Формирование у ребёнка достаточно сильного и длительного мотива поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование у ребёнка достаточно сильного и длительного мотива поведения.



Формирование у ребёнка достаточно сильного и длительного мотива поведения.

Введение ограничительных параметров цели.

Цель нужно ставить в начале задания.

Цель должна быть понятной, конкретной (иметь определенные качественные и/или количественные характеристики, параметры), быть доступной, реально выполнимой (достижимой в существующих условиях).

3. Разделение сложного задания на небольшие действия, операции, этапы.

В тоже время старшим школьникам, в отличие от младших детей, достаточно обозначить общий объем работ и распределить среди ребят функции по их выполнению.

Завышенная самооценка

· Человек с завышенной самооценкой зачастую вызывает раздражение, негативную реакцию у окружающих и нежелание продолжать общение, сотрудничество с ним.

· У него формируется ревность и зависть к успехам окружающих.

· Развивается нетерпимость и чрезмерная обидчивость.

· В вопросах оценки собственного поведения и деятельности он, как правило, потенциально конфликтен.

· Имеет завышенный уровень притязаний, что ведет к принятию сложных целей, постановке трудновыполнимых для него задач, вследствие чего, возникают частые разочарования, неудачи, переутомление, как физическое, так и эмоциональное.

Таким образом, взрослому желательно попытаться определить уровень самооценки у своих подопечных и, столкнувшись с проблемами в их поведении, обязательно учитывать ее при принятии управленческого или иного решения, выборе методов и форм взаимодействия с ними.

Как считают психологи самое оптимальное состояние - это адекватная самооценка с небольшой тенденцией к завышению.

Возвращаясь к проблемам физического самовосприятия детей среднего возраста, следует также помнить, что у подростков, сильно отличающихся от некоего бытующего в их среде «стандарта в физическом развитии» отмечается большая зависимость от окружения, проявляющаяся в формах подчинения или бунта против него.

Напряженность и аффективная значимость проблемы внешности, полового созревания вызывает стремление обсудить, проговорить «больные» темы с окружающими, услышать их мнение, их оценки.

Однако, ощущение собственной уязвимости при обсуждении этих вопросов, боязнь показаться слишком «маленьким», наивным, стать объектом насмешек со стороны сверстников, ведет к грубому, нередко извращенному обсуждению подростками проблем сексуальности и других особенностей человеческой физиологии. Это объясняет высокую популярность анекдотов с сексуальной тематикой у ребят данной возрастной группы.

Поэтому для подростков чрезвычайно важны доверительные разговоры со взрослым на эти темы. Задача взрослого в том, чтобы помочь подростку понять, что с ним происходит. Развивать и укреплять в нем чувство самоуважения, собственного достоинства, содействовать выработке адекватных критериев самооценки, и, главное, своими действиями создавать ситуации способствующие этому.

Ценностный конфликт

В 12-13 лет появляются первые признаки так называемого «ценностного конфликта». Он выражается в активном отстаивании подростками собственного, особого понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности в самых различных областях жизни и сферах человеческой деятельности. Причем никаких тематических ограничений здесь, как правило, не существует. Это может быть, агрессивное утверждение (среди окружающих) «собственных» взглядов на экономические, политические или общественные проблемы, резкая, необоснованно негативная, реакция на замечания кого-либо из взрослых, «поза» в вопросах «отстаивания» своих прав в мелких, ничего не значащих по сути, бытовых ситуациях и т.д.. В это время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей, взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в деловых и личных отношениях.

Причины этого кроются в особенностях представлений подростка о себе, в специфике его мышления и нравственного развития личности.

Изучением данных проблем занимался французский психолог Ж. Пиаже. Его исследования показали, что между 12 и 13 годами нравственное развитие ребенка приобретает новый смысл, заключающийся в том, что для него становятся значимыми ценности и идеалы, выходящие за рамки его повседневной жизни; социальная справедливость, дружба, любовь, искренность.

Все эти понятия для подростка эмоционально и личностно окрашены.

Однако на восприятие этих ценностей влияют особенности интеллектуального развития и, прежде всего, «познавательный эгоцентризм» (определение Ж.Пиаже), когда реально существующее и потенциально возможное меняется местами и аффективно окрашенные интеллектуальные построения кажутся для подростка более существенными и значимыми, чем окружающая жизнь.

Проведение в жизнь, «практическая» реализация определённых принципов для подростка - это чаще всего не конкретные дела, а словесное провозглашение, декларирование этих принципов.

Вожатому хорошо знакомы случаи, когда подросток «критичен», негативно оценивает всё, что сделано другими. В то же время, когда он сам становится исполнителем, то, зачастую, не в состоянии справиться с заданием, которое казалось до этого простым, несложным.

Часто вожатые, испытывая затруднения с подобным поведением подростков, действуют по принципу «Критикуешь, - делай сам!». И ярому критику дают сложное поручение в присутствии всего коллектива.

И тогда подросток, почти безальтернативно стоит перед необходимостью осуществления непосредственных действий в части обязательного выполнения полученного задания - иначе он рискует в очень короткий промежуток времени потерять уважение членов коллектива. Неопытный вожатый считает, что ситуация таким образом исправлена, проблема решена. Ведь вряд ли теперь этот критикан, не справившийся с поручением, будет в дальнейшем открыто, публично демонстрировать свой нигилизм и пренебрежение к вожатому или членам коллектива.

Однако, в описанной педагогической ситуации важно не заставить замолчать неугодного, продемонстрировать его некомпетентность, деловую слабость, а увлечь его интересными делами. Через включенность в деятельность необходимо изменить отрицательную оценку сложившего положения, ранее даваемую им, на положительную, и, главное, вызвать у него чувство удовлетворения от выполняемой работы, желание активно сотрудничать с вожатым, взаимодействовать с ребятами.

Решение «ценностных конфликтов» для вожатого заключается не в том, чтобы пассивно соглашаться или используя свои полномочия «давить» юного «оппонента», а в том, чтобы выражать, и аргументировано обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а впоследствии убеждать ребят в ее правильности практическими делами, действиями.

Здесь важно помнить, что в подобных случаях общий эмоциональный фон разговора должен быть доброжелательным, спокойным, внушающим доверие. Важно продемонстрировать признание за ребенком права на собственную, индивидуальную точку зрения. Беседа должна быть не назидательным монологом со стороны старшего, а нести в себе конструктивное и развивающее начало. Такое спокойное и уважительное «противостояние» позволяет подростку оттачивать, а в случае необходимости выявлять изъяны и корректировать свою логику, совершенствовать свои жизненные принципы. При этом для обеспечения позитивного выхода из «ценностных конфликтов» вожатый сам должен обладать четким пониманием совокупности своих личных ценностей и жизненных принципов.

 

3. Старший школьный возраст (Занятие 5.1)

 

Ранний юношеский возраст 16-17 лет - это ваши самые старшие дети. Это ваша опора и одновременно самая большая головная боль.

Этот возраст является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. Это время, когда ценности дружбы, любви, могут стать и становятся первостепенными.

В этом возрасте молодой человек формирует:

1. Самосознание - целостное и эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков;

2. Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно - теоретическому мышлению;

3. Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и личностную оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.

Реализация потребности в доказывании своей независимости и самобытности сопровождаются, как правило, типичными поведенческими реакциями «пренебрежительного» отношения к советам старших, недоверием и критиканством обращенном к ним, иногда даже открытым противодействием. Очевидно, что в такой ситуации, юноша (девушка) вынужден(а) и хочет опираться на моральную поддержку своих друзей и это приводит (как и в более ранние годы) к типичной реакции «повышенной подверженности влиянию ровесников», которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.

Становление самосознания в этой временной период происходит по нескольким направлениям:

1. Открытие своего внутреннего мира - в этом возрасте молодой человек начинает ощущать свою особенность, непохожесть на других, воспринимает эмоции как состояние своего внутреннего «Я»;

2. Начало понимания конечности своего существования, что заставляет задуматься над смыслом жизни, о своих перспективах, о будущем;

3. Формируется целостное представление о самом себе;

4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.

В этом возрасте идет интенсивное половое созревание. Л.Д.Столяренко подчеркивает, что хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в ласке и нежности, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости.

Проблема юношеской сексуальности достаточно специфична и неоднозначна в этическом и психологическом плане. Поэтому, столкнувшись с трудностями, мы рекомендуем вожатым обратиться за консультацией к практическому психологу или к старшему, более опытному коллеге-педагогу за советом, консультацией, поддержкой. Однако, следует помнить, что в данных ситуациях требуется быть крайне деликатным и осторожным, с тем, чтобы ни в коем случае своим возможным вмешательством не навредить подопечным.

На стадии ранней юности молодые люди активно формируют представления о себе самом. Для того чтобы помочь им в личностном самоопределении, мы предлагаем им воспользоваться следующей методикой.

1. Предложите молодому человеку проверить, что он (она) знает о себе. Для этого необходимо нарисовать следующую схему. В центре ее ставится собственное «Я» и предлагается ответить на ряд вопросов, раскрывающих образ этого «Я».

2. Теперь, предложите оглянуться вокруг себя и нарисовать другую схему.

3. После ответов на предложенные вопросы, молодому человеку необходимо внимательно и критически проанализировать все ответы. Возможно, в них с вашей помощью, ребята найдут причины собственных конфликтов и неудач, раскроют возможные перспективы личностного роста.

Табу вожатого

· НЕ позволяй себе неодобрительных замечаний по поводу внешних и внутренних недостатков че­ловека в присутствии детей.

· НЕ допускай оскорблений по отношению к детям со стороны других детей.

· НЕ навязывай детям свою волю.

· НЕ держись изолированно от детей.

· НЕ проявляй самоуправства в моменты неподчине­ния.

· НЕ создавай стрессовых ситуаций для детей и кол­лег.

· НЕ будь безразличным к недисциплинированности детей.

· НЕ занимайся своими личными делами в рабочее время.

· НЕ слушай только себя.

· НЕ позволяй равнодушного отношения к детям.

· НЕ потакай ленивым.

· НЕ пытайся выяснить что-либо с помощью силы.

· НЕ веди беседы на запрещенные темы в присутствии детей.

· НЕ срывай свое плохое настроение на детях.

· НЕ командуй.

· НЕ унижай детей и не смейся над ними.

НЕЛЬЗЯ: запрещать что-либо, а потом это же позволять; быть хмурым, скучным, нудным, равнодушным, появляться перед детьми в неопрятной одежде.

 

Решение конфликтов

Зубкова Е.В.

Во время конфликта активизируется огромное количество отрицательных эмоций. Почему мы тратим свои бесценные нервы и силы на участие в конфликтах? Потому, что это привычно!

Почему некоторые люди способны предупреждать и решать конфликты, а другие нет?

Адекватному поведению во время конфликта можно и нужно учиться.

Вот некоторые особенности поведения в конфликтной ситуации:

· «открытость» ума (человек с «открытым» умом настроен на понимание аргументов собеседника. Он допускает, что любая позиция или любое предложение в конфликте несут в себе как выгоды, так и потери.);

· позитивное (положительное) отношение к оппоненту (попробуй увидеть «друга» в своем оппоненте и его лучшую сторону. С другом всегда легче договориться, чем с врагом.);

· рациональное мышление (контролируй свои эмоции, учись дипломатии. Существует две самостоятельные задачи: найти разрешение конфликта и сохранить хорошие отношения с оппонентом.);

· сотрудничество (типичная ошибка – стремление к одностороннему выигрышу, ориентация на стандартную победу, где есть победитель и побежденный. Только установка на равенство и сотрудничество дает выход из конфликта.).

 

Межличностный конфликт

Межличностный конфликт возникает тогда, когда ожидания одного партнера расходится с ожиданиями другого. Ожидания – наши представления о том, что мы хотим видеть и/или получить.

Варианты конфликта:

1. Поведение другого человека нас не устраивает или раздражает.

Есть два пути: изменить другого или успокоить себя и попытаться не обращать внимания на провокацию, стать терпимей, изменить свое отношение к данной проблеме.

2. Наше поведение раздражает других.

Можешь ли ты изменить свое поведение в соответствии с ожиданиями других? Если да, то проблема исчерпана. Поступай так, как хотят другие, и избежишь конфликта. Но скорее всего, ты не можешь или не хочешь меняться. Если бы было иначе, то конфликта не было бы. Главное иметь внутреннюю убежденность в своей позиции и уметь идти на компромисс.

 

Формирование у ребёнка достаточно сильного и длительного мотива поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.027 с.)