Принципы постр-я и функцион-я бюдж сис 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы постр-я и функцион-я бюдж сис



Принципы постр-я и функцион-я бюдж сис

Принципы постр-я бюдж сис-мы РФ: 1) единства бюдж сис-мы - единство правов базы, ден сис, форм бюдж документации, ед порядок расходования бюджетов и ведение бух учета федер бюджета (бюдж классификация). 2) разграничения дох-ов и расх-ов по уровнями бюдж сис – закрепл соотв видов доходов полностью или част и полномочий по осуществл доходов, расходов за органами власти. Доходы разграничив на собств(регламент законодат-вом, закреплены за соответств бюджетами) и регулир (федер, регион платежи, по кот устанавл нормативы отчислений в % в бюджеты субъектов теми, кто передает). 3) самос-ти бюджетов (право органов власти и ОМСУ самостоят осуществл бюдж процесс); 4) рав-ва бюдж прав субъектов, муницип образований – определ-е бюдж полномочий по установл-ю расх обязат-в, формир-ю налог и неналог доходов,межбюдж трансфертов. 5) полноты отражения доходов и расходов – все доходы и расходы отраж в бюджетах в полном объёме. 6) сбалансированности бюджета – расходы должны соответств расходам и средствам, поступ из др источников. 7) эффек-ти и экономности использ-я бюдж средств - органы и получатели бюдж средств должны исходить из необх-ти достижения результатов при использ наим объема средств или наил итога с примен опред бюджетом объема средств. 8) общего покрытия расходов (расходы должны обеспечив общей суммой доходов и поступл из источн финан-я). 9) гласности (обязат опублик-е утвержд бюджетов и отчетов об исполн-и). 10) достоверности – надежность показателей прогноза соц-эконом разв-я. 11) адресности цел хар-ра (средства идут в распоряж-и конкр получателей на конкр использ-е); 12) прозрачности (открытость целей политики, доступ к информ).

 

Сущность фин-бюджетного федерализма

Бюдж федерализм - автономное функцион-е бюджетов отд уровней на всех стадиях бюдж процесса, основ на след принципах:1) законодат разгранич полномочий по расходам м\у органами власти всех уровней упр-я;2) обеспеч соотв органов власти необх фин рес-ми для выполн-я ими возлож на них ф-й;3) обесп вертик и горизонт выравн-я доходов всех звеньев бюдж сис;4) наличие единых для каждого звена бюдж сис формализов прозрачных, понятных методов регулир-я бюджетов;5) самостоят и равноправие каждого бюджета, вход в бюдж сис, кот выраж в самостоят-ти бюдж процесса, опред-и направлений использ бюдж ср-в, подконтрольн исполн-я бюджета соотв представит органам власти. Идеальная модель бюдж федерализма- объем доходных полномочий субъектов соотв объему ответств-ти по расходам, закрепл за данным уровнем гос власти.Бюдж фед-м как сис межбюдж отн-й должен отвечать требованиям соц-экон эффект-ти, территор справедливости и полит стабильности. Сущность бюдж фед-ма как концепции бюдж устройства - нормат-законод установл бюдж прав и обязан-тей двух равнопр сторон – федер и регион органов власти и упр-я, правил взаимод-я на стадиях бюдж процесса.

 

 

Система внебюджетных фондов РФ

ВБФ – формы перераспр-я и исп-ия фин рес-ов, привлек гос-ом для финанс-ия не включ в бюджет некот обществ потребностей и комплексно расходуемых на основе операт самостоят-ти строго в соотв с целевыми назначениями. Образ вне бюджетов для реализ констит прав, удовлет потреб соц и эк характера.

Обособл, автоном и самостоят. В РФ с 1992г на федер и на субфедер уровне, в кач-ве соц, эк, эколог, научно-исследов. Особенности: 1)запланир органами власти и упр-ия, строго цел направленность. 2) для финанс-ия гос расх-в не включ в бюджет.3) есть за счет цел взносов и обяз платежей. 4)Ден рес-сы в гос собств, не подлеж изъятию, на цели предусмотр законом. 5)расх-ие ср-в фондов по распоряж правит-ва. 6) могут быть представл субвенции на инвест разл проектов и программ. ВБФ аккумул до 1/3 бюдж гос-ва. В РФ в виде соц фондов, дорож фондов.

Соц внебюд-ые фонды

Пенс Фонд – это гос учреждение, осущ обязат пенс страх в РФ; образ вне федер бюджета, предназн для фин обеспеч защиты прав граждан от утраты заработка или др пост дохода, из за потери трудос-ти при наступл старости, инвалид, нетрудосп членов семьи, смерти кормильца, для отд категорий трудящ длит выполнения опред проф. деят-ти.

Осн источник дох-ов – страх взносы работодат и работающих; средства федер бюджета, ср-ва фсс, пени и фин санкции, аккумул свобод ден ср-в, матер капитал. Осн напр-е исп-ия фонда – это пенс обеспечение.

Категория смеш пенс обесп-я, распредел-накопит сис, приведш к переходу на страх сис пенс обесп-я,размер пенсии зависит от кол-ва лет уплаты страх взносов и от их суммы. Пенс сис на след принципах: 1)всеобщность. 2)обязат 3)гарантир. 4)независимость.

Пенс сис из след частей: 1)гос пенс обесп-е – обеспеч за счет страх взносов в гос и соц фонды, обеспечив баз часть труд пенсии и пенсии нетрудосп граждан в соотв с законод-ом. 2)обязат пенс страх-е обеспечив страх и накопит частью труд пенсий. 3)доп пенс страх и обесп-е обеспечив в доп-и к гос пенс обеспечению за счет накопит добровольн взносов работодателей.

В РФ выплачив: 1)труд пенсии: женщ по 55 лет, мужч 60 лет, стаж у женщ 20 лет, у мужч 25, при страх стаже не менее 5 лет.

Труд пенсии: - по старости., - по инвалидности., - по случаю потери кормильца.

Труд пенсия из 3 частей: базовая, страх, накопит.

По сл потери кормильца: базовая, страх. Баз часть устанавл гос-ом в твердой сумме для всех пенсионеров финансир за счет страх взносов, перечисл в федер бюджет. Страх часть – в завис от уплач в пенс фонд страх взносов по обязат пенс страх-ю. Накопит часть устанав в завис от суммы страх взносов уплач за застрах лицо в накопит часть с учетом инвест дох-а от их размещения и ожида периода выплаты пенсии.

Гос пенсии – гарантир гос-ом по след категории граждан и основания: пенсия по инвал-ти чернобыльцам, пенсии по потере кормильца, лицам состоявшим на иждивении у умершего кормильца, детям инвалидам до 16 лет, пенсии инвалидам с детства.

Труд пенсия из 3 частей: соц, баз и страх.

Фонд соц страх-ия.

Особ-ть – работодатель произв отчисления в фсс, использ ср-ва фонда недоначисляя в бюджет фонда сумму тех пособий, выплату кот он осущ при наступлении страх случая. Задачи: обесп-е гарантир гос-ом пособий по времен нетрудос-ти, берем-ти, родам, при рожд ребенка, част оплата санаторно-курорт оздоровления, лечение и оздоровление детей. Источники фонда: 1)страх взносы в гос соц и бюдж фонды. 2)страх взносы в фсс от несч случаев и проф заболеваний. 3)капитализация временно свобод ден ср-в. 4)ассигнования из фед бюджета. 5)част оплата санаторно-курортного лечения. 6)страх взносы ип и работодателей.

Направления исп-ия: наиб уд вес в составе затрат фонда - пособия по времен нетруд-ти, размер кот зависит от непрерывности стажа. Первые 3 дня с 2011 г оплачив работодателем, посл дни за счет ср-в фонда. Детские пособия: берем и родам, при рожд-и, ежемесяч пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, пособий женщинам вставшим на учет в мед учреждение в ранние сроки берем-ти(до 12 недель), оплата санат-курор лечения, в связи с потерей трудос-ти из за проф заболевания или проф травматизма, оздоровл детей в детских санат-курортных учреждениях.Фонд обязат мед страх-ия.Ср-ва фонда в гос собс-ти, цель: обесп-е гражданам РФ равных условий в получении мед и лекарств помощи. 2-х уровневую сис-му: федер - ффомс и террит -ТФОМС Фед фонд для выравн-я фин усл-й деят-ти террит фондов, на финанс-ие гос цел программ, осущ-ие нормат-прав регул-я фондов и осущ международ деят-ти.

Источники фонда: страх взносы, гос соц и внебюдж фонды, ассигнования из фед бюджета.

В 2011 г страх взносы, вступ в фомс составл 5,1%, по федер 3,1% и террит 2%. С 2012 г вся сумма страх взносов будет перечисл на счет федер фонда. Финанс-ие террит фонда будет осущ-ся путем трансфертного обеспечения или финансир-ия из федер фонда.ТФОМС для финанс-ия стоим-ти услуг мед учреждений, порядок финас-ия зависит от особ-й региона. За счет тфомс 4 статьи расх-в мед учреждений: 1)оплата труда.2)страх взносы с фонда оплаты труда.3)оплата стоим-ти перевязочных материалов и мед препаратов.4)оплата стоим-ти мед препаратов.Страх больничн касса некоммерч орг-ия, учредители- органы мест самоуп-ия, ее дох-ы формир за счет ср-в террит фондов. Расх-ды страх больнич кассы: 1)финан-ие услуг мед учреждений, 2)з/п работников, 3)формир резервов.

 

Доходы бюджета

- часть централиз рес-ов, осн источником формир-я кот явл нац доход. Дох-ы – ден ср-ва, поступ в безвозм и безвозвр порядке в распоряж органов гос власти и омсу. Различ налог, неналог дох-ы и безвозм и безвозвр поступления.

Дох-ы делят на собств и регулир. Собст закрепл на пост основе полностью или част за соотв уровнем бюдж сис. Регулир дох-ы зачисл по нормативам, установл на фин год с целью пополнения дох-ов.

Доходы бюджетов- налог доходы, неналог доходы и безвозмездные поступления.

Налог дох - от федер налогов и сборов,от налогов, предусм спец налог режимами, регион и местных налогов, пеней, штрафов по ним.

Неналог дох - от исп имущества, наход в гос или муниц собств-ти, за исключ имущ-ва бюдж и автоном учрежд, имущ-ва гос и муниц унит п-п, в т.ч казенных; от продажи имущ-ва, наход в гос и муниц собст-ти, за исключ имущ-ва бюдж и автоном учреждений, имущ-ва гос и муниц унит п-п, казенных, от платных услуг, оказ казенными учрежд, ср-ва, получ в рез-те применения мер гражд-правовой, админист и угол отв-ти,штрафы, конфискации; ср-ва самообложения граждан.

К безвозм поступлениям: дотации; субсидии; субвенции; от ф.л. и ю.л., междунар орг-ий и правит ин гос-в, добровольные пожертвования.

 

Налоговые доходы бюдж сис

К налог доходам относ предусмотр налог законодат РФ федер, регион и местные налоги и сборы, пени и штрафы.

Налог доходы включают в себя:

1.налоги на прибыль (налог на прибыль орг-ий; налог доходы физ лиц;налог на игорный бизнес;страховые взносы).

2. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы (НДС;акцизы;)

3.налоги на совокуп доход(единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения)

4.налоги на имущество (налог на имущество физ лиц;налог на имущество предприятий;

5.платежи за пользование прир рес-ми (платежи за польз недрами, платежи за польз континент шельфом РФ, налог на добычу полез ископ, платежи за польз лесным фондом,плата за польз водными объектами, земельный налог

6.налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкон операции-таможенные пошлины.

По уровню зачисления доходы делятся:

­Федер (НДС, НДФЛ. НДПИ, акцизы, налог на прибыль, гос. пошлина, Сборы за польз объектами животного мира и за польз объектами водных биологических, Водный налог).

­Регион (налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог).

­Местные (земел и налог на имущ-во физ лиц).

 

Неналог доходы бюджетов

- доходы от использ имущ-ва, наход в гос собств-ти, доходов от платных услуг, оказыв бюдж учреждениями, находящим в ведении органов гос власти РФ, - в полном объеме;

- доходы фед бюджета учитыв: прибыль Банка России - по нормативам, устан федер законами;

доходы от внешнеэконом деят-ти.Неналог доходы федер бюджета: от использ имущ-ва, наход в гос собст-ти, от продажи имущ-ва, Части прибыли унит п\п, Лиценз сборов, Тамож пошлин и сборов, Платы за исп лесов, водными объектами, водн биол рес-ми, за негат возд на окруж среду, Прибыль ЦБ РФ, Доходы от внешнеэк деят-ти.

Расходы федер бюджета

Разделы расходов фед бюджета: 1) общегос.вопросы, нац.оборона, нац.безопасность и правоохранит.деят-сть, нац.эк-ка, ЖКХ, охрана окр.среды, образование; к-ра, кинематография и СМИ, здравоохранение и спорт, соц.пол-ка, межбюджетные трансферты

Расходы фед бюджета выполняют функции политического, соц.и хоз-го регулирования.

Расходы бюджета в 2011 году планируются на уровне 10,658 триллиона рублей (21,2% ВВП, прогнозируемый доход – 8,841 трл.), в 2012 году - 11,237 триллиона рублей (20,1% ВВП), в 2013 году - 12,175 триллиона рублей (19,7% ВВП).

 

Расходы регион бюджетов.

Осн.направления использ-ия ср-в регион.бюджетов: • обесп функционир органов законодат.(представит) и исполнит. власти субъектов РФ;• обслуж и погашение гос долга субъектов РФ;• проведение выборов и референдумов субъектов РФ;• обеспеч реал-и регион.целевых программ;• формир гос собств-ти субъектов РФ;• осущ междунар. и внешнеэкон. связей субъектов РФ;• содерж и развитие п/п, учреждений и орг-ий, находящ в ведении органов гос власти субъектов РФ;• обеспеч деят-сти СМИ субъектов РФ; оказание фин помощи местным бюджетам;• обеспеч осущ-ия отд. Гос.полномочий, передав на муницип.уровень;• компенсация доп.расходов, возникших в рез-те решений, принят органами гос власти субъектов РФ, привод к увелич бюдж расходов или уменьш бюдж доходов местных бюджетов. Разделы расходов регион.бюджета: общегос.вопросы, нац.безопасность и правоохранит. Деят-сть, нац.эк-ка, ЖКХ, охрана окр.среды, образ-е;к-ра, кинематогр и СМИ, здравоохр-е и спорт, соц. Политика, межбюдж трансферты Прогнозир общий объем доходов республ. бюджета ЧР на 2011 год утвержден 22484515,0 тыс. руб, в т ч объем безвозмез поступл - 7923673,8 тыс. руб, из них межбюдж трансферты из фед бюджета - 7603495,8 тыс. руб. Общий объем расходов республ.бюджета ЧР на 2011 год утвержден в сумме 23217540,9 тыс. руб. Прогноз дефицит республ.бюджета ЧР733025,9 тыс. руб.

Расходы местных бюджетов

В соотв-ии с БК РФ из местных бюджетов финансир след.виды расходов:• содерж ОМСУ;• формир муниц собств-ти и упр-е ею;• орг-ия, содерж и развитие учреждений образ-я, здравоохр-я, к-ры, физк-ры и спорта, СМИ, др учреждений, нах-хся в муницип.собств-сти или в ведении ОМСУ;• содерж муниц органов охраны обществ порядка;• орг-ия, содерж и развитие муницип.ЖКХ;муницип дорожное строит-во и содерж дорог местного значения;благоустройство и озеленение тер-ий муницип.образований;орг-ия утилизации и переработки бытовых отходов (за исключ радиоактивных);• орг-ия транспорт обслуж-я населения и учреждений, нах-хся в муницип. Собств-ти или в ведении ОМСУ;• обеспеч противопож безопасности;• охрана окр.природной среды на территориях муницип.образований;• реал-я целевых программ, приним ОМСУ;• обслуж и погашение муниц долга;• целевое дотирование населения;• содерж муниц архивов;• проведение муниц выборов и местных референдумов. Разделы расходов местн.бюджета: общегос вопросы, нац.безопасность и правоохр деят-ть,нац.эк-ка, ЖКХ, охрана окр.среды, образ-е, к-ра, кинематогр и СМИ, здравоохр и спорт,соц.пол-ка,межбюдж трансферты.

Федер фонд компенсаций

Фед.фонд компенсаций образ в составе фед бюджета в целях предост субвенций Под субвенциями бюджетам субъектов РФ из фед.бюджета поним межбюдж трансферты, предост бюджетам субъектов РФ в целях фин. обеспеч расходных обяз-тв субъектов РФ и (или) муницип.образований, возник при выполн полномочий РФ, перед для осущ органам гос.власти субъектов РФ и (или)ОМСУ в устан порядке. Субвенции из Фед.фонда компенсаций распред м\у субъектами РФ в соотв с Методикой распред-я субвенций из Фед.фонда компенсаций м\у субъектами РФ на 2005 год, утвержд постан Прав-ва РФ от 01.12.2004 N 705. Проект распред-я вносится в ГосДуму и утверж во 2 чтении. Объем субвенций устан в размере, не превыш 5 % общ.объема субвенций. Субвенции из фед.бюджета распред м\у всеми субъектами по ед.для соот вида субвенций методике пропорц числ-ти нас-ия, потребителей соотв гос(муницип) услуг с учетом нормативов форм-ия бюдж ассигн на исп-ие соотв обяз-тв и объект усл-й, влияющих на ст-ть гос (муницип) услуг в субъектах РФ. Методики распределения субвенций бюджетам субъектов РФ из фед бюджета предст Правит-м РФ. Гл.распорядители ср-в фед бюджета до 1 авг тек.фин.года направляют высшим исполнит.органам гос власти субъектов РФ методики (проекты) распред-ия субвенций бюджетам субъектов РФ из фед.бюджета, а также исх данные для проведения расчетов распред-я субвенций бюджетам субъектов РФ из фед.бюджета на очер фин.год и план.период и до 20 авг тек.фин.года проводят сверку указ исх данных с высшими исполнит.органами гос власти субъектов РФ. Внесение изменений в исх данные для проведения расчетов распред-я субвенций бюджетам субъектов РФ из фед. бюджета на очер фин.год и план.период после 20 авг тек. Фин.года не допуск. Внесение изменений во внесенный Прав-вом РФ проект не допускаются.

 

Сбалансированность бюджетов

Сбалансированность бюджета - один из основополаг принципов формир-я и исполн-я бюджета, сост в колич соотв-и бюдж расходов источникам их финансир-я.

Этот принцип сбалансир бюджета при наличии дефицита бюджета позволяет достичь рав-ва м\у суммарной величиной бюдж поступл и объемом производим расходов. Отсутствие бюдж сбалансир устраняет равновесие. Если расходы превыш бюдж поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансир бюджет заведомо нереален, несбалансир-ть делает его фиктивным. Сбалансир бюджета призвана обеспечить норм функцион-е органов власти всех уровней. Несбалансир-ть даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансир-я гос и муниц заказов, к сбоям в сис сметно-бюдж финансир-я, порождая неплатежи в народном хоз-ве страны. Наилучш вариант обесп-я сбалансир-ти бюджета – разработка бездефицит бюджета, в кот объем расходов, включая затраты на обслуж-е и погашение гос долга, не превыш величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансир-я, то для сбалансир-ти бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюдж процесса. Сбалансир-ть бюджета достиг разными методами; одни из них примен при формировании бюджета; др - при его исполнении. К методам сбалансир-ти бюджета относ: лимитирование бюдж расходов; совершенст мех-ма распред доходов м\у бюджетами разных уровней, адекватного распред расходных полномочий м\у ними; выявл и мобилизация резервов роста бюдж доходов; построение эффект сис бюдж регулир-я и оказания фин помощи в сфере межбюдж отн-й.

 

Профицит бюджета.

Профицит бюджета – новое экон явление для РФ. Впервые возник в 2002 году.

Причины:1. увелич объемов ВВП и повыш экон роста в гос-ве.2.Благоприятно сложив конъюнктура на междунар рынке углеводородов.3. Просчеты при формир-и бюдж-налог политики.4.Завыш налог ставок и повыш налог нагрузки.5.Заниж расходов бюджета. В РФ причиной профицита явилось исключит повыш цены на нефть и превыш её над уровнем баз цены. В расчет в РФ берется нефть марки Urals. ПБ многими учеными не рассматр как позит явл-е. Связано это, прежде всего, с тем, что у гос-ва появл свободные ден ср-ва, не использ на развитие. В результате формирования ПБ в РФ с 2004 года начали формировать Стабилизац фонд, кот с 1.01.2008 был преобр и разделен на 2 фонда: Резервный и Фонд Нац благосост-я. Резервный фонд – часть средств ФБ, подлеж обособл учету и упр-ю в целях осущ нефтегаз трансферта, если на определ этапе будет ощущаться недостаток нефтегаз доходов. Нефтегаз доходы использ для обеспеч нефтегаз трансферта, а также для формир Резервного и ФНБ.К ним относятся доходы ФБ от уплаты:НДПИ в виде углеводор сырья, Вывозные тамож пошлины на нефть сырую, газ природный, а также товары, выработ из нефти.Нефтегаз трансферт – часть средств ФБ, использ для финансир-я ненефтегаз бюдж дефицита за счет нефтегаз доходов.

 

Стабилизационный фонд

На форме профицита бюджета в РФ сформир Стаб фонд, кот с 2008 г. Был трансф в резервный фонд и фонд нац благосост-я. Профицит бюджета РФ экон-ки обосн наличием нефтегаз доходов от уплаты: НДПИ в виде углеводор сырья, вывоз тамож.пошлин на нефть сырую, на газ прир, вывоз тамож.пошлин натовары, выработ из нефти. Нефтегаз доходы направл на формир-е Резервного фонда и фонда нац. Благосост. Резервный фонд - часть ср-в фед бюджета, подлеж обособл учёту и упр-ю в целях осущ нефтегаз трансферта в случае недостат нефтегаз доходов для фин обеспеч-я указ трансферта. Резервный фонд формир в размере не менее 10% от ВВП. Фонд нац благосост- часть ср-в фед бюджет, подлеж обос учёту и упр-ю в целях обеспеч-я софинанс-я добров пенс накопл граждан РФ,обеспеч сбалансир-ти (покрытия дефицита) бюджета пенс фонда РФ. Целями упр-ия ср-ми резервного фонда и фонда нац благосост- обеспеч сохранности ср-в указ фондов и стабил уровня доходов от их размещ в долгоср перспективе. Упр-е ср-вами фондов осущ Минфином РФ. Ср-ва Резервного ф могут размещ в ин валюте и след виды фин активов, номинир в ин валюте: долговые обязат-ва ин гос-в, ин гос агентства ЦБ, долговые обяз-ва междунар фин орг-ий, в т ч оформл ценными бумагами, депозиты и остатки на счетах в ин банках и кред орг-ий, депозиты и остатки на банк счетах в ЦБ РФ. Средства Фонда нац благосот могут размещ в ин валюту и след виды фин активов: долговые обяз-ва ин гос-в, ин гос агентств и цб, долговые обяз-ва м\у фин орг-ий, в т ч оформл цен бумагами, депозиты и остатки на банк счетах в банках и кред орг-ях, в гос корпорации Банк развития и внешнеэкон деят-ти – Внешэкономбанк, депозиты и остатки на банков.счетах в ЦБ РФ, долговые обяз-ва и акции юр лиц, паи (доли участия) инвест.фондов

 

Консолидир бюджет РФ

Консолидир бюджет - свод бюджетов бюдж сис РФ на соотв территории (за исключ бюджетов гос внебюдж фондов) без учета межбюдж трансфертов м\у этими бюджетами; Эти бюджеты явл статист сводом бюдж показат, характериз агрегир данные по доходам и расходам, источники поступл-я ср-в и направлениям их использ-я по территории в целом РФ и отд субъектов РФ. Назначение:1.в бюдж планир-и и при опред-и величины нормативов отчислений от регулир налогов в бюджеты субъектов РФ и размеров дотаций. 2.при анализе формир-я и использ-я централиз фин фонда страны. 3. Для составл сводного фин планир-я и перспект планир-я, 4. При расчетах, характер разл виды обеспеч-ти жителей страны, территорий; для сравнит анализа сост-я отд территорий и сравнения с аналог показателями др стран. Использ среднебюдж, валовые показатели, показатели на душу населения. В доход части баланса использ след бюдж данные: ндс и акцизы, ндфл, налог на имущ-во, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкон операции и доходы от внешнеэкон деят-ти, ср-ва бюдж целевых фондов, отчисления на воспроиз-во минер-сырьевой базы, доходы от гос собств-ти или деят-ти, включая доходы от продажи имущ-ва. Расход часть сводного фин баланса включает след бюдж показатели: затраты на гос инвестиции, расходы на соц-культ меропр-я, финансир за счет бюджета, гос дотации, расходы на воспроизводство минер-сырьевой базы, науку из бюджета,на оборону, на содерж органов гос власти, правоохран органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкон деят-ти, образ-е резервных фондов. Для расчета фин рес-в на перспективу исследуя корреляц связи м\у объемами доходов консолидир бюджетов и такими перемен, как ВВП, нд, объем валовой продукции промышл-ти, сельского хоз-ва.

 

Налогооблож-е, его принципы

Налогообл-ие - процесс взимания налогов и сборов с ЮЛ и ФЛ в пользу гос-ва.1. Принцип справедл. Налоги — законная форма изъятия части собст-сти налогопл-ка для ее использ-ия в интересах общ-ва, гос-ва. Равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспос-ти фискально обяз лиц.2. Принцип определ-ти налогообл-я. «Налог, кот обязыв уплачивать каждое отд лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — ясно и определ для плат-ка. 3. Принцип удобства налогообл-я. осущ тогда и так (тем способом), когда и как плат-ку удобнее всего платить его. 4. Принцип экономии. технич.принцип постр-я налога. расходы по взиманию налога д/б миним по сравнению с Д, к-ый приносит данный налог. «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит гос. казначейству». Осн принципы: законности налогообл; всеобщ и рав-ва налогообл; справедл-ти;публичности налогообл; устан налогов и сборов в должной правовой процедуре; экон обосн-ти налогообл; презумпции толкования в пользу налогоплат-ка всех неустран сомнений, противоречий и неясностей актов законодат-ва о налогах и сборах;определ-ти налоговой обязан-ти; единства экон пространства РФ и единства налог политики; единства сис налогов и сборов.

Федеральные налоги россии

Федер налоги – налоги, устан к действию федер законодат-вом и действ на всей территории РФ. Если налог федер, то он не обязат явл источником федер бюджета (НДФЛ – источник регион бюджета). НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, на пр-ль орг-и, на доб пол иск, водный, сборы за польз-е об-ми жив мира и водн биол-х рес-ов, гос пошлина. Водный. Платят орг-ии и ИП за водопользов-е (забор воды, лесосплав, гидроэнергетика). Размер нал зависит от того, какое водопользование осущ-ся. (Лесосплав – объем сплав-го леса, гидроэнерг-и – произ-ая э/э). Платят ежекварт, 100% уходит в ФБ. Нал не платят для целей здравоохр, для орошения в с/х, для обеспеч пожарной безоп и т.д. Ставки уст-ся по бас-ам рек, озер, эк рай-м. На добычу пол иск. Платят орг-ии, кот осущ добычу пол иск на тер-ии РФ. Об-т: пол иск, добытые на тер РФ, извлеч-е из отходов добывающего про-ва, добытые из недр за пределами РФ. Раз-р ставки зав от вида добыв-х пол иск. Ставка опр-ся ур-м рентабельности добычи и реализ-ии. Нал период – календ мес. На пр-ль орг. –федер. налог, устанавлив-ый в действие на всей тер. РФ.

Гос пошлина – это сбор, взим-ый с лиц при их обращ-ии в гос органы, ОМСУ и иные органы и / должностн-м лицам, кот уполномочены совершать юридически значимые действия. Плательщики – орг-ии и ФЛ. Раз-р пошлины зависит от плательщика, вида соверш-х действий и суммы, и т.д. Сборы за польз-е об-ми жив мира и водн биол-х рес-ов. Плательщики – орг-ии, ФЛ и ИП, получ-ие в уст-ом порядке лицензию на ольз-е об-ми жив мира и водн биол рес-в на тер-ии РФ. Об-ты н/о: об-ты жив мира и водн биол-х рес-ов, изъятие кот из среды их обитания осущ на основ-ии лицензии. Перечень уст-н закон-но в НК.

 

Акцизы: кр характ-ка

Акцизы - вид косв или дополнит налога на товары, включ в цену или тариф. Назначение акциза - изъятие в бюджет доходов, получ от сверх прибыли при произв-ве высокорент продукции и для формир-я примерно одинак экон усл-й для всех пп. Акцизы устанавл также на импортные товары с целью защиты нац потребит рынка, т.о. акцизы - это способ взимания части стоимости товара, кот не обусл эффективностью произв-ва, потребит св-вами и явл следствием особых условий произв-ва и продукции. Налогоплательщики -пп, орг-ии, ИП, осущ пр-во и реал-ю подакцизной продукции. В соотв.с НК подакцизными товарами призн: 1) этиловый спирт из всех видов сырья, за искл. коньячного спирта 2) алкогольная продукция 3) пиво 4) табачная продукция 5) легковые автомобили и мотоциклы 6) автомоб бензин 7) дизельное топливо 8) моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей 9) прямогонный бензин. Объект налогообл-я: 1) реал-я произвед подакцизных товаров 2) оприход налогоплательщикам нефтепродуктов 3) передача и реал-я нефтепродуктов. При установ твердой ставки акциза объект налогообл-я - объем реализ подакцизных товаров в натур выражении. При устан адвалорных ставок - как стоимость перед подакцизных товаров, исходя из цен, определ сторонами сделки без учета НДС и акцизов. При устан комбинир ставки - как стоимость подакцизных товаров исходя из средних цен реал-и, действов в налоговом периоде. Налог период - календарный месяц. Особ-ть налог ставок: 1) дифференцир по способам взимания (твердые, специфич, адвалорные или комбинир). адвалорные - ставки выраженные в %. (в наст.вр. не примен). Комбинир - примен только по 1 виду подакцизного товара, а именно - группа табачные изделия (сигареты с фильтром и без фильтра). 2) ставки устанавл на 3 года, измен с учетом индексации цен. 3) ставки устан по каждому виду подакцизных товаров с учетом качеств товаров. 4) изменять ставки акцизов имеет право - искл. решения правительства РФ. 5) акцизы - косв налог и имеют 1 особ-ть при исчисл НДС сумма акциза из облаг базы не исключ.

 

Налог на прибыль орг-ий

Федер налог, устанавл действию на всей террит РФ все эл-ты налога регламент исключ правит-вом РФ. отд позиции такие как ставка в рамках отстающ региона, порядок предост-я инвестиц налог периода регламент законом субъекта РФ. В ЧР закон №31.Налогоплат-ки - российск. и ин орг-ии. Не призн налогоплат:- орг-ии, перешед на спец нал режимы (ЕСХН, вменен. Дох), - орг-ии, нерезиденты, организаторы олимп и параолимп игр, включая производ продукцию СМИ и ее распростр-я в период осущ игр. Объект налогообл-я - прибыль, получ как разница м/у дох и фактич произвед и документ поттвержд расходами. К дох относят: -дох от реал-и товаров и имущ прав, внереализ дох; работ- это выручка от реал-и товаров собств произ-ва, приобр товаров для реал-и товаров, имущ. прав. К внереализ дох относят дох:

- от долевого участие в деят-ти др орг-ий; - положит. курсовая разница в рез-те отклон курса продаж в иностр валюте; - штрафы, пени, получ за нарушение договорных обязат-в; - сдача имущества в аренду; - %ы, получ в виде %ов в банке; - дох. прошлых лет. Выявленные в отч. Периоде.Расх.классифиц на расх, связ с произ-ом и реал-ей продукции и внереализ. Расх. связ с произ-ом и реализацией. Сюда включают: расх. По изгот, хранению, доставкой товаров и реал-ей, расх. На содержание, регион обслуж-е, освоение природн. ресурсов, НИОКР, обязат. добровольное страхование.Расх., связ с произ-ом и реал-ей группир по 4 гр.: 1.матер. расх (ст. 254); 2.з/п (ст. 255); 3.сумма, начисл амортизации, 4.проч расх. Налог ставка – 20%, в тч 2% зачисл в федер бюджет и 18% зачисл в бюджеты субъектов РФ;

Налог ставка по налогу на прибыль орг-й для с\х товаропроизводителей, не перешед на сис налогообл-я для с\х товаропроизводителей (ЕСХН), по деят-ти, связ с реал-ей произвед ими с\х продукции, с реал-ей произвед и переработ данными орг-ями собств с\х продукции, устан:

в 2004 - 2012 - 0 %; в 2013 - 2015 годах – 18%.

 

Страховые взносы

Страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС

Плательщики взносов (страхователи):-лица, произв выплаты фл: орг-и, ип, фл, не призн ип

ип, адвокаты, нотариусы, заним частной практикой, не произв выплат фл. Объект:

1) Выплаты и иные вознагр по:труд договорам и гражд-прав договорам, предметом кот явл выполн работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа,договорам об отчужд исключ права на произвед науки, лит-ры, искусства, издат лиценз договорам, лиценз договорам о предост права использ произведения науки, лит-ры, искусства.2)Выплаты и иные вознагр по труд и гражд-правовым договорам, предметом кот явл выполн работ и оказание услуг, выплач в пользу фл.Начисл и уплач страх взносы в размере, опред исходя из стоимости страх года.Стоимость страх года - сумма ден ср-в, кот должны поступить за застрах лицо в бюджет соотв фонда в теч одного фин года= МРОТ на начало фин года, за кот уплач страх взносы * тариф страх взносов в соотв фонд * 12.Не призн объектом облож выплаты и иные вознагражд в пользу:

иностр граждан и лиц без гражданства, по труд договорам, заключ с рос орг-ей для работы в ее обособ подразделении, распол за пределами территории РФ,фл, явл ин гражданами и лицами без гражданства, в связи с осущ ими деят-ти за пределами территории РФ. По договорам: предметом кот явл переход права собств-ти или иных вещных прав на имущ-во, договоров, связх с передачей в польз имущества, за исключ договоров авторского заказа, об отчужд исключ права на произвед науки, литературы, искусства, издат лиценз договоров.База: Сумма выплат начисл за расч период в пользу фл, за исключ сумм не подлеж обложению.База для начисл страх взносов в отн-и каждого фл устан в сумме, не превыш 415 000 рублей нараст итогом с начала года.Расчетный период - календ год.

Отч период - первый квартал, полугодие, 9 мес календ года, календ год.

Тариф страхового взноса - размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.

ФСС ПФР ФФОМС ТФОМС

2,9% 20,0% 1,1% 2,0%

2,9% 26,0% 2,1% 3,0%

В теч расч периода страхователь уплач страх взносы в виде ежемес обязат платежей до 15-го числа календ месяца, след за месяцем, за кот начисл.Страх взносы уплач за расч период не позднее 31 декабря тек календ года

НДФЛ

Дан.налог яв-ся фед платежом, доходы по кот-му: 70%-регион уровень, 30-местный. НДФЛ: РБ-70%, МБ-30%:город округ30%, муницип р-ны20%––>город, сельск поселение10%.

Особ-ть-налогоплат-ки-это ФЛ, но уплату налога осущ-т в больш случаев (за искл по доходам ИП) взаимозавис лица-работодатели,-взаимозавис.лицо, в роли к-го выступает налог.агент. На него возла обяз-ти: исчислять, удерж, перечислять дан.налог. При этом налог. агент насет ответ-ть за своеврем перечисл, правомерность применения налог.льгот, вычетов, ответ-сть по предоставлотч данных в стат. и налог.органы. На основании представл уведомл обязаны представлять имуществ. и стандартн. вычеты. По запросу ФЛ, работников п/п предост справку 2НДФЛ для налог.органов.Элементы налога: Налогоплат-ки(ФЛ-резиденты и нерезиденты РФ). Доходом(Д) для цели налогообложения признается выгода полученная ФЛ за налог.период как в ден.форме,так и в натур форме(Д,получ в виде товаров,имущ-ва:обучение,проездные,оплата коммунальн.услуг) материальной выгоды. В качестве доходов: пособия и компенсац.выплаты, вознаграджения за исп-ие труд.обязан-тей, Д по авторским договорам, Д от продажи, сдачи в аренду имущ-ва,гранты. Д не объект налогообл-ия:гос и компенс выплаты. Налог.база-Д,получ.в ден.форме матер.выгоды,за минусом налог.вычетов и Д,освобожд-ых от налогообл-ия. Д в форме матер.выгоды:% за польз плат-ком заемными ср-вами(при предост таковых без%, либо по ставке ниже чем 2/3 действ ставки рефинанс-8,25%, 2/3 этой ставки-5,5%); при получ Д по % в банке при усл,что ставка депозита превыш действ ставку рефин-ия+5%; в связи с операциями по банков.картам в теч.без%-го периода;при приобрет товаров по ценам ниже чем их факт.цена реал-и;при приобрет цен.бумаг по цене ниже номинала. Д освобождот налогообл-ия: гос.пособия за искл.пособий по времен.нетрудоспсти(пенсии,стипендии,выплаты по родам), все виды компенсацион.выплат связан.со здоровьем, бесплат.возмещением и предост комунальн.услуг, топлива, сот.связи; оплата ст-сти натур. довольствия, формен. одежды; вознаграждение донарам,гранты от орг-ий, суммы получ.в виде междунар.и рос.премий, суммы мат помощи в связи со стих.бедствием и ЧС; подарки получ.от взаимозавис.лица,призы в ден-натур форме получ.на конкурсах, соревнованиях-в пределах 4тыс.руб;суммы мат помощи,оказыв.инвалидам в пред4т.р.;Д солдат; выплаты производ профсоюзами,выигрыши по облигациям гос.займов; помощь,подарки получ ветеранами ВОВ,вдовами не больше10т.р.; материн.капитал;Д от продажи прод-ции подсобных участков,Д в ден и натур формах в виде оплаты ст-сти проезда к месту обучения и обратно лицами недостиг. 18лет (школьн. автоб).

 

Налоги на природопольз-е

платежи за польз лесным фондом; водными объектами; объектами жив мира; НДПИ,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.20.56 (0.067 с.)