Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительные особенности традиционного и проектного подхода



Параметры сравнения Традиционный подход Проектный подход
Цель   Формирование знаний, умений, навыков. Развитие личности, спо­собности самостоятельно ставить и отыскивать ре­шения новых, нестандарт­ных проблем: создавать в ходе проектной деятель­ности новые продукты-проекты.
Интегральная характеристика «Вуз памяти» «Вуз развития»
Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект-объектный Субъект-субъектный
Девиз преподавателя «Делай как я» «Я вместе с тобой», «Не навреди»
Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные Проблемные: проблемного изложения; частично-поисковый, эвристиче­ский; исследовательский, рефлексивный
Ведущий принцип «Продавливание» «Выращивание»
Ведущий тип деятельности, осваиваемый студентом Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
«Формула обучения» Знания - репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
Функции преподавателя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся
Позиция студента Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мо­тива к личностному росту Активность, наличие мо­тива к самосовершенство­ванию, наличие интереса к деятельности

Требования к преподавателю:

• умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

• владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу студентов;

• переориентация всей учебно-воспитательной работы студентов по своей дисциплине на приоритет разнообразных индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов;

• владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

• способностью генерировать новые идеи, направить студентов на поиск путей решения поставленных проблем;

• умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый положительный эмоциональный настрой;

• владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, телекоммуникационной технологией, пользованием базой данных, принтером);

• умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Требования к студенту:

• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

• владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графиче­скую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной техноло­гией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, рас­печатку информации на принтере;

• владение коммуникативными навыками;

• умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным дисциплинам для решения познавательных задач.

Как видно из сказанного, требования к участникам проекта достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми «правилами хорошего тона», без чего групповая работа просто невозможна. К ним, думается, следует отнести прежде всего:

- доброжелательность при всех обстоятельствах; обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки; взаимопомощь в работе;

- тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, если она носит характер исследования;

- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.

Результатывыполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены:

- видеофильм; - альбом; - бортжурнал «путешествий»; - компьютерная газета; - альманах;   - доклад; - рекламный проспект; - набор открыток; - планшет; - плакат; - инструкция

Структура мини-проекта

1. Титульный лист:

· Тема проекта

· Цель проекта

· Состав проектной группы, автор проекта

2. Актуальность проекта:

· Стратегические цели

· Тактические цели

· Задачи

3. Этапы:

· Информационный

· Планирование работы по теме проекта

· Реализация и управление

· Обобщающий (аналитический)

· Аналитический (выводы)

4. Риски и пути их устранения

5. Результаты и продукты

6. Экономическое обеспечение проекта

7. Форма представления проекта

8. Глоссарий (ключевые понятия)

9. Список литературы

Этапы работы над проектами

Этапы Содержание работы Деятельность студента Деятельность преподавателя
1. Начинание Определение темы, уточ­нение целей, исход­ного положения. Вы­бор рабочей группы. Уточняют информацию. Обсуждают задание. Мотивирует студентов. Объяс­няет цели про­екта. Наблюдает.
2. Планирование Анализ проблемы. Определение источ­ников информации. По­становка задач и вы­бор критериев оцен­ки результатов. Распре­деление ролей в команде. Формирует за­дачи. Уточня­ют информа­цию (источни­ки). Выбирают и обосновыва­ют свои крите­рии успеха. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Наблюдает.
3. Исследование Сбор и уточнение информации. Обсуж­дение альтернатив («мозговой штурм»). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. Выполнение проекта. Работают с инфор­мацией. Прово­дят синтез и ана­лиз идей. Выпол­няют исследова­ние и работают над проектом. Офор­мляют проект. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
4. Защита проекта Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.
5. Рефлексия Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если необходимо).
6. Презентация Рассказ о понимании проекта, о выбранном пути решения проблемы. Демонстрация результата продукта работы над проектом. Выбирают вид и форму презентации проекта. Кратко, но достаточно полно, рассказывают о постановке и решении задач проекта. Наблюдает, обобщает, резюмирует.

МЕТОД ПОРТФОЛИО

Метод портфолио (итал. portfolio — 'портфель, англ. - папка для документов) - современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.

Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.

Виды портфолио в вузе:

Деятельность

1. индивидуальная (портфолио студента, аспиранта,выпускника вуза)

2. групповая (портфолио студенческой группы

образовательная (портфолио кафедры, факультета, специализации,вуза)

3. профессиональная (портфолио преподавателя, административного работника вуза)

В век информационных технологий и электронной коммуникации настоятельно рекомендуется, чтобы студенты развивали онлайн-портфолио (электронное).

МЕТОД РАБОТЫ В МАЛЫХ ГРУППАХ.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

При организации групповой работы, следует обращать внимание на следующие ее аспекты:

· Нужно убедиться, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения группового задания. Нехватка знаний очень скоро даст о себе знать – учащиеся не станут прилагать усилий для выполнения задания.

· Надо стараться сделать свои инструкции максимально четкими. Маловероятно, что группа сможет воспринять более одной или двух, даже очень четких, инструкций за один раз, поэтому надо записывать инструкции на доске и (или) карточках.

· Надо предоставлять группе достаточно времени на выполнение задания.

Цель:продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.

Задачи:

1.Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.

2.Формирование ценностно-ориентационного единства группы.

3.Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

Методика применения:

Организационный этап.

Подбор практического задания, отвечающего следующим критериям:

· не имеет однозначного и односложного ответа или решения

· является практическим и полезным для учащихся

· связано с жизнью учащихся

· вызывает интерес у учащихся

· максимально служит целям обучения.

Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться в процессе занятия.

Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.

Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы.

Оппонентвнимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации.

Экспертформирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

Подготовительный этап.

Каждая малая группа обсуждает творческое задание в течение отведенного времени.

Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по творческому заданию.

Основной этап – проведение обсуждения творческого задания.

Заслушиваются суждения, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.

В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.013 с.)