От одиннадцати до восемнадцати лет



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От одиннадцати до восемнадцати лет



Подростковый период — это последний шаг, предшествующий взрослости. Это время полового созревания, проявления склонностей, выбора профессии, выбора ценностей, на которые человек будет ориентироваться в будущем. Для родителей и для ребенка это время может стать волнующим и вместе с тем радостным.

К этому моменту уже должен начаться процесс качественного изменения взаимоотношений между родителями и ребенком. Меняются все аспекты взаимоотношений. Вы уже должны не контролировать ребенка, а влиять на него. Вы увеличиваете степень его свободы и степень ответственности, пересматриваете ограничения и последствия, при этом проявляете большую гибкость.

Все эти перемены напоминают обратный счет, предшествующий запуску космического корабля. Вы готовитесь к «запуску» юного существа в мир. Мудрые родители всегда помнят о неминуемо надвигающемся моменте, когда подростки отправятся во взрослый мир. Поэтому не следует спрашивать себя: «Как добиться, чтобы мой ребенок хорошо вел себя?», а лучше спросите: «Как я могу помочь ему подготовиться к самостоятельной жизни?»

Подростки должны как можно больше устанавливать своих собственных барьеров: а сфере взаимоотношений, распорядка дня, моральных и прочих ценностей и финансов. И если они нарушают свои барьеры, то должны испытывать на себе все те последствия, которые испытывает в таких случаях живущий самостоятельно человек. У семнадцатилетнего юноши, которого все еще дисциплинируют с помощью отказа смотреть телевизор и пользоваться телефоном, могут возникнуть очень серьезные проблемы через год. когда он поступит в колледж. Профессора, деканы и коменданты общежитии не налагают ограничений такого рода; они прибегают к другим методам: ставят низкие оценки, оставляют по два года на одном курсе и исключают из учебного заведения.

Если ваш ребенок, находящийся сейчас в подростковом возрасте, не получил должного воспитания в сфере барьеров, то вы, возможно, испытываете чувство растерянности* Вы не знаете, что делать. Вам следует сначала понять, в чем проблема. Если у подростка недостаточно развита способность слышать и говорить «нет», то хорошие результаты часто приносит уточнение домашних правил и последствий за их нарушение. Даже и сейчас, за несколько последних лет пребывания подростка дома, вы можете еще многое успеть.

Однако бывают и более серьезные случаи. Вам следует насторожиться, если вы заметите какой-то из следующих симптомов (или сразу несколько):

— изоляция подростка от членов семьи;

— угнетенное настроение;

— непослушание, протест;

— непрекращающийся конфликт с семьей;

— неподходящие друзья;

— школьные проблемы;

—• пере- или недоедание;

— употребление алкоголя;

— употребление наркотиков;

— суицидные идеи или поступки.

Многие родители, сталкиваясь с этими проблемами, реагируют или слишком большим, или слишком малым количеством ограничений. Слишком строгие родители рискуют разорвать связь между почти взрослым подростком и семьей. Снисходительные родители стремятся стать лучшим другом подростка, в то время как ему нужен человек. которого он мог бы уважать. В такой ситуации родителям следует обратиться за консультацией к специалисту по подростковым проблемам. Ставки слишком высоки, чтобы можно было пренебрегать профессиональной помощью.

Способы дисциплинироеания

Многие родители не знают, как научить своих детей уважать установленные ими ограничения. Они прочитывают бесчисленное количество книг и статей о различного рода наказаниях, ограничениях. Хотя эта проблема и выходит за рамки обсуждаемых в данной книге вопросов, все же несколько советов смогут помочь ищущим ответа родителям:

. Последствия поступков предназначены для того, чтобы усилить в ребенке чувство ответственности и контроля за свою жизнь. Дисциплина, в результате которой ребенок чувствует себя еще более беспомощным, нисколько не помогает. Шестнадцатилетняя девушка не поймет, что учиться необходимо, если вы будете силой тащить ее в класс. И через два года, когда она поступит в колледж, ей придется столкнуться с определенными трудностями. Гораздо больше шансов на успех имеет система наград и последствий, которая поможет ей выбрать наиболее подходящее для нее учебное заведение.

2. Последствия должны соответствовать возрасту. Вам нужно задаться вопросом: какой смысл я вкладываю в дисциплинирование? К примеру, шлепанье унижает и сердит подростка; однако для четырехлетнего ребенка оно может оказаться полезным и способствовать формированию его внутренней структуры, если, разумеется, правильно его применять.

3. Тяжесть последствий должна соотноситься с тяжестью проступка. Закон предусматривает различные сроки тюремного заключения за различные преступления. Так же и вы должны уметь отличать мелкие проступки от серьезных нарушений. Иначе самые суровые наказания лишаются смысла.

Один клиент как-то сказал мне; «Меня секли и за мелочи, и за серьезные проступки. Поэтому я перестал мелочиться и начал «шалить» только по-крупному. У меня просто сложилось впечатление, что так эффективнее». Если вас все равно приговорили к смертной казни, то какой смысл быть хорошим?

4. Целью внешних барьеров является выработка у ребенка внутренней мотивации, при которой он сам устанавливает вправила игры» и сам пожинает последствия за их нарушения. Успешное воспитание говорит о том, что наши дети спокойно встают утром с постели, идут в школу, сочувствуют и помогают другим, потому что это важно для них самих, а не только для нас. Истинное взросление приходит только в тот момент, когда любовь и ограничения являются неотъемлемыми частями характера ребенка. Иначе мы воспитываем уступчивых попугаев, которые со временем разрушат самих себя.

На родителей возложена ответственность, требующая чрезвычайно серьезного и трезвого подхода: выработать в ребенке стремление устанавливать свои собственные барьеры и научить его уважать барьеры других людей. Эта ответственность серьезна, потому что так говорит Библия;

«Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак. 3:1).

Разумеется, нет никакой гарантии, что к нашим наставлениям прислушаются. На детях лежит ответственное слушать и учиться. Чем они старше, тем в большей степени ответственны. Все же, разбираясь в своих собственных проблемах с барьерами, неся за них ответственность и продвигаясь в духовном развитии, мы будем иметь больше уверенности в том, что наши дети овладеют умением соблюдать свои и чужие барьеры. Когда они войдут во взрослый мир, это умение понадобится им каждый день.

 

11. Барьеры и работа

В воскресной школе мы проходили тему об Адаме и Еве и о грехопадении. Тогда я узнал, что грехопадение стало началом всего «плохого». В этот день, вернувшись домой, я сказал матери: «Мне не нравятся Адам и Ева. Если бы не они, мне не пришлось бы убирать свою комнату!»

В восемь лет работа не доставляет удовольствия и, следовательно, она была плоха. А раз она плоха, значит виноват в ней Адам. Незатейливая богословская теория маленького мальчика. Но по сути она представляла собой юношескую ересь. На самом деле работа существовала и до грехопадения; она изначально была задумана Богом как часть человеческой жизни. По Его замыслу, люди должны делать две вещи — обладать и владычествовать (Быт. 1:28). Земля является их владением, и они должны правильно управлять ею. Это очень похоже на работу!

Но поскольку Эдем был раем, работа в нем была несколько иной. Трудности с работой у нас возникли только после грехопадения. Бог сказал Адаму: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19).

Другие аспекты грехопадения также сказались на нашей работе. Например, часто люди отказываются признавать свое своим. В данном случае речь идет о том, что люди воспринимают работу как нечто внешнее и навязанное. В предыдущих главах мы обсуждали проблему, когда человек отказывается нести ответственность за принадлежащее ему. Это началось в Эдемском саду, когда Адам и Ева попытались переложить вину за совершенный грех на кого-то другого. Адам винил Еву; Ева винила змея (Быт. 3:11-13). Ими руководило стремление отвести от себя подозрение. Тенденция винить других стала ключевой проблемой в нашем отношении к работе.

Грехопадение также отняло у людей любовь к работе, До грехопадения Божья любовь окружала Адама. Он работал, пронизанный Божьей любовью. После грехопадения им уже больше не руководила совершенная любовь. Теперь работа стала для него проклятием, частью закона. Порождаемое любовью «хочу» превратилось в порождаемое законом «должен».

Павел говорит, что это законное «должен» усиливает в нас желание воспротивиться (Рим. 5:20). Мы гневаемся на то, что должны делать (Рим. 4:15). Нам хочется сделать противное тому, что мы должны (Рим. 7:5). Все это усугубляет неумение человека нести ответственность за свои по-, ступки и работать эффективно, разумно распоряжаясь талантами, совершая правильный выбор, поступая достой- , но. Нет ничего удивительного в том, что у нас возникают проблемы с работой.

В этой главе мы обсудим, каким образом барьеры помогут разрешить многие проблемы, связанные с работой, а также находить в работе больше удовлетворения и получать от нее удовольствие.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.008 с.)