Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Труд как основа жизнедеятельности человека и общества.

Поиск

Труд как основа жизнедеятельности человека и общества.

Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей путем преобразования предметов окружающей среды. Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом.

Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей. Они обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива.

Социальные и трудовые отношения существуют в неразрывной связи и взаимодействии. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

В узком смысле структура организации труда на предприятии характеризуется конкретным ее содержание, то есть теми элементами, которые ее непосредственно образуют. В широком смысле организация труда включает в себя еще и те элементы, которые не являются обязательными, но в силу различных обстоятельств могут входить в состав организации труда.

Поэтому в систему организации труда на предприятии в узком ее понимании включаются следующие элементы:

1) разделение труда, 2) кооперация труда, 3) организация рабочих 4)установление норм труда. 5) планирование и учет труда 6) создание благоприятных условий труда. Перечисленные элементы являются обязательными для эффективной организации труда.

Организация труда в широком толковании, наряду с перечисленными элементами, включает, и др. элементы:

1) подбор, подготовка и повышение квалификации кадров предприятия включает в себя: профессиональный отбор, профессиональную подготовку, переподготовку кадров;2) установление форм, систем и размера оплаты труда, разработка систем стимулирования и ответственности за результаты труда;3) поддержание высокой дисциплины труда, трудовой активности и творческой инициативы.

Основные правовые документы об организации труда:

1. Конституция РФ;2. Трудовой кодекс РФ; 3. Кодексы о правонарушениях, административных, уголовных, гражданских; 4. Федеральный закон о занятости населения в РФ; и др.

В наст вр работа по организации, нормированию и оплате труда законодательно отнесена к компетенции предприятий(+). Однако, ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной форме. Современная НОТ включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. В настоящее время НОТ развивается в рамках инженерной психологии и менеджмента.


Социология труда, её предмет, задачи и функции. Место социологии

Работоспособность, её характеристики. Возрастные и половые особенности работоспособности.

Любая деятельность человека основана на его дееспособности, работоспособности и трудоспособности. Дееспособность (способность к деятельности) характеризует деятельность человека с качественной стороны. В процессе труда человек способен безгранично создавать материальные и духовные ценности, ставя перед собой различные цели и достигая их различными способами. Бесконечное разнообразие целей и способов их достижения является следствием функционирования человеческого организма. Поэтому дееспособность – это способность человека к качественно различным видам целесообразной деятельности, способность реализовывать их бесконечное разнообразие.

Решить поставленные перед собой задачи человек может, используя свою работоспособность, которая динамична в течение рабочего дня. В целом рабочий день можно представить в виде двух составляющих: работа до обеда и работа после обеда. В каждой из этих составляющих работоспособность человека меняется и проходит три фазы:

1) фаза врабатывания и адаптации, характеризуется нарастанием работоспособности, ее продолжительность может длиться от нескольких минут до 1,5 часов и зависит от особенностей работы и самого человека;

2) фаза высокой устойчивой работоспособности длится порядка 2–3 часов, и характеризуется минимальными затратами труда на выполнений трудовых функций, при высоком их качестве;

3) фаза падения работоспособности наступает в результате накапливающегося утомления, и у работника замедляется реакция и ухудшаются результаты работы. Фаза падения работоспособности сигнализирует о необходимости отдыха для работника.

Рассматривая динамику работоспособности работника в течение рабочего дня можно выделить основные направления поддержания работоспособности на высоком уровне:

1) обеспечение быстрой врабатываемости человека, для этого может применяться производственная гимнастика, функциональная музыка и др.;

2) максимизация периода устойчивой работоспособности обеспечивается за счет введения микропауз (могут составлять от 9 до 15% рабочего времени);

3) предупреждение утомления работника достигается путем установления перерывов в работе на отдых и личные надобности и путем установления регламентированных перерывов в работе.

Работоспособность человека меняется не только в течение рабочего дня, но и в течение недели, месяца, года. Работоспособность характеризует количественную сторону той или иной конкретной трудовой деятельности человека. Благодаря ей, становятся возможными совершение самого действия и получение его результата в количественном выражении. Работоспособность характеризуется целым рядом показателей: экономическими и физиологическими.

К экономическим показателям относятся количество произведенной продукции за каждый час работы, среднее время, затрачиваемое на изготовление единицы продукции; количество бракованных изделий за час работы и др. К физиологическим показателям можно отнести изменение частоты сердечных сокращений, скорость зрительной реакции, то есть те показатели, которые характеризуют изменение физиологического состояния человеческого организма. Трудоспособность человека отражает возможность его участия в труде вообще. Если человек в состоянии работать, он трудоспособен. Потеря трудоспособности означает, что человек совсем не в силах выполнять работу или что работа противопоказана ему по состоянию здоровья. Трудоспособность человек приобретает при достижении трудоспособного возраста, и теряет к старости, в результате болезни или травмы. Поэтому одной из мер роста занятости населения, является создание рабочих мест для людей-инвалидов.


Модель Портера — Лоулера.

Комплексная теория мотивации Лаймана Портера и Эдварда Лоулера включает как составные элементы теории ожиданий и справедливости. Они разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, объединяющую элементы концепций ожидания и справедливости. Ее ключевые понятия: израсходованные усилия — восприятие — полученный результат — вознаграждение — степень удовлетворения.

Согласно данной модели, результат, достигнутый сотрудником, зависит от трех факторов: израсходованные усилия; способности и характерные черты человека; осознание своей роли в процессе труда. Уровень расходуемых усилий зависит от ценности вознаграждения и от того, как оценивается вероятность, что расходуемые усилия будут вознаграждены. Достижение нужного уровня результата может привести к внутреннему вознаграждению (например, им выступает чувство самоуважения или удовлетворения от выполненной работы) или к внешним вознаграждениям (похвала руководителя или продвижение по службе)

ПРИМЕНИМОСТЬ МОДЕЛИ ПОРТЕРА-ЛОУЛЕРА В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ. Один из наиболее важных выводов Портера и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает на сей счет большинство менеджеров. Они находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение^едет к достижению высоких результатов в труде или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и, по-видимому, способствует повышению результативности.

Исследования, как представляется, подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. В итоге, модель Портера-Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимоувязанной системы.

 


10. Аттестация как составная часть работы с кадрами. Не до конца вопрос.

Аттестация – оценка уровня профессиональной подготовки и соответствия специалиста занимаемой должности, а также решение вопроса о присвоении служащему квалификационного разряда.

Аттестация персонала — один из важнейших элементов кадровой работы, представляющий собой периодическое освидетельствование профессиональной пригодности и соответствия занимаемой должности каждого работника определенной категории. Состав кадров, подлежащих аттестации, устанавливается в каждой отрасли деятельности согласно перечню должностей руководителей, специалистов и др. работников.
Аттестацию — регламентированную трудовым законодательством процедуру — необходимо отличать от оценки персонала. Аттестация кадров проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года (или по истечению срока действия контракта). Она представляет собой подведение итогов работы сотрудника по завершению срока действия его трудового контракта, оценка результатов его труда за весь период действия контракта, определение степени соответствия сотрудника установленным должностным требованиям (должностной инструкции), которые были положены в основу трудового контракта. Порядок и условия проведения аттестации персонала устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ. Проведение аттестационных мероприятий требует наличия официальных распорядительных документов по аттестации. Оценка персонала — система периодической проверки труда сотрудника за отчетный период (месяц, квартал, год), оценка соответствия его квалификации, навыков, отношения к своим обязанностям. На практике же понятия оценки персонала и аттестации часто перепутаны. Поэтому под аттестацией нередко понимается то, что относится к оценке персонала и наоборот.
Цели аттестации (оценки) персонала


Основные

1. Оценка результатов труда сотрудника.

2. Определение соответствия их занимаемой должности.

3. Выявление недостатков в уровне подготовки.

4. Составление плана развития работника

Дополнительные

1.Проверка совместимости с коллективом (умение работать в команде, лояльность организации, работодателю и руководству)

2. Проверка мотивации к труду, к работе в данной должности.

3. Определение перспектив развития карьеры работника.

 

Общие

1. Улучшение управления персоналом и повышение эффективности кадровой работы.
2. Повышение ответственности и исполнительной дисциплины.

Специфические

1. Определение круга работников и перечня должностей, подлежащих увольнению или сокращению.
2. Улучшение морального и психологического климата в организации.

 


 

Существует несколько типов аттестации (оценки):
1) на основе объективных критериев (оценка конечных результатов работы)
2) на основе субъективных оценок непосредственных руководителей.
3) методика «360 градусов» — круговая субъективная оценка персонала, когда сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами, подчиненными и клиентами.
В зависимости от используемой информационной базы можно выделить несколько типов аттестации кадров: по минимально необходимой информации (биографические данные, производственная характеристика); с использованием частичной дополнительной информации (данных экспертной оценки); с использованием максимально полной дополнительной информации (данных экспертной оценки и индивидуально-психологической характеристики, составленной по материалам психологического обследования).
Основные психологические правила аттестации (оценки):
1) Обязательное сообщение результатов работнику.
2) Оценку нельзя соединять с критикой.
3) Нельзя говорить сотруднику одновременно о результатах аттестации и об оплате труда.
4) В обязательном порядке нужно объяснить сотрудникам, что аттестация кадров — это не карательный инструмент для увольнения неугодных или «неправильных» специалистов; она призвана помочь не только работодателям, но и самим сотрудникам найти слабые места в своей профессиональной подготовке и устранить их.

По результатам аттестации строится индивидуальный план развития каждого специалиста, предусматривающий повышение его квалификации (семинары, тренинги, стажировки, консультации) и его карьерный рост.

Негативные стороны аттестации (оценки) персонала — частые (ежегодные или чаще) аттестации демотивируют персонал, направляя усилия сотрудников исключительно на выполнение установленных нормативов. В результате игнорируется все то, за что «оценки» не ставят. Для работника на первый план выходит не успех организации в целом, а личный результат. В коллективе возникает излишне высокий уровень конкуренции между сотрудниками и регулярно вспыхивают межличностные конфликты.
15. Безработица как социальная проблема.

Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в ХХ веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.Данную проблему активно исследуют различные социологи: Г. Стэндинг, Чершина Н.В., Власов В., Макарова И.К. и др.

С началом рыночных реформ в Украине неожиданно в полный рост встала проблема безработицы. В СССР централизованная система планирования предоставляла гарантированные рабочие места подавляющему большинству трудящихся. Правда, этот успех стоил очень недёшево. Частично именно из-за гарантий занятости экономика страны оказалась парализована низким уровнем доходов. Одной из причин того, что центральные плановые органы боялись вносить изменения в характер производства, было опасение, что перемены повлекут за собой безработицу. Небольшие преобразования откладывались десятилетиями, и именно поэтому сейчас Украине приходится переживать фундаментальные и болезненные изменения.

Безработица как социально-экономическое явление отражает сложности согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс зависит от масштаба территории, природно-климатических условий, структуры экономики, национальных традиций, политического устройства общества.

Отечественные и зарубежные специалисты по проблемам занятости выделяют естественную безработицу (фрикционную, институциональную, добровольную); искусственно низкую и вынужденную безработицу - открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую) и скрытую.

Молодёжная безработица возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось поступить в ВУЗ, техникум, или ПТУ, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу или оно не устраивает молодого человека). Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских организаций. Поэтому трудоустройство молодёжи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании рабочих мест отвечающих уровню квалификации работников, установить квоту для молодёжи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодёжное предпринимательство.

Женская безработица - один из наиболее распространённых видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребёнком, обеспеченность яслями и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.

Молодёжная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.

В арсенале правительства имеются три вида политики в отношении безработицы: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики - облегчить тяжёлые последствия потери рабочего места для безработных и их семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Цель политики занятости - снизить уровень безработицы путём использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т.д.

Активная политика занятости тесно связана с организацией профессионального обучения незанятого населения. Однако до сих пор не установлена чёткая взаимосвязь между видами безработицы и содержанием, формами и технологиями профессионального обучения. Категория занятости характеризуется такими признаками как рациональность, продуктивность, эффективность.

Преодоление последствий безработицы возможно как путём социальной защиты людей, потерявших работу, так и с помощью макроэкономического регулирования экономики и безработицы (её уровня и продолжительности). Если в первом случае одним из обязательных условий является профессиональное обучение незанятого населения и безработных граждан, то во втором - взаимосвязь с профессиональным обучением напрямую не просматривается. И тогда упор следует делать на методы, обеспечивающие повышение совокупного спроса и деловой активности.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на продолжительный период своей деятельности, они становятся всё более важным органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу.

В заключении можно сказать, что безработица сказывается на психическом здоровье нации на уровне национального богатства общества.


Труд как основа жизнедеятельности человека и общества.

Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей путем преобразования предметов окружающей среды. Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом.

Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей. Они обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива.

Социальные и трудовые отношения существуют в неразрывной связи и взаимодействии. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

В узком смысле структура организации труда на предприятии характеризуется конкретным ее содержание, то есть теми элементами, которые ее непосредственно образуют. В широком смысле организация труда включает в себя еще и те элементы, которые не являются обязательными, но в силу различных обстоятельств могут входить в состав организации труда.

Поэтому в систему организации труда на предприятии в узком ее понимании включаются следующие элементы:

1) разделение труда, 2) кооперация труда, 3) организация рабочих 4)установление норм труда. 5) планирование и учет труда 6) создание благоприятных условий труда. Перечисленные элементы являются обязательными для эффективной организации труда.

Организация труда в широком толковании, наряду с перечисленными элементами, включает, и др. элементы:

1) подбор, подготовка и повышение квалификации кадров предприятия включает в себя: профессиональный отбор, профессиональную подготовку, переподготовку кадров;2) установление форм, систем и размера оплаты труда, разработка систем стимулирования и ответственности за результаты труда;3) поддержание высокой дисциплины труда, трудовой активности и творческой инициативы.

Основные правовые документы об организации труда:

1. Конституция РФ;2. Трудовой кодекс РФ; 3. Кодексы о правонарушениях, административных, уголовных, гражданских; 4. Федеральный закон о занятости населения в РФ; и др.

В наст вр работа по организации, нормированию и оплате труда законодательно отнесена к компетенции предприятий(+). Однако, ряд функций управления трудом на государственном уровне, таких, например, организация разработки межотраслевых норм и нормативов по труду, организация подготовки специалистов по организации и нормированию труда, нужно восстанавливать в адекватной форме. Современная НОТ включает в себя как организационно-технические и технико-экономические, так и психофизиологические аспекты организации труда и управления. В настоящее время НОТ развивается в рамках инженерной психологии и менеджмента.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.53.112 (0.012 с.)