Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте сущность, значение и организацию охраны труда. Охарактеризуйте права и обязанности сторон трудового договора в сфере охраны труда.

Поиск

Правовое регулирование охраны труда.

Правовые основы деятельности в сфере охраны труда сформулированы в ст. ст. 41, 45 Конституции Республики Беларусь, гл. 16 Трудового кодекса Республики Беларусь, законах, указах и декретах Президента Республики Беларусь.

Основой организации работы по охране труда является Конституция Республики Беларусь, гарантирующая гражданам Республики Беларусь право на здоровые и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 41), право на охрану здоровья (ст. 45).

Трудовой кодекс Республики Беларусь наряду с правом граждан на здоровые и безопасные условия труда предусматривает и механизм реализации этого права через корреспондирующие праву работника на безопасные условия труда обязанности нанимателя обеспечивать такие условия труда, что обеспечивает фундаментальный принцип права – единства прав и обязанностей субъектов правоотношений.

Основным законом, регулирующим вопросы охраны труда в Республике Беларусь, является Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23.06.2008 г.

Также данная сфера отношений регулируется Законами Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О здравоохранении», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О перевозке опасных грузов», «Об основах государственного социального страхования» и другими.

Нормы и требования правового института охраны труда сгруппированы в Государственном реестре действующих в Республике Беларусь нормативных правовых актов (документов) по охране труда, который включает:

1) Правила охраны и безопасности труда (межотраслевые и отраслевые;

2) государственные стандарты системы безопасности труда (ГОСТ ССБТ) и отраслевые стандарты (ОСТ);

3) строительные нормы и правила (СниП и СНБ);

4) санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы (СанПиН);

5) специальные нормы и правила по охране труда женщин несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

6) нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда работающих;

7) другие документы (положения, инструкции и т.п.).

Локальные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с законодательством с целью применения их у конкретного нанимателя (положения, коллективные договоры, соглашения, инструкции по охране труда), также входят в число актов, регулирующих вопросы охраны труда.

Следует также учитывать положения Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2005 г. № 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст.ст. 302 – 306 УК)».

Понятие охраны труда.

В юридической литературе охрана труда рассматривается:

1) в широком смысле:

охрана труда – это один из принципов трудового права, охватывающий содержание всех норм трудового права;

2) в узком смысле:

охрана труда – это самостоятельный институт трудового права, совокупность норм права, направленных на предупреждение травматизма и заболеваемости работников в процессе их трудовой деятельности.

Под охраной труда понимается система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (ст. 221 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Закон Республики Беларусь «Об охране труда» от 23.06.2008 г. ввел следующие основные термины и определения:

Условия труда – совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Требования по охране труда – нормативные предписания, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности, содержащиеся в нормативных правовых актах, в том числе технических нормативных правовых актах.

Типовая инструкция по охране труда – нормативный правовой акт, определяющий требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), на основе которого работодатели разрабатывают с учетом местных условий и специфики своей деятельности инструкции по охране труда.

Инструкция по охране труда – локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг).

Правила по охране труда – нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Средства индивидуальной и коллективной защиты – технические средства, предназначенные для предотвращения или уменьшения воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения и при работе в неблагоприятных температурных условиях.

Значение охраны труда.

Охрана труда имеет социальное значение, поскольку она:

1) охраняет жизнь и здоровье работника от возможных производственных вредностей;

2) направлена на сохранение работоспособности и трудового долголетия работника;

3) способствует культурно-техническому росту работника;

4) способствует гуманизации труда.

Охрана труда имеет экономическое значение, поскольку она способствует:

1) росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, экономики;

2) экономии фонда социального страхования и сокращению потерь рабочего времени (за счет уменьшения больничных листков, возмещения ущерба за вред).

Охрана труда имеет правовое значение, поскольку:

1) она способствует работе по способностям с учетом тяжести условий труда, физиологических особенностей женского организма, его материнской функции и психофизических особенностей организма подростков и трудоспособности инвалидов;

2) правовой статус гражданина включает основное его право на охрану труда и юридические статутные гарантии этого права не только в процессе его трудовой деятельности, но для лиц, требующих особой защиты, уже при приеме на работу;

3) вопросы охраны труда являются объектом организационно-управленческих отношений трудового коллектива и профкома с нанимателем, а также социально-партнерских отношений на государственном, отраслевом и местном уровнях;

4) охрана труда является важнейшим элементом трудового правоотношения работника с нанимателем, по которому наниматель обязан обеспечить охрану труда на рабочем месте работника.

Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели в установленном законодательством порядке создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда.

Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов.

Республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы создают службу охраны труда или вводят в штат должность специалиста по охране труда в пределах установленной численности работников.

Должность специалиста по охране труда в организациях производственной сферы вводится при численности работающих свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек.

Наниматель может вводить должность специалиста по охране труда при меньшей численности работающих или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им лицо.

Типовое положение о службе охраны труда утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Нормативы численности служб охраны труда разрабатываются и утверждаются Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Работники службы охраны труда (специалист по охране труда) в соответствии со своими полномочиями имеют право:

1) проводить проверки состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;

2) запрашивать и получать необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работающих, допустивших нарушения требований по охране труда;

3) выдавать нанимателям, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований по охране труда;

4) приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу для жизни или здоровья работающих и окружающих, до их устранения;

5) вносить предложения нанимателям по улучшению условий и охраны труда работающих, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

В организации по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда. В ее состав на паритетной основе входят представители нанимателя и профсоюза.

Комиссия по охране труда участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, соглашения, плана мероприятий по охране труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств нанимателей, а также средств республиканского и местных бюджетов в рамках реализации республиканских, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда, иных источников, не запрещенных законодательством.

Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.112.169 (0.009 с.)