в этом айате слово субулана (дороги) приведено в форме множественного числа. Это, по всей видимости, указание на то, что дорог к истине много и все они открыты перед теми, кто стремится их осилить. «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику Его и обладателям власти среди Вас. Если же [возникнет] спор между вами какой-либо, то обращайтесь с этим к Аллаху и Посланнику Его, если веруете вы во Всевышнего и в день Судный. Так будет лучше [для вас] и благоприятнее по исходу» (Коран, 4:59). Сподвижники и последователи Пророка действовали в духе ал-иджтихада и, как гласят предания, все они поддерживали указанный принцип. Об этом свидетельствуют исторические факты. Аргументы в пользу необходимости ал-иджтихада следует видеть и в том, что конкретные указания в шариате также могут быть неполными, ибо с течением времени в жизни исламской общины постоянно возникают все новые и новые проблемы. Тем не менее, возможность использования ал-иджтихада исключается в следующих случаях: рассуждения о существовании Бога; о словах пророков, ибо они — посланцы Бога; о правильности и авторитете Корана; о загробном мире и необходимости его существования, В целом, согласно мнению факихов, всякий мусульманин — муджтахид или последователь муджтахида, ибо каждый имеет возможность применить ал-иджтихад или обратиться по соответствующим вопросам к муджтахиду. В то же время факихи считают ал-идж-тихад и таклид (подражание) уместными только по отношению к установкам шариата, а подражание в вопросах веры считают непозволительным, поскольку каждый мусульманин должен самостоятельно рассуждать о вопросах, относящихся к основам веры, как то: существование Бога, ниспослание пророчества, существование загробной жизни. Муджтахида как шариатского законоведа высшей категории характеризует наличие следующих условий: 1) знание Корана наизусть, а также знание обстоятельств и причин ниспослания Аллахом айатов Корана; 2)знание хадисов, умение отличать истинные хадисы от ложных, поучительные от маловероятных и т.д.; 3) знание основ и принципов ал-иджма'; 4) справедливость, выполнение религиозных обязанностей, отстранение от недозволенного; 5) географические и социокультурные знания. В ал-фикхе суннитов муджтахидов подразделяют на три большие группы. 1. Муджтахид фи-ш-шари'а (муджтахид на уровне шариата в целом) при вынесении решений сам определял источники и сам их истолковывал. К ним относятся верные последователи пророка Му-хаммада, жившие до III в. хиджры. 2. Муджтахид фи-л-мазхаб (муджтахид на уровне мазхаба) занимался исследованием вопросов, при этом он должен был опираться на источники, определенные основателем его мазхаба и руковод-ствусь его принципами. 3. Муджтахид фи-т-тарджих (муджтахид на уровне решения отдельных вопросов) занимался исследованием вопросов, нерешенных его предшественниками[[28]].
Сущность и значение ал-иджтихада в шариате
Значение ал-иджтихада определяется путем изучения сущности, целей и задач шариата. Большинство факихов различают две группы установок шариата: решение вопросов, касающихся форм отношения к Аллаху, соблюдения обрядов и обязанностей богослужения (ал- 'ибадат — поклонение) и отношений между людьми (ал-му'амалат). Понятие ал- 'ибадат можно определить достаточно ясно, ибо оно конкретно описано в Коране и Сунне. Тем не менее, его детали и косвенные выводы конкретизируются посредством ал-иджтихада. Что касается ал-му'амалат, то они постоянно меняются в зависимости от различных условий и обстоятельств. В такой ситуации нахождение средств и способов, целесообразных для решения той или иной проблемы, входит в обязанность самого мусульманского общества и не должно выходить за рамки предписаний, содержащихся в Коране и сунне. Далее, ал-иджтихад считается средством развития самого шариата. Заключения по тем или иным вопросам, к которым приходили через ал-иджтихад сподвижники Пророка, получили название ал-иджма'как единодушное мнение крупнейших авторитетов в исламе — факихов. Таким образом, в истории ислама образовались четыре источника ал-фикха. Именно благодаря постоянному применению в религиозно-правовой практике ал-иджтихада возникли и получили распространение различные мазхабы. Несмотря на то, что ал-иджтихад осуществляется на основе умозаключений, его применение в ал-фикхе неизбежно. Это подтверждается следующими соображениями. 1. Коран и сунна составляют лишь фундамент, основу шариата, в то время как подлинным источником шариата является рациональное мышление, опирающееся на эти два фундаментальных источника. Коран и сунна не являются основой суждения или решения по той или иной религиозной проблеме, они — лишь источники для фатвы. Ее подлинную основу следует искать в умозаключениях, сделанных при опоре на эти источники. Шариат — это совокупность законов, которые Бог дал людям для руководства к действиям; они представляют собой собрание религиозно-правовых предписаний. Но хотя эти законы установлены Богом, в немногих из них есть разъяснение того, как они могут быть применены людьми в конкретных случаях. Согласно ал-фикху, сами люди должны извлечь соответствующие законы из указанных основополагающих источников. Это означает, что шариат как свод божественных установлений не детализирован. Иначе Коран и сунна были бы не источником шариата, а сводом шариатских законов, т. е. самим шариатом, или сводом установленных Богом законов. Как правило, Священное Писание не дает разъяснений по конкретным правовым значениям своих установлений. Такие разъяснения представлены в законах. Поскольку, с точки зрения юриспруденции, некоторые правовые нормы изложены в Коране недостаточно ясным, а порой и двусмысленным языком, их необходимо находить и извлекать из священных текстов. Именно поэтому священные тексты следует рассматривать как источники шариата, а не как собственно сам шариат, или как комплекс юридических норм, принципов и правил праведной жизни мусульман. 2. Тексты Корана и сунны, тесно связанные с исламским правом и юриспруденцией, по своей тематике ограничены. Однако процессы, протекающие в современном мире, бесконечно разнообразны. В связи с этим существует необходимость сократить существующий разрыв между текстами Корана и сунны, с одной стороны, и сегодняшней повседневной жизнью и потребностями мусульман, с другой стороны. Здесь применяется ал-иджтихад как способ практического решения задач. В Коране количество тем и сюжетов, непосредственно относящихся к шариату, невелико в том смысле, что Коран дает верующим общие принципы, которые помогают факихам в их заключениях и решениях, подлежащих исполнению мусульманами. Нельзя согласиться с утверждениями некоторых 'улама’, что шариатское правосудие находит решение в текстах Божественного откровения, ниспосланного через Пророка. Эти божественные источники, исходящие от Всевышнего, — священны, окончательны и вечны, а посему — неизменны. По мнению факихов, Коран — книга религиозных наставлений и не может служить простым руководством в правовых вопросах. Собственно говоря, Коран включает в себя поучения в трех сферах: религиозная идеология и убеждения; мораль и нравственность; социальные и государственные отношения. Положения правового характера весьма немногочисленны: они едва превышают десять процентов общего содержания Корана. Среди них: 70 положений касаются вопросов семьи; еще 70 положений касаются других вопросов гражданского права; 30 положений относятся к области уголовного права; 13 положений связаны с судейством и правосудием и т.д. 3. Существует уверенность в том, что законы шариата совершенны и непререкаемы вне зависимости от места, времени или обстоятельств их применения. О совершенстве исламских законов свидетельствуют высказывания имама аш-Шафи'и о том, что по каждой проблеме, возникающей в исламском обществе, шариат указывает на соответствующий закон, исполнение которого — непреложно. Но если в шариате такого указания нет, то оно должно быть выработано муджтахидами методом ал-иджтихада. Кроме того, задача муджта-хида — обнаружить в Коране и сунне соответствующее указание Всевышнего, помня о том, что его заключение будет восприниматься как исходящее от Аллаха.
Динамизм шариата Проблема соотношения эволюции общества и шариата вызывает самые яростные споры между 'улама'м учеными Запада, взгляды которых резко отличаются друг от друга. Но в первую очередь, отметим то, в чем сходится ряд западных ученых и некоторых факихов- традиционалистов: шариат по своему смыслу, сути и принципам неизменен, статичен и консервативен, а посему не зависит от изменений в обществе. Основные доводы этих ученых сводятся к следующему. Неизменность, обязательность, абсолютный характер и божественность происхождения исламских законов не допускают изменения раз и навсегда установленных обычаев, обрядов, правовых норм и понятий. Аксиоматичность этих понятий связана с тем, что они предопределены Всевышним и поэтому не могут быть изменены. Шариат неизменен потому, что сущность источника и его развитие в эпоху формирования не были связаны с проблемами правового и социального характера, т. е. не имели отношения к суду и власти. Шари'ат неизменен потому, что в нем не были развиты принципы, соответствующие изменениям в области права. Однако подавляющее большинство факихов считает, что правовые принципы и нормы (например, учет и соблюдение интересов, целесообразность, гибкость шари'ата, признание значения шг-идж-тихада) свидетельствуют о том, что шари'ат способен приспосабливаться к изменениям в обществе, т. е. не представляет собой нечто закостеневшее и неизменное. Некоторые авторы, рассуждая об обстоятельствах возникновения шари'ата, поясняют, что его толкование с течением времени должно соответствовать условиям места, целям, обычаям и традициям. Если же перестают действовать те или иные факторы, то и законы, основанные на них, должны либо изменяться, либо прекращать свое действие, что и происходит в действительности: с исчезновением фактора порожденный им закон уже не действует. Некоторые факихи считают, что соблюдение законов шари'ата или изменение трактовки его положений связано как с изменением услбвий, их породивших, так и с изменившимися потребностями и интересами народа. Фундаментальные принципы, ниспосланные Аллахом в Мекке, остались непоколебимыми, они продолжают действовать и не подверглись изменению, поскольку касаются важнейших сторон жизни мусульман. Изменились лишь частные вопросы, общие же принципы остались неизменными. Частичные изменения возможны, но лишь в единичных случаях. Поэтому в шари'ате важны и должны применяться два вида обычного права Сурф), включающего в себя решения по вопросам гражданского права: ифта — решение юридических споров на основе традиций или укоренившегося обычая ('адат)\ када (перс, коза) — решение по приговору (фетва) судьи. Решение вопросов, касающихся государственной власти, в обоих случаях считается исходящим от Бога и является обязательным как религиозное предписание факиха-муджтахида. В дискуссиях по вопросу о сущности шари'ата и его применении в новых условиях некоторые западные ученые представляют перспективы шари'ата в негативном ключе, что связано с положением о закрытости врат ал-иджтихада. Мнения некоторых теологов о закрытости врат ал-иджтихада в наше время безосновательны и неверны. Скорее всего, это относится к «абсолютному ал-иджтихаду», а не к другим его формам. Для такого утверждения есть целый ряд оснований. Факихи, способные применять ал-иджтихад, существовали как во времена средневековья, так и сегодня, а после образования различных мазхабов они применяли ал-иджтихад для развития и совершенствования шари'ата. В III—IV вв. по хиджре (что соответствует IX—X вв.) большинство муджтахидов высказывали важные суждения в области шари'ата. Среди них Сурайдж (ум. в 918 г.), ат-Табари (ум. в 922 г.), Ибн Хазима (?)(ум. в 923 г.), Ибн Мунзир (ум. в 928 г.), аш-шайх ас-Садук Ибн Бабуйа (ум. в 991 г.) и др. Несмотря на признание правомерности всех мазхабов, некоторые факихи, особенно из среды шафи'итов и ханафитов, открыто выступали против постулатов других известных школ ислама. Ал-иджтихад основательно и широко был распространен и в шиитской среде. Усиливалось стремление более детально раскрыть принципы ал-фикха, развернуть дискуссии о понятии и смысле ал-иджтихада. Например, детальная разработка принципов ханафитского мазхаба в его «исконном» виде в этот период достигла своего апогея, о чем свидетельствуют сочинения Ибн Кудамы. Имам аш-Шафи'и не признавал различия между ал-кийасом и ал-иджтихадом, считая их лишь разными обозначениями одного и того же понятия. Однако факихи, жившие позднее, включая теолога ал-Газали и философа Ибн Рушда, отвергали подобную точку зрения. Автор считает, что ал-иджтихад — полнее и совершеннее ал-кийаса. Ал-кийас, как один из способов ал-иджтихада, сопутствует ему, но не наоборот. Ал-иджтихад определяется как максимально возможные усилия в поисках истины с помощью показателей и признаков, которые составляют основу окончательного решения. Ал-кийас же есть решение части основной проблемы по аналогии, с опорой на общие ценности. Ал-иджтихад предполагает различные пути достижения истины, ал-кийас — один из них. У шиитов ал-кийас даже в качестве отдельно взятого принципа исследования правовых вопросов воспринимался очень ограниченно. В целях упорядочения процедур ал-иджтихада факихи выработали совокупность условий, которым должен был отвечать любой факих-муджтахид. Объяснение этих условий доказывало, что, в отличие от прежних времен, новые условия являлись неким облегченным вариантом применения ал-иджтихада, а не препятствием на пути его осуществления. Деятельность фактов в тот период не ограничивалась лишь комментированием деяний учителей прошлого. По существу, их задачей было изменить или исправить сделанное их предшественниками, придавая ему большую ясность и определенность. В наше время экономические, социальные и политические условия исламского общества в корне отличаются от предыдущих эпох. Такие условия, при которых происходят преобразования, обсуждал в своем «ал-Мукад-дима» (Пролегомены) Ибн Халдун. Он писал, что дела и обычаи религиозных общин различных стран и народов не могут идти по раз и навсегда начертанному плану или по жесткой программе. Постоянно наблюдаются изменения от одной эпохи к другой, переход из одного состояния в другое. В той же степени, в какой эти изменения касаются положения людей, времен и различных областей, в такой же эти изменения охватывают страны, эпохи и государства и власти. Таково предначертание Аллаха для его созданий. Смысл этого высказывания заключается в том, что новые условия оказывают влияние на все стороны жизни, включая и законы шари'ата, и все они должны приводиться в соответствие с новыми требованиями. Именно для достижения этой цели многие ученые-теологи предлагают широко использовать ал-иджтихад для решения Лострых экономических, социальных и политических проблем. Вот почему многие мусульманские мыслители и факихи нового времени (Мухаммад ‘Абду, Рашид Рида, Икбал, Шалтут, Табатаба'и, Боруджерди, имам Хомейни и др.) уделяли особое внимание динамичному развитию ал-фикха и ал-иджтихада. Они полагали, что ша-ри'ат совместим с новой цивилизацией. По их мнению, путь к ал-иджихаду не только не закрыт, но и каждый факих, отвечающий требованиям веры, обязан использовать метод ал-иджтихада. Интерпретация ал-фикха в новых условиях составляет основную цель рассуждений упомянутых мыслителей. Они выдвигают многочисленные предложения по расширению в будущем практики ал-идж-тихада. Попробуем представить их в сжатом виде: 1) для ал-иджтихада было бы лучше, если бы были созданы различные специализированные разделы ал-фикха и в каждом из этих напраапений факихи после прохождения общих курсов ал-фикха продолжали бы работать по своей специализации. В таком случае в осуществлении ал-иджтихада будут происходить взаимные дополнения и координация; 2) ал-иджтихад должен осуществляться коллегиально с помощью специально созданного «совета факихов», обязанность которого — отслеживать все новые проблемы и принимать по ним решения; 3) ал-иджтихад должен осуществляться в координации и сотрудничестве с государством, чтобы решениям «совета» можно было без промедления придавать законную силу; 4) мусульмане всего мира должны создать международный совет из *улама'9 обладающих достаточной компетенцией и эрудицией в вопросах ислама. Такой «совет» мог бы давать разъяснения по новым проблемам шари'ата на основе принципов ислама и выдвигать новые предложения. Итак, можно сделать вывод, что ал-иджтихад необходим сегодня для ретроспективного изучения шариатских суждений и решений, вынесенных прошлыми поколениями с учетом их условий и потребностей. Но самое главное, ал-иджтихад необходим для решения вновь возникающих проблем религиозно-правового, экономического и политического характера, а также для руководства мусульманской общиной в постоянно меняющемся мире, в особенности сейчас, когда наука ускоренно развивается по пути преобразований, новых свершений и прогресса.
Установки относительно ат-таклида («подражания»)
Установка 1. «Подражание» в основных принципах не позволительно. Мусульманин должен быть убежден в принципах веры, а в необязательных религиозных вопросах он должен быть муджтахи-дом и действовать согласно своему ал-иджтихаду или подражать муджтахидам, т. е. действовать сообразно их указаниям, или же, если он знаком с мерами предосторожности (ихтийат), должен действовать согласно ихтийату до той поры, пока не убедится в том, что свою обязанность он выполнил. Например, если группа муджтахидов считает какое-либо действие недозволенным (карам), а другая группа не считает его таковым, он не должен приступить к осуществлению этого действия. А если какое-либо действие одни считают обязательным (ва-джиб), а другие — одобряемым (мустахабб), то он должен осуществить подобное действие. Кроме того, меры предосторожности должны соблюдаться сообразно определенной обстановке, т. е. если соблюдение таких мер возможно несколькими способами, то мусульманин должен выбрать самый предпочтительный в данных условиях способ. Установка 2. Мусульманин обязан пользоваться ат-таклидом, за исключением тех случаев, когда его действия соответствуют реальности или совершены в соответствии с вердиктом другого муджтахида, которому следовало подражать в момент совершения действия. Установка 3. «Подражание» в установках. Здесь подразумеваются действия по указаниям муджтахида, при этом следует подражать муджтахиду, который является живым, законнорожденным, взрослым и справедливым. Под справедливостью понимается обладание волей, необходимой для соблюдения обязательных установок, избежания значительных грехов и проявления доброты и великодушия. Эти качества определяются по внешнему проявлению. А обязательная осторожность заключается в том, чтобы объект подражания не был алчным к мирским благам и был самым подготовленным среди муджтахидов своего времени в понимании божественных установок. Установка 4. Если два муджтахида обладают одинаковым уровнем компетентности, то следует подражать тому из них, кто более благочестив и набожен. Установка 5. Компетенция муджтахида определяется тремя способами. Первый способ предполагает то, что человек, способный к соответствующей оценке, сам должен убедиться и удостовериться в учености муджтахида. Второй способ заключается в том, что ученость муджтахида должны подтвердить двое справедливых ученых в присутствии двух других ученых, согласных с оценкой первых. Что касается третьего способа, то он вообще не предполагает подтверждения, поскольку ученость муджтахида известна до такой степени, что не вызывает у людей никакого сомнения.
Ислам и международное право
Международное исламское право — понятие, используемое исламскими учеными для обозначения основанных на учении ислама вопросов, касающихся международных отношений. Эти вопросы в прошлом систематизировались, изучались и объединялись под общим названием ас-сийар (мн.ч. от араб, слова сира — образ жизни). Первой книгой, в которой отражены вопросы международного права с позиции ислама, была книга Мухаммада ибн ал-Хасана аш-Шайбани (749—805) Китаб ас-сийар ал-кабир (Большая книга об образе жизни). Начиная с IX в., слово сира приобрело еще два специальных значения: а) историками сира употребляется в значении «жизнеописание Пророка и его сподвижников», б) знатоки права (факихи) этим словом обозначают «действие исламского государства по отношению к другим обществам»[[29]]. По утверждению известного автора Марселя Буазара, если согласиться, что создание науки о международных отношениях означает изменение во взаимоотношениях между народами, предотвращение агрессии, установление равенства и братства людей, тогда мы должны признать, что пророк ислама Мухаммад является основоположником международного права[[30]]. Исламские правоведы не делили право на национальное и международное в современном их понимании. Тем не менее, описания положений об отношениях исламского общества с другими странами и с другими обществами собирались под общим названием сира (сийар) [[31]]. Сама монолитность системы исламского права исключает возможность подразделения правовых источников на внутренние и международные. Конечно, часть правовых актов, объединенных под названием сира, можно встретить в айатах Священного Корана, соответствующих толкованиях, преданиях, а также в предписаниях Пророка, халифов и имамов. Доктор Маджид Хаддури в этой связи пишет: «Взаимное согласие, обычаи, аргументы и соответствующие документы в полемике об исламской доктрине международного права также признаны основой для исследования и критерием для действия. Эти документы включают в себя Коран, хадисы, а также правила и установки, разработанные при заключении договоров и обязательств с немусульманами. Вердикты и судебные интерпретации, заимствованные из текстов древних книг, а также высказывания и убеждения халифов и сподвижников Пророка (ал-асхаб) являются другими основными источниками при толковании законов. Эти книги по ал-фикху и правовые сборники имели большое влияние на развитие международного права»[[32]]. Мухаммад в период своей пророческой миссии заключил ряд договоров с различными племенами. В условиях отсутствия политического единства на Аравийском полуострове в период раннего ислама каждое из племен считалось отдельной политической единицей. Поэтому заключение любого договора между этими племенами имело международный статус. Договор в ал-'Акаба (в окрестностях Мекки. — М.С.) — первое соглашение подобного плана, достигнутое Пророком ислама в 621 г. (за год до ал-хыджры). Этот договор был заключен с племенами аус и хазрадж. Но поскольку в то время исламское государство еще не было создано, часть исследователей первым международным договором в истории ислама считают Мединский договор между мусульманами и иудеями. Другие исследователи склонны считать таковым заключенный в 628 г. договор в долине ал-Худайбийе между Пророком и мекканцами, который определял основы взаимодействия мусульман и мекканских язычников[[33]]. Всякий договор обязывает неукоснительно соблюдать его статьи, быть верным слову. Верность данному слову в исламе признана необходимым принципом шари'ата, а заключенный договор считается обязательством перед Богом. Об этом свидетельствуют некоторые апаты Корана: «Е[истинно] благочестив тот, кто уверовал в Бога, в день Судный, в ангелов, Писание, пророков, Е[благочестивы] верные данной ими клятве» (Коран, 2:177); «Воистину, помнят [об этом] лишь мужи разумные, которые тверды в Завете, заключенном с Богом, и не нарушают его» (Коран, 13:19-20). О верности мусульманина обету говорится и в других сурах Корана (2:40, 9:4, 12, 13 и т.д.). Указания на эти качества встречаются и в хадисах Пророка: «Мусульмане должны соблюдать взятые на себя обязательства, за исключением случаев, когда запретное воспринимают как дозволенное, а дозволенное — как запрещенное»[[34]]; или: «Кто не сдержит обещания, тот лишен веры»[[35]]. В истории ислама зафиксированы случаи, когда Пророк и халифы ради соблюдения отдельных пунктов подписанных ими договоров иногда пренебрегали некоторыми интересами ислама. Пророк порой даже сталкивался с сопротивлением мусульман, требовавших отступиться отданного им слова, но, тем не менее, не было ни одного случая, чтобы он нарушил свое обязательство. Абу Бакр (632—634), первый халиф мусульман, в своих наставлениях воинам ислама говорил: «Пусть в ваших соглашениях с врагом не останется места для обмана и лжи. Всегда и во всем будьте правдивы и докажите, что вы люди честные и достойные. Дорожите данным словом»[[36]]. 'Усман (644—656), третий из «праведных» халифов, в письмах своим наместникам наставлял, чтобы они не допускали расхождения между словом и делом[[37]]. Четвертый «праведный» халиф, имам 'Али ибн Аби Талиб (ум. в 661 г.) в своем письме мусульманскому наместнику Мисра (Египта) Малику ал-Аштару (убит в 658 г) писал: «Если заключил с врагом перемирие и обязался его пощадить, то не нарушай данное тобою слово и выполняй свое обязательство, будь надежным щитом для данного тобою слова. Так как люди, несмотря на разнообразие мнений и противоречивость суждений, из Божественных заветов главнейшим считают верность данному слову»[[38]]. По преданиям, Джа'фар ас-Садик (700—765), шестой имам мусульман-шиитов, говорил: «Есть три вещи, которыми Всевышний Господь никому не позволил пренебрегать: первое — обеспечение сохранности доверенного имущества, независимо от того, благодетелен ли его владелец или нет; второе — верность данному обещанию в отношениях как с праведными, так и неправедными людьми; третье — благодеяние по отношению к родителям, независимо от того, праведны они или нет»[[39]]. Исламские проповедники для обеспечения действенности и достоверности заключаемых договоров разработали условия, согласно которым: 1) договоры не должны противоречить установкам ислама, т. е. не должны отвергать то, что дозволено или запрещено шари'атом; 2) договоры должны согласовываться с руководителем исламского общества; 3) необходимо соблюдать правило «отвержения превосходства» (нафый сабил). Это один из основополагающих принципов международного права в исламе, опирающийся на 141-й айат 4-й суры Корана, который гласит: «И ни за что не дарует Он неверным победу над верующими». Это правило означает недопустимость агрессии со стороны зарубежных стран по отношению к мусульманским государствам и их господства над мусульманами. Следовательно, заключение любого договора или установление любых связей, которые приводят к агрессии чужеземцев против мусульманских стран, объявлены запретными; 4) договоры должны составляться в письменном виде. В исламском праве сроки действия заключаемых договоров стали предметом обсуждения, и в зависимости от особенностей стран, с которыми заключаются соответствующие договоры, выдвигаются различные точки зрения. Конечной целью ислама, как и всех других мировых религий, является создание единого мирового сообщества и монолитной правовой системы. В Коране говорится о единой природе всех жителей земного шара: «Были люди одной общиной религиозной, и ниспослал Бог пророков вестниками и увещевателями» (Коран, 2:213); «Воистину, создали Мы вас мужчинами и женщинами, сотворили вас народами и племенами, чтобы уважали вы друг другаЕ» (Коран, 49:13). Отсутствие значительных успехов в деле достижения общемирового единства привело к признанию исламом существующих условий и наличия государственных границ, разделение мира по идейно-мировоззренческим и политико-правовым позициям. По первой позиции (идейно-мировоззренческой) мир делится на дар ал-ислам (территория ислама) и дар ал-куфр (территория неверия). Дар ал-ислам — страна, жители которой являются последователями ислама, независимо от цвета кожи, национальной принадлежности и расы, а дар ал-куфр подразумевает немусульман. Кроме того, факи-хи подразделяют все страны мира на дар ал-ислам, дар ал-харб (территория войны), дарас-сулх (территория мирного договора), дарал-худна (территория перемирия) и дар ал-хийад (нейтральная территория). Дар ал-ислам включает в себя все страны с исламской системой правления, в которых соблюдаются установки ислама. Большинство их жителей являются последователями ислама, но и немусульманские меньшинства в них пользуются определенными правами. В начале границы дар ал-ислама включали в себя только территорию Халифата, но позднее к ней стали причислять все мусульманские страны. Некоторые исламские правоведы под дар ал-исламом подразумевают все страны, где большинство населения составляют мусульмане, где исламские законы соблюдаются в той или иной степени, при этом наличие исламского правления в этих странах не обязательно. По определению факихов, дар ал-харб включает в себя страны, где большинство населения — немусульмане и где по отношению к исламским странам проводится агрессивная и враждебная политика. Такие страны находятся в состоянии войны с исламскими государствами, и для ведения военных действий против них существуют правовые (шариатские) основы. В период правления халифов некоторые факихи, основываясь на всемирной миссии ислама, к дар ал-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.013 с.) |