Работа и формирование характера



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа и формирование характера



У христиан часто бывает искаженное представление о работе. Многие считают, что если работа не связана со «служением» — значит она мирская, светская. Однако такая точка зрения искажает библейскую картину. У каждого из нас, а не только у тех, кто целый день работает в церкви, есть дары и таланты, которыми мы можем внести свой вклад в развитие человечества. У всех нас есть склонность, призвание (само это слово означает, что мы призваны к служению). Где бы мы ни работали, что бы ни делали, все мы должны делать для Господа (Кол. 3:23).

Своими притчами о работе Иисус учит нас духовно развиваться. Контекст этих притч составляют деньги, выполненная (или невыполненная) работа, добросовестное выполнение обязанностей, честность на работе. Все эти притчи учат профессиональной этике, основанной на любви под суверенным правлением Бога.

Работа — это духовная деятельность. Работая, мы отражаем в себе образ Божий, поскольку Он Сам — Работник. Управляющий, Творец. Он развивает. Он служит и исцеляет. Быть христианином — значит быть сотрудником Бога в человеческом сообществе, отдавать другим и находить в этом истинное удовлетворение.

Новый Завет учит, что работа предлагает нечто большее, чем временное удовлетворение и награду на земле. Работа — это поле развития нашего характера, подготовка к нашему вечному труду. Имея это в виду, давайте поговорим о том, каким образом установка барьеров поможет нам в духовном развитии на рабочем месте.

Проблемы на рабочем месте

Работая в качестве консультанта, я убедился, что многие трудовые споры уходят своими корнями именно в недостаток барьеров. Если бы каждый отвечал за свою собственную работу и устанавливал четкие барьеры, то большинства проблем, по крайней мере тех, о которых мне довелось слышать, просто-напросто не существовало бы.

Давайте посмотрим, каким образом барьеры могут разрешить некоторые самые распространенные проблемы на работе.

Другой человек перекладывает на вас свои обязанности

Сьюзй — помощник администратора в небольшой компании, занимающейся организацией курсов повышения квалификации для работников фабрик и заводов. Она отвечает за комплектацию курсов и расписание занятий. Ее сотрудник, Джек, отвечает за учебные помещения и пособия. Он также устанавливает необходимое оборудование и заказывает еду. Совместными усилиями Сьюзи и Джека дела шли неплохо.

В течение нескольких месяцев Сьюзи с большим энтузиазмом отдавалась работе. Но вскоре начала терять энергию. В конце концов ее подруга и коллега, Линда, почувствовала неладное и попыталась выяснить, в чем дело. Сначала Сьюзи не могла указать на конкретную проблему. Затем поняла: проблема заключается в Джеке!

Джек без конца просил Сьюзи то «забрать это для меня, раз уж ты все равно едешь», то «завезти этот ящик с пособиями в мастерскую». Джек потихоньку перекладывал свои обязанности на Сьюзи.

— Тебе надо перестать делать за Джека его работу, — сказала Линда Сьюзи. — Просто делай свое дело и не беспокойся о Джеке.

— Но что если в результате все пойдет наперекосяк? — спросила Сьюзи.

Линда пожала плечами.

— Тогда винить будут Джека. Ты-то здесь при чем? Ты не должна выполнять его обязанности.

— Но Джек рассердится на меня. если я перестану ему помогать, — возразила Сьюзи.

— Ну и пускай сердится, — ответила Линда. — Гнев Джека не повредит тебе так. как может повредить его привычка перекладывать свои обязанности на других.

Сьюзи прислушалась к этому совету и начала ограничивать Джека в его просьбах. Она сказала ему: «На этой неделе у меня не будет времени, чтобы привозить твои материалы». А когда Джек, делая все сам, перестал успевать, Сьюзи сказала: «Мне очень жаль, что ты не сделал эту работу раньше, и я понимаю, что у тебя сейчас трудное положение. Может быть, в следующий раз ты сумеешь лучше спланировать свое время. Но это твоя работа, а не моя».

Некоторые преподаватели сердились, что необходимое для их занятий оборудование не установлено. Клиенты сердились, что во время перерывов не было завтраков. Начальник выяснил, что виновен Джек, и потребовал, чтобы он исправил положение или искал себе другую работу. В итоге Сьюзи опять стала работать с удовольствием, а Джек начал относиться к своим обязанностям более ответственно. И все благодаря тому, что Сьюзи установила барьеры и неуклонно добивалась их соблюдения.

Если какой-то человек перекладывает на вас свои обязанности и это вызывает у вас гнев и беспокойство, то вам необходимо подумать о своих собственных чувствах. Поймите, в вашем недовольстве виноват не другой человек, а вы сами. В данном конфликте, как и в любом другом, связанном с барьерами, вам надо в первую очередь нести ответственность за самого себя.

Вы также должны действовать ответственно и по отношению к своему коллеге. Подойдите к нему и объясните ситуацию. Когда он обратится к вам с просьбой сделать что-то, что не входит в круг ваших обязанностей, скажите «нет». Если он и в дальнейшем будет подходить к вам с подобными просьбами, не идите у него на поводу. Если ваш отказ вызовет у него гнев, не отступайте, будьте тверды в отношении своих барьеров, но в то же время посочувствуйте ему в его гневе. Не начинайте сердиться в ответ. Отвечая гневом на гнев, вы уподобляетесь этому человеку, втягиваетесь в его игру. Соблюдая эмоциональную дистанцию, скажите:

«Мне очень жаль, что это огорчает тебя, но я не обязан выполнять эту работу. Я надеюсь, ты справишься».

Если он будет продолжать настаивать и спорить, скажите ему, что больше не хотите обсуждать этот вопрос. А если он захочет поговорить с вами о чем-нибудь другом, всегда с удовольствием побеседуйте с ним. Не попадайтесь в ловушку самооправданий, не начинайте приводить доводы в пользу того, почему вы не можете выполнять его работу. Начав оправдываться, вы легко сойдете на тропу его представлений, будто вы должны выполнять его работу, если в состоянии это сделать. А он уж приложит все усилия, чтобы убедить вас в этом. Вы никому не обязаны объяснять, почему не желаете делать чужую работу.

Часто бывает так, что слишком ответственные люди, работающие бок о бок с недостаточно ответственными, страдают от последствий безалаберности своих коллег. Без конца доделывая не выполненную ими работу или помогая выбраться из сложных ситуаций, такие «спасатели» уже не получают удовольствия ни от своей собственной работы, ни от взаимоотношений с людьми, помощь которым отнимает у них столько сил. Этим они не только вредят;

самим себе, но и препятствуют духовному развитию другого человека. Если вы относитесь к такому разряду людей, то вам просто необходимо учиться устанавливать барьеры.

Однако иногда может сложиться ситуация, при которой ваш коллега действительно нуждается в помощи. Нет ничего плохого или несправедливого в том, чтобы помочь в трудную минуту ответственному человеку, или в особых случаях пойти на уступки человеку, который мудро использует предоставленные ему преимущества и исправит сложную ситуацию. В данном случае помощь и уступки — проявление любви, а в хороших коллективах и компаниях любовь играет решающую роль.

В нашей больнице имеется целый штат психологов. В процессе работы мы часто заменяем друг друга на дежурствах, Но если один из нас начнет вдруг пользоваться этой ситуацией, то остальным придется пресечь его. Выполняя за него работу, мы бы не помогали ему, а, напротив, способствовали бы укоренению в нем неправильных установок.

Услуги и жертвы — это часть христианской жизни, а укоренение неправильных установок не имеет никакого отношения к этому. Выявить грань между первым и вторым не так уж сложно. Если в результате вашей помощи человек становится лучше — значит это любовь. Если хуже — это нечто другое. Библия требует ответственных поступков со стороны того человека, которому оказывают помощь. Если ответственных поступков не наблюдается даже спустя какое-то время, установите ограничения (Лк. 13:9).

Слишком много сверхурочной работы

Когда я только-только начал свою работу в качестве практикующего консультанта, я нанял женщину на двадцать часов в неделю управлять офисом. На второй день ее работы в офисе я дал ей целую кипу документов на обработку. Минут через десять она постучала ко мне в кабинет. В руке у нее были бумаги.

— Чем могу помочь. Лори? — спросил я.

— У вас проблема, — отвечала она.

— У меня? Что такое? — поинтересовался я, не имея даже смутного представления, о чем она говорит.

— Вы наняли меня на двадцать часов в неделю, а дали работы на все сорок. Какую половину работы вы предпочитаете, чтобы я выполнила?

Она права. У меня действительно была проблема. Я не вполне справлялся с рабочей нагрузкой. Надо было или потратить больше денег на помощь, или урезать планы, или нанять кого-то еще. Эта проблема действительно была моя, а не ее. И я должен был сам разрешить свою проблему. Лори сказала мне то же, что говорит висящий во многих учреждениях плакат: «Неумелое планирование твоих дел не должно отражаться на других».

Многие начальники не столь удачливы. Служащие берут на себя ответственность за их неумение планировать и никогда не устанавливают никаких ограничений. В результате у начальника до тех пор не возникает необходимости осознать, что барьеры недостаточно развиты, пока он не потеряет хорошего работника. Начальники нуждаются в четких барьерах, но многие служащие, в отличие от Лори, боятся устанавливать их. Причиной этому служит боязнь вызвать неодобрение со стороны начальника или страх потерять работу.

Если вы вынуждены помногу работать сверхурочно, только потому что вам «нужна эта работа» и вы боитесь увольнения, то в ваших отношениях с начальником имеется серьезная проблема. Если вы работаете сверхурочно больше, чем хотите, значит вы находитесь в рабстве у своей работы. Вы раб, а не работающий по контракту служащий. Ответственно заключаемые контракты должны четко оговаривать обязанности каждой стороны, а выполнения условий контракта можно и нужно добиваться. Для каждого рабочего места должна быть написана должностная инструкция.

Каким бы трудным это ни казалось, но именно вы несете ответственность за свое положение на работе и именно вы должны предпринимать шаги для ее изменения. Ниже я предлагаю некоторые советы, которые могут оказаться для вас полезными:

7. Введите свою работу в определенные рамки. Решите, как много вы готовы и хотите работать сверхурочно. Не исключено, что от вас ожидают сверхурочной работы во время напряженных периодов.

2. Тщательно изучите описание должностных обязанноcmeй, если такое описание существует.

3. Составьте список дел на следующий месяц. Сделайте копию списка и пометьте перед каждым пунктом очередность выполнения. Специальном значком пометьте те пункты, которые выходят за рамки ваших функциональных обязанностей.

4. Назначьте встречу с начальником, чтобы обсудить вопрос о своей перегруженности. Вы должны вместе пересмотреть список дел на следующий месяц, необходимых для выполнения. Попросите начальника сказать вам, какой порядок выполнения работ для него приемлем. Может быть, он хочет, чтобы все было выполнено, но вы не в состоянии сделать это в рабочее время. В таком случае не исключено, что ему придется нанять временного работника для помощи в выполнении данной конкретной работы. Если вы считаете, что работа, которую вы делаете, выходит за пределы вашей компетенции, то вполне может возникнуть необходимость в пересмотре ваших функциональных обязанностей.

Если начальник по-прежнему требует от вас невыполнимого, то обратитесь к нему снова, на этот раз в сопровождении одного-двух коллег (в Библии, в 18 главе Евангелия от Матфея рассказывается, как это надо делать). Вы можете также обсудить свои проблемы с кем-то из отдела кадров, кто занимается подобными вопросами. Если даже после всего этого начальник продолжает требовать от вас невозможного, то, наверное, стоит поискать другую работу в этой же или другой компании,

Чтобы расширить свои возможности, вы можете пойти, например, на вечерние курсы. Возможно, вам понадобится просмотреть массу объявлений о приеме на работу, сделать сотни звонков и разослать целую кипу резюме *. Может быть, лучше начать свой собственный бизнес. Возможно, вам придется отложить какую-то сумму денег на тот период, пока вы будете искать новую работу.

Но что бы вы ни делали, какие бы шаги ни предпринимали, всегда знайте, что перегрузка на работе — это ваша проблема, и решать ее вам. Если ваша работа отнимает у вас слишком много сил, то с этим надо что-то делать. Осознайте свою проблему; прекратите быть жертвой злоупотреблений; начните устанавливать барьеры.

Изменение приоритетов

До сих пор мы говорили о необходимости накладывать ограничения на кого-то другого. Но их надо накладывать и на самих себя. Вы должны решить, каким количеством времени и энергии вы располагаете, и соответствующим образом наладить свою работу. Решите, что вы можете сделать и когда, и говорите «нет» всему остальному. Создайте свои собственные ограничения и добивайтесь, чтобы окружающие уважали их. Скажите своим сотрудникам или начальнику: «Если сегодня я буду делать эту работу, то не успею сделать до среды другую. Это вас устроит, или надо пересмотреть порядок выполнения работ?»

Хорошие работники делают две вещи: они стремятся выполнять свою работу отлично и всегда занимаются тем, что наиболее важно на каждый конкретный момент. Многие люди прекрасно работают, но позволяют себе отвлекаться на мелочи; порой они прекрасно делают и эти мелочи! Им кажется, что они работают замечательно, а их начальник недоволен, потому что существенные цели не достигаются. Тогда они начинают думать, что их не ценят. Но ведь они прилагают так много усилий! Да, но при этом не устанавливали барьеры. В результате время было потрачено на мелочи, а на важные и серьезные задачи его уже не хватило.

Говорите «нет» мелочам и стремитесь работать на самом высоком уровне. Работая над самым важным и делая это максимально хорошо, вы достигнете своих целей.

В дополнение к необходимости говорить «нет» несущественному вам надо составить план, согласно которому вы будете действовать, чтобы достигнуть главного. Сделав это, оградите свои планы от всего, что может помешать их выполнению. Помните о собственных ограничениях и не позволяйте работе властвовать над вашей жизнью. Установив ограничения, вы сами для себя создадите условия, при которых будете вынуждены выбирать: что необходимо сделать в первую очередь, а что отложить на потом. Если вы решите для себя, что будете проводить за работой столько-то часов в неделю, и не больше, то станете расходовать эти часы более разумно. Если вы исходите из предпосылки, что располагаете неограниченным временем, то нет ничего удивительного в том, что вы говорите «да» всему. Говорите «да» только самому лучшему и важному. Это означает, что порой придется говорить «нет» хорошему.

Служение одного человека заставляло его подолгу путешествовать. В итоге он и его жена вместе обсудили проблему и решили, что он будет проводить в дороге не больше ста ночей в году. Теперь, получая какое-то предложение, он сначала сверяет его со своим временным бюджетом, и только после этого решает, может он выделить на это предложение какую-то часть своих «дорожных» ночей или нет. Этот разработанный совместно с женой план помогает ему более избирательно относиться к Путешествиям, тем самым сберегая время для остальной части жизни.

Другой человек — президент компании, который допускал, чтобы работа отрывала его от дома на слишком длительные промежутки времени, дал себе обещание проводить в офисе не больше сорока часов в неделю. Сначала ему пришлось действительно нелегко, поскольку он не привык так скрупулезно рассчитывать собственное время. Хоть и не сразу, но он осознал, что у него имеется ровно столько времени, и не больше. А осознав это, он стал правильнее распоряжаться им. Он даже стал добиваться лучших результатов, потому что вынужден был работать гораздо эффективнее.

Постепенно работа будет занимать только то время, которое вы для нее выделили. Если в повестке дня собрания не указывать время обсуждения каждого вопроса, то дискуссия может длиться бесконечно. Выделяйте время для определенных вещей и затем соблюдайте установленные вами ограничения. Вы будете работать эффективнее и больше любить свою работу.

Берите пример с Иофора, тестя Моисея. Видя недостаток барьеров у Моисея, он спросил его, почему он так много работает (Исх. 18:14-27).

— Потому что люди нуждаются во мне, — отвечал Моисей.

~ Нехорошо это ты делаешь, — отвечал Иофор. Ты измучаешь и себя, и народ сей, который с тобою; слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исполнять его (ст. 17-18). Несмотря даже на то, что Моисей делал доброе дело, Иофор видел, что вскоре он может остаться без сил. В своем желании делать добро Моисей зашел слишком далеко (так что добро перестало быть добром). Ограничивая хорошие дела, мы помогаем им оставаться действительно хорошими делами.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.124.56 (0.027 с.)