Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Должна ли ограничиваться свобода исследований.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 45 из 45 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В дискуссиях по проблемам социальной ответственности ученых нередко высказывается мнение о том, что вопрос о социальной ответственности касается только прикладных исследований и не распространяется на исследования фундаментальные. (488) Вот доводы, приводимые в пользу такой точки зрения: — во-первых, результаты, а тем более возможные области практического приложения фундаментальных исследований непредсказуемы; — во-вторых, всякое вмешательство, затрагивающее их направление и методы, нарушает принцип свободы исследований. Один из сторонников этой позиции — американский биохимик Э.Чейн писал: «Прежде всего я утверждаю, что наука, поскольку она ограничивается... изучением законов природы, не имеет морального или этического качества. Моральные и этические трудности, вопросы о том, что правильно или неверно, возникают только тогда, когда научное исследование ставит задачу воздействия на природу, а эта задача, конечно, встает после описания природы, главной цели науки. В обсуждении моральных проблем...мы поэтому имеем дело не с описательной, а с прикладной наукой». Такая трактовка науки как всего лишь описания природы выглядит сегодня устаревшей. И вполне резонно английский философ А.Белей характеризует ее как сверхупрощенную, «поскольку ученые не могут проводить изучение законов природы, в то же самое время не воздействуя на природу». Ученые активно манипулируя как с неорганическим, так и с органическим веществом. «И эта деятельность, пусть даже она будет сколь угодно чистой... может требовать моральной оценки». Что можно сказать в этой связи? Действительно, результаты и приложения фундаментальных исследований очень часто непредсказуемы. Тем не менее мы с большой долей уверенности можем предполагать, что результаты сегодняшних фундаментальных исследований довольно быстро найдут самые разнообразные применения, причем эти применения, скорее всего, не обязательно будут лишены негативных сторон. И хотя ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, они слишком хорошо знают, что «знание — сила», и притом не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству и обществу то или иное открытие. Ведь при наличии (489) такого стремления больше шансов своевременно распознать возможные нежелательные эффекты. Что касается вопроса о свободе исследования, то здесь прежде всего необходимо отметить следующее. Хорошо известно, что современные фундаментальные исследования, как правило, требуют совместного труда больших научных коллективов и сопряжены со значительными материальными затратами. Уже одно это — хотим мы того или не хотим — накладывает неизбежные ограничения на свободу исследования. Но не менее существенно и то, что нынешняя наука — вполне сформировавшийся и достаточно зрелый социальный институт, оказывающий серьезное воздействие на жизнь общества. Поэтому идея неограниченной свободы исследования, некогда бывшая прогрессивной, ныне уже не может приниматься безоговорочно, без учета той социальной ответственности, с которой должна быть неразрывно связана эта свобода. И еще одно принципиальное обстоятельство — само противопоставление свободы исследования как требования, идущего изнутри научной деятельности, и социальной ответственности как того, что налагается на эту деятельность извне опирается на чрезмерно узкое понимание научной деятельности, ее мотивов и способов ее осуществления. Конечно, наука есть поиск истины. Но это именно искание, процесс, требующий усилий, а не созерцание где-то вне мира бытующей истины. Потому и путь к истине есть научная, но вместе с тем и человеческая деятельность, которую осуществляет человек, как целое, а не те или иные абстрагированные от него способности или интересы. Вопрос о свободе исследований, о том, как она должна пониматься, был одним из центральных в ходе дискуссий вокруг экспериментов с рекомбинантной ДНК. По этому вопросу высказывались самые разные точки зрения. Наряду с защитой абсолютно ничем не ограничиваемой свободы исследований была представлена и диаметрально противоположная точка зрения — предлагалось регулировать науку так же, как регулируются железные дороги. (490) Между этими крайними позициями находится широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований, о том, кому должно принадлежать здесь решающее слово — самому исследователю, научному сообществу или обществу в целом. Так, на взгляд американского биолога Р.Синшеймера, ныне существуют такие области исследований, которые обладают «сомнительными достоинствами», так что их вообще лучше было бы не развивать с точки зрения будущего человечества. К их числу Р.Синшеймер относит: — работы по лазерному разделению изотопов, которое может сделать ядерное оружие легкодоступным для террористов; — попытки установить контакты с внеземными цивилизациями, поскольку контакт с более развитой цивилизацией, чем земная, может оказать разрушительное воздействие на наши системы ценностей; — исследования в области геронтологии, результатом которых может стать значительное постарение населения и вообще перенаселенность нашей планеты. По мнению Р.Синшеймера, развитие науки до сих пор опиралось на скрытую предпосылку — веру в то, что природа достаточно эластична и благожелательна по отношению к нашим попыткам ее исследования и анатомирования, что мы не сможем разрушить некоторые ключевые элементы защищающей нас среды, нашу экологическую нишу. Ныне, считает он, эта предпосылка должна быть поставлена под сомнение и пересмотрена. Рассматривая общеизвестный тезис о непредсказуемости результатов исследований, Р.Синшеймер высказал интересную мысль о том, что эта непредсказуемость — «не абсолют, а количественная и качественная переменная». Многими, однако, точка зрения Р.Синшеймера встречается критически. Отмечается, например, что запрет исследований в названных им трех областях заставил бы отказаться от проведения чрезвычайно большого количества исследований, так или (491) иначе связанных с ними. Высказывалась и мысль о необходимости пересмотреть неявное соглашение между обществом в целом и научным сообществом, занятым в биомедицинских исследованиях. В дальнейшем эта мысль начинает встречаться все чаще — свобода исследований рассматривается не как абсолютное право, а как своего рода контракт, соглашение между учеными и обществом, причем условия этого контракта могут подвергаться пересмотру в связи с изменениями обшей ситуации. Таким образом, вопрос о свободе исследований и о тех обязательствах, которые в этой связи налагаются на ученых — это вопрос, который весьма далек от окончательного решения, и в настоящее время здесь едва ли уместны какие-либо категорические заключения. Имея в виду дебаты об исследованиях с рекомбинантной ДНК, американский историк науки Дж.Холтон задается вопросом: действительно ли мы имеем здесь дело с серьезным вызовом, а не просто с чрезвычайно ярким, но краткосрочным возбуждением? «Ответом, — продолжает Дж.Холтон, — будет четкое "да".... Мы только начали сталкиваться с такого рода проблемами. Ибо нравится это нам или нет, диспуты относительно мудрости или опасности наложения "пределов на научное исследование" могут оказаться неизбежными, а возможно, они даже и запоздали. В зависимости от конкретных ситуаций, требующих внимания, интенсивность дискуссий может возрастать или убывать; но они имеют некоторый предопределенный характер, и в зрелой форме будут сопровождать нас в грядущие времена». Дж.Холтон отмечает далее, что фактически ученые сегодня готовы заботиться об этосе и практике науки, включая необходимые защитные пределы и ограничения. Сегодня следует признать, что в науке действует немало внутренних и внешних ограничений, многие из которых неизбежны и, более того, существенны для ее развития. (492) К примеру, считается само собой разумеющимся, что — количественные результаты, там где их можно получить, предпочтительнее качественных; — операциональные определения предпочтительнее метафизических; — важные эксперименты требуют повторения; — следует искать связи теории с практикой и т.д. Существует немало и внешних ограничений, которые принимаются учеными как нечто вполне естественное — к примеру, те ограничения, которые связаны с экспериментированием на людях. Все это показывает, что само существование и развитие науки сегодня попросту невозможно без тех или иных форм и норм регулирования исследований и вообще научной деятельности. (493)
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ Аверроэс (Ибн Рушд) 50 Авиценна (Ибн Сина) 50 Агасси Дж. 361, 363 Адамс Дж. 168, 200, 253 Альберт Г. 315, 317 Анвиль Ж. Б. 344 Аполлоний 54 Аристотель 50, 54, 103, 196, 259, 274, 351, 472 Аристарх Самосский 267 Аркрайт Р. 456 Архимед 54 Ачесон Д. 63 Байор Г. 79 Балтимор Д. 480 Барбур Я. 79-81, 87, 95, 98 Баррет Ч. 90 Барт Э. 373, 374 Бахтин М.М. 53-55, 103, 238 Башляр Г. 360 Бейеринк М. 245 Белл Д. 66-69, 75 Белси А. 489 Берг П. 479 Беркли Дж. 305, 351 Бернал Дж. 38, 307 Бернулли — семья выдающихся швейцарских ученых: Бернулли Якоб, Бернулли Иоганн, Бернулли Даниил 30 Бертло П. 305 Бессель К. 29 Бетховен Л. 13, 35 Бисмарк О. 143 Блок М. 23, 341 Бойль Р. 446, 447, 452 Бокль Г. 335, 393 Больцман Л. 34, 35, 106, 121 Больяи Ф. 262, 263
(494)
Больяи Я. 255, 261, 262, 267 Бонди Г. 209 Бор Н. 12, 55, 98, 103, 129, 130, 282, 354, 439, 443 Борн М. 19, 25, 34 Борхес X. 10 Браге Т. 257, 258, 361 Брадвардин Т. 41 Брауэр Л. 10, 103 Братранек Т. 271 Бриллюэн Л. 134 Бруно Д. 398 Брэгг У. Л. 28 Буль Дж. 113 Бунге М. 304 Бутлеров А.Н. 335 Бэкон Р. 41 Бэкон Ф. 37, 156, 172-175, 179, 183, 257, 305, 358, 451 Вальдземюллер М. 346 Ван-дер-Варден Б. 53, 333 Васко да Гама 344 Вебер М. 460 Вегенер А. 224-226 Везалий А. 433 Вейцзекер К.-Ф. фон 466 Берн Ж. 32 Вернадский В.И. 34, 66, 103, 225, 345 Веспуччи Америго 346, 347 Вигнер Ю. 22 Вильсон Ч. 129, 135 Винер Н. 34, 103, 482 Вирхов Р. 247 Витгенштейн Л. 114, 118, 315, 353 Воронцов Н.Н. 239 Выготский Л.С. 103
Галилей Г. 18, 20, 34, 41, 103, 148, 184, 185, 231, 242, 337, 351, 354, 361, 398, 450 Галле И. 221 Галуа Э. 202, 203 Гамильтон У. 243 Гарвей У. 456 Гаусс К.Ф 29, 255, 261, 267 Гегель Г. 103, 115,271, 358 Гедель К. 103 Гейгер X. 129, 135 Гейзенберг В. 26, 34, 55, 141, 203, 211, 282, 355, 443, 466 Геккель Э. 215, 216 Гексли Т. 36 Гельмгольц Г. 104, 106, 305 Гемпель К. 150-153, 155, 163, 165-167 Гендерсон Ч. 82, 100 Гербер У. 91 Гербарт И. 273 Герлак Г. 363 Герц Г. 30, 106 Гете И. 271 Гийом Г. 211, 212 Гильберт Д. 34, 103, 113, 304 Гилки Л. 85, 86 Гинзбург В.Л. 242 Гитлер А. 443 Гоббс Т. 352 Гроссет Р. 41 Грэхем Л. 459, 461 Грю Н. 241 Гук Р. 52, 229, 231, 241, 405, 446 Гумбольдт В. 34, 103 Гюйгенс X. 41
Д'Аламбер Ж. 30 Дальтон Д. 149 Дарвин Ч. 14, 27, 55, 86, 103, 106, 121, 193, 198, 199, 223, 235, 236, 239, 254, 255, 271, 272 Девис В.М. 223, 234-236, 240 Дейль ван ден 51 Декандоль А. 335 Декарт Р. 81, 103, 149, 175-179, 182, 183, 254, 303, 358, 398 Демокрит 149,211,219,274 Джемс У. 55 Джоуль Дж. 204 Джохансон Д. 247 Дидро Д. 30 Дильтей В. 159, 163, 164, 313 Дирак П. 222, 340 Дойель Л. 243 Докучаев В.В. 224 Дома А. 366 Дорфман Я.Г. 232 Дюгем П. 109-112, 389, 394-398 Дюма Ж. 348 Евклид 11, 18, 183,213,253, 260-262, 264-266, 302 Жолио-Кюри Ф. 64
Заболотский Н.А. 79 Зебергс В. 248 Зенон Элейский 11
Ианнуарий 78 Ивановский Д.И. 245, 249, 250 Иллиес И. 91 Иоанн Павел II (К.Войтыла) 99 Кавендиш Г. 231 Кант И. 115, 261, 266, 295, 351, 352, 358, 469 Капица П.Л. 61 Карнап Р. 115-117, 119, 185, 186 Карно Л. 38 Кейнс Дж. 103 Кеплер И. 41, 54, 121, 156, 361 Кеппен В.П. 224 Кетле А. 269, 272 Клайн М. 304 Клаузиус Р. 210 Клацель М. 271 Клеро А. 30 Кнорр-Цеттина К. 380-382 Койре А. 49, 337, 363, 364, 374, 375, 378, 397-399, 415 Коллингвуд Р. 350-352 Колумб X. 55, 246, 342, 344-347, 354, 355 Конт О. 64, 108, 109, 112, 145, 146, 150, 158, 273, 382, 389, 390, 391, 392, 393 (495) Коперник Н. 29, 34,103, 121, 193, 204, 253, 257-259, 267, 361, 396, 450 Корренс К. 255, 431 Кржижковский П. 271 Кроуфорд О. 249 Кромби А. 363 Куайн У. 353, 354, 355 Кулон Ш. 227-233 Кун Т. 193-196, 203-209, 216, 218, 225, 232, 238, 244, 245, 316, 350, 359, 361, 375, 379, 383-385, 403-406, 410, 412 Кэри У. 224, 225, 226 Кюнг Г. 98 Лависс Э. 335 Лавуазье А. 193, 204 Лагранж Ж. 30, 133, 233, 243 Лайель Ч. 236 Лакатос И. 197, 198, 200, 201, 314, 316, 317, 361, 385, 404-406, 484 Ламарк Ж. 13 Ламберт И. 266 Ланжевен П. 107 Лаплас П. 81, 198, 233 Лармор Дж. 107 Ларошфуко Ф. де 25 Лаудан Л. 316 Лауэ М. фон 35 Левенгук А. ван 241 Леверье У. 168, 200, 253 Левинсон-Лессинг Ф.Ю. 241, 242 \ Лейбниц Г.В. 32, 183, 184, 303, 351, 352 Ленц Э.Х. 204 Леонардо да Винчи 395 Либих Ю. 42, 60, 327 Ливингстон Д. 222 Лившиц И.Г. 246 Лилли С. 363 Липсон Г. 230 Лобачевский Н.И. 183, 254, 255, 261, 262, 267 Ломоносов М.В. 354 Лоренц X. 106, 107 Лункевич В.В. 241 Лысенко Т.Д. 62
(496)
Льоцци М. 232, 233 Льюис Г. 26 Лютер М. 258 Магидович И.П. 342, 346 Майкельсон А. 182 Максвелл Дж. 34, 54, 106, 121 Малкей М. 417 Мальпиги М. 241 Мальтус Т. 55 Мария Терезия 272 Марковников В.В. 335 Маркс К. 103, 282, 470 Мах Э. 108, 109, 111, 112, 146, 149, 159, 160, 389, 393-395 Менделеев Д.И. 34, 103, 121, 349, 431 Мендель Г. 29, 254, 268-273, 431 Меркатор Г. 347 Мертон Р. 156, 363, 364, 376-379, 381, 474, 475 Милль Дж. 150, 155 Михайловский Н.К. 307 Морган Л. 247 Моргенштерн О. 22 Мопертюи П. 30 Наполеон I 36, 247 Найт Т. 268 Напп Ф.Ц. 270 Нейман Дж. фон 22 Нидам Дж. 43, 48, 49, 363, 364 Ноден Ш. 268, 269 Ньюкомен Т. 456 Ньютон И. 14, 26, 41, 53, 54, 81, 103, 121, 133, 140, 149, 160, 193, 196, 198, 204, 233, 243, 254, 333, 337, 351, 358, 361, 371, 393, 405, 431, 438, 439 Одоевский В. 181 Ом Г. 204 Оппенгейм П. 151, 152, 165-167 Оппенгеймер Р. 63 Оствальд В. 149 Павлов И.П. 17 Парсонс Т. 430, 458, 486 Пассмор Дж. 341 Пастер Л. 60, 225, 226 Паули В. 19, 219 Пеано Дж. 113 Пикок А. 83, 94, 95, 97 Пинч Т. 417, 418-420, 422 Пирсон К. 109 Пифагор 30, 54, 103, 208, 274 Планк М. 27, 29, 30, 34 Платон 50, 54, 115, 211, 246, 352 Полани М. 208 Поппер К. 10, 12, 123, 150, 152, 153, 155, 181, 186-191, 193, 227, 314, 361, 376, 377, 407 Поттер Ф. 79, 80 Пригожин И. 103 Пристли Дж. 231 Пропп В.Я. 55 Птолемей К. 50, 257, 259 Пуанкаре А. 17, 34, 103, 126, 255 Пуассон Л. 233 Пушкин А. 246, 448 Рамбо А. 335 Рандалл Л. 26 Ранке Л. фон 351 Рассел Б. 16, 64, 98, 113, 114, 118, 180 Рей А. 107 Рейхенбах X. 120, 121, 185 Риббер Г. 248 Риккерт Г. 313 Рипли Дж. 348 Робеспьер М. 36 Ролстон X. 95-97, 99 Рузвельт Ф.Д. 60 Рэнделл Дж. 363
Садбери А. 239 Сажрэ О. 268 Саккери Дж. 266 Сахаров А.Д. 64 Саломон Ж. 64 Сартон Дж. 366, 401, 406 Сен-Симон К.А. 390-393 Сеченов И.М. 34 Синшеймер Р. 491 Склодовская-Кюри М. 28 Смит А. 103 Скирбекк Г. 473 Сноу Ч. 458 Сократ 477 Солон 47 Сорокин П.А. 103 Соссюр Ф. 103 Спасский Б. 229 Спенсер Г. 391 Спиноза Б. 303 Стеклов В.А. 304 Стефенсон Дж. 456 Сторер Н. 458, 486 Струве О. 248 Стэнесбай Д. 85, 86 Татон Р. 366 Телнер Р. 416, 417 Тимирязев К.А. 106 Тимофеев-Ресовский Н.В. 239, 443 Тимошенко СП. 227, 229, 232 Тиллих П. 98 Тойнби А. 103, 415 Толстой Л. 13 Томсон, лорд Кельвин У. 31 Тосканелли П. 343, 344 Тоффлер А. 73-75 Трайбус М. 210 Трумэн Г. 63 Тулмин С. 316, 461 Туорт Ф. 245
Уайтхед А. 113, 195, 377 Уатт Дж. 67, 456 Унгер Ф. 268 Уоллес А. 255 Уэвелл В. 335 Фалес 11, 260, 351, 354, 355 Фараби А. 50 Фейерабенд П. 316-320 Фейнман Р. 210 Филидор Ф. 106 Фишер К. 104 Фома Аквинский 115 Фонтен 30 Франк Ф. 187 Фреге Г. 113 Фрейд 3. 103 Фриз де X. 255, 431
(497) Фром Э. 32, 33 Фуко М. 316 Фурье Ш. 255 Хабермас Ю. 316 Хайярд А. 85 Хартсхорн Ч. 95 Хеллер М. 84 Ходж П. 242 Холл Р. 363, 364 Холтон Дж. 492 Хомский Н. 223 Цильзель Э. 47, 48, 363 Чайковский Ю.В. 304 Чейн Э. 489 Чермак Э. 255, 431 Шампольон Ж. 246 Шекспир У. 54, 282 Шеллинг Ф. 103, 104, 115 Шиллер Ф. 35 Шлейден М. 305 Шлейермахер Ф. 159, 164 Шлейхер А. 239 Шлик М. 24, 114, 117, 118 Шпенглер О. 415 Шпиннер X. 314, 315, 317, 320 Шредер Э. 113 Шредингер Э. 34 Шумахер Г. 103
Эврипид 65 Эддингтон Ф. 150 Эйлер Л. 149, 233, 243 Эйнштейн А. 11, 14, 18, 34, 60, 62, 64, 65, 94, 97, 103, 121-123, 129, 130, 131, 134, 149, 156, 182, 193, 238, 251, 253-255, 336, 359, 431 Энгельгардт В.А. 488 Эпинус Ф. 231 Эрель де Ф. 245
Юм Д. 305
Яблоков А.В. 239 Якобсон Р.О. 181, 182 Яначек Л. 271 Янский К. 248, 249 Ярхо Б.И. 215 Ясперс К. 24, 57
(498) ПЕРСОНАЛИИ АВЕРРОЭС (ИБН РУШД) (1126-1198) — арабский философ и врач, автор энциклопедического медицинского труда, известный комментатор Аристотеля.
АВИЦЕННА (ИБН СИНА) (980-1037) — ученый, философ, врач, обладал энциклопедическими знаниями, его главный научно-философский труд «Книга исцеления» и медицинская энциклопедия «Канон врачебной науки» оказали большое влияние на развитие мировой культуры.
АДАМС ДЖ. (1819-1892) — английский астроном, открывший в 1845 г. на основании математических расчетов планету Нептун.
АЛЬБЕРТ X. (1921) — немецкий философ, социолог и экономист, один из ведущих представителей критического рационализма.
АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н.э.) — древнегреческий философ и ученый-энциклопедист, в своих работах охвативший почти все известные в то время области знания; его идеи, относящиеся к философии, логике, физике, биологии, теории искусства, риторике, наукам о социально-политической и экономической жизни общества, оказали огромное влияние на развитие мировой философии и науки.
АРКРАЙТ Р. (1732-1792) — английский предприниматель в области текстильной промышленности, первым в Англии построил прядильные фабрики с водяными двигателями; присвоив изобретенную английским механиком Т.Хайсом механическую прядильную машину, получил на нее патент.
(499) АРХИМЕД (ок. 287-212 до н.э.) — древнегреческий ученый, математик и механик, впервые применивший методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел, представлявшие собой зачатки дифференциального и интегрального исчислений; пионер математической физики; один из создателей механики; изобретатель.
БАЛТИМОР Д. (1938) — американский биохимик, лауреат Нобелевской премии (1975).
БАРБУР Я. — современный американский ученый и теолог; профессор физики и профессор религии; специалист по проблематике «религия и наука», автор многочисленных работ по этой теме — «Мифы, модели и парадигмы» (1975), «Религия в век науки» (1990) и др.
БАХТИН М.М. (1895-1975) — отечественный литературовед, культуролог, широко известный своими работами о творчестве Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, Ф.Рабле, исследованиями по теории литературы.
БАШЛЯР Г. (1884-1962) — французский философ, специалист в области методологии науки, один из основоположников неорационализма; стремился философски осмыслить особенности современного естествознания; считал, что развитие знания проходит три этапа: донаучный — господство чистого эмпиризма, научный — возникновение рационального абстрактного мышления, неклассической науки — для которого характерны отказ от окончательной истины, готовность к опровержениям, синтезирующая способность к обобщению новых эмпирических данных, установление новых связей между различными формами, структурами и областями знания.
БЕЙЕРИНК М. (1851-1931) — голландский ботаник-микробиолог, исследовал развитие высших растений, жизнедеятельность микроорганизмов, роль бактерий в круговороте веществ в природе.
(500) БЕЛЛ Д. (1919) — американский социолог, специалист в области истории общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования; широко известна разработанная им концепция ш> стиндустриального общества.
БЕРГ П. (1926) — американский биохимик, лауреат Нобелевской премии (1980).
БЕРКЛИ ДЖ. (1685-1753) — английский философ, с 1734 г. епископ в Клойне (Ирландия), развивал концепцию субъективного идеализма; известен своей резкой критикой материализма, учения И.Ньютона о пространстве и его трактовки бесконечно малых величин.
БЕРНАЛ ДЖ. (1901-1971) — английский физик, социолог науки, общественный деятель, один из основателей науковедения.
БЕРНУЛЛИ — семья выдающихся швейцарских ученых: Бернулли Якоб (1654—1705), Бернулли Иоганн (1667—1748), Бернулли Даниил (1700-1782); — БЕРНУЛЛИ Я. — математик; совместно с братом Иоганном положил начало вариационному исчислению; доказал так называемую теорему Бернулли (важный частный случай закона больших чисел); — БЕРНУЛЛИ И. — математик, дал первое систематическое изложение дифференциального и интегрального исчислений; осуществил важные исследования в области обыкновенных дифференциальных уравнений, в решении вариационных задач, а также в ряде разделов механики; — БЕРНУЛЛИ Д. (сын Бернулли И.) — математик и механик, занимался также физиологией и медициной; в 1725—1733 гг. работал в Петербурге; разработал ме-
(501) тод численного решения алгебраических уравнений; автор работ по теории рядов, обыкновенным дифференциальным уравнениям, теории вероятностей с приложением к статистике народонаселения и отчасти к астрономии; вывел основное уравнение стационарного движения идеальной жидкости (уравнение Бернулли); один из первых разрабатывал кинетические представления о газах.
БЕРТЛО П. (1827-1907) — французский химик, историк химии, общественный деятель; синтезировал большое количество органических соединений, активо развивал химическую кинетику, является одним из основоположников термохимии; страстно выступал против витализма; автор труда «Происхождение алхимии»; в 1876 г. он был назначен генеральным инспектором высшего образования, а в 1886—1887г.г. — он министр народного просвещения.
БИСМАРК О. (1815-1898) — германский государственный деятель, князь; с 1862 г. министр-президент и министр иностранных дел Пруссии; в результате датской войны 1864 г., австро-прусской войны 1866 г. и франко-прусской войны 1870—1871 гг. осуществил объединение Германии; в 1871—1890 гг. рейхсканцлер Германской империи.
БЛОК М. (1886-1944) — французский историк; дал глубокое описание западноевропейского феодализма как целостной социальной системы; в 1929 г. совместно с Л.Февром основал и возглавил журнал «Анналы экономической и социальной истории», в котором активно пропагандировалось широкое использование в исторических исследованиях материалов других наук (психологии, географии, экономики, статистики и пр.), была провозглашена необходимость методологического обновления исторической науки; «Апология истории», написанная им в 1941—1942 гг., — одно из наиболее фундаментальных произведений, посвященных проблемам методологии исторического познания; как участник движения Сопротивления был расстрелян фашистами; на своем могильном камне Блок в завещании просил вырезать: «Он любил истину».
БОЙЛЬ Р. (1627-1691) — английский химик и физик, ввел в химию экспериментальный метод, дал первое определение понятия химического эле-
(502) мента, активно содействовал превращению химии в самостоятельную науку; установил зависимость объема одной и той же массы воздуха от давления при неизменной температуре; считал, что все качественное многообразие явлений объяснимо механическими движениями и группировкой неизменных атомов, различающихся «лишь размерами и формой.
БОКЛЬ Г.Т. (1821-1862) — английский историк и социолог, поставил перед собой цель написать историю человечества, реализуя которую смог написать лишь двухтомную «Историю цивилизации в Англии»; считал, что развитие общества столь же закономерно, как и эволюция природы, а его закономерности могут быть выявлены прежде всего в результате статистического анализа поведения людей; особое внимание обращал на значение для развития общества природных условий, демографических процессов, распределения имущества; верил в безграничную силу науки и просвещения, считая что они представляют главный фактор поступательного движения человечества; отстаивал идею равенства людей, выступал за улучшение жизненных условий трудящихся, эмансипацию женщин, веротерпимость, был пацифистом.
БОЛЬЦМАН Л. (1846-1906) — австрийский физик, один из основоположников статистической физики и физической кинетики, широко известен своими работами по философии и методологии науки, полемикой против позитивизма; его научная деятельность имела большое значение для утверждения в науке атомистических представлений и вероятностного стиля мышления.
БОЛЬЯИ Я. (1802-1860) — венгерский математик, один из творцов неевклидовой геометрии, свои исследования в этой области опубликовал в 1832 году, идеи Я.Больяи не получили признания при его жизни.
БОР Н. (1885-1962) — датский физик, создал первую квантовую теорию атома, один из создателей квантовой механики, внес значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой, лауреат Нобелевской премии (1922); ему принадлежат большие заслуги в фи-
(503) лософском истолковании квантовой механики; сформулировал принцип соответствия (1923), согласно которому следствия квантовой механики должны совпадать в предельном случае с результатами классической теории, а также принцип дополнительности, имеющие важное значение для понимания особенностей развития науки; его работы оказали значительное влияние на формирование современного стиля научного мышления.
БОРН М. (1882-1970) — немецкий физик, один из основателей квантовой механики; совместно с В.Гейзенбергом и П.Иорданом разработал матричную квантовую механику и дал ей статистическое обоснование; им написано большое количество значительных работ по философии и методологии физики; активный участник движения борьбы за мир и демократию; лауреат Нобелевской премии (1922).
БРАГЕ Т. (1546-1601) — датский астроном, прославившийся своими точными наблюдениями за небесными явлениями, которые он производил систематически в течение 21 года; на основе этих наблюдений И.Кеплер вывел свои знаменитые законы.
БРАУЭР Л. (1881-1966) — голландский математик, внес фундаментальный вклад в развитие топологии, родоначальник интуиционистского направления в обосновании математики.
БРИЛЛЮЭН Л. (1889-1969) — французский физик; область исследований — классическая электродинамика, квантовая механика, физика твердого тела, радиофизика, статистическая физика, теория информации, в каждой из которых имеет значительные результаты; показал, что получение информации неизбежно сопровождается возрастанием энтропии какой-либо системы: большое внимание уделял разработке философских и методологических проблем науки.
БРУНО ДЖ. (1548-1600) — итальянский философ и поэт; считал целью философии познание не сверхприродного бога, а природы, которая является «богом в вещах», активно отстаивал гелиоцентрическую теорию
(504) Коперника, развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной, был обвинен в ереси и свободомыслии и сожжен на костре.
БРЭГГ У.Л. (1890-1971) — английский физик, лауреат Нобелевской премии (1915), получил эту премию вместе со своим отцом У.Г.Брэггом.
БУЛЬ ДЖ. (1815-1864) — английский математик и логик, основатель математической логики; его именем названы т.н. булевы алгебры; его дочь Э.Л.Войнич — известная писательница, автор романа «Овод». "
БУНГЕ М. (1919) — аргентинский физик и философ, основная область его исследований — философские проблемы естествознания, проблемы методологии науки.
БУТЛЕРОВ А.Н. (1828-1886) — русский химик, создатель теории химического строения вещества, основатель русской школы химиков, общественный деятель.
БЭКОН Р. (ок. 1214-1292) — английский философ и естествоиспытатель, францисканский монах; отвергал схоластику, преклонение перед авторитетами; призывал к опытному изучению природы, широкому использованию математики; целью всех наук считал увеличение власти над природой; развивал идеи о возможности изобретения летательного аппарата, самодвижущихся повозок.
БЭКОН Ф. (1561-1626) — английский философ, в 1618—1621 гг. лорд-канцлер Англии; развивал материалистическую традицию в истолковании реальности; активный борец против схоластики; обосновывал огромную роль науки не только в познании реальности, но и преобразовании ее в интересах людей; его методология науки, обосновывающая фундаментальное значение опыта и индуктивных обобщений в научном познании, предложенная им классификация наук, идеи об организации научного сообщества были непо-
(505) средственно восприняты французскими энциклопедистами; его идеи оказали значительное влияние на развитие философии и, особенно, философии и методологии науки.
ВАН-ДЕР-ВАРДЕН Б. (1903) — голландский математик; основные его работы относятся к алгебре и алгебраической геометрии; его книга «Современная алгебра» (1930—1931 гг.) завершила период создания «общей алгебры»; известен также своими значительными работами по истории математики и астрономии в Древнем Египте и Древнем Вавилоне.
ВАСКО ДА ГАМА (1469-1524) — португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию. ВЕБЕР М. (1864-1920) — немецкий социолог, экономист, историк, юрист, философ, основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия; его работы оказали большое влияние на становление социологии религии, на развитие представлений о рациональности и ее воплощении в различных сферах жизни общества.
ВЕГЕНЕР А. (1880-1930) — немецкий геофизик, основоположник учения о дрейфе континентов.
ВЕЗАЛИЙ А. (1514-1564) — естествоиспытатель эпохи Возрождения, основоположник научной анатомии; его труд «О строении человеческого тела» (1543 г.), основанный на его собственных исследованиях, стал научной основой современной анатомии.
ВЕРН Ж. (1828-1905) — французский писатель, один из создателей жанра научно-фантастического романа.
ВЕРНАДСКИЙ В.И. (1863-1945) — русский естествоиспытатель, минералог и кристаллограф,
(506) основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере, историк науки, общественный деятель; его идеи о роли живого в геохимической эволюции Земли, возрастающем влиянии человека на природу, огромной роли науки в жизни общества, о единстве человечества и необходимости развития нового, планетарного мышления существенно воздействовали на формирование мировоззрения нашей эпохи.
ВЕСПУЧЧИ АМЕРИГО (ок. 1453-1512) — итальянский мореплаватель, в 1499—1504 гг. участвовал в нескольких экспедициях к берегам Нового Света, в его честь открытый европейцами новый материк в начале XVI в. был назван Америкой.
ВИГНЕР Ю. (1902) — американский физик-теоретик, одним из первых применил методы теории групп к описанию атомных и ядерных процессов; ему принадлежат фундаментальные работы по теории рассеяния частиц и теории твердого тела; в 1942—1945 гг. участвовал в разработке первого в мире ядерного реактора (Манхет-тенский проект); лауреат Нобелевской премии (1963) за работы по теории симметрии.
ВИЛЬСОН Ч. (1869-1959) — английский физик, исследовал конденсацию паров под влиянием различных агентов, в частности быстро летящих электронов; эти работы привели его к созданию в 1912 г. прибора, позволяющего наблюдать треки микрочастиц (камера Вильсона); лауреат Нобелевской премии (1927).
ВИНЕР Н. (1894-1964) — американский математик, основоположник кибернетики; развивал идеи широкого применения вероятностного и информационного подходов для описания и понимания явлений природы, общества и человека; известен также как автор работ о применении достижений науки и техники в современном обществе, по проблемам обучающихся и самовоспроизводящихся машин, взаимодействия человека и машины, моральной ответственности ученых за последствия использования их достижений; его идеи оказали значительное влияние на мировоззрение второй половины XX столетия.
(507) ВИРХОВ Р. (1821-1902) — немецкий ученый и политический деятель, основатель современной патологической анатомии, занимался также проблемами антропологии, этнографии и археологии; в последний период своей жизни резко выступал против эволюционного учения Ч.Дарвина; в 1861—1884 гг. был одним из основателей и лидеров Прогрессистской партии, а с 1884 г. стал одним из руководителей Партии свободомыслящих.
ВИТГЕНШТЕЙН Л. (1889-1951) — австрийский философ и логик, представитель аналитической философии, один из создателей философии лоЫческого позитивизма; считал, что проблемы классической философии по сути своей являются бессмыленными и основаны на неправильном понимании логики нашего языка; с его точки зрения философия признается возможной лишь как «критика языка»; взгляды Витгенштейна оказали значительное влияние на развитие лингвистической философии.
ВЫГОТСКИЙ Л.С. (1896-1934) — отечественный психолог, разработал культурно-историческую теорию развития психики; различал два плана в поведении человека — натуральный (результат биологической эволюции) и культурный (результат развития общества); суть культурного развития с его точки зрения в его опосредованности орудиями и знаками, причем первые направлены «вовне», на преобразование действительности, а вторые — «вовнутрь», сначала на других людей, а затем — на управление собственным поведением; считал, что сознание — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов; оказал значительное влияние на развитие психологии в нашей стране.
ГАЛИЛЕЙ Г. (1564-1642) — итальянский физик, механик и астроном, музыкант, поэт, филолог и литературный критик, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, основатель классической механики; с работ Г.Галилея начинается история динамики; им вполне были осознаны закон инерции, закон сложения скоростей; он первый выдвинул идею об относительности движения (принцип относительности Галилея), изучил за-
(508) коны свободного падения тел и движения их по наклонной плоскости, законы движения тела брошенного под углом к горизонту и др.; построенный им телескоп с 32-кратным увеличением позволил Г.Галилею впервые наблюдать горы и кратеры на поверхности Луны, открыть четыре спутника у Юпитера, увидеть, что Млечный путь состоит из отдельных звезд, понять, что звезды находятся на огромном расстоянии от Земли; его работы имели огромное значение для утверждения в науке учения Н.Коперника, формирования подлинно научной методологии научного исследования, позволяющей, опираясь на эксперимент и теорию, широко используя математику, раскрывать причинную обусловленность всего происходящего в мире.
ГАЛЛЕ И. (1812-1910) — немецкий астроном-наблюдатель; по координатам, вычисленным У.Леверье, обнаружил планету Нептун (1846).
ГАЛУА Э. (1811-1832) — французский математик, исследования которого оказали исключительно сильное влияние на развитие алгебры; один из основателей теории групп; входил в тайное республиканское общество «Друзья народа»; в возрасте 21 года был убит на дуэли, по-видимому, спровоциров
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.022 с.) |