Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Усул ал-фикх (методология исламской юриспруденции)Содержание книги Поиск на нашем сайте
Усул ал-фикх — это наука о правилах и методах, необходимых для вынесения «заключений» (дедукции — ал-истинбат) относительно предписаний шариата. «Заключение» употребляется в качестве вывода и в юридическом смысле равнозначно ал-иджтихаду (усердствование, большое старание). Оно подразумевает применение общих правил к частным (косвенным) случаям или означает вывод частных (косвенных) предписаний при помощи установленных принципов (методов). Сам предмет науки усул ал-фикх состоит из нескольких частей: а) вопросы, касающиеся словесности; б) вопросы, касающиеся аргументации; в) вопросы, касающиеся практических принципов. Аргументами для «заключений» о предписаниях являются ал-Кур 'ан (чтение вслух, наизусть Корана), ас-сунна (обычай, право; полная форма: суннат расул Аллах — сунна посланника Аллаха), ал-иджма' (единодушное решение), ал-'акл (разум) и ал-кийас (сравнение, аналогия). 1. Для обозначения Корана в литературе употребляется слово «ал-Китаб» (Книга, Священное Писание). Коран выступает важнейшим аргументом для «заключения» относительно предписаний. В самом Коране сказано: «И речи ведет он[[25]] не по прихоти [своей]: они (т.е. речи) — лишь откровение, внушенное ему» (Коран, 53:3,4). Коран состоит из 30 частей, 114 сур и 6236 (а по другим версиям -6170) аиатов. Первой из сур Корана была ниспослана сура «Сгусток» (96-я сура), а последним по порядку ниспослания был 3-й айат суры «Трапеза»: «Сегодня завершил Я [ниспослание] вам Веры вашей, довел до конца милость Свою и одобрил для вас ислам в качестве религии» (Коран, 5:3). Айаты Корана ниспосылались постепенно, а комментаторы изложили причины ниспослания большинства аиатов. В качестве примера приведем слова Корана: «Спрашивают они (т.е. верующие) тебя о вине и майсире (вид азартной игры. — М.С.). Отвечай: «И то, и другое — средоточие греха великого, хотя и несут они для людей пользу некую, но греха в них больше, чем пользы»» (Коран, 2:219). Суры Корана подразделяют на мекканские и мединские. Мекканские — это суры, ниспосланные в первые 13 лет пророчества, когда Пророк Мухаммад жил в Мекке (до 622 г.), остальные — после переселения (ал-хиджры) Пророка и его сторонников из Мекки в Йасриб, который получил название «Мадинат ан-наби» (город Пророка) или ал-Мадина (Медина). Суры мекканского периода представляют собой короткие обращения с призывами веры в единого Бога и в Судный день, тогда как суры мединского периода — это, как правило, длинные увещевания, наполненные религиозно-правовых предписаний. Одним из главных принципов различия мекканских и мединских сур является обращение к разным аудиториям: Коран мекканского периода обращается ко всем: «О, люди!» (во времена пророчества Мухаммада в Мекке ислам еще не был принят полностью), Коран мединского периода обращен к конкретной общине: «О вы, которые уверовали!». В содержательном плане следует отметить, что в Мекке призывы Пророка имели общий характер и были направлены на осознанное признание людьми принципов единобожия, воскрешения в Судный день, а также принципов приобретения высоких нравственных качеств, избежания многобожия, идолопоклонства и аморальных поступков. Мединские же айаты содержат, в основном, религиозно-правовые, этические и другие предписания. Пророк Мухаммад не читал Писания (Тору, Евангелия). Он запоминал и озвучивал ниспосланные ему в виде аиатов божественные откровения, а ближайшие сподвижники, в том числе его секретарь Зайд ибн Сабит, записывали их на лопатках и обработанных шкурах зверей или на пальмовых дощечках. Среди тех, кто записывал божественные Откровения, были Абу Бакр, Умар Усман, Али, Убайй ибн Ка'б, сыновья Абу Суфйана — Му'авийа и Йазид, ал-Му-гира ибн Шу'аба, аз-Зубайр ибн ал-‘Аввам и др. Несмотря на то, что во времена Пророка многие знали наизусть весь текст Корана, суры еще не были собраны в отдельную книгу Эта работа была начата и завершена в правление третьего «праведного» халифа — 'Усмана (Османа) б. 'Аффана (ок. 575 — 656). Коран включает в себя целый ряд тем, которые можно сгруппировать следующим образом: — богопознание, единобожие и атрибуты Бога; — воскрешение из мертвых в День Суда и описание рая и ада; — миссии и жизнеописания предыдущих пророков; — ас-салат, ас-саум, аз-закат, ал-хумс, ал-хаджж, ал-джихад; — нравственность и добродетель; — хозяйственные взаимоотношения людей: купля, продажа, долг, залог и др.; — предписания относительно наследования, завещания, дозволенного и недозволенного, еды, питья и др.; — правосудие, свидетельствование и правила рассмотрения исков; — наказание за нарушение религиозных предписаний; — указание на историческое прошлое; — совокупность религиозных знаний. Примерно шестая часть Корана посвящена религиозно-правовым предписаниям. Эти айаты принято называть айат ал-ахкам (Откровения о предписаниях). В тех случаях, когда смысл айатов носит общий характер, в сунне даются соответствующие пояснения, которые приняты мусульманскими учеными в качестве конкретизации и констатации смысла айатов. Следует отметить, что некоторые айаты Корана отменяют ниспосланные ранее, поскольку последние были открыты Пророку при конкретных обстоятельствах, и их отмена обусловлена необходимостью, ведомой Богу, и интересами людей. По вопросам отмены некоторых айатъв или предписаний среди исламских богословов Сула-ма*) единого мнения не существует. 2. Ас-сунна является вторым после Корана (ханбалыты почитали сунну едва ли не наравне с Кораном и считалки следование сунне главным содержанием жизни мусульманина. — Прим. ред.) аргументом для «заключений» относительно предписаний ислама. Шиитские ученые-знатоки методологии права определили ас-сунну таким образом: ас-сунна — это деяния «непогрешимых» (имеются в виду Пророк, двенадцать имамов и Фатима, дочь Пророка) и их высказывания по религиозным вопросам, Именно это определение шиитами ас-сунны не принимается суннитами, которые считают, что деяния имамов не являются образцом для подражания. Сунна состоит из рассказов-хадисов о поступках и высказываниях пророка Мухаммада. Главная задача ас-сунны — разъяснение и дополнение Корана. С учетом исключительной значимости самого Корана Пророк не позволял записывать свои высказывания, следовательно, при его жизни хадисы не переписывались и не собирались. Эта работа не велась и при «праведных» халифах, ибо существовало опасение спутать хадисы с айатами Корана. Составление хадисов в виде отдельных книг было завершено позже. Важнейшими собраниями хадисов у суннитов считаются «ас-Са-хих» (истинный, достоверный) имама ал-Бухари (810—870), «ас-Са-хих» Муслима (ум. в 875 г.), «ас-Сунан» (обычаи, мн. ч. от ас-сунна) Абу Да'уда ас-Сиджистани (ум. в 888 г.), «ал-Джами6 ал-кабир» (большой сборник) имама ат-Инрмизи (ум. в 892 г.) и «ас-Сунан» ан-Наса'и (ум. в 915 г.). А у шиитов важнейшими собраниями преданий считаются «ал-Кафи фи усул ад-дин» (Достаточность в основах религии) ал-Кулини (ум, в 941 г.), «Ман ла йахдуруху ал-факих» Ибн Бабуйи (ум. в 991 г.), «Тахзиб ал-ахкам» (Развитие норм) и «ал-Истибсар» (Усердие в понимании) аш-шайха ат-1уси (995—1067). Хабар (шиитское название хадиса, или высказывания Пророка и «непогрешимых» имамов) делится на «непрерывное» и «единое». «Непрерывное» состоит из трех частей: непрерывно-словесное, непрерывно-духовное и непрерывно-сокращенное. «Единое», в соответствии со свидетельствующими о степени достоверности преданиями- ахбарами (мн.ч. от хабар) подразделяется на четыре части: сахих (достоверное), хасан (хорошее), кави (сильное) и да'иф (слабое). 3. Ал-иджма’ означает «единство мнений», в том числе и в вопросах ал-фикха. Один из виднейших ученых-факихов имам Мухаммад ал-Газали (1058—1111) в книге «ал-Мустасфа» писал, что ал-иджма' означает единство мнений последователей Мухаммада (ал-умма) по какому-либо религиозному вопросу. При этом он поясняет, что под термином «последователи Мухаммада» он подразумевает муджтахи-дов, способных выносить соответствующие вердикты. Таким образом, для достижения ал-иджма' необходимо единодушное мнение (вердикт) сведущих в религиозных вопросах лиц. Основанием для ал-иджма' является следующее указание Пророка: моя община (умма) никогда не согласится на заблуждение. Но во взглядах суннитов и шиитов относительно ал-иджма' есть и некоторые расхождения. Сунниты считают ал-иджма' аргументированным только в случае наличия единого мнения по соответствующему вердикту. Шииты же признают аргументированность ал-иджма' уже в связи с тем, что она раскрывает смысл высказывания «непогрешимых». Следовательно, вынесенный при этом вердикт свидетельствует о согласии самого Пророка и имамов. 4. Ал-'акл (разум). Под аргументами разума подразумеваются рациональные выводы, которые могут стать основой для соответствующих установок по шары 'ату. В принципах ал-фикха есть правило под названием «взаимообусловливаемости установок по разуму и по ша-ри'ату», согласно которому все, что установлено разумом, утверждено шари'атом и все, что установлено шари'атом, подтверждено разумом. Иными словами, все, что доступно и приемлемо разуму, устанавливается и принимается шари'атом. Примером тому может быть защита жизни, имущества и чести: являясь разумным доводом, это укрепляется и установками шари'агпа. Соответственно, то, что осуждается разумом (к примеру, посягательство на чью-либо честь), запрещается и шари'атом. По убеждению шиитских и части суннитских 'улама\ аргументированность данного положения определяется положительными или отрицательными последствиями соответствующих действий для верующих. При этом, если разум подтверждает правильность какого-либо действия, то шари'ат также рекомендует это действие, и наоборот, если разум осуждает какое-либо действие как неправильное, шари'ат также будет признавать это действие предосудительным и недозволенным. Среди мутакаллимов распространено мнение, согласно которому ниспослание пророчества и небесных книг есть проявление милости Создателя к своим рабам. Эта милость направлена на содействие человеческому разуму через руководство пророков. Значит, человеческий разум и пророчество имеют общую направленность. Ал-фикх запрещает принуждать кого-либо к совершению предосудительных поступков. Аргументом для каждого является веление разума. Аргументы разума бывают двух видов: разумно-самостоятельные и разумно-необходимые. Разумно-самостоятельными аргументами считаются случаи, когда разум, независимо от заключений ал-фикха, выдвигает самостоятельные выводы, например осуждение гнета и агрессии, лжи и вражды; или одобрение положительных деяний, верности и благонадежности, Под разумно-необходимыми аргументами понимаются случаи, когда для выдвижения соответствующих предписаний (выводов) разум прибегает к помощи шари'ата, и часто при наличии предписания шари'ата по какому-либо вопросу разум выдвигает на этой основе предписание по другому вопросу. Например, шари'ат требует уважительного отношения к собственности — разум на этом основании выдвигает вывод о недопустимости расточительства. 5. Ал-кийас (суждение по аналогии). Под ал-кийас подразумевается метод сравнения способа решения двух схожих вопросов, с помощью которого из имеющего (основное) предписание шари 'ата для первого, уже решенного вопроса, выводится (косвенное) предписание для второго, решаемого вопроса. Следовательно, при таком сопоставлении основное предписание остается в силе и для косвенного, а аргументацией служит сходство между основными и косвенными предписаниями. Например, согласно шари'ату, мусульманину не позволяется вступать в процесс торга, если другое лицо до него уже вступило в сделку для покупки чего-либо. А как быть в случае аренды, когда арендное соглашение ранее заключено с другим лицом? В шари'ате об этом не говорится, но ал-фикх методом сравнения данных двух случаев заключает, что вмешательство третьего лица при арендной сделке также предосудительно. Аргументация относительно суждения по аналогии предполагает соответствующие условия. Так, согласно главному из них, ал-кийас должен строиться на основе шари 'ата. С другой стороны, основная установка должна быть аргументирована обращением к Корану и ас-сунне, а не методом сравнения. Но если основная установка выведена согласно ал-иджма’, то можно ли считать ее основной для сравнения? Об этом среди 'улама' есть расхождения во мнениях. Ал-кийас бывает двух видов: «явный» (аз-захир) и «скрытый» (ал-хафи). Под ал-кийас аз-захир понимается такое сравнение, когда причина предписания определяется самим законодателем (мусульманских законов). Например, на основании айата Корана, запрещающего употребление вина по причине его вредности, ал-фикх признает недозволенными и другие виды алкогольных напитков. Что касается ал-кийас ал-хафи, то он подразумевает тот случай, когда законодатель не может установить и понять причину какого-либо предписания. Такая причина постигается путем дедукции, т.е. выводом разума. Например, известно, что Пророк запретил судьям (кадийам) выносить какой-либо приговор в состоянии гнева и возмущения. Отсюда дедуктивным способом можно прийти к выводу, что причиной данного запрета является душевный дискомфорт судьи. А в таком состоянии судья, во избежание необъективных решений, не должен выносить каких-либо приговоров. Относительно «явного» вида сравнения у исламских ученых разногласий нет. Что касается «скрытого вида», то он неприемлем для шиитов. Сунниты считают ал-кийас четвертой важнейшей аргументацией в исследовании правовых вопросов (после Корана, ас-сунны и ал-иджма'). Тогда как признание шиитскими *улама' двенадцати имамов и убеждение в аргументированности их высказываний после высказываний Пророка привело к тому, что ал-кийас не практикуется шиитами. 6. Ал-истихсан (предпочтение, предпочтительное решение). Ал-ис-тихсан в ал-фикхе подразумевает отказ от обращения к ал-кийасу с учетом целесообразности, в пользу принятия другого, более предпочтительного решения. Ал-истихсан — одна из категорий ал-фикха, по которому среди исламских правоведов нет единого мнения. В ханафитском, маликитском и ханбалитском мазхабах[[26]] суннизма ал-ис-тихсан считается важным принципом решения правовых вопросов в отличие от шафиитскго мазхаба суннизма и шиизма, которые вообще не признают его. 7. Ал-усул (основы, корни). Под ал-усул подразумеваются правила, которые применяются в случае отсутствия необходимых ссылок на Коран и сунну для реального решения какого-либо вопроса. Главными из них являются «принцип оправдания», «принцип осторожности», «принцип произвольности» и «принцип согласованности» (ал-истисхаб). «Принцип оправдания» применяется в случае отсутствия каких-либо фактов за и против. То есть он применяется при существовании сомнения в недозволенности или дозволенности чего-либо и при отсутствии соответствующих доводов. Основанием для данного принципа должны служить Коран, сунна и разум. «Принцип произвольности» вступает в силу в случае, когда присутствуют подозрения по поводу верности предписаний по двум, нескольким или многим несовместимым вопросам. В таких случаях выбор правильного варианта зависит от воли субъекта и осуществляется произвольно. «Принцип осторожности» применяется при существовании сомнения в полноте и законченности какого-либо предписания. Иначе говоря, до окончательной уверенности в полноте и законченности соответствующего предписания необходимо соблюдать осторожность. «Принцип согласованности» заключается в следующем: если какое-либо предписание уже было выведено ранее, но впоследствии возникли сомнения в его приемлемости, то, ввиду отсутствия доводов для его опровержения или одобрения, первоначальное представление о нем следует принять как верное. Этот принцип в ал-фикхе применяется широко. В большинстве случаев, с учетом отсутствия в ал-фикхе надежных доводов по тем или иным вопросам и суждениям, вышеперечисленные принципы находят широкое применение в практике шиитских 'улама’. Верность этих принципов дедуктивным методам обосновывается айатами Корана, преданиями и доводами разума.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.014 с.) |