Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В завершении, хочется пожелать, будьте внимательны и искренни в отношениях с детьми. За специфической формой поведения подростков НЕ бойтесь искать истинные мотивы их поступков.

Поиск

 

Этапы развития детского коллектива (занятие 5.2)

Бережная И.Ф.

Как и любая малая группа, детский коллектив проходит несколько этапов в своем становлении и развитии. Возникнув в рамках заданной организационной структуры, он непрерывно находится в динамике, поскольку изменяются сами дети, меняются межличностные связи, отношения, психологическая атмосфера. А.С. Макаренко подчеркивал, что движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.

Для руководителя очень важно определить, на каком этапе развития находится детский коллектив, так как от этого зависит и позиция педагога по отношению к детям, и задачи, которые он решает.

В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива.

Первый этап - становления и первоначального сплочения.

В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.

Обычно на этом этапе находятся классные коллективы 5-х классов, если происходит переформирование по определенному признаку после окончания начальной школы, 8-х и 10-х классов, так как, как правило, набираются специализированные классы, детские группы в начале смены в детском загородном лагере или в новой детской организации. Каждый ребенок приходит в такой коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в лучшем виде, отсюда не всегда обоснованно завышенная самооценка и готовность к функционированию в самых главных ролях организаторской деятельности, неадекватно высокий уровень притязаний.

Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер (ребята сидят за одной партой, живут в одном дворе и т.д.), постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.

Педагог на этом этапе должен занять так называемую открытую педагогическую позицию, т.е. его задача заключается в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят, а это можно сделать, разъяснив цели создания группы, предъявив определенные требования ко всем членам группы, объяснив нормы и правила поведения, принятые в этой школе или лагере. Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно руководитель является носителем норм, ценностей, законов группы.

Организуя внеклассную работу, педагог, прежде всего, должен создать благоприятную атмосферу для установления межличностных отношений, а также опираться на актуальные потребности членов группы. Педагог организует работу на основе ближней перспективы (Закон А.С. Макаренко об использовании принципа перспективных линий в развитии коллектива). Очень важно, чтобы совместная деятельность была интересной, направленной на организацию успеха. Совместно пережитая радость создает благоприятную психологическую атмосферу, создает эмоциональный настрой на дальнейшее сплочение.

В специализированных классах стало традицией проводить вечера – «посвящения в профессию». Но это может быть и «Осенний бал», и поход, и вечер «Давайте познакомимся!» и многое другое. В детском загородном лагере с первой минуты необходимо включать детей в интересную для них деятельность – это может быть подготовка к вечеру знакомств, к открытию лагеря и т.д.

Педагог должен внимательно наблюдать за процессом организации малых групп, которые на этом этапе стремятся к самоопределению. Идет дифференциация групп – нередко между ними возникают противоречия, являющиеся следствием несогласованных притязаний, разных ценностных установок, норм, мотивов поведения.

К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выделить следующие типы лидеров: эмоциональные (те ребята, которые создают в группе настроение, без которых скучно), деловые (или лидеры-организаторы), лидеры-интеллектуалы (ребята, которые знают больше всех, хорошо учатся) и абсолютные лидеры (ребята, совмещающие качества всех типов лидера).

Постепенно начинает складываться «мы-чувство», которое помогает ребятам осознать свою принадлежность именно к этому детскому коллективу.

Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы:

- выявить уровень воспитанности детей;

- выявить уровень их интеллектуального развития;

- выявить направленность личности каждого ребенка, его социальных ориентаций;

- изучить особенности самооценки, уровня притязаний, эмоционально-волевых черт, характера членов детского коллектива;

- изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе.

(Занятие 6)

Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты. Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизация неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.

Если рассматривать подростковые коллективы 5-9-х классов, то, как правило, можно выделить типичные группы, складывающиеся на этом этапе. (Заметим, что в подростковом возрасте по составу эти группы, как правило, однополые).

Первая группа - девочек с позитивными ценностными ориентациями, настроенных на получение знаний, активно участвующих во внеклассной деятельности, являющихся опорой классного руководителя. Они охотно отзываются на различные инициативы, «болеют» за интересы класса. Педагог должен поддерживать их, способствовать созданию их авторитета в классе, развивать организаторские и лидерские качества.

Вторая группа – мальчиков с позитивными ценностными ориентациями, интересы которых носят познавательных характер. Это может быть увлечение компьютерами, какими-либо предметами (особенно, если речь идет о специализированных классах). Они могут интересоваться, а могут не интересоваться общественной работой, их поведение, как правило, не доставляет хлопот педагогу и его задача сводится к тому, чтобы их интересы не были односторонними. Этих ребят необходимо активнее вовлекать в организацию различных воспитательных мероприятий.

Третья группа – мальчиков, объединенных вокруг лидера со знаком «-». Их социальные ценности противостоят коллективным нормам и установкам. Опрос педагогов показал, что их число последнее время увеличивается. Если в 1994 г. таких ребят в классе было 1-2, то в 1998 г. их уже насчитывалось в среднем 3-4 человека. Причем, если в конце 80-х – начале 90-х гг. это были дети в основном из неблагополучных семей, подростки, стремящиеся установить власть над другими с помощью физической силы, то сегодня это нередко дети из очень обеспеченных семей, подчиняющие себе других с помощью денег. Они пренебрежительно относятся и к учебе, и к общественной работе.

В работе с неблагополучными подростками главное выяснить причину их негативного поведения. Редко бывает так, что мальчик действительно принципиально не хочет подчиняться требованиям школы. Чаще всего это делается для того, чтобы таким образом выделиться, обратить на себя внимание, самоутвердиться. Раньше педагоги не замечали их организаторских способностей, считали непослушными, неудобными и т.д. У подростков накопился отрицательный опыт общения с учителями, они привыкли к тому, что взрослые их не понимают, и это определяет заранее их позицию по отношению ко всем педагогам. Поэтому с самого начала, узнав что, интересует этих ребят более всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для всего класса и создать такие условия, чтобы они достигли успеха и были оценены ребятами. Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг такого подростка, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником. Ребятам, которые стараются утвердить свое лидерство с помощью денег, необходимо постоянно показывать, что ценности людей не сводятся только к деньгам, и важно обладать определенными качествами личности, чтобы заслужить уважение ребят.

Четвертая группа – девочек, ориентированных не на своих классных товарищей, а на общение с более старшими ребятами. Это, как правило, девочки, опережающие в своем развитии (особенно физическом) сверстников и поэтому их интересы не совпадают с интересами одноклассников. Их также надо привлекать к совместной творческой деятельности, и они охотно будут это делать, когда речь идет о соревнованиях между классами, об общешкольных мероприятиях.

Для того, чтобы преодолеть возникающие конфликты, необходимо организовывать совместную деятельность учащихся из разных групп, показывать все преимущества сотрудничества. Особенно важно, чтобы это поняли лидеры групп, опираясь на них в классе можно создать авторитетный актив, который при поддержке педагога становится способным управлять рядом процессов коллективной жизни. По мере развития этих процессов актив становится носителем общих норм, ценностей, правил жизнедеятельности.

Постепенно педагог уходит в «скрытую» педагогическую позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Работа может строиться на основе средней перспективы, т.е. вполне возможно увлечь ребят целью, отстоящей на два-три месяца, и на основе этой цели строить всю деятельность. Например, на летних каникулах поехать в Санкт-Петербург, а для этого необходимо изучить историю города, его архитектуру, подготовиться к посещению музеев и т.д.

Особое внимание в это время педагог должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни детского коллектива. Здесь целесообразно только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками. Ведь подростковый возраст – тот, когда у ребят могут быть различные комплексы, сомнения, разочарования. Только ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме может повлиять на такого ребенка. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.

На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:

- создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;

- способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;

- воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;

- научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их,

- привить подросткам умения объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения,

- научить ребят осмысливать свою деятельность,

- развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.

Если эти задачи решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.

На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В классе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.

Группы, основанные на дружеских чувствах, сохраняются, но их границы размыты. Коллектив в целом выступает носителем норм, ценностей, правил жизнедеятельности. У каждого члена группы свое уникальное место в коллективе, и его любят и уважают за его индивидуальность.

В деятельности ребятам присуща самостоятельность и ответственность, они сами успешно могут решать возникающие конфликты. Коллектив берет на себя функции целеполагания, планирования, анализа проведенных дел. При этом каждый раз цели и задачи коллектива расширяются и углубляются. В это время коллектив вполне может строить работу на основе дальних перспектив.

Большое значение имеют внешние связи, когда коллектив выступает как целое, с другими классами он связан дружескими отношениями. В школе часто выступает инициатором и организатором интересных дел для младших классов, КВН-ов, вечеров, праздников.

Педагогическая позиция учителя на этом этапе – скрытая. Он играет роль старшего друга, помощника, консультанта. Ребята при этом знают, что педагог всегда готов принять участие в интересных делах класса, помочь советом, поделиться своим опытом. Они глубоко уважают его не только за знания, но и за его личные качества.

На этом этапе учитель решает следующие основные педагогические задачи:

- создание условий, при которых каждый подросток может проявить и развить свои интересы, творческие способности;

- предоставление каждому подростку возможности осознать себя как часть творческого коллектива, определить свое место в нем, развить исполнительские и организаторские качества;

- помощь в осмыслении и закреплении приобретаемых знаний, умений и навыков, социального опыта;

- осмысление сформированных социальных ориентаций, увлечение подростков перспективой самосовершенствования.

Учитель проделал для формирования детского коллектива большую работу, ребята под его руководством и помощью достигли третьего этапа развития. Что же дальше?

А дальше педагогическая деятельность продолжается, так как межличностные, деловые взаимоотношения ребят непрерывно меняются, растут сами ребята, развиваются и изменяются их интересы и ценности. После летних каникул учитель зачастую приходит в совершенно другой класс, не потому что поменялся его состав (хотя кто-то может уйти в другую школу, кто-то может пополнить класс, и это тоже важно, так как это меняет структуру детской группы), но самое главное, ребята выросли, и педагог снова должен изучать каждого в отдельности, его интересы и ценности, межличностные отношения и потребности каждого подростка и коллектива в целом.

Решение педагогических ситуаций (Занятие ___)

Какие же ситуации ожидают вожатого в работе с детским коллективом, которые можно спрогнозировать? Рассмотрим некоторые, часто встречающиеся проблемы в следующей таблице (выделим в ней три возрастных периода: 6-8 лет, 9-11 лет, 12-16 лет).

Прогнозируемые ситуации Возрастные особенности Варианты решения
Младший возраст (6—8 лет)
Раздражительность, тоска по домашним, слезы. Скучают по домашним, испытывают чувство страха перед не­известностью: боязнь но­вой обстановки (новые люди в окружении). Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо зада­ние, чтобы ребенок по­чувствовал себя нужным в новом коллективе.
Множество вопросов. Любознательность. Внимательно выслуши­вать и спокойно отве­чать, повторяя ответ столько раз, сколько не­обходимо для понима­ния.
Быстрая утомляемость. Высокая активность. Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...
Неуверенность в себе. Есть робкие и физически слабые. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
Готовы пробовать все на вкус. Повышенный интерес ко всему новому, неизвест­ному. Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
Опасность травматизма. Мальчики демонстриру­ют свою смелость. Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
Потеря интереса к заня­тиям, рассеянное внима­ние. Утомляемость от однооб­разия, неумение сосредо­точиться на одном объ­екте, легко отвлекаются на любой внешний раз­дражитель. Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
Слезы и страхи в темно­те. Боязнь темноты. Не оставлять одного в темноте.
Желание играть со сверстниками. Чувство взрослости по отношению к младшим. Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
Копирование привычек, манеры поведения, лек­сикона взрослых. Слепое подражание взрослым. Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
Постоянные опоздания. Отсутствие чувства вре­мени. Не давать поручений(связанных с учетом времени.
Впечатлительность.   Эмоциональная неурав­новешенность.   Не рассказывать сказки, истории с «плохим кон­цом».
Средний возраст (9—11 лет)
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости.   Половое созревание.   Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений.   Внешнее проявление взрослости.   Проводить разъясни­тельную работу с при­влечением всех специ­алистов и показом соот­ветствующих кинофиль­мов. Приучать к выпол­нению разумного режима дня.
Замкнутость, одиночество.   Обостренное пережива­ние своих недостатков.   Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью обще­ния.
Непослушание, действие «наперекор», посто­янные споры. Стремление к самостоя­тельности. Вникать в интересы де­тей, сотрудничать с ни­ми.
Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости.   Неуемная фантазия.   Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать инте­ресные игры с элемента­ми романтики.
Старший и подростковый возраст (12—16 лет)
Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. Самоутверждение.   Стремление понять под­ростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя». Развитие интереса к про­тивоположному полу, появление новых ощу­щений, чувств, пережи­ваний. Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей люб­ви.  
Неподчинение взрос­лым, действия «напере­кор», критиканство. Действия опережают мысли.   Стремление к независи­мости, агрессивность, вызывающее поведение   Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
Замкнутость, одиночест­во, сильная ранимость, вспыльчивость, раздра­жительность. Интерес к себе.   Специфические особен­ности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.). В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
Проявление чрезмерной самостоятельности.   Стремление освободиться от родительской опеки.   Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
Несбывающиеся мечты подростков.   Мечтательность   Поразмышлять вместе с подростками о будущем.

 

Стили лидерства

Максимова Н.

Лидер – это человек, управляющий командой, который помогает другим участвовать в деятельности и способен выполнять задания клуба (класса, отряда). Способный руководитель не делает работу для коллектива; он делает эту работу возможной для выполнения другими (лидерами, членами организации, родителями).

Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Лидерами на рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним.

Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.

В общем у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.

Существует несколько взглядов на классификацию стилей работы. Мы хотим привести Вам две такие классификации.

А.Н. Лутошкин выделяет такие стили работы лидера:

1. «Разящие стрелы» Приказывающий, требующий настаивающий. Лидер единолично принимает решения, настойчиво добивается его решения.

2. «Возвращающийся бумеранг» Советуетсяс участниками организуемого дела. Учитывая их мнение, организатор принимает решение и начинает действовать. Однако он не забывает советоваться с участниками, коллективно обсуждать итоги, оценивая вклад каждого.

3. «Снующий челнок» Уговаривающий, Просящий, компромиссный. Такой организатор стремится к компромиссу на любой основе, лишь бы приглушить конфликт и оставаться удобным для всех.

4. «Плывущий плот» Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эти организаторы предпочитают плыть по течению, не беспокоясь, куда их вынесет.

Мы бы хотели предложить вам еще одну классификацию стилей лидерства. Она разработана американским клубом «4H». Они выделяют три стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Немногие руководители использую только один стиль. Многие переключаются с одного на другой, в зависимости от группы и ситуации.

1. Авторитарный стиль руководства

Авторитарное лидерство концентрируется вокруг одного человека. Лидер обладает полной властью, ответственностью за группу. Этот человек доминирует в группе, устанавливает дисциплину и требует послушания. Правила поведения устанавливаются только одним человеком - лидером. Философия автократии состоит в том, чтобы лидер знал все и члены группы безоговорочно следовали за ним. Есть негативные и позитивные аспекты авторитарного стиля.

Позитивные аспекты:

1. Эффективность с точки зрения экономии времени.

2. Многообразие информации, которая может быть определена в короткий период времени.

3. Удачный способ для новых лидеров апробировать в начале работы различные стили руководства.

4. Необходимость использования этого стиля в ситуации физической опасности для членов группы.

5. Высокая результативность при большом объеме работы.

6. Эффективность в работе с большими группами.

Негативные аспекты:

1. Однообразие, отсутствие интереса в группе (от предопределенности действий педагога).

2. Возможность агрессивного поведения лидера; то же - у детей в ответ на его действия.

3. Сокращение поля активного вовлечения в деятельность членов группы.

4. Возможность сформирования у детей отрицательных чувств, что может привести к роспуску группы.

5. Авторитарный стиль - не самый лучший стиль обучения.

Однако не все отрицательно в работе лидера, предпочитающего авторитарный способ воздействия. Этот стиль может быть использован в следующих случаях:

- в работе с новой группой, когда необходима перемена стиля и отношений с группой после привычных способов взаимоотношений между детьми и взрослыми;

- ситуация опасности, в том числе и для персонала;

- когда есть проблема контроля, особенно при перемещении групп;

- неприятие группой новой информации;

- большой численный состав группы;

- члены организации не проинформированы об определенной теме встречи.

2. Либеральный стиль руководства (лидерства )

Этот стиль используется, когда лидер дает дополнительную свободу группе для разрешения проблемы. Это - полная противоположность авторитарному лидерству; группа несет полную ответственность. Лидер обеспечивает группу материалами и ресурсами для занятий и принимает участие в руководстве, когда его об этом просят. Этот стиль дает свободу в управлении и принятии решений, а также в достижении цели.

Позитивные аспекты:

1. Зависимость от принятия решений.

2. Умеренный контроль со стороны руководства.

3. Ограниченность времени для подготовки, необходимого лидеру.

4. Наличие у группы ответственности и свободы решений и действий.

Негативные аспекты:

1. Ограниченность действий педагога без группы.

2. Трудности в достижении всеобщего согласия.

Либеральный стиль используется лидером в следующих случаях:

- когда члены группы имеют опыт, необходимый для принятия решения;

- когда необходимо развивать общительность без вмешательства лидера.

Лидеру следует использовать данный стиль руководства осторожно, убедившись, что у группы есть опыт для того, чтобы выполнять задания успешно. Новому лидеру лучше не использовать этот стиль, пока он (или она) не почувствует общность с группой и ее целями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.248.17 (0.018 с.)