Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 6. Иные меры уголовно-правового характера↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 19. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА. КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА Контрольные вопросы к теме 1. Понятие и виды иных мер уголовно-правового характера. 2. Понятие и правовая природа принудительных мер медицинского характера. 3. Виды принудительных мер медицинского характера. 4. Понятие и правовая природа конфискации имущества. 5. Виды конфискации имущества. Конфискация денежной суммы взамен имущества (ст. 104.2 УК РФ) и возмещение ущерба (ст. 104.3 УК РФ). Методические указания При рассмотрении понятия и видов иных мер уголовно-правового характера следует учитывать, что в научной литературе традиционно сложилось два подхода к их пониманию: «широкий» и «узкий». Согласно первому – к таковым относятся все принудительные меры, закрепленные в УК РФ. Согласно второму – к ним относятся только лишь формы реализации уголовной ответственности. При характеристике видов иных мер уголовно-правового характера особое внимание следует обратить на то, что меры, закрепленные в Разделе VI УК РФ (принудительные меры медицинского характера и конфискация имущества), не соответствуют их реальному перечню. Характеризуя принудительные меры медицинского характера необходимо раскрыть понятие, цели, основания, условия и порядок их применения. Особое внимание следует уделить определению юридической природы этих мер. Раскрывая вопрос о правовой природе конфискации имущества, необходимо определить, является ли она уголовно-правовой (в форме наказания, иной меры уголовно-правового характера, мерой безопасности), уголовно-процессуальной или административно-правовой мерой. При рассмотрении видов конфискации следует разграничить такие понятия, как «общая» и «специальная» конфискация. Необходимо охарактеризовать виды конфискации, перечисленные в ст. 104.1 УК РФ. Кроме того, следует рассмотреть меры, закрепленные в ст.ст. 104.2 и 104.3 УК РФ и определить, относятся ли они к видам конфискации.
Нормативные акты Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ. О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1. О состоянии и перспективах развития судебной психиатрии в Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 28 августа 1992 г. № 240. О внесении изменений в штатные нормативы судебно-психиатрических экспертных комиссий и отделений принудительного лечения: Приказ Минздрава РФ от 24 марта 1993 г. № 49. О практике применения судами принудительных мер медицинского характера: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. № 6. Литература Основная Бриллиантов А.В., Иванова Я.Е. Уголовное право России в схемах и определениях: учеб. пособие / М: Проспект, 2010.-200 с. Коряковцев В.В., Питулько К.В. Уголовное право / СПб: Питер. - (Сер. "Завтра экзамен"). Общая часть. - 2008. -224 с. Кочои Самвел Мамадович. Уголовное право. Общая и Особенная части: учеб. / М: Волтерс Клувер, 2010. - 592 с. Сверчков Владимир Викторович. Уголовное право: краткий курс лекций / 6-е изд., перераб. и доп.-М: Юрайт-Издат. - Общая. - 2011. - 234 с. Тангиев Б.Б. Уголовное право: Общая часть. Тесты и практикум: учеб. пособие / СПб: "Юридический центр Пресс", 2005.-133 с. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: учеб. / под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, проф. А.И. Рарога, проф. А.И. Чучаева.- 2- е изд., перераб. и доп. - М: ИНФРА-М: КОНТАКТ. - 2011. - 560 с. Уголовное право России: курс лекций/под ред. А.И. Рарога.- 2- е изд., перераб. и доп.-М: Проспект. Части Общая и Особенная.-2011.-496 с. Уголовное право России: учеб./под ред. А.И. Рарога. - 4- е изд., перераб. и доп.-М.: Эксмо. Общая часть.-2010. - 496 с.
Дополнительная Волженкин Б.В. Загадки конфискации // Известия вузов. Правоведение. 2008. № 2 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Звечаровский И. Понятие мер уголовно-правового характера // Законность. 2007. №1 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Медведев Е. Понятие и виды иных мер уголовно-правового характера, применяемых за совершение преступлений // Уголовное право. 2009. № 5. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Меджидова А.Б. Принудительные меры медицинского характера // Российская юстиция. 2007. № 1. Музеник А.К. Дифференциация уголовной ответственности: формы и виды // Актуальные проблемы государства и права в современный период: Сб. статей. Часть 3. Томск, 1998. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера. М., 2003. Пропостин А.А. Конфискация имущества как мера борьбы с преступностью: прошлое, настоящее, будущее. М., 2011. Яни П.С. Вопросы конфискации имущества: правоприменительный аспект // Законодательство. 2010. № 4. Задачи Задача 1. Уваров был осужден по ст. 112 УК РФ за то, что беспричинно напал на водителя автобуса и причинил его здоровью вред средней тяжести. При проведении судебно-психиатрической экспертизы он проявлял агрессивность. По заключению экспертов Уваров в момент совершения деяния был невменяемым. Суд вынес определение о применении к нему принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа. Правильно ли решение суда? Задача 2. В процессе судебного разбирательства по делу Павлова, причинившего в ходе ссоры с Ивановым тяжкий вред здоровью последнему, судьи обратили внимание на неадекватное поведение подсудимого Павлова относительно происходящих вокруг него событий. Была назначена психиатрическая экспертиза, пришедшая к заключению, что Павлов страдает тяжелой психической болезнью и нуждается в специальном лечении. Суд назначил Павлову принудительные меры медицинского характера. Имелись ли основания у суда для назначения данных мер? Можно ли будет привлечь Павлова к уголовной ответственности, если будет представление врачей-психиатров в суд о необходимости прекращения изменения принудительных мер медицинскою характера в связи с его выздоровлением? Задача 3. Несовершеннолетний Омаров, являющийся наркоманом, вместе со взрослыми наркоманами Луковым и Суровым совершил хищение наркотических препаратов из помещения станции скорой помощи. Омаров был привлечен к уголовной ответственности по п. «а» ч. 2 ст. 229 УК РФ. Может ли суд применить к Омарову принудительные меры медицинского характера? Задача 4. При проведении судебно-психиатрической экспертизы было установлено, что Миронов является вменяемым, но страдает психопатией. Назначая наказание Миронову за кражу (ч. 1 ст. 158 УК РФ), суд приговорил его к штрафу с применением принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа. Правомерно ли решение суда? Какие виды принудительных мер медицинскою характера могут быть применены к вменяемым, страдающим психическими расстройствами? Задача 5. Морозов в результате своей деятельности в преступной группе получил доход в размере одного миллиона рублей. Эти средства он вложил в развитие своего легального бизнеса, от которого получил доход в размере трех миллионов рублей. Позднее, за участие в преступном сообществе Морозов был привлечен к уголовной ответственности (ч. 2 ст. 210 УК РФ). Наряду с наказанием в виде лишения свободы суд в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ применил к Морозову «иную меру уголовно-правового характера» в виде конфискации трех миллионов рублей как дохода от имущества, полученного в результате совершения преступления. Не соглашаясь с приговором суда в части назначенной конфискации, в кассационной жалобе Морозов указал следующее. По смыслу п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, если у доходов от имущества, полученного в результате совершения преступления, имеется законный владелец, то это имущество возвращается ему. В свою очередь он получил указанную денежную сумму в установленном законом порядке в результате легальной деятельности. На этом основании Морозов просил отменить приговор суда в части конфискации и вернуть изъятые деньги законному владельцу, т.е. ему. Обоснованы ли требования Морозова? Задача 6. Воронцов, вооружившись кухонным ножом, пытался убить своего соседа, к которому испытывал личные неприязненные отношения. Его действия были квалифицированы судом как покушение на убийство (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 105 УК РФ), а кухонный нож в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 УПК РФ был признан вещественным доказательством по уголовному делу. Сравните нормы п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ и п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. В соответствии с какой из названных норм должно быть принято решение о конфискации вещественного доказательства при вынесении приговора? МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ При изучении дисциплины особое значение отводится самостоятельной работе студента. Формы и методы самостоятельной работы студента во многом зависят от самого студента. Однако не будет лишним использовать данные рекомендации. Они позволят повысить качество подготовки к занятиям. В процессе самостоятельной работы студент должен ознакомиться с содержанием настоящего учебно-методического комплекса (УМК). Желательно просмотреть УМК от начала и до конца. Это позволит понять систему Общей части уголовного права России. Студенту при подготовке к лекции следует учитывать, что они, как правило, затрагивают устоявшиеся (догматические) положения Общей части уголовного права России. Многие из этих положений можно найти в любом учебнике по уголовному праву. Полезность лекции заключается в следующем: 1) студент, внимательно прослушавший лекцию, автоматически запоминает около 9-15% информации; 2) на занятии высказывается позиция лектора, которая будет полезна при подготовке к зачетам и экзаменам; 3) лекция как бы «заряжает» студента на углубленное познание уголовного права; 4) после лекции проще изучать учебник или иной материал; 5) на лекции часто даются полезные советы, ссылки на важную литературу. С еминарские занятия требуют активной работы студента. Полезность семинарского занятия: 1) формируются навыки выступления и ораторского мастерства, которые крайне необходимы юристу; 2) преподаватель отмечает наиболее активных студентов, что в перспективе, при прочих равных условиях, влияет на получение зачета или оценки по экзамену; 3) демонстрация знаний на семинарском занятии в последствии может сыграть положительную роль при получении характеристики для трудоустройства, рекомендации при поступлении в аспирантуру и т.д.; 4) активная работа на семинарском занятии позволяет запомнить от 15 до 65% информации в зависимости от методики проведения занятия; 5) семинарское занятие в системе подготовки юристов по сути является единственным вариантом проверки теоретических знаний практическим путем. Одним из способов активного поведения студента на семинарском занятии является выступление. Для выступления необходимо: - научиться четко, полно и кратко формулировать теоретические положения в виде определений (дефиниций); - научиться раскрывать основные черты, признаки, значение и роль изучаемого уголовно-правового термина, категории, института; - научиться использовать в качестве доказательств своих суждений реальные жизненные факты, нормативно-правовые акты, материалы судебной практики, взгляды известных ученых. Студенту рекомендуется готовиться к семинарскому занятию как можно раньше. Для этого следует: - ознакомиться с содержанием плана семинара; - прочесть свой конспект лекции по данной теме; - изучить рекомендуемые нормативно-правовые акты и дополнительную литературу; - решить практические задачи (устно или письменно), предусмотренные планом семинара или рекомендуемые преподавателем. Не менее значимым элементом семинарского занятия является поведение студентов в процессе его проведения. Нужно научиться слушать выступления своих коллег, быть готовым вступить в дискуссию, приводя веские доводы, обосновывающие обсуждаемый тезис или опровергающий его. Скверными следует признать манеры, когда студент перебивает выступающего, пытается перекричать коллегу. После окончания обсуждения очередного вопроса и подведения итогов целесообразно вносить в свой конспект поправки и дополнения, исправлять ошибки. Такой конспект в конце изучения курса окажет значительную помощь при подготовке к зачету (экзамену). Таким образом, в процессе семинарского занятия, отвечая на поставленные вопросы, студент должен показать умения и навыки работы с нормативными актами, умения анализировать и оценивать различные ситуации, готовить аргументированные выступления, грамотно и убедительно говорить, логически правильно строить свои мысли и, в конечном итоге, формировать глубокие и прочные знания по предмету. Практические занятия направлены на приобретение, отработку и закрепление студентами практических умений и навыков, применения теоретических знаний для решения практических задач. При подготовке к практическому занятию студенты должны: - изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу; - ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций; - основываясь на положениях действующего законодательства, решить задачи и ответить на поставленные в задачах вопросы; - широко использовать судебную практику, в том числе постановления Пленумов Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ. При решении задач студенты должны дать развернутые и аргументированные ответы со ссылками на соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ и иной нормативный материал. Для этого рекомендуется внимательно прочитать задачу, хорошо уяснить изложенные обстоятельства и анализируя их, а также текст закона, используя теоретические положения, доказать правильность приведенного решения. В ходе обсуждения задачи преподаватель может усложнять ее, вводя дополнительные условия, не сформулированные в тексте задачи, изменять конкретные обстоятельства, модифицировать правовую ситуацию, включать новых участников и т.п. Для успешного решения предложенных практических ситуаций рекомендуем ознакомиться и использовать предложенный алгоритм решения задач. Задания по решению практических ситуаций могут выполняться как в учебное время, непосредственно на практических занятиях, так и во вне учебное время, в виде домашних заданий, с последующим представлением на проверку преподавателю или их анализом на занятиях. Для этого у студентов, помимо тетрадей для записи лекций, должны быть тетради для выполнения практических заданий, которые могут быть сданы преподавателю для проверки. Для решения конкретной задачи, предложенной в учебно-методическом комплексе, существенным является два момента. Первый – процесс, алгоритм установления, исходя их фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, признаков того или иного преступного деяния. Второй – результат, т.е. решение казуса и защита своей позиции по задаче. Алгоритм решения задач тесно связан с понятием «квалификация преступлений». Квалифицировать (от латинского qualis - качество) – значит, относить какое-либо конкретное явление по его качественным признакам, свойствам к какому-либо разряду, виду, категории. Квалификация преступлений – это «установление и юридическое закрепление точного соответствия между признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовно-правовой нормой»[1]. В сфере уголовного права квалификация предполагает выбор конкретной правовой нормы (пункта статьи, части статьи, статьи УК РФ), которая предусматривает уголовную ответственность за случай, предложенный в задаче. Таким образом, студент, решая задачу, дает ему юридическую оценку путем указания на соответствующую уголовно-правовую норму, содержащую все признаки состава этого преступления. Алгоритм решения задач имеет психологический и логический аспекты. Психологический аспект есть мыслительный (творческий) процесс. Логический аспект суть применение правил логики. В целом алгоритм решения задач представляет собой совокупность мыслительных приемов, подчиненных законам логики. С практической стороны, вышесказанное можно представить в следующем виде: 1) Анализ фактических обстоятельств дела, предложенных в задаче; 2) Выбор (отыскание) соответствующей статьи УК РФ; 3) Удостоверение в правильности (подлинности) текста УК РФ, содержащего нужную норму, и установление его юридической силы. Студент должен предвидеть возможность отмены, изменения или дополнения используемой им для квалификации деяния статьи УК РФ; 4) Уяснение смысла и содержания уголовно-правовой нормы; 5) Соотнесение фактических обстоятельств дела, приведенных в задаче, с уголовно-правовой нормой; 6) Принятие решения. 7) Подготовка вариантов ответов на контраргументы. Уместно заметить, что вывод (решение) по задаче должен содержать: 1. Ссылку на статью (пункт, часть статьи) Особенной части УК РФ, предусматривающий данный вид преступления. 2. В случае необходимости должна быть ссылка на статью (пункт, часть статьи), устанавливающей наказуемость приготовления, покушения или соучастия в совершении определенного преступления либо иным образом дополняющая или конкретизирующая норму Особенной части УК РФ. Следует заметить, что на статью Общей части УК РФ следует ссылаться лишь в сочетании со статьей Особенной части УК РФ. 3. Указание на признаки состава преступления, т.е. на то, что нарушил виновный (объект уголовно-правовой охраны), какое действие (бездействие) совершило лицо (объективная сторона преступного деяния), кто в задаче субъект преступления и какова субъективная сторона общественно опасного деяния. Практика проведения семинарских и практических занятий показывает, что вероятность правильного решения задачи увеличивается, если студент использовал логические приемы[2]. Литература в учебно-методическом комплексе предложена в минимальном объеме. При необходимости расширения и обновления круга источников следует использовать возможности современных информационных систем («ГАРАНТ», «Консультант+», «Кодекс» и т.д.). При написании курсовых, выпускных квалификационных работ дополнительные источники может рекомендовать научный руководитель. Контрольные задания и контрольная работа Учебным планом подготовки бакалавров по направлению 030900. 62 «Юриспруденция» по дисциплине «Уголовное право Российской Федерации» (Общая часть) для студентов очной формы обучения предусмотрено два контрольных задания и контрольная работа. Выполнение контрольных заданий имеет целью углубить знания студентов по определенным разделам и темам дисциплины. Контрольные задания выполняются студентами по темам учебной дисциплины. Контрольное задание состоит из пяти задач. Студенты выполняют все задачи. Контрольные задания студенты выполняют в часы самостоятельной подготовки в письменном виде. Контрольную работу студенты выполняют по вариантам, определяемым по начальной букве фамилии. Ответы должны быть аргументированными, иметь ссылки на конкретные нормативные правовые акты, статьи этих актов и соответствующую научную и учебную литературу. Условия задачи необходимо переписать. Для простоты ориентирования в работе желательно каждое задание начинать с нового листа. Контрольные задания Задание I Задача 1. Хамидов, работая сотрудником ДПС, во внеслужебное время возвращался домой на личном автомобиле. На проселочной дороге он стал очевидцем ДТП между автомобилями ГАЗ и Лада. Решив, что если он вызовет ДПС, ему придется сильно задержаться и он тогда не успеет домой к ужину, Хамидов сообщать о происшествии не стал и проехал мимо. В результате ДТП пассажиру автомобиля ГАЗ был причинен тяжкий вред здоровью (сломана нога). Решите вопрос об уголовной ответственности Хамидова. Определите форму вины в его действиях. Задача 2. Махов, управляя автомобилем Нива, поздно ночью ехал вместе с женой домой. Проезжая по улице Ленина он увидел, как на его полосу движения внезапно выехал автомобиль ЗИЛ. Пытаясь уйти от столкновения, Махов выехал в кювет и врезался в столб. В результате ДТП его жене был причинен тяжкий вред здоровью. Решите вопрос об ответственности Махова. Изменится ли решение задачи, если жена Махова не была пристегнута ремнем безопасности. Задача 3. Иванов осужден по ст. 108 УК РФ за убийство, совершенное с превышением пределов необходимой обороны. Преступление совершено им при следующих обстоятельствах. 10 декабря 2010 г. Иванову стало известно о том, что Исаков и Петров, будучи работниками ООО «Лора» похитили из кассы предприятия деньги в сумме 200 000 рублей. Данные обстоятельства стали известны Иванову, поскольку он выполнял обязанности бухгалтера ООО «Лора». 12 декабря 2010 г. он сообщил о данных фактах в органы внутренних дел. 13 декабря 2010 г. Исаков пришел домой к Иванову и, угрожая расправой над ним и его семьей, потребовал от Иванова дать показания, что тот ошибся. Иванов сделать это отказался. 20 декабря 2010 г. Исаков, встретив Иванова на улице стал его избивать, однако Исакова оттащили от Иванова случайные прохожие. 21 декабря Исаков пришел домой к Иванову и стал ломать дверь. Иванов вооружился охотничьим ружьем, которым владел на законных основаниях. Исаков выломал дверь и бросился на Иванова с криком «Сейчас я тебя убью!». Иванов произвел выстрел из ружья, попавшей в голову Исакова пулей последний был убит. Осуждая Иванова по ст. 108 УК РФ суд указал, что в его действиях содержатся признаки превышения пределов необходимой обороны, поскольку явно несоразмерны средства нападения и обороны от нападения (Исаков вооружен не был). Прав ли суд?
Задача 4. Гусев и Апаров ночью катались на машине. Встретив группу подростков, остановились и стали с ними выяснять отношения. В результате ссоры возникла драка, в ходе которой Гусеву были нанесены побои одним из подростков. После этого стороны разошлись. Неудовлетворенные итогом разговора, Гусев и Апаров вернулись домой к Гусеву, взяли ружье и решили найти подростков и продолжить выяснение отношений. На одной из улиц они заметили группу подростков и Гусев произвел на ходу из машины выстрел из ружья в их сторону дробью. В результате выстрела ранения получили двое подростков и случайный прохожий, всем причинен вред здоровью средней тяжести. Действия Гусева были квалифицированы по ст. 30 ч. 3 ст. 105 ч. 2 пп. а), е) и и) УК РФ. Действия Апарова были квалифицированы по ст. 30 ч. 3 ст. 33 ч.4 ст. 105 ч. 2 пп.. а), е) и и) УК РФ. Является ли данная квалификация их действий правильной?
Задача 5. Котов и Малов осуждены по ст. 105 ч.2 п. ж) УК РФ. Преступление совершено ими при следующих обстоятельствах. Встретив на улице Зотова, с которым у Малова был конфликт, они принялись его избивать, при этом Котов наносил удары ногами в область головы, а Малов несколько раз ударил Зотова ножом в область живота. Прекратили они его избивать только после того как Зотов перестал шевелиться. Является ли квалификация их действий правильной? Есть ли в действиях Малова эксцесс исполнителя? Задание II Задача 1. Михайлов решил обворовать квартиру Градовых. Для этого он пришел ночью к двери квартиры и попробовал открыть ее отмычками. Потерпев неудачу, он решил сходить домой за другим набором инструментов и продолжить попытки. Однако, после того как он пришел домой и взял набор инструментов, на улице резко похолодало и Михайлов, решил не повторять попыток совершить кражу, поскольку боялся замерзнуть. Есть ли в его действиях добровольный отказ от совершения преступления?
Задача 2. Группа хулиганов пристала к Ковину и его дочерям. Чтобы разогнать хулиганов, одна из дочерей сбегала домой и принесла ружье. Ковин сделал предупредительный выстрел. В ответ на это хулиганы окружили Ковина и стали пытаться отнять у него ружье. Во время борьбы был смертельно ранен один из нападавших. Подлежит ли Ковин уголовной ответственности? Задача 3. Дубовкин, будучи в состоянии сильного опьянения, поздно ночью влез через окно в дом Семина, полагая, что это дом его знакомой Шаевой. Семин, также находившийся в нетрезвом состоянии, проснулся и принял Дубовкина за вора, стал его избивать, нанося удары палкой. От полученных повреждений Дубовкин скончался. Оцените действия Семина. Задача 4. Вечером Боровик, сотрудник полиции, имея при себе пистолет, самовольно покинул пост и пришел в ресторан. Вместе с находившимися в ресторане посетителями он танцевал. Во время очередного танца не установленный гражданин набросил на шею Боровика сзади удавку и начал душить. Одновременно с этим кто-то заломил ему за спину левую руку и пытался вытащить из кобуры револьвер. Препятствуя завладению оружием, Боровик дотянулся до спускового крючка и с целью привлечения внимания работников милиции произвел выстрел в пол. После выстрела пристававшие к Боровику лица не отказались от своего намерения и продолжали удерживать его сзади. Боровику удалось освободиться. В этот момент он увидел перед собой ранее незнакомого Дурова, который сделал атакующее движение в его сторону. Восприняв действия Дурова как продолжение нападения, Боровик с близкого расстояния выстрелил ему в голову, причинив смертельное ранение. Подлежит ли Боровик уголовной ответственности? Задача 5. Оленев систематически пьянствовал, учинял пьяные дебоши. Его жена с ребенком ушла к своему отцу Клименко. Напившись, Оленев пришел в дом к тестю и стал избивать жену. На крик выбежал ее отец. Увидев его, Оленев схватил топор и, угрожая убийством, бросился на тестя. В борьбе Клименко вырвал у Оленева топор. Одновременно Оленев потерял очки. Как позднее показал Оленев, он, поняв, что тесть вооружен топором и что дальнейшее хулиганство может плохо для него кончиться, решил прекратить посягательство. Затем он нагнулся к земле и. стал руками искать очки. Поиски Оленевым очков Клименко воспринял как попытку поднять камень и возобновил нападение. В целях его пресечения Клименко ударили Оленева топором по плечу, причинив ему тяжкий вред здоровью. Подлежит ли Клименко уголовной ответственности? Контрольная работа Контрольная работа сдается на кафедру за две недели до начала сессии. Вариант 1 (А – К) Теоретический вопрос: Объективная сторона преступления (2-4 стр.)
Задача № 1 Абаев и Боков, вооруженные обрезом, встретили вечером на безлюдной улице Соколова. Абаев, приставив к животу Соколова нож, потребовал с него деньги, а Боков сорвал с его головы шапку. Однако, завидев патрульную машину милиции, преступники пытались скрыться, но были задержаны. Содержатся ли в действиях Абаева и Бокова все признаки преступления, предусмотренного ст. 162 УК РФ? Изменится ли квалификация, если они не успели завладеть шапкой? Обоснуйте свое решение.
Задача № 2 Врач-терапевт Косицина возвращалась поездом с курорта. Услышав по радио просьбу начальника поезда к пассажирам-медикам об оказании срочной помощи гражданину с острым сердечным приступом, Косицина к больному не пошла. Он скончался, хотя по заключению судебно-медицинского эксперта своевременное медицинское вмешательство могло предотвратить смерть. Назовите основания и пределы ответственности за бездействие. Имеются ли в действиях Косициной признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ?
Задача № 3 Петров на машине с двумя пассажирами следовал по дороге Томск-Кемерово без превышения скорости. Неожиданно машина заехала на неисправный участок дороги, который находился за поворотом и просматривался на расстоянии не более 5 метров. Петров не справился с управлением, машина съехала в кювет и опрокинулась, в результате чего один из пассажиров погиб. Находятся ли действия шофера в причинной связи с гибелью пассажира? Содержатся ли в деянии Петрова признаки преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ?
Вариант 2 (Л – С) Теоретический вопрос: Условное осуждение (2-4 стр.)
Задача № 1 Зайцев, 30 лет, осужден по ч.1 ст.112 УК РФ к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком два года. При этом суд возложил на него обязанности «приступить на работу, периодически являться для регистрации в орган внутренних дел, не посещать рестораны, кафе в вечернее время». Через три месяца в суд поступило постановление органа внутренних дел об отмене условного осуждения в связи с невыполнением Зайцевым возложенных обязанностей: он не устроился на работу, в вечернее время неоднократно был замечен в ресторане с Хохловым и Симоненко. Вызванный для дачи объяснений Зайцев пояснил, что на работу его никто не берет, и он получает пособие по безработице. При посещении ресторана они с 15 до 17 ч. отмечали дни рождения Хохлова и Симоненко. Общественный порядок не нарушал. Можно ли отменить условное осуждение?
Задача № 2 Осужденный условно к двум годам лишения свободы с испытательным сроком 1,5 г. по ч.2 ст.118 УК РФ Шарапов через месяц после суда развлекал дома 3-летнего сына, постукивая донышками заряженных для охотничьего ружья патронов. Неожиданно один из патронов взорвался, взрывом оторвало палец самому Шарапову и повредило глаз его сыну. Суд приговорил Шарапову по ч.1 ст. 118 УК к двум годам исправительных работ с удержанием из заработной платы 15 процентов. Назначьте наказание по совокупности. Обязан ли суд отменить условное осуждение? Какой вид колонии можно определить Шарапову?
Задача № 3 Оборотнев был осужден по ч. 1 ст. 264 УК к двум годам лишения свободы с испытательным сроком два года. За неделю до окончания испытательного срока в суд обратилась жена Оборотнева с просьбой об отмене условного осуждения. В заявлении она указала, что Оборотнев издевается над ней; не отдает зарплату, чем ставит семью в тяжелое материальное положение; часто не ночует дома, имеет связи с другими женщинами. В выходные дни выезжает за город в баню, откуда возвращается в нетрезвом состоянии. Однако на работе его ценят за ударный труд и отзывчивость. Он является наставником молодежи. Может ли суд отменить условное осуждение? Вариант 3 (Т – Я) Теоретический вопрос: Соучастие в уголовном праве (2-4 стр.)
Задача № 1 Чернов, работая прорабом СУ АО «Мосэлектромонтаж», в течение марта-апреля 2003 г. похитил с вверенного ему приобъектного склада 18 люстр на сумму 3 тыс 370 руб., которые вывез на автомашине в город Красногорск Смирнову, заранее обещавшему принять похищенные люстры (позднее Смирнов эти люстры реализовал). Определите, есть ли признаки соучастия в действиях Чернова и Смирнова и какова форма соучастия?
Задача № 2 Сурин и Куликов обратились к Ильясову с просьбой достать им оружие, объяснив, что оно необходимо им для завладения чужим имуществом. Ильясов достал обрез с двумя боевыми патронами и наган, который передал Сурину и Куликову. За это они угощали его водкой и обещали после совершения преступления и возвращения оружия дать денег. Сурин и Куликов совершили разбойное нападение на работников магазина и забрали выручку. В судебном заседании Ильясов показал, что он не знал о намеринии Сурина и Куликова использовать оружие для совершения разбоя, хотя полагал, что они хотят обокрасть магазин, а оружие может понадобиться им в случае их задержания. Адвокат в защиту Ильясова подал кассационную жалобу, в которой указал, что Ильясов может нести ответственность только по ч.1 ст.222 УК РФ. Имеются ли признаки соучастия в действиях Ильясова, Сурина и Куликова? Обоснована ли жалоба адвоката? Можно ли ставить вопрос о привлечении названных лиц по ч. 2 ст. 162 УК РФ? Задача № 3 Пенкин, Сайфутдинов и Ковалев создали преступную группу с целью похищения шести легковых автомобилей. В течение двух месяцев Ковалев угонял принадлежавшие гражданам и организациям легковые автомобили. Затем эти автомобили ставил в гараж к Пенкину, разбирали и продавали по частям различным людям. Организацией сбыта занимался Сайфутдинов. Всего за два месяца они успели похитить четыре автомобиля. Каждое совершенное преступление тщательно готовилось: преступники подробно разрабатывали планы преступлений, хорошо знакомились с местом, откуда похищались автомобили, распределяли между собой роли, неоднократно в деловой игре отрабатывали события будущих преступлений, договорились, о чем они будут говорить при их задержании милицией. Определите форму соучастия. Квалифицируйте действия указанных лиц (ознакомьтесь со ст. 158 УК РФ). Нормативные акты [3] Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1964. № 18. Ст. 221. Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года // Сборник международных договоров СССР. - М. 1991 г. Вып. XIV. С. 124. Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М. 1979. Вып. 29. С. 111-114. Вопросы уголовного права и уголовного процесса в практике Верховного Суда Российской Федерации: Сборник материалов судебной практики (сост. В.Б. Боровиков, А.В. Галахова, В.В. Демидов). - "Норма", 2008 г. Договор между РФ и США о взаимной правовой помощи по уголовным делам // Собрание законодательства 2002. № 47.Ст. 4635. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 (ред. от 08.12.2011) «О Государственной границе Российской Федерации» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2012. – Доступ из локальной сети Библиотеки ЗСФ РАП. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании». Закон РФ от 21 июня 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» с последующими изменениями и дополнениями // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. № 33. Ст. 1216; Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1002. Кодекс РФ об административных правонарушениях. (ред. от 03.05.2012 г.) Ст.ст. 2.1-2.9 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2012. – Доступ из локальной сети Библиотеки ЗСФ РАП. Конвенция о континентальном шельфе 1958 года // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М. 1979. Вып. 23. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве гражданами которого они являются 1978 года // Международное право в документах. - М. 1982. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирована Федеральным законом 4 августа 1994 года // Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1684; 1995. № 17. Ст. 1472. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран - участниц СНГ от 22 января 1993 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1994. № 2. Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сот<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.216.248 (0.013 с.) |